Контрольная работа
учебно-методический материал по истории на тему

Пахомова Виктория Георгиевна

Контрольная работа, 3 задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnaya_rabota.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Задания № 1.

                                                                                                                                                                Таблица № 1.

                             Основные направления социальной модернизации и их влияние

                                                         на систему школьного образования.

Основные направления процесса социальной модернизации

Примеры их проявления в истории России и мира в конце ХХ – начале ХХΙ века.

Влияние на систему  школьного исторического образования в России.

1.Создание мирового рынка, интернационализация экономик, их взаимозависимость

1.Сотрудничество России с международными организациями (Совет Европы, Юнеско, ЕС и др.),  определяющими перспективы развития современного общества, со странами СНГ и поддержка соотечественников за рубежом. Развитие интеграционных процессов в Европе.

2. Развитие мировой экономики, глубокие структурные изменения  в сфере занятости, сокращение сферы малоквалифицированного труда

3. Возрастание роли «человеческого капитала» в национальных экономиках развитых стран.

4. Наблюдается глобальное разделение труда, растет роль многонациональных  и транснациональных корпораций, наднациональных объединений.

5. Унификация потребительских товаров, вкусов.

6. Миграции, временная  работа за границей, международный туризм.

Учет мировых тенденций развития сферы образования, международное сотрудничество; интеграция России в единое образовательное пространство.

Содержание обучения истории не имеет классового характера, не противопоставляет Россию мировому сообществу, делает акцент на укрепление доверия и взаимопонимание между народами.

Сохранение со странами СНГ общего образовательного пространства

 Потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовки работников, рост их профессиональной мобильности

Необходимость интенсивного опережающего развития  сферы образования.

Участие негосударственных международных организаций  в решении проблем исторического образования.

2. Влияние научно-технической революции на мировой миропорядок

1.Новый этап  в развитии исторической науки, теории и методологии педагогической науки в России.

2.Обострение глобальных проблем, которые могут быть решены  на основе международного сотрудничества.

3. Возникновение новых форм занятости, повышение производительности труда.

4. Лидирующая роль технологий в обществе, появление новых средств производства, источников энергии.

1.Являются базовым основанием  для построения системы школьного исторического образования

2. Обучение в новых социально-педагогических условиях (введение ФГОС,  ЕГЭ, системы рейтингов, «портфолио»), личностно-ориентрование обучение

2.Формирование у молодых граждан России понимания общности  проблем и готовности к поиску совместных способов их решения.

3. Динамика социальных движений

1. Протестное движение (источники: социальная напряженность и конфликт между социальными группами): территориальные, межэтнические, экономические.

Акции протеста: демонстрации протеста против войны, движения за гражданские права, кампании гражданского неповиновения, движение гражданских инициатив, активность феминистского движения, экологического движения, антиглобалистов

Миграции населения, межкультурные трения,

Потребность в консолидации общества повысила значимость исторического образования, сделаны акценты на соблюдение прав и   основных свобод человека, развитие плюрализма, демократии.

Дифференциация в обществе привела к появлению разработок по социальной, антропологической, культурной,  и гендерной истории.

Низкие образовательные достижения школьников из этнических меньшинств.

4. Развитие транспорта, коммуникаций, связи

1. Тенденция к единообразию. Роль СМИ, телевидения.

2. Формируется единый общепринятый разговорный язык – английский.

3. Западная массовая культура становится универсальной, местные традиции размываются.

Формирование международного пространства исторического образования.

Участие России в международных образовательных проектах по истории.

5. Бурный рост информационных технологий

1. Развитие компьютерных технологий, сети Интернет

«Информационная революция».

Использование западных технологий  работы с историческими документами, новых приемов анализа учебных текстов, международных образовательных проектов  и новых направлений педагогических исследований.

                                                                                                                                                                   Таблица № 2

                                        Негативные тенденции глобализации и их влияние

                                         на систему школьного исторического образования

Основные направления процесса социальной модернизации

Примеры их проявления в истории России и мира в конце ХХ – начале ХХΙ века

Влияние на систему школьного исторического образования в России

1.Обострение цивилизационных и межкультурных конфликтов

Освобождение от колониализма и выбор пути развития странами, падение колониальных империй, конфликты в странах Юга,

Возвращение к национальным и мировым культурно-историческим традициям.

Идеи вариативности содержания образования  и многоперспективного подхода к изучению истории  

2. Обострение проблем с сохранением национальной и  этнокультурной идентичности

Этническое, культурное, языковое и религиозное разнообразие с одной стороны, с другой процесс ассимиляции и интеграции в странах Западной Европы иммигрантов.

Потребность в обеспечении культурной преемственности.

