Физкультурное образование: сущность, структура, технология развития и становления физкультурного образования школьников
статья по физкультуре

Физическая культура в школе - общеобразовательный предмет и наравне с другими школьными дисциплинами содержание учебного процесса складывается из знаний, умений и навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskaya_kultura_v_shkole.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультурное образование: сущность, структура, технология развития и становления физкультурного образования школьников

Понятие «физическое образование» обязано своим возникновением основателю учения о физическом образовании детей школьного возраста, известному российскому ученому П.Ф. Лесгафту. Сущность данного вида образования П.Ф. Лесгафт видел в умении изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени, сознательно производить наибольшую физическую работу. Считают, что П.Ф. Лесгафт вкладывал в понятие «физическое образование» идею обучения двигательным действиям. [2, c. 7]

Идеи П.Ф. Лесгафта о разложении движений воспринимали как тенденцию приблизить физическое образование к образованию, которое получают учащиеся по предмету «Физика».

Вместе с тем, современники П.Ф. Лесгафта, включая и поборников идей физического воспитания учащейся молодежи, высоко оценивая его научно-педагогическую деятельность (например, известный русский педагог П.Ф. Каптерев), критически высказывались об отдельных аспектах теории физического образования. Особой критике подвергались позиции П.Ф. Лесгафта по части уравнивания методов физического и умственного образования. [2, c. 9]

В настоящее время под понятием «физическое образование» рассматривается система научно-педагогической подготовки специалистов высшей квалификации к исследовательской и педагогической деятельности в области физики и смежных с ней отраслях науки и техники. Педагогические процессы, в том числе и их результаты по предмету «Физическая культура» могут быть выражены понятием «физкультурное образование».

Физкультурное образование в зависимости от его направленности и содержания может условно подразделяться на три разновидности - общее, дополнительное и профессиональное.

Общее физкультурное образование — это процесс и результат учебно-воспитательной работы по предмету «Физическая культура», ориентированные на формирование физической культуры личности школьников.

Общее физкультурное образование может подразделяться на ступени в соответствии со структурой учреждения общего образования: начальное, основное, среднее (полное). Оно регламентируется государственным образовательным стандартом общего образования.

Дополнительное физкультурное образование — это процесс и результат учебно-воспитательной работы учреждений дополнительного образования в сфере физической культуры с ориентацией на формирование спортивных резервов. Это - детско-юношеские спортивные школы (специализированные, олимпийского резерва, школы-интернаты спортивного профиля и др.)

Профессиональное физкультурное образование - процесс и результат учебно-воспитательной работы, осуществляемой образовательными учреждениями, с ориентацией на подготовку педагогов в сфере физической культуры. [1, c.40]

Оно дифференцируется на среднее, высшее и послевузовское и осуществляется в училищах олимпийского резерва, педагогических колледжах (отделение физической культуры), техникумах и колледжах физической культуры, институтах, академиях и университетах физической культуры, факультетах физической культуры, классических и отраслевых (например, педагогических) университетов.

Физкультурное образование базируется на соответствующей педагогической технологии. Функционирование педагогической системы учебного предмета направляется учителем с учетом условий конкретного учреждения общего образования. Разработка, обоснование и реализация педагогической системы предмета «Физическая культура» составляет технологию учебного процесса по данной дисциплине.

Теория и методика преподавания предмета «Физическая культура» — это относительно новая и все еще формирующаяся учебная дисциплина. Она представляет специальную область педагогического знания и отрасль педагогической науки в сфере теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. [4, c. 115]

Становление теории и методики преподавания учебной дисциплины, нацеленной на физическое воспитание учащихся, происходило в условиях острой конкурентной борьбы между сторонниками зарубежных, индивидуальных и народно-национальных систем физического воспитания. Это и стало одной из причин, затруднявших внедрение физической культуры в учреждения общего образования и формирование основ методики его преподавания. Радикальные перемены в положении физической культуры в школах и других учебных заведениях связаны с созданием социалистической системы народного образования.

