Урок – дискуссия в 11 классе «Политический портрет М. С. Горбачева: нереализованные возможности»
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме

Путинцева  Елена Валерьевна

Цель урока: через обмен мнениями, обобщение, закрепление ранее полученных знаний выявить существующее многообразие точек зрения на проблему  оценивания  политической деятельности М. С. Горбачева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_diskussiya_gorbachev_i_ego_vremya.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Урок – дискуссия в 11 классе

 «Политический портрет М. С. Горбачева:  нереализованные возможности»

Цель урока:

 через обмен мнениями, обобщение, закрепление ранее полученных знаний выявить существующее многообразие точек зрения на проблему  оценивания  политической деятельности М. С. Горбачева

Задачи урока:

-Формирование собственного взгляда обучаемого  на данную историческую проблему;

-Продолжение процесса обучения взаимодействию в группе, совместной поисковой деятельности;

-освоение и развитие мыслительных умений : определение своей позиции, умение аргументировать свою точку зрения, умение задавать вопросы, умение оппонировать, умение перерабатывать информацию для изложения.

-Овладение начальными навыками ораторского умения и искусством доказательной полемики.

Тип урока:  повторительно – обобщающий урок

Форма урока: формализированная   дискуссия – «дебаты»

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно - поисковые

Оборудование:

Раздаточный материал с историческими документами, портреты политических деятелей,

 памятка участника дискуссии

ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

Подготовительная работа:

Класс  делиться  на четыре условные группы: сторонников, противников , интеграторов – связывают различные моменты содержания дискуссии, подводят промежуточные и окончательные итоги, протоколистов – фиксирую все, что относится к решению проблемы, наблюдают за обсуждением, оценивают каждого участника дискуссии.

«Сторонники» и «противники» ?

 В ходе консультативной работы с группами обсуждаются рассматриваемые вопросы, работа с дополнительной литературой, формулируются темы для беседы с родителями, как реальными очевидцами событий. Проводятся просмотры видеоматериалов по данной теме.

Литература для обучаемых:

  1. Горбачев М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. М., 1993.
  2. Кравченко Л. С. Кто есть в мировой политике. М.. 1990.
  3. Печенов В. А. Горбачев к вершинам власти. М., 1991.

Памятка для подготовки к  дискуссии:

- четко уяснить тему обсуждения;

- продумать логику последовательного раскрытия своей позиции по рассматриваемому вопросу, наметить план выступления;

- сформулировать основные идеи, суждения по проблеме;

- проверить правильность логической аргументации;

- отобрать убедительные факты, доказывающие верность суждений, точно указывать источники информации.

Памятка для участника дискуссии:

Во время дискуссии вести себя спокойно и достойно:

- говорить убедительно, не давать перебивать репликами выступление, не горячиться;

- анализировать объективно замечания противников: или приводить новые аргументы, или признать правоту аргументов оппонента, или предложить считать этот вопрос спорным, подлежащим дополнительному изучению.

В процессе дискуссии внимательно, терпеливо, до конца, выслушивать мнение оппонента, понять и проанализировать позицию другого: задавать вопросы выступающим с целью полного уяснения непонятных моментов в их выступлениях (об источниках информации, о достоверности приводимых фактов, о правильности логической аргументации и т.п.), не принимать ничего на веру без обоснования. Правильно поставленный оппоненту вопрос может быть аргументом в пользу другой стороны.

При выступлении с критикой позиции оппонентов избегать оценок их личных качеств, обязательно указать те же идеи противника, которые кажутся верными, отметить те доказательства, которые звучали убедительно, затем мягко и корректно изложить замечания и контраргументы. Избегать категоричности, как в суждениях, так и в оценках оппонентов.

Наглядное пособие: «Этапы перестройки  в СССР. 1985 -1991гг»

                                     1этап – «Кадровая революция»

                                     2 этап – формирование многопартийности

                                                   Провозглашение суверенитета в рамках Союза

                                     3 этап – попытка военного переворота

                                                    Речь шла не о революции, а     именно о совершенствовании

                                              системы. Тогда мы верили в такую возможность.   

