Конспект урока истории для 7 класса "Самодержавие Алексея Тишайшего"
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Мельник Виктория Олеговна

Урок изучения нового материала на основе технологии системно-деятельностного подхода  с использованием групповой работы и активных методов обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_melnik_v.o._.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 42 - Самодержавие Алексея Тишайшего

Учитель - Мельник Виктория Олеговна 

Место работы –  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 рабочего посёлка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Должность – Учитель истории и обществознания 

Предмет – История 

Класс – 7  класс

УМК  - Данилов Д.  Д., История России.  XVI  -  XVII века. Учебник для 7 класса. – М.: БАЛАСС, 2012г, параграф 11.

Рабочая  печатная тетрадь к учебнику  Малкова Л.А.,  Данилов Д.Д.  История России.  XVI  -  XVII века.  Учебник для 7 класса. – М.: БАЛАСС, 2012г.    

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях

Уметь выделять главное и делать вывод о том, что в России складывается самодержавие (абсолютизм).

Линия 3. Историческое мышление.

Уметь выявлять причины и следствия  народных выступлений 17 века.

Линия 4 -5. Нравственное и гражданско–патриотическое самоопределение.

Дать возможность учащимся оценить черты характера, деятельность Алексея Михайловича

Обязательный минимум: 

Первые Романовы (Алексей Михайлович)

Соборное уложение 1649 года

Юридическое оформление крепостного права

Народные движения второй половины 17 века, 1645-1676,

Алексей Михайлович

Соборное уложение - 1649,

Соляной бунт - 1648,

Медный бунт – 1662.

Технологическая карта урока:

Действия учителя

Действия учащихся

Формирование УУД, технология оценивания

1 этап  урока.

 Создание проблемной ситуации.

 Формулирование проблемы.

Учитель:

- На прошлом уроке мы рассматривали социально-экономическое развитие России. Какие изменения стали происходить в политике, мы разберемся сегодня.

- Какая форма правления сложилась в период правления Михаила Фёдоровича Романова?

В 1645 году умер Михаил Романов, новым царем стал его сын Алексей Михайлович (1645 – 1676гг), в то время ему было 16 лет. Сохранил ли он политику, начатую его отцом или нет, мы узнаем, когда познакомимся с документами, на с.129.

- Прочитайте высказывания Алексея Михайловича о власти, выполните задания, связанные с ними.

- Что такое самодержавие?

- Судя по первому источнику, подходят эти фразы для самодержавного монарха или нет?

- Судя по второму источнику, подходят эти фразы для самодержавного монарха или нет?

Ответы учащихся:

- Сословно-представительная монархия

- Власть безграничная, принадлежит только царю («сам держу власть»).

- Судя по первому источнику, высказывание принадлежит самодержавному монарху, так как он считал, что власть дана ему от Бога и он вправе распоряжаться и править людьми.

- Судя по второму источнику, царь не был самодержавным монархом, так как считал власть Бога превыше своей власти.

Регулятивные УУД

1.Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2.Выдвигать версии.

3.Планировать деятельность.

4.Оценивать способы достижения цели в учебной ситуации.

2 этап урока

 Версии

Формулировка плана урока

- Какое противоречие вы заметили?

- Какой возникает вопрос?

- Какие знания необходимо получить, чтобы ответить на поставленный вопрос?

Ответы учащихся:

- По первому документу царя можно считать самодержцем, а по второму – нет.

Алексей Михайлович – царь – самодержец или нет?

Познавательные УУД

1.Находить достоверную информацию

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). 

3 этап урока

Актуализация знаний

- Какие знания из   ранее изученного нам помогут ответить на вопрос, поставленный на  уроке? Алексей Михайлович – царь – самодержец или нет?

4 этап урока

Планирование деятельности

Метод активного обучения  «Сундук  идей»

Цель: анализ существующей проблемы. Анализ решений.

Численность: малые группы по 5 – 6 человек

Время: 3 - 5 минут

Материал:  листы ватмана, фломастеры, скотч.

