Урок обобщения в 5 классе по теме "Древний Египет"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Нефёдова Елена Марьяновна

 

Интерактивный урок обобщающего повторения проходит в динамичной форме - игра.  

В результате учащиеся могут повторить основные события истории древнейшего государства на земле - Египта. Используемые приемы и методы работы способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, совершенствованию их познавательных способностей.   Формы работы на уроке не только развивают организацию кооперирования, сотрудничества учащихся при решении определенных задач, но и формируют чувство взаимной ответственности за общее дело.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_5_klasse.doc247 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обобщения в 5 классе

 по теме «Древний Египет»

Цели и задачи:

  • Повторить основные события истории древнейшего государства на земле - Египта;
  • Совершенствовать систему усвоения учащимися базовых знаний, умений и навыков;
  • Развивать  критическое мышление в процессе обучения;
  • Активизировать мыслительную деятельность учащихся и их познавательные способности, используя активные методы и формы работы на уроке;
  • Развивать мотивацию к учению, познавательные интересы, стремление к осознанному усвоению учебного материала, участию всех учеников в учебной деятельности;
  • Способствовать развитию организации кооперирования, сотрудничества учащихся при решении определенной задачи, формировать чувство взаимной ответственности за общее дело.

Тип урока: урок-игра

Оборудование:

На уроке используется:  компьютер, проектор, экран

Опережающее задание:

 класс делится на 3 группы (команды), каждая группа придумывает название, девиз и рисует свою эмблему, а так же  выбирает из своего состава капитана. Для капитана дополнительное домашнее задание – составить рассказ-экскурсию на тему «Путешествие  в долину царей»

Ход урока.

Вступительное слово учителя:

- Сегодня на уроке нам предстоит совершить увлекательное путешествие в древнейшее государство мира – Египет. Это путешествие позволит нам еще раз «встретиться» с жителями этой древней страны, прикоснуться к древней религии и мифологии, научным знаниям и достижениям культуры.

Совершать путешествие мы будем командами, во главе с отважными капитанами, которые постараются привести вас только к победе и преодолеть все трудности на пути. А сейчас капитаны представят нам свои команды

(представление команд).

Началом пути нашего путешествия будет самый известный памятник прошлого, символ Египта – пирамида (слайд № 1) Каждый блок пирамиды – это определенное  задание- направление  маршрута, преодолев которое можно будет приступать к следующему заданию. Желаю удачи в пути!

Структура урока.

Урок проходит по траектории, заданной самими учащимися (т.к. они сами выбирают тип задания), может быть остановлен в любой момент и на любом задании. Предлагается максимальный набор заданий, включающий в себя проверку знаний по всем разделам темы.

№№

п/п

Название и тип задания

Время работы

Баллы

1

Занятия древних египтян  

(составление рассказов по теме)

5 минут

5 баллов

2

«Переводчики» с египетского

(проверка понятийного аппарата)

5 минут

8 баллов

3

Памятники культуры Египта

(проверка логического мышления)

3 минуты

3 балла

4

Разгадывание чайнворда

5-7 минут

12 баллов

5

Жители древнего Египта

(по предложенной характеристике узнать о ком идет речь)

5 минут

7 баллов

6

Научные знания в Древнем Египте

5 минут

5 баллов

7

Конкурс капитанов (по предложенному заданию (картинный ряд) составить маршрут экскурсии и провести ее)

6 минут

5 баллов

8

Загадки (проверка логического мышления)

2 минуты

2 балла

9

Военные походы фараонов (умение работы с картой)

3 минуты

4 балла

По истечению времени отведенного на выполнение каждого задания, ребята отчитываются  (устно или если это тестовое задание сдают письменный ответ) и получают общие баллы за работу всей группы.

Команда, набравшая лучший бал, имеет право выбирать следующее задание.

Задания для повторения:

Задание №1.

Вам необходимо составить рассказы из предложенных слов об одном из занятий в Египте и озаглавить его

1 группа: Нил;  орошение полей;  суховей;  каналы;   разлив;  шадуф;  насыпи; высокие урожаи;  земледельцы.

2 группа:  Войско;  фараон;  боевые колесницы;  захваты;  пехота; рабы;  лучники;  война; богатая добыча.

