конспект урока Внешняя политика Александра II
план-конспект урока по истории (9 класс)

Костышина Галина Николаевна

Урок может использоваться в 9 классе с презентацией или самостоятельно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx37.75 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории в 8 классе

Тема урока: « Внешняя политика Александра II»

ФИО

Костышина Галина Николаевна

Место работы

МБОУ Шамординская ООШ

Должность

учитель

Предмет

история

Класс

8

Тема урока

Внешняя политика Александра II

Базовый учебник

Данилов А.А., Косулина Л.Г.  История России XIX в. 8 класс. – М.: Просвещение, 2012.

Класс: 8                                                                                                                                                        Дата: 09.04.2013

Урок истории: История России. XIXв.

Раздел:  Россия во второй половине XIX  в.                                                                              Номер урока в разделе: 9

Тема: Внешняя политика Александра II . 

Тип урока. Урок изучения нового материала.

Вид урока. Урок- презентация

Предварительная работа.

Создать презентацию «Внешняя политика Александра II», приготовить рабочие листы, памятки по синквейну и ПОПС-формуле, копии документов, тесты, таблички с название направлений внешней политики «Европейское», «Среднеазиатское», «Кавказское», «Дальневосточное», «Русско-американские отношения»

Цели урока:

Образовательные.

  1. Эмпирический уровень
  • Познакомить учащихся с основными событиями внешней политики России при Александре II и показать влияние конкретных исторических личностей на развитие этих событий.
  1. Теоретический уровень. 
  • выяснить причины и ход действий Российской дипломатии во главе с Горчаковым А.М. по отмене  нейтрализации Черного моря;
  • изучить основные этапы завоевания Средней Азии и вклад в этот процесс генерала Черняева М.Г.;
  • осветить деятельность генерал-губернатора Н.Н.Муравьёва по разрешению проблем дальневосточных территорий;
  • изучить новые термины и даты: Лондонская конференция 1871 г.; отмена нейтрализации Черного моря; 60-80-егг. – присоединение Средней Азии к России; 1875 г. – Петербургский договор с Японией о передаче ей Курильских островов, а России - о. Сахалин; 1858 г. – Айгунский договор, 1860г. – Пекинский договор России с Китаем о разграничении территории.
  • Помочь осмыслить выводы урока:

- Дипломатическим и военным путём российскому государству удалось решить стоявшие перед ним внешнеполитические задачи, обозначить и укрепить свои границы, восстановить своё положение как великой державы.

- Личность играет в истории немаловажную роль.

  • Продолжить работу над известными понятиями и выводами:
  • дипломатия, международные отношения, договор, Союз трёх императоров, Парижский договор, международный авторитет.
  • Отмена статей Парижского договора восстанавливала международный авторитет России.    

Развивающие. 

  • Продолжить работу по формированию умений:
  • развивать  навыки работы с дополнительной информацией, с историческими картами, в том числе и контурными,;
  •  анализировать исторические источники;
  •  отвечать на вопросы;
  • работать в группе;
  • самостоятельно заполнять таблицу, делать выводы.

Воспитательные.

  • воспитывать интерес к предмету, чувства сопричастности к истории своей страны, патриотизма и любви к своей Родине.

Формы работы учащихся: проблемно-поисковая, групповая, фронтальная, самостоятельная, презентация по теме.

Оборудование: компьютер, экран, презентация, учебники, атласы и контурные карты, карточки-тесты,  рабочие листы, копии документов, памятки по синквейну и ПОПС-формуле, карточки с названиями направлений внешней политики.

Использованные для подготовки к уроку ЭОР:

 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1ce9679e-6a29-4914-9091-fe9d88179935/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7abbce73-72bc-475c-ac97-fb21aa1f158b/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b0514ad7-2ac1-4185-b84e-502c8b91c5f9/view/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/37571464-0d3b-4dc5-ab47-2f07c3d6f4c0/view/

    Структура и ход урока

1.Организационный момент (1 минута);

2.Вводный тест (6 минут);

3. Изучение нового материала (20минут)

4.Закрепление знаний, умений и навыков, тест (7 минут)

5.Рефлексия (7минут);

6. Домашнее задание (1минуты).

7. Подведение итогов урока  (3минуты)

Перед уроком учащиеся разделены  на 5 групп 

ХОД УРОКА.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Орг.момент

1 мин.

Слайд 1

Здравствуйте, ребята.

Я прошу вас занять места по группам.

