«Инновационная технология личностно-ориентированного физкультурного образования школьников»
проект по физкультуре на тему

Большакова Елена Васильевна

         В  связи  с  проблемой  здоровья,  физического  развития  и  физической  подготовленности  современного  подрастающего  поколения  в  настоящее  время  возрастает  острая  необходимость  разработки  и  научно – методического  обоснования  инновационных,  прогрессивных  технологий  преподавания  предмета «Физическая  культура»  и  их  реализации  в  общеобразовательной  школе.

Объект исследования педагогического проекта: организация  и  содержание  учебного  процесса  по  предмету «Физическая  культура»  в  общеобразовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sportivnyy_proekt.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

«Спортивные вершины»

«Инновационная технология личностно-ориентированного физкультурного образования школьников»

Большакова Елена Васильевна

учитель физической культуры

МБОУ-СОШ № 1 р.п.Степное

elena-bolsakova00@rambler.ru

89061491752

                               

     1.Обоснование актуальности проекта.

      В  настоящее  время  в  Российской  Федерации  назрела  острая   проблемная  ситуация,  связанная с  ростом  заболеваемости  и  ухудшением  физического  развития  и  физической  подготовленности  детей  школьного  возраста.  В  материалах  «Государственного  доклада о состоянии  здоровья  населения  Российской  Федерации  в  2011 году»  указывается,  что  за  прошедшее  десятилетие  частота  функциональных  нарушений  и  хронических  болезней  возросло  почти  на 20%.  Более  чем  у  20%  школьников – подростков  отмечается  задержка полового  созревания.  Изменилась  также  структура  заболеваемости:  в  4 – 5  раз  увеличилось  распространение  расстройств  эндокринной  системы,  в  2  раза  сердечно – сосудистой.  Регистрируется  значительное  число  отклонений  со  стороны  опорно-двигательного  аппарата,  нервной  системы.   Только  2,3%  выпускников  образовательных  учреждений  нового  типа  /гимназии, лицеи и др./  и  10,1%  традиционных  общеобразовательных  школ  не  имеют  отклонений  в  состоянии  здоровья.

       Ухудшение  состояния  здоровья  и  физического  развития  современных   детей  школьного  возраста  обусловлено  неблагоприятными  социальными  экономическими  и  экологическими  факторами, нарушением  норм  здорового  образа  жизни,  интенсификацией  современного  школьного  образования.

         В  связи  с  проблемой  здоровья,  физического  развития  и  физической  подготовленности  современного  подрастающего  поколения  в  настоящее  время  возрастает  острая  необходимость  разработки  и  научно – методического  обоснования  инновационных,  прогрессивных  технологий  преподавания  предмета «Физическая  культура»  и  их  реализации  в  общеобразовательной  школе.

 2.Объект исследования педагогического проекта: организация  и  содержание  учебного  процесса  по  предмету «Физическая  культура»  в  общеобразовательной школе.

2

3.Предмет исследования педагогического проекта: педагогические  условия  реализации  технологии  личностно  ориентированного  физкультурного  образования  школьников.

4. Цель проекта: совершенствование  организации и  метода  преподавания  физической  культуры  в  общеобразовательной  школе  на  основе  применения  инновационной  технологии  личностно  ориентированного  физкультурного  образования  школьников.

5. Задачи проекта:

  •  овладение системой знаний о физической культуре, как способе формирования здорового образа жизни и социальных ориентаций;
  • приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • дифференциация соотношения отдельных видов двигательных задач на уроках физической культуры в зависимости от состояния здоровья;
  • разработка новой методики обучения технике общепринятых дыхательных упражнений;

6.Методы исследования:

1.Эмпирические методы: включенное наблюдение, беседы, интервью, изучение личной/общественной документации, изучение/обобщение педагогического опыта;

2. Методы педагогической диагностики: тестирование, анкетирование, опрос;

3. Методы математической статистики: ранжирование, подсчет.

7. Этапы проекта:

Констатирующий: знакомство с теоретическими основами и методологией индивидуального подхода технологии личностно-ориентированного физкультурного образования школьников.

Преобразующий: апробация, применение технологии личностно-ориентированного физкультурного образования на уроках и во внеурочной деятельности;

3

Обобщающий: систематизация, обработка результатов, полученных в ходе работы по теме проекта, создание методических рекомендаций по эффективному применению технологии личностно-ориентированного физкультурного образования школьников в режиме практического использования.

