Золотой век русской культуры. Архитектура живопись.
план-конспект урока по истории по теме

Бодрова Маргарита Вячеславовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotoy_vek_russkoy_kultury.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Технологический техникум в р.п. Радищево

Золотой век русской культуры.

Живопись. Архитектура.

(Разработка учебного занятия)                                  

                                                    Преподаватель истории и обществознания

                                                            Бодрова М.В.

                                             

                                                 2014 г.

Тема занятия:    Золотой век русской культуры

Цели занятия:

Обучающие: создать у студентов представление о русской культуре первой половины XIX века, познакомить с творчеством выдающихся художников и архитекторов  данного периода времени.

Развивающие: развивать навыки самостоятельного поиска дополнительной информации по заданной теме, оценивать вклад отечественной культуры в мировую.

Воспитывающие: пробудить интерес к отечественной культуре, чувство гордости за нашу русскую культуру и её деятелей.

Оборудование: мультимедийная аппаратура для демонстрации презентации по теме.

План учебного занятия:

Понятие «золотой век русской культуры»

Архитектура.

А) понятие «классицизм»

Б) петербургский классицизм: А.Д Захаров, А.Н. Воронихин, Огюст Монферран, Карл Росси.

В) Московский классицизм: О.И. Бове, А.Г. Григорьев

    3. Живопись.

        А) К.П. Брюллов

        Б) А.Г. Венецианов

        В) П.А. Федотов

                                                      Ход занятия:

Вступительное слово: ( слайд №1)

В одном из своих произведений А.И. Герцен писал о русском народе, «мощном и неразгаданном», который «сохранил величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры под гнётом крепостного состояния и… на царский приказ образоваться ответил через сто лет громадным явлением Пушкина». Конечно, не только А.С. Пушкина имел в виду А.И. Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина, первую треть XIX века, называют золотым веком русской культуры.

Архитектура.

Конец XVIII и начало XIX века – это эпоха классицизма в русском зодчестве, оставившая яркий след в архитектурном облике Петербурга и Москвы.

Разбирается понятие «классицизм»

Классицизм – это европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное ( древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию.

На примере Адмиралтейства ( архитектор Андреян Дмитриевич Захаров) давайте рассмотрим характерные черты классицизма (слайд №2): уравновешенный, чёткий и спокойный ритм, выверенность пропорций; главный закон архитектурной композиции – симметрия, подчёркивание центра; парадный вход располагался  в центре и оформлялся в виде портика; колоны отличались по цвету от стен, колонны красили в белый цвет, а стены в жёлтый.

В громадном здании Адмиралтейства Захаров подчеркнул центральную башню. Его венчает стремительно взлетающая вверх золочёная игла с корабликом. Торжественно-мажорный ритм Адмиралтейства задал тон всей архитектуре города на Неве, а кораблик стал его символом.

Далее проверяю знания студентов по заданию, полученному заранее:

1.Какой собор в стиле классицизма строился с 1801 по 1811 г.? (Казанский-слайд №3)

2.Кто является автором проекта? (А.Н. Воронихин)

3. Какой собор был взят Воронихиным за образец? (собор святого Петра в Риме творения Микеланджело)

4. Чей прах был перенесён в Казанский собор? (Кутузова)

5.Какой собор строился в течение 40 лет с 1818 по 1858г.? ( Исаакиевский – слайд №4).

6.Кто является архитектором этого сооружения? (Огюст Монферран).

7. Какую дополнительную информацию вы можете рассказать об Исаакиевском соборе? ( это самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX в.; внутри собора могут находиться одновременно 13 тыс. человек; в оформлении внешнего вида и внутреннего убранства участвовали скульптор П.К. Клодт, художник К.П. Брюллов).

8.Какое ещё сооружение было возведено по проекту Монферрана? (47-метровая Александровская колонна на Дворцовой площади)

9.В честь какого события был возведён этот монумент? ( в честь победы русского оружия в войне 1812 года)

Подвожу итог всему сказанному и делаю вывод:

Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном и другими русскими и иностранными архитекторами,- это шедевр мирового зодчества. Бережное его сохранение для детей и внуков – святая обязанность каждого нового поколения граждан России.

Живопись.

Понятие «академизм». Классицизм в живописи получил название академизм»

Карл Павлович Брюллов.

