Урок – «круглый стол» «Союз нерушимый республик свободных...» (как был образован СССР)
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Цель урока - охарактеризовать и проанализировать предпосылки, причины и принципы процесса объединения советских республик в единое Федеративное государство – СССР; проследить этапы образования СССР; спроектировать возможные последствия подобного объединения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок – «круглый стол»
«Союз нерушимый республик свободных...»
(как был образован СССР)
Цель урока: охарактеризовать и проанализировать предпосылки, причины и принципы процесса объединения советских республик в единое Федеративное государство – СССР; проследить этапы образования СССР; спроектировать возможные последствия подобного объединения.
Путем подбора фактического материала и его творческого осмысления вовлечь в поисковую познавательную деятельность макси-мальное количество учащихся, развивать умения рассуждать, аргумен-тировать, делать выводы, формировать личностный подход и оценку изучен-ных событий.
Оборудование: карта Союз Советских Социалистических республик.
Пакет документов. Бейджики и таблички-указатели «экспертов».
Ход урока
Вступительное слово учителя. Всплеск национальных эмоций в по-следнее время люди, особенно старшего поколения, связывают с демо-кратизацией нашей жизни. «Нет железной руки, вот и распоясался на-род», – так обычно объясняют они происходящие события. И дейст-вительно, события в Нагорном Карабахе в конце 1988г., когда Армения и Азербайджан фактически оказались в состоянии войны друг с другом из-за административной принадлежности НКАО, события в Тбилиси, тревожная обстановка в Фергане, где произошли кровавые столкнове-ния узбеков с турками-месхетинцами, выступления на национальной почве в Сухуми, Баку, Душанбе, «парад суверенитетов» республик, трагические события в Молдове, две «чеченские» войны, непрекращаю-щиеся террористические акты – все это не может не вызывать тревож-ных размышлений.
– Чем вызваны националистические волнения?
А самое главное – как решить национальный вопрос безболезненно для народов страны?
Думается, что ответить на эти вопросы невозможно, не поз-накомившись с историей образования СССР.
Объявляется тема урока, формулируются цели и задачи.
– Для решения поставленных вопросов мы пригласили к нам на заседание «круглого стола» ведущих российских специалистов по национальному вопросу. Они помогут нам разобраться в сути давно прошедших событий и выработать свой взгляд на решение одной из сложнейших проблем современности. Все присутствующие должны максимально активно участвовать в работе «круглого стола».
Представление «экспертов»-специалистов.
– Начинаем наше заседание. Задавайте вопросы участникам «круглого стола».
Ученик: Что подразумевают ученые под понятием «националь-ный вопрос»?
«Политолог»: Национальный вопрос – совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культур-ных отношений между нациями. Это вопрос о причинах возникновения недоверия, вражды и конфликтов между нациями с одной стороны, и нациями и существующей системой власти в многонациональном обществе – с другой; о формах, методах и условиях его решения в интересах мирного сожительства и добрососедства, прогресса наций на основе равноправия, суверенности и демократизма.
Ученица: А как решался национальный вопрос в царской Рос-сии? Каково было положение народов при царизме?
«Историк»: Национальный вопрос в Российской империи являлся одним из самых острых и трудно поддающихся решению. К началу XX века население страны говорило на 146 языках. В национальном отношении цифры расположились таким образом:
65,5% всего населения – славяне (русские, белорусы, украинцы);
40,6% – народы Средней Азии, Поволжья, Казахстана, Крыма;
6,2% – поляки;
4,5% – финны;
3,9% – евреи;
2,4% – литовцы;
1,6% – немцы;
2% – народы Северного Кавказа и Грузии;
1% – армяне.
В национальном вопросе мнения расходились:
Положение народов России отличалось друг от друга: так, Финляндия пользовалась правами автономии, Польша выступала за автономию и собственную конституцию. Украинский и белорусский языки царизм рассматривал лишь как местные диалекты русского языка. В Туркестане царизм формально сохранял традиционные формы правления, не вмешивался в культовые вопросы, проявляя тем самым определенную гибкость в национальной политике. Определенные пре-имущества имели крымские татары. Население Прибалтики испы-тывало двойной национальный гнет – русской администрации и не-мецких баронов. Остро в Российской империи стоял еврейской во-прос: сохранялась черта еврейской оседлости, им запрещалась аренда и покупка земли, жизнь вне городов, для них существовал ценз образо-вания, существовали политические ограничения. Еврейские погромы стали позором России.
