Конспект урока на тему "Древняя Спарта"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Окрачкова  Яна Геннадьевна

5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevnyaya_sparta.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

        КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ        

  1. Тема урока: «Древняя Спарта»
  2. Целевые установки урока:
  • образовательная цель: познакомить обучающихся с географическими и природными условиями Древней Спарты, основными занятиями спартанцев, рассмотреть основные группы населения, органы управления Спарты, изучить жизнь в Спарте, подчинённую военным законам, раскрыть причины такого общественно-политического устройства, познакомить с особенностями воспитания спартанских детей.
  • воспитательная цель: воспитание интереса к истории как к предмету, воспитание интереса к изучению истории Древней Греции, воспитание готовности встать на защиту своей Родины.
  • развивающая цель:  развитие умения работать с исторической картой, источниками, текстом учебника;  развитие умения сравнивать, анализировать, решать проблемные задачи,  отвечать на поставленные вопросы по существу, работать в парах; формирование умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.
  1. Тип урока: комбинированный
  2. Литература:
  • А.А. Вагасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.  – М.: Просвещение, 2013. – 287 с.
  • Г.И. Годер Рабочая тетрадь Всеобщая история. История Древнего мира, Ч.2, 5 класс.  / Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с.
  1. Интернет сайты:
  1. Технические средства обучения:
  • Компьютер;
  • Экран;
  • Проектор;
  • Доска;
  • Мел.

План урока

Деятельность

учителя

Деятельность

 обучающихся

1.Организационный момент

Учитель приветствует обучающихся: «Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь!».

Проверка отсутствующих.  

Обучающиеся приветствуют учителя стоя и молча, затем садятся на свои места.  

Староста называет отсутствующих.

2.Актуализация знаний (проверка домашнего задания)

Ребята, приступим к проверке домашнего задания. Я буду загадывать вам загадки по пройденным темам из раздела «Древняя Греция», а вы поднимать руку и отвечать.  

1. Он написал про Илион и Одиссея,
И греки его чтят, любя.
Но до сих пор гадают, где, когда
Он сочинял поэмы, там живя.

2. Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять. 

3. Для всех свободных афинян – 
И не только для крестьян –
В государстве есть удел – 
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти. 

4. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал, 
Перед людьми отчет держал?
 

5. Знать совет свой создала, 
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю вошла.
Как же звали тот совет –
Выдай правильный ответ. 

6. Что за камень появился
На земле крестьянина?
Долг у него получился – 
Зерно не отдано сполна. 

7. Он уваженье всех снискал
За то, что был умен и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил. 

Гомер

Демос

Народное собрание

Демократия

Ареопаг - совет знати

Долговой камень

Солон

3. Вывод учителя по предыдущей теме урока.

Молодцы, все загадки отгадали верно. Мы с вами вспомнили об устройстве жизни в Афинском государстве, но Афины – это не единственный полис Древней Греции.  

4.Определение темы урока

Теперь мы с вами переходим к изучению новой темы – будем изучать другой полис Древней Греции.

Давайте посмотрим с вами на кругограмму и карту Древней Греции (слайд 1)  и попробуем отгадать о каком же полисе пойдет сегодня речь. Вам необходимо соединить в кругограмме буквы так, чтобы получилось название одной из областей Греции.

Верно, здесь была зашифрована область – Лаконика.

Давайте посмотри на карту и определим какое же крупный город там расположен.

О каком же государстве сегодня пойдет речь?

Лаконика

Спарта

Спартанское государство

5.Новая тема урока «Древняя Спарта».

План урока:

1)Географическое положение  и природные условия Древней Спарты.

2)Спартанцы и илоты.

3) Спарта - военный лагерь.

4)Спартанское воспитание.

Верно, тема нашего урока: «Древняя Спарта». Запишите тему в тетради.

Давайте представим себя в роли журналистов, которым поручили написать заметку  в известный исторический журнал на тему «Древняя Спарта» - именно эта заметка станет вашим домашним заданием на следующий урок. Она должна состоять всего из 10 предложений и рассказывать о географическом положении Спарты, ее составе населения, нравах и обычаях местных жителей.  Я думаю прямо сейчас, вам трудно будет справиться с этим  непростым заданием. И поэтому я предлагаю вам перенестись назад в прошлое и очутиться в Древней Греции, на территории которой и находился данный полис.

Чтобы написать статью нам нужно рассмотреть следующие вопросы (слайд 2):

1.Географическое положение и природные условия Древней Спарты.

2. Спартанцы и илоты.

3. Спарта - военный лагерь.

4.Спартанское воспитание.

