Обучение на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
статья по истории на тему

Курбатова Екатерина Михайловна

Современная система образования требует интенсификации учебно-воспитательного процесса, т. е. увеличение количества предлагаемой информации при уменьшении времени для подачи материала.

В статье приведены примеры   способов  обучения на уроках истории и обществознания, используя схемные и знаковые модели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение  на основе  схемных   и   знаковых  моделей  учебного  материала.

Из  опыта   работы  Курбатовой  Е.М.,  учителя  истории и  обществознания

МАОУ   «Алтанская  средняя  общеобразовательная  школа».

Перед  современными  педагогами  встает  проблема  выбора  необходимых форм,  содержания  и методов  обучения, которые  будут  способствовать  достижению  более  высокого  уровня   обученности   школьников.  

Среди  педагогических технологий  обучения  необходимо  отметить  технологию  обучения  на  основе  схемных  и  знаковых  моделей  учебного  материала.  Она  способствует  обеспечению  творческого  подхода  к  структурированию  учебного материала,  к  его  усвоению  на  более высоком уровне,  развитию  грамотной  устной речи,  долговременной памяти,  познавательной  активности,  навыков  общения,  развитие  умственных  способностей.  

Она   основана  на  методе  В.Ф.Шаталова,  профессора  Донецкого  университета,  который  ее  разработал  и  воплотил  в  практику.  В  ее основу  положено  использование  опорного  конспекта. Опорным  конспектом  может  быть  знак, символ,  схема,  рисунок,  таблица,  которые  заменяют  смысловые  значения.  Применение  на  практике  опорных  конспектов  повышает  уровень  мыслительной   деятельности  ребенка,  запоминая и используя  условные  обозначения,  ребенок  способен  считывать  схематично  оформленную  информацию  и самостоятельно  переводить  ее  в  звукобуквенный  режим.   Или  напротив,  школьник  может  найти  логику  учебного материала  и  запечатлеть  его  в  виде  схемы  или  таблицы.  Такое  умение  сохраняет  время  для  подготовки   к  уроку,  развивая  при  этом  аналитический  склад ума.  

«Ум  хорошо   организованный   важнее,  чем  ум  хорошо  наполненный»  - это  выражение  можно  считать  главной  идеей  в  обучении  на  основе  схемных и  знаковых  моделей.  Применение  схем в  обучении возможно  при  объяснении  нового  материала  и  его  воспроизведении,  при  проверке  и контроле  знаний,   в  процессе   индивидуальной  и  групповой  работы,  при  самостоятельной  работе  обучающихся.    При  этом   задания  могут  быть  примерно  таковыми:

- записать  определение  и  извлечь  из  него  информацию;

-  извлечь  информацию  из  текста  и перевести  его  в другую  знаковую  систему  (из  текста  в  таблицу;   в  схему);

- используя   таблицу  или   схему,   расскажите   о….;

- можно  предложить  учащимся  определить  по  датам  правления  имена   правителей  или  вписать  имена   правителей,  а  даты  их  правления   необходимо  записать;

- или допустить  ошибку  и  попросить  ее  исправить  и т.д.

Такие   модели  учебного  материала   можно  применять  по  любой  теме.   Опорную    схему  можно  создавать  совместно  с учениками,  но  гораздо  важнее  обучить  его  этому  способу  действия,  чтобы  он самостоятельно  выполнял  эту  работу.    Выделяя  главное,  основное,  важное,  ребенок  осмысливает  информацию,    понимает,  применяет,  переводя  ее  из  одной  знаковой  системы  в  другую.   Любой  ученик  способен  воспроизвести  по  схеме  материал,   причем  от  того,  как  он  излагается,  превращаясь  в рассказ,  сообщение,  доклад,  виден  уровень   речевой   грамотности  школьника,  его  способность  сформулировать  мысли,  строить  необходимые  речевые  конструкции.   Но  не  каждый ученик  способен  представить  эту  информацию  в  виде  доклада,   и      овладеть  данным  способом  действия.  

    Поэтому  учителю  необходимо  обучить  ребенка  этому  способу  действия.  Приведу  некоторые  примеры  использования  схемных  и  знаковых  моделей  учебного  материала  из  своего  опыта  работы.

 Например, детям предлагаются   задания   следующего типа:

1.Работа  с  историческими   событиями:

 При изучении темы «Русско-японская война 1904-1905 г.г.»  детям  можно   предложить   составить схему «Расстановка сил в войне».   При выполнении такого вида заданий у детей формируется   осознанное   запоминание     учебного   материала    и    они овладевают   новым способом действия – это перевод информации из одной системы в другую.  

2. Работа  с  понятиями:

1)  при  изучении   темы  «Формирование  Древнерусского  государства»  по  истории    России  в 6 классе       необходимо  провести  работу  с  понятием  «государство»:    

- что такое государство – дать определение;  

-  выделить признаки государства;

-  используя понятие, составить схему.

Предполагаемые ответы обучающихся:

- государство – это такая организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории, взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов, осуществляется охрана границ, регулируются взаимоотношения с другими государствами и народами;

- признаки государства – единая территория, единые законы, аппарат управления;

                      власть                                  государство                          сила

                  законы                       аппарат управления                         войско

                                            Задачи государства:

                                                     -организация власти над населением

                                                     - охрана границ

                                                     - отношения с другими странами

Составив  такую  схему,  дети      смогут    самостоятельно  выделить  функции  государства:

- охрана  своих  территорий;

- внутренняя   функция – организация  власти  над  населением;

- внешняя  функция -  регулирование  отношений  с другими  странами.

