План-конспект урока, 6 класс "Историческая тема в живописи. Былины"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Козлова Валерия Валерьевна

План -конспект к открытому уроку по изобразительному искусству в 6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

III четверть.                         «ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ»                     6 класс

                                                   

                                                      Урок 7

              Тема: ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В ЖИВОПИСИ. БЫЛИНЫ.

  1. Цели и задачи:

 - рассмотреть отличительные признаки исторического жанра от   других;       - познакомить с понятием «былина», собирательным образом героев;

- дать знания об особенностях фигуры богатыря, его атрибутах;                        - воспитывать  нравственные качества на примере былинного героя;                  - развивать наблюдательность, пространственное мышление, зрительную      

  память, творческий подход к работе;                                                                                          - прививать чувства сострадания, сопереживания и милосердия, любви  Родине.

    О б о р у д о в а н и е  и  м а т е р и а л ы:

       Техническое обеспечение: мультимедийный проектор; интерактивная    

           доска.

 Презентация: «Историческая тема в живописи. Былины», фрагмент документального фильма об Илье Муромце.

        для учащихся: бумага формата А3, карандаш, ластик.

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент (3 мин)
II. Актуализация (проверка знаний). (5 мин)                                                                                     III. Целеполагание (постановка цели, знакомство с новой темой). (15 мин)                                                                                                                                                                                                                           IV. Выполнение практического задания. (17 мин)                                                               V.Подведение итогов урока. (5 мин)

 

Ход урока

  I. Организационный момент.
У ч и т е л ь. Здравствуйте, ребята, меня зовут Козлова Валерия Валерьевна, и я            приглашаю вас в творческую мастерскую. Сначала  мы рассмотрим альбом по искусству, который я для вас приготовила, а потом и сами поучаствуем в творческом процессе.

(Слайд 1).                                                                                                                                      II. Актуализация (проверка знаний).
У ч и т е л ь. К сожалению, у моего альбома пока нет названия, но я думаю, мы сформулируем его чуть позже.

Перед нами картины известных художников, отражающие реальные исторические события. К какому жанру их можно отнести? (К историческому).

Верно – это картины исторического жанра.

III. Целеполагание (постановка цели, знакомство с новой темой).                                                                                                                                                             Васнецов по-особому понимал историческую тему в искусстве. Обратим внимание на его картины. Давайте  вместе ответим на вопрос, какие произведения русского фольклора стали источником вдохновения для художника при написании этих картин?                                                                                                                                       (Звучит былина).

У ч и т е л ь. Как называется это произведение?  (Былина)                                        Правильно, былина, т.е. народное сказание, повествующее о временах борьбы Древней Руси с монголо-татарами.

 Таким образом, мы можем сформулировать название нашего альбома по искусству (тема урока) -  «Историческая тема в живописи. Былины»

Произведения Виктора Михайловича Васнецова как нельзя лучше иллюстрируют нам эту тему. Они занимают особое место в исторической живописи второй половины XIX века. Его творчество вводит нас в мир народных образов, древних легенд и подлинного русского фольклора. Именно Васнецов создал новую разновидность исторической картины, отличную от характерной для второй половины века. Не реальные исторические факты, а их литературное фольклорное переосмысление являлось подлинным содержанием этого вида исторической живописи. При этом факты в произведениях художника всегда выступают в опоэтизированном вымышленно - героическом виде, характерном для былины.

Давайте разберёмся, содержат ли былины вымысел, или всё в них реально. (Ответы детей).

У ч и т е л ь. На самом деле, ребята, для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих чёткий исторический смысл (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порождённые исторической действительностью. И пусть былина –это не исторический документ, в ней можно найти много исторических примет.

- А какие былины вы знаете? (Слайд 2: угадай название, вставив нужное слово).(Ответы детей).

У ч и т е л ь. Кто главный герой былин мы назовём, отгадав загадку:

Духом силён,                                                                                                                                                       Телом могуч,                                                                                                                                     Русь защищает                                                                                                                                                                                                                                          От вражеских «туч».         (Богатырь)

 У ч и т е л ь. Правильно, богатырь. Ребята, кто в вашем понимании - богатырь? (Силач, воин, защитник).  

Словарь Даля гласит: «Богатырь» - человек рослый, дородный и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».

- Каких богатырей вы знаете?     (Ответы детей)                                                                                                                                                              

-  А какие из них изображены на картине В.М. Васнецова «Богатыри»?    (Работа с ИД). (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович)

У ч и т е л ь. Как вы думаете, эти персонажи реальны или они – вымысел? (Ответы детей)

У ч и т е л ь. Посмотрим историческую справку (ЭОР: «Учёные предполагают, что когда-то существовали люди, подвиги которых запечатлены в былинах. Курганы – могилы  побитых Алёшей Поповичем врагов в ростовских краях, Добрынин остров на Оке близ Рязани, святые  мощи Ильи Муромца в Киево-Печерской лавре – всё  это живые свидетельства славной богатырской жизни и военного служения святой Руси былинных героев.). Илья Муромец является, несомненно, центральной фигурой русского эпоса. Посмотрим отрывок из документального фильма о нём. (Фильм). Итак, я думаю, вы убедились, в историчности богатырей, а значит и былин.