3 группа: Покойник; царство мертвых;  мумия;  бальзамирование; смерть;  сердце;   книга мертвых;  весы.

Задание № 2.

«Переводчики» с египетского. Учащимся необходимо соотнести слова в левом и правом столбиках таблицы. Ответы записываются на заранее заготовленных учителем бланках

1.  Саркофаг

 А.  Знатный человек, ближайший помощник  царя

2.  Вельможа

Б. Сбор в пользу государства

3.  Сфинкс

В. Место впадения реки в море

4.  Иероглиф

Г. Специальный гроб, куда помещали тело покойного

5.  Налоги

Д. Выпуклое изображение на камне

6.  Дельта

Е. Царь в древнем Египте

7.  Рельеф

Ж. Статуя, изображающая льва с головой человека

8.  Фараон

З. Знаки- буквы в Египте

Задание № 3.

Учащимся необходимо в предложенном картинном ряду выбрать памятники египетской культуры (указать лишние) и дать название каждому.

Задание № 4.

В этом задании предстоит разгадать чайнворд. Он представлен в виде одного из памятников  страны – пирамиды. Подниматься нужно по ступеням снизу вверх и необходимо учесть, каждая последняя буква в слове, является первой в следующем слове. В итоге, путешествие завершается в древней столице Египта.

Задания для чайнворда

  1. Материал для письма
  2. Фигура льва, с головой человека
  3. Злой бог пустынь и суховеев
  4. Имя одного из египетских фараонов
  5. Мастер, который вырезает из дерева, высекает из мрамора художественные изображения
  6. Подневольный человек
  7. Богиня в виде кошки
  8. Стенобитный снаряд
  9. Сборы в пользу государства
  10. Богиня, жена Осириса
  11. Ученый, изучающий звездное небо
  12. Столица Египта

       

12

11

10

9

6

7

8

5

1

2

3

4

Задание № 5.

Викторина - «Жители древнего Египта».  В этом задании ребятам предстоит по предложенной характеристике узнать и назвать о ком идет речь.

  1. «Один из них вымазан сажей, руки у него в мозолях и работает он день и ночь. Другой – чтобы наполнить желудок в кровь сбивает себе пальцы. У третьего при работе всегда согнуты колени. Такова судьба этих людей…»(ремесленники)
  2. «Ему кричат: «Подай зерно!»,- а его нет. Тогда  избивают его батогами, его жена связана, перед ним его дети в путах…»(земледельцы)
  3. «Если его назначают носителем царских сандалий – это для него уже большая честь. Он должен сгибать спину перед своим господином и только тогда его дом будет полон имущества»(вельможа)
  4. «Он знает особые молитвы, хранимые в тайне от других людей. Он может разговаривать с богом, но даже он не может повернуться к богу спиной»(Жрецы)
  5. «Он – солнце, видящий лучами своими. Он – сын бога и сам великий бог»(фараон)
  6. «Они должны работать, принуждаемые к этому ударами бича, и только смерть кладет конец их мучениям и нуждам»(рабы)
  7. «Обрати свое сердце к книгам. Нет ничего выше книг и тогда ты получишь эту должность, она лучше всех других должностей. Ты будешь освобожден от повинностей и от уплаты налогов, от работы мотыгой. И ты будешь выходить в белой одежде, тебя все будут почитать и  приветствовать»(писцы)

Задание № 6.

Уже в древности в Египте наука достигла больших высот, и египтяне использовали эти знания в различных видах деятельности. Учащимся предстоит,  используя современные знания, вспомнить о научных знаниях в Древнем Египте (каждая группа получает свое задание)

Задание для 1 группы.              

Решите задачу:

Фараон ТУТАНХАМОН правил в Египте с 1351 по 1342 гг.до н.э.

Сколько лет правил фараон?

Сколько лет прошло с момента его смерти до наших дней?

Сколько это тысячелетий и сколько полных веков?

Задание для 2 группы

Выберите правильный ответ в каждом ряду:

1. Из чего изготавливали оружие в Египетской армии?

Железо, бронза, сталь, медь

2. Какие научные знания были необходимы для постройки пирамид?

Астрономия, медицина, математика

3.Какие научные знания были необходимы для бальзамирования покойного?

Письменность, астрономия, медицина

4. Какой французский ученый первый разгадал египетские иероглифы?