8. Ожидаемый результат:

. повышение качества знаний;

. физическое и психологическое благополучие и здоровье детей в учебной и воспитательной       деятельности;

. личность желающая заниматься инновационной и научно-исследовательской деятельностью в области физической культуры;

.  личность, владеющая физкультурной грамотностью;

. личность желающая овладеть логикой и методологией физкультурного мышления и деятельности, стать теоретиком физической культуры;

. личность, умеющая адаптироваться в мире быстро меняющихся технологий.

9. Дальнейшее развитие проекта:

В дальнейшем идеи проекта будут реализовываться и развиваться в направлении наработки опыта,  приемлемости новых методических приёмов, т.к.  инновационная технология личностно-ориентированного физкультурного образования позволяет повысить физическую подготовленность, улучшить функциональное состояние и здоровье школьников. Открытость по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие учащихся и учителя, ориентация их на сотрудничество – ставят технологию личностно ориентированного обучения  в ряд актуальных педагогических технологий.

      10. Предполагаемое использование результатов:

  1. Распространение опыта работы по реализации проекта на методических совещаниях на уровне школы, района.
  2. Включение проекта  в программу развития МБОУ-СОШ №1 п. Степное Советского района.

4

11. Сроки проекта: 2014- 2016 г.

12. Нормативно-правовая база проекта:

Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 13.01.96г. № 12-ФЗ; Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196; Концепция модернизации Российского образования на период до 2010г.; Послание Президента  Федеральному собранию Российской Федерации; Национальная образовательная Инициатива «Наша Новая школа»; Концепция 2020 развития образования.

Содержание  проекта.

1 блок. Педагогические принципы:

- принцип творчества (креативности);

- сотворчество детей и взрослых;

-деятельный подход;

- вариативности;

- актуализация субъективной позиции ребёнка в педагогическом процессе;

- взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и  социумом.

2 блок. Этапы проекта.

Первый этап – констатирующий.

В настоящее время проблема состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста приобрела приоритетное  государственное и общественное значение. Следует отметить важную роль физической культуры и спорта. Как фактора укрепления здоровья и улучшения физического развития детей школьного возраста. Для того, чтобы разнообразные средства и методы физического воспитания стимулировали процессы роста и развития, совершенствовали механизмы адаптации. Укрепляли здоровье и улучшали физическое развитие детей школьного возраста, организация учебного процесса, характер, объем и интенсивность физических нагрузок, методика преподавания

5

физической культуры в общеобразовательной школе должна учитывать состояние здоровья и особенности физического развития и функциональных возможностей детей и подростков.

    Инновационная технология преподавания физической культуры для школьников, отличается оздоровительной направленностью. Обосновано рациональное соотношение видов двигательных заданий на уроках физической культуры для основной и подготовительной медицинской группы.

    Применяется новая эффективная методика обучения технике обычных и нетрадиционных дыхательных упражнений школьников с различным состоянием здоровья на уроках физической культуры и выполнении домашних заданий.

    В инновационную технологию личностно-ориентированного физкультурного образования школьников входят основные компоненты:

             - дифференциация соотношения отдельных видов двигательных заданий на уроках физической культуры в зависимости от состояния здоровья;

             -  индивидуальные программы самостоятельных занятий;

             - физическими упражнениями в форме домашних заданий развивающей реабилитационной направленности;

             - новая методика обучения технике  общепринятых и нетрадиционных дыхательных упражнений;

             - целенаправленное участие родителей в учебно-оздоровительном процессе;

Второй этап – преобразующий.

      Процесс обучения неразрывно связан с таким понятием, как методика обучения.

Методика – это не то, какими книжками мы пользуемся, а то,  как организовано наше обучение. Иными словами методика обучения - это форма взаимодействия учащихся и учителя в процессе  обучения. В рамках сложившихся условий обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок), целью которого является приобщение последних к тем или иным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.

Была поставлена цель – использование элементов технологии личностно-ориентированного физкультурного образования на различных по типу уроках.