                                       М. С. Горбачев.

Ход урока:

Вводное слово учителя.

  Для чего люди идут в политику? Для одних это увлекательная, хотя и опасная игра в политическом театре, другие удовлетворяют свою страсть к власти, третьи думают о богатстве и привилегиях. Для многих политика – это служение державе, народу или идее. Для иных – просто служба. Иногда – это семейная традиция, иногда – призвание…

Невольно возникает вопрос: для чего пришел в политику М.С.Горбачев? В ходе сегоднешней дискуссии  мы попытаемся дать оценку  его политической деятельности. Политический портрет – это прежде всего портрет личности, который следует начать с краткого биографического экскурса.

В начале 1980-х гг. все очевиднее становилась необходимость перемен в СССР, которые традиционно в общественном сознании связывались со сменой высшего руководства. Михаил Горбачев в этот период уже входил в состав Политбюро (кандидат в члены с 1979, член с 1980), однако, не рассматривался в качестве потенциального лидера. В составе Политбюро было много руководителей, чей политический вес был не сопоставим с влиянием молодого (в сравнении со средним возрастом членов Политбюро) провинциала. Лишь череда смертей высших партийных руководителей резко увеличила шансы Горбачева взойти на партийный Олимп. Когда после смерти Л. И Брежнева в 1982 страну возглавил уже тяжелобольной Ю. В. Андропов, Горбачев, который был активным сторонником генсека, рассматривался как вполне вероятный преемник. После смерти Андропова и в период непродолжительного правления К. У. Черненко развернулась политическая борьба внутри Политбюро за пост генерального секретаря. Горбачеву удалось сплотить вокруг себя молодых секретарей ЦК и лидеров местных партийных организаций  и  получить поддержку некоторых членов и кандидатов в члены Политбюро, прежде всего А. А. Громыко, обладавшего большим влиянием среди членов политбюро.

В 1985 на мартовском пленуме ЦК КПСС Михаил Горбачев был официально избран генеральным секретарем ЦК — лидером второй мощнейшей сверхдержавы в мире. Горбачев также занимал и другие высшие посты в государстве: с 1989 — Председателя Президиума Верховного Совета СССР, а с 1990 — Президента СССР.

Ослабление цензуры и либерализация общественной жизни привели к росту гражданского самосознания. В значительной степени приверженность реформам на начальном их этапе (1985-1989) способствовала небывалой популярности нового генсека, разительно отличающегося от партийных вождей прошлых лет (выступления без бумажки, свободный стиль общения с народом). Однако непоследовательная внутренняя политика, прежде всего хаотичные экономические реформы, привели к углублению кризиса во всех сферах общества, и как следствие к резкому снижению уровню жизни, в чем винили, в первую очередь Михаила Горбачева. При Горбачеве вспыхнули кровавые межнациональные конфликты (в Нагорном Карабахе, в Сумгаите и Баку, в Фергане, в Грузии и др. регионах).

Прибалтийские республики твердо взяли курс на отделение от СССР, при этом им сочувствовала практически вся интеллигенция страны. В январе 1991 в Вильнюсе погибло 13 человек во время штурма телевизионной башни союзными войсками, причем Горбачев отрицал свое участие в приказании ввести войска. Ситуация с каждым днем усугублялась. Кульминационным выражением кризиса стал Августовский путч 1991, который организовали бывшие соратники Горбачева накануне подписания нового союзного договора). Поражение путчистов не стало победой Горбачева. Триумфаторами стали силы, для которых политика Горбачева была не достаточно радикальной. В декабре 1991 после подписания Беловежских соглашений о ликвидации СССР Михаил Горбачев подал в отставку с поста президента СССР.

