Дискуссия,как метод технологии личностно-ориентированного образования на уроках истории и обществознания
статья по истории на тему

Статья о  дискуссии,как методе технологии личностно0ориентированного образования на уроках истории.

Дискуссионный метод, как технология личностно-ориентированного обучения, позволяет решать образовательные задачи, с другой стороны, способствует развитию мотивационно-потребительской, эмоционально-чувственной сферам личности, создает условия для самоопределения и утверждения в группе сверстников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Дискуссия,как метод технологии личностно-ориентированного образования на уроках истории и обществознания.

Целью личностно-ориентированного образования в современной школе является  создание условий для познавательной активности учеников. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.

  •  Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, технологии и педагогики. В центре внимания педагога - целостная и уникальная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Истоки личностно-ориентированных педагогических технологий содержатся в положении диалоговой концепции М.М.Бахтина, В.С.Библера: "Диалогическое отношение - почти уникальное явление, пронизывающее всю человеческую речь, отношение и проявление человеческой жизни, вообще, все, что имеет смысл и значение. Где начинается сознание, там начинается диалог". В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании - понимание и взаимопонимание. 
     Дискуссия на уроках истории в полной мере отвечает главным позициям личностно-ориентированного образования. В переводе с латинского языка "discussio" переводится как исследование или разбор. Это парное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, вопроса или сопоставление различных позиций, идей, мнений, предложений. В самом общем педагогическом смысле дискуссия призвана выявить существующее многообразие точек зрения ее участников на ту или иную проблему, провести (при необходимости) всесторонний анализ каждой из них, внести вклад в формирование собственной позиции каждого ученика.
    В последние годы в педагогической практике утвердились дискуссии, основанные на групповой работе. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает всесторонний анализ и обоснованный выбор решения той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит Важный вклад в их личностное развитие.
    Целью дискуссии на своих уроках я ставлю: анализ, исследование проблем; обучение дискуссии; стимуляция творческого потенциала; диагностирование проблем; принятие конкретных решений.

В качестве критериев эффективности дискуссии как метода обучения можно  я рассматриваю: актуальность темы; информированность; владение методикой дискуссионной процедуры; владение методикой дискуссионной процедуры; 

Необходимо отметить, что во время дискуссии оппоненты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять. В первом случае проявляются качества, присущие диалогу, во втором – спору.

Главным фактором повышения эффективности дискуссии является сопоставление позиций диспутантов. 

Результаты дискуссии могут быть многогранными.  
Дискуссия связана с возникновением ответа на поставленный вопрос, поэтому так важно правильно сформулировать и преподнести вопрос. Они могут быть : уточняющие (закрытые) , восполняющие (открытые)

Закрытые вопросы направлены на выполнение истинности или ложности суждения. (На закрытые вопросы возможны только два варианта ответа: "да" и "нет").
Открытые вопросы направлены на выявление новых свойств и качеств интересующих явлений. Грамматическим признаком является наличие вопросительных слов "что", "где", "как" и т.д. на открытые вопросы необходимо давать точные или косвенные ответы, опровергающие или подтверждающие тезис. Согласно классификации в самом общем виде дискуссии на уроках истории можно поделить на несколько групп в зависимости от принципов их проведения, задач и форм проведения.

 В своей работе использую такие виды дискуссий:
1. Структурированная (регламентированная) дискуссия. Она предполагает четкий план, структуру и регламент обсуждения. "Малые группы" в ходе дискуссии изучают часть проблемы. 
2. Дискуссия с элементами игрового моделирования. Данный тип дискуссии дает возможность взглянуть на поставленную задачу не просто с позиций современного человека, а под углом зрения представителей определенного социального лагеря. Включение в обсуждение с позиций "очевидцев" и современных экспертов определяет своеобразие данного типа дискуссии , позволяет расширить и обогатить структуру дискуссионного урока. 
3. Проектная деятельность основана на методе подготовки и защиты проекта по определенной теме в результате исследования вопроса (темы) и выявления трудностей в его решении.  
4. "Дебаты" - дискуссия на заданную тему. Как правило, урок проходит на основе соперничающих команд. Команды ведут спор вокруг четко сформулированного тезиса, который опровергает одна команда и защищает другая. 
5. Групповые дискуссии представляют огромный спектр различных форм их проведения ("круглый стол", "симпозиум", "семинар" и т.д.) 
6. Парные. "Вертушка" позволяет одновременно включить в полемику всех участников с разными парами по общению, которые в ходе урока оттачивают свои тезисы и аргументы и приобретают новые. 
НО и  на классических рабочих уроках, постановка проблемных вопросов, поиск альтернативных путей решения представляет важнейшую ступень в овладении дискуссионным методом. 

Необходимо всегда помнить, что учитель играет огромную роль в организации дискуссионного урока: установление порядка; формулирование проблемы обсуждения; пояснение задач; 

Дискуссионный метод, как технология личностно-ориентированного обучения, позволяет решать образовательные задачи, с другой стороны, способствует развитию мотивационно-потребительской, эмоционально-чувственной сферам личности, создает условия для самоопределения и утверждения в группе сверстников. 

