мастер-класс «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствами технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)»
материал по истории (10 класс) по теме

Дитрих Елена Андреевна

Мастер-класс «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствамиТРКМЧП» проводится в форме комментируемого занятия с учителями истории, которые выступают в роли десятиклассников. Мастер-класс проводится с целью обмена опытом работы по организации преподавания «трудных вопросов истории России» из примерного перечня историко-культурного стандарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ditrih_master-klass_-_mini-sayt.docx234.45 КБ
Файл ditrih_master-klass_-moy_minisayt.pptx404 КБ

Предварительный просмотр:

Дитрих Елена Андреевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Кадетская школа «Патриот»

Тема мастер-класса: «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствами технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)»

Цель – обмен опытом работы по организации преподавания «трудных вопросов истории России» из примерного перечня историко-культурного стандарта

Задачи:

  1. Продемонстрировать возможности изучения трудного вопроса «Роль варягов в образовании Древнерусского государства (ДРГ)» с помощью технологии развития критического мышления средствами чтения и письма
  2. Проанализировать возможности применения различных технологий при изучении данного вопроса

Мастер-класс в форме комментируемого занятия с учителями истории, которые выступают в роли десятиклассников.

Источники информации:

  1. Данилевский И.Н.  Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.) [электронный ресурс] // [сайт]. URL: http://www.lants.tellur.ru/history/danilevsky/index.htm
  2. Козленко С.И., Тороп В.В. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 КЛАСС. Книга для учителя. В двух частях. Часть 1 [электронный ресурс] // Просвещение [сайт]. URL: http://www.prosv.ru/ebooks/Kozlenko_IstoriaRoss_10kl_kniga/
  3. Схемы с сайта http://схемо.рф

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Учителям сообщается тема мастер-класса и задачи его проведения, а также правила, по которым занятие будет проводиться:

СЛАЙД 1 презентации

- учителя–участники мастер-класса будут в роли десятиклассников, изучающих историю России по концентрической системе по учебнику Сахарова А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII в.

- на занятии будет представлен фрагмент урока в 10 классе по теме «Возникновение государства Русь. Первые князья» (это § 3 учебника Сахарова А.Н.).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Фрагмент урока в 10 классе

СЛАЙД 2 презентации

СТАДИЯ ВЫЗОВА

АКТУАЛИЗАЦИЯ – вопрос по домашнему заданию – познавательный тупик, чтобы перейти к новой теме

В заключение опроса домашнего задания учитель спрашивает: «Какие признаки государственности появились у полян и словен в VIII – IX вв?» (вопрос 5 к § 2 по учебнику Сахарова А.Н.).

Учителя-ученики отвечают:

- на смену родовой общине пришла соседская

- становление княжеской власти

- складывание четкой иерархии восточнославянского общества

Учитель: Можем ли утверждать, что к середине IX в. ДРГ уже сложилось?

- все высказывают свое мнение (как правило, высказываются разные точки зрения)

Учитель обобщает: Пока у нас недостаточно знаний, чтобы аргументированно ответить на этот вопрос, поэтому сегодня продолжаем изучение исторических источников 

СЛАЙД 3 презентации

АКТИВИЗАЦИЯ. МОТИВАЦИЯ

Учитель: Основным источником изучения истории ДРГ была "Повесть временных лет". Вспоминаем, что такое Повесть временных лет?

Ответы: наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века, первую редакцию ПВЛ Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110—1112 годах (всего 3 редакции)

Далее работа с отрывком из «Повести временных лет»

"Повесть временных лет" о призвании варягов (в переводе Д. С. Лихачева)

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.

Учитель: О чем нам сообщает летописец?

Ответы: О создании ДРГ варягами

Учитель: Свидетельства «Повести временных лет» о призвании варягов привели к возникновению спора о времени создания ДРГ и роли варягов в образовании ДРГ.

Это спор норманистов и антинорманистов.

СЛАЙД 4 презентации

Учитель: Заполняем СЛОВАРЬ УРОКА:

Норманисты – последователи норманской теории происхождения Руси, утверждающие, что варяго-руссы были норманы, выходцы из Скандинавии.

Антинорманисты – ученые, противники так называемой «норманской теории» возникновения Древнерусского государства.

