Конспект урока "Обобщение темы "Древний Египет"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Лобань Наталья Николаевна

Урок-обощение  спланирован в форме игры- путешествия с применением приемов ТРКМ. Данная разработка может применяться при проведении внеклассных мероприятий по истории. Кроме этого, приложен самоанализ урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщение раздела «Древний Египет».

Цели урока:

          Образовательная: обобщить и систематизировать знания по теме «Древний Египет», повторить основные понятия, события. 

Развивающая:  способствовать формированию навыков самостоятельной работы и развитию критического мышления, выделять и актуализировать важнейшие явления и процессы.         

Воспитательная: воспитывать интерес к истории,  уважение к цивилизационным достижениям предшествующих эпох.         

Планируемые результаты

Предметные: закрепляют и учатся применять полученные знания по теме «Древний Египет» на практике.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и определяют последовательность действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Личностные: умеют правильно оценивать свои и чужие действия, поступки, мысли.

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийная установка, жетоны, карточки настроения.

Межпредметные связи: география, литература, МХК.

Вид урока: обобщение и систематизация знаний с использованием межпредметных связей.

Тип урока: игра - путешествие

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Актуализация опорных знаний.

     Фронтальная беседа:

  Какую тему мы с вами закончили изучать?

  Что вы узнали о Древнем Египте?  

3.Постановка целей и задач.

Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? А что конкретно будем повторять? Как вы думаете, а зачем нам нужны знания о Древнем Египте?

 

4. Повторение и обобщение изученного материала через игру - путешествие.  5. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).

 Итак, сегодня мы проведем путешествие по Египту. Так как Египет расположен вдоль реки, то мы поплывем на лодках. Во время путешествия вы будете выполнять различные задания и получать за это жетоны – золотой жук-скарабей, священный амулет древних египтян. Ваша задача накопить как можно больше жетонов.

       Итак, отправляемся в плавание. Садимся правильно, чтобы не устать в долгом путешествии.

Задание 1 В начале путешествия мы должны раскрыть тайну  – тайну старинной рукописи. Рукопись  такая старая, что части текста уже не видно. Мы должны восстановит текст.  ( индивидуальная работа).  Опишите географическое положение Египта, заполнив пропуски в тексте:

Египет находится  на  северо-…………………… Африки.  Главная река Египта ……….. впадает в………………………….. море. Египет в ширину имел протяженность всего……………..километров.

 (СЛАЙД  5).  Пользуясь текстом слайда, проверьте правильность    работы своего соседа.

---------------------------------------------------------------------------------------    

Причаливаем к берегу, на котором расположены зеленеющие поля и крестьяне, работающие на них. Но что это…Одновременно  с нами подплывает лодка, с  которой  на берег сходит  человек с глиняной табличкой в руках и какой-то палочкой за ухом. Вместе с ним несколько мужчин с прутьями и палками в руках. Кто эти люди? (Писец и стражники). Зачем они здесь? (Собирать налоги). С какой целью собирались налоги?(для пользы фараона и вельмож). (СЛАЙД 6).

Задание 2. Работа с терминами.

1.Правитель Египта……(фараон)

2.Помошники фараона, помогавшие ему управлять государством(вельможи) 

3.Грамотный египтянин, занимающийся сбором налогов (писец) 

4.Сбор в пользу государства   (налог) .        

5.Основное занятие египтян (земледелие)

6.Особое приспособление, при помощи которого египтяне поливали высоко расположенные сады и огороды  (шадуф

 

  Оставим писцов собирать налоги, а нам пора плыть дальше. Поплыли. Что же мы видим на левом берегу Нила? Большое скопление людей. Это войско фараона готовимся к походу. Воины должны уметь быстро реагировать, поэтому мы, как воины проведем блиц-опрос. Я задаю вопрос, а вы на него мгновенно отвечаете. Отвечает тот, кто первым поднимет руку.(СЛАЙД 7)

Задание 3. Блиц-опрос (7-З)

Знаете ли вы, с какой целью фараоны ходили в завоевательные походы?

Знаете ли вы, какие территории завоевали египетские фараоны?

Знаете ли вы, из каких видов войск состояла армия фараона?