Неспособность правительства разрешать национальные проблемы проявлялись в армяно-азербайджанской национальной вражде. Неу-дивительно, что национальный вопрос станет одной из причин револю-ций начала XX века.
Ученик: Какие национальные программы разработали различные политические партии в ходе революции?
«Политолог»: Все популярные партии того времени придавали первостепенное значение выработке своего видения решения наци-онального вопроса и включали его в свою программу. Так, кадеты выступали за сохранение государственного единства, восстановления конституции Финляндии, автономию Польши, за свободное развитие местных языков наряду с русским.
Большевики отстаивали право нации на самоопределение вплоть до полного отделения.
Эсеры выступали за федеративное устройство государства, введение местных языков во все общественные и государственные учреждения.
Октябристы – за сохранение унитарного (единого, построен-ного по единому образцу) характера империи без федеративных начал, за культурно-национальную автономию. Признание за всеми прав, ис-ключение составляли евреи.
Меньшевики – образование на родном языке. Введение род-ного языка наряду с государственным во всех учреждениях. Право нации на самоопределение.
Известно, что национальный проект большевиков помог им прий-ти к власти.
Ученик: Что же произошло после Октябрьской революции 1917 года? Как складывались национальные отношения?
«Историк»: Уже в первые дни Советской власти публикуется очень важный документ: «Декларация прав народов России», где про-возглашались четыре важнейшие принципа:
1. Равенство и суверенность народов России;
2. Их право на самоопределение, вплоть до отделения;
3. Отмена национально-религиозных привилегий или ограничений;
4. Свободное развитие народов.
Были приняты следующие законодательные акты:
4 декабря – образована Украинская народная республика;
18 декабря – провозглашена государственная независимость Финляндии;
29 декабря – вышел декрет о «Турецкой Армении».
Таким образом, Октябрьская революция 1917 года привела к рас-паду Российской империи. На ее территории в последний период граж-данской войны существовало уже 13 независимых государств. В не-которых из них у власти сумели удержаться большевики. Это были Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения и Азербайджан. Формально эти государства были независимы, но правительство их состояли из пред-ставителей республиканских коммунистических партий, которые на самом деле все подчинялись центральному комитету РКП(б).
Ученица: Странно получается: республики мирно разошлись, их никто не заставляет вернуться, однако, судя по теме урока, вновь идет процесс сближения… Как-то нелогично получается.
«Историк»: Не спешите делать выводы. Действительно, разошлись. Да оно и неудивительно после всех несправедливостей, которые они пережили при царе-батюшке. Однако постепенно, подчеркиваю по-степенно, складываются предпосылки для объединения. Вот факты.
Во-первых, во время гражданской войны складывается военно-политический союз советских республик, поскольку республики не могли в одиночку справиться с силами интервентов и белого движения.
Так, летом 1919 года ВЦИК РСФСР при участии представителей советских республик издал декрет «Об объединении Советских рес-публик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом».
Признавая независимость и право республик на самоопреде-ление, было решено объединить их военные, хозяйственные, финан-совые и железнодорожные организации. В сложных условиях войны удалось создать единую военную организацию республик.
Во-вторых, шесть советских социалистических республик: РСФСР, УССР, БССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР и две народные советские республики: Бухарская и Хорезмская – продолжали сближение уже в условиях мира. Они укрепляли эконо-мические и политические связи.
Вот некоторые факты.
- В конце 20-х – начале 21г. правительство РСФСР выде-лило Армянской ССР денежную ссуду в размере 3 млрд. рублей, на-правило эшелон с товарами первой необходимости, 325 тыс. пудов зер-на, 5 тыс. пудов сахара.
- Из Азербайджанской ССР в Армению было послано 50 вагонов хлеба, 36 тысяч пудов нефти.
- В 1920 – 21 гг. между РСФСР и другими республиками были заключены договоры о военно-хозяйственном союзе.
- В марте 1922 г. Грузия, Армения и Азербайджан заключи-ли договор об образовании Закавказской Социалистической Федерации Советских Республик (ЗСФСР).