В 1990-е Михаил Горбачев продолжил активную общественную деятельность. С декабря 1991 он президент Международного фонда социально-экономических и политических исследований («Горбачев-фонд»). В 1993 возглавил международную экологическую организацию «Зеленый крест». В 1996 принял участие в выборах президента России (набрал около 1 %). С 2000 лидер Российской Объединенной социал-демократической партии.

Накануне 70-летия Михаила Горбачева был проведен социологический опрос, в ходе которого выяснялось, как сегодня оценивают россияне роль этого политика.

Согласно результатам опроса, каждый второй гражданин РФ (49%) относится к Михаилу Горбачеву нейтрально, каждый третий (31%) - плохо и 16% - хорошо. Нейтральное отношение к первому и единственному советскому президенту характерно для молодежи - 61% в возрастной группе 18-35 лет заявили о безразличии к нему, а негативное - для россиян старше 50 лет (42%)..

Оценивая историческую роль президента СССР, большинство респондентов приходит к выводу, что Михаил Горбачев принес народу больше вреда, чем пользы (56%). Каждый пятый (21%) считает, что он принес пользу и вред в равной мере. И 14% полагают, что этот политический деятель принес народу больше пользы, чем вреда.

Что было бы, если бы Михаил Горбачев не ушел со своего поста в 1991 году, а остался у власти еще на несколько лет? При ответе на этот вопрос почти каждый второй опрошенный склоняется к мысли, что в этом случае ситуация в России была бы хуже, чем теперь (47%). Вдвое реже (23%) высказывается мысль, что обстановка в стране была бы такой же, как сейчас. А 13% полагают, что в России не накопилось бы столько проблем, и ситуация сегодня была бы лучше. Многие отечественные и зарубежные политики и журналисты приветствовали реформы Горбачёва, демократию и гласность, окончание холодной войны, объединение Германии.

                                         Задания рабочим группам.

  Сторонникам Горбачева: используя материалы СМИ и учебного пособия, подобрать факты, положительно характеризующие М.С.Горбачева как политика и реформатора.

  Противникам Горбачева: найти факты, отражающие негативные особенности и последствия деятельности Горбачева.

  Интеграторы: прослушав разные точки зрения, сделать выводы и вынести заключение.

Начнем мы работу с ознакомления результатов работы групп «сторонников» и «противников».

«Сторонники». Мы предлагаем перечень фактов, в защиту М. С. Горбачева.

  • Ускорение — этот лозунг был связан с обещаниями резко поднять промышленность и благосостояние народа за короткие сроки, кампания привела к ускоренному выбыванию производственных мощностей, способствовала началу кооперативного движения и подготовила перестройку
  • Перестройка с чередованием нерешительных и резких мер и контрмер по введению или по ограничению рыночной экономики и демократии
  • Реформа власти, введение выборов в Верховный Совет и местные советы на альтернативной основе

            Гласность, фактическое снятие цензуры на средства массовой информации .

  • Реформа КПСС, которая привела к образованию нескольких платформ, а в дальнейшем — отмена однопартийной системы и снятие с КПСС конституционного статуса «ведущей и организующей силы»
  • Реабилитация жертв сталинских репрессий, не реабилитированных ранее при Хрущёве.
  • Ослабление контроля над социалистическим лагерем (доктрина Синатры), что привело, в частности, к смене власти в большинстве социалистических стран, объединению Германии 1990 

 «Противники». Мы предлагаем перечень фактов,  направленные на критику деятельности

 М. С. Горбачева.

