Методическая разработка обобщающего урока по теме: Древний Восток в 5 классе
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Тарутина Надежда Михайловна

Обобщающе-повторительный урок по Древнему Востоку в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное Общеобразовательное  Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа «Эрудит»

Методическая разработка

обобщающе-повторительного урока по теме: «Древний Восток».

 

Предмет: «История Древнего мира».

Класс: 5

Подготовила:

Учитель истории и обществознания

НОУ СОШ « Эрудит» Тарутина Н.М.

г. Ростов-на-Дону

2013 -2014 уч. год

Цели:

  1. Повторить, углубить, обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Государства Древнего Востока».
  2. Выявить общие признаки возникновения государств на Древнем Востоке.
  3. Дать определение понятию государство.

Оборудование:

  1. Карта «Древний Египет»;
  2. Карта «Государства Междуречья»;
  3. Карта «Древняя Индия и Китай».

План урока:

  1. Общие черты территорий Древнего Востока
  2. Управление
  3. Стратификация
  4. Армия
  5. Законы
  6. Письменность

Ход урока

I. Организационный момент

II. Объявление темы и целей урока

Учитель: С конца IV тыс. до н.э. в истории человечества начинается новый этап – появляются первые цивилизации, резко отличающиеся от первобытных обществ. Важнейшей характерной чертой новой ступени развития стало создание государств, которые в IV-II тыс. до н.э. возникают на обширной территории от Средиземного моря до Тихого океана. Сегодня мы вместе с Вами попробуем выявить общие признаки возникновения государств Древнего Востока.

Как Вы думаете, что нужно для того, чтобы возникло государство?

1. Территория.

– Любое государство начинается с пространства, т.е. с территории. Причем у территории должны быть четкие границы. Давайте вспомним, какой главный признак территории был у первых государств Древнего Востока.

По природным условиям разные территории Древнего Востока имеют свои особенности, хотя им присущи и общие черты: это районы в основном субтропического климата с очень жарким сухим летом, мягкой зимой; бассейны рек с их плодородными долинами перемежаются с каменистыми пустынями, обширными плоскогорьями и горными хребтами.

Особенно большую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил, Евфрат и Тигр, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы. Эти реки, относящиеся к числу самых крупных на земном шаре, образуют обширные бассейны с плодородной, хорошо орошаемой почвой, и им присуще одно свойство, имевшее очень большое значение для исторического развития этих регионов: здесь можно было жить и вести хозяйственную деятельность при условии постоянного регулирования режимов рек, хранения воды в водоемах и водохранилищах с последующим орошением земель через систему искусственных каналов, как в долинах Нила, Евфрата, или отвода лишней влаги и борьбы с наводнениями, как в долинах Ганга, Хуанхэ.

Вопрос ученикам: в долинах каких рек образовались первые государства Древнего Востока?

Учащиеся, путешествуя по картам, находят государства и реки:

  • Древний Египет (Нил);
  • Шумер, Ассирийское государство (Тигр и Евфрат);
  • Вавилон (Евфрат);
  • Древняя Палестина (Иордан);
  • Древняя Индия (Инд и Ганг);
  • Древний Китай (Янцзы и Хуанхэ).

Вывод: Реки кормили население. Благодаря тому, что реки при разливе удобряли почву, население занималось земледелием, выращиванием различных культур. Следовательно, можно утверждать, что первым признаком территории, на котором возникали государства были реки.

Учитель: С территорией все понятно, что же дальше? В любом государстве должен быть государственный аппарат.

2. Управление

С появлением в III тыс. до н.э. крупных государств на Древнем Востоке устанавливается государственная власть в форме "восточной деспотии", характерная для большинства древневосточных стран на протяжении всей их истории. Восточная деспотия - это неограниченная монархия, не связанная в своих действиях никакими законами, которая осуществляет управление государством при помощи огромного, иерархически построенного аппарата чиновников. Правитель государства в развитой деспотии обладал всей полнотой власти: законодательной, исполнительной и судебной и вместе с тем признавался сверхчеловеком, считался богом или, в крайнем случае, потомком богов.

Вопрос ученикам: кому принадлежала власть в государствах Древнего Востока?

  • В Древнем Египте вся власть в стране и права собственности на землю принадлежала правителю – фараону.
  • В древнейших государствах Передней Азии власть принадлежала правителям – царям.
  • В древней Индии вся власть также принадлежала правителю – царю.
  • В древнем Китае вся власть принадлежала императору – «сыну неба».

Учитель: Раз есть цари, следовательно, должны быть и подданные? Следующий признак любого государства – стратификация. Т.е. расслоение общества или деление общества на социальные слои (классы).

