Главные вкладки

    План-конспект урока по истории (8 класс) по теме:
    конспект урока Внешняя политика Александра II 8 класс

    Костышина Галина Николаевна

    урок построен с применением групповой, фронтальной и индивидуальной формой работы; в нем используются задания частично-поискового и проблемного характера. Может быть использован как с применением презентации, так и без.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx37.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока истории в 8 классе

    Тема урока: « Внешняя политика Александра II»

    ФИО

    Костышина Галина Николаевна

    Место работы

    МБОУ Шамординская ООШ

    Должность

    учитель

    Предмет

    история

    Класс

    8

    Тема урока

    Внешняя политика Александра II

    Базовый учебник

    Данилов А.А., Косулина Л.Г.  История России XIX в. 8 класс. – М.: Просвещение, 2012.

    Класс: 8                                                                                                                                                        Дата: 09.04.2013

    Урок истории: История России. XIXв.

    Раздел:  Россия во второй половине XIX  в.                                                                              Номер урока в разделе: 9

    Тема: Внешняя политика Александра II . 

    Тип урока. Урок изучения нового материала.

    Вид урока. Урок- презентация

    Предварительная работа.

    Создать презентацию «Внешняя политика Александра II», приготовить рабочие листы, памятки по синквейну и ПОПС-формуле, копии документов, тесты, таблички с название направлений внешней политики «Европейское», «Среднеазиатское», «Кавказское», «Дальневосточное», «Русско-американские отношения»

    Цели урока:

    Образовательные.

    1. Эмпирический уровень
    • Познакомить учащихся с основными событиями внешней политики России при Александре II и показать влияние конкретных исторических личностей на развитие этих событий.
    1. Теоретический уровень. 
    • выяснить причины и ход действий Российской дипломатии во главе с Горчаковым А.М. по отмене  нейтрализации Черного моря;
    • изучить основные этапы завоевания Средней Азии и вклад в этот процесс генерала Черняева М.Г.;
    • осветить деятельность генерал-губернатора Н.Н.Муравьёва по разрешению проблем дальневосточных территорий;
    • изучить новые термины и даты: Лондонская конференция 1871 г.; отмена нейтрализации Черного моря; 60-80-егг. – присоединение Средней Азии к России; 1875 г. – Петербургский договор с Японией о передаче ей Курильских островов, а России - о. Сахалин; 1858 г. – Айгунский договор, 1860г. – Пекинский договор России с Китаем о разграничении территории.
    • Помочь осмыслить выводы урока:

    - Дипломатическим и военным путём российскому государству удалось решить стоявшие перед ним внешнеполитические задачи, обозначить и укрепить свои границы, восстановить своё положение как великой державы.

    - Личность играет в истории немаловажную роль.

    • Продолжить работу над известными понятиями и выводами:
    • дипломатия, международные отношения, договор, Союз трёх императоров, Парижский договор, международный авторитет.
    • Отмена статей Парижского договора восстанавливала международный авторитет России.    

    Развивающие. 

    • Продолжить работу по формированию умений:
    • развивать  навыки работы с дополнительной информацией, с историческими картами, в том числе и контурными,;
    •  анализировать исторические источники;
    •  отвечать на вопросы;
    • работать в группе;
    • самостоятельно заполнять таблицу, делать выводы.

    Воспитательные.

    • воспитывать интерес к предмету, чувства сопричастности к истории своей страны, патриотизма и любви к своей Родине.

    Формы работы учащихся: проблемно-поисковая, групповая, фронтальная, самостоятельная, презентация по теме.

    Оборудование: компьютер, экран, презентация, учебники, атласы и контурные карты, карточки-тесты,  рабочие листы, копии документов, памятки по синквейну и ПОПС-формуле, карточки с названиями направлений внешней политики.

    Использованные для подготовки к уроку ЭОР:

     http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1ce9679e-6a29-4914-9091-fe9d88179935/view/

    http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7abbce73-72bc-475c-ac97-fb21aa1f158b/view/

    http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b0514ad7-2ac1-4185-b84e-502c8b91c5f9/view/

    http://school-collection.edu.ru/catalog/res/37571464-0d3b-4dc5-ab47-2f07c3d6f4c0/view/

        Структура и ход урока

    1.Организационный момент (1 минута);

    2.Вводный тест (6 минут);

    3. Изучение нового материала (20минут)

    4.Закрепление знаний, умений и навыков, тест (7 минут)

    5.Рефлексия (7минут);

    6. Домашнее задание (1минуты).

    7. Подведение итогов урока  (3минуты)

    Перед уроком учащиеся разделены  на 5 групп 

    ХОД УРОКА.

    Этапы урока

    Время

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    1. Орг.момент

    1 мин.