Меня зовут Костышина Галина Николаевна.  Сегодня я проведу у вас урок истории.  

А начать наш урок я хочу с вопроса.

- Ваша ассоциация связанная со словом история?

- Всё верно: даты, термины, событиявсё это важно для истории, но большую роль в ней играют личности, стоящие за тем или иным событием.

Стоят у рабочих мест. 

Рассаживаются по группам.

Ответы учащихся

2.Постановка проблемного вопроса и актуализация ранее изученного материала

6 мин.

(1+4+1)

Слайд 2

1 мин.

Слайд 3

5 мин.

Слайд 4

Слайд 5

Итак, есть гипотеза: «Успехи государства достигаются конкретными людьми–государственными деятелями, военачальниками, учёными–которые своими личными качествами: упорством, патриотизмом, профессионализмом, верностью долгу добиваются не только личных успехов, но из усилий каждого складывается величие страны» 

И мы постараемся доказать её на нашем уроке.

Тема нашего урока «Внешняя политика при Александре II»

Но прежде чем мы будем говорить о внешней политике при Александре II,  вспомним, какое внешнеполитическое наследие он получил.

Для этого нам нужно ответить на вопросы теста.

ВВОДНЫЙ ТЕСТ (КЛЮЧ, САМОПРОВЕКА)

ПРОВЕРКА.

Отложите пока ваши тесты, у нас сегодня будет несколько форм работы и участие в каждой 

из них это ваш вклад в общую оценку.

Класс выполняет тест. (прил.1)

Самопроверка теста.

Ключ и критерии оценки на слайде

3.Изучение новой темы.

Переход к изучению новой темы.

20 мин. (2+8+10)

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9-11

Слайд 12-15

Слайд 16-19

Слайд 20-23

Слайд 24-26

Слайд 27

На основании тестов сделайте вывод:

- Какое внешнеполитическое наследие получил Александр II?  Охарактеризуйте его 1 словом.

 Действительно, внешнеполитическое наследие было непростым. После окончания Крымской войны основное внимание Александра II было сосредоточено на проведении внутренних реформ. Их успех в немалой степени зависел от внешней обстановки.

- Как вы думаете,  почему?

 Правильно, новая война могла сорвать преобразования. Император назначил послами в крупнейших государствах мира последовательных сторонников своего курса. Во главе Министерства иностранных дел в 1856 г. Был поставлен князь А. М. Горчаков. В письме Александру II он так определил основную внешнеполитическую цель страны: «При   современном положении нашего государства и Европы вообще главное внимание России должно быть упорно направлено на осуществление дела нашего внутреннего развития, и вся внешняя политика должна быть подчинена этой задаче».

Исходя из этой цели были выделены  главные направления внешней политики:

Выход из международной изоляции развал антирусского блока, куда входила Англия, Франция и Австрия,   и восстановление роли России как великой державы, отмена унизительных статей Парижского мирного договора, запрещавших иметь флот и военные укрепления на Черном море.

Кроме того, необходимо было договорами закрепить границы с соседними государствами в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Эти сложные задачи были решены мирным путем во многом благодаря тем государственным деятелям, которые находились на службе у Александра.

 Дипломатическая деятельность велась по нескольким направлениям.  Мы с вами рассмотрим сегодня три из 4, с ближневосточным  направлением вы подробнее познакомитесь на следующем уроке. Из этих направлений мы выделим 5 блоков.

Вы уже разделены по группам и сейчас будете работать самостоятельно по блокам. Перед вами на столах находятся документы, учебники, атласы. С их помощью вам нужно в рабочих листах ( приложение2) заполнить пропуски в таблице и по событиям из таблицы  определить результаты дипломатической деятельности во внешней политике. Пропущенные сведения по другим направлениям  вы заполняете по результатам выступлений других групп. Однако, мы с вами проверяем гипотезу, а значит вам нужно выделить личность сыгравшую значимую роль в этих событиях и указать какую роль сыграл этот человек в данном направлении. Поэтому один из членов группы - эксперт составит мини-справку по значимой  личности.  

Итак. По истечению 8 минут, вы называете направление, характеризуете задачи, основные события, результаты, показываете при необходимости на карте вновь присоединённые территории и значимую личность, другие группы  заполняют свои рабочие листы по вашим выступлениям.

Выступления групп.  

