«Инновационные технологии личностно-ориентированного обучения в преподавании английского языка».
статья по теме

В материале представлена статья выступления по теме "Инновационные технологии  личностно-ориентированного обучения в преподавании английского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon выступление30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление учительницы английского языка Базаровой О.Л.

на педсовете «Инновационные технологии в образовании»

Тема: «Инновационные технологии личностно-

          ориентированного обучения в преподавании

          английского языка».

За последние десять лет мы наблюдаем повышение статуса иностранного языка как учебного предмета и его возросшую востребованность. В настоящее время иностранному языку определено место в базисном учебном плане соответственно своей специфике – рядом с русским языком в образовательной области «языки и литература»/ «филология».

Социальный заказ общества, ориентированный на подготовку учащихся к государственной аттестации, обусловил введение новых учебных стандартов, основанных на принципах личностно-ориентированного обучения. С появлением примерных программ преподавания вышел в свет учебно-методический комплекс О.В. Афанасьевой и И.М. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ», по которому мы начали работать в 5-х, 6-х и 7-х классах.

В связи с переходом на новую учебную программу у учителей английского языка нашей школы возникла необходимость пересмотреть методы преподавания в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта. Внимательно изучив программные документы, мы пришли к выводу, что успешное осуществление поставленных данным УМК задач возможно при использовании инновационных технологий преподавания.

Взяв за основу технологию личностно-ориентированного обучения, мы в первую очередь выбрали основные принципы построения инновационного учебного процесса. В основу учебного процесса мы ставим учебную ситуацию, моделируемую на базе таких составляющих компонентов как: приоритет индивидуальности, единство обучения и учения, организация сотрудничества учитель-ученик, возможность использования субъективного опыта, формирование познавательных способностей. Планируя уроки в единстве перечисленных компонентов, мы делаем акцент на деятельность ученика, в результате которой он синтезирует новое знание, устанавливает взаимосвязи, делает вывод, формирует новое определение. Принцип созидания знаний побуждает нас изменить свою позицию в учебном процессе. Из информаторов мы превращаемся в организаторов созидающей познавательной деятельности ученика. Сотрудничество учителя и ученика позволяет нам распределить учебную деятельность в коллективе между всеми участниками образовательного процесса.

Для того чтобы система обучения была целостной и коммуникативно-ориентированной, мы уделили особое внимание конструированию инновационных учебных ситуаций на основе трех базовых технологий: технология задачного подхода, технология учебного диалога и технология имитационных игр.

 Технология задачного подхода предусматривает разработку заданий, ориентированных на продуктивную деятельность. При этом мы, безусловно, сохраняем дифференцированный подход в формулировке и распределении учебных задач, опираясь на принципы последовательности и посильности.

Технология учебного диалога подразумевает усвоение универсальных образовательных умений путем многократного повторения, формирование коммуникативных компетенций путем осознанного применения  ЗУН в разнообразных речевых ситуациях, и выбор способов решений проблем и добывания знаний на основе сформированных навыков путем самостоятельного достраивания коммуникативных ситуаций.

Технология имитационных игр предполагает ориентирование на межпредметные связи и проведение интегрированных уроков, а также свободную импровизацию в рамках поставленной языковой задачи. Это заключительный этап, успешная реализация которого неразрывно связана с тщательной подготовительной работой в ходе двух предшествующих.

Таким образом, триада задача-диалог-игра образует базовый технологический комплекс целостного учебного процесса.

Личностное содержание образования – это, прежде всего, организация усвоения предназначенного объема информации учащимися. Поэтому мы сочли необходимым условием  для достижения учебной цели создание инновационной образовательной среды. Центром нашей образовательной среды является деятельность ученика, направленная на формирование языковой компетенции. Союз трех составляющих, «трех китов», учебного процесса мы считаем залогом успешного осуществления нашей ключевой задачи.

Роль учителя в условиях новой образовательной среды – это роль помощника и наставника. Под его пристальным вниманием происходит целеполагание в соответствии со спецификой личностного развития учащихся; ориентация на творчество в образовательном процессе; организация педагогического процесса с целью реализации потенциала учащихся; мониторинг успешности учащихся; использование новых информационных технологий.

В необходимом сотворчестве учителя+УМК нам видится дидактическое обеспечение личностно-ориентированного обучения. Плоды этой деятельности заключаются в подаче учебного материала с опорой на языковой опыт ученика; изложении учебного материала от расширения объема предметного содержания до преобразования его в личный образовательный продукт; планировании заданий эвристического характера.

Наконец, взаимодействие учитель+ ученик непосредственным образом способствует реализации намеченных задач учебного процесса. Это взаимодействие нам видится в сотрудничестве учителя и ученика по отношению к целям предстоящей деятельности; определении уровня сформированности ЗУН с целью обозначения дальнейшей учебной деятельности; конструировании учащимися образовательной деятельности (например, самостоятельное формулирование правил); демонстрации и обсуждение личных образовательных продуктов учащихся; рефлексивно-оценочной деятельности, направленной на сопоставление результата с поставленными целями.

Наша теоретическая разработка внедрения инновационных технологий помогает нам успешно осуществлять учебный процесс и плодотворно реализовывать образовательные цели УМК. В условиях реальной востребованности иностранного языка и официального признания обучения ему одним из приоритетных направлений модернизации школы использование инновационных и новых информационных технологий позволит нам поднять результативность обучения и поможет подготовить выпускников к  аттестации  в формате Единого государственного экзамена.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты