Планы открытых уроков
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Открытые уроки по истории России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Золотой век Екатерины II в оценках и суждениях.

(обобщающий урок по теме: «Эпоха просвещенного абсолютизма» класс делится на 2 группы: сторонников и критиков просвещенного абсолютизма)

Цели урока: усвоить суть «Просвещенного абсолютизма», уметь устанавливать причинно-следственные связи, продолжить овладение навыками формулирования и аргументирования своего мнения, уметь выявлять взаимосвязь внутренней и внешней политики государства.

Эпиграф (на доске): «Не приобретение сокровищ..., не властолюбие и не иная, какая корысть, но истинная любовь к Отечеству и желание всего народа понудило нас принять сие бремя правительства».

                                                                   (Её И.В. Екатерина Алексеевна)

План: (написан на доске)

  1. Екатерина II - продолжательница реформаторской деятельности Петра I? (Характеристика личности).
  2. Изменения в положении сословий.
  3. На кого опиралась императрица в ходе своего правления.
  4. Итоги внешней политики Екатерины II.

I

Слово учителя: я хочу прочитать небольшой отрывок из характеристики личности Екатерины II, данную ей русским историком конца ХIХ – начала ХХ в. А. Кизеветтером «Блестящий успех, сопровождавший деятельность Екатерины II и окруживший ее имя ореолом славы, всего более объясняется тем, что по условиям исторического моментаее историческая задача как раз соответствовала особенностям ее личного характера… На жизненном пути Екатерины не было недостатка в препятствиях, сложных и опасных. Она сумела восторжествовать над ними. Но она достигла этого успеха не столько преодолевая эти препятствия силой непосредственного сопротивления, сколько обходя их искусством гибкой изворотливости.» (А.А. Кизеветтер: Исторические силуэты. Ростов-на-Дону. «Феникс» 1997. С. 120.)

Какие книги читали об императрице? Какие фильмы, посвященные Екатерине II, вы смотрели?

(ответы учащихся)

Каждая группа делает краткое сообщение о личности Екатерины II.

Слово учителя: А теперь поговорим о её реформаторской деятельности.

Вопрос: «О чем говорит история созыва и прекращения деятельности Уложенной комиссии? Каковы либеральные реформы Екатерины II?»        (ответы учащихся)

II

Слово учителя: обращаю внимание на четкое разграничение правового положения сословий. Основные сословия: дворяне, духовенство, купечество, посадские люди, государственные крестьяне, крепостные крестьяне (написаны на доске)

Учащиеся перечисляют и анализируют социально-экономические реформы Екатерины II.

III

Учитель уточняет вопрос: «На какие социальные слои опиралась императрица?

Какова роль фаворитов в правлении Екатерины II?»        (ответы учащихся)

Урок по истории России


Объявление и комментирование оценок учащихся

IV

Подводя итоги внешней политики, учащиеся отвечают на вопрос: «Какие качества позволили императрице добиться успеха во внешней политике?»        (ответы учащихся)

Учащиеся вместе с учителем делают выводы:

  1. Реформы должны соответствовать уровню социально-экономического и политического развития страны.
  2. Реформы становятся плодотворными, если они проводятся в интересах всего общества.



Предварительный просмотр:

Урок по истории России

Красный террор

Цель: воспитание отрицательного отношения к террору на основе объективного изучения учебного  материала.

Задачи:

- изучить сущность террора;

- раскрыть основные причины террора;

- показать безнравственность террора.

Ход урока:

І.   1. Оргмомент: цель и задачи урока (формулируется учителем вместе с учениками).

     2. Актуальность темы.

     3. Экспресс – опрос:

                             1) Годы гражданской войны в России.

                             2) Причины гражданской войны.

                             3) Кого из военачальников белых (красных)можете назвать?

                             4) На каких принципах формировалась Красная Армия?

                             5) Как поддерживалась дисциплина  в Красной Армии?

