Главные вкладки

    Конспект урока на тему: "Древнейшие люди", 5 класс
    план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

    Ноздрачева Любовь Николаевна

    Конспект урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc67.5 КБ
    Microsoft Office document icon kniga.doc1.72 МБ
    Microsoft Office document icon prilozhenie.doc27 КБ
    Файл drevneyshie_lyudi.pptx899.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока.

    Тема: «Древнейшие люди», 5 класс

    Тип урока: получения новых знаний

    Цели урока:

    формирование представления об отличии древнейших людей от животных;

    развитие умения анализировать и обобщить различные источники информации;

    воспитание ценностного отношения к труду.

    Планируемые результаты:

    Предметные: смогут назвать время появления на Земле древнейших людей,

    дать определение понятиям: охота, собирательство,

    соотносить орудия труда и занятия древнейших людей,

    назвать значение овладения огнем.

    Метапредметные:

    приводить примеры отличия древнейших людей от животных,

    сформулировать аргументы по проблеме,

    высказать собственное мнение.

    Личностные: обучающиеся смогут осмыслить социальный опыт предшествующих поколений,

    Высказать собственное мнение о роли труда в жизни древнего человека.

    Ресурсы урока:

    -История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая.

    -Раздаточный материал к уроку: листы для книги, карточки.

    - Мультемидийное оборудование.

    - Презентация по теме урока.

    Организационная структура урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1 этап. Организационный момент

    Самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности)

    Добрый день, мои друзья,

    Встречи с вами рада я

    Сели ровно, все достали

    Вспоминаем все, что знали

    Оставляем все заботы

    И включаемся в работу.

    2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

    Идут слайды (1,2,3).

    -Ребята, как вы думаете: 0 чем у нас пойдет речь сегодня на уроке? Кто из вас догадался?

    Тема нашего урока: «Древнейшие люди» (слайд).

    Вы совершенно правильно сказали, и мы с вами отправляемся в гости к древнейшим людям.

    Речь у нас сегодня пойдет о древнейшем человеке.

    3 этап. Актуализация знаний

    Форм знакомства с жизнью древнейших людей много: можно отправиться в археологическую экспедицию, можно посмотреть художественный фильм «Миллионы лет до н.э.», можно поработать с источниками и использовать наши знания, приобретенные на других уроках…

    А мы с вами давайте будем создавать страницу за страницей что?

    Будем создавать книгу

    4 этап. Целеполагание и планирование

    - Правильно! Сегодня у нас необычный урок – урок написания книги.

    - Ребята, а как вы думаете: с чего начинается написание книги?

    -Правильно, давайте вместе с вами составим его.

    Какой план действий мы должны составить, чтобы в конце нашего путешествия мы имели полное представление о древнейших людях?

    План. (На доске)

    1. Наши далекие предки
    2. Орудия труда.
    3. Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой.
    4. Овладение огнем.

    Написание книги начинается с составления плана действия

    -Мы должны узнать, как выглядели наши далекие предки.

    - Какие орудия труда имелись у древнейших людей?

    - Как первобытные люди добывали себе пищу?

    Что такое собирательство и охота?
    Как они овладели огнем?

    5 этап.  «Открытие нового знания»

    -Ребята, представьте, что мы с вами писатели-историки. У каждой книги есть свой автор. Обозначьте, пожалуйста, автора книги, т.е. себя и поставьте свой автограф мне на память.

    А теперь я попрошу вас придумать для своей книги название.

    -Уважаемые авторы книг, вопрос нашего сегодняшнего исследования – это: почему древнейший человек не мог прожить в одиночку? В конце урока мы должны ответить на поставленный вопрос.

    -Откройте, пожалуйста, первую страницу книги, как она называется?

    -Ребята, посмотрите в учебник и дайте определение: кто такие древнейшие, первобытные люди? (Слайд подтверждает сказанное детьми).

    -Найдите в учебнике: сколько лет назад, согласно научным данным, появились на Земле люди? (Слайд)

    -Откройте, пожалуйста, атласы  и  контурные карты и отметьте территорию расселения первобытных людей. (Слайд –карта).

    -Почему именно Африка стала местом расселения и обитания древнейших людей?

    А теперь представьте себя в качестве больших ученых. И как ученые, мы должны решить важный вопрос: все мы с вами люди, на тоже окружают люди, но возникает вопрос: откуда же взялись люди? Как появились мы с вами.  Ученые всегда выдвигают какие-то гипотезы, давайте и мы попробуем выдвинуть свои научные предположения. Как вы думаете, откуда же появился человек. Откуда появились мы с вами?

    -Правильно, существуют две версии – 1)человек– это Божественное творение, 2) человек произошел от обезьян, но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в Земле.