Изображая богатырей в своей картине «Богатыри», Виктор Михайлович Васнецов наделил каждого своими качествами: одного – силой (Илью Муромца), второго – умом (Добрыню Никитича), третьего – добротой (Алёшу Поповича).

- Кому из них  какое из качеств можно отнести? (Ответы детей)

- Как вы думаете, какое из этих качеств важнее? (Ответы детей)

Только вместе три эти качества должны сочетаться в русском человеке. Художественный образ, созданный Васнецовым, представляет образ Руси. Именно поэтому он и изобразил их на одной картине. Историк  искусства, критик В. Стасов заявил, что в них «…вся сила и могучая мощь русского народа».

В картине «Богатыри» Васнецов применил такие художественные средства, как пейзаж на заднем плане, высокая линия горизонта, взгляд как бы снизу, с земли (от этого они выглядят торжественно) Сравним картину с картинами других художников. (Слайд 4: Врубель «Богатырь», Рерих «Святогор»; ИД – сравнительная таблица). Вы  можете применить те художественные средства, которые мы рассмотрели, позже  в практической работе.

Богатыри во все времена были любимы и прославлялись народом.  И сегодня русские богатыри являются героями мультфильмов и даже компьютерных игр. (Слайд 5).

IV. Выполнение практического задания.                                                                 

Мы познакомились с былиной, рассмотрели, как изображались главные герои – богатыри великими художниками и в мультипликации. Итогом вашей работы, рассчитанной на несколько уроков, будет иллюстрация к былине. А сегодня мы уделим внимание главному герою былин – богатырю. Но чтобы проникнуться их духом и силой проведём физкультминутку.

Физкультминутка (Слайд 6: под песню С. Намина  «Эх, да надобно жить красиво»)

То не грозное небо хмурится,
Не сверкают в степи клинки,
Это батюшки Ильи Муромца
Вышли биться ученики.

Эх, да, надобно жить красиво,
Эх, да, надо нам жить раздольно,
Богатырская наша сила,
Сила духа и сила воли.

Приступаем к выполнению практического задания. Глядя на репродукции, назовём, какие атрибуты характерны для богатыря (шлем, меч, кольчуга, палица, плащ).

(Слайд 7: работа с ИД).

Перед вами листы формата А3 с изображением силуэта человека. Создадим образ богатыря, снарядив его всеми необходимыми атрибутами. Удачи!

В процессе работы учитель ходит по классу, осуществляя контроль, помогает, направляет учащихся при необходимости.

V.Подведение итогов урока.

Заканчиваем практическую  работу. Дежурные  помогут мне собрать работы и оформить выставку на доске. А мы закрепим полученные сегодня знания, ответив на вопросы. (Слайд 8).

- Какие элементы картины не позволяют отнести её к историческому жанру? (Убрать лишний предмет)

(Слайд 9: тест «Выбери верные утверждения»).

- Верно ли, что жанр живописи, изображающий реальные события, имеющие большое историческое значение называется бытовым? (Нет, историческим)

- Верно ли, что былина это древнейшее сказание о народных героях, защитниках Родины? (Верно)

У ч и т е л ь. А теперь скажите, чему учит нас былина? (Любить свою родину, защищать её, быть сильным духом и добрым душой).

Перед нами на доске ваши работы. Все они разнообразные и красивые. Отличные получились богатыри – целая  рать. Молодцы, ребята, хорошо потрудились!

Анализ работ. Учитель выявляет лучшие работы, отмечает хорошие, выставляет отметки.

Домашнее задание:  подобрать иллюстрации с изображением былин, а также пейзажа и архитектуры, характерных для времен Древней Руси. Помогут вам в поиске ссылки в Интернете.

У ч и т е л ь. Ответьте, есть ли в наше время богатыри? (ответы детей)

Да, есть. И даже у нас в Липецке есть авиационное подразделение с названием «Русские Витязи», которые подобно богатырям Святогору и Вольге превращаются в «птиц» и зорко следят с неба за рубежами нашей Родины и всегда готовы встать на её защиту, как настоящие русские витязи – богатыри. Я желаю вам богатырских качеств: здоровья, силы, мудрости и всегда быть готовыми защищать честь своего Отечества. Урок окончен, спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

        

Страна знаний – волшебная, маленькая страна с большими горизонтами. Столица этой страны – Школа.* Каждое ранее утро сюда торопятся сотни юных жителей.* Попадая в необыкновенно интересную страну, они чувствуют себя первооткрывателями и путешественниками. Именно им вручаются ключи от волшебных  Дверей знаний. Все мы знаем, как волнительно открывать эти двери впервые. Поэтому у каждого жителя появляется свой ангел-хранитель – Учитель.  Среди многих  профессий на Земле профессия учителя не совсем обычная. Она требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Только каждый день с радостью отдавая себя ученикам, можно приблизить их к науке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные основы в стенах школы.