Проведение: Учитель  разделяет участников на небольшие группы по 5 – 6 человек. Каждая группа берёт по листу ватмана  и фломастеры.  Учитель  формулирует проблему и фиксирует её на доске – это сундук.  Далее участники группы начинают обсуждать  положения, которые могут помочь решить проблему. Все идеи, которые возникают, пишутся на ватмане.  

По окончанию работы в группах, каждая группа вывешивает свои варианты идей   на доску вокруг сундука и представляет её.  

Ответы учащихся:

Нужно узнать о личности Алексея Михайловича и о его реформах

- личные качества

- черты характера

- действия

-отношение к нему современников

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в группах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 

Учитель:

- Идеи (содержание)  исторического сундука и будут планом нашей работы

- Раз мы пришли к мнению, что надо проанализировать действия, поступки царя, то давайте вспомним действия (поступки) его предшественников.

РТ с. 42 Задание 1

Ответы учащихся:

РТ с. 42 Задание 1:

Законы

1497 – Судебник Ивана III, введен Юрьев день

1550 – судебник Ивана IV, подтвержден Юрьев день

1581 – введение заповедных лет

Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

5 этап урока

Поиск решения проблемы

(Этап поиска решения проблемы (открытие нового знания)

Учитель, разделив класс на шесть рабочих групп, раздаёт задания на карточках.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в группах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 

Задание для 1-й группы

Найдите в параграфе материал о налоговой реформе в царствование Алексея Михайловича. Учебник с. 121 - 122

Охарактеризуйте реформу по следующему плану:

А) дата проведения реформы;

Б) цель реформы;

В) сущность реформы;

Г) результат (смогли ли добиться цели);

Д) последствия.

После проведения группового обсуждения участники прикрепляют на доску объявлений результаты обсуждения, зафиксированные в краткой  форме как вывод. Один из участников группы делает краткий анализ.

Учащиеся характеризуют  реформу по следующему плану:

А) дата проведения реформы;

Б) цель реформы;

В) сущность реформы;

Г) результат (смогли ли добиться цели);

Д) последствия.

После проведения группового обсуждения участники прикрепляют на доску объявлений результаты обсуждения, зафиксированные в краткой  форме как вывод. Один из участников группы делает краткий анализ.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в группах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 

Задание для 2-й группы

1. Найдите в параграфе материал о законодательной реформе в царствование Алексея Михайловича — издании Соборного уложения. Учебник с. 122 - 124

2. Составьте краткий рассказ о реформе по следующему плану:

А) дата проведения реформы;

Б) цель реформы;

В) структура и содержание Соборного уложения (из скольких глав состояло уложение, о чём были законы);

Г) результат реформы (в том числе как изменилось положение крестьян и жителей «белых слобод»).

Стр. 122-124

Докажите, что при Алексее Михайловиче оформилось крепостное право.

После проведения группового обсуждения участники прикрепляют на доску объявлений результаты обсуждения, зафиксированные в краткой  форме как вывод. Один из участников группы делает краткий анализ.

Ответы учащихся:

Соборное уложение сохранило аграрное общество в России в 17 веке:

Окончательное закрепощение крестьянства.

Оформление сословного строя.

Закрепление процесса становления абсолютной монархии.

Сословия делились на податные и не податные.

В 17 веке в России окончательно оформилось крепостное право:

Была подтверждена отмена Юрьева дня.

Вводился бессрочный сыск беглых крестьян.

Положение крепостных мало чем отличалось от положения холопов.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в группах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 

Задание для 3-й группы

Найдите в параграфе материал о военной реформе в царствование Алексея Михайловича. Учебник с.125 со слов «Чтобы возвратить утерянные в ходе Смуты земли, нужно было укрепить армию…» - с.126

Охарактеризуйте реформу по следующему плану:

А) дата проведения реформы;

Б) цель реформы;

В) сущность реформы;

Г) результат (смогли ли добиться цели).

После проведения группового обсуждения участники прикрепляют на доску объявлений результаты обсуждения, зафиксированные в краткой  форме как вывод. Один из участников группы делает краткий анализ.