                             6) Как назывался карательный орган Советской власти?

                             7) Кто его возглавлял?

IІ. 1.Причины применения  террора «красными».

         а) Выступление двух учащихся по заранее подготовленному материалу.

         б) Дополнения, возражение, свое мнение.

         в) Учащиеся записывают выявленные ими главные причины применения террора:

                  1) стремление большевиков удержать власть, во что бы то ни стало;

                  2) истребить как можно больше противников, а остальных запугать;

                  3) отсутствие политической культуры (недостаточный опыт парламентаризма);

                  4) психологическая готовность к применению силы.

       Можно ли было обойтись без террора?  Ответы учащихся... 

      2. Истоки террора в России.

          Основы приемлемости терроризма как формы политической борьбы были разработаны ещё в 60-70е гг. народниками: Заичневский, Нечаев, народовольцы. Затем успешно использовали террор эсеры.

Вывод: революционное движение в России считало террор как одну из форм политической борьбы, руководствуясь принципом: «цель оправдывает средства».

      3. Неизбежен ли террор после революции? (совместное обсуждение).

           1) Английская революция 1640-1660 (диктатура Кромвеля).

           2) Французская революция 1789-1794 (Якобинская диктатура 2.VІ.1793-27.VIІ.1794)

           3) Война за независимость североамериканских колоний 1775-1783г.

  Мнение! Это зависит от характера революции. Если после революции какая-то одна

                  партия узурпирует власть, то гражданская война и террор неизбежны.

     4. Подведём итоги: «К чему приводит террор?»

         К установлению диктаторских режимов, нарушающие права и свободы человека.

Следовательно:

«Террор не может быть морально оправдан».

Подведение итогов работы.



Предварительный просмотр:

Новая экономическая политика.

Цель: изучить социально-экономические и политические причины перехода к НЭПу.

Задачи: проанализировать ситуацию в народном хозяйстве после Гражданской войны;

              - как сказалась политика «военного коммунизма»?

              - каковы главные мероприятия НЭПа?

              - в чем причины кризисов НЭПа?

  Начнем с того: в чем была сущность «военного коммунизма» - политики проводимой советско-большевистким руководством в годы Гражданской войны:

  1. Каковы основные элементы «ВК» в экономике − ликвидация частной собственности свертывание товарно-денежных отношений, прямой товарообмен, полная национализация промышленности, введение продразверстки.
  2.  Каковы основные элементы «ВК» - в социальной сфере − господство государственно-распределительной системы, уравниловка, натурализация  заработной платы и введение всеобщей трудовой повинности, милитаризация труда.
  3. Основные элементы «ВК» в политической сфере − утверждение однопартийной диктатуры, всеобщий контроль РКП(б) над Советами, террор, командно-административные методы, сращивание партийного и государственного аппарата, диктатура партии.
  4. Основные элементы «ВК» в духовной сфере −  господство революционной идеологии; вера в светлое будущее, пропаганда необходимости Гражданской войны и мировой революции массового героизма, пренебрежение общедемократическими правами и свободами, пропаганда коллективного атеизма, необходимость уничтожения буржуазной культуры и создание новой пролетарской.

                                                                             ↓↓

Все это привело к социально-экономическому, политическому и духовному кризису общества→ в результате катастрофический спад уровня жизни→ что далее могло произойти (недовольство и восстание)

Об этом и поговорим (вот вам карточки, ознакомьтесь с содержанием и ответьте на вопросы)

Карточка 1. Советская Россия после гражданской войны

Основная борьба против российской белогвардейщины и иностранной интервенции была победоносно завершена. Страна могла приступить к мирному строительству. Но что представляла собой страна?

Объем валовой продукции крупной промышленности составлял к этому времени 18% довоенного, а сбор хлебов - 62%. Не нужно напрягать воображение, чтобы увидеть за этими цифрами незасеянные поля, омертвелые заводы, окоченевшие паровозы и вагоны. Под угрюмым зимним небом лежала израненная, голодная, голодная, босая, прикрытая рваным рубищем Россия. В эту Россию пролетарская революция должна была вдохнуть силы и жизнь. Но как?

Чтобы восстановить железные дороги, нужно было топливо. А подвезти топливо было невозможно, пока не будет восстановлен транспорт. Города голодали, деревни изнемогали под бременем разверстки. Уменьшить разверстку - города будут обречены на еще более тяжкие муки голода. Увеличить разверстку - деревня будет полностью опустошена.

Можно было бы получить из деревни какое-то количество хлеба с помощью товарообмена. Но для товарообмена нужны ситец, спички, деготь, сапоги. Куда же от- дать с трудом добытые вагоны угля и дров

  • на восстановление ситценабивных фабрик или на ремонт паровозов? Будут паровозы
  • не будет ситца. Будет ситец - не будет паровозов. Как же наладить товарообмен?

Каждый день возникали вопросы, которые требовали немедленного, безотлагательного решения. И каждый из этих вопросов вырастал в неразрешимую дилемму. Драбкина Е. Зимний перевал. М.: Политиздат, 1987. С. 44-45;.

Вопрос: Согласны ли Вы с предложенной Е. Драбкиной постановкой проблемы?

Карточка 2. Первые проекты перехода к нэпу

“Продовольственная политика построена на отобрании излишков... Это толкает крестьянина к обработке земли лишь в пределах потребностей своей семьи. В частности, декрет относительно изъятия третьей коровы как излишней на деле приводит к тайному убою коров, к спекулятивной распродаже мяса и к разрушению молочного хозяйства. В то же время полупролетарские и даже пролетарские элементы городов оседают в деревне, где заводят свои продовольственные хозяйства. Промышленность теряет рабочую силу, земледелие эволюционирует в сторону увеличения числа самодовлеющих продовольственных хозяйств. Этим самым подрывается основа продовольственной политики, построенной на изъятии излишков... 

Вопрос: Какие решения этой проблемы Вы бы предложили?

Карточка 3. Кронштадтское восстание 1921 г.

       Кронштадт восстал 1 марта 1921 г. после митинга, собравшего 15 тысяч человек. Матросы и рабочие требовали выборов новых советов при свободном и тайном голосовании, свободы слова и печати для всех социалистических партий, свободы профсоюзных и крестьянских собраний, отмены продразверстки, ликвидации института политкомиссаров. Главный лозунг Кронштадта — “Советы без коммунистов!”.

      Аналогичные требования выдвигались в ходе крестьянских волнений и забастовок в самом Петрограде. Ленин на X съезде РКП(б) заявил, что Кронштадт опаснее, “чем являлись Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые”.

      5 марта в Кронштадте был создан ревком из 15 человек: 9 матросов, 4 рабочих, 1 директора школы, 1 санитара.

Подавить восстание было поручено Тухачевскому. Он прибыл в Петроград с тысячами чекистов и солдат и разоружил гарнизон Петрограда. Зиновьев объявил Петроград на осадном положении и приказал изгонять рабочие митинги и расстреливать демонстрантов. По приказу Тухачевского Кронштадт был подвергнут бомбардировке с самолетов и артиллерийскому обстрелу. Восстание было подавлено 17 марта. М. Тухачевский, руководивший подавлением Кронштадтского восстания, вспоминал: “Я был на войне пять лет, но я не могу вспомнить, чтобы когда-либо наблюдал такую кровавую резню. Это не было большим сражением. Это был ад. Тяжелая артиллерия всю ночь беспрерывно грохотала, и снаряды взрывались так оглушительно, что в Ораниенбауме были снесены стекла всех окон. Матросы бились, как дикие звери. Откуда у них бралась сила для такой боевой ярости, не могу сказать. Каждый дом, который они занимали, приходилось брать штурмом. Целая рота боролась полный час, чтобы брать один единственный дом, но когда его наконец брали, то оказывалось, что в доме было всего два-три солдата с одним пулеметом. Они казались полумертвыми, но, пыхтя, вытаскивали пистолеты, начинали отстреливаться со словами: мы мало уложили вас, жуликов!” (Авторханов А. Ленин в судьбах России. С. 175).

Вопросы. О чем свидетельствуют, лозунги Кронштадтского восстания и состав его руководства? Чем объясняется оценка опасности восстания, данная Лениным? Как Вы думаете, чем было вызвано столь ожесточенное сопротивление повстанцев в абсолютно безнадежной ситуации? О чем оно свидетельствует?

Карточка 4. Ленин о причинах отмены продразверстки.

“Почему нам нужно заменять разверстку налогом? Разверстка предполагала: изъять все излишки, установить государственную монополию. Мы не могли поступить иначе, мы были в состоянии крайней нужды... Как переходную меру в стране крестьянской, если есть некоторое количество товаров, возможно прямая нить системы налога и свободного оборота. Этот самый оборот - стимул, побудитель для крестьянина. Хозяин может и должен стараться за свой собственный интерес, потому что с него не возьмут всех излишков, а только налог, который нужно будет определить заранее... Нужно сказать мелкому хозяину: “Ты - хозяин, производи продукты, а государство будет брать минимальный налог” (Ленин В.И. Доклад о замене разверстки натуральным налогом. С. 70-71).

Вопросы. В чем состояли принципиальные отличия налога от разверстки? Какие последствия должна была вызвать замена разверстки налогом? На какие отрасли экономики могла повлиять подобная мера?

Карточка 5.  Ленин о свободе оборота.

“Что же такое свобода оборота? Свобода оборота это есть свобода торговли, а свобода торговли значит: назад, к капитализму. Это значит товарный обмен между отдельными сельскими хозяевами. Из этого оборота и свободы торговли неизбежно вытекает деление товаропроизводителя на владельца капитала и на владельца рабочих рук, разделение на капиталиста и на наемного рабочего, то есть воссоздание снова капиталистического наемного рабства. Спрашивается, как же так, может ли коммунистическая партия признать свободу торговли? Можно ли до известной степени восстановить свободу торговли, свободу капитализма для мелких земледельцев, не подрывая этим самым корней политической власти пролетариата? Можно, ибо вопрос - в мере. Мелкий земледелец, пока он остается мелким, должен иметь стимул, соответствующий его экономической базе, то есть мелкому хозяйству" (Ленин В.И. Доклад о замене разверстки натуральным налогом. С. 61-62).

Вопросы. Какую главную политическую опасность, с точки зрения большевиков, таил в себе нэп? Почему большевики готовы были мириться с этой опасностью?

Карточка 6. Частный сектор в годы нэпа.

В течение первого года нэпа в аренду было передано около 10 тысяч промышленных предприятий. Мелкая частная промышленность к концу 1921 г. производила 40% промышленной продукции страны. В 1923 г. в частном секторе было занято 12,5% пролетариата. Численность частных торговцев превысила 420 ООО человек. “В начале новой экономической политики государственная промышленность почти бездействовала, в области товарооборота государственные и кооперативные органы сами прибегали к частному посредничеству, а частный капитал, имея все преимущества быстрого оборота, играл относительно крупную роль” (Резолюция объединенного Пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) 1927 г. // КПСС в резолюциях... Т. 3. М., 1970 С. 505-506).

Вопрос. Чем объясняется более быстрый рост частной торговли и промышленности по сравнению с государственной в первые годы нэпа?

Отвечают те, кто работали по карточке 1; 2.

Какой самый многочисленный слой населения, который необходимо привлечь на свою сторону.

Отвечают те, кто работали по карточке 2; 4.

Что делать крестьянам с излишками хлеба, оставшимися у них после уплаты продналога?

 А закон о свободе торговли был?

