приложение к уроку "Оккупационный режим и борьба в тылу"
учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме

Суходильская Жанна Владиславовна

приложение к уроку (раздаточный материал для организации работы в группах)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1_k_uroku_istorii.docx110.38 КБ
Файл prilozhenie_2_k_uroku_istorii.docx13.84 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Документы для организации работы с информационными портфелями данных

Группа 1.

Из книги Роберта Кершоу «1941 год глазами немцев»:

«Во время атаки мы наткнулись на легкий русский танк Т-26, мы тут же его щелкнули прямо из 37-миллиметровки. Когда мы стали приближаться, из люка башни высунулся по пояс русский и открыл по нам стрельбу из пистолета. Вскоре выяснилось, что он был без ног, их ему оторвало, когда танк был подбит. И, невзирая на это, он палил по нам из пистолета!» /Артиллерист противотанкового орудия/

«Мы почти не брали пленных, потому что русские всегда дрались до последнего солдата. Они не сдавались. Их закалку с нашей не сравнить…» /Танкист группы армий «Центр»/

После успешного прорыва приграничной обороны, 3-й батальон 18-го пехотного полка группы армий «Центр», насчитывавший 800 человек, был обстрелян подразделением из 5 солдат. «Я не ожидал ничего подобного, – признавался командир батальона майор Нойхоф своему батальонному врачу. – Это же чистейшее самоубийство атаковать силы батальона пятеркой бойцов».

__________________________


«Никого еще не видел злее этих русских. Настоящие цепные псы! Никогда не знаешь, что от них ожидать. И откуда у них только берутся танки и все остальное?!» /Один из солдат группы армий «Центр»/
                                ___________________________________

 «В такое просто не поверишь, пока своими глазами не увидишь. Солдаты Красной Армии, даже заживо сгорая, продолжали стрелять из полыхавших домов». /Офицер 7-й танковой дивизии/

                                ________________________________

 Танкист 12-й танковой дивизии Ганс Беккер: «На Восточном фронте мне повстречались люди, которых можно назвать особой расой. Уже первая атака обернулась сражением не на жизнь, а на смерть».
                                ___________________________________

        Воспоминания  одного из руководителей Центрального штаба партизанского движения П.К. Пономаренко.

«Важнейшее значение имел вопрос об организации партизанских сил.   Опят  борьбы советских партизан  подсказал  наиболее целесообразные формы  создания партизанских отрядов и основные элементы их тактики. Основной организационной единицей являлся партизанский отряд в 100-150 человек. Численность отрядов колебалась  в зависимости от условий  борьбы (леса, горы, плавни, лесостепь). В степных районах, где имелось надежных укрытий, действовали мелкие диверсионные группы, а основной формой борьбы  была деятельность подпольных организаций в городах и селах. Партизанские отряды появлялись в этих районах во время рейдов.

Как правило, партизаны действовали в знакомой им местности, где они имели тесные связи с населением, опирались на его поддержку, черпали резервы.

Весной 1942 г. Условия борьбы ( необходимость координации сил для нападения на  более значительные объекты врага) вызвали к жизни более крупную, чем отряд единицу – партизанскую бригаду, или  соединение. Партизанская бригада представляла собой  гибкое формирование  из  4-7, а иногда и более отрядов. Эти отряды действовали самостоятельно. Однако  при проведении операций  силами бригады,  или соединения, они подчинялись ее командованию.

Организация партизанских сил, выработанная  опытом борьбы, не исключала, однако,  и создания в случае необходимости крупных партизанских сил под единым руководством. Достигалось  это легко и без всяких перестроек – координацией действий бригад и соединений.

                ____________________________

Воспоминания партизан  сайт: http://iremember.ru/

Фриц Ганс Вернер Шменкель. Русский партизан http://922polk.ucoz.ru/publ/fric_gans_verner_shmenkel_russkij_partizan/1-1-0-124

Дневник Лидии Осиповой. http://pavlovsk-spb.ru/vospominaniya-o-blokade/osipova-voenniy-dnevnik.html (спорный дневник) *Рекомендуется сравнить с последующим документом)

                                __________________________________

Вскоре после освобождения  белорусского города Лиозно в 1944 году при разборе кирпичной кладки  разрушенной печи в одном из домов был найден желтый конверт, прошитый нитками. В нем оказалось письмо  девочки Кати Сусаниной, отданной в услужение к немецкому помещику. Доведенная до отчаяния в день своего пятнадцатилетия  она решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью написала  последнее письмо отцу. На одной стороне письма был указан адрес, а на другой стороне была сделана  надпись: «Дорогие дяденька или  тетенька, кто найдет  это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп будет уже висеть на веревке». Номер полевой почты, указанный на конверте, устарел,  и письмо не могло дойти до адресата.  Но его опубликовали в 1944 г в газете «Комсомольская правда».

