Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древний Восток" 5 класс.
план-конспект урока (история, 5 класс) по теме

Улановская Ольга Анатольевна

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: командная развивающая игра.

Форма организации ученой деятельности: групповая  /командная/

Цели урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Тема урока: Древний Восток

                                           

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: командная развивающая игра.

Форма организации ученой деятельности: групповая  /командная/

Цели урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме.

Задачи:

  1. Повторить исторические факты по разделу «Древний Восток»
  2. Выделить особенности географического положения ,природных условий и занятий народов стран Древнего Востока  в ходе сравнения их между собой, используя алгоритм.
  3. Раскрыть историческое значение древних цивилизаций для современного мира.

Формирование универсальных учебных действий.

Познавательные УУД:

– находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

– устанавливать причинно-следственные связи  на простом сложном уровне -- представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план,

схема, тезисы).

Коммуникативные УУД:

– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

– организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли,

задавать вопросы, вырабатывать решения);

– различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории.

– преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;

Регулятивные УУД:

– определять цель, проблему в учебной деятельности;

– выдвигать версии;

– планировать учебную деятельность;

– работать по плану, сверяясь с целью;

– находить и исправлять ошибки;

 - оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Личностные УУД:

– аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать  собственные мировоззренческие позиции;

Роль и место урока в курсе:

Тема «Древний Восток» - одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть роль древних цивилизаций  в развитии мировой цивилизации.

План урока:

1. Оргмомент  /мотивация на урок/. 

2. Повторение и систематизация знаний по пройденному материалу.

    Работа в группах.

 А) Терминологическая разминка (работа по карточкам)

 Б) Заполнение таблицы(ответы у доски)

 В) « Кот в мешке»

 Г) О ком идёт речь?

Д) конкурс переводчиков

Е) конкурс мудрецов

  3.  Рефлексия

Ход урока:

Учитель: Ребята!

Мы совсем недавно с вами побывали с вами в путешествии по странам древнего Востока. Узнали о них очень много интересного. И сегодня наше путешествие подошло к концу. На границе с Западом нас встречает богиня истории Клио. Она может пропустить нас через границу, только если мы покажем свой багаж, багаж знаний о странах Древнего Востока. А что будет в этом багаже знаний.

  Знание местоположения, знание карты, умения ориентироваться по карте, достижений народов.

 Итак, давайте покажем Клио, что мы имеем право пройти через границу. А теперь представьте, что к нам пришло письмо от неё самой.. Давайте прочтем письмо.

1.Конкурс Терминологическая разминка

  1. Устройство для подъёма воды (шадуф).
  2. Фантастические сказания о богах и героях (мифы).
  3. Скульптура льва с головой человека (сфинкс).
  4. Обязательные правила поведения (законы).
  5. Поселение людей, переселившихся в другую страну (колония).
  6. Жрец в Индии (брахман).
  7. Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями(касты).
  8. Большое сильное государство (держава).
  9. Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав (рабы).
  10. Земляные укрепления для защиты низменностей от затопления (дамбы)
  11. Люди, владеющие рабами (рабовладельцы).
  12. Углубления в земле, подводившие воду к участкам земли(каналы).
  13. Гробница египетских фараонов(пирамиды)
  14. Древнеегипетский письменный знак(иероглифы)
  15. Денежный сбор в пользу государства(налог)

                                                             

Конкурс №2

Представьте, что вы великие путешественники, которые возвратились на Родину. Вам необходимо дать полную характеристику стране в которой вы побывали. Удачи вам!

1 группа 

№ п/п

Вопросы

Египет

1.

Географическое положение

2.

Климат

3.

Природа

4.

Крупные реки

5.

Занятия жителей

6.

Культурные достижения и их значение

2 группа

№ п/п

Вопросы

Междуречье

1.

Географическое положение

2.

Климат

3.

Природа

4.

Крупные реки

5.

Занятия жителей

6.

Культурные достижения и их значение

3 группа

№ п/п

Вопросы

Финикия

1.

Географическое положение

2.