6

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость развития основных физических качеств. Понимая значимость изучаемого материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчево и ответственно. Чрезвычайно важным аспектом личностно-ориентированного урока является опора на субъектный, личностный опыт учащихся. Научная информация, которая преподносится ученику на уроках. Только тогда превращается в прочные индивидуальные знания, когда ученик «пропускает» ее через свой жизненный опыт, через практическую деятельность. Огромные возможности для развития двигательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе игровая и соревновательная технологии. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения. Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, команды учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, судей ит.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Такая работа дает возможность даже учащимся со слабой физической подготовкой  почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный этап работы, без которого невозможен общий успех команды.    

Третий этап - обобщающий.    

Результативность педагогической деятельности.

В настоящее время, когда приоритетными направлениями обучения становятся личностно и практико-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Быть здоровым – естественное стремление человека. А главный признак здорового образа жизни – регулярная физическая активность. Как увлечь заниматься самостоятельно ребят физической культурой, сформировать привычку самостоятельно регулярно заниматься физическими упражнениями?

7

В поиске на этот вопрос я и стала внедрять инновационную технологию личностно-ориентированного физкультурного образования.

В качестве инновационных черт – можно назвать следующие технологии:

   - использование информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе и внеурочной деятельности;

   -  применение личностно - ориентированного подхода;

   -  применение дальтон - технологии;

Инновационная технология личностно-ориентированного физкультурного образования позволяет повысить физическую подготовленность, улучшить функциональное состояние и здоровье школьников.

В заключении хочется привести слова М.И.Калинина «Почему же я поставил физкультуру на одну линию с русским языком и математикой? Почему я считаю ее одним из основных предметов обучения и воспитания? В первую очередь потому, что я хочу, чтобы все были здоровыми гражданами…Какое же может быть счастье без хорошего, крепкого здоровья? Мы должны готовить себе здоровую смену – здоровых мужчин и здоровых женщин».

Данный проект структурно представлен следующим образом:

  медицинский блок, представленный медицинскими работниками,    осуществляющими свою работу в данном общеобразовательном учреждении;     педагогико - валеологический блок, в состав которого включены преподаватели ОБЖ, биологии, классные руководители, педагоги дополнительного образования; физкультурно-оздоровительный блок, который объединяет учителей физической культуры, тренеров; социально-психологический блок, включающий в себя педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда;  информационный блок, состоящий из педагогов дополнительного образования, учителя информатики, других педагогов ОУ, имеющих профессиональную информационно-коммуникационную компетентность.

8

Деятельность проекта направлена на координацию усилий педагогического коллектива школы, специалистов медицинских учреждений, родительской общественности по:

- сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию у них основ здорового образа жизни;

- повышению профилактической физкультурно-оздоровительной работы;

- совершенствованию условий в ОУ в соответствии с требованиями СанПиН;- активному и осознанному участию в деятельности Центра педагогических и медицинских работников, родителей, общественности.

  Научно-методическое обеспечение:

      1.  О внесении изменений и  дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.,1996.

      2. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. - Москва. - Тюмень, 1994.

      3. В.К. Дьяченко. Сотрудничество в обучении. – М., 2000.

      4. М.В.Антропова. Режим для школьников в связи с обучением по новым прогрммам. Вестник АМН РФ, 2000.

      5. А.С.Границкая. Научить думать и действовать. – М., 1991.      

      6. Н.Н. Гузик. Учить учиться. -  М., 1981.

      7. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. – М.,2001.

      8.В.В.Гузеев. Образовательная технология: от приема до философии. – М.,1996.

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные технологии личностно-ориентированного обучения в преподавании английского языка».

В материале представлена статья выступления по теме "Инновационные технологии  личностно-ориентированного обучения в преподавании английского языка....

Из опыта работы "Использование технологии личностно-ориентированного физкультурного образования в учебном процессе"

Современный урок физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения. Важнейшее требование к уроку физической культуры - обеспечение...

Выступление на педсовете. " Технологии гражданского образования. Особенности личностно ориентированного подхода в воспитании школьника".

Дисциплина словесности напрямую, неразрывно связана с духовным возрастанием личности. Учение ребенка начинается с развитием у него понятия речи.   Формирование навыков свободного владе...

"Личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников с использованием метода проектов и информационных технологий"

Данная статья посвящена проблеме личностно-ориентированного обучения и воспитания школьников с  использованием метода проектов и информационных технологий...

Физкультурное образование: сущность, структура, технология развития и становления физкультурного образования школьников

Физическая культура в школе - общеобразовательный предмет и наравне с другими школьными дисциплинами содержание учебного процесса складывается из знаний, умений и навыков...