«Республике Татарстан – 90 лет»
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Шабаева Асия Миргазияновна

 

 

        «Республике Татарстан – 90 лет»

 

             урок-игра между командами старших классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

             «Средняя общеобразовательная школа №7»

Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

        «Республике Татарстан – 90 лет»

             (урок-игра между командами старших классов)

                                                                    Разработала учитель истории

                                                                   Шабаева Асия Миргазияновна

        

                                                 Бавлы - 2011

                                 УРОК  «Республике -  90 лет»

Цель: способствовать расширению и закреплению материала, связанного с историей    

          нашей республики;

          формировать чувство гордости за свою родину;

           развивать аналитические умения  учащихся, умения делать выводы, анализировать.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: игра между командами.

 План изучения:

1.Вступительное слово учителя. Республика на карте России.

2.Образование ТАССР.

3.Суверенитет республики.

4.Успехи в экономическом развитии республики.

5.Культурное наследие республики.

Оборудование: карта республики, государственные символы РТ, презентация

Ход проведения:

Учитель: Вместе со всей страной бурную, драматическую эпоху пережил наш регион, испытал несколько крутых поворотов в своей судьбе. До 1920 г. край носил название Казанской губернии, затем -  Татарской Автономной Советской Социалистической Республики, с начала    90-х гг. ХХ в. называется Республикой Татарстан.

Задание командам:1.собрать карту республики из отдельных фрагментов;

                                 2.выбрать из калейдоскопа своих соседей;

                                 3.сделать из цветной бумаги флаг РТ;

                                 4.рассказ о гербе РТ

 В июне 2009 г. издан Указ Президента РТ «О праздновании 90-летия образования ТАССР». 90 лет назад был решен сложный вопрос о государственности татар.

Ученик : 22 мая 1920 г. председателем СНК В.И.Лениным, председателем ВЦИК М.И.Ка-

лининым и секретарем ВЦИК А.С.Енукидзе был подписан декрет об образовании ТАССР. ТАССР была образована в составе РСФСР. Она включала территории большой части Казанской губернии, а также несколько уездов и волостей Симбирской, Самарской, Уфимской и Вятской губерний.

      Председателем Временного революционного комитета ТАССР был утвержден  член Казанского Совета С.С.Саид-Галиев. 25 июня 1920 г. в торжественной обстановке власть была передана Временному революционному комитету ТАССР. Именно этот день в течение нескольких десятилетий отмечался как день провозглашения советской государственности татарского народа.

      В конце сентября был избран  Центральный исполнительный комитет, затем образовано правительство---Совет народных комиссаров. Председателем ЦИК избрали Б.Мансурова, главой правительства ---С.С.Саид-Галиева. Задачи управления некоторыми сферами жизни молодой республики были возложены на наркомы внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, земледелия, продовольствия и финансов.

Учитель: Статус ТАССР сохранялся до августа 1990 г. В 90-е гг. республика прошла сложный этап по пути становления своего суверенитета.

Ученик: В апреле 1990 г. состоялась первая сессия Верховного Совета ТАССР двенадцатого созыва. Первый секретарь Татарского обкома М.Ш.Шаймиев был избран председателем Верховного Совета ТАССР.

       Весной-летом 1990 г. вопрос о повышении государственного статуса Татарии стал главным вопросом политической жизни республики. Звучали требования «Татарии ---статус союзной республики».

       30 августа 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете республики. ТАССР преобразовали в ТССР---Республику Татарстан. 30 августа стал праздником суверенитета республики.

       12 июня 1991 г. президентом Татарстана был избран М.Ш.Шаймиев. Председателем Верховного Совета РТ стал Ф.Х.Мухаметшин.

      Отражением процесса становления суверенной государственности Татарстана явилось утверждение его государственных символов. Ими стали: государственный флаг (ноябрь 1991 г.), государственный герб (февраль 1992 г.) и государственный гимн(август 1993 г.)

      Накануне 1992 г. в печати для всенародного обсуждения был опубликован проект новой Конституции РТ. Через 2 месяца Верховный Совет  Республики назначил на 21 марта 1992 г. референдум по вопросу о ее государственном статусе. Большинство татарстанцев поддержало курс на углубление процесса суверенизации республики.

      6 ноября 1992 г. была принята Конституция РТ.  15 февраля 1994 г. был подписан Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ.

     М.Ш.Шаймиев неоднократно (4 раза) избирался Президентом республики. Он снискал признание в республике и за ее пределами за принципиальную приверженность мирному разрешению любых, даже самых сложных общественных проблем.