    Слайд 1

    Здравствуйте, ребята.

    Я прошу вас занять места по группам.

    Меня зовут Костышина Галина Николаевна.  Сегодня я проведу у вас урок истории.  

    А начать наш урок я хочу с вопроса.

    - Ваша ассоциация связанная со словом история?

    - Всё верно: даты, термины, событиявсё это важно для истории, но большую роль в ней играют личности, стоящие за тем или иным событием.

    Стоят у рабочих мест. 

    Рассаживаются по группам.

    Ответы учащихся

    2.Постановка проблемного вопроса и актуализация ранее изученного материала

    6 мин.

    (1+4+1)

    Слайд 2

    1 мин.

    Слайд 3

    5 мин.

    Слайд 4

    Слайд 5

    Итак, есть гипотеза: «Успехи государства достигаются конкретными людьми–государственными деятелями, военачальниками, учёными–которые своими личными качествами: упорством, патриотизмом, профессионализмом, верностью долгу добиваются не только личных успехов, но из усилий каждого складывается величие страны» 

    И мы постараемся доказать её на нашем уроке.

    Тема нашего урока «Внешняя политика при Александре II»

    Но прежде чем мы будем говорить о внешней политике при Александре II,  вспомним, какое внешнеполитическое наследие он получил.

    Для этого нам нужно ответить на вопросы теста.

    ВВОДНЫЙ ТЕСТ (КЛЮЧ, САМОПРОВЕКА)

    ПРОВЕРКА.

    Отложите пока ваши тесты, у нас сегодня будет несколько форм работы и участие в каждой 

    из них это ваш вклад в общую оценку.

    Класс выполняет тест. (прил.1)

    Самопроверка теста.

    Ключ и критерии оценки на слайде

    3.Изучение новой темы.

    Переход к изучению новой темы.

    20 мин. (2+8+10)

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9-11

    Слайд 12-15

    Слайд 16-19

    Слайд 20-23

    Слайд 24-26

    Слайд 27

    На основании тестов сделайте вывод:

    - Какое внешнеполитическое наследие получил Александр II?  Охарактеризуйте его 1 словом.

     Действительно, внешнеполитическое наследие было непростым. После окончания Крымской войны основное внимание Александра II было сосредоточено на проведении внутренних реформ. Их успех в немалой степени зависел от внешней обстановки.

    - Как вы думаете,  почему?

     Правильно, новая война могла сорвать преобразования. Император назначил послами в крупнейших государствах мира последовательных сторонников своего курса. Во главе Министерства иностранных дел в 1856 г. Был поставлен князь А. М. Горчаков. В письме Александру II он так определил основную внешнеполитическую цель страны: «При   современном положении нашего государства и Европы вообще главное внимание России должно быть упорно направлено на осуществление дела нашего внутреннего развития, и вся внешняя политика должна быть подчинена этой задаче».

    Исходя из этой цели были выделены  главные направления внешней политики:

    Выход из международной изоляции развал антирусского блока, куда входила Англия, Франция и Австрия,   и восстановление роли России как великой державы, отмена унизительных статей Парижского мирного договора, запрещавших иметь флот и военные укрепления на Черном море.

    Кроме того, необходимо было договорами закрепить границы с соседними государствами в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Эти сложные задачи были решены мирным путем во многом благодаря тем государственным деятелям, которые находились на службе у Александра.

     Дипломатическая деятельность велась по нескольким направлениям.  Мы с вами рассмотрим сегодня три из 4, с ближневосточным  направлением вы подробнее познакомитесь на следующем уроке. Из этих направлений мы выделим 5 блоков.

    Вы уже разделены по группам и сейчас будете работать самостоятельно по блокам. Перед вами на столах находятся документы, учебники, атласы. С их помощью вам нужно в рабочих листах ( приложение2) заполнить пропуски в таблице и по событиям из таблицы  определить результаты дипломатической деятельности во внешней политике. Пропущенные сведения по другим направлениям  вы заполняете по результатам выступлений других групп. Однако, мы с вами проверяем гипотезу, а значит вам нужно выделить личность сыгравшую значимую роль в этих событиях и указать какую роль сыграл этот человек в данном направлении. Поэтому один из членов группы - эксперт составит мини-справку по значимой  личности.  

    Итак. По истечению 8 минут, вы называете направление, характеризуете задачи, основные события, результаты, показываете при необходимости на карте вновь присоединённые территории и значимую личность, другие группы  заполняют свои рабочие листы по вашим выступлениям.

    Выступления групп.  