Отвечают те, кто работали по карточке 4; 5.

 А как же решить проблемы, связанные с промышленностью?

     Ответы учащихся (предполагаемые)

  1. Денационализация мелких предприятий.
  2. Аренда государственных предприятий.
  3. Введение концессий – предоставление права промышленной деятельности иностранным предпринимателям.
  4. Введение на крупных предприятиях хозрасчета.

                 Как же заинтересовать рабочих лучше работать?

                        Ответы учащихся:

  1. Изменение принципа определения заработной платы.
  2. Отмена трудовой мобилизации и введение свободного найма рабочих.

3)        Денежная реформа 1922 г. (Что бы экономика была стабильной необходима стабилизация финансовой системы).

                Чем объясняются эти частичные успехи НЭПа?

                         Отвечают по карточкам 4 и 5.

Подведение итогов: 1. НЭП являлся жизненной необходимостью.

                                 2. НЭП был необходим для скорейшего восстановления экономики.

 3. НЭП был необходим большевикам для удержания власти.

           



Предварительный просмотр:

Образование Русского Централизованного государства.

Цель: — изучение причин и исторического значения образования Русского централизованного государства.

Задачи: — систематизация учебного материала по данной теме;

  • закрепление в памяти учащихся фактов и основных понятий;
  • осознание исторической обусловленности и закономерности образования Русского централизованного государства.

                                         План урока                                                                  (метод работы)

  1. Признаки централизованного государства.        (поисковый)
  2. Объединение русских земель вокруг Москвы.        (обобщение)
  3. Политический строй Московской Руси при Иване III.        (поисковый)

4.Социально-экономические отношения в Русском централизованном государстве.         

(поисковый)

  1. Особенности объединения Руси.        (поисковый)
  2. Влияние Ордынского ига на процесс объединения Руси.        (творческий)
  3. Историческое значение создания централизованного государства.        (обобщение и систематизация)

Оборудование урока: карта на доске, атласы на столах, учебники и хрестоматия

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя: сказать о цели урока, о ходе урока, рассказать (вкратце) о существующих дискуссиях о путях и центрах объединения русских земель.                                                                                                              (4 минуты)
  2. Один ученик пишет ответ по 1-му вопросу с обратной стороны доски.
  3. Группа учащихся выступает с кратким очерком «Объединение русских земель вокруг Москвы», работая у доски с картой.                                                     (5 минут)
  4. Группа учащихся выступает по вопросу «Политический строй Московской Руси при Иване III».                                                                                                           (5 минут)
  5. Группа учащихся выступает по вопросу «Социально-экономические отношения в Русском централизованном государстве».                                                        (5 минут)
  6. Группа учащихся выступает по вопросу «Особенности объединения Руси». (5 минут)

Изучаем все вместе признаки централизованного государства, записанные на доске)        

(2 минуты)

  1. Дискуссия по вопросу «О влиянии Орды на процесс объединения Руси».        (6 минут)

(вывод: по многим вопросам могут быть различные мнения)

  1. Подведение        итогов: формулируем причины и историческое значение образования Русского централизованного государства.

Урок по истории России

Причины:

  1. Желание освободиться от Орды и создать независимое государство.
  2. Необходимость в сильном (многочисленном) войске для отпора притязаниям извне.
  3. Необходимость в стабильном развитии хозяйства: (с/х, ремесел и торговли).
  4. Стремление большинства населения к прекращению усобиц и беспорядков.

Историческое значение образования единой Руси:

  1. Восстановление независимости страны.
  2. Создание благоприятных условий для хозяйственного развития.
  3. Восстановление международного авторитета.
  4. Развитие правовой системы.
  5. Сохранение национальной и культурной самобытности.        (6 минут)


Озвучивание и аргументация оценок учащихся.

Д/з

(2 минуты)



Предварительный просмотр:

Урок по истории России

Тема: Общественное движение в 1840-е годы.

