Методическая разработка урока ИЗО 6 класс "Графический портрет.Пастель"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Курочкина Наталья Владимировна

Класс- 6 «А»

Предмет:  «Изобразительное искусство»

Тема учебного занятия: « Графический портретный рисунок»

Продолжительность учебного занятия: 40 минут

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Цель: Приобщение  школьников к художественной культуре.

Задачи :

             1.Дать общие представления об особенностях портретного жанра в     

               изобразительном искусстве, познакомить со средствами художественной

               выразительности, композиции в графическом портрете, учить отражать в

               портрете индивидуальные особенности, характер портретируемого.

             2. Развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность,

               глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус.

            3. Воспитывать интерес к изучению личности каждого человека, уважение к

               людям, формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во

               внешнем и внутреннем обликах человека. 

Оборудование:

 учебный класс с персональным компьютером, веб. камера ,информационный материал к уроку, образцы рисунков головы человека в разных ракурсах, репродукции картин художников.

Дидактический материал к учебному занятию: слайд-фильм « Жанр портрета».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon graficheskiy_portret.pastel.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Класс- 6 «А»

Предмет:  «Изобразительное искусство»

Тема учебного занятия: « Графический портретный рисунок»

Продолжительность учебного занятия: 40 минут

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Цель: Приобщение  школьников к художественной культуре.

Задачи :

             1.Дать общие представления об особенностях портретного жанра в      

               изобразительном искусстве, познакомить со средствами художественной

               выразительности, композиции в графическом портрете, учить отражать в

               портрете индивидуальные особенности, характер портретируемого.

             2. Развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность,

               глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус.

            3. Воспитывать интерес к изучению личности каждого человека, уважение к

               людям, формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во

               внешнем и внутреннем обликах человека.  

Оборудование:

 учебный класс с персональным компьютером, веб. камера ,информационный материал к уроку, образцы рисунков головы человека в разных ракурсах, репродукции картин художников.

Дидактический материал к учебному занятию: слайд-фильм « Жанр портрета».

Структура урока:

1. Организационный момент- 2 минуты (настрой, инструктаж)                        

2. Беседа по основному материалу урока:

а) вводная информация -1 минута.

б) демонстрация материала (30  слайдов)- 20 минут

                       

3.Актуализация знаний-

а) монолог учителя -2 минуты (инструктаж по практической части урока)

4. Физкультминутка – 1 минута

5. Практическая работа- 15 минут

6. Итог урока - 2 минуты ( выставка работ учащихся, заключительная речь

учителя)

7. Домашнее задание- 1 минута.

Используемые цифровые образовательные ресурсы:

 ПК работа в режиме  медиа - проекции на большой экран, при показе мастер-класса используется веб.камера

Ход учебного занятия:

1.Организационный момент

Цели:

-настроить на восприятие визуальной информации;

-создать психологические условия для восприятия учащимися монолога учителя;

- настроить учащихся на работу в режиме общения и самостоятельной практической работы.

Компетенции:

- знать правила поведения на уроке, уметь готовиться к уроку.

Деятельность учителя: Приветствует учащихся. Проверка готовности к уроку.

Деятельность ученика: Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.

2. Беседа по  основному материалу урока.  

Цель этапа: Сформировать  представление о портретном жанре, его разновидностях, ознакомить с историей развития жанра

Знания: Знание теоретических сведений о портрете, знаменитых художниках портретистах, произведений выдающихся мастеров портретного жанра.

Умения: Уметь выявлять основные этапы развития портретного жанра, различать портреты, выполненные в разных видах изобразительного искусства.

Методы: Словесный (рассказ), иллюстративный.

Формы: Коллективная, индивидуальная

Деятельность учителя: Сообщение темы урока. Через проектор  с монитора ПК  проводится показ подобранного материала по теме урока (живая речь учителя в контексте демонстрации слайдов)

Деятельность учащихся: Смотрят демонстрационный материал. На протяжении  беседы учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учитель:   

Ребята, начнем наш урок с загадки.

Вот мольберт, а вот треножник —
Напиши меня, художник,
Если вышла не похоже,
Не печалься, ну и что же.
Красный глаз над синим ухом,
Все равно не падай духом,
Значит, поработал мало,
Начинай свой труд с начала. 
(Портрет)

Учитель.  Сегодня на уроке перед вами будет стоять довольно сложная задача: вы должны научиться отображать в портрете индивидуальные особенности, передавать характер и настроение портретируемого, решать одновременно композиционные задачи при рисовании портрета.

Вводная беседа

Учитель

А вы никогда не задумывались над тем, что люди должны быть очень похожи друг на друга. Действительно, ведь у всех людей на лице есть нос, рот, два глаза, над ними брови, лоб, волосы, и лицо по вертикали делится примерно на три равные части. Но, тем не менее, вы сидите передо мной 30 человек и все вы совершенно разные. Почему? У вас разные формы и размеры глаз, губ, носов, вы все непохожи друг на друга, поэтому я различаю вас. Давайте внимательно всмотримся, друг в друга и постараемся увидеть многообразие и неповторимость черт и их сочетаний.