Марксистская концепция всесторонне развитой личности получила дальнейшее развитие и практическое воплощение в теории, практике педагогической мысли в послеоктябрьской России. Основоположники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс изучали законы общественного развития. С позиций своего времени они определяли капиталистические общественные отношения, знали условия жизни, быта трудящихся масс. Им были знакомы утопические концепции всестороннего развития личности Т. Кампанеллы и Ш. Фурье, поэтому они понимали сущность и значение физического воспитания. Разрабатывая основы научного коммунизма, К. Маркс и Ф. Энгельс доказывали несостоятельность гармонического развития личности в условиях классового антагонизма и ориентировали пролетариат на создание бесклассового общества. Обосновывая конечную цель воспитания в будущем, К. Маркс выдвинул формулу гармонического развития личности как единства умственного и физического воспитания и технического обучения. [4, c.115]

Принципиально важное значение в обосновании места и роли физической культуры в образовании и воспитании в социалистическом государстве имело отношение В.И. Ленина к вопросам физического воспитания подрастающего поколения. Физическое воспитание превратилось в инвариантный компонент процесса формирования социалистического типа личности: всесторонне развитой, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство [4, C. 116]. В качестве учебной дисциплины, через которую реализовался процесс физического воспитания, в содержание общего образования был включен предмет «Физическая культура». Анализ современной научно-методической литературы показывает, что решение проблемы теоретико-методологического оформления личностной ориентации в физкультурном образовании как педагогическом процессе формирования физической культуры личности школьника связывается с определением системы общих и частных категорий, таких сфер человеческой деятельности, как культура, воспитание, образование, выделением цели, средств, методических подходов, закономерностей и форм личностного развития школьника. Используя содержательные и формально-логические подходы и не ставя перед работой задач углубленного категориально-терминологического изучения понятий "Культура", "Воспитание", "Образование", отметим их определенную общность, которая характеризуется диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм и систем) и распредмечивания (освоение ценностного и культурно-исторического наследия). Говоря об образовании как о процессе обучения, воспитания и в конечном итоге социализации в интересах личности и общества, отметим, что опредмечивание в школьном физкультурном образовании соотносится с формулированием целей, задач, выбором содержания, организационными моделями обучения и воспитания, а распредмечивание с выявлением закономерностей и возрастных особенностей освоения ценностного потенциала физической культуры. Данные основания позволяют специалистам выделять личностно ориентированное образование как педагогическую теорию и как педагогическую практику. В первом случае речь идет о разработке способов реализации личностно ориентированных целей обучения и воспитания, которые порождаются социально, формулируются психологией и реализуются содержанием школьной физической культуры. Во втором случае речь идет о деятельности учителя, направленной на поощрение самостоятельности, творчества, индивидуальных интеллектуальных усилий, рефлексии учащихся. Из этого следует, что для теории и методики школьного физкультурного образования теоретико-методологическими основаниями являются, в первую очередь, фундаментальные положения теории дидактики и воспитания, раскрывающие природу образовательного процесса и его личностно развивающие функции, во вторую очередь, положения формирующие теорию физической культуры, и в третью, исследования медико-биологического и социально-психологического спектра, проливающие свет на закономерности психического, социального и физического развития детей и подростков в период их обучения в школе.

На теоретическом уровне закономерности личностного развития, методически соотносясь с теориями дидактики, воспитания, физической культуры, являются системообразующими в формировании теории физкультурного образования школьников как прикладной формы общего образования и физической культуры.

На эмпирическом уровне педагогические воздействия учителя, учебная и самостоятельная деятельность учащегося через имеющийся состав средств, методов и форм образования призваны обеспечить усвоение основных ценностей физической культуры и формирование научного мировоззрения в сфере физической культуры. Процессы усвоения и формирования связываются прежде всего с анатомо-физиологическими и психолого-педагогическими характеристиками учащегося и с социальной средой обитания, где можно выделить такие социальные компоненты, как родители и бытовые условия, учителя и тип образовательного учреждения, особенности общественной коммуникации.

Современное определение главных целевых установок и содержания понятий "Образование" и "Физическая культура" позволяет сформулировать определение личностно ориентированного физкультурного образования (ЛОФО) как педагогического процесса, направленного на освоение ценностного потенциала физической культуры и характеризующегося формированием системы мировоззренческих категорий и ориентаций на физическое самосовершенствование и здоровый образ жизни - главных составляющих будущей жизнедеятельности, индивидуального стиля жизни и социальной активности. В процессе такого обучения личность не только приобретает необходимые знания, умения, навыки, но и, погружаясь в ценностное пространство физической культуры, усваивает определенные поведенческие стереотипы, приобретая социально-культурный опыт физкультурной активности, выстраивая собственную систему смысловых связей физической культуры и формируя научное мировоззрение в сфере физической культуры, спорта, здоровья. Содержанием образования в этом случае становятся различные виды личного опыта и проявление личностных свойств в виде выбора предпочтений, мнений, смыслов, идеалов, ценностей. [2, c.9]

К числу дополнительных условий реализации ЛОФО можно отнести: постоянную диагностику личностного развития, планирование учебного материала через моделирование образовательной среды (на уровне класса, школы, региона), обеспечение жизнедеятельного режима и его соотношения с учебной и внеучебной познавательной активностью.

