Урок по Конституции РФ в 9 классе
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Лущикова Галина Степановна

В материале показана разработка урока обществознания в 9 классе по Конституции РФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_konstitutsii_v_9_kl.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Колыбельская средняя общеобразовательная школа» Лискинского района Воронежской области

Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященный 20 – летию Конституции Российской Федерации

Номинация: конкурс методических разработок по изучению Конституции России

Сценарий урока обществознания в 9 классе

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ»

                                                                               Автор:    Лущикова Галина                                                                    

                                                                                               Степановна, учитель

                                                                                               истории и общество-

                                                                                               знания, ВКК

                                                                     

                                                                                 Адрес: 397923 с. Колыбелка

                                                                                   Лискинского района

                                                                                    Воронежской области

                                                                                    ул. Героя Шевцова, д. 102

                                                                                    Телефон: (747391) 54-3-41

                                                                                    E-mail: galka_lu@mail.ru

                                 

Колыбелка- 2013 год

Цель урока: показать значение  Конституции РФ как документа,

                  определяющего принципы устройства общества;

                   развивать самостоятельность и умение работать с

                     документами; воспитывать у учащихся осознанное

               уважение к праву, к основному Закону страны.

 

          Учащиеся должны знать:

  1. Конституция обладает  высшей юридической силой;
  2. Человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью;
  3. Главная цель Конституции РФ – признание, соблюдение и защита этих прав и свобод.

Учащиеся должны уметь:

  1. Объяснять, почему Конституцию называют  законом высшей юридической силы;
  2. Разбираться в понятиях темы -  «Конституция, закон, конституционный строй, суверенитет, правовое, светское, социальное государство, основные принципы конституционного строя»;
  3. Анализировать тексты.

Оснащение урока: текст Конституции РФ, презентация к уроку, ПК, проектор и экран, учебник «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева для 9 класса

Тип урока: 1-й урок – изучение нового материала;

                      2 –й урок – практикум

 На доске 2 эпиграфа к урокам:

  1. «Я требую, чтобы государство защитило не только меня, но и других.

      Я требую, чтобы оно защитило свободу – и мою собственную, и       всех окружающих людей»

                                                                                    Карл Поппер

  1.       «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции»

                         Декларация прав человека и гражданина, 1789 г,    статья 16

План уроков:

  1. Вводная беседа по эпиграфам.
  2. Что такое Конституция и в чем состоят ее особенности.
  3. Основное содержание Конституции РФ.
  4. Основы конституционного строя.
  5. Практическая работа по изучению Конституции РФ.

Содержание работы на уроках:

Урок 1.

       I.Вводная беседа с классом по эпиграфам:

  1. Как вы думаете, каким образом государство может защитить человека?
  2. Как называется основной закон страны?
  3. В каком документе записаны основные права  граждан нашей страны?
  4. А когда была принята  Конституция РФ?

После ответов учитель подводит итог: «Правильно, ребята, наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года, а это значит, что ей уже 20 лет. А когда впервые в российской истории было употреблено слово «конституция»? Кто ответит на этот вопрос?»

(Дети отвечают, что впервые употребили это слово для обозначения своей программы участники «Северного общества» декабристов). Прошло много времени, прежде чем Конституция стала основным законом нашего государства. За годы советской власти и существования СССР у нас было принято 5 Конституций. (На слайде высвечиваются даты: 1918, 1922, 1924, 1936, 1977). В чем состоят особенности Конституции 1993 г, в чем выражается ее высшая юридическая сила, каковы ее основы и задачи, нам предстоит выяснить в течение 2-х уроков, тема которых ….(название темы на слайде с вопросами).

   II. Изучение темы уроков.

  1. Что такое Конституция и в чем состоят ее особенности?

На слайде учащиеся читают: «Конституция (constitution-лат.)- «установление, учреждение, устройство».  Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации».

Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г (сейчас отмечается как День Конституции РФ)

Далее учитель говорит, сопровождая изображением на экране, а ребята записывают в тетради, об отличительных особенностях Конституции:

  • Закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти;
  • Является основным источником права, служит основой для законодательства;
  • Обладает высшей юридической силой;
  • Отличается стабильностью;
  • Характеризуется особым порядком принятия и изменения.