Европейское,

 Кавказское,

Среднеазиатское,

Дальневосточное,

Русско-американские отношения,

Тем кто хотел бы больше узнать об этих личностях можно обратиться по этой ссылке (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bb41d91e-e756-4a2e-bdae-73deba0a231d/view/ ) , она есть на ваших рабочих листах. Таким образом, мы видим что внешняя политика Александра II по всем направлениям носила активный характер.   

-Какие это были направления?

-Какими путями решались внешнеполитические задачи?

Ответы уч-ся.

(непростое, сложное, проблемное, конфликтное)

Ответы уч-ся.

Слушают и смотрят презентацию.

Слушают инструкцию.

Знакомятся с материалами

Работают самостоятельно в группах с учебниками и документами, заполняют таблицы, готовят мини справки по историческим личностям.

Каждая группа озвучивает свою таблицу, показывает на карте вновь присоединённые территории и зачитывает информацию о значимой личности, другие группы с  помощью выступлений и слайдов заполняют свои рабочие листы.

Ответ: Европейское, Кавказское, Среднеазиатское, Дальневосточное, Русско-американские отношения.

Ответ: дипломатическим и военным

4.Закрепление ЗУН

7 мин.

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд31

Слайд32

Итак, дипломатическим и военным путём российскому государству удалось решить стоявшие перед ним внешнеполитические задачи, обозначить и укрепить свои границы, восстановить своё положение как великой державы.(мульти карта)

Есть ли вопросы по теме урока?

Тогда, повторим. Для этого нам нужно выполнить тест всего из 5 вопросов(приложение 3)

Выполнили? Обменяйтесь листами, проверяем. Ключ и критерии оценки на слайде

Работа по «Интерактивной карте роста территории России».

Выполнение теста.  

Взаимопроверка.

Ключ и критерии оценки на слайде

5.Рефлексия

Вывод по теме

7 мин

Слайд 33

Слайд34

Слайд 35

Слайд 36

Однако вернёмся к нашей гипотезе. Удалось ли нам показать роль личностей в том или ином событии? Докажите на примерах.

Давайте попробуем составить сенквейн.  У вас на столах есть памятки (приложение 4).

И посмотрите на пример сенквейна «Александр II», который составила я

Составьте сенквейн, об одной из сегодняшний персоналий, на выбор. Итак, перед вами «Портретная галерея» наших исторических деятелей.

Какой же вывод мы можем сделать?

Действительно, мы убедились в немаловажной роли личности в истории. И кто знает, может и кто то из вас сможет приумножить достижения нашего государства, сделать его лучше, богаче, сильнее, опираясь на великое прошлое наших предков т.е. на историю

Ответы уч-ся с использованием рабочих листов.

Составление сенквейна в группах.

Зачитывают по одному сенквейну от группы.

Ответы уч-ся

6.Д/з

1 мин.

Слайд 37

А теперь, внимание! Записываем д/з (на слайде)

- §27 изучить, применяя рабочие листы;

-  отметить на контурных картах вновь присоединённые территории. 

*Написать мини- сообщение по ПОПС( памятка) формуле на тему «Была ли оправдана продажа Аляски. За и против».

Есть ли вопросы по выполнению д/з?

Записывают домашнее задание.

7.Итог урока и оценивание деятельности учащихся.

Окончание урока по звонку.

3 мин.

А какие события и имена запомнились вам больше всего?

Выставление и комментирование оценок

Спасибо за урок, все свободны.

Ответы уч-ся

Подача дневников для выставления оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Внешняя политика Александра 1 в начале XIX века»

Урок- игра по истории России в 8 классе. Урок построен в виде судебного заседания. Обучающимся предлагается стать участниками судебного процесса над политическими деятелями, ответственными за сложную ...

План-конспект урока "Внешняя политика Екатерины Великой"

План-конспект  урока, содержащий   схемы  и  таблицы...

План-конспект урока "Внешняя политика Екатерины II"

План-конспект урока составлен с использованием электронных образовательных ресурсов....

Конспект урока "Внешняя политика Ивана Грозного" 6 класс

Урок выполнен в форме новых ФГОС ООО. Предназначен для проведения урока по истории в 6 классе. Имеет слайды....

конспект урока "Внутренняя политика Александра I"

Конспект урока в 8 классе по истории России 19 века. На уроке используется   личностно-ориентированная технология....

Конспект урока: "Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг."

Конспект урока: "Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг."...

Урок "Внешняя политика Александра 1 в 1801-1812 годах"

Базовый учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России, XIX век:Учеб.для 8   кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2009.Цель  урока: сформировать представление об...