Учащиеся характеризуют  реформу по следующему плану:

А) дата проведения реформы;

Б) цель реформы;

В) сущность реформы;

Г) результат (смогли ли добиться цели);

Д) последствия.

После проведения группового обсуждения участники прикрепляют на доску объявлений результаты обсуждения, зафиксированные в краткой  форме как вывод. Один из участников группы делает краткий анализ.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в группах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 

Задание для 4-й группы

Найдите в параграфе материал о денежной реформе в царствование Алексея Михайловича. Учебник с.126 - 128

Охарактеризуйте реформу по следующему плану:

А) дата проведения реформы;

Б) цель реформы;

В) сущность реформы;

Г) результат (смогли ли добиться цели).

Д) последствия.

После проведения группового обсуждения участники прикрепляют на доску объявлений результаты обсуждения, зафиксированные в краткой  форме как вывод. Один из участников группы делает краткий анализ.

Учащиеся характеризуют  реформу по следующему плану:

А) дата проведения реформы;

Б) цель реформы;

В) сущность реформы;

Г) результат (смогли ли добиться цели);

Д) последствия.

После проведения группового обсуждения участники прикрепляют на доску объявлений результаты обсуждения, зафиксированные в краткой  форме как вывод. Один из участников группы делает краткий анализ.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в группах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 

Задание для 5-й группы

Найдите в параграфе материал о реформах в государственном управлении в царствование Алексея Михайловича. Учебник с.124 - 125

Охарактеризуйте реформу по следующему плану:

а) цель реформы;

б) сущность реформы;

в) результат (смогли ли добиться цели).

Учебник - Стр. 127, схема

Выполните задание к схеме

- Сравните государственное управление 16 и 17 веков. Докажите, что в России утверждается самодержавие.

Стр. 127, схема

Какой вывод можно сделать?

После проведения группового обсуждения участники прикрепляют на доску объявлений результаты обсуждения, зафиксированные в краткой  форме как вывод. Один из участников группы делает краткий анализ.

Ответы учащихся:

1. В 17 веке по сравнению с 16 веком власть правителя стала усиливаться.

2. В России постепенно стало складываться самодержавие:

Царю принадлежит законодательная, исполнительная, судебная власть.

Увеличилось количество чиновников, которые выполняли волю царя.

Царь сам назначал главу местного управления, воевод.

Царь стал создавать полки нового стоя, которые были организованы по западному образцу.

Роль Боярской думы уменьшается, Земские соборы постепенно перестали собирать (последний был созван в 1653 году)

Алексея Михайловича можно назвать царём самодержцем, так как вся полнота власти постепенно стала сосредотачиваться в руках правителя.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в группах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 

Задание для 6-й группы

Прочитайте в параграфе материал об Алексее Михайловиче. Прочитайте текст на с. 120  - первый абзац; с 124 – под иллюстрацией, с. 128 – под иллюстрацией.  Здесь дано описание  Алексея Михайловича.  Обладал ли Алексей Михайлович, судя по данному описанию, чертами, которые присущи царю-самодержцу?

Перечислите личные качества второго царя из династии Романовых, по ходу работы над реформами в царствование Алексея Михайловича (группы 1—5) дополните свой ответ.

Ответьте на вопрос: согласны ли вы с прозвищем Алексея Михайловича? РТ с. 44 Задание 5

После проведения группового обсуждения участники прикрепляют на доску объявлений результаты обсуждения, зафиксированные в краткой  форме как вывод. Один из участников группы делает краткий анализ.

Ответы учащихся:

- Новый царь, судя по всем  описаниям, не  обладал чертами  характера, которые  необходимы для полновластного правителя, но можно отметить, что когда это было необходимо, у него могла проявляться жестокость.

Я считаю, что Тишайшим царя назвать нельзя. Потому что в его правление бунт следовал за бунтом, война за войной. Сам царь увлекался соколиной охотой и ходил один с рогатиной на медведя, а в итоге своего правления  строго оформил крепостное право и максимально усилил свою власть.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в группах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 

Ученики работают в группах 6—7 мин, по окончании работы представляют результаты (в виде устной характеристики реформ). Результаты работы может представить один ученик или вся группа.