  • 15 мая 1986 началась кампания усиления борьбы с нетрудовыми доходами, которая на местах понималась как борьба против репетиторов, продавцов цветов, шофёров, подвозивших пассажиров, и продавцов домашнего хлеба в Средней Азии. Кампания была вскоре свёрнута и забыта по причине последующих событий
  • Подавление локальных национальных конфликтов, в которых властями принимались жестокие меры, в частности силовой разгон митинга молодёжи в Алма-Ате, ввод войск в Азербайджан, разгон демонстрации в Грузии солдатами с применением сапёрных лопаток, разворачивание многолетнего конфликта в Нагорном Карабахе, подавление движений к сепаратизму прибалтийских республик
  • Исчезновение продуктов из магазинов, скрытая инфляция, введение карточной системы на многие виды продовольствия 1989. Для периода правления Горбачёва характерно вымывание товаров из магазинов, в результате накачивания экономики безналичными рублями, а впоследствии — гиперинфляция.

При Горбачёве внешний долг Советского Союза достиг рекордной отметки. Долги брались Горбачёвым под высокие проценты — более 8 % годовых — у разных стран. С долгами, сделанными Горбачёвым, Россия смогла рассчитаться только через 15 лет после его отстранения от власти. Параллельно золотой запас СССР уменьшился десятикратно: с более 2000 тонн до 200. Официально утверждалось, что все эти огромные средства были потрачены на закупку товаров массового потребления. Примерные данные такие: 1985 год, внешний долг — 25 млрд. . и долларов, золотой запас 2000 т. 1991 год, внешний долг — 120 млрд $, золотой запас — 80 т.

Учитель. Вы предоставили многочисленную разнообразную информацию.

 Темы для нашей сегодняшней дискуссии:

  1. Антиалкогольная компания и борьба с нетрудовыми доходами: за и против.
  2. Новое политическое мышление на старый лад.
  3. Стратегия ускорения или «топтание на месте»?
  4. Распад  СССР или развал СССР?

Ход дискуссии:

Антиалкогольная компания: за и против. 

 Начинаем работу с  обвинений, которые могут предъявить М.С.Горбачеву противники.

                                                      Противники.

  М.С.Горбачев начинает свою реформаторскую деятельность с проведения антиалкогольной кампании, которая усугубила негативные стороны жизни населения – пьянство «ушло в быт», увеличились цены на спиртные напитки (что в свою очередь еще больше ударило по бюджетам семей). Возросла спекуляция спиртными напитками, самогоноварение. Люди столкнулись с проблемой «сахарного бума». Вырубались виноградники. Как можно оценить необдуманность шагов Горбачева?

                                                                    Сторонники.

М.С.Горбачев, конечно, не предполагал таких негативных процессов, которые последовали после этих начинаний, а вырубка виноградников показала уровень понимания данной проблемы руководителями на местах. Ясно, что им таких указаний не давалось. М.С.Горбачев увидел основное зло общества – пьянство, которое губительно действует на нравственность. Мы считаем, что именно так и нужно было готовить общество к реформам.

                                     Интеграторы.

  Нельзя оправдывать Горбачева тем, что он не знал, что будет после «Указа о борьбе с пьянством и алкоголизмом». Горбачев вырос в русской среде и должен был понимать, что злоупотребление спиртным для нее характерно и «с наскока» проблемы не решить. Кроме того, именно продажа спиртного обеспечивала значительную часть доходов бюджета. Это был неудачный шаг.

  Нельзя считать, что именно указ спровоцировал общество на самогоноварение и т.п. Это было и раньше, просто обстоятельства вскрыли пороки общества.

  В какой-то степени это действительно был просчет, но обвинение Горбачева в недальновидности безосновательно. Не может человек все предусмотреть. А результаты были: в первый же год сократилось потребление алкоголя, не было такого пьянства.

Учитель.  Изучая тему «Власть и политика», мы говорили о главном требовании к руководителям любого уровня – об ответственности, об умении предвидеть последствия своих решений и просчитывать ситуации. Поэтому за просчеты, конечно, должен ответить инициатор реформ.

                                 Борьба с нетрудовыми доходами.

                                                             Противники.

  Начатая Горбачевым борьба с нетрудовыми доходами свелась к войне с теми, кто сам выращивал или производил свою продукцию и продавал ее на рынках. А воротилы теневой экономики, коррумпированные чиновники так и остались нетронутыми.

