Конспект урока истории в 5 классе по теме "Древняя Спарта"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Пентегова (Репницына) Марина Владимировна

Разработанный конспект занятия в 5 классе по теме "Древняя Спарта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_istorii_v_5_klasse_drevnyaya_sparta.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Древняя Спарта»

Вводная часть

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-беседа

Цели: 

Образовательная (главная): ознакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты; сравнить Спартанское и Афинское государство.

     Узнать:

  1. Каково географическое положение и природные условия Спарты;
  2. Кто такие спартанцы и илоты;
  3. Какие занятия были у жителей Спарты;
  4. Как осуществлялось управление в спартанском полисе;

Развивающая: продолжить формирование общеучебных и предметно-исторических умений: картографических, умения работать с текстом учебника и документа; развивать память, мышление.

Научиться: самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное в тексте; сравнивать.

Сравнить афинский и спартанский полис по предложенным параметрам. (см. приложение – таблица)

Воспитательная: воспитывать гуманность, чувство сострадания, справедливости в ходе обсуждения спартанского воспитания и образа жизни спартанцев и илотов.

Выразить свое отношение к спартанским законам и образу жизни спартанцев. Выбрать, чей образ жизни, афинян или спартанцев, вам ближе.

Актуализировать знания по теме «Зарождение демократии в Афинах»:

Понятия: демос, народное собрание, ареопаг, гражданин, демократия.

Наглядный и словесный образ Солона.

Представления о законах Солона; об осуществлении управления в Афинах.

Сформировать понятия: илоты, Совет старейшин.

Продолжить формировать понятия: Народное собрание, царь, полис.

Сформировать представления: о географическом положении Спартанского полиса, об общественном устройстве, о занятиях жителей Спартанского полиса, об осуществлении управления в Спарте, о спартанском воспитании.

Сформировать наглядный и словесный образ спартанца и илота.

Продолжить формировать умения: 

Общеучебные: 1) умение самостоятельно формулировать цель занятия;

2) умение работать с текстом учебника и документа;

3) умение устной и письменной речи;

4) умение делать вывод.

Предметно-исторические:

1) картографические – определить местоположение Спартанского полиса, умение находить на карте области Лакония, Мессения, г. Спарта; умение заполнять контурную карту.

2) умение анализировать и сравнивать события и явления:

  1. географическое положение и природные условия Афин и Спарты;
  2. образ жизни афинян и спартанцев.

Установить ПСС: 

1) строгость, суровость устройства жизни спартанцев привели к тому, что в 6 веке до н.э. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Греции.

2) слабых, нездоровых детей убивали во младенчестве, потому что они не смогли бы вынести суровости и жесткости спартанского воспитания.

ВПС: (ретроспективная) с темой «Зарождение демократии в Афинах» на уровне представлений о географическом положении и природных условиях Афин, о занятиях афинян, об осуществлении управления в афинском полисе.

МПС: (перспективная) с географией на уровне применения умений работать с картой, находить географические объекты; на уровне применения знаний о Балканском полуострове.

Средства обучения:

  1. Нематериальные: устная речь учителя и учащихся.

  1. Материальные:

а) печатно-словесные:

  1. текст §31 из учебника Вигасин, А.А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2005. (с. 140-144);
  2. текст документа «Отрывок из сочинения Плутарха. Ликург, XVI» (Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1987. С. 135-136.);
  3. рабочая тетрадь (Сморкалова И. В. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира для 5-х классов. – Киров, 1998. С. 49-50).

б) наглядные:

  1. изобразительная наглядность: иллюстрации к тексту учебника, учебные картины;
  2. условно-графическая наглядность:
  1. тематическая карта «Древняя Греция»;
  2. меловые рисунки на доске;
  3. записи на доске и в тетрадях.

в) технические средства обучения:

  1. компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, тематическая презентация (см. приложение. Урок 5).  

Основная часть конспекта

Структура урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

(1 мин)


Актуализация ЗУН с элементами подготовки к восприятию новых ЗУН

(10 мин)


Прием: рассказ-вступление




Прием: дидактическая игра «Афинские загадки»









Прием: дидактическая игра «Расшифруй фразу»




Прием: контрольная беседа.







































Формирование новых ЗУН

(20 мин)


Прием: работа с картой у доски и на местах












Прием: образное повествование в сочетании с работой с картой и ведением записей в рабочей тетради.













Прием: работа с текстом учебника.










Прием: аналитическая беседа









Прием: работа с текстом учебника.









Прием: устное сообщение учащегося









Прием: работа с текстом документа в сочетании с аналитической беседой




Прием: рассказ-заключение




Применение ЗУН

(6 мин)











Прием: повторительно-обобщающая беседа в сочетании с работой с таблицей и ведением записей на доске и в тетрадях (заполнение таблицы)





Рефлексия

(2 мин)




Прием: дидактическая игра «Продолжи фразу»











Выставление оценок





Организация домашнего задания

(1 мин)

Настраивает учащихся на занятие



Цель: актуализировать знания учащихся по теме «Зарождение демократии в Афинах».




Напоминает учащимся тему раздела, спрашивает тему, которую готовили дома.


Учащимся предлагается отгадать загадки, с которых зашифрованы понятия демос, народное собрание,

ареопаг, гражданин, демократия. За правильные ответы в течение всего урока выдаются жетоны.


Предлагает расшифровать фразу, записанную справа налево (см. приложение – презентация, слайд 1)


Задает вопросы:

Кто такой Солон?

Что было главным в его законах?


В ходе ответов учащихся включает слайд 2, 3. По схеме учащиеся объясняют систему управления афинским полисом.