Элементы дискуссионного метода я включаю в ход урока, начиная с 6 класса, но наиболее активно применять элементы дискуссии я начинаю с 8 класса, так как, на мой взгляд, учащиеся имеют к этому возрасту определенную интеллектуальную подготовку. Необходимо учитывать и психологические факторы. Возрастные особенности детей, которые испытывают потребность высказывать окружающим свою точку зрения, имеют высокий уровень конфликтности (именно межличностный конфликт является важнейшим признаком дискуссии), и, наконец, учебный материал по истории России (учебники Загладина Н.В.) составлены таким образом, что содержание тем, проблем допускает существование нескольких точек зрения. 
Ход урока разделяю  на три этапа, но, учитываю сложность материала, я, как правило, выделяю на подготовку дискуссии один - два урока в соответствии с тематическим планированием. На подготовительном этапе оперативно изучаю ряд возможных дискуссионных вопросов с различных позиций по данной теме в современной историографии. Происходит первоначальное обсуждение проблемы, решаются организационные вопросы, обсуждаются правила и регламент данного типа дискуссии, если он не знаком для учащихся. В процессе подготовки урока (ролевой игры)  использую дифференцированный подход. 
В ходе дискуссионного урока  формулируется тема дискуссии, объясняется ее актуальность. Далее проблема представляется с точки зрения нерешенных и противоречивых вопросов. Не следует формулировать вопрос в духе того, кто был прав, а кто нет. При создании благоприятной обстановки на уроке целесообразно проблемный вопрос перевести в проблемную ситуацию. Важная роль отводится созданию на уроке деловой, корректной атмосферы. 

Стараюсь включать  в действие пассивных школьников, обращаюсь к мнению меньшинства. Дискуссия представляет собой или диалог, или спор, при этом каждый учащийся имеет свою точку зрения на поставленный вопрос и высказывает ее по схеме: 
"тезис - аргумент; антитезис - антиаргумент".
Приветствуется не критика оппонента, а новые решения проблемы, идеи, проекты. Наиболее проработанные тезисы, аргументы фиксируются на доске. После окончания времени для обсуждения делается резюме и подводятся промежуточные итоги. Краткий обзор полученной информации, ее обобщение и анализ приводят к оформлению нескольких путей решения. В ряде случаев учащимся предлагается обратиться к тексту произведения, источников, учебника для того, чтобы соотнести итог с мнением автора текста. 
На заключительном этапе урока проводится анализ самого хода дискуссии. Учащиеся могут высказывать свое мнение о перспективах такого вида работы, пожелания, видение организации урока.

Учащиеся оцениваются по следующим критериям: роль в подготовке дискуссии, 

активность в ходе урока, грамотность в изложении тезисов, логичность, 

качество освоения материала. 

Подобные четко выраженные дискуссии носят положительный результат: в конце мероприятия принимаются конкретные решения. Участвуя в дискуссиях, ученик приобретает опыт, рефлексивно трансформируемый им в знания, усваивает способы деятельности, понимает смысл изучаемой среды. 
В моём опыте работы распространение получили такие формы дискуссии как: 
Начиная с 6 класса, я обязательно включаю элементы дискуссии в процесс урока. Наибольший интерес для учащихся этой возрастной группы представляет игровая форма ее проведения, которая помимо решения общих учебных задач позволяет развивать познавательный интерес к предмету и умения поставить себя на место исторических деятелей, что играет большую роль при анализе исторических событий. 
В 6 классе в рамках истории России по теме: "Образование Древнерусского государства" в качестве повторения материала мною были предложены двум ученикам роли викинга и славянина, которые должны были защищать свои точки зрения по вопросу возникновения государства у славян. Классу же была отведена роль неактивного участника, который должен был оценивать доводы сторон. Между учениками развернулся спор, практически без изменений мной зафиксированный. 
Варяг - Вы, славяне, вынуждены были призвать нас, варягов, так как сами не могли создать собственное государство. 
Славянин - Мы еще задолго до вашего призвания избирали князей себе, которые были нашими вождями, строили города, веси, развивали ремесла. 
Варяг - Мы объединили вас в одно государство, именно конунг Олег сделал Киев столицей Руси. 
Славянин - В дружине князя Олега было очень много славян, а вам доверили власть только потому, что мы не являемся столь воинственными, как вы. 
Варяг - Мы даже дали название государству "Русь". 
Славянин - Слово " Русь" стало встречаться гораздо раньше у нас. Вы только объединили этим словом наши племена. 
Подобный тип парных дискуссий находит свое продолжение и в старшем звене. В своей работе я стараюсь развивать навыки формулировать вопросы, так как большую трудность для учащихся представляет отсутствие умения самостоятельно выискивать суть проблемы и формулировать по этой проблеме вопрос, которые можно будет впоследствии использовать на дискуссиях. Вопросы составляют сердцевину исторического познания. 
Примеры: 
Можно ли было бы Алексею Михайловичу своей политикой избежать Медного и Соляного бунта? 10 класс. 