                                                     Сторонники.

  Начиная перестройку, Горбачев главный акцент делал на подъеме духовности общества в том понимании, в каком он воспитывался и служил социалистической системе. Нетрудовыми доходами он считал все, что произведено в негосударственной сфере.

                                                     Интеграторы.

  Трудно было делать первые шаги, и они, скорее всего, были спонтанными. Чтобы бороться с теневой экономикой, нужны силы, сторонники. В период проведения реформ эти силы только еще консолидировались.

  Вероятно, это были популистские реформы. После застоя любые нововведения воспринимались как существенные действия, направленные на изменение общества. Так Горбачев зарабатывал политический авторитет.

                                      Новое политическое мышление на старый лад.

                                                  Противники.

  Первые шаги в сфере идеологии (что подтверждает цитата на доске) показывают: Горбачев не хотел менять политической ориентации общества, стремясь провести внутренние преобразования. Нет ли в этом противоречия?

                                                               Сторонники.

  Да, начиная реформы, Горбачев не ставил задачей смену общественно-экономического строя, считая социализм вполне жизнеспособной системой. Он даже подчеркивал, что мы должны учиться у Ленина вовремя переоценивать ценности, теоретические установки, политические лозунги. Поэтому неудивительно, что уже в апреле 1985 г. был взят курс на ускорение, а затем – на усовершенствование политической структуры общества. Происходила нормальная эволюция взглядов.

  Трудно начинать преобразование только каких-то отдельных сфер общества, это в конце концов ведет к изменению всего общества. Горбачев этого не учел. Но он действительно был не только идеологом, но и прорабом перестройки, его реформы были не только теоретической разработкой, но и имели (удачное или нет – другой вопрос) практическое применение. А противоречивость порождалась тем, что готовых-то рецептов не было.

                                                 Интеграторы.

  Правы как сторонники, так и противники. Обстоятельно предусмотреть последствия взятого курса не так уж просто. Многие руководители привыкли мыслить в рамках десятилетиями складывающейся командно-административной системы, не хотели перемен, не умели действовать самостоятельно. Шло противодействие реформе с их стороны. Реформы Горбачева можно признать действительно мужественным шагом.

 Учитель.  Проводившиеся реформы, казавшиеся тогда радикальными, сегодня нам  представляются робкими и неактуальными. В разное время одни и те же события могут оцениваться по-разному, причем чем дальше от событий, тем точнее оценка происходившего. Зачем нам это? Как сказал Карамзин, прошлое – это изъяснение настоящего и пример будущего.

                                              Курс на ускорение или «топтание на месте»?

                                                  Противники.

  В августе 1985 г. был взят курс на ускорение, хотя шел спад производства. Этот курс привел к тому, что устаревшее оборудование не выдерживало нагрузки. Понизился уровень благосостояния населения, возросла социальная напряженность. Зачем нужна была эта реформа?

                                                              Сторонники.

  Снять напряжение среди населения – с этой целью и был предпринят этот шаг. Программа в первую очередь была нацелена на модернизацию машиностроения. Другое дело, что нельзя было осуществлять параллельно оба направления; первой должна была стать модернизация, затем – ускорение. Но, видимо, хотелось побыстрее, поэтому и итоги оказались негативными.

  Старый партаппарат в большинстве своем занимал выжидательную позицию. Некоторые считали неуместным подсказывать первому лицу государства.

                                                                 Интеграторы.

  Конечно, обвинять одного Горбачева нельзя, он решал не единолично, но, поскольку инициатива исходила от него, то, конечно, и ответственность лежит прежде всего на нем.

  Спад в экономике начался не при Горбачеве, а еще в период правления Брежнева. Если бы не начались преобразования, то положение было бы еще хуже. Его шаги оказались недостаточно продуманными, но они высветили проблему. Да и безынициативность и бездеятельность государственно-хозяйственных органов нужно было прекратить.