3. Социальная стратификация

Каждый слой населения занимал определенное место, согласно своим обязанностям и правам

Вопрос ученикам: на какие основные классы делилось все население государств Древнего Востока?

Ответ учеников: В Древнем Египте правителю (фараону) подчинялись вельможи, советники, номархи. Вельможам помогали управлять страной чиновники (писцы), стражники и воины. Большую часть населения Египта составляли крестьяне - земледельцы и ремесленники (хему) и самую низшую ступень Древнеегипетском государстве занимали рабы (баку).

Вывод: основные классы в государствах Древнего Востока составляли рабовладельцы, крестьяне, рабы

Учитель:А кто же будет охранять царей и население? Армия – и это есть четвертый признак государства.

4. Армия

Чтобы отражать набеги соседей и держать в повиновении население страны, нужна была сильная армия. Как правило, основу армии составляли крестьяне.

Вопрос ученикам: воины какой страны Древнего востока были лучшими воинами своего времени?

Ответ учеников: лучшими воинами своего времени были ассирийцы, благодаря своей храбрости, превосходству в организации и вооружении. Ассирийским царям подчинилось все Междуречье: Вавилон, Финикия, Палестина, Сирия и даже далекий Египет

Учитель: А как любое государство поддерживает порядок и дисциплину?

Ученики: В государстве должны быть правила и законы для жителей

Учитель: Вы совершенно правы и вот Вам пятый признак государства

5. Законы

Первоначально существовали устные обычаи, которые управляли жизнью людей. Пepвыe зaкoны гocyдapcтв зaкpeпляли имyщecтвeннoe нepaвeнcтвo, пpивилeгии бoгaтыx и знaти, бecпpaвнoe пoлoжeниe paбoв, пoвиннocти и oгpaничeнныe пpaвa низшиx экcплyaтиpyeмыx cлoeв нaceлeния.

Учитель: при каком правителе были записаны первые законы?

Ответ учеников:Законы вавилонского царя Хаммурапи были одними из первых записанных законов, которые пришли на смену древним устным обычаям и дошли до нас, написанные на базальтовом столбе почти полностью.

6. Письменность.

Первая письменность, которая возникла на Земле – шумерская. Зародилась она примерно 5 тысяч лет назад, еще до появления государств. Возникновение письменности было вызвано требованием жизни общества.

Учитель: перечислите виды письменности стран Древнего Востока

Ответ учеников:

  • В Древнем Египте – иероглифическое письмо.
  • Месопотамия – клинопись.
  • Урарту – рисуночное письмо.

Клинопись и иероглифическое письмо были очень сложны и требовали многолетнего изучения.

  • Финикийцы придумали свою систему письма – буквенный алфавит. Изобретение финикийцев совершило переворот в развитии письменности. Финикийский алфавит был настолько прост и удобен, что был заимствован многими народами. От финикийского произошли многие алфавиты, в том числе и наш.

III. Итог урока:

Учитель: перечислите все необходимые признаки возникновения государства

Ответ учеников:

Итак, признаками государства являются:

  1. Территория с четкими границами;
  2. Управление;
  3. Социальная стратификация;
  4. Армия;
  5. Законы;
  6. Письменность.

А теперь, соединив все признаки вместе, дадим определение понятию – государство.

Государство – это особая организация общества, которая служит для управления людьми, проживающими на определенной территории. В каждом государстве существуют правители, чиновники, законы, войско, сбор налогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории в 5 классе "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

1. Отгадать страну.2.Определение личности.3.Найти лишнее.4.Соотнесение дат и событий.5. Решение кроссворда....

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древний Восток" 5 класс.

Тип урока: повторительно-обобщающийФорма урока: командная развивающая игра.Форма организации ученой деятельности: групповая  /командная/Цели урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания ...

Обобщающий урок по теме "Древний Восток"

Урок -игра по истории Древнего мира....

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древний Восток"

Разработка урока предназначена для повторения географического положения, природных условий, занятий населения, культурных достижений государств Древнего Востока....

Обобщающий урок по теме: "Древний Восток"

Презентация для 5 класса. Выполнена в форме игры....

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

Повторение основных событий, дат, понятий, имен  по теме «Древний Восток».  Обобщение  и систематизация знания по теме: «Древний Восток»....

История 5 класс Повторительно-обобщающий урок по теме : Древний Восток

МАОУ  Нижнеманайская ООШ учитель истории и географии Михайлова Маргарита Александровна5 класс Повторительно-обобщающий урок  по теме : Древний Восток...