В конце урока нам нужно ответить на вопрос: «Каковы особенности Спартанского государства?», а также сравнить географическое положение и основные занятия населения Афин и Спарты. (слайд 3)

1)Работа с картой (слайд №4, учебник – стр. 111)

Вопросы:

1.Где расположена Древняя Спарта?

2.Какие области принадлежали Спартанскому государству?

3.Есть ли плодородные земли на территории Спартанского государства?

4.Удобные ли условия для мореплавании в древней Спарте?

Мы с Вами верно определили географическое положение Древней Спарты: Древняя Спарта  расположена в Южной Греции на полуострове Пелопоннес,  Спартанскому государству принадлежали две области: Лаконика и Мессения. В Лаконике и Мессении было много плодородных земель, особенно в долине реки Эврот. Условия для мореплавания не очень благоприятны.

Дорийцы (греческие племена, пришедшие с севера Балканского полуострова) поработили греческое население Лаконии и Мессении, а плодородные земли забрали себе. Завоеватели, которых было меньше, чем покоренного населения, поселились все в одном месте - на реке Эврот, где возник город Спарта. Завоеватели стали называть себя спартанцами, а покоренное население – илотами – с греч. «захваченные» (местные жители Лаконики и Мессении, покоренные спартанцами, рабы принадлежавшие Спартанскому государству).

Запишите в тетради кто такие спартанцы и илоты:

Спартанцы – Завоеватели жителей Лаконии и Мессении, которые поселились на реке Эврот, где возник город Спарта. Илоты -  местные жители Лаконики и Мессении, покоренные спартанцами, рабы Спартанского государства.

В отличие от Афин, где после реформ Солона рабы были не греческого происхождения, порабощенные спартанцами илоты, были греками и говорили на одном с завоевателями языке (спартанские порядки вызывали возмущение демоса во всей Греции: считалось, что рабами могут быть только иноземцы, но никак не греки).

Захваченная спартанцами земля была поделена между спартанскими семьями на примерно одинаковые участки. Землю обрабатывали илоты, которые жили в небольших поселках по всей стране. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты. Илоты не имели права свободно передвигаться по всей стране, которая некогда принадлежала их предкам. Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, глумились над ними (заставляли пить вино, устраивали избиения).

Илоты составляли большинство населения. Спартанские правители боялись их восстания.

Работа с текстом учебника на  стр. 140-141 (п.1 параграфа 31) (приложение 1)

Давайте поработаем с 1 пунктом нашего параграфа: Найдем что спартанцы делали, чтобы не допустить восстания илотов.

Верно, мы выяснили кто такие спартанцы и илоты, спартанцы – это жители Спарты, которые пришли с севера Балканского полуострова и  поработили греческое население Лаконии и Мессении. А порабощенное население  стали называть илотами.  Чтобы не допустить восстания илотов правители устраивали избиение безоружных людей, спартанских юношей отправляли бродить по окрестностям, чтобы они   убивали илотов.

 

Теперь давайте разделимся на 2  группы и в парах проведем свои маленькие исследования.

 1 группа  будет работать над 3  вопросом «Спарта - военный лагерь»: погостит в военном лагере Спарты и расскажет нам о своих впечатлениях.  

2 группа поработает с 4 вопросом «Спартанское воспитание»: познакомится со спартанским воспитанием и расскажет нам о воспитании спартанских мальчиков

На выполнение задания у вас есть 5 минут.

Работа с документом №1 (приложение №2, слайд 5)

Определите, в каком из представленных ниже документов описана Спарта, а в каком Афины.

Верно, Спарта описана под буквой Б.

Понравилась ли Вам жизнь в Спарте?

Как мы видим, Спарта была противоположностью Афин. Это был некрасивый город. Жизнь в Спарте была организована как в военном лагере. Главное занятие  спартанцев – военное дело.  Спартанцам даже запрещалось обедать дома, они делали это группами по 15 человек. Крепостных стен Спарта не имела. Жители утверждали, что единственная надежная защита города – ее жители.

Работа со схемой (слайд 6)

Давайте посмотри на экран и разберемся как осуществлялось управление в Древней Спарте. А также запишем эту схему в тетради.

Кто осуществлял управление?

Верно, Совет старейшин  обладал огромной и бесконтрольной властью, в него входили 28 геронтов старше 60 лет

Народное собрание  - состояло из мужчин-спартанцев, выбирало старейшин, ведало объявлением войны  и заключением мира .

Цари (два предводителя) – командовали войском. Власть царей передавалась по наследству. Цари входили в Совет старейшин и выполняли послушно  их волю.

Таким образом, мы узнали о том, как была организована жизнь и как осуществлялось управление в Древней Спарте.

Вторая группа у нас проводила исследование о спартанском воспитании. Работа с документом №2 (приложение №3, слайд 7)

1. Как воспитывали подрастающее поколение в Спарте?