И чтобы жизнь школьников  была интересней и плодотворней, в  своей работе с детьми использую современные педагогические технологии:

  1. развивающее обучение;
  2. проблемное обучение;
  3. разноуровневое обучение;
  4. коллективная система обучения;
  5. исследовательские методы обучения;
  6. проектные методы обучения;
  7. модульное и блочно-модульное обучение;
  8. здоровьесберегающие технологии;
  9. компьютерные технологии.

Василий Александрович  Сухомлинский сказал, что «…подлинная школа - это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в котором воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений…». Поэтому   в работе я придерживаюсь принципа: «Чем больше может сам учитель, тем больше он даёт ученикам». 

  А именно, моя деятельность в школе осуществляется следующим образом:

  1. Проведение уроков изобразительного искусства;
  2. Проведение уроков технологии;
  3. Проведение уроков МХК;
  4. Классное руководство;
  5. Руководство школьным краеведческим музеем;
  6. Руководство патриотическим клубом «РУСИЧ»;
  7. Руководство кружком «Школьная печать»;
  8. Руководство кружком «Глиняная игрушка»;
  9. Руководство кружком «Фантазия».

  Конечно, обучение сегодня - непростая задача, но я стараюсь приложить максимум усилий, чтобы в моей Школе каждому ученику было комфортно, а самое главное, чтобы у него появилось желание вернуться туда ещё много, много раз. Поэтому в преподавании изобразительного искусства и МХК  помимо традиционных форм применяю и нетрадиционные уроки:

  1. Урок-пленэр;
  1. Урок-викторина;
  2. Урок-конференция;
  3. Видео-урок-путешествие;
  4. Урок-сказка.

А участие детей в творческих конкурсах приносит им победы  на муниципальном и региональном уровнях.

  Различные  формы внеклассной работы становятся важным дополнением к учебной деятельности, дают обучающимся возможность раскрыть свои внутренние резервы.                                                                                                                                     Одним  из важных  моментов обучения и воспитания является формирование мыслительных процессов, таких как анализ, сравнение, обобщение. Этого мы достигаем во время лепки из глины (на занятиях кружка «Глиняная игрушка»).  Художественно-творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация, работа с природным материалом и т. д.) имеет также огромное значение в формировании личности ребенка. Эти занятия помогают ему ощутить радость познания, творчества. Надо отметить, что детская лепка имеет еще и общественную направленность. Ребенок изготавливает поделку не только для себя, но и для окружающих его людей. Ему хочется, чтобы его изделие узнали, оценили. Этого в своей работе я достигаю   путём проведения творческих школьных выставок.

 В настоящее время не потеряло своей актуальности в детском творчестве искусство работы с бумагой. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. “Квиллинг” также открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

 В нашей школе действует проект «Школьная печать», в рамках которого мы с детьми  выпускаем газету «Чёрное и белое», редактором которой я являюсь, а также пишем статьи о нашей школе для районной газеты «Задонская правда», которые регулярно появляются на её страницах. В прошлом учебном году газета «Чёрное и белое» была награждена дипломом III степени на областном конкурсе школьных газет.

   В последнее десятилетие усилился интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования. Таким объединением в Донской школе является патриотический клуб «РУСИЧ» ( Русские Умеют Свою Историю Чтить), руководство которым я также осуществляю. Деятельность клуба заключается в проведении всевозможных патриотических акций, как то: операции «Обелиск», «Ветеран живёт рядом». Также проводятся экскурсии и поездки в музеи области, проводятся мероприятия, связанные с народными праздниками, участие в конкурсах исследовательских работ и конференциях и, наконец, работа в школьном музее с одноимённым названием.

Я являюсь руководителем музея «РУСИЧ» в течение двух лет. Музей является гордостью нашей школы, имеет 9 разделов более 700 экспонатов.  За время моего руководства музей был неоднократно награждён департаментом образования грамотами и памятными дипломами за победы в краеведческих конкурсах.

И, наконец, ещё одним приятным моментом моей работы в школе является мой 11-б класс, где я – классный  руководитель. Мне нравится работать классным руководителем, быть причастной к взрослению ребят.

Для того, чтобы организация учебно-воспитательного процесса проходила на  высоком профессиональном уровне, большое внимание уделяю самообразованию.  Тема моего самообразования: «Создание и использование мультимедийных презентаций на уроках изобразительного искусства и МХК», ведь сегодня трудно представить себе современный мир без компьютеров и Интернета. Интернет предоставляет мне безграничные возможности для получения любого рода информации, что может сделать уроки увлекательными, а сам процесс подготовки преподавателя к знаниям – более быстрым и эффективным. Также я являюсь участником педагогических интернет-сообществ и сайтов: pedsovet.org , «открытый урок» (фестиваль педагогических идей), «Про.школу.ру»  и др. Но помимо этого,  имею свой сайт, в котором стараюсь размещать все свои достижения в работе.

  Работа  в школе – это целостная система взаимосвязанных мер, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленная на развитие творческого потенциала учителя и, как следствие, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости учащихся.