Конспект урока в 8 классе по теме: Бородинское сражение
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Дубичев Олег Валерьевич

В конспекте предложен вариант проведения урока по истории России в 8-м классе по теме "Начало Отечественной войны 1812 года. Бородинское сражение". Урок построен в рамках проблемно-поискового метода обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx213.89 КБ
Файл Презентация к уроку1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока: Бородинское сражение

Цели урока:

1. Дать образное представление о Бородинской битве – решающем сражении Отечественной войны, нанесшем смертельную рану армии Наполеона.
2. Развивать навыки работы с документами, дополнительной  литературой, с картой, уметь определять соотношение в силах, сравнивать, сопоставлять.
3. Раскрыть образы М.И. Кутузова, Наполеона и военачальников, показав их полководческое и боевое искусство во время Бородинской битвы.

4.Воспитывать чувство гордости, патриотизма и любви к Родине на примере подвига российского народа.

План урока

  1. Огр. Момент
  2. Проверка домашнего задания.

Прочитайте предложения. Установите верность или ложность утверждений. Если утверждение не верно напишите правильный.

1) Целью внешней политики России на западном направлении было оберегать свои владения и по возможности расширять их.

2) В 1805 году близ Аустерлица австрийцы и русские разбили французскую армию.

3) В 1807 году Россия и Франция подписали Гюлистанский мир, по которому Александр I признавал завоевания Наполеона.

4) По условиям Бухарестского мира в 1812 году Россия получала от турок Бессарабию.

5) После непродолжительной русско-финляндской войны Финляндия вошла в состав России.

Ответы

1) верно;

2) Не верно, битву выиграли французы;

3) Не верно, Тильзитский мир;

4) верно;

5) Не верно, русско-шведская война.

  1. Постановка проблемы

Прочитайте отрывки из документов о Бородинском сражении (с. 55)

Какое возникает противоречие?

Ученики: Кто победил в Бородинском сражении?

Что нам необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос?

Ученики: 1) как началась война; 2) ход сражения; 3) итоги сражения

Ответы  на эти вопросы мы будем записывать в таблицу и наносить на карту.

Начало войны 1812 года

Россия

Франция

Цели в войне

Ход войны до Бородина

Планы и численность войск перед Бородинской битвой

Последствия сражения:

Потери

Судьба столицы

Судьба армии

Судьба страны

Ход войны 1812 года

вторжение.jpg

  1. Прежде всего, нам следует определиться с целями войны, которые ставили перед собой Франция и Россия. Для этого откроем учебник на странице 43 и найдем ответ на этот вопрос. Результаты работы занесите в таблицу.

Россия

Франция

Цели в войне

Освободить Европу от Наполеона

Разделить Россию  на несколько зависимых государств

  1. Теперь давайте обратимся к карте и рассмотрим, что предшествовало Бородинскому сражению.
  • Расстановка сил на начало войны и соотношение их численности.

Барклай-де-Толли и Багратион (портреты на с. 47)

  • Переправа армии Наполеона через Неман (12 июня 1812)
  • Действия русской армии.

Как бы вы действовали на месте Барклая-де-Толли и Багратиона?

Отступали, чтобы соединиться.

В каком направлении следовало двигаться 2-м армиям на встречу?

К Смоленску (по карте это видно)

  • Соединение 2-х русских армий у Смоленска (22 июля 1812)

Рис. на  с. 46

  • Дальнейшее отступление русской армии
  • Приезд в армию М.И. Кутузова

Рис. на  с. 48  В армии появилась поговорку «Приехал Кутузов бить французов»

С какими чувствами встречали его приезд в армии? (надежда, что все измениться, поднятие боевого духа)

Мог ли на самом деле его приезд коренным образом изменить ситуацию? (нет, соотношение численности оставалось в пользу Наполеона)

  • Выбор позиции

Рассказ ученика (учителя) о преимуществах Бородинского поля боя

Инициатива в выборе позиции принадлежала русским. Главной задачей было перекрыть обе дороги на Москву. Поле, пологое с небольшими холмами, давало возможность активно применять артиллерию. При этом множество оврагов, ручьев, перелесков облегчало оборону.
Обойти позицию слева мешала Москва-река и высокий берег реки Колочь, а справа густой Утицкий лес. Это было идеальное место для обороны.

  • Цели и соотношение сил перед битвой

Текст на с. 49 заполнить таблицу

  • Расположение войск перед битвой

Схема на с. 49 Багратионовы флеши и батарея Раевского

  • Ход Бородинского сражения

26 августа 1812 года

Посмотрите на схему на с. 49 и опишите ход сражения

  • Отрывок из стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!...

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий,

Слились в протяжный вой.

  • Итоги сражения.

Найдите потери сторон в учебнике на с. 53

У русских погибло 44 тыс., у французов 58 тыс. человек.

Что бы вы сделали на месте Кутузова? Дали новое сражение или отступили?

  • Отступление русских к Москве

1 сентября в Филях состоялся военный совет. Давайте перенесемся туда и послушаем чем закончилось это совещание (отрывок из худ. фильма «Кутузов»).

Согласны ли вы с Кутузовым?