Птолемей, Шампольон, Тутмос

5. Какие буквы могли обозначать таким иероглифом

  • «М», «Т», «С», «К», «Р», «В»

Задание для 3 группы:

Работа с текстом.   ЗАДАНИЕ:  Внимательно прочтите текст. В нем допущено 12 исторических ошибок.  Вам необходимо подчеркнуть те места, где они находятся, а после текста написать правильные варианты.

В ДРЕВНЕМ  ЕГИПТЕ

        По берегам реки Нил, впадающей в Красное море, располагался Древний Египет. Трудолюбивый народ, населяющий эту страну, создал прекрасное государство, расположенное в верховьях величайшей африканской реки.  Территория Египта значительно увеличилась около 2500 г. до н.э. в результате завоевательных походов фараона Тутанхамона. Единственным из дошедших до нас семи чудес света Древнего мира стал Большой Сфинкс, охраняющий  Долину Царей.

        Рабы в Древнем Египте решили увековечить свои имена и поэтому стали строить себе пирамиды-гробницы. Самой маленькой была пирамида бедняка Хеопса. Высота ее была 15 метров. На ее постройку пошло всего 25 каменных глыб весов по 20 килограммов  каждая. На постройке пирамиды работало всего 100 человек, за 3 года пирамида была готова.

Задание № 7.

Конкурс капитанов. К нему капитаны команд готовились заранее, они составили  рассказ на тему экскурсии «Путешествие в долину царей»,

       

 в которой должны были отразить самые интересные и яркие эпизоды истории. На уроке капитаны проводят свои экскурсии, используя иллюстрации со слайдов. Оценивается оригинальность, интересность рассказов,  их соответствие картинному ряду и учитывается время, отведенное на рассказ

( не более 2-х минут у каждого).

Задание № 8.

Ребятам необходимо разгадать ребусы и прочитать зашифрованные здесь слова.

       

Задание № 9.

Египетские фараоны часто совершали военные походы, в случае победы, они приводили не только рабов-пленников, но много награбленного имущества из стран, куда их совершали. В ХУ веке до н.э. одним из величайших завоевателей Азии был фараон Тутмос III.

ЗАДАНИЕ:

  Из предложенного списка стран, соседей Египта, выбрать только те, куда он совершал военные походы.

Китай     Нубия      Персия      Палестина     Индия     Ливия
Финикия      Византия    

         

Рефлексия.

 В конце урока учитель подводит итоги данного путешествия, называет победителей (обычно на этом уроке все команды отлично справляются с заданием и бывают только победители).

Так как эмоциональный настрой у ребят позитивный, то его изучение не требует дополнительных методик.

Роль и функция учителя на данном уроке:  

Координатор,  технический оператор, судья (оценивает работу команд, выставляет баллы, определяет победителей)

Домашнее задание:

Используя иллюстрации учебника к разделу «Древний Египет» составить рассказ на наиболее для вас интересную тему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения 8 класс Односоставные предложения

Урок обобщения 8 класс Односоставные предложения. Данный урок составлен с требованиями ФГОС....

имя существительное(урок обобщение) 6 класс

Урок - обобщения знаний .Тема: имя существительное, 6 класс. Форма урока: урок - практикум.Форма обучения: групповая, коллективная....

конспект урока обобщения 8 класс МКСКОУ СКОШИ VIII вида Тема "ДРОБИ, СЛОЖЕНИЕ ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ"

Урок обобщения проводится в форме интеллектуальной игры, что активизирует школьников на применение уже полученных знаний  в течение всего урока в новых ситуациях. Они не отвлекаются и стараются д...

Урок-обобщение 8 класс по теме"Классы неорганических соединений"

Данную разработку урока можно использовать при закреплении материала по теме "Классы нерганических соединений" 8 класс...

Имя существительное (урок-обобщение, 5 класс)

Урок-обобщение по теме "Имя существительное". Проводится в 5 классе после изучения темы....

Урок по теме "Магнитные явления.Урок обобщение" 8 класс

Урок закрепления знанаий  по теме "Магнитные явления"...

УРОК-ОБОБЩЕНИЕ 9 класс с углубленным теоретическим и практическим изучением химии

обобщить знания учащихся об основных свойствах элементов – металлов главных подгрупп I-III групп и побочных подгрупп периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, а также  образуемы...