А) Беседа о жанре портрета. (Сообщение ученика)

Одним из жанров живописи, скульптуры и графики, посвященных изображению конкретного лица, является портрет. Основное качество портрета — сходство с оригиналом. Но внешнего сходства мало.

Наблюдательный глаз художника в мимике лица, в выражении глаз в жестах и позе, в манере ходить, сидеть, одеваться, в окружающей обстановке видит проявление тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроений и чувств, то есть внутреннего состояния человека. Кроме внешнего индивидуального сходства, художники стремятся передать в портрете характер человека, его духовный мир. И для этого они общаются с портретируемым, изучают его особенности и лишь, потом передают свои впечатления на бумаге, холсте, в камне.

Поэтому разные портреты даже одного человека могут быть у разных художников и похожи, и непохожи (ведь каждый передает еще и особенности автора портрета: определенный колорит, технику живописи).

Слово портрет означает в переводе с французского языка «воспроизводить черта в черту» изображаемого человека («portrait» — изображение).

В старину знатные люди заказывали портреты всех членов семьи у современных им художников-портретистов и передавали их из поколения в поколение (как мы передаем альбомы с семейными фотографиями). Через портреты можно было познакомиться со своим прапрадедушкой или же с мамой прапрабабушки.

Разновидности портрета (сообщение ученика)

В зависимости от размера изображения в живописных портретах различают головные (когда изображена только голова по плечи), погрудные, поясные, поколенные и во весь рост.

В отношении позы представленной фигуры различают профильные, «с лица» (en face), в три четверти поворота направо или налево.

По характеру изображения выделяют:

(Сообщение ученика)

  Автопортрет — графическое, живописное или скульптурное изображение самого себя (художника), выполненное с помощью зеркала или по памяти.

Зрительный ряд:

Томас Гейнсборо «Автопортрет».
О. Кипренский «Автопортрет».
И. Е. Репин «Автопортрет».

(Сообщение ученика)

Парадный портрет — портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.

Зрительный ряд:

А. Боголюбов «Парадный портрет императрицы Екатерины II». (Национальный художественный музей Республики Беларусь).
К. Брюллов «Всадница».
Томас Гейнсборо «Виконт Лигонье», «Виконтесса Лигонье».

Групповой портрет — портрет, включающий не менее трех персонажей.

Зрительный ряд:

М. Савицкий «Куст роз».
Адольф Гугель «Песни родного края» Триптих. Централ., часть.
Ф. Гальс «Регенты Богадельни в Амстердаме».
М. Шибанов «Свадебный договор».

Камерный портрет — портрет, использующий поясное, погрудное или оплечное изображение изображаемого человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне.

Интимный портрет — камерный портрет с нейтральным фоном, выражающий доверительные отношения между художником и портретируемой особой.

На прошлом уроке мы познакомились с самым известным художником 18 века
Владимир Боровиковский и его удивительным портретом «Сестёр Гагариных»

((Сообщение ученика  о художнике  В. Боровиковском)

 Зрительный ряд картины художника.

Давайте закрепим наше знание (работа с классом)

Вспомним, что мы с вами знаем об этом жанре. С этой целью решим кроссворд, который поможет нам обобщить наши знания о портрете (слайд 2).

Вопросы к кроссворду.

  1. Вид портрета чаще всего используемый художникам, изображающий человека не в полный рост – (поясной)
  2. Портрет, с которого на нас смотрят несколько лиц – (групповой)
  3. То, что лежит в основе любого портрета – (пропорции лица)
  4. Разновидность портрета, используемая в скульптуре – (бюст)
  5. Портрет, который предполагает изображение человека, показывающее его общественное положение, выполняемый всегда на заказ – (парадный)
  6. Портрет, раскрывающий индивидуальные особенности человека, его внутренний мир – (камерный)
  7. Картина человека, написавшего свой портрет – (автопортрет)

В ходе решения кроссворда на полях слайда появляются примеры разновидностей портрета, которые сопровождаются комментарием учителя

4.Актуализация знаний.

Цель этапа: учить отражать в портрете индивидуальные особенности, характер и настроение человека.

Знания: Пропорций головы человека,

Умения: Уметь компоновать на листе бумаги рисунок головы человека, использовать графические средства художественной выразительности.

Методы: фронтальный, наглядный ,словесный.