В-третьих, в 1922 г. на Генуэзской конференции делегация РСФСР представляла все советские республики.
Так сложились предпосылки объединения:
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему в мирных условиях нарастали объединительные тенденции?
- Что было общего, что сближало республики?
- Что и почему могло помешать им затормозить процесс сближения? (Идет обмен мнениями, делаются выводы о причинах сбли-жения народов страны).
Ученица: Мы выяснили предпосылки и причины объединения республик. Но, наверное, необходимо было определиться в том, на каких принципах будет образовываться новое государственное объеди-нение.
«Политолог»: В августе 1922 г. по предложению Политбюро ЦК была создана комиссия для подготовки к очередному Пленуму ЦК вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых национальных советских республик. Председателем комиссии был И. Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял Нар-комат по делам национальностей. К тому же, за Сталиным еще с доре-волюционных времен закрепился авторитет специалиста по нацио-нальному вопросу. В комиссию входили: В. Куйбышев, Г. Орджо-никидзе, Х. Раковский, Г. Сокольников и представители национальных республик – по одному от каждой. В работе комиссии возникли раз-ногласия.
Точка зрения Сталина:
Он подготовил проект резолюции, предусматривающий вхож-дение Украины, Белоруссии и Закавказских республик в РСФСР на пра-вах автономных республик. Сталинская резолюция получала название проекта автономизации. По этому проекту ВЦИК и СНК РСФСР – высшие органы государственной власти в новом государстве.
Большинство наркоматов республик подчинялись соответству-ющим наркоматам.
Таким образом, все нероссийские республики включались в РСФСР на правах автономных республик без права выхода из нее. Сталин утверждал, что этот путь позволит создать «единый хозяй-ственный организм на объединенной территории советских республик с руководящим центром в Москве».
Проект Сталина одобрил ЦК КП Азербайджана и Армении. Против выступил ЦК Грузии.
Точка зрения Грузии:
Заявили, что объединение в форме автономизации прежде-временно. Объединение хозяйственной и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Т.е. фактически это была идея конфедерации. Конфедерация – это политический союз суве-ренных государств, созданный для решения общих политических и военных целей.
Государство в этом случае обладает центральными органами. Решения центральных органов, принимаемых по принципу едино-властия, выполняются в соответствующих государствах только с согла-сия их органов власти и управления. Единой политической, правовой, экономической и налоговой системы в рамках конфедерации нет.
ЦК КП Белоруссии высказался за сохранение существующего положения. ЦК КП Украины проекта не обсуждал, но заявил, что исходит из принципа независимости Украины.
23 – 24 сентября 1922 г. на заседании комиссии принимается про-ект Сталина. Грузинский вариант отклонен. Три республики фак-тически против автономизации, а принимается предложение Сталина! При этом комиссия предполагала свое решение после его одобрения на пленуме ЦК как директиву к исполнению без всякого обсуждения. Пленум был назначен на 5 октября. Материалы обсуждения направили Ленину в Горки.
Третья точка зрения – Ленина:
Ленин считал, что затея с «автономизацией» в корне неверна. Вхождение республик в состав РСФСР и подчинение их единому цен-тру он расценивал как политику, напоминавшую царскую и лишь «под-мазанную советским миром». Ленин предложил принцип федерации. Он предложил добровольное объединение всех советских республик в новое многонациональное государственное образование на основе их полного равноправия и суверенности (независимости).
Федерация – форма государственного устройства, при которой несколько государственных или национально-государственных образо-ваний, сохраняющих определенную политическую самостоятельность, образуют одно союзное государство. Он предлагает передать в союз-ное ведение и в ведение республик:
Ленин приглашает Сталина к себе в Горки. Он знакомит его с письмом «Об образовании СССР», в котором подчеркивает, что РСФСР должна признать себя равноправной с другими республиками и «вмес-те и наравне с ними» войти в новый союз. Сталин не спорил. Владимир Ильич, считавший вопрос архиважным, убеждается, что Сталин имеет устремление торопиться. Поэтому Ленин советует проявить максимум осторожности и терпимости в решении национального вопроса, осо-бенно в Закавказье.