Норманисты считали, что норманны создали государство в землях славян, на что славяне якобы были неспособны (цитата из учебника Сахарова)

Антинорманисты доказывали, что государственность вызревала у славян задолго до появления норманнов (цитата из учебника Сахарова)

СЕГОДНЯ мы изучим, какие аргументы приводят сторонники обеих теорий

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ (составление СХОД – схем ориентировочных опорных действий)

2 варианта изучения материала:

СЛАЙД 5 презентации

1й вариант (если сильный класс)

Обучающиеся получают кейсы с материалами + текст учебника: аргументы норманистов и антинорманистов и заполняют таблицу

Аргументы сторонников норманнской теории

Аргументы сторонников антинорманнской теории

? (непонятно, к сторонникам норманнской или антинорманнской теории относится историк)

СЛАЙД 6 презентации

2й вариант (если слабый класс или нет времени)

Получают заполненную таблицу «Норманнские теории» (как образец) и кейсы, с помощью которых заполняют таблицу «Антинорманнские теории»

C:\Users\Елена\Documents\Документы ДЕА\Школа - Патриот\Методработа\Мастер-класс по историко-культ стандарту\2.jpeg

СЛАЙД 7 презентации

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Организация дискуссии обучающихся с помощью заполненных ими таблиц: спор норманистов и антинорманистов

ОБЩИЙ ВЫВОД, который должен быть сделан в ходе дискуссии: в VIII-середине IХ вв. происходило вызревание предпосылок создания ДРГ, постепенное складывание ДРГ

Учитель, проводящий мастер-класс сообщает участникам, что далее на уроке изучается вопрос «Начало династии Рюриковичей»

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Учителя – участники мастер-класса высказывают свое мнение об изучении вопроса «Роль варягов в образовании ДРГ» с помощью технологии развития критического мышления средствами чтения и письма, а также предлагают свое видение урока по данной теме: какие технологии они считают возможным применить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изучение вопроса «Роль варягов в образовании ДРГ» средствами ТРКМЧП ДИТРИХ ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА , учитель истории и обществознания МБОУ «Кадетская школа «Патриот » ЭМР Саратовской области

Слайд 2

СТАДИЯ ВЫЗОВА АКТУАЛИЗАЦИЯ Какие признаки государственности появились у полян и словен в VIII – IX вв ? Можем ли утверждать, что к середине IX в. ДРГ уже сложилось ?

Слайд 3

СТАДИЯ ВЫЗОВА АКТИВИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ " Повесть временных лет" о призвании варягов

Слайд 4

СТАДИЯ ВЫЗОВА Норманисты – последователи норманской теории происхождения Руси, утверждающие, что варяго -руссы были норманы , выходцы из Скандинавии. Норманнская теория - направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями ДРГ. Антинорманисты – ученые, противники так называемой « норманской теории» возникновения ДРГ. Антинорманнская теория - направление в российской историографии, сторонники которого считают, что истоки термина «Русь» нужно искать в глубокой древности.

Слайд 5

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ Аргументы сторонников норманнской теории Аргументы сторонников антинорманнской теории «?» Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер: 1) норманны добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); 2) слово « русь » норманнского происхождения… По мнению М.В. Ломоносова, ДРГ существовало задолго до призвания варягов-россов в форме разобщенных племенных союзов и отдельных княжеств… В.О. Ключевский занял в отношении норманнского вопроса довольно отстранённую позицию: « Я, собственно, равнодушен к обеим теориям, и норманнской и славянской, и это равнодушие выходит из научного интереса… » 1 вариант изучения материала

Слайд 6

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ Аргументы антинорманистов «?» Советские исследователи М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачев считали, что запись о призвании варяжских князей появилась в летописи позже, чтобы противопоставить два государства — Киевскую Русь и Византию. Автору летописи для этого потребовалось указать иностранное происхождение княжеской династии. Этой же точки зрения придерживается Б. А. Рыбаков. … … 2й вариант изучения материала

Слайд 7

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ ДИСКУССИЯ: спор норманистов и антинорманистов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Структура проведения мастер-класса:Краткая характеристика используемой технологииОпределение основных приемов, которые будут демонстрироваться (ЗХУ, синквейн)Имитационная игра с демо...

Мастер-класс "Применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках английского языка

Обобщение и трансляция личного педагогического опыта. Характеристика технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Описание основных приёмов, которые будут демонстрироваться. Имит...

Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии»

Мастер-класс представляет опыт работы по технологии РКМЧП на уроках биологии...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Поиск… Вероятно, это то, чем живёт современная школа. Вероятно, это то, что не даёт нам, учителям, быть статичными, остановиться в современном быстро развивающемся обществе. Поиск – это то, что ...

Изучение рассказа В. М. Шукшина «Срезал» в 6 классе с применением «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо»

Форма урока - урок-мастерская- позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и сейчас....