Конкурс «Блиц».

Команды без подготовки отвечают на вопросы.

1.Когда была принята Конституция РТ?

2.Как называется парламент РТ?

3.Кто займет пост Президента РТ в марте 2010 г.?

4.Как называется главная футбольная команда Татарстана?

5.Как называется главная баскетбольная команда Татарстана?

6.Как называется главная хоккейная команда Татарстана?

7.В Казани у Театра оперы и балета находится памятник А.С.Пушкину. В какой руке поэт держит книгу?

8.В каком году Казань отмечала свой 1000-летний юбилей?

9.Кто написал слова для Гимна РТ?

10.Император АлександрI в 1812 г. «повелел» всем приходящим в Казань судам привозить по 10-30 камней. Для чего нужны были камни?

11.Как называлось самое знаменитое медресе Казани?

12.Этот известный хирург долгое время жил в Казани. В числе его разработок --- новые методы обезболивания и лечения гнойных ран. Кто он?

13.Первый исследователь быта татарского народа, первый врач, которому татары доверяли лечить своих жен, профессор естественной истории и ботаники, ректор Казанского университета, автор первого исторического очерка г.Казани. Кто он?

14. 2 татарских поэта были казнены в один день ---25 августа 1944 г. в тюрьме Плетцензее. Назовите их имена.

15.Какова высота башни Сююмбике?

Подведение итогов конкурса.

Учитель:  Наша республика достигла огромных результатов за эти 90 лет. Они ярко видны в сравнении.

Ученик: Казанская губерния была аграрным регионом. Здесь в основном выращивали  хлеб. Росло производство на мукомольных, кожевенных, деревообделочных предприятиях, предприятиях по выпуску валяльной обуви. Крупные мельницы действовали в Морквашах, Чистополе, Тетюшах и других городах.

      Динамично развивалась химическая промышленность. Бондюжский завод  (ныне г. Менделеевск), Кокшанский завод в Елабуге, завод братьев Крестовниковых.

     Были открыты небольшие заводы и мастеркие по производству и ремонту сельскохозяйственных машин, чугунных отливок, садового инвентаря.

     Самые крупные предприятия  находились в Казани: стеариново-мыловаренный, глицериновый и химический завод братьев Крестовниковых, текстильные и кожевенные заводы и фабрики Алафузова  и Казанский пороховой завод ---одна их главных опор мощи российской армии и флота.

Ученик: Сейчас наша республика обладает мощной индустрией. Сформировались фирмы лидеры в нефтегазохимической отрасли, энергетике, авиации, автомобилестроении, аграрно-промышленном комплексе.

           Самой мощной компанией является ОАО «Татнефть». В 2005 г. она победила на российском престижном конкурсе. Ей была вручена премия «Екатерина Великая».

          «Татнефть « выступила главным инвестором Нижнекамского нефтеперерабатывающего завода. Благодаря его строительству в республике появляется новая отрасль---нефтеперерабатывающая промышленность. Тем самым достигнут новый уровень развития нефтяной индустрии, которая раньше имела практически сырьевой характер.

Модернизируется химическая и нефтехимическая промышленность. Центром неф-

техимии является ОАО «Нижнекамскнефтехим».

          Авиационные предприятия освоили выпуск самолета Ту-214, вертолетов «Актай», «Ансат». Зеленодольский завод имени Горького построил сторожевой корабль «Татарстан» для Каспийской флотилии. В ОАО «КамАЗ» выпускаются грузовые автомобили.

         Создана особая экономическая зона «Алабуга». Там планируется развернуть производства по сборке легковых и грузовых автомобилей, автобусов, выпуску инновационной машиностроительной и приборостроительной продукции, развитию нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятий.

       Развиваются предприятия, выпускающие товары для населения. В Казани создан мощный комбинат молочных продуктов «Эдельвейс». Крупной фирмой по производству молочной продукции является также ОАО «Вамин».

      В республике стимулируется развитие личных подворий и фермерских хозяйств. 100 наиболее крепких хозяйств получают пятилетние инвестиционные кредиты для обновления техники, реконструкции животноводческих объектов, закупки племенного скота и птицы, освоения ресурсосберегающих технологий.

Конкурс «Черный ящик».