Цели урока: формирование понимания учащимися кризиса феодально-крепостнической системы,

                         убеждения в исторической необходимости падения крепостного права в России и

                          смены отживающего феодального строя более прогрессивным (буржуазным).

Задачи урока: - познакомить школьников с такими направлениями либеральной мысли России,    как Западничество и славянофильство;

                       - на основе анализа источников выделить наиболее характерные идеи представителей

 упомянутых  направлений, определить общее и особенное  в воззрениях западников и славянофилов;

                       - продолжить работу над формированием у учащихся умений анализировать тексты

                         документов, самостоятельно делать выводы, выделять  главное.

Базовые понятия: консерватизм, либерализм, западничество, славянофильство, монархия,

                                крепостное право, абсолютизм.

Оборудование урока:

        - карта «Россия в первой половине ХIХ в.»;

        - учебник;

        - тексты учебников;

        - выставка дополнительной литературы.

План урока.

  1. Введение в тему.
  2. Краткое изложение новой темы.
  3. Инсценировка (диалог западника и славянофила)
  4. Самостоятельная работа по петрашевцам.
  5. Работа с источниками.
  6. Учитель и учащихся вместе формулируют вывод о начале нового этапа общественного движения.
  7. Уточнение домашнего задания.

Эпиграф урока:

         Иди! Светла твоя дорога:

        В душе любовь, в деснице гром,

        Грозна, прекрасна,- ангел Бога

         С огнесверкающим  челом.

                                                                                  (А. Хомяков)

     

                                 Ход урока.

  1. Краткая характеристика 40-х гг.

а) Крепостное право доживало последние десятилетия.

б) Возникает множество идейных течений. Время противоречий.

Вспомним

  1. Кто занимал российский престол в изучаемое время?
  2. Какими событиями связано начало царствования Николая I?
  3. Как эти события повлияли на политику Николая I?
  4. Какие методы правительство применяло для достижения своих целей?
  5. Кто такие декабристы?
  6. Чего добивались декабристы?

  1. После обсуждения ответов отмечаю, что с 1840-х г. Николай I всё чаще прибегал к использованию грубой полицейской силы, стремясь к подавлению всякого инакомыслия. Но невозможно заставить людей не думать.

В это время формируется основные течения общественной мысли: это западничество и славянофильство.

  1839г. – записка « О старом и новом». (А.С.Хомяков)

       Славянофильство

                  Западничество

(А.С. Хомяков, И.В. Киреевский , Ю.Ф.Самарин, И.Д. Беляев, К.С. Аксаков и др.)

 1. Отличие России  от Западной Европы.

2. Главные особенности России:

     1) крестьянская община,

     2) православная вера

3. У России свой путь развития.

   Боялись буржуазного развития.

(Т.Н. Грановскский, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, К.Д. Каверин, В.Г. Белинский , А.И. Герцен и др.)

1. Россия и Западная Европа – это нераздельные части единого исторического целого.

Россия развивается по тому же пути, что и Западная Европа.

Буржуазный строй (парламент, конституция)

Отношение к реформам Петра I.

                                     Отрицательно.                                                                                  

Одобряли. Положительно.

Общее:

Критическое  отношение к настоящему.

За отмену крепостного права.

Против революции.

За развитие по пути реформ.

  1. Инсценировка (два старшеклассника одетые соответственно моде XIX века ведут беседу относительно исторической судьбы России)

Работа учащихся с источниками, определяют кто славянофил, кто западник.

  1. Самостоятельная работа по петрашевцам.

   а) Кто такие?

   б) Чем занимались?

   в) Приговор суда…

Подведение итогов.

                                                   

                       

                         



Предварительный просмотр:

Петр Первый и его реформы в оценках и суждениях.

Цели урока: усвоить суть радикальных перемен; уметь устанавливать причинно-следственные связи; формулировать и аргументировать свое мнение; выявлять взаимосвязь внутренней и внешней политики государства.