  • Тарутинский маневр

  1. Давайте вернемся к поставленному в начале урока вопросу: Кто выиграл Бородинское сражение? И попытается на него ответить.

Битва на Москве-реке была одной из тех битв, где проявлены наибольшие достоинства и достигнуты наименьшие результаты.

Наполеон

Боевая ничья

  1. Домашнее задание. П. 3, вопр. 2.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверка домашнего задания 1) Целью внешней политики России на западном направлении было оберегать свои владения и по возможности расширять их . 2) В 1805 году близ Аустерлица австрийцы и русские разбили французскую армию . 3) В 1807 году Россия и Франция подписали Гюлистанский мир, по которому Александр I признавал завоевания Наполеона . 4) По условиям Бухарестского мира в 1812 году Россия получала от турок Бессарабию . 5) После непродолжительной русско-финляндской войны Финляндия вошла в состав России.

Слайд 2

Проверка домашнего задания Ответы 1) верно; 2) Не верно, битву выиграли французы; 3) Не верно, Тильзитский мир; 4) верно; 5) Не верно, русско-шведская война.

Слайд 3

Бородинское сражение Урок истории в 8 классе

Слайд 4

Кто выиграл Бородинское сражение? что предшествовало сражению? ход сражения Итоги битвы

Слайд 5

Начало войны 1812 года Россия Франция Цели в войне Освободить Европу от Наполеона Разделить Россию на несколько зависимых государств Ход войны до Бородина См. карту Планы и численность войск перед Бородинской битвой Последствия сражения: Потери Судьба столицы Судьба армии Судьба страны

Слайд 6

Ход войны до Бородина Наполеон 678 тыс. чел. 1-я 2-я 3-я 12 июня 22 июля К 26 августа

Слайд 7

Выбор позиции

Слайд 8

Начало войны 1812 года Россия Франция Цели в войне Освободить Европу от Наполеона Разделить Россию на несколько зависимых государств Ход войны до Бородина См. карту Планы и численность войск перед Бородинской битвой Не допустить врага в Москву 154 тыс. чел. 640 пушек Разбить русскую армию 134 тыс. чел. 587 пушек Последствия сражения: Потери Судьба столицы Судьба армии Судьба страны

Слайд 9

Бородино

Слайд 10

Бой за Шевардино 24 августа 1812 года

Слайд 11

Расположение войск на 26 августа пехота кавалерия артиллерия Русская армия пехота кавалерия артиллерия Французская армия

Слайд 12

Бородинское сражение 26 августа 1812 года

Слайд 13

Начало войны 1812 года Россия Франция Цели в войне Освободить Европу от Наполеона Разделить Россию на несколько зависимых государств Ход войны до Бородина См. карту Планы и численность войск перед Бородинской битвой Не допустить врага в Москву 154 тыс. чел. 640 пушек Разбить русскую армию 134 тыс. чел. 587 пушек Последствия сражения: Потери Судьба столицы Судьба армии Судьба страны 44 тыс. чел. 58 тыс. чел.

Слайд 14

Галерея славы М.И.Голенищев- Кутузов М.И.Платов Н.А. Тучков А.А. Тучков Н.Н.Раевский А.П. Ермолов П.И. Багратион М.Б. Барклай де Толи

Слайд 15

Дальнейший ход войны Наполеон 678 тыс. чел. 1-я 2-я 3-я 12 июня 22 июля К 26 августа

Слайд 16

Начало войны 1812 года Россия Франция Цели в войне Освободить Европу от Наполеона Разделить Россию на несколько зависимых государств Ход войны до Бородина См. карту Планы и численность войск перед Бородинской битвой Не допустить врага в Москву 154 тыс. чел. 640 пушек Разбить русскую армию 134 тыс. чел. 587 пушек Последствия сражения: Потери Судьба столицы Судьба армии Судьба страны 44 тыс. чел. Отдана Сохранена Не потеряна 58 тыс. чел. Захвачена Сохранена

Слайд 17

Кто выиграл Бородинское сражение?

Слайд 18

Домашнее задание Параграф 3, вопрос №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе на тему «Бородинское сражение»

Урок литературы в 10 классе на тему «Бородинское сражение»…нет лучшего учителя для военного литератора,чем Толстой, описывающий войну со всею правдивостьюгениального реалиста, не отвращая глаз о...

План – конспект урока 6 класс (мальчики) Тема: Устройство токарного станка для точения древесины. Долото

Фильм ,с сопровождающим рассказом  учителя об устройстве старинных токарных станков.Токарные станки различных конструкций с ножным и ручным приводомЛюди научились применять очень давно (1 к...

План – конспект урока 6 класс (мальчики). Тема: Свойства черных и цветных металлов. Проволока. Сгибание заготовок из проволоки.

Приступая к  изготовлению какого – либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. А правильный выбор можно сделать, зная свойства металла или сплава....

Конспект урока 6 класса по теме "Глагол"

Конспект урока для учащихся 6 классов, изучение темы "Глагол как часть речи"...

План-конспект урока, 6 класс "Историческая тема в живописи. Былины"

План -конспект к открытому уроку по изобразительному искусству в 6 классе...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...