1.К тому,что лежит в ящике имел прямое отношение Модест Яковлевич Киттары, который в 1854 г. разработал «Проект (некоего) завода в Казани». Подмосковные хлопчатобумажные фабриканты  братья Александр и Константин воспользовались этим проектом и в 1855 г. вложили свои капиталы в новое предприятие, основали здесь свою фирму. Большой вклад в усовершенствование технологического процесса внесли ученые Казанского университета братья Зайцевы. В советское время этот завод был преобразован в комбинат имени М.Вахитова, сейчас –это ОАО «Нэфис Косметикс» имени М.Вахитова.

Что это?    (мыло)

2.В 1955 г. газ из нефтяных районов республики пришел в Казань. Летом 1958 г. на северо-западной окраине Казани началось строительство одного из крупнейших предприятий по переработке попутного газа. В ящике лежит образец продукции этого завода. Продукция эта пользуется огромным спросом и у нас и за рубежом; она нужна и производственникам , и дачникам, поскольку помогает им выращивать хороший урожай независимо от капризов природы.   (целлофан)

3.Производство этих машин делает Казань одним из центров военно-промышленного комплекса. Здесь лежит модель одной из таких машин. Далекие от техники жители Гвинеи-Папуа называют это «Миксером Иисуса Христа». Что это?   (модель вертолета)

4.Это слово было последним в титрах значительной части советских кинофильмов 70-80-х гг. Все дело в продукции, выпускаемой одним из казанских предприятий. Название предприятия –татарское слово. В черном ящике предмет, в честь которого было названо это предприятие. Назовите этот предмет.  (лента – тасма)

Учитель:  Республика обладает бесценным культурным наследием.

Конкурс «Исторический портрет».

1.Годы жизни 1879-1933 . Драматург, театральный  и обшественный деятель. Один из основоположников татарской драматургии и театра. Его пьесы «Милая Хафиза», «Три жизни», «Слепые мастера» и др. С 1939 г. его носит Татарский академический театр.

2.Годы жизни 1900-1954. Композитор, дирижер. Один из основоположников татарской профессиональной музыки. В его творчестве основное место занимает музыка к спектаклям, среди них ---«Голубая шаль», «На Кандре» К.Г.Тинчурина.

3.Годы жизни 1897-1990. Живописец, скульптор, график. Народный художник ТАССР, РСФСР, заслуженный художник РСФСР. Преподавал в Казанском худ.- театральном техникуме. В 1929-1934 гг. репрессирован, сослан в Соловецкие лагеря, в 1934-1941 гг. ---в Москву, в 1941-1949 гг ---в административной ссылке в Алма-Ате и Семипалатинске.

Создавал архитектурно-мемориальный комплекс Г.Тукая в с. Новый Кырлай.

4.Годы жизни 1911-1988. Композитор, педагог, музыкально –общественный деятель. Народный артист СССР. Художественный  руководитель Татарского театра оперы и балета. С 1945 г. был ректором Казанской консерватории (43 года). Создал 8 опер («Алтынчеч», «Джалиль»), 3 балета, 17 симфоний.

Конкурс «Угадай-ка!».

Найти логическую связь между объектами.

1.Портрет А.С.Пушкина кисти О.Кипренского и панорама Казанского Кремля.

2..Портрет Л.Н.Толстого и главное здание  Казанского  государственного университета.

3.Портрет Ф.И.Шаляпина и Театр оперы и балета имени М.Джалиля.

4.Портрет Петра I и Петропавловский собор.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина «Знатоки родного края» (Об Апастовском районе Республики Татарстан)

Цели: заинтересовать учащихся историей родного края и биографическими сведениями знаменитых  дочерей и сыновей Апастовского района, пробудить   желание перечитать книгу «Зем...

Внеклассное мероприятие-к 230-летию города Буинска и 80-летию Буинского района Республики Татарстан посвящается

Внеклассное мероприятие-к    230-летию города Буинска и 80-летию Буинского района Республики Татарстан посвящается ...

Географическое положение Республики Татарстан

Материал к уроку "Географическое пожение РТ"....

"Традиционные праздники села Селенгуши Нурлатского района Республики Татарстан"

Выступление на РМО учителей географии Нурлатского района РТ из опыта поисково - исследовательской работы в сельской школе....

Развитие авторской песни в Республике Татарстан

Презентация на тему: Развитие авторской песни в Республике Татарстан """""...

Изучение профессиональной самооценки и педагогической мотивации молодых учителей Мамадышского района Республики Татарстан

Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Сегодня система образования предъявляет особые требования к учителю, т. к. он призван обеспечи...