2. Что вам понравилось в воспитании спартанцев, а что нет и почему?

Греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству.

Отец относил новорожденного к старейшинам, если был болезненным – сбрасывали с горного обрыва в пропасть. Как мы уже выяснили, в 7 лет детей отбирали у родителей и воспитывали их сообща. 

Воспитатель – уважаемый спартанец.

Учили стойко переносить лишения. Бегали полуголыми и необутыми, спали на подстилках.  

Что такое «спартанские условия»?

Верно. Это очень скоромные и порой тяжелые условия жизни. Кормили скудно, побуждая воровать. Если попался, то избивали плетью за кражу, а за неумелое воровство.

Детей учили говорить кратко, давать меткие и точные ответы, т.е. лаконично. Как вы думаете почему такая речь получило название лаконичной?

Афиняне считали  спартанцев неучами, т.к. грамоту они учили мало, а занимались гимнастикой, учили военные песни.

Отличается ли такое воспитание от современного воспитания в нашей стране.

Верно, конечно же такое воспитание очень сильно отличается от современного воспитания.

Обучающиеся записывают тему урока в тетради.

Обучающиеся выходят к доске и отвечают на вопросы с помощью карты:

1. В Южной Греции на полуострове Пелопоннес.

2.Лаконика и Мессения

3. В Лаконике было много плодородных земель, особенно в долине реки Эврот. Еще плодороднее были почвы Мессении.

4.Имеется выход к морю. Условия для мореплавания не очень благоприятны: удобных бухт мало, берег заболоченный, мели.

Обучающиеся записывают в тетради определения: спартанцы, илоты.

Правители устраивали избиение безоружных людей. Спартанским юношам давали мечи и отправляли бродить по окрестностям, ночью они умерщвляли  илотов, которые им встречались, убивали самых сильных илотов убивали.

Один обучающийся из 1 группы  читает вслух текст, затем 1 группа отвечает на вопросы.

А-Афины

Б-Спарта

Нет, это был хмурый и неприветливый город, жизнь была организована как в военной лагере, всюду маршировали спартанцы.

Совет старейшин, в который входили 28 геронтов старше 60 лет

Народное собрание, в которое входили мужчины старше 30 лет  

2 царя, которые являлись командующими

Дети записывают схему в тетради.

Один обучающийся из 2 группы  читает вслух текст, затем 2 группа отвечает на вопросы.

Дети спартанцев воспитывались купленными или нанятыми воспитателями, отец не имел права воспитывать сына по своему усмотрению, дети, которым исполнилось 7 лет, отбирались у родителей, объединялись отряды и воспитывались сообща. Грамоте они учили только в пределах необходимости. Всё же остальное воспитание заключалось в том, чтобы уметь безоговорочно повиноваться, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах.

Понравилось, что учили побеждать в битвах.

Не понравилось то, что родители не могли сами воспитывать своих детей.

Жесткие, скоромные, тяжелые условия

от названия Лаконика

Отличается, очень сильно

6.Закрепление нового материала

Давайте теперь ответим и на вопросы и посмотрим, хорошо ли мы усвоили новую тему:

1.Укажите, как называлась область Греции, где возникла Спарта.

А. Лаконика.

Б. Беотия.

В. Аттика.

     2. Укажите, какое занятие у спартанцев было главным.

          А. Торговля.

          Б. Земледелие.

          В.Военное дело.

      3. Укажите, почему афиняне называли спартанцев неучами.

          А. Потому что спартанцев с детства приучали к занятиям земледелием  и скотоводством.

          Б.Потому что спартанцев с детства приучали к занятиям живописью и    музыкой.

          В.Потому что спартанцев с детства приучали к занятиям военным                  

             делом.

      4. Укажите, кого спартанцы называли илотами.

          А. Иноземцев.

          Б. Покорённое население Древней Спарты.

          В. Вождей.

      5. Кем были илоты в Спарте?

          А. Свободными земледельцами.

          Б. Рабами.

          В. Воинами.

      6. Укажите высший орган власти в Спарте

          А. Народное собрание.

          Б. Ареопаг.

          В. Совет старейшин.

      7. Какую речь называют лаконичной?

          А. Ту, которую произносил житель Лаконики.

          Б.  Краткую.

Молодцы! На все вопросы ответили верно, а теперь давайте ответим на два главных вопроса в нашей теме, о которых мы говорили в начале нашего урока. (слайд 3)

Каковы особенности Спартанского государства?

Верно, у спартанского государства много особенностей: организация жизни как в военном лагере, воспитание детей и др.

Сравните географическое положение и основные занятия населения Афин и Спарты.

