Общешкольное мероприятие "200 дней и ночей Сталинграда"
методическая разработка по истории по теме

Стаценко Вера Викторовна

В разработке рассказывается о бессмертном подвиге русского народа - о победе в Сталинградской битве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshcheshkolnoe_meropriyatie.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 п. Катасон

 Будённовского района»

Подготовила учитель истории : Стаценко Вера Викторовна

Общешкольное мероприятие «Двести дней и ночей Сталинграда»

Цели: воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за соотечественников; расширять представление учащихся о Сталинградской битве, героизме советского народа; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Оформление: репродукции картин, посвященных войне, памятников войны; выставка книг о Сталинградской битве, аудиозаписи песен о войне, презентация «Двести дней и ночей Сталинграда»

Запись на доске эпиграфа к классному часу:

Нет героев от рожденья,

Они рождаются в боях.

                                А.Твардовский.

     Учитель : Сегодня  мы перелистаем страницы истории Сталинградской битвы. В суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и приумножили лучшие традиции российского воинства. И такие ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, несгибаемая воля к победе, беззаветное мужество и храбрость, воинское братство народов нашей страны, стали священными для защитников Сталинграда. Сталинградскую битву называют коренным переломом во Второй мировой войне .Коренной перелом –это процесс ,охватывающий обычно целый период или этап войны ,в ходе которого происходят резкие необратимые изменения  в военно- политической и стратегической обстановке .В ходе его стратегическая инициатива окончательно переходит от обороны ,имевшей успех,к другой стороне ,отразившей удары противника. Сталинградская битва – одна из крупнейших битв  Второй мировой войны. Она продолжалась 200 дней. Красная Армия перехватила у противника стратегическую инициативу и удержала её до конца войны.  Это была победа не только армии, но и всего советского народа в результате несгибаемой стойкости, мужества и массового героизма на фронте и в тылу.(

        В ходе битвы выделяют два этапа :

17 июля 1942 г. – 18 ноября 1942 г. – первый этап Сталинградской битвы.

19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – второй этап Сталинградской битвы.

       Потеря Сталинграда имела бы крайне тяжелые последствия для России.  В те годы основным источником нефти для страны был Кавказ.             Главной артерией, по которой «черное золото» поступало в центр страны, была Волга, по ней переправляли и донской хлеб. Взять под контроль реку означало бы лишить двигатели топлива, промышленность – сырья, экономику в целом электроэнергии, население тепла и хлеба.

      Летом 1942 года фашистские войска вторглись в пределы Сталинградской области. За один день противник совершил более 2000 самолето-вылетов. Несмотря на противодействие советской авиации и зенитной артиллерии, сумевших сбить 120 фашистских самолетов, город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия.  23 августа 1942 года – самая скорбная дата в истории Сталинграда.

(Видео фрагмент «Сталинград после бомбардировки 23 августа»)

Отрывок из речи Гитлера:

«Я хотел выйти к Волге в определенном месте, возле определенного города. Случилось так, что этот город носит имя самого Сталина… Не делая преувеличенных заявлений, я могу сказать вам, что мы его захватили. Только небольшая часть пока еще не в наших руках». Гитлер поторопился: город устоял.

    Но сопротивление не прекратилось. В те дни, сражаясь и умирая, воины поклялись: “За Волгой для нас земли нет!”. Их землёй, их последним шагом, последним боем и последним вздохом был этот Сталинградский берег, залитый кровью.

Отрывок из приказа № 227 от 28 июля 1942 года.

«

У нас стало намного меньше территории. Стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. У нас уже нет преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше — значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв. Безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем... отступать без приказа вышестоящего командования. Формировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов, до двухсот человек в каждом, поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизий расстреливать на месте паникеров и трусов».

Иосиф Сталин.

Стихи зачитывают  учащиеся.

Защитник Сталинграда

В зное заводы, дома, вокзал.
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
«Город не сдай врагу!»
Верный присяге русский солдат. 
Он защищал Сталинград.

Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал.
Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад – 
Он защищал Сталинград.

Сто пикировщиков выли над ним
В небе, как огненный змей,
Он не покинул окопа, храним
Верностью русской своей. 
Меж обгорелых черных громад

Он защищал Сталинград.

Танк на него надвигался, рыча.
Мукой и смертью грозил.
Он, затаившись в канаве, сплеча
Танки гранатой разил
Пулю — за пулю. Снаряд — за снаряд.
Он защищал Сталинград.

Смерть подступала к нему в упор.
Сталью хлестала тьма.
Артиллерист, пехотинец, сапер —
Он не сошел с ума.
Что ему пламя геенны, ад?..
Он защищал Сталинград.

IIросто солдат, лейтенант, генерал —
Рос он в страде боевой
Там, где в огне упирает металл,
Он проходил живой.
Сто изнурительных дней подряд
Он защищал Сталинград.
Время придет — рассеется дым

Смолкнет военный гром.
Шапку снимая при встрече с ним.
Скажет народ о нем:
— Это железный русский солдат,
Он защищал Сталинград.

Есть город чудесный на Волге.

Есть город чудесный на Волге

Его посетить каждый рад

Это город русской славы

Известный в мире Сталинград!

 

Враг был жестокий и нахальный

Он Русь задумал покорить

Но надо историю помнить:

Нельзя Россию победить!

 

Горела земля, дома полыхали,

Автоматы строчили, снаряды рвались,

Сражались мальчишки, солдаты России,

Себя не жалея, чтоб врага сокрушить.

 

Победа пришла ценой дорогою

В жестоком и страшном бою

Спасибо героям солдатам России,

Защитившим Отчизну свою.