Сталин был недоволен ленинской критикой. Болезненно само-любивый и обидчивый генеральный секретарь заявил, что позиция Ленина означает «национальный либерализм». Тем не менее, Сталин переработал свой проект и указал, что новая резолюция – лишь «не-сколько измененная, более точная формулировка» старой, которая «в основе правильная и безусловно приемлемая» (В.И. Ленин, ПСС, т. 54, с. 558).
Учитель: Извините, что прерываю Вас, но необходимо разоб-раться в ситуации. Я предлагаю ребятам сравнить два документа и выявить их различия.
Документ №1. Автономизация
«1. Признать целесообразным заключение договора между советскими республиками Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении и РСФСР о формальном вступлении первых в РСФСР.
2. В соответствии с этим, постановление ВЦИК РСФСР считать обязательными для центральных учреж-дений упомянутых в пункте 1 республик, постановление СНК и СТО РСФСР – для объединенных комиссариатов этих республик...».
Документ № 2. Союзное государство
«1. Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в СССР с ос-тавлением за каждой из них права свободного выхода из Союза.
2. Высшим органом Союза считать Союзный ЦИК, составляющийся из представителей ЦИКов РСФСР, Закавказской Федерации, Украины и Белоруссии пропор-ционально представляемого ими населения».
Ученик: Неужели Сталин так легко уступил?
«Историк»: Да нет, события развивались весьма драматично.
6 октября 1922 г. Пленум ЦК одобрил ленинскую позицию.
18 декабря 1922 г. Пленум ЦК принял проект Союзного дого-вора. Утвердить его должен был Союзный съезд Советов, открытие которого назначили на 30 декабря.
Казалось, идея «автономизации» была похоронена, но новый конфликт между Занкрайкомом РКП (б) и ЦК КП Грузии привел к осложнениям. Речь пойдет о «грузинском инциденте».
В Грузии сложилась чрезвычайная ситуация. Большинство ЦК КП Грузии выступило за непосредственное вхождение республики в СССР. Это заявление «взорвало» Орджоникидзе. Он назвал руководство КП Грузии «шовинистической гнилью», Мдивани – «спекулянтом, духанщиком», председателю ЧК К.Окуджаве грозил расстрел. В выраже-ниях не стеснялась и другая сторона: А. Кабахидзе назвал Орджоникид-зе «сталинским ишаком», за что получил тут же пощечину. Сталин заявил, что в Грузии свил гнездо социал-национализм. В ответ грузинский ЦК ушел в отставку. В ноябре бывшие члены ЦК КП Грузии обратились с жалобой на действия Серго в ЦК РКП(б). Ленин подчеркивал в то время, что тут речь идет не о борьбе партии с местным национализмом, а о методах этой борьбы. Больше мягкости, осторожности, уступчивости, величайшей деликатности, что не исключает принципиальности.
В ноябре 1922 г. была образована комиссия во главе с Ф.Дзержинским для срочного рассмотрения сложившейся ситуации. Во время работы комиссии (Дзержинский был на стороне Орджо-никидзе) Сталин своими шифрограммами в Тифлис о намерении «основательно наказать грузинский ЦК» фактически еще больше разжигал страсти. Комиссия, сделав заключения, одобрила линию Зак-крайкома и осудила позицию ЦК КП Грузии, при этом она даже не расспросила обиженных, не проверила фактов. Узнав об этом, Ленин напишет: «Я думаю, что тут сыграли роковую роль торопливость и администраторское увлечение Сталина, а также его озлобление против пресловутого «социал-национализма». Ленин требует примерно нака-зать Орджоникидзе, доследовать или даже расследовать вновь мате-риалы комиссии, а политическую ответственность «за всю эту по-истине великорусско-националистическую компанию» возложить на Сталина и Дзержинского. При этом Владимир Ильич подчеркивает, что тот грузин, который не понимает необходимости пролетарского отношения к национальному вопросу, «пренебрежительно швыряется обвинениями в «социал-национализме» (тогда как он сам является настоящим и истинным не только «социал-националом», но и грубым великорусским держимордой), тот грузин, в сущности, нарушает ин-тересы пролетарской массовой солидарности» (Ленин В.И., ПСС., т. 45, стр. 357, 361, 360). Но тяжелые приступы болезни помешали ему про-должить борьбу.
Ученик: Как и когда был образован Союз Советских Социалисти-ческих Республик?