План урока: (написан на доске)

  1. Реформы Петра Первого и характеристика личности императора.
  2. Был ли Петр Первый «революционером на троне»?        эпиграфы: (на доске)
  3. Цена петровских реформ.        Нет не змия Всадник медный
  4. Подведение итогов.        Растоптал, стремясь вперед, -

Растоптал народ наш бедный, «... на троне вечный был работник...»        Растоптал простой народ.

                                                                     (А.С. Пушкин)                                            (Н.Ф. Щербина)

I

Реформы Петра Первого и характеристика личности императора.

Слово учителя: сегодня обобщающий урок по теме: «Эпоха петровских реформ».

«...то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник», - говорит Пушкин. Для других он - злодей, деспот, тиран. Петровские реформы нашли разноречивые суждения в оценках современников и историков. Прошу класс разделиться на сторонников и критиков реформ Петра I. И, для начала вспомним. Какие книги о нем читали? Какие фильмы о нем смотрели? (ответы учащихся)

I. Выступление от каждой из команд: оценки реформ Петра I.

Слово учителя: Петр, вне всякого, был человеком неординарным, ярким, талантливым.

А теперь поговорим о реформах Петра: (на доске изображается схема) Экономические реформы-» реформы управления-» военные реформы-» реформы в области культуры.

Какое событие способствовало ускорению реформ?

Какой вышла Россия из Северной войны?

II

Был ли Петр Первый «революционером на троне»?

Учитель: «Что такое революция? Произошло ли подобное в петровское время? В литературе бытует мнение будто реформы были задуманы до Петра, а этот царь реализовал замыслы своих предшественников. Кого из предшественников можете назвать? Почему предшественники не сумели провести реформы?»

Ответы учащихся сводятся к тому, что Петр создает себе опору в среде дворянства, уравняв их в правах с боярством.

Вывод: Реформы Петра - это своеобразная реформа сверху.

III

Цена петровских реформ.

Учитель: «Были ли правы крестьяне, осуждавшие политику Петра I? Как оценивал народ налоговую политику Петра I? Почему Петру посвящено немало литературных произведений и научных трудов, а песен о нем народ не слагал?» Ответы учащихся...

IV

Подведение итогов.

  1. Правительство может и должно проводить преобразования, если в них назрела необходимость
  2. Для успеха преобразований необходимо привлекать людей на сторону реформаторов; приходится преодолевать сопротивление.
  3. Начиная реформы, надо смело идти вперед, доводя дело до конца; при этом нужно думать об интересах всего общества, а не узкой группы лиц.

Объявление и комментирование оценок учащихся.

Урок по истории России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока по теме "Благотворительность"(Charity)

Урок по теме "Благотворительность" способствует воспитанию милосердия и проявлению сострадания к инвалидам, сиротам, пожилым людям, жертвам стихийных бедствий, войн и техногенных катастроф....

План открытого урока по теме: "Модальные глаголы и их эквиваленты "

Данный урок способствует доступному и быстрому усвоению материала о модальных глаголах и их эквивалентах....

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Название Москвы. Мое открытие Москвы» 1 клас История изобразительного искусства.

Тема: «Названия Москвы. Мое открытие Москвы» Цели: Познакомить учащихся с интересными названиями города Москвы.Познакомить  со знаменитыми местностями и названиями улиц, переулков. Расширить...

План открытого урока по ИЗО в 5 классе .Тема урока: Фасад – лицо избы, окна - её глаза.

Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора. Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. Воспитыва...

План открытого урока в рамках школьного семинара “Эврика” по теме “Великие географические открытия”

План открытого урока в рамках школьного семинара “Эврика”по теме “Великие географические открытия”...

План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."

Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...

План открытого урока по математике. Тема урока: «Круговые диаграммы» (6 класс)

План открытого урока по теме:  «Круговые диаграммы»  (математика, 6 класс)....