Март, 12, Лиозно, 1943 года.

Дорогой, добрый папенька!

Пишу я тебе письмо из немецкой неволи.  Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание  твоей умирающей дочери.

Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли  немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: «Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется домой и вышвырнет вас отсюда вон!». И офицер выстрелил маме в рот…

Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы ты сейчас встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь – у меня отбили легкие.

А помнишь, папа, два года  тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой!» Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню…

А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало – платье рваное, в лоскутах, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет, - и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.

Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца прачкой, стираю белье, мою полы, работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с Розой и Кларой – так зовут хозяйских свиней. Так приказал хозяин. «Русс была и будет свинья», - сказал он. Я очень боюсь Клары. Это большая и  жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.

Живу я в дровяном сарае. В комнату мне ходить нельзя. Один раз горничная  полька Юзефа дала мне  кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.

Два раза я убегала от хозяев, но меня  находил ихний  дворник. Тогда немец  срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание.  Потом  на меня  выливали ведро  воды и бросали в подвал.

Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа  уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту Германию! Я решила лучше умереть на родной стороне.

Не хочу больше  мучиться рабыней у проклятых немцев!
Завещаю, папа, отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.

Твоя дочь Катя Сусанина

                        _____________________________________________

Воспоминания узников концлагерей: http://uznik2.edusite.ru/p23aa1.html, http://pobeda.gov.karelia.ru/Veteran/memory.html, http://babiy-yar.livejournal.com/3135.html (Бабий Яр).

В оккупации http://pavlovsk-spb.ru/okkupatsiya/%D0%BF%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%8B-%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.html 

Группа 2

«Поведение русских даже в первом бою разительно отличалось от поведения поляков и союзников, потерпевших поражение на Западном фронте. Даже оказавшись в кольце окружения, русские стойко оборонялись». /Генерал Гюнтер Блюментритт, начальник штаба 4-й армии/
Источник -
http://svpressa.ru/society/article/56325/

                                __________________________________

Командующий группой армий «Центр» генерал-фельдмаршал Федор фон Бок, в ходе операции по уничтожению советских войск в Смоленском «котле» писал об их попытках вырваться из окружения: «Весьма значимый успех для получившего такой сокрушительный удар противника!». Кольцо окружения не было сплошным. Два дня спустя фон Бок сокрушался: «До сих пор не удалось заделать брешь на восточном участке Смоленского котла». Той ночью из окружения сумели выйти примерно 5 советских дивизий. Еще три дивизии прорвались на следующий день.
                                _______________________________________

“Храбрость — это мужество, вдохновленное духовностью. Упорство же, с которым большевики защищались в своих дотах в Севастополе, сродни некоему животному инстинкту, и было бы глубокой ошибкой считать его результатом большевистских убеждений или воспитания. Русские были такими всегда и, скорее всего, всегда такими останутся”
Йозеф Геббельс

                                _______________________________________

 Маршал Советского Союза А. М. ВАСИЛЕВСКИЙ: «Я могу с полным основанием утверждать, что партизанское движение и борьба в тылу врага играли роль важного фактора в общих стратегических планах и расчетах Советского Верховного Главнокомандования».
Маршал Советского Союза Г. К. ЖУКОВ: «За несколько дней до начала действий Красной Армии по освобождению Белоруссии партизанские отряды под руководством партийных органов республики и областей провели ряд крупных операций по разрушению железнодорожных и шоссейных магистралей и уничтожению мостов, что парализовало вражеский тыл в самый ответственный момент».
Маршал Советского Союза И. X. БАГРАМЯН: «С началом наступления Красной Армии партизаны Белоруссии оказывали войскам неоценимую помощь в наиболее ответственные моменты операции».
Маршал Советского Союза К. К. РОКОССОВСКИЙ: «В дни наступления и разгрома фашистских войск белорусские партизаны активно помогали наступающим частям Красной Армии захватом переправ крупных населенных пунктов, железных дорог, ударами по вражеским коммуникациям. Партизаны штурмовали города, преодолевали вражеские узлы сопротивления, удерживали в тылу врага захваченные населенные пункты до прихода частей Красной Армии».
Военный совет 3-го Белорусского фронта дал такую оценку партизанам Беларуси: «Мы гордимся вами, дорогие братья и сестры, вашей мужественной и самоотверженной борьбой в тылу врага. На весь мир прогремела слава о белорусских партизанах, грозных народных мстителях, помогавших Красной Армии ковать победу над гитлеровскими убийцами и душегубами».