«Политолог»: 30 декабря 1922 г. открылся Всесоюзный съезд Советов. В первом часу дня на сцену поднялся член Президиума ВЦИК Петр Германович Смидович. Участник трех российских революций, член партии с 1898 г., он открыл съезд и долго не мог говорить – аплодисменты прервали речь старейшего делегата. Вот фрагмент его речи.
Документ
«Единодушная воля трудящихся Украины, Азер-байджана, Грузии, Армении и Белоруссии слить обо-собленные советские республики в единое целое, в мощ-ное государство Союза Социалистических Советских Республик выражена на съездах Советов Украины, Бело-руссии и Закавказской федерации. Эта воля с неопи-суемым энтузиазмом поддержана представителями тру-дящихся РСФСР на заседании X Всероссийского съезда Советов... Резолюцией, принятой на этом съезде, под-твержден как основа Союза принцип равноправия рес-публик, добровольного вхождения их в союзное госу-дарство с сохранением для каждой права свободного вы-хода из него.
Эти принципы лягут в основу предлагаемого деле-гациям договора ... мы объединимся в единое государство, образуем единый политический и хозяйственный организм. И каждая рана извне, каждая боль внутри на какой-либо отдаленной окраине отзовется одновременно во всех частях государства и вызовет соответствующую реакцию во всем организме Союза...».
(Наука и жизнь, № 12, 1982, с. 49).
С докладом об образовании СССР выступил И. Сталин. За-читав текст «Декларации» и «Договора об образовании СССР», Сталин предложил принять их без обсуждения. Он остался верен себе. Но по предложению М.В. Фрунзе оба документа были приняты в основном и направлены на доработку. Почему кто-то должен решать за делегатов? Пусть и они примут участие в работе, за этим их и послал в Москву народ. Окончательная ратификация документов откладывалась до II съезда Советов.
Вся федеративная структура созданного в 1922 г. СССР была задумана в соответствии с концепцией мировой революции. Конечной целью большевиков объявлялось «объединение трудящихся всех стран в мировую Социалистическую Советскую республику».
Съезд провозгласил образование СССР в составе четырех союз-ных республик: РСФСР, УССР, БССР, ЗФССР (Закавказская Феде-рация).
Главы делегаций первыми подписали «Договор» и «Декларацию». От РСФСР – М.И. Калинин, от УССР – М.В. Фрунзе, Г.И. Петровский, от ЗСФСР – М.Г. Цхакая, от БССР – А.Г. Червяков. Делегаты избирали ЦИК СССР в составе 371 члена и 138 кандидатов.
Позже Советский Союз пополнился остальными республи-ками. Юридической основой образовавшегося СССР стала первая союзная Конституция, принятая в январе 1924 г. Она провозглашала создание единого союзного государства как федерации суверенных советских республик. Добровольность объединения подчеркивалась сохранением права свободного выхода из Союза и открытым доступом в него для всех существующих и вновь образуемых советских республик.
Учитель: Теоретически все выглядело идеально. В чем же тогда причины обострения национального вопроса в наши дни? И действительно ли был в 1922 году образован «Союз нерушимый республик свободных»?
«Политолог»: Жизнь показала обратное. Профессор Гронский, специалист по проблемам национально-государственного устройства, проанализировав статьи Конституции СССР 1924 г., сделал вывод, что новое образование СССР нельзя назвать ни государством, ни Феде-рацией. Последние аргументы его теории таковы:
- СССР открывает двери перед всеми государствами, при-глашая их к вступлению в Союз при одном лишь условии – провоз-глашении советской формы правления и осуществлении коммунис-тического переворота. Стоит лишь жителям Борнео, Мадагаскара установить советский строй и, лишь в силу их заявления, эти новые республики принимаются в Союз Советских Коммунистических Республик.
- В любой момент каждое из государств, входящих в Союз, может заявить о своем выходе из Союза, и в один прекрасный день, пользуясь постановлением 4-й статьи Конституции, это новое ком-мунистическое государственное образование перестанет существовать.
- Статья 3-я Союзной конституции заявляет, что «каждая от-дельная союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно. Союз ССР охраняет суверенные права союзных республик». Однако ст. 19-я гласит: «Все декреты, постановления и распоряжения, издаваемые союзным ЦИКом, обязательны к непос-редственному исполнению по всей территории Союза ССР». Т.е. под внешним обличьем федеративного строя скрыта политическая действи-тельность всевластной диктатуры союзного ВЦИКа, находящегося в полном распоряжении Коммунистической партии.