Деятельность учителя: Объяснение последовательности изображения  рисунка (портрета)

Сегодня мы выполним  рисунок портрет человека .В качестве художественного материала

Я предлагаю использовать графический материал пастель

(Сообщение ученика)

Мастер- класс (работа с веб.камерой)

а) Первоначально следует подумать о размещении  рисунка на листе. Рисунок располагают почти по середине листа, немного выше центра. Рисунок головы в профиль или в три четверти надо разместить  на бумаге не в самом центре. Если голова повернута вправо, то ее следует сдвинуть влево от центра картины, и наоборот. Освещенная часть должна отстоять от края бумаги дальше, чем теневая. Этим будет сохранено оптическое  равновесие.

 б) Голову начинают рисовать с общего, а не с частного. Вначале надо наметить  обобщенную форму без деталей лица, взяв ее в правильных пропорциях. Головы бывают продолговатыми, приплюснутыми или почти круглыми. Голова может напоминать форму яйца, шара, груши и т.д. Наметив пропорции общей формы головы, серединную линию и линию глазных впадин, надо отметить место  положения более мелких форм: основание носа, линию рта, скуловые кости. Приступая к детальной прорисовке головы, надо смотреть на каждую деталь лица как на совокупность  поверхностей простой формы. Портретное сходство зависит, прежде всего, от правильно  выраженных общих пропорций. Но внешнего сходства мало. У человека в течение дня  меняется множество настроений и  в связи с этим выражение лица. Важно в мимике,  выражении глаз, в жестах увидеть проявление  тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроения и чувств т.е. внутренний мир

Огромное значение для характерного изображения человека имеют глаза и губы. В их выражении ключ к разгадке внутреннего содержания  человека. Передать портретам индивидуальные черты и сделать их похожими на ваших друзей.

Короткий ежик волос, коса, челка, улыбка, прищур глаз, и т.п.

в) Последовательность действий при нанесении цветовых оттенков будет следующая:

1. Делаете общий тон кожи лица. Можно насыпать порошок из мелких пылинок на лист, растереть их равномерно салфеткой –

2. Постепенно добавляете новые оттенки: белые в местах света и коричневатые в тенях. Прорисовываете шею.

3. Аккуратно с помощью пастельного карандаша выполняете глаза. Равномерно распределять тон по поверхности можно в этом случае ватной палочкой. 

4. Следующим этапом делаете губы

5. Обязательно проработайте свет и тени вокруг мелких деталей. Наметьте прическу.

6. Начинайте прорисовывать волосы,одежду. Старайтесь постепенно завершать лицо

 7. Займитесь проработкой структуры волос. Она должна выглядеть естественно. Не старайтесь везде показать отдельные штрихи. На заднем плане вполне подойдет тушевка. Она придаст ощущение объемности голове

8. Наметьте цвет фона

 9. Старайтесь гармонично подобрать соответствие оттенков одежды, лица и заднего плана.

10. Сделайте плавный переход фона к краям листа. Детализируйте волосы на переднем плане.

11. Нанесите завершающие штрихи на одежде.

Итак, вы познакомились с тем, как нарисовать портрет пастелью. Изучив пошаговую последовательность работы, можно таким же образом делать свою картину. Для первого опыта старайтесь выбрать максимально комфортный для себя размер листа. Стоит постоянно отходить от изображения, оценивая его издалека. Так легче вовремя заметить и исправить ошибки.

5 Физкультминутка

6. Практическая  работа.

Цель этапа: Выявить степень  усвоения знаний  об  этапах  выполнения рисунка.

Умения: находить гармонию и красоту во внешнем и внутреннем облике человека, передавать графическими средствами образ своих друзей.

Форма: индивидуальная, консультация товарища или учителя.

Деятельность учителя: организует выполнение практического задания.

Деятельность учащихся: выполняют практическую работу  в графической технике

Задание: Выполнить  портретный рисунок пастелью

Материал: пастель восковые мелки, карандаши,.

Не забывайте, что надо не просто нарисовывать человека, , о том , как передать характер человека, его особенные черты.

.

7. Итог урока  

Цель: Обобщение знаний по теме «Графический портретный рисунок», обсуждение детских рисунков.

Выставка рисунков

Заключительное слово.  В лучших ваших работах размещение изображения портрета друга  выбрано композиционно верно, соблюдены правильные пропорции лица, светотенью подчеркнуты черты лица.

Каждый из вас пытливо и любовно  вглядываясь в  свою  натуру,  определив свое видение и понимание, выразил и свои личные отношения к ней, показал, как полно и глубоко сопереживает ее чувствам… Конечно не все работы  совершенны и заслуживают похвалы, но ведь это и понятно: вы же только учитесь постигать язык, приемы и средства изобразительного искусства. Еще все получится, нужно только охотно желать этого.

-Вы довольны своими работами? Над чем еще нужно поработать  в изображении портрета своего друга?

8. Домашняя работа

Деятельность учителя: Объяснение домашнего задания, запись на доске

Подготовить акварель,гуашь и принести в класс.

Хорошо изучить строение головы и частей лица (по натуре и по работам художников),

Найти дома сатирические портреты, карикатуры, дружеские шаржи и принести в класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...

Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.

Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...