Знаете ли вы, как выглядела боевая колесница?

Знаете ли вы, зачем из завоеванных земель гнали толпы пленников?

Знаете ли вы, кому доставалась военная добыча?

Знаете ли вы, как происходил набор солдат в армию фараона?

Плывем дальше. Мы видим на берегу величественное сооружение. Что это? (Храм).  (СЛАЙД 8)

Физпауза. Давайте почтим древних богов и “оживим” древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

 

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

 

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.

 

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

 

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

 

 

 Кистями рук делаем “фонарики”

 

 Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

 

Вытянуть руки перед собой, кистями

изображаем плеск рыб.

 

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

Задание 4. Назови имя бога.

Послушайте стихотворение и попытайтесь  определить, какое задание мы сейчас будем выполнять.

Стоим перед богом по имени Гор.

С большим удовольствием смотрим в упор:

При всем человечьем обличье имеет он голову птичью!

Он рядом с богине стоит львинолицей.

А рядом богиня-корова теснится.

Мы видели бога по имени Тот,

А также богиню по имени Нут…

Мы помнили точно, кто этот, кто тот,

Наверное целых пятнадцать минут.

        1.Амон – Ра – бог солнца

        2. Геб – бог земли

        3.Тот – бог мудрости

        4.Бастет – богиня красоты

А нам надо  плыть дальше. Посмотрите мы проплываем  мимо древней школы.

Задание 5 . (работа в группах).  Исправь ошибки  в тексте.

  Один   хвастун утверждал, что с помощью «машины времени» побывал в Древнем Египте. Он рассказал, что  оказался на правом берегу Нила. - В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой, как известно, находился храм.  Я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, пирамида  давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась. Мне предложили посмотреть единственное из дошедших до нас семи чудес света Древнего мира - Большого Сфинкса, охраняющего Долину царей. Я долго блуждал, пока не пришел в древнюю школу, там ученики учились писать. Писали они на бумаге тростниковыми кисточками красивые буквы. Я спросил, а все ли дети учатся в школе, мне ответили, что все. -Перестань выдумывать, - прервали рассказчика слушатели, - ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе 5  исторических ошибок.  Найдите  и опишите эти исторические ошибки.

6. Оценка результатов урока. Рефлексия. Итог путешествия. Закончилось ваше путешествие по Древнему Египту. Вы были очень активны.  Какую роль сыграла  достижения Древнего Египта  для современной цивилизации? (стали  основами для развития современной цивилизации).

      Сформулируйте ваше мнение об уроке. Ваши пожелания. Что понравилось?  Какие чувства испытываете после урока: если положительные – красная карточка, если отрицательные – синяя.

7.Подведение итогов. Подсчет жетонов. Выставление оценок.

До 3 жетонов –«3»

4-5 жетонов – «4»

5 и более жетонов –«5»

Анализ урока

 

Тема урока:  Обобщение раздела «Древний Египет»

 Для урока задана триединая цель, составные части которой логически взаимосвязаны между собой:

          Образовательная: обобщить и систематизировать знания по теме «Древний Египет», повторить основные понятия, события.

         Развивающая:  способствовать формированию навыков самостоятельной работы и развитию критического мышления, выделять и актуализировать важнейшие явления и процессы.

        Воспитательная: воспитывать интерес к истории,  уважение к цивилизационным достижениям предшествующих эпох.

Планируемые результаты

Предметные: закрепляют и учатся применять полученные знания по теме «Древний Египет» на практике.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и определяют последовательность действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Личностные: умеют правильно оценивать свои и чужие действия, поступки, мысли.

Тип урока:  – урок - путешествие.

Вид урока: обобщение и систематизация знаний с использованием межпредметных связей. Заявленная структура занятия рациональна для достижения основных целей урока. В ней выделяется 7 этапов, которые логически взаимосвязаны между собой и являются способами достижения заданной на урок цели.

  • организационный момент;
  • актуализация знаний;
  • формулирование выводов по изученному материалу;
  • сообщение целей урока;
  • выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;
  • проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
  • оценка результатов урока;
  • подведение итогов;
  • задание на дом (не всегда).