- Всякое государство вырастает из национального корня, а советское государство выросло из стремления к интернациональному объединению.
Вот почему профессор считал, что Советское государство в любой момент может стать политическим банкротом.
Герб и флаг СССР. | |
Гербы и флаги союзных республик. |
Ученик: Простите, я не очень хорошо понял тезис о том, что «всякое государство вырастает из национального корня, а советское государство выросло из стремления к интернациональному объеди-нению».
«Политолог»: Действительно, это очень сложный вопрос. Дело в том, что в 20-х годах большевиками владела идея «мировой социалистической революции», поэтому Сталин отстаивал принцип самоопределения, но не всей нации, а лишь пролетариата в рамках данной нации. Отсюда вытекал принцип автономизации на классовых основах, идея «мирового СССР» в рамках РСФСР. Ленин вкладывал в понятие «самоопределение» несколько иной смысл. Он считал, что сначала «каждая нация» должна получить право на самоопределение, и это способствует самоопределению трудящихся», т.е. сначала самоопределится нация, а уже потом – трудящиеся. Но и в первом, и во втором варианте национальный вопрос был вторичен по отношению к классовому. Таким образом, в основе решения националь-ного вопроса лежала общая для Ленина и Сталина концепция мирового пролетариата; диктатуры пролетариата; однопартийного режима.
Национальный вопрос воспринимался как досадная помеха идеологическому самоопределению рабочего класса. Национальная специ-фика (традиции, культура, менталитет и т.д.) поглощалась классовой идеей. Поэтому СССР, провозглашенный как федеративное госу-дарство, имел закваску унитарного.
Учитель: Давайте подведем итоги работы нашего заседания. Мо-жем ли мы называть созданное в 30-е годы государственное образова-ние «Союзом нерушимым республик свободных»? Ответы аргументируйте.
- Чем вызван всплеск национальных проблем в наши дни?
- Какие ошибки были сделаны в ходе образования СССР?
Во время обмена мнениями прозвучали следующие проблемы:
- искусственное форсирование процессов интернационали-зации и интеграции;
- применение тоталитарных и административных методов;
- недооценка и искусственное сдерживание процессов националь-ного развития;
- национально-государственные формы носили формальный характер в системе унитарного государства;
- репрессии и этнические чистки;
- стереотипы подозрительности и недоверия в национальной пси-хологии;
- непоследовательность и противоречивость национальной поли-тики и т.д.
Подводятся итоги урока.
Домашнее задание: разбейтесь на творческие группы и, учтя ошибки, сделанные при образовании СССР, создайте свой проект решения национального вопроса в многонациональной стране. Подготовьтесь к защите своего проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - круглый стол по повести В. Распутина "Прощание с Матерой".
Урок - круглый стол к юбилею писателя В. Распутина...
Урок - круглый стол "Энергетика: преимущества и недостатки использования АЭС, ТЭС, ГЭС. Охрана окружающей среды2
Урок-крулый стол по физике среди 10 - 11 классов по теме «Энергетика: преимущества и недостатки использования АЭС, ТЭС, ГЭС. Охрана окружающей среды»....
Урок - "круглый стол" в 11 классе "Пестициды: за и против"
Нетрадиционная форма урока активизирует познавательный интерес учащихся. Такой урок - это результат совместной деятельности учителя и учащих...
Открытый урок - круглый стол по теме "Духовно-нравственные ценности молодежи". 2013-2014 учебный год.
Цель: духовно - нравственное развитие учащихся посредством изучения иностранного языка.Задачи:Совершенствование навыков:устной речи (монологической, диалогической и полилогической);лексико-грамматичес...
Урок-круглый стол для 11 класса. По теме "Гражданская война"
Урок-круглый стол для 11 класса. По теме "Гражданская война"...
Круглый стол «Наставничество как элемент системы развития математического образования»
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешнос...
Урок - круглый стол "Свобода и ответственность личности"
Урок по обществознанию для старших классовПрезентация в облаке на яндекс диске https://yadi.sk/i/yatD091dGx3FCQ...