(Кратко характеризуется каждое положение)

  1. Основная структура и содержание Конституции РФ (учитель проговаривает и показывает на экране, а учащиеся следят по тексту):
  • Преамбула – вводная часть, где кратко охарактеризованы цели, условия, мотивы принятия Конституции (читают);
  • Основная часть (раздел I) – основной текст состоит из 9 глав, включающих 137 статей;
  • Заключительные и переходные положения (раздел II) – состоит из 9 статей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержатся правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращения действий прежних.

                  Далее учитель подводит итог: Сущность Конституции, ее задачи и высшая ценность для человека и общества состоит в правовом ограничении государственной власти, в установлении для нее правовых пределов, которые она преступить не имеет права.

  1. Основы конституционного строя.

Учитель показывает слайд: «Конституционный строй – это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами Конституции».

Основу конституционного строя составляет: (на экране)

  • Народовластие
  • Федерализм
  • Правовое государство
  • Разделение властей
  • Приоритет прав человека
  • РФ – социальное государство
  • Суверенитет
  • Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности
  • Политическое многообразие
  • Идеологический плюрализм
  • Светский характер государства.

(Учитель кратко характеризует каждое положение)

                Далее перед классом ставится вопрос для закрепления изученного на уроке: Что такое Конституция? Какие статьи Конституции определяют  основы конституционного строя? (Работа по тексту Конституции).

Урок 2.

Практикум по изучению содержания Конституции РФ.

Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает задание. Результаты представляют в виде схем.

1 группа изучает главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и заполняет схему «Классификация основных прав и свобод»

2 группа изучает главу 3 «Федеративное устройство РФ», отвечает на вопрос: «Что такое федерация?» и составляет схему «Типы субъектов РФ».

3 группа изучает главу 4 «Президент РФ», составляет схему «Полномочия Президента РФ» и отвечает на вопрос: «Как Конституция РФ определяет статус Президента?»

4 группа изучает главу 5 «Федеральное собрание РФ»  и объясняет назначение, структуру и полномочия Федерального собрания как парламента страны.

5 группа изучает главу 6 «Исполнительная власть. Правительство РФ» и составляет схему «Полномочия Правительства РФ»

6 группа изучает главу 7 «Судебная власть в РФ», определяет виды судов в РФ и составляет схему «Принципы судопроизводства в РФ»: объективность, Равноправие сторон, национальный язык судопроизводства, состязательность, гласность и открытость.

Группы работают в течение 25 минут, а потом сообщают результаты своей работы остальным. По мере необходимости делаются пометки в тетрадях.

Закрепление проводится:1) с использованием схем на экране: учащиеся называют пропущенные элементы в схемах власти, судопроизводства, прав и свобод человека; 2) ответы на вопросы: «Как государство может защитить права и свободы граждан?», «Существует ли система разделения властей в РФ?»

Домашнее задание: параграфы 12-13, ответить на вопросы, выполнить задания № 3 и 4 из рубрики «В классе и дома»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе "Конституция Российской Федерации"

Урок дает четкое представление о Конституции Российской Федерации как главном документе государства. Прослеживается исторический путь государства к этому документу.В разработке даны при...

План-конспект урока по обществознанию в 9 классе "Конституция 1993 года"

Урок по данной теме проводится с целью формирования у учащихся знаний Конституции....

План-конспект урока обществознания "Конституция России" 9 класс

План-конспект урока обществознания "Конституция России" 9 класс. Комбинированный урок...

урок по обществознанию в 9 классе "Конституция-основной закон страны"

Урок по обществознанию в 9 классе и использованием ЭОР по теме: "Конституция-основной закон страны"...

Урок по обществознанию в 9 классе "Конституция РФ"

Урок изучения нового материала....

Методическая разработка урока по обществознанию «Конституция России». (9 класс)

Конституция - основной закон государства.Истории формирования конституционного строя в России.Назначение и духовные ценности ,на которых основывается Конституция России.Главные задачи, которые решает ...

Конспект урока на тему: Конституция РФ 11 класс

Цель урока:- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данной темы; воспитывать уважение к истории РФ и Основному Закону страны - Конституции РФ; Задачи:- ор...