                                                    Распад СССР или развал СССР?

   Учитель обращает внимание учащихся на то, что рассмотренные проблемы касались внутренних преобразований. А чаще всего в адрес Горбачева звучит обвинение в развале Советского Союза.

                                                                  Противники.

  Да, это действительно серьезное обвинение. Во-первых, начавшаяся дезинтеграция в экономике еще больше увеличила спад производства. Во-вторых, установление суверенности переросло в гражданские войны и рост межнациональной напряженности (Кавказ, Молдавия, Прибалтика). В-третьих, в каком положении оказались те 60 млн. человек, проживавших вне пределов своих национальных образований?

  Зародившиеся национальные движения переросли в большинстве своем в экстремистские, что повлекло межнациональные конфликты, человеческие жертвы, проблему беженцев.

                                               Сторонники.

  Распад СССР – закономерный результат исторического развития. Наше государство пережило и период феодальной раздробленности, и образование централизованных государств, империй.

  Конституция, являвшаяся Основным законом СССР, предоставляла республикам право выхода из Союза. Первыми этим правом воспользовались прибалтийские республики, что стимулировало подобные тенденции в других республиках.

  РСФСР, входившая в состав СССР, несла обязанности старшего брата, но не имела даже государственных атрибутов. В результате распада СССР она наконец обрела суверенитет.

                                              Интеграторы.

  Горбачев в целом действовал в рамках Конституции, хотя были и неконституционные действия. Он действительно предпринимал попытки реорганизовать СССР. По его инициативе был проведен референдум, и ¾  голосовавших высказались за сохранение Союза. Но процесс выхода из Союза республик уже невозможно было остановить.

  В апреле 1991 г. было подписано Соглашение Президента СССР и представителей девяти республик о заключении нового союзного договора. Этот шаг подтверждает стремление Горбачева сохранить СССР.

                           Мнения учащихся по итогам дискуссии.

- Считаю, что действительно нужно обладать очень сильным характером, чтобы пересмотреть свои взгляды и попытаться отойти от социалистической ориентации. По инициативе Горбачева была отменена ст.6 Конституции о руководящей роли КПСС и был взят курс на многопартийность.

- Я считаю, что поступкам Горбачева способствовала обстановка в мире. Нельзя было оставаться в конфронтации со всеми в мире. Да и в экономическом плане выйти из кризиса можно было только за счет интеграции с Западом.

  -Горбачев сумел сделать, на мой взгляд, очень важный шаг во внешней политике: отрегулировать отношения с другими государствами. Отпала угроза войны. Мы вывели войска из Восточной Европы.

-Мне бы хотелось отметить плюсы в деятельности Горбачева. Именно по его инициативе был возвращен из ссылки А.Д.Сахаров, начался вывод войск из Афганистана.

-М.С.Горбачев – представитель командно-административной системы, он болезненно отходил от коммунистических взглядов и идеалов. Предлагал социализм с человеческим лицом, гуманный социализм. Взять курс на гласность и демократию его вынудили обстоятельства. Поэтому и реформы его половинчаты.

-С тоталитарным государством очень сложно строить отношения. Взяв курс на демократизацию, наша страна укрепила свои позиции в глазах мировой общественности.

-М.С.Горбачев – великий политик XX в. Сближение двух миров – главная его заслуга, и она затмевает те просчеты, которые, несомненно, были. Горбачеву была присуждена Нобелевская премия мира за 1990 г. Негативное отношение к нему некоторой части людей обусловлено психологией общества: у нас реформаторов не любят в принципе. Вспомним Петра I, Хрущева, какой критике они подвергались. Я считаю Горбачева самым сильным реформатором ХХ столетия, так как разрушить складывавшуюся десятилетиями систему – это под силу только сильной личности. С его мнением считались в мировой политике.

                                      Обобщающее слово учителя.