    Европейское,

     Кавказское,

    Среднеазиатское,

    Дальневосточное,

    Русско-американские отношения,

    Тем кто хотел бы больше узнать об этих личностях можно обратиться по этой ссылке (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bb41d91e-e756-4a2e-bdae-73deba0a231d/view/ ) , она есть на ваших рабочих листах. Таким образом, мы видим что внешняя политика Александра II по всем направлениям носила активный характер.   

    -Какие это были направления?

    -Какими путями решались внешнеполитические задачи?

    Ответы уч-ся.

    (непростое, сложное, проблемное, конфликтное)

    Ответы уч-ся.

    Слушают и смотрят презентацию.

    Слушают инструкцию.

    Знакомятся с материалами

    Работают самостоятельно в группах с учебниками и документами, заполняют таблицы, готовят мини справки по историческим личностям.

    Каждая группа озвучивает свою таблицу, показывает на карте вновь присоединённые территории и зачитывает информацию о значимой личности, другие группы с  помощью выступлений и слайдов заполняют свои рабочие листы.

    Ответ: Европейское, Кавказское, Среднеазиатское, Дальневосточное, Русско-американские отношения.

    Ответ: дипломатическим и военным

    4.Закрепление ЗУН

    7 мин.

    Слайд 28

    Слайд 29

    Слайд 30

    Слайд31

    Слайд32

    Итак, дипломатическим и военным путём российскому государству удалось решить стоявшие перед ним внешнеполитические задачи, обозначить и укрепить свои границы, восстановить своё положение как великой державы.(мульти карта)

    Есть ли вопросы по теме урока?

    Тогда, повторим. Для этого нам нужно выполнить тест всего из 5 вопросов(приложение 3)

    Выполнили? Обменяйтесь листами, проверяем. Ключ и критерии оценки на слайде

    Работа по «Интерактивной карте роста территории России».

    Выполнение теста.  

    Взаимопроверка.

    Ключ и критерии оценки на слайде

    5.Рефлексия

    Вывод по теме

    7 мин

    Слайд 33

    Слайд34

    Слайд 35

    Слайд 36

    Однако вернёмся к нашей гипотезе. Удалось ли нам показать роль личностей в том или ином событии? Докажите на примерах.

    Давайте попробуем составить сенквейн.  У вас на столах есть памятки (приложение 4).

    И посмотрите на пример сенквейна «Александр II», который составила я

    Составьте сенквейн, об одной из сегодняшний персоналий, на выбор. Итак, перед вами «Портретная галерея» наших исторических деятелей.

    Какой же вывод мы можем сделать?

    Действительно, мы убедились в немаловажной роли личности в истории. И кто знает, может и кто то из вас сможет приумножить достижения нашего государства, сделать его лучше, богаче, сильнее, опираясь на великое прошлое наших предков т.е. на историю

    Ответы уч-ся с использованием рабочих листов.

    Составление сенквейна в группах.

    Зачитывают по одному сенквейну от группы.

    Ответы уч-ся

    6.Д/з

    1 мин.

    Слайд 37

    А теперь, внимание! Записываем д/з (на слайде)

    - §27 изучить, применяя рабочие листы;

    -  отметить на контурных картах вновь присоединённые территории. 

    *Написать мини- сообщение по ПОПС( памятка) формуле на тему «Была ли оправдана продажа Аляски. За и против».

    Есть ли вопросы по выполнению д/з?

    Записывают домашнее задание.

    7.Итог урока и оценивание деятельности учащихся.

    Окончание урока по звонку.

    3 мин.

    А какие события и имена запомнились вам больше всего?

    Выставление и комментирование оценок

    Спасибо за урок, все свободны.

    Ответы уч-ся

    Подача дневников для выставления оценок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока «Внешняя политика Александра 1 в начале XIX века»

    Урок- игра по истории России в 8 классе. Урок построен в виде судебного заседания. Обучающимся предлагается стать участниками судебного процесса над политическими деятелями, ответственными за сложную ...

    План-конспект урока "Внешняя политика Екатерины II"

    План-конспект урока составлен с использованием электронных образовательных ресурсов....

    Конспект урока "Внешняя политика Ивана Грозного" 6 класс

    Урок выполнен в форме новых ФГОС ООО. Предназначен для проведения урока по истории в 6 классе. Имеет слайды....

    Презентация по истории России для 8 класса "Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг."

    В презентации раскрываются цели, задачи и пути реализации внешнеполитического курса России в третей четверти XIX века....

    Разработка урока: Внутренняя политика Александра I. 8 класс.

    Разработка урока: Внутренняя политика Александра I. 8 класс....

    Конспект урока "Внешняя политика СССР 30 годы" 8 класс

    Конспект урока "Внешняя политика СССР 30 годы" 8 класс...

    Хронологическая таблица по внешней политике Александра II

    Таблица для изучения внешней политики Александра II. Полезна для повторения материала к ЕГЭ...