Климат

3.

Природа

4.

Крупные реки

5.

Занятия жителей

6.

Культурные достижения и их значение

4 группа

№ п/п

Вопросы

Индия

1.

Географическое положение

2.

Климат

3.

Природа

4.

Крупные реки

5.

Занятия жителей

6.

Культурные достижения и их значение

5 группа

№ п/п

Вопросы

Китай

1.

Географическое положение

2.

Климат

3.

Природа

4.

Крупные реки

5.

Занятия жителей

6.

Культурные достижения и их значение

Конкурс № 3 «Кот в мешке»

По описанию нужно узнать предмет, который находится мешке.                          

  1. Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай).
  2. Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25 см в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см. (Рис).
  3. То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (Бумага)
  4. Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. (Сахар)
  5. Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. “Ложку” клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы “Волшебство!”. О каком изобретении идет речь? (компас)
  6. Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет. Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда? (шелк)
  7. Эту книгу евреи считали священной, а впоследствии эта книга стала священной у многих ныне живущих народов (Библия).
  8. Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех (стекло).
  9. Это растение египтяне разрезали на мелкие полоски, укладывали один слой на другой, прессовали, сушили на солнце, а потом использовали в качестве материала для письма (папирус).

10.Их Родина - Индии, весь мир использует их, но почему - то все  думают что их родители арабы./цифры/

11. Он состоял у финикийцев из 22 знаков, его у них заимствовали греки, а потом стали использовать остальные народы (алфавит).

12. Эту игру придумали индийцы, правила которой напоминают правила индийской военной науки. В первом ряду стоит пехота, в центре - царь и его советник, далее - боевые слоны, конницы и колесницы (шахматы).

5. Конкурс переводчиков.

А сейчас, мы проверим, как наши путешественники разбираются в древневосточных письменностях, и проверим это в следующем конкурсе.

 Командам даются листы с заданием.

Н  КРСТ____________________ (не красть)

Н  ЛГТ_____________________ (не лгать)

Н  БВТ  ЧЛВК_______________ (не убивать человека)

ПЧТТ  ТЦ   МТ____________________ (почитать отца и мать)

Н  ХВСТТЬС _____________________

Какие заповеди здесь написаны?

Конкурс мудрецов:

Конкурс мудрецов

 1 группа .Найдите ошибки.

Один враль и хвастун утверждал, что с помощью «машины времени» побывал в Древнем Египте.

  1. Когда я попал в эту страну, — рассказывал он друзьям, — то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд... Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился с ними, взял сдачу — горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой, как это всем известно, похоронен фараон Тутан-хамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась...
  2. Перестань выдумывать, — прервали рассказчика слушатели, — ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе с десяток исторических ошибок.

Опишите эти ошибки.

2 группа.    

Кто, по мнению египтян, произнес эти слова? Кому они были сказаны?

1. Я не убивал, я не крал, я не лгал, я не завидовал.

2. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его.

3. Ты как свинья, пожирающая собственных поросят.

5. Сын солнца предлагает своему вельможе вернуться: ты умрешь не на чужбине. Тебе будет устроена каменная гробница.

3 группа.  Ответьте на вопросы.

Представьте себе, что один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

—        Если бы ты только знал, — рассказывал он приятелю, — какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть.

Приятель принял эти слова за шутку.

—        Ну какой же ты выдумщик и враль!

  1. Не хочешь — не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани... Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!
  2. Вранье!.. На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

Лгал ли путешественник? Почему его рассказ встретил недоверие и удивление?

4 группа

  Ответьте на вопросы.

На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага — «папир», по-английски — «пэйпер», по-французски — «папье». По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова.

Что это за слово? Какая страна является родиной первого материала для письма? Как его изготавливали?

5 группа

Ответьте на вопрос.

