Урок истории: Самодержавие Алексея Михайловича
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Грибова Наталья Вячеславовна

 Урок Истории России в 7 классе по программе Образовательная система "Школа 2100". В основе урока лежит работа с учебной книгой. Учащиеся учатся выявлять причинно-следственные связи, давать нравственную оценку историческим событиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_samoderzhavie_alekseya_mikhaylovicha.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока Истории России в 7 классе по программе «Школа 2100»

Учебник «История России XVI – XVIII века», авторы  Д.Д. Данилов, Д.В. Лисейцев, Н.С. Павлова, В.А. Рогожкин, изд. Баласс, М., 2012 г.

Тема урока: Самодержавие Алексея Михайловича

Цель урока:

Деятельностная цель: формирование у обучающихся знаний и новых способов действий по теме «Самодержавие Алексея Михайловича» .

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: Соборное уложение, оформление крепостного права, полки иноземного строя.

Воспитательная цель: научиться рассматривать события истории с позиции человека XXI века и давать им нравственную оценку.

Познавательные результаты:

  • личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;
  • метапредметные: владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, находить причинно-следственные связи, формулировать и обосновывать выводы);
  • предметные: умение применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы обучения: работа с учебной книгой, фронтальная, индивидуальная.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Приветствует учащихся, создает психологически рабочую атмосферу

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Актуализация, целеполагание, мотивация (Вызов)

Организовать погружение в

проблему, создаёт ситуацию

разрыва. Прочитайте текст на стр. 129. В чем противоречие, как можно сформулировать проблему?

Вспомните, что мы понимаем под самодержавием?

Абсолютная монархия держится на двух стопах – армия и бюрократия (чиновничество). Подумайте, на что надо обратить внимание, чтобы решить нашу проблему?

Читают в учебнике текст для определения проблемы. Называют противоречия. Первое высказывание Алексея Михайловича подходит под самодержавие. Второе – нет.

Формулируют  проблему «Стал ли Алексей Михайлович самодержцем?» Записывают проблему в тетрадь.

Вспоминают или пользуются словарем в учебнике.

Понятие «самодержавие» равнозначно понятию абсолютная монархия, т.е. форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная законодательная, исполнительная и судебная власть.

Предлагают свои версии:

  • Посмотреть на армию
  • Что происходит с органами управления (какова роль центра)
  • Кому принадлежат три ветви власти

Изучение нового материала и его закрепление (осмысление)

Работа с учебником. §11, пункт 1 Начало царствование Алексея Михайловича. Прочитайте, узнайте причины, которые вызвали восстание в начале его царствования.

Чего добились восставшие?

Работа с учебником. Пункт 2 «Соборное уложение – свод законов крепостной России». Прочитайте и определите, новые законы способствовали созданию абсолютной монархии или нет?

Что удивило вас в Соборном уложении как людей XXI века?

Работа с учебником. Пункт 3 «Самодержавие «тишайшего» царя».

Вопрос: Как изменилась работа государственных органов в конце царствования царя Алексея?

Рассмотрим схему «Российское государство в XVII в.» на стр. 127

Какая форма правления изображена на ней?

А что изменилось в армии?

А какова роль церкви на схеме?

Читают пункт, определяют причины:

1.Царь не занимался гос. Делами, доверив их родственнику Морозову.

2.Морозов и другие злоупотребляли доверием царя (урезали жалование стрельцам, требовали взятки и т.д.)

3.Законы не печатались и люди их не знали, их легко можно было обмануть.

4.Непосредственно восстание было вызвано новой налоговой реформой (цена на соль).

Ответ уч-ся: 1. Некоторых чиновников лишили гос. Должностей.

2.Был разработан новый свод законов.

Читают и ищут доказательства что власть стремится к самодержавию.

1.Законы защищали царя и церковную власть от посягательств и оскорблений.

2.В пользу дворян закрепостили окончательно крестьян, срок сыска беглых стал бессрочным. Оформилось крепостное право.

Учащиеся обращают внимание на жестокость наказаний за проступки и преступления. Наказание за табакокурение.

Читают, отвечают на поставленный вопрос.

1.Увеличивает число чиновников (появились новые приказы). Приказов стало больше, деятельность переплеталась – «московская волокита».

2.На местах главную роль стал играть воевода , присланный из центра (подменяет выборные органы)

3.Земские соборы перестали собираться (уже нет сословно-представительной монархии)

4.Боярская Дума разрослась, и царь создал Ближнюю думу, с которой и решал все вопросы.

Рассматривают схему.

Здесь изображена сословно-представительная  монархия (Земский собор до 1653 г.).

Появились полки нового иноземного строя, которые напоминали наемную армию. Воины занимались военным делом. Но их еще было мало, т.к. на их содержание требовались деньги, а их в казне мало.

Церковь занимает самостоятельную позицию, равную государству.

Подведение итогов урока

(Рефлексия)

Что можно сказать по нашей проблеме?

Утвердилась ли в России абсолютная монархия?

Предлагает ребятам составить синквейн по теме урока: Царь Алексей Михайлович.

1.При Алексее Михайловиче выросло количество чиновников, которые исполняли его волю

2.Армия приобретает черты наемной, но полностью такой она не стала.

3.Постепенно власть сосредотачивается в руках царя, авторитет которого вырос. Но церковь – самостоятельна.

Вывод: Абсолютная монархия пока не утвердилась, царская власть только стремится к ней.

Составляют синквейн (учеников):

Царь Алексей Михайлович

Тишайший, самодержавный

Укрепляет, закрепощает, расширяет.

Стремится к абсолютизму.

Законодатель!

Домашнее задание

§ 11, прочитать, сравнить два восстания по причинам и результатам в печатной тетради.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Самодержавие Алексея Михайловича

Методическая разработка данного урока составлена по технологии проблемно-диалогического обучения....

Презентация "Самодержавие Алексея Тишайшего"

Презентация отражает события во времена правления Алексея Михайловича Романова ( Тишайшего)...

Конспект урока истории для 7 класса "Самодержавие Алексея Тишайшего"

Урок изучения нового материала на основе технологии системно-деятельностного подхода  с использованием групповой работы и активных методов обучения....

Разработка урока "Внутренняя политика Алексея Михайловича Романова"

Урок для 10 класса с использованием интерактивной доски...

Продуктивные задания по истории период правления Алексея Михайловича Романова 1645-1676.

Одна из актуальных задач современного учителя - формирование критического мышления ученика. Один из путей достижения поставленной цели - продуктивные задания....

Наследники Алексея Михайловича 7 класс История

Наследники Алексея Михайловича 7 класс История по учебнику Пчелова Е.В.., Лукина П.В....

Конспект урока по истории на тему "Внутренняя политика Алексея Михайловича " (7 класс)

Комбинированный урок по истории России  с использованием технологии проблемного обучения, ИКТ и технологии критического мышления....