 Для данного урока были выбраны следующие сочетания форм и методов обучения:

методы – словесные, наглядные, практические, проблемный;

средства –  мультимедийная установка

оборудование:  презентация, раздаточный материал, жетоны; карточки настроения.

формы организации работы - коллективная, групповая (в парах) работа, индивидуальная.

Приёмы -  работа с текстом, фронтальный опрос, словарная работа, работа с иллюстрациями на слайдах.

Была организована работа по развитию критического мышления учащихся:

  1. Прием «7-з»
  2. Исправление фактических ошибок в тексте;
  3. При постановке целей урока.
  4. При самооценке

Задания  подбирались  в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их подготовки.

   Был организован контроль за уровнем ЗУН учащихся.   За правильный ответ они  поощрялись  жетонами.

    Психологическая атмосфера на уроке: доброжелательная,  обучающиеся  работали в силу своих возможностей.

  Урок  построен с учетом межпредметных связей:  с географией, литературой, МХК.

    На уроке  выполнялся гигиенический режим: контроль за посадкой, физпаузы, карточки зеленого цвета.

 

 Достижения Древнего Египта  стали  основами для развития современной цивилизации. Эти исторические реалии необходимы в багаже знаний учеников для дальнейшего образования и развития




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторительно - обобщающий урок Тема: Древний Египет

Слайд 2

Цель урока Обобщить и систематизировать знания по изученной теме.

Слайд 3

Географическое положение Управление и хозяйство Завоевания Религия, культура ? ? ? ?

Слайд 4

Игра - путешествие

Слайд 5

Географическое положение Египет находится на северо-востоке Африки . Главная река Египта – Нил впадает в Средиземное море. Египет в ширину имел протяженность всего 10-15 километров.

Слайд 6

Управление. Хозяйство.

Слайд 7

Завоевания.

Слайд 8

Религия.

Слайд 9

Хвалебная песня Богу.

Слайд 11

А мон – Ра – бог солнца

Слайд 13

Г еб - б ог земли

Слайд 15

Т от - Бог мудрости

Слайд 17

Бастет – богиня красоты

Слайд 19

Н ут - б огиня неба

Слайд 20

Культура.

Слайд 21

Один хвастун утверждал, что с помощью «машины времени» побывал в Древнем Египте. Он рассказал, что оказался на правом берегу Нила. - В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой, как известно, находился храм . Я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, пирамида давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась. Мне предложили посмотреть единственное из дошедших до нас семи чудес света Древнего мира - Большого Сфинкса, охраняющего Долину царей. Я долго блуждал, пока не пришел в древнюю школу, там ученики учились писать. Писали они на бумаге тростниковыми кисточками красивые буквы. Я спросил, а все ли дети учатся в школе, мне ответили, что все . -Перестань выдумывать, - прервали рассказчика слушатели, - ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе 4 исторических ошибки .

Слайд 22

Откуда произошли следующие выражения: 1 .«С красной строки» 2. Время течет как вода»

Слайд 23

Считаем результаты. До 3 жетонов –«3» 4-5 жетонов – «4» 6 и более жетонов –«5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения в 5 классе по теме "Древний Египет"

Интерактивный урок обобщающего повторения проходит в динамичной форме - игра.  В результате учащиеся могут повторить основные события истории древнейшего государства на земле - Египта. Испо...

Конспектурока по теме: "Л.Н. Толстой-участник обороны Севастополя".

В данной работе учитель знакомит детей с биографией Л.Н. Толстого, как участнике обороны города-героя Севостополя. Тем самым, продолжая  воспитывать чувство патриотизма, нравственности у учащихся...

Обобщение по теме «Древний Египет».

История Древнего мира 6 класс Тема: Обобщение по теме «Древний Египет». Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Древний Египет», проверить знания учащихся по тем...

Викторина. Обобщение тем "Древний Египет", "Междуречье".

Игра поможет учащимся проверить знания по Древнему Египту и Междуречью....

Повторение и обобщение по теме " Древний Египет"

Данный тест содержит 10 заданий по теме " Древний Египет"., составлен в многофункциональном онлайн конструкторе тестов   Online Test Pad...

Урок-обобщение на тему "Древний Египет"

Урок общеметодологической направленности (обобщение)....