 

Ты тоже родился в России.

Ты тоже родился в России-
В краю полевом и лесном.
У нас в каждой песне – береза,
Береза под каждым окном.
На каждой весенней полянке-
Их белый живой хоровод…
Но есть в Волгограде березка, -
Увидишь – и сердце замрет.
Ее привезли издалека
В края, где шумят ковыли.
Как трудно она привыкала 
К огню Волгоградской земли!
Как долго она тосковала
О светлых лесах на Руси…
Лежат под березкой ребята,
Ты лучше у них расспроси.
Трава под березкой не смята,
Никто из земли не вставал.
Но как это нужно солдату,
Чтоб кто-то над ним горевал.
И плакал светло, как невеста,
И помнил навеки, как мать.
Ты тоже родился солдатом,
Тебе ли того не понять!
Ты тоже родился в России,
В березовом милом краю…
Теперь, где ни встретишь березку,
Ты вспомнишь березку мою.
Ее молчаливые ветки,
Ее терпеливую грудь…
Растет в Волгограде березка,
Попробуй ее позабудь!

     Учитель. Не только в стране, но и за рубежом известен «Дом Павлова».         Простой, ничем непримечательный Сталинградский дом, отмеченный на карте фельдмаршала Паулюса как крепость. Неприступной крепостью сделали этот дом несколько солдат под командованием сержанта Я.Ф. Павлова и лейтенанта И.Ф. Арсеньева. У них не хватало боеприпасов, продовольствия, воды. Они были почти отрезаны от своих и 58 дней отбивали нападения врага, прикрывали расположенный рядом, в здании мельницы, наш наблюдательный пункт. Небольшая группа советских воинов, обороняя этот дом, уничтожили столько гитлеровцев, сколько они не теряли при взятии некоторых крупных европейских городов.

        О мужестве наших защитников говорили сами немцы. Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: “…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы.

      А вот извлечение из дневника Вильгельма Гоффмана:

“1 сентября: неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие!

8 сентября: …безрассудное упрямство.

11 сентября: …фанатики.

13 сентября:…дикие звери!

16 сентября: Варварство…это не люди, а черти.

27 октября: Русские - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня…

28 октября: каждый солдат чувствует себя обречённым человеком”.

        (Звучит песня «На Мамаевом кургане тишина..»).

       В период Великой Отечественной войны Мамаев курган, возвышающийся над центральной частью города, служил важнейшим звеном в системе обороны Сталинградского фронта, потому что позволял тому, кто контролировал вершину кургана, контролировать не только город, но и Заволжье, а так же переправы через Волгу. Высота 102 — так обозначали курган на военных топографических картах.  Это место известно всему миру, как арена одних из самых ожесточённых сражений второй мировой войны. Битва за Мамаев курган длилась 135 суток из всех 200 дней Сталинградской битвы. Склоны кургана были изрыты бомбами и минами — даже в снежные дни он оставался чёрным. Снег тут моментально таял, перемешиваясь с землей от огня артиллерии. Плотность огня здесь была колоссальной: на один квадратный метр земли приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков. По завершении Сталинградской битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города. Здесь похоронено около 34,5 тысяч человек. В тот период это место стало настоящим курганом, т.е. местом захоронения. Не удивительно, что в первую послевоенную весну Мамаев курган даже не зазеленел – на выгоревшей земле не выросла трава. Усыпанный осколками от мин, бомб, снарядов, весь в воронках, курган чернел, как обугленный. В искалеченном войной виде он находился до 1959 года. Но идея строительства памятника в честь великого сражения появилась сразу после окончания битвы.(Видеоэкскурсия «Мамаев курган  в наши дни»)

       К середине ноября наступательные возможности немецких войск окончательно иссякли. Потеряв в боях за Сталинград около 700 тыс. убитыми и ранеными, более 1 тыс. танков и свыше 1,4 тыс. самолётов, немецкие войска вынуждены были к середине ноября перейти к обороне.

        10 января громом орудий и реактивных установок начался завершающий этап разгрома врага, 31 января войска 64-й армии взяли в плен Паулюса вместе со штабом. Мощные удары советских войск подавили последние очаги сопротивления. 2 февраля 1943 г. в 16.00 историческая Сталинградская битва закончилась.

        Радостной волной прокатилась по всему миру новость о разгроме фашистских войск в районе Сталинграда и вдохновила силы сопротивления Европы на дальнейшую борьбу с фашизмом. Мир был поражен и восхищен легендарной победой советских войск, которая положила начало коренному перелому в ходе всей второй мировой войны.(Звучит песня «Поклонимся великим тем годам».Показ слайдов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия "200 дней и ночей Сталинграда"

Сценарий мерпориятия, посвященного Сталинградской битве....

Классный час "200 дней и ночей Сталинграда"

Внеклассное мероприятие для учащихся 2-9 классов, посвященное 70-летней годовщине Сталинградской битвы...

"200 дней и ночей Сталинграда"

Презентация к внеклассному мероприятию...

200 дней и ночей сталинграда

Посвящается защитникам Сталинграда (материал для проведения классного часа)...

Сценарий классного часа "200 дней и ночей Сталинграда"

Сценарий классного часа посвященного 70-летию сталинградской битвы....

200 дней и ночей Сталинграда.

Сталинградская битва - одна из крупнейших битв Второй мировой войны. Она продолжалась 200 дней. Потеря Сталинграда имело бы крайне тяжелые последствия для России...

Сценарий классного часа: «200 дней и ночей Сталинграда!».

Цель: пополнить знания об истории нашей Родины; расширять представления учащихся о Сталинградской битве, формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере гер...