Все знают, что книги горят и гибнут в огне. Пожары нанесли огромный и непоправимый ущерб многим библиотекам мира... Все это так, но вот один ученик читал вперемежку фантастические повести и книги по истории. Где-то он вычитал, что какая-то дворцовая библиотека была охвачена пламенем грандиозного пожара. Рухнули перекрытия между этажами, все вокруг выгорело дотла, а книги, будто заколдованные, уцелели. Ученик никак не мог вспомнить, фантастика ли то, о чем он читал, или же исторический факт.

Каково ваше мнение: существовала ли на самом деле такая библиотека или она придумана писателями-фантастами

6. Конкурс “Отгадай” (Знание исторических личностей)

Задание: Назовите имя.

О ком идёт речь?

  1. Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нём -второй, а во втором - третий. Лишь в последнем, четвёртом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона (Тутанхамон).

  1. Это один из самых любимых богов египтян. Именно он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Но его младший брат Сет ненавидел его и решил погубить (Осирис).

  1. Он был самым могущественным царём Вавилонии, оставив о себе память в законах, записанных на» столбе из чёрного камня (Хаммурапи).

  1. Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной (Моисей).

  1. Он был одним из последних ассирийских царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания

     (Ашшурбанапал).

  1. Он был предводителем персов, когда они завоевали Мидию, Лидию, Вавилонию, создав огромную Персидскую державу (Кир).

  1. При нём Китай стал единым государством и он стал его первым властелином (Цинъ Шихуан).

  1. В 3 веке до н. э. почти все индийские царства он объединил под своей властью (Ашока).

  1. Житель древней Индии, основатель одной из мировых религий/Будда/

  1.  Китайский мудрец/Конфуций/

 

III . Подведение итогов игры, награждение победителей, выставление оценок.

Домашнее задание: прочитать мифы о Тесее и Минотавре, о Дедале и Икаре.

Рефлексия.

 Фамилия____________Имя____________                                                Баллы

  1. Как я усвоил ранее изученный материал?

- получил прочные знания, усвоил весь материал – 9-10 баллов.

-усвоил новый материал частично – 7-8 баллов

-мало что понял, необходимо ещё поработать – 4 -6 баллов      

2. Как я работал? Удовлетворён ли я своей работой.

   - работал весь урок активно, 9-10 баллов

   - работал с помощью товарищей – 7-8 баллов

   - не работал – 4-6 баллов

3. Как работала команда (подгруппа), учебная пара?

а). Дружно, совместно разбирали задания. 9-10 баллов

б). Активно участвовали в обсуждении не все. 7-8 баллов

в). Работа вялая, неинтересная, много ошибок. 4-6 баллов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Древний Восток» Повторительно-обобщающий урок

Слайд 2

Цель урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме. Задачи: Повторить исторические факты по разделу «Древний Восток» Выделить особенности географического положения ,природных условий и занятий народов стран Древнего Востока в ходе сравнения их между собой, используя алгоритм. Раскрыть историческое значение древних цивилизаций для современного мира.

Слайд 3

Богиня истории Клио приветствует вас, о мудрейшие ! Сегодня подошло к концу ваше путешествие по странам Древнего Востока. Я помогу вам перейти границу с Западом если вы раскроете мне тайны древних цивилизаций. Вам придется выполнить сложные задания, но я уверена в том что вы легко справитесь с ними и мы продолжим увлекательное путешествие в историю. Вам будет нелегко, но если работать дружно, в команде, то вас ждёт успех. Для работы вам необходимо знать следующие правила.

Слайд 4

Правила работы в группе Чтобы попросить слово, подними руку. Говори по теме, понятно, кратко. Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими. Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен. Критически отнесись к мыслям, а не к людям. Старайся найти наилучшее решение проблемы. Поощряй других к участию в обсуждении. Будь доброжелателен и терпим. Соблюдай правило «трёх нельзя»: - нельзя говорить: «всё уже сказали»; - нельзя отказываться сообщить своё мнение группе; - нельзя прятать за высказыванием дурное настроение. Правило уважения: когда говорит один – остальные слушают. Правило прилежания: выполняем все задания добросовестно. Правило дружелюбия: нельзя насмехаться, обзываться.