                                ____________________________________________

Наставление для борьбы с партизанами http://historylib.org/historybooks/Aleksandr-Kolpakidi_Spetsnaz-GRU-samaya-polnaya-entsiklopediya/147

ПАРТИЗАНСКАЯ КЛЯТВА

Официально вступая в партизанское движение, каждый партизан должен был дать особую клятву. Эта клятва примечательна и особым нажимом на лояльность и дисциплину, и чисто пропагандистским патриотическим тоном.

«Я, гражданин Советского Союза, верный сын героического русского народа, клянусь, что не сложу оружия, пока фашистская змея на нашей земле не будет уничтожена.

Я обещаю безоговорочно выполнять приказы моих командиров и вышестоящих начальников и соблюдать строжайшую военную дисциплину. Клянусь жестоко и неумолимо мстить врагу за наши сожженные города и села, за убийство наших детей, за пытки и мучения нашего народа. Кровь за кровь! Смерть за смерть!

Клянусь, не жалея себя и своей жизни, всеми доступными средствами оказывать помощь Красной армии для уничтожения гитлеровских собак.

Клянусь, что умру в страшной битве, но не сдамся и не предам свою семью и весь русский народ фашистским бандитам.

Если из страха, слабости или в силу личных пороков я нарушу эту клятву и предам интересы своего народа, пусть меня постигнет позорная смерть от рук моих товарищей». http://www.nnre.ru/istorija/partizanskaja_voina_strategija_i_taktika_1941_1943/p7.php

«ПРОТОКОЛ № 1

комсомольского собрания от 27 июля 1942 года

Партизанский отряд: «Смерть фашизму».

Присутствовали: 27 человек.

Отсутствовали: 4 человека (3 по уважительным причинам).

Повестка дня: 1) дисциплина членов комсомола в бою и в расположении отряда; 2) утверждение плана работы; 3) выборы; 4) разное.

Выступили:

1. Товарищ Филиппов сделал сообщение по первому пункту повестки дня. Он сказал: «Дисциплина среди комсомольцев далеко не удовлетворительная. Главной причиной слабой дисциплины является использование нецензурных слов и выражений; комсомольцы используют ругательства не только для оскорбления друг друга, но иногда позволяют себе оскорблять не членов комсомола.

Поведение большинства комсомольцев в бою хорошее, но есть и такие (например, Егоров), которые не проявляют необходимого мужества».

Член партии Соловьев: «Вопрос о дисциплине касается всего партизанского отряда, но комсомольцев – в особенности. У нас есть комсомольцы, которых следует сажать в тюрьму. Наблюдаются случаи, когда комсомольцы серьезно ссорятся друг с другом, подавая дурной пример беспартийным».

Командир отряда Васильев: «Если мы хотим действовать как комсомольцы, мы должны не только служить примером, но и вести за собой других. В этом наша основная задача».

2. Утверждение плана работы бюро комсомольской организации. План принят в целом.

3. Выборы в бюро. Рыбаков – 3 голоса; Букатин – 15 голосов. Большинством выбран Букатин.

4а) Поведение комсомольца Шульги.

Командир взвода Брилкин: «Хотя товарищ Шульга и хорошо действует в бою, он часто слишком много говорит. У него всегда находятся возражения, а такая привычка несовместима с поведением комсомольца. Хочу привести следующий пример: недавно я отдал приказ принести седло. Шульга ответил, что седла ни у кого нет. За этот ответ он был посажен на сутки на гауптвахту. За все это, за пререкания и за неисполнение приказа я предлагаю объявить товарищу Шульге выговор».

Командир отряда: «Каждый комсомолец должен быть примером. Он всегда должен поддерживать командира, Шульга же делает все наоборот. Я поддерживаю предложение командира взвода».

Решение: комсомольцу Шульге объявить выговор с занесением в личное дело за пререкание и неисполнение приказа командира взвода, чем он подорвал авторитет своего вышестоящего начальника.

46) Поведение комсомольца Новалишина.