Даю небольшую историческую справку. В 1827 году на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник Брюллов. Он гулял по древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та трагическая ночь, когда город был засыпан раскалённым пеплом проснувшегося Везувия. Около 6 лет шла работа над картиной. Гибель Помпеи в представлении художника соединилась с гибелью всего античного мира.

Слайд №5. Рассмотрим картину «Последний день Помпеи»

1.Как вы думаете, что олицетворяет собой фигура прекрасной женщины в центре картины? ( красоту и гибель античного мира).

2.Как ведут себя люди перед бушующей и уничтожающей всё стихией? ( они напуганы, пытаются спастись, но ведут себя благородно).

3. Какое чувства вызывает картина? ( страх перед разбушевавшейся природой, трагедия для жителей города).

Совершенно другое настроение вызывает другая картина К.П. Брюллова «Всадница» ( слайд №6).

Художник изображает утреннюю прогулку на великолепном чёрном скакуне, восторг маленькой девочки и восхищение своей старшей подругой. Созданные художником образы отличаются живостью и законченностью, а палитра поражает блеском и свежестью красок.

Рассмотрим творчество другого художника А.Г. Венецианова, который одним из первых обратился к изображению простых людей, сделав крестьян героями своих произведений.

Рассмотрим картины Венецианова ( слайды № 7,8,9)

1.Как Венецианов изображал крестьян на своих картинах? ( они изображены в праздничных одеждах, труд не кажется зрителям таким тяжёлым, каким был на  самом деле).

2. Согласны ли вы с мнением, что художник опоэтизировал крестьян и их быт?

Художник Павел Федотов. Его творчество не вписывалось в рамки академизма. Задатки художника-сатирика обнаружились у него ещё во время службы в гвардии. Тогда он делал весёлые озорные  зарисовки армейского быта.

Слайд №10 картина «Свежий кавалер»

Кто изображён на картине? ( чиновник, получивший награду).

2. Что сатирического вы видите в этой картине? ( грязный засаленный халат, нагромождение ненужных предметов не сочетаются с той горделивой позой , в которой стоит этот чиновник, напоминая собой античную статую).

Как вы думаете,  в чём комедийно-сатирический характер картины «Сватовство майора»? (обнищавший дворянин приходит свататься к богатой купеческой дочке).

Сам художник давал следующую характеристику герою: «Майор толстый, бравый, карман дырявый, крутит свой ус: «Я, дескать до денежек доберусь»

Подведём итог:

Какого царя имел в виду Герцен, когда писал о «царском приказе образоваться»?

Назовите характерные черты архитектуры классицизма.

Назовите здания Санкт-Петербурга, построенные в этом стиле.

Что такое академизм? В творчестве какого художника он нашёл наиболее яркое отражение?

Какому художнику присущ комедийно-сатирический стиль картин? Опишите одну из картин Павла Федотова.

Домашнее задание: используя дополнительную литературу, подготовьте сообщения об архитекторах и художниках первой половины XIX века, не упомянутых на учебном занятии.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Золотой век русской культуры"

Презентация позволяет познакомить обучающихся с направлениями культурного развития России в XIX  веке, остановиться на выдающихся деятелях культуры и их достижениях....

золотой век русской культуры к уроку в 8 классе

Через  рассмотрение оснвных достижений культуры  19 века определить, суть определения "Золотой век"...

методическая разработка урока истории в 8 классе "Загадки "золотого века" русской культуры"

Тема урока: Загадки «Золотого века» русской культуры.      Цель: развитие социально – адаптивной и когнитивной (познавательной) компетентности через овладение учащимися знания...

Презентация "Золотой век русской культуры"

Презентация к уроку в 10 классе "Золотой век русской культуры" позволяет повысить наглядность при изучении таких вопросв темы, как живопись, архитектура, скульптура...

Презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Золотой век" русской культуры начала XIX века.

Первая половина XIX века вошла в историю как начало "золотого века" русской художественной культуры. Стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь лите...

Открытый урок Золотой «век» русской культуры (первая половина 19в.). М.И.Глинка – отец русской музыкальной классики.

Цель урока: Закрепить знания об опере, доказать на примере оперы «Руслан и Людмила», что Глинка является родоначальником русской классики, познакомить учащихся с творчеством М.И.Глинки. ...