Мы познакомились с законами Солона, которые он издал в Афинском государстве. Но подобных полисов в Греции было много. Один великий мудрец Античности сказал: «Вся Греция стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское, а другой – Спартанское государство». Как вы уже догадались, сегодня мы знакомимся с еще одним древнегреческим полисом – Спартой. (слайд 4)

Как вы думаете, что мы должны узнать о Спарте?

Направляет ход мысли учащихся. (слайд 5)


Цели см. во вводной части.



Организует работу с картой. (слайд 6, 7)












Рассказывает учащимся о предках спартанцев, о том, как спартанцы основали Спарту и поработили жителей Лаконии и Мессении.

(слайд 8).

Вводит понятие илоты.

(слайд 9, 10). Помогает сформировать наглядный и словесный образ илота.







Дает учащимся задание прочитать отрывок из текста учебника и ответить на вопрос, как осуществлялось управление в спартанском полисе.

Во время ответов учащихся включает слайд 11.


Предлагает учащимся подумать, какие занятия могли быть у спартанцев и какие у илотов.






Предлагает с помощью текста учебника проверить верность предположений о занятиях жителей спартанского полиса.

(слайд 12)




Организует подготовку учащегося к сообщению до занятия.

На занятии спрашивает у учащихся, то они понимают под словосочетанием «спартанское воспитание».

(слайд 13)

Организует работу с документом, поясняет его. Организует беседу по вопросам к документу.


Учитель подводит итог изученному на уроке материалу, обобщает его, делает вывод.


Цель: повторить и закрепить новые ЗУН; продолжить  формирование и углубление знаний по изученной теме; развивать память, умение работать с таблицей, умение анализировать и сравнивать.


Организует работу с таблицей (приложение – таблица). Задает вопросы, помогающие учащимся вспомнить факты, необходимые для заполнения граф таблицы. Заполняет графы таблицы мелом на доске.


Цель: помочь осознать учащимся, что узнали и чему научились они на занятии.


Учащимся предлагается продолжить фразы, записанные на доске (слайд 14):

  1. сегодня на уроке я узнал, что…
  2. сегодня на уроке я научился…

Затем предлагается выбрать, в каком полисе хотел бы жить ученик.


Подсчитывается количество жетонов, выставляются оценки за урок.


Цель: заинтересовать учащихся в выполнении домашнего задания, объяснить, как его выполнять; развивать слуховую память; продолжить формировать умение ведения записей.


Объясняет домашнее задание (слайд 15,16), раздает контурные карты.

Готовятся к занятию, настраиваются










Слушают, вспоминают, отвечают.




Внимательно слушают загадки, осмысливают, вспоминают,

отвечают по поднятой руке.







Смотрят, обдумывают, ищут рациональный способ решения. Развивается мышление, внимание, смекалка.


Обдумывают вопрос, вспоминают, анализируют, объясняют. Делают вывод о том, что в результате деятельности Солона в Афинах были заложены основы демократии.

Развивается логичность мышления, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивается умение устной речи.




















Самостоятельно осмысливают и с помощью учителя ставят цели занятия.







Один ученик у доски, остальные – на местах определяют географическое положение Спарты, с помощью карты описывают природные условия.

Продолжает формироваться умение работать с картой, умение устной речи.


Ученики смотрят на доску и слушают речь учителя. Обдумывают, анализируют услышанное. После рассказа учителя самостоятельно дают определение понятию «илоты» и записывают его в рабочую тетрадь.

Развивается зрительная и слуховая память, восприятие. Развиваются картографические умения, навык устной и письменной речи.


Слушают и осмысливают задание, читают текст, анализируют его, выделяют главное, отвечают на поставленный вопрос.





Обдумывают задание, размышляют, выдвигают различные точки зрения и доказывают их.

Развивается мышление, умение устной речи, умение доказывать свою точку зрения.


Слушают и осмысливают задание, читают текст, подтверждают строками из текста свои мысли.

Развивается умение работать с текстом учебника, искать нужную информацию.


Учащиеся высказывают свою точку зрения, что такое спартанское воспитание, а затем слушают сообщение одноклассника, смотрят на доску, где изображены иллюстрации.


Читают документ, анализируют информацию, отвечают на вопросы.



Слушают учителя, анализируют, синтезируют, обобщают информацию.














Отвечают на вопросы учителя, заполняют таблицу. Развивается умение анализировать, обобщать, сравнивать, умение устной и письменной речи, умение работы с таблицей.








Учащиеся осмысливают задание, вспоминают материал урока, анализируют свою деятельность на уроке и отвечают по поднятой руке.


Обдумывают, выражают и обосновывают свой выбор.


Считают жетоны, участвуют в выставлении оценок.













Записывают д/з в дневник, внимательно слушают объяснение и смотрят на доску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории 5 класса. Прощание с Грецией

Форма урока: "урок игра". Цели: повторить и обобщить изученный материал по истории Древней Греции, привить интерес к самостоятельному изучению истории древности. Урок-игра состоит из 5-и раундов: "Сча...

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

Конспект урока истории 5 класс

Конспект урока истории в 5 классе по образовательной системе «Школа-2100», учебник С.В. Колпаков, В.А. Рогожкин, С.В. Тырин История древнего мира 5 класс М., «Баласс», 2004....

конспект урока истории 7 класс Специальное (коррекционной) школы

конспект урока истории 7 класс Специальное  (коррекционной) школы...

Конспект урока истории 9 класс "Русско-японская война"

Урок раскрывает направления внешней политики России в начале XX века, причины и характер Русско - японской войны 1904-1905 гг , ход военных действий, итоги и последствия Русско - японской войны....

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....