Брилкин: «В бою Новалишин показал себя образцовым комсомольцем и был представлен к правительственной награде. Но в качестве командира подразделения он создает полную неразбериху. Дисциплина в подразделении опустилась до самого низкого уровня. В последнее время и у самого товарища Новалишина появились проблемы с дисциплиной. Он ездил за бензином, вернулся поздно и к тому же отлучился в другую деревню. За это он получил выговор от командира отряда.

Решение: товарищу Новалишину объявить общественное порицание.

Секретарь собрания». http://www.nnre.ru/istorija/partizanskaja_voina_strategija_i_taktika_1941_1943/p7.php

                                ______________________________

http://www.ntgs.ru/news/pobeda/til.php - Воспоминания о труде в тылу

        __________________________

Из директивы А.Гитлера министру по делам

восточных территорий А.Розенбергу

о введении в действие Генерального плана «Ост»

(23 июля 1942 г.)

«Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна … образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста…

Каждый образованный человек — это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью…

Говоря по-военному, мы должны убивать от трех до четырёх миллионов русских в год.»

                                ________________________________

http://www.encyclopaedia-russia.ru/document/other_articles/11-12/ost/02_big.jpgИз немецкой директивы о похоронах. 1942 г

        _______________________________

План «Ост» был разработан в 1941 году Главным управлением имперской безопасности Гиммлера и представлен 28 мая 1942 года сотрудником Управления штаба имперского комиссара по вопросам консолидации германского народа оберфюрером СС Мейером-Хетлингом под наименованием «Генеральный план Ост — основы правовой, экономической и территориальной структуры Востока».

Текст этого плана фашисты успели уничтожить, на Нюрнбергском процессе доказательством существования плана были «Замечания и предложения «Восточного министерства» по генеральному плану «Ост», написанные 27 апреля 1942 года сотрудником министерства по делам восточных территорий Э. Ветцелем после ознакомления с проектом плана, подготовленным РСХА.

Немецкие историки полагают, что план предусматривал:

— Уничтожение или изгнание 80—85 % поляков. На территории Польши должны были оставаться только приблизительно 3-4 миллиона человек. Привет братьям Качиньским! Сейчас эти ребята, вместо того, чтобы говорить нам спасибо за спасение, готовы установить ракеты, которые могут лететь на нашу территорию…

— Уничтожение или изгнание 50—75 % чехов (около 3,5 миллионов человек). Остальные подлежали онемечиванию. Эти тоже вместо благодарности нам за спасение готовы установить против нас радары НАТО.

— Уничтожение 25 % украинцев и белорусов, еще 30—50 % украинцев и белорусов подлежали использованию в качестве рабочей силы. Привет Ющенко!

— «Generalplan Ost» подразумевал также «окончательное решение еврейского вопроса», согласно которому евреи подлежали тотальному уничтожению. Привет еврейская интеллигенция, поносящая русских! Привет журналист Подрабинек, называющий наших ветеранов, которые спасли твоих сородичей, вертухаями и свиньями!

— В Прибалтике латыши считались более подходящими для «германизации», а литовцы и латгальцы — нет, поскольку среди них было слишком много «славянских примесей» Привет, прибалтам, сносящим наши памятники воинам-освободителям!

— Уничтожение 50—60 % русских в европейской части Советского Союза, еще 15—25 % подлежали депортации за Урал. Речь идет о физическим уничтожении около 100 миллионов русских, тех самых русских, которые были предками нынешних русских, плюющих в Сталина, говорящих, что Гитлер и Сталин — это одно и то же….

Согласно предложениям Ветцеля, русский народ должен был подвергаться ассимиляции («онемечивание») и сокращению численности через сокращение рождаемости.

Мы сейчас успешно работаем по осуществлению этой меры.

Из директивы А. Гитлера министру по делам восточных территорий А. Розенбергу о введении в действие Генерального плана «Ост» (23 июля 1942 г.): «Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна… образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста… Каждый образованный человек — это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью… Говоря по-военному, мы должны убивать от трех до четырех миллионов русских в год». http://rugraz.net/index.php/ru/publikationen/139-o-matvejchev-istoki-fashizma-plan-ost

Группа 3

Раздаточный материал:

 - «Книга памяти советских солдат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, считавшихся пропавшими без вести», ООО «РЕМС»2009 г, 106 с.

 - «Это было на Калининском фронте», Московский рабочий, 1985 г, 272 с.

 - «Кашин и его курорт», 1983 г.

 - Книга памяти. Издание Тверской региональной общественной организации «Военно-исторический Интернет-центр». Электронное пособие.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Лист  работы группы 1.

  1. Ознакомьтесь с имеющимися информационными материалами.
  2. Сформулируйте  общее содержание  представленных  материалов.
  3. Соотнесите материалы источников с информацией учебника.
  4. Что представлял собой «новый порядок», установленный  на захваченной врагами территории?
  5. Почему войну против гитлеровских захватчиков  называют Великой Отечественной?
  6. На карте  определите районы действия наиболее крупных партизанских соединений.
  7. Как отразилась на состоянии военно-экономического потенциала  потеря  в результате немецко-фашистской оккупации обширной территории в европейской части  СССР?
  8. Подумайте, почему  в официальных выступлениях и документах  в этот период все чаще  понятие «фашистская угроза» стало заменяться понятием «немецкая»?
  9. Приведите примеры, подтверждающие героизм  защитников Отечества.
  10. Проанализируйте достоверность представленных источников.

Лист  работы группы 2.

  1. Ознакомьтесь с имеющимися информационными материалами.
  2. Сформулируйте  общее содержание  представленных  материалов.
  3. Соотнесите материалы источников с информацией учебника.
  4. Что представлял собой «новый порядок», установленный  на захваченной врагами территории?
  5. Почему войну против гитлеровских захватчиков  называют Великой Отечественной?
  6. На карте  определите районы действия наиболее крупных партизанских соединений.
  7. Как отразилась на состоянии военно-экономического потенциала  потеря  в результате немецко-фашистской оккупации обширной территории в европейской части  СССР?
  8. Подумайте, почему  в официальных выступлениях и документах  в этот период все чаще  понятие «фашистская угроза» стало заменяться понятием «немецкая»?
  9. Проанализируйте достоверность представленных источников.
  10. Какие вопросы появились у вас после ознакомления с содержанием источников?

Лист  работы группы 3.

  1. Ознакомьтесь с имеющимися информационными материалами.
  2. Сформулируйте  общее содержание  представленных  материалов.
  3. Соотнесите материалы источников с информацией учебника.
  4. Что представлял собой «новый порядок», установленный  на захваченной врагами территории?
  5. Почему войну против гитлеровских захватчиков  называют Великой Отечественной?
  6. На карте  Тверской (Калининской) области  определите районы военных действий.
  7. На карте Тверской (Калининской ) области  определите районы действия партизанских соединений.
  8. Исследуйте интерактивную карту Кашинского района (научно-исследовательский проект обучающихся  школы 2014 г). Сделайте выводы об участии населения района в событиях Великой Отечественной войны.*

*проект выполнен в рамках реализации долгосрочной  программы школы  по  подготовке к 70-летию Победы в Великой Отечественной войны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к уроку истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»

Презентация к к уроку истории в 6 классе  «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»...

Урок истории "Оккупационный режим и борьба в тылу врага" 11 класс (базовый уровень)

Урок, сочетающий в себе  элементы кейс-технологии, технологии критического мышления с применением информационных источников сети Интернет....

Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков. Участие Клина в этой борьбе

: «Всё может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Людям даются почётные и уважительные звания. Самое высокое звание – защитник Родины. Память ...

Борьба с наркотиками ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО БОРЬБЕ С НАРКОТИКАМИ

Борьба с наркотиками ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО БОРЬБЕ С НАРКОТИКАМИ...

Конференция «Сегодня модно быть здоровым!» в рамках II Всероссийской акции по борьбе с ВИЧ-инфекцией, приуроченной к Всемирному дню борьбы со СПИДом

Конференция «Сегодня модно быть здоровым!» в рамках II Всероссийской акции по борьбе с ВИЧ-инфекцией, приуроченной к Всемирному дню борьбы со СПИДом...

Открытый урок русского языка ."Правописание приставок пре-, при- " в 6 классе Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3

Конспект урока открытия новых знаний "Правописание приставок пре-, при-" 6 класс. Для отработки навыков правописания приставок используются  следующие  задания : создание самоинстр...

Разработка урока "Режим дня" (Көндәлек режим)

Тема :     Көндәлек режим. (2 сыйныф, рус төркеме)Язды: Яр Чаллы шәһәре 28 нче урта мәктәбенең татар теле һәм әдәбияты укытучысы Ярмиева Энҗе Салих кызы...