2)  используя понятие,    выделите характерные признаки   семьи.   «Семья – это социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови), члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью».  Дети выделяют признаки семьи:  брачные  и  кровно - родственные связи, общий быт, моральная и правовая ответственность, взаимная помощь  и  одновременно составляют схему:

                       Признаки семьи  

брачные и                 общий быт          моральная и             взаимная

кровно-                                                   правовая                   помощь

родственные                                     ответственность                  

    связи

 

3.Работа с терминами по алгоритму:

Определение                  выделение                         факты и события

изучаемого                    существенных                      для анализа

термина                          признаков                                                

Например: агрессия – это вооруженное нападение одного или нескольких государств на другие страны с целью захвата их территорий и насильственного подчинения своей власти. (Ожегов).  

Агрессия                     1. вооруженное нападение                1. Великая                                                                                                    Отечественная                                                                                             война

                           2. захват территорий                      2. Русско-                                                других стран                                  японская война

                                                                        3. Первая                                                                                                  Мировая          война

                           3. подчинение своей власти                                                                                             

Имея такую таблицу, ученик приступает  к подведению терминов, отражающих родственные события под признаки изучаемого термина.

 Например, событие – Великая Отечественная война.

Со стороны Германии оно характеризуется – внезапным нападением, стремлением захватить чужую территорию, подчинением СССР  Германии и установлением на его территории своей власти. Все признаки, характеризующие войну со стороны Германии, отчетливо квалифицируются как агрессия.

4.  Работа  с  источниками.

1) При  изучении  темы  «Война за  независимость.  Создание США» ученики   получают  задания:

  1. Используя  параграф  23   с.212-213   (Новая  история),   составить  схему  государственного  устройства  США    по  Конституции  1787  года.

        Президент        Верховный суд

              Армия

  Правительство        Конгресс

                Законодательные

        Сенат                палаты

        Палата                 штатов

                                      представителей

        ИЗБИРАТЕЛИ

  1. Проанализировать схему государственного устройства США в конце ХIХ - начале XXв.в.

 Анализ схемы (работает весь класс):

 Распределить   функции между должностными лицами и органами власти:

- орган власти, главной задачей которого является наблюдение за тем, чтобы законы   соответствовали Конституции (Верховный суд);

- органы власти, решающие проблемы штатов (законодательные палаты штатов);

- высшее должностное лицо, наделенное широкими полномочиями (президент);

- высший законодательный орган власти (конгресс);

- одна из палат парламента, избираемая населением (палата представителей);

- должностное лицо, стоящее во главе правительства (президент);

- исполнительный орган власти (правительство);

- защитница государства (армия);

- народные массы, принимающие участие в политической жизни страны (избиратели);

- орган власти, формирующийся путем представительства от каждого штата (сенат).

После  анализа  схемы   дети  могут  самостоятельно  выполнить  следующие    задания:

-определить форму государственного устройства и обосновать свой ответ;

-составить   схему   «Государственная  власть   в  США»,    выделив  три  ветви  власти  -  законодательная,  исполнительная, судебная.

2)  При    изучении  темы  «Россия  при  Павле  Первом»    по  истории    России   дети  получают  задания:

1. Используя  параграф  29,  стр. 206 -  209,  составить   таблицу  «Внутренняя  и  внешняя  политика  Павла  Первого.

2. Используя   данные,  полученные  в  таблице,  расскажите  о  политической  деятельности  Павла  Первого.  

  5. Задание  на  систематизацию  знаний:

Составить   пирамиду правовой активности   и  на  основании полученных  данных   сделайте  выводы.   Составленная   детьми   пирамида   правовой    активности     должна  быть следующей:      

   Президент ……………………………..с 35 лет

  Судья       .............................................с 25 лет

  Депутат Думы        ……………………………..с 21 года

  Полная дееспособность          ……………………………...с18 лет

  Объявить эмансипацию     …………………………………..с 16 лет

  Работать с разрешения ………………………………………с 15 лет

   Получить паспорт, отвечать за

   некоторые преступления  …………………………………..с 14 лет

 Право дать согласие на опеку ………………………………с 10 лет

 Мелкие бытовые сделки ……………………………………с 6-7 лет

Начало правоспособности …………………………………с 0 лет

 Учащиеся систематизируют знания и составляют новое целое  -   полученную    информацию  переводят  в  графическое  изображение  и  делают  выводы.

В  статье  приведены  некоторые     приёмы  обучения  на  основе  схемных  и  знаковых  моделей.  Педагогическая  практика  показывает  что,  если  учитель  применяет  элементы  структурирования  учебного  материала  в  виде  схем,  таблиц,  символов  в   системе,  то  обучающиеся    успешно   осваивают  данные  способы   действия.   Применяя  на  уроках элементы  данной  технологии,   учитель  создает  условия  для  достижения    развития  предметных  умений    ребенка  и     его  творческих  способностей.

Для  написания   статьи  использованы    методические  рекомендации  методиста  по  обобщению  педагогического  опыта  ЗабКИПКРО   Капустиной С.А  и  фактический  материал.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо

Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения.

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения....

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....