  В ходе дискуссии мы с Вами рассмотрели некоторые направления реформ М.С.Горбачева О М.С.Горбачеве до сих пор можно услышать абсолютно полярные мнения. Одни ставят ему в заслугу мужество, умение взять на себя ответственность, другие обвиняют в развале СССР и негативных последствиях реформ (кризисе в экономике и политике), которые мы переживаем до сих пор. Участвуя в дискуссии, Вы попытались  дать свою оценку деятельности М.С.Горбачева. Не следует претендовать на истину, но нужно стремиться приблизиться к ней.

Он стал главным инициатором процесса, получившего название «перестройка» (1985-1991). Перестройка была призвана прежде всего интенсифицировать погрязшую в застое страну. Однако у Горбачева и его круга не было четкого и системного плана реформирования страны, и последствия многих действий оказались непродуманными (антиалкогольная кампания, внедрение хозрасчета, обмен денег, ускорение). Связанная с именем Михаила Горбачева внешняя политика «нового мышления» способствовала коренному изменению всей международной обстановки (прекращение «холодной войны» и войны в Афганистане, ослабление ядерной угрозы, «бархатные» революции в странах Восточной Европы, объединение Германии). Нобелевская премия мира (1990) стала наградой Горбачеву за его вклад в ослабление международной напряженности.

Правление Горбачёва было связано с радикальными переменами, которые приводили к разрушениям и неоправданным надеждам. Поэтому в России Горбачёв подвергался критике с разных позиций.

Несмотря на то, что на Западе распространено только положительное мнение о Горбачёве, на территории бывшего СССР существует, в основном, противоположное мнение. В частности утверждается, что Горбачёв, будучи Президентом СССР, практически ничего не предпринял для предотвращения национальных конфликтов на территории СССР.

Несомненно, достижения М. С. Горбачева – гласность, демократия, принцип приоритета общечеловеческих ценностей. Конечно , это не требовало развала экономики, новых страданий, унижений и даже крови, но и исключило реальную угрозу возврата к старым бесперспективным порядкам. В период перестройки мы стояли на развилке: налево – решительное, но умное углубление демократизации во всех сферах общественной жизни, включая, конечно, экономику, направо – возвращение к старым авторитарно-административным методам. Сегодня мы можем смело сказать, что второе невозможно. А продолжение пути зависит от Вас – поколения, которое извлечет уроки из ошибок перестроечных процессов, использует эти уроки для прогресса общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории 9 класс "Исторический портрет Петра Аркадьевича Столыпина"

В данной презентации содержитсяавтобиографическийматериал,высказывания современников, эссе учащихся по данной теме"...

Урок в первом классе "Музыкальные портреты"

Урок проводится в первом классе. тема "Музыка и ты". Дети должны понять, что слушая\ музыку мы можем нарисовать музыкальный портрет, при помощи музыкальных красок. И в этом нам поможет музыка Чайковск...

презентация к уроку обществознания 9 класс "Политические режимы"

рассмотрение политических режимов , согласно учебнику Кравченко "Обществознание "9 класс...

Методическая разработка урока ИЗО 6 класс "Графический портрет.Пастель"

Класс- 6 «А»Предмет:  «Изобразительное искусство»Тема учебного занятия: « Графический портретный рисунок»Продолжительность учебного занятия: 40 минутТип учебного занятия: комбинированный урокЦель...

Разработка урока обществознания 11 класс "Политическая сфера современного общества" ( с приложением)

Представленный урок можно использовать как обощающий по теме Политическая сфера общества....

Урок в 9 классе "Политическая система СССР в 30-е гг. ХХ в. Духовная жизнь в 30-е гг. ХХ в."

Педагогические цели:·          образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков об особенностях политической системы и духо...

Урок в 9 классе "Политические партии"

Урок обществознания в 9 классе. Политические движения,их виды,политические партии,их классификация, партийная система....