Обоснована ли была выбрана стратегия советских полководцев в годы ВОВ? 11 класс. 

Предлагаю пример проведения обобщающего урока - дискуссии по форме "Вертушка" для 11 класса по теме "Внешняя политика СССР в 30-е годы".

Ниже приведены образцы использования элементов дискуссионного метода на уроках по истории России. 

Тема

Дискуссионная проблема

Вопросы, помогающие раскрыть сущность проблемы

6 класс 
"Образование Древнерусского государства"


"Откуда есть пошла русская земля

Какие точки зрения существуют по вопросу об образовании древнерусского государства? 
Какую роль сыграли норманны в процессе образования Древнерусского государства? 
Какие версии существуют по поводу происхождения слова "Русь

6 класс
"Князья времен язычества

"Святослав - талантливый полководец или искатель приключений?"

Какие черты характера были присуще Святославу Игоревичу?
Был ли смысл в военных походах Святослава? 
В чем он заключался?
Как вы относитесь к идее Святослава перенести столицу Руси из Киева на юг? 
Какое значение имели походы Святослава для развития молодого государства?

8 класс
"Отечественная война 1812 года"

"Мы погибли!" - воскликнул французский офицер, когда узнал о вступлении Наполеона в Москву. Согласны ли вы с мнением офицера

Какие задачи ставил Наполеон в начальный период войны?
В чем заключалось значение Бородинского сражения? 
На чью бы позицию вы бы встали на Совете в Филях? 
Чем можно объяснить отступление

9 класс 
"Русская революция 1905-1907 гг"

"Революция - локомотив истории" или "… революция всегда неудачна, удачных революций не бывает…" 
Маркс-Бердяев

Что такое революция? 
Какие причины способствуют разжиганию революции?
Какие свойства личности могут проявиться в момент насилия, разрухи, хаоса? 
Отвечают ли цели революции средствам, которыми они реализуются?

10 класс
"Монголо-татарское нашествие на Русь"

"Было ли иго на Руси?"

В чем заключалось иго для русских земель? 
Почему Александр Невский пытался наладить дружеские отношения с Ордой?
Встречались ли случаи в истории Руси, когда Орда оказывала военную помощь князьям в борьбе с Ливонским орденом?
Каковы были взаимоотношения между Ордой и православной церковью?


Дискуссионный метод, как технология личностно-ориентированного обучения, несомненно, имеет хорошие перспективы для реализации в педагогической деятельности. Дискуссия позволяет решать целый ряд задач в образовательной и воспитательной сферах. Повышает познавательный интерес у учащихся к предмету. В ходе подобных уроков происходит более разносторонний анализ материала, что сказывается на качестве его освоения. Метод дискуссии предусматривает большую вариативность в формах и приемах ее проведения, что делает урок насыщенным. Создает условия для самоопределения и утверждения ребенка в группе сверстников. Воспитывает терпимость не только в учащихся, но и в педагоге к мнению оппонента. Формирует определенную комфортную психологическую среду на уроке, снижает чувство тревожности у учащихся. Играет большую роль в воспитании нравственных качеств: моральной стойкости и крепкой гражданской позиции. 
Владение подобным методом, на мой взгляд, положительно сказывается и на личности самого учителя. Оттачивает в учителе навыки владения аудиторией. Создает партнерский климат и психологическую атмосферу в классе . Совместный анализ материала с детьми с разных точек зрения может привести к формированию иных позиции по каким-либо вопросам. 
Перспективу дальнейшей работы я вижу: в составлении  планирования по использованию дискуссии на уроках истории и обществознания, в обмене опытом с коллегами, работающими по внедрению данной технологии, в интеграции данного метода в другие учебные дисциплины. 

 

 

 



 










 






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Методическая разработка касается особенностей и принципов развития критического мышления с использованием метода кластера. Проиллюстрировано яркими примерами из практики преподавания в 5 - 11 классах....

Обобщение опыта по использованию личностно – ориентированного развивающего обучения на уроках истории и обществознания.

Данная работа посвящена обобщению опыта работы по использованию личностно - оринтированного развивающнго обучения на уроках истории и обествознания.Разработки уроков прилагаются....

Из опыта работы "Использование технологии личностно-ориентированного физкультурного образования в учебном процессе"

Современный урок физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения. Важнейшее требование к уроку физической культуры - обеспечение...

Методы формирования личностно – ориентированного обучения в процессе урока.

Тема по самообразованиюУчителя английского языка  Третьяковой И.С.Методы формирования личностно – ориентированного обучения в процессе урока....

«Инновационная технология личностно-ориентированного физкультурного образования школьников»

       В  связи  с  проблемой  здоровья,  физического  развития  и  физической  подготовленности  современного  подрас...

Творческий отчет на тему: «Реализация технологии личностно – ориентированного обучения учащихся на уроках истории»

Актуальность применения технологии личностно-ориентированного развивающего обучения, как одного из средств реализации концептуальных идей гуманной педагогики...

Доклад "Формы и методы повышения качества образования на уроках истории и обществознания"

Доклад для педсовета "Формы и методы повышения качества образования на уроках истории и обществознания"...