После проведения группового обсуждения участники прикрепляют на доску результаты обсуждения, зафиксированные в краткой тезисной форме. Доску можно заменить ватманом  или результаты написать на листах, которые потом соединятся в цветок. Один из участников группы делает краткий анализ.

Ответы учащихся.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в группах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 

Метод активного обучения  «Доска объявлений»

Цель: представить результаты обсуждения

Численность: 8 – 10 человек

Время: 5 – 6 минут.

Материал: доска, ватман, фломастеры.

Проведение: после проведения группового обсуждения участники прикрепляют на доску результаты обсуждения, зафиксированные в краткой тезисной форме. Доску можно заменить ватманом  или результаты написать на листах, которые потом соединятся в цветок. Один из участников группы делает краткий анализ.

Учащиеся крепят на доску объявлений выводы, зафиксированные в краткой тезисной форме.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в группах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 

6 этап урока

Выражение решения проблемы

- Ответьте  на проблемный вопрос.

Царя Алексея Михайловича можно назвать самодержцем, так как в период его правления в России складывалась абсолютная монархия, окончательно оформилось крепостное право.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

7 этап урока

Применение нового знания

Учитель отмечает, что,  не смотря на противоречивые черты характера Алексея Михайловича,  Россия постепенно от сословно-представительной монархии переходила к самодержавию.

- Почему 17 век в России называют «бунташным веком»? Каковы причины восстаний?

Ответы учащихся:

«Бунташный век» - так как частые восстания.

Причины восстаний: налоговая и денежная реформа, закрепощение крестьян.

Рефлексия

Метод активного обучения  «Светофор»

Цель: участники дают оценку работе на уроке

Время: 10 – 15 минут

Численность: весь класс

Материал: карточки из цветной бумаги красного, жёлтого и зелёного цвета на каждого участника, лист ватмана.

Проведение: участники урока выбирают ту карточку, которая соответствует их оценке урока. Зелёный – позитивно, жёлтый – нейтрально, красный – негативно. После выбора карточки каждый участник приклеивает её на лист ватмана, группируя по цвету. Таким образом,  получается цветная картинка, отражающая оценку урока участниками.

8 этап урока

Домашнее задание:  

Ученики выбирают ту карточку, которая соответствует их оценке урока. Зелёный – позитивно, жёлтый – нейтрально, красный – негативно. После выбора карточки каждый участник приклеивает её на лист ватмана, группируя по цвету. Таким образом,  получается цветная картинка, отражающая оценку урока участниками.

1. Уметь объяснить выделенное  жирным шрифтом          в §11

 2. Прочитать § 12 и ответить на вопросы перед ним

РТ с. 43 № 3

Личностные УУД

1. Оценивать свои поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 8 классе "Из истории войн".

Урок истории в 8 классе проводится  в мае в рамках недели истории, посвященной Дню Победы.  На уроке внимание уделено  следующим войнам: Отечественной войне 1812 г., Крымской войне...

Конспект урока "История песни через история Великой Победы"

История песни "Катюша" была впервые представлена в архиве телевидения. Рубрика "История песни" очень интересна для слушателей. Удивительные факты истории оставляют впечатление в каждом человеке....

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ С использованием ИКТ и ЭОР В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

ТЕМА: Начало правления Ивана Грозного. ЦЕЛИ:1.  Образовательные:Сформировать представления у учащихся особенности личности и государственной деятельности царя Ивана Васильевича....

Конспект урока истории "Введение во всемирную историю ХХ века".

План-конспектВведение во всемирную историю ХХ века.Автор-составитель: Горбачева Е.В., учитель ГБОУ № 298 г.Санкт-ПетербургЦели: способствовать формированию представления о месте и значении 20 века во ...

План-конспект урока "История моей семьи в истории страны"

Второй урок из серии "К 75-летию Победы". Урок  проходит в формате урок- конференция и является логическим продолжением урока "Бессмертный полк",  В результате работы на ...

Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"

Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"...