    А теперь посмотрите на рисунки в учебнике и попробуйте описать внешний вид наших предков.

    Давайте дополним наши знания сведениями из учебника (чтение в учебнике)

    Правильно. Посмотрите на слайд (слайд подтверждает сказанное)

    -Ребята, откройте, пожалуйста, вторую страницу нашей рукописной книги и скажите: какой вопрос мы рассмотрим следующий?

    -Что такое орудия труда? (Слайд подтверждает сказанное детьми)

    -Посмотрите, пожалуйста, слайды и догадайтесь, предположите: для чего можно было использовать данные орудия труда. Где их могли применять? (Слайды с орудиями труда)

    - Обезьяна тоже может использовать камень, чтобы, к примеру, расколоть орех, но только человек может с помощью этого камня заострить палку и обтесать дубину.

    Прочтите в ней вопрос и дайте на него ответ.

    -Ребята, даже ученым, писателям, историкам, которые заняты умственным трудом, надо отдыхать. Отдохнем немного и мы и проведем физкультминутку.

    Физкульминутка

    А теперь подумайте, какая главная проблема стояла перед людьми в тот период времени?

    - Открываем третью страницу нашей книги. Какую?

    -Ребята, попробуйте предположить, как люди добывали себе пищу?

    Правильно, собирали то, что дает природа, а что такое собирательство? (Слайд)

    Как еще наши предки могли добывать себе пищу?

    Правильно, еще одним важным занятиям наших предков была охота. А что такое охота? (Слайд)

    Ребята, давайте на основе слайдов выясним, как охотились люди много лет назад. (Слайды)

    Переходим на четвертую страницу нашей книги. Какую?

    Очень важным событием в жизни первобытных людей было овладение огнем. Огонь – это опасность. Даже современный человек подчас не может совладать с огненной стихией, а что же говорить о первобытных людях, которые не имели никаких средств защиты от пожаров. Представьте себе: молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди.

    - Ребята, попробуйте предположить. Как же человек смог овладеть огнем? Я вас попрошу потереть ладошки. Тепло? Что-то подобное испытывал человек, когда долго тер кусочки сухого дерева. В результате чего появился огонь. А какие еще способы добывания огня вы можете предложить? Дайте свои варианты ответа

    Прочтите в учебнике последний абзац со слов: «…на стоянках людей…      на своих стоянках…»

    Выполним задание в нашей рукописной книге.

    Итак, почему же древнейший человек не мог прожить в одиночку?

    Я назову свою книгу «Древнейшие люди».

    Я считаю, что надо назвать книгу «Наши далекие предки»

    Я думаю, что моя книга будет называться «Первобытные люди»

    Моя книга будет называться «Жизнь первобытных людей».

    Первая страница нашей книги называется «Наши далекие предки»

    Древнейшие (первобытные) люди – это люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и городов.

    Согласно научным данным, более 2 млн. лет назад появились на Земле люди.

    Дети находят территорию в атласах и обозначают ее в контурных картах.

    В Африке не бывает морозов и холодных зим.

    В теплых местах богатая и разнообразная растительность и животный мир.

    Я думаю, что человека создал Бог.

    Я считаю, что человек произошел от обезьяны.

    Дети дают описание

    Мы будем рассматривать вопрос «Орудия труда»

    Орудия труда – это то, чем человек работает.

    Я догадался, что это орудие из камня применяли, чтобы заострить палку.

    Я думаю, что это палка-копалка, ею копали землю наши предки.

    Я считаю, что это дубина для охоты.

    Это каменное рубило и копье.

    Дети читаю вопрос и дают ответ. Чем древнейший человек отличался от животного?  Умение изготовлять орудия труда явилось главным отличием древнейших людей от животных. (Запись в тетрадях-книгах).

    Физкультминутка

    Люди должны были выжить. Они должны были добыть себе пропитание (пищу). Должны были защитить себя от нападений.

    Третья страница нашей книги – это «Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой».

    Древнейшие люди собирали то. Что дает природа – съедобные коренья, улитки, плоды и ягоды, дикорастущие злаки, рыбу и яйца птиц.

    Собирательство – это одна из форм хозяйственной  деятельности человека)

    Наши предки охотились.

    Охота – это главный способ добычи пищи.

    Вместе ходили на охоту. Забивали слабых, больных, отбившихся от стада. (Рассказы  детей). Охотились все вместе, сообща. У наших предков был совместный труд по добыванию пищи.

    Четвертая страница нашей книги – это «Овладение огнем»

    Тепло.

    Это могло быть молнией зажженное дерево, и смельчаки к нему приблизились. Тогда и было сделано открытие: сунешь ветку в пламя – поймаешь огонь!

    Горящая лава вулкана.

    Дети выполняют задание в книге.