Право этнических меньшинств на сохранение своего культурного наследия.

Развитие интеркультурного образования.

Пересмотр содержания разделов учебных программ европейской истории

Влияние конфессиональных ценностей.

Ценностные основания исторического образования: многообразие, многосубъектность, критическое мышление, толерантность, мультиидентичность.

3. Рост поляризации общества: богатые и бедные

Дифференциация в обществе, выделение новых социальных групп,  различие в уровнях доходов, положении в обществе, образовании

Появление разработок, изучающих положение данных социальных категорий.

4. Рост противоречий между регионами, странами

Отсталость стран  «третьего мира», нестабильность политических режимов, сырьевая направленность экономического развития, социальные и национальные конфликты, высокая рождаемость и высокая детская смертность, задолженность и экономическая зависимость от иностранных инвестиций.

Локальные конфликты в Юго-Восточной Европе (Сербия и Албания), на Кавказе (Россия и Чечня), пограничные споры  и вооруженные конфликты в СНГ (Армения и Азербайджан)

 Различные оценки изучаемых событий, изложение отечественной истории на основе истории крупнейшей национальной группы, попытка пересмотра общепринятых оценок  исторических событий (страны Балтии).

Конфликты и пограничные споры показали, что нельзя  использовать историческое образование как средство усиления враждебности и воспитания ксенофобии.

5. Крах прежнего мирового порядка, нестабильность мирового развития

1. Изменение политической карты мира (распад СССР, Югославии), появление новых государств и становление новой российской государственности.

Смена общественного строя в странах Восточной Европы, социально-экономическая и политическая трансформация.

Процесс переосмысления всех аспектов системы образования, в том числе школьного исторического образования.

Отказ от доминирования в учебных курсах материалов по политической истории и истории государственных учреждений

Новые теоретические и методологические подходы в содержании исторического образования. Появление противоположных толкований событий и явлений.

Обобщение содержания таблиц по следующим направлениям:

  1. Влияние процесса социальной модернизации на систему школьного исторического образования.

Позитивное влияние:

  1. Радикальное преобразование всех сторон общественной жизни стимулировало поиск новой образовательной политики.
  2. Развитие исторической науки, теории и методологии педагогической науки в новых условиях являются базовым основанием  для построения системы школьного исторического образования.
  3. Трансформация содержания и структуры  системы исторического образования.
  4. Сопоставительное сравнение эффективности и качества российской системы образования с системами образования развитых стран мира.
  5. Цели и задачи исторического образования определяются тенденциями развития российского общества, формулируются ценностные и целевые основания для развития приоритетных направлений школьного исторического образования. Привлекаются специалисты из разных областей науки и культуры.

Негативное влияние:

1. Процессы переосмысления советского  педагогического наследия  совпали по времени с продолжительным системным кризисом.

2. Ломка социально-экономических устоев и формирование нового постсоветского общества стало основой формирования новых подходов к системе образования, плюрализм мнений привел к появлению различных толкований исторических событий и явлений, анализа источников  в учебной литературе.

3. Поиск взвешенных способов изложения истории взаимоотношений между национальными, этническими и религиозными меньшинствами и большинством населения, а также истории взаимоотношений с соседними странами вызывает серьезные трудности у историков.

Оценочный вывод: социальная модернизация как совокупность экономических, демографических, политических и иных изменений оказала комплексное, всестороннее обновление системы школьного исторического образования, мировоззрения в соответствии с требованиями современной жизни, но при сохранении и умножении лучших традиций отечественного исторического образования.

  1. Влияние глобализации на систему  на систему школьного исторического образования.

Позитивное влияние:

1.  Осмысление задач школьного исторического образования в условиях  глобализации и интеграции России в единое образовательное пространство.

2. Влияние конфессиональных ценностей на историческое образование, утверждается личностно-ориентированная модель образования, возврат к национальным и мировым культурно-историческим традициям.

Негативное влияние:

1. 4. Реконструкция прошлого  ограничена рамками привлекаемых источников, зависимость от культурных влияний.

2. Проблема адаптации и интеграции детей иммигрантов в западное общество вызвало межкультурные трения внутри и вне школы,  это, в свою очередь, требовало обновление образовательных подходов в обучении этнических меньшинств.

3. Реформы исторического образования в странах Восточной Европы, Балтии  были направлены на открытие «белых пятен» в отечественной истории, но привели к пересмотру событий в истории Второй мировой войны, роли СССР в освобождении Европы от фашизма. Изменились способы изложения взаимоотношений  между СССР и соседями.

Оценочный вывод: под влиянием мировых процессов в российском школьном  историческом образовании сформировалась новая тенденция, связанная с идеей вариативности содержания, многоперспективного подхода. Ценностными основаниями исторического образования становятся многообразие, многосубъектность, толерантность, мультиидентичность.