Верно, в Спарте более благоприятные условия для земледелия, чем в Афинах, но в Афинах более удобные условия для мореплавания. Различаются и основные занятия населения: в Афинах – это ремесло, торговля, выращивание винограда и оливок, а в Спарте – земледелия у илотов и военное дело у спартанцев.

А

В

В

Б

Б

В

А

Военный лагерь, воспитание, образ жизни

Афины расположены в  Средней Греции (область Аттика). Мало плодородных земель. Благоприятные условия для мореплавания (много удобных бухт). Основные занятия ремесло, торговля, выращивание оливок и винограда.

Спарта расположена в Южной Греции (области Лаконика и Мессения).

Много плодородных земель. Условия для мореплавания менее благоприятны (удобных бухт мало, берег заболоченный, мели). Главные занятия: земледелие (илоты) и война (спартанцы).

7. Вывод учителя по новой теме

Таким образом, мы с вами изучили Древнюю Спарту. Изучили ее географическое положение, узнали об основных занятиях населения,  кто такие илоты и спартанцы, рассмотрели как организована жизнь и управление в Спарте, а также узнали много интересного о спартанском воспитании.

8.Рефлексия

 Давайте представим, что наш класс – это Древнегреческий ресторан, а тема урока – это те блюда, которые мы попробовали. Продолжите фразы:

  • Я бы еще съел…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Я почти переварил…
  • Я переварил…
  • Пожалуйста, добавьте…
  • Я переел…

9.Домашнее задание

Учитель просит достать дневники и записать домашнее задание(слайд 8):

параграф 31, заметка (10 предложений) о Древней Спарте.

Обучающиеся  достают дневники и  записывают домашнее задание.

10.Выставление оценок

Учитель оценивает работу обучающихся на уроке, выставляет оценки в журнал и дневники обучающихся.

Обучающиеся, получившие оценки на уроке, подносят дневник учителю для выставления оценок.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Документ №1

Определите, в каком из представленных ниже документов описана Спарта, а в каком Афины.

Понравилась ли Вам жизнь в Спарте?

А. Этот город, несмотря на его грязные улицы, показался бы нам красивым городом. Вершина Акрополя и городские площади были украшены храмами и другими постройками, повсюду было много мраморных и бронзовых статуй, на склоне акрополя под открытым небом располагался театр, который в дни представлений был переполнен публикой. На улицах множество ремесленников и торговцев, моряков, вернувшихся из плавания, приезжих из всех греческих городов – государств. Шумная толпа двигалась в разных направлениях, обменивалась новостями, занималась делами.

Б. Другой город сильно походил на военный лагерь, это был хмурый и не приветливый к чужеземцам город. Здесь не было ни шумного рынка, ни ремесленных мастерских. Вдоль улиц тянулись одноэтажные дома, похожие друг на друга. Здесь отсутствовал театр, почти не было каменных храмов и статуй. На улицах мы могли увидеть отряды марширующих людей, услышать отрывистые слова команды и военную хоровую песню.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Документ №2

Вопросы:

1. Как воспитывали подрастающее поколение в Спарте?

2. Что вам понравилось в воспитании спартанцев, а что нет и почему?

«Лигург (спартанский законодатель) не разрешал, чтобы дети спартанцев воспитывались купленными или нанятыми воспитателями, да и отец не имел права воспитывать сына по своему усмотрению. Он отбирал всех детей, которым исполнилось 7 лет, объединял их в агелы (отряды) и воспитывал их сообща, приучал к совместным играм и учёбе. Во главе отряда он ставил того, кто бал сообразительнее и храбрее в драках. Дети во всём брали с него пример, исполняли его приказы, терпели наказания, так что всё обучение заключалось в том, чтобы воспитать в детях повиновение. Старики наблюдали за их играми и, постоянно внося в их среду раздор, вызывали драки; они внимательно изучали, какие задатки мужества и храбрости заключены в каждом, храбр ли мальчик, упорен ли в драках. Грамоте они учили только в пределах необходимости. Всё же остальное воспитание заключалось в том, чтобы уметь безоговорочно повиноваться, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Древняя Спарта 5 кл.

Конспект урока историив 5 классена тему: «Древняя Спарта». Лариса Владимировна Костюченко,учитель историиМБОУКраснопоймская СОШ. Цель: Познакомить учащихся с общественным и государственны...

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Древняя Спарта"

Разработанный конспект занятия в 5 классе по теме "Древняя Спарта"...

Конспект урока "Древняя Спарта"

Урок в 5 классе "Древняя Спарта"...

Конспект урока "Древняя Спарта"

Разработка урока по истории в 5 классе по теме: "Древняя Спарта"...

конспект Урока Древняя Спарта

разработка урока на тему:Древня Спарта 5 класс...

Конспект урока по истории в 5 классе на тему "Древняя Спарта"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....