Слайд 5

«Разминка» Устройство для подъёма воды Фантастические сказания о богах и героях Скульптура льва с головой человека Обязательные правила поведения Жрец в Индии Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями Большое сильное государство Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав Земляные укрепления для защиты низменностей от затопления Люди, владеющие рабами Углубления в земле, подводившие воду к участкам земли Гробница египетских фараонов Древнеегипетский письменный знак Денежный сбор в пользу государства.

Слайд 6

Проверь себя Шадуф Мифы Сфинкс Законы Брахман Касты Держава Рабы Дамбы Рабовладельцы Каналы Пирамиды Иероглифы Налог

Слайд 7

«Путешественники» Представьте, что вы великие путешественники, которые возвратились на Родину. Вам необходимо дать полную характеристику стране в которой вы побывали. Удачи вам! План ответа. 1.Географическое положение 2.Климат 3.Природа 4.Крупные реки 5.Занятия жителей 6.Культурные достижения и их значение

Слайд 8

«Кот в мешке»

Слайд 9

О ком идёт речь? Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нём -второй, а во втором - третий. Лишь в последнем, четвёртом, сар­кофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона (Т Это один из самых любимых богов египтян. Именно он на­учил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Но его младший брат Сет ненавидел его и решил погубить Он был самым могущественным царём Вавилонии , оставив о себе память в законах, записанных на» столбе из чёрного камня Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной Он был одним из последних ассирийских царей, очень обра­зованным человеком. Именно по его приказу была собрана библио­тека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания Он был предводителем персов, когда они завоевали Мидию, Лидию, Вавилонию , создав огромную Персидскую державу При нём Китай стал единым государством и он стал его пер­вым властелином В 3 веке до н. э. почти все индийские царства он объединил под своей властью Житель древней Индии, основатель одной из мировых религий Китайский мудрец

Слайд 10

Проверь себя Тутанхамон Осирис Хаммурапи Моисей Ашшурбанапал Кир Цинъ Шихуан Ашока Будда Конфуций

Слайд 11

Конкурс переводчиков ЧТ ЗДСЬ НПСН? Н КРСТ____________________ Н ЛГТ_____________________ Н БВТ ЧЛВК_______________ ПЧТТ ТЦ МТ____________________ Н ХВСТТС _____________________

Слайд 12

Проверь себя Не красть Не лгать Не убивать человека Почитать отца и мать Не хвастаться

Слайд 13

Подведём итоги своей работы 1.Как я усвоил ранее изученный материал? - получил прочные знания, усвоил весь материал – 9-10 баллов. -усвоил новый материал частично – 7-8 баллов -мало что понял, необходимо ещё поработать – 4 -6 баллов 2. Как я работал? Удовлетворён ли я своей работой. - работал весь урок активно, 9-10 баллов - работал с помощью товарищей – 7-8 баллов - не работал – 4-6 баллов 3. Как работала команда (подгруппа), учебная пара? Дружно, совместно разбирали задания. 9-10 баллов Активно участвовали в обсуждении не все. 7-8 баллов Работа вялая, неинтересная, много ошибок. 4-6 баллов



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция» 5 класс

Повторително-обобщающий урок  по теме «Древняя Греция»  5 класс...

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция» 5 класс

Повторительно-обобщающий урок  по теме «Древняя Греция»  5 классИспользуемые технологии: информационно-коммуникативные технологиипроектные технологии...

Презентация к уроку на тему "Древний Китай" 10 класс

Презентация по истории на тему "Древний Китай" выполнена учеником 10 класса Прониным Алексеем...

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при  повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется  игровая технология  (урок-путешест...

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" 5 класс

Урок разработан в игровой форме для повторени и обобщения темы "Древняя Греция"...


 

Комментарии

Фролова Лидия Дмитриевна

Дает возможность Повторить исторические факты по разделу «Древний Восток»
Выделить особенности географического положения ,природных условий и занятий народов стран Древнего Востока в ходе сравнения их между собой, используя алгоритм.
Раскрыть историческое значение древних цивилизаций для современного мира.Большое спасибо Улановской Ольге Анатольевне.