  1. Компоненты системы  школьного исторического образования, более других оказавшиеся  подверженными  влиянию  процессов  социальной модернизации  и глобализации:
  • Комплекс социально обусловленных целей-функций школьного исторического образования (образовательных, воспитательных, развивающих) – нацеленность на гражданско-патриотическое воспитание
  • Возрастные познавательные возможности учащихся
  • Содержание обучения истории – не имеет классового характера, не противопоставляет Россию мировому сообществу, отказ от монополии государственно-партийной идеологии
  • Формы, методы, приемы и средства преподавания и изучения истории – формирование концентрической структуры образования
  • Результаты обучения, воспитания и развития  учащихся  и критерии их диагностики
  • Финансирование за счет бюджета учебного времени, определяемого базисным учебным планом на реализацию целей школьного исторического образования  - привело к сокращению часов на изучение истории
  • Дискуссии о целях исторического образования привели к появлению двух подходов:
  1. Школьная история имеет свои специфические цели и задачи, которые вытекают из статуса школьной истории как учебного предмета;
  2. Цели школьного исторического образования тождественны целям истории как академической науки.
  • Вопрос о методологии исторического образования. Отказ от монодоктринального подхода и формирование методологического плюрализма.
  • Требования к уровню подготовки выпускников
  1. Процесс комплексной модернизация российского образования включает основные направления: кардинальное обновление содержания школьного  образования и экономики образования:
  • Повышение эффективности, доступности  и качества образования, которые призваны обеспечить поступательное развитие общества и рост её «человеческого капитала».

Актуальные направления  модернизации  школьного исторического  образования в современной России.

  • Осмысление всех сторон процесса становления новой российской государственности, формулирование новых подходов в их оценке  в системе исторического образования;
  • Переосмысление всех аспектов  системы  исторического образования под углом зрения  их соответствия вызовам ХХΙ века.
  • Анализ современного мирового развития, учет тенденций и факторов в процессе комплексной модернизации: ускорение темпов развития общества, идейный плюрализм, расширение возможностей политического и социального выбора, что определяет необходимость подготовки граждан к осуществлению этого выбора; формирование у граждан информационно-коммуникативной культуры и толерантности как способности к диалогу;
  • Обновление содержания образования, переход в старшей школе к профильному  обучению,  внедрение современной технологии оценки учебных достижений учащихся.
  • Повышение квалификации педагогов, создание системы непрерывного  педагогического образования, модернизация профессионального педагогического образования.
  • Подготовка и обеспечение общеобразовательных учреждений качественной, отвечающей современным требованиям учебной литературой, включая литературу на электронных носителях; учебники истории должны отвечать как научно-методическим, так и психолого-педагогическим требованиям.
  • Создание эффективного механизма  государственно-общественной экспертизы учебной литературы;
  • Учет особенностей поликультурного, многонационального и поликонфессионального российского общества при разработке учебной литературы, национально-региональных аспектов образовательных систем субъектов Федерации.

Задание № 2.

                                                                                                                                                             Таблица № 3.

                                               История как наука и учебный предмет

Линии сравнения

История как наука

История как учебный предмет

1.Субъекты деятельности

Профессиональные историки, вузовские преподаватели, общественность, политики

Учащиеся разных ступеней и уровней образования, школьные педагоги, вузовские преподаватели

Педагоги-историки, ученые-дидакты, методисты.

Педагогическое сообщество,

Специалисты из разных областей наук и культуры – экспертное сообщество

2.Их цели и задачи

Изучить  человеческое общество во всем многообразии его прошлого бытия, взятого в его развитии и изменении, исследование социальной реальности, переставшей быть настоящим

Знать факты, помочь учащимся понять себя, свои корни, интегрироваться в гражданское, культурное и конфессиональное  сообщество, научиться понимать язык культуры.

Решает прикладные задачи.

3. Источники для реализации своих целей

4.Способы и формы деятельности

Способы исследования, изучения: анализ, синтез, сравнение

Система приемов обучения, организация, формы и методы преподавания и изучения истории

5.Содержание деятельности

Получение основ исторических знаний, умений и навыков, необходимых учащимся для их прочного усвоения и позволяющие  их применять в различных жизненных ситуациях

2. Вывод о сходстве и различии между двумя историями:

Сходство: объект науки и сама наука обозначаются одним термином,

Различия: история как учебный предмет выступает как самоцель образования, область научного знания, компонент содержания образования, средство (инструмент) ценностного самоопределения, фактор нравственного становления личности.  

3. Влияние истории как науки на систему школьного исторического образования происходит  в условиях глобализации с учетом тенденций развития российского общества. Формулируются ценностные  и целевые основания для развития приоритетных направлений школьного исторического образования. Прогнозируются перспективы развития образования в России в условиях «информационной революции», аккумулируются интеллектуальные ресурсы для развития образования за счет привлечения специалистов из разных областей науки, в том числе и исторической.

4. Определение истории как учебного предмета

Российская педагогическая энциклопедия

Энциклопедический словарь

Собственный вариант

История –учебный предмет, содержание которого составляют основы исторических знаний, умения и навыки, необходимые  учащимся для их прочного усвоения и позволяющие их применять в различных жизненных ситуациях.

История – это учебный предмет,  содержание которого составляют основы  исторических знаний.  Главная цель изучения истории – воспитание социально-активной личности, с высокими идейно-нравственными качествами, четко выраженным национально-культурным самосознанием, приобщившейся к общечеловеческим ценностям, усвоившей гуманистические идеалы.

Приводится более полное определение истории как учебного предмета.  Акцентирует внимание  на категориях и принципах, которые определяют содержание и методы организации учебной деятельности учащихся.

Не содержит нравственно-патриотической (ценностной) составляющей.

В теоретическом отношении это определение является неполным и спорным, но его можно считать рабочим, отправной точкой для последующего анализа сущности истории как школьного учебного предмета

Назначение истории как учебного предмета состоит в актуализации, реализации и самореализации сущностного потенциала человека.

Задание № 3.

                                                                                                                                                Схема 1.

Элементы ФК ГОС

Факторы процесса обучения истории

1.Обязательный минимум содержания  образования основных образовательных программ

А. Цели обучения

2.Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся (нормативы учебного времени)

Б. Содержание обучения

3.Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений

В. Познавательные возможности учащихся

4.Основные требования к обеспечению образовательного процесса (материально-техническому, информационно-методическому и др.)

Г. Формы, способы (приемы и средства) преподавания и учения

Д. Результаты обучения (уровень исторических знаний, познавательные умения, опыт творческой деятельности)

2. В целевой установке ФК ГОС по истории  слова, представляющие ценности современного исторического образования: патриотизм, права и свободы человека, традиции, межкультурное взаимодействие, толерантность, национальная идентичность.

3. Идентичность – принадлежность, причастность.

  Идентичность – наличие у индивида тех или иных культурных черт, которые позволяют отличать одного человека от другого.

Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности является важным качеством личности и формируется в процессе изучения истории.

4.  Курс отечественной истории. 7 класс.

Раздел ΙΙ. Россия в Новое время. Тема «Окончание Смутного времени». Основное содержание темы: Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъем народа. Ополчение К. Минина и д. Пожарского. Освобождение Москвы. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Начало царствования династии Романовых.

Содержание вышеназванной темы позволяет реализовать ценностно-целевые установки стандарта: воспитание патриотизма, гражданственности, национальной идентичности, уважение к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни и другие.

5.  Результатом изучения  истории в основной школе является развитие у учащихся  широкого круга компетентностей – социально- адаптивной (гражданственной),  когнитивной  (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

 В Требованиях к уровню подготовки учащихся  по истории на  ступени основного общего образования  в соответствии с анализируемыми ценностями следует назвать следующие положения:

  • в рубрике «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни2 представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся: понимание и критическое осмысление общественных процессов и ситуаций, определение собственной позиции, учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с  разными убеждениями, культурными ценностями, осознание себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
  • рубрика «Знать/понимать» включает: требования знать ключевые события истории России, выдающихся деятелей отечественной истории.
  • рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся (рассказывать, показывать, выявлять, сравнивать, определять. объяснять).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по природоведению 5 класс; контрольная работа по географии 6 класс "Гидросфера"

Контрольные работы составлены с учётом материалов учебников "Природоведение 5 класс"  авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов и "Землеведение 6 класс" авторы :В.П.Дронов,Л.Е.Савельева.Данные работы ап...

Комплексные числа.Контрольная работа №1 и контрольная работа №2

Контрольная работа №1 и №2 по теме " Комплексные числа" на курсах "Учитель профильной школы"...

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК. 04.03Организация малого бизнеса для студентов заочной формы обучения Специальность

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы  поПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК. 04.03Организация малого...

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК.04.02. Учет и анализ хозяйственной деятельности для студентов заочной формы обучения

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы  по  ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводстваМДК.04.02. Учет и анализ хо...

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции животноводства МДК.04.01. Управление структурным подразделением организации для студентов заочной формы

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы  по  ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции животноводства МДК.04.01. Управление ...

Контрольная работа №8 Итоговая контрольная работа

Контрольная работа №8Итоговая контрольная работа...