Технологическое оформление личностной ориентации в физкультурном образовании школьников требует, в первую очередь, тщательного рассмотрения особенностей личностного развития в сфере физической культуры и выявления специфических закономерностей этого процесса. С целью разработки и обоснования интегральных моделей личностного развития школьника в сфере физической культуры были проведены аналитико-синтетические и экспериментальные исследования особенностей личностного развития школьника.

Взяв за основу определение личности как интегральной целостности биогенных, психогенных и социогенных элементов, аналитико-синтетическим методом на качественном (описательном) уровне были смоделированы процессы двигательного, психического и социального развития человека в сфере физической культуры в возрастном диапазоне, совпадающем с периодом школьного обучения с 6 до 17 лет, с последующим обоснованием количественной модели личностного развития, которая в интегральном виде характеризовала основные тенденции развития личности в сфере физической культуры.

Проблема физического развития школьника, являясь наиболее изученной среди специалистов физической культуры, рассматривается обычно с позиций выделения особенностей формирования морфофункциональных структур организма и возрастных изменений антропометрии и показателей физической подготовленности. Главным результатом этих исследований на сегодняшний день является выделение гетерохронии физического развития и сенситивности в развитии физических качеств школьника. Однако, анализ предшествующих исследований по выявлению возрастных сенситивных периодов развития показал, что при их фактическом сопоставлении наблюдаются существенные расхождения как по самим возрастным периодам, так и по уровню сенситивности физического развития. Выявлено, что данные расхождения имеют многофакторный характер и обусловливаются, с одной стороны, особенностями выборок испытуемых, дифференцированными по полу, уровню физической подготовленности, конституциональным типам, региону проживания, с другой стороны, факторами различия в используемых тестах, методиках их проведения, времени обследования, объемах предшествующей двигательной активности, формах организации школьной физической культуры. Кроме этого, исследование возрастных нормативов школьных программ и программно-нормативных комплексов (Президентские состязания и др.), показало, что практически все используемые в них показатели характеризуются динамикой с интенсивными темпами роста до 12-13 летнего возраста и замедлением роста в последующей стадии развития. Причем, замедление обнаруживается даже в тех случаях, когда существуют объективные биологические предпосылки для интенсивного роста (например, для силы и выносливости постпубертатный возрастной период является наиболее благоприятным, сенситивным для развития этих качеств).

Вероятно, что нормативы являются по своей сути социальным заказом общества на двигательные способности учащихся и не всегда согласуются с биологическими закономерностями развития. В этих условиях физическая составляющая интегральной модели личностного развития может быть представлена в виде модели динамики с сенситивным периодом с 6 до 12 лет и последующим периодом замедления темпов развития. Аналогичные подходы к возрастной динамике можно обнаружить и в отношении моторной обучаемости. [3, c.153]

Список литературы:

  1. Анисимов, О.С. Основы методологического мышления. - М.: Внештпргиздат, 1989. - 412 с.
  2. Кряж. В.Н. Основные направления совершенствования физического воспитания учащихся. - Мн., 1998. - 16 с.
  3. Коледа, В. Л. Совершенствование физического воспитания в системе профессионально-личностного развития студентов. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 1999. - 154 с.
  4. Кошман, М.Г. Методический анализ концепции учебного предмета "Физическая культура" / М.Г. Кошман // Физическая культура и здоровье. - 2004. - № 2. - С. 115-120.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ИНФОРМАЦИ-ОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Cтремительное развитие информационного общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ в школе. Современные средства информационных и ко...

Влияние физкультурного образования родителей на формирование здорового образа жизни у младших школьников

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...

мастер-класс «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствами технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)»

Мастер-класс «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствамиТРКМЧП» проводится в форме комментируемого занятия с учителями истории, которые выступают ...

«Инновационные методики и технологии в образовании» Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»

  Данная работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках  литературы в старших классах, а также выявлены  целесообразные методы и при...

Образовательный проект «Внедрение элементов инженерного образования на уроках технологии на уровне основного общего образования»

laquo;Внедрение элементов инженерного образования на уроках технологии на уровне основного общего образования»...

Современные технологии развития связной речи у младших школьников с ОВЗ

Анализ методической литературы позволяет сделать вывод, что все ученые занимаются проблемой развития речи детей младшего школьного возраста, отмечают, что общая сформированность речи зависит от того н...

Мультимедийная презентация на тему «Информационно-коммуникативные технологии как средство повышения эффективности образования обучающихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с УО/ИН»

       Целью современного образования является создание условий для повышения качества образования. Новые цели образования требуют новых форм организации образовательного пр...