    Дети читают текст. Задание. Прочтите отрывок из повести Ж. Рони–Старшего «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы.

    «…В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мёртв! Они поддерживали его в трёх клетках… Даже в самые тяжёлые времена поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота…И вот теперь он мёртв!.. Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель…»

    Вопросы:

    1. Как сохраняли огонь первобытные люди? (Они поддерживали в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота).

    2. Почему потеря огня считалась большим несчастьем? (Долгое время люди не умели добывать огонь, после потери огня их ждала гибель).

    В одиночку человек не мог прожить, так как его ждала гибель. Охотились все вместе, сообща. У наших предков был совместный труд по добыванию пищи.

    6 этап. Включение нового знания в систему знаний

    Проверим, ребята, как вы усвоили изученное сегодня на уроках.

    Выполните задание на последней странице вашей книги, впишите недостающие слова.

    Закрепление: вписать недостающие слова

    Древнейшие люди жили на земле более _____________________ лет назад

    Главным отличием древнейших людей от животных было_______________

    Древнейшими орудиями труда были____

    У древнейших людей было 2 главных способа добывания пищи_________

    Проверяют выполнение работы

    Закрепление: вписать недостающие слова

    Древнейшие люди жили на земле более более 2 млн. лет назад  лет назад

    Главным отличием древнейших людей от животных было Умение изготовлять орудия труда явилось главным отличием древнейших людей от животных

    Древнейшими орудиями труда были палка-копалка, дубина

    У древнейших людей было 2 главных способа добывания пищи – собирательство и охота

    7 этап. Рефлексия и оценивание

    Напоминаю критерии оценки

    Отметка «5»: ответ полный и правильный

    Отметка «4»: ответ полный и правильный, но при этом допущены две-три несущественные ошибки

    Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка

    Сегодня я узнал…

    Было интересно…

    Я понял, что…

    Я научился…

    Меня удивило…

    Мне захотелось…

    Я не понял…

    Учащиеся оценивают свою работу, считая правильные и неправильные ответы.

    8 этап. Домашнее задание

    Инвариативная часть: параграф 1, оформить книги.

    Вариативная часть: составить рассказ: «Чем бы я помог древнейшим людям, если бы оказался у них в гостях»


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Закрепление: вписать недостающие слова

    Древнейшие люди жили на земле более _____________________ лет назад

    Главным отличием древнейших людей от животных было__________________________________________________________________________________________________________________________

    Древнейшими орудиями труда были________________________________

    ______________________________________________________________

    У древнейших людей было 2 главных способа добывания пищи_________

    ________________________________________________________________

    Закрепление: вписать недостающие слова

    Древнейшие люди жили на земле более _____________________ лет назад

    Главным отличием древнейших людей от животных было__________________________________________________________________________________________________________________________

    Древнейшими орудиями труда были________________________________

    ______________________________________________________________

    У древнейших людей было 2 главных способа добывания пищи_________

    ________________________________________________________________

    Закрепление: вписать недостающие слова

    Древнейшие люди жили на земле более _____________________ лет назад

    Главным отличием древнейших людей от животных было__________________________________________________________________________________________________________________________

    Древнейшими орудиями труда были________________________________

    ______________________________________________________________

    У древнейших людей было 2 главных способа добывания пищи_________

    ________________________________________________________________


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 4

    Тема урока: «Древнейшие люди»

    Слайд 5

    Древнейшие (первобытные) люди – это люди, которые жили до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов

    Слайд 8

    Орудия труда –это то, чем человек работает

    Слайд 10

    Умение изготавливать орудия труда явилось главным отличием древних людей от животных

    Слайд 11

    Собирательство –одна из форм хозяйственной деятельности человека Охота – это главный способ добычи пищи

    Слайд 13

    Домашнее задание Параграф 1, оформить книги Составить рассказ на тему: «Чем я помог древнейшим людям, если бы оказался у них в гостях»

    Слайд 14

    М О Л О Д Ц Ы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древний Восток" 5 класс.

    Тип урока: повторительно-обобщающийФорма урока: командная развивающая игра.Форма организации ученой деятельности: групповая  /командная/Цели урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания ...

    Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция» 5 класс

    Повторително-обобщающий урок  по теме «Древняя Греция»  5 класс...

    Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция» 5 класс

    Повторительно-обобщающий урок  по теме «Древняя Греция»  5 классИспользуемые технологии: информационно-коммуникативные технологиипроектные технологии...

    План-конспект урока по теме "Древняя Греция"

    План-конспект итогового занятия по теме....

    Конспект урока "Обобщение темы "Древний Египет"

    Урок-обощение  спланирован в форме игры- путешествия с применением приемов ТРКМ. Данная разработка может применяться при проведении внеклассных мероприятий по истории. Кроме этого, приложен самоа...