Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война»
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

 Выборная Татьяна Владимировна

Повторительно-обобщающий урок по теме:«Великая Отечественная война» предназначен для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikaya_otchestvennaya_voyna.docx35.16 КБ
Файл otkr.urok_.prezentatsiya_vov.pptx1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок по теме:

«Великая Отечественная война»

Цель: повторить и закрепить учебный материал по истории ВОВ.

Задачи: 

- систематизировать и закрепить знания об основных этапах, битвах, датах, причинах, характере и особенностях Великой Отечественной войны;

- развивать познавательные способности при обобщении исторического материала;

- воспитывать у учащихся патриотические качества, чувство гордости за подвиг своих предков.

Оборудование: карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг», мультимедийная установка, презентация, кроссворд, тест, смайлики.

Ход урока

I.Орг.момент

Приветствие, настрой  на работу

II. Повторение пройденного материала

1.Вступительное слово учителя: «Эпиграфом к нашему  уроку  стали слова поэта Степана Щипачёва (зачитывается эпиграф).

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной,

Всего каких-то пять минут осталось. Слайд.1

  Наша сегодняшняя встреча посвящена одному из очень важных событий в истории нашей страны – трагическому и в тоже время героическому и славному. Сегодня на уроке мы с вами повторим весь пройденный материал по Великой Отечественной войне, еще раз остановимся на значительных событиях и сражениях, которые повлияли на ход войны, вспомним тех, кто ценой своей жизни приблизил час Победы. Слайд 2

Попытаемся самостоятельно  ответить на вопросы:

  • Возможно, было провести войну в более короткий срок?
  • Почему Красная Армия потерпела огромные поражения на начальном этапе войны?

Ваша работа на уроке будет оцениваться как индивидуально, так и в паре.

Желаю вам всем успеха и хороших оценок!

2. Беседа по вопросам

- Почему Сталин был уверен, что война с Германией начнется не скоро? 

Ответ: в августе 1939года между СССР и Германией был подписан договор о ненападении

-Почему в 1939 году Советский Союз подписал с Германией договор о ненападении?

Ответ: Оба государства надеялись, что договор о ненападении поможет отодвинуть сроки начала войны между двумя государствами.

- Когда началась ВОВ?

Ученик: 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны нарушила границу СССР. Началась Великая Отечественная война.

Учитель: Германское командование разработало план нападения на Советский союз. Этот план назывался «Барбаросса».

В чем заключался план «Барбаросса?»

Ответ: «Германия хотела провести молниеносную войну , т.е внезапно напасть на нас и в течение   нескольких месяцев захватить  значительную часть советской территории и установить на ней свою систему управления.»

 - Покажите по карте «Великая Отечественная война» направления массированных ударов немецких войск.

Ответ: План “Барбаросса” предусматривал главные удары по трем направлениям: на Москву, Ленинград и Киев.

Учитель: В первый период войны наша страна потерпела ряд неудач. Раскройте причины неудач Красной Армии.

Задание: Подумайте, о каком событии рассказывает пословица?

 Постарайтесь объяснить ёе смысл.
До Москвы на танках, а от Москвы на санках. (Битва за Москву).

   - Как москвичи защищали Москву?

Учитель:  Заслушиваем сообщение на тему: “Битва за Москву).

Операция по взятию Москвы получила кодовое название “Тайфун”.

Фашисты были настолько уверены в успехе наступления, что заранее разработали план уничтожения Москвы: «Там, где стоит сегодня Москва, должно возникнуть огромное море, которое навсегда скроет … столицу русского народа».

Осенью 1941 года немцы вплотную подошли к Москве. На защиту столицы встала вся страна. На окраинах Москвы ставились противотанковые ежи, рыли рвы, в воздух поднимались аэростаты. Метро превратилось в бомбоубежище, женщины и дети помогали, чем могли, в городе остались практически одни старики. В эти суровые дни усилия всей страны направлены на решение одной задачи – отстоять Москву. Благодаря сплоченности всех людей врагу не удалось захватить Москву. ( Слайды 3,4,5)

 Противник был отброшен на 80—250 км от Москвы. Это была первая победа над фашистами с начала второй мировой войны.

- Расскажите,  каково значение Московской битвы?

  Учитель: Несмотря на осадное положение,7 ноября на Красной площади состоялся военный парад! Германское командование срочно отдало приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве. (Слайд6). 
Парад транслировался по радио на всю страну. На всех это произвело потрясающее впечатление!

Как вы думаете, почему парад транслировался на всю страну?

3. Поработаем с презентацией ваша задача

 Соотнесите события и назовите дату. Слайд7

А- блокада Ленинграда (сентябрь 1941г)

Б- Курская битва (июль 1943г)

В- Сталинградская битва (июль 1942- 2 февраля 1943г)

Г- Сражение под Прохоровкой (июль 1943г) см.стр.203

Д – Битва за Москву (декабрь 1941- август 1944г)

Проверьте ваши ответы. Слайд 8

 Вопрос: Какое сражение  называют битвой техники? –Курская битва.

 Слайд 9

Какое  значение имела победа советских людей на Курской дуге?

Вопрос: Где проходило последнее крупное сражение?

Слайд 10

Вопрос: Когда капитулировала Германия?

8 мая 1941 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции. 

9 мая стал Днём Победы в великой войне. Слайд 11

24 июня на Красной площади в Москве был проведён парад Победы.

 Слайд 12

4.Поработаем самостоятельно.

Физминутка для глаз

Прежде , чтобы перейти к самостоятельной работе, проведем зрительную гимнастику  Глазами нарисуем 8, а теперь подбородком

Поработаем самостоятельно с презентацией

Условия: квадрат из 8 клеток заполнен датами.

Ваша задача расположить даты в восходящем хронологическом порядке, на выполнения вам дается 5 минут Слайды 13,14

Задание2.

О ком идет  речь? Слайд.15

Проверьте себя. Слайд 16

Вывод по теме. Слайды 17-18

Советский союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм. Свыше 11 тысяч воинов получили звание героя Советского Союза.

Победа нашему народу досталась дорогой ценой:  в руинах лежали города и сёла, были уничтожены многие памятники культуры, а главное  война унесла 27 мил. жизней советских людей.

III Итог урока

Беседа по вопросам:

Перед вами в начале урока поставлены вопросы

- Возможно, было провести войну в более короткий срок?

- Почему Красная Армия потерпела огромные поражения на начальном этапе войны?

- Как вы думаете, если бы  наши союзники открыли бы Второй фронт не в 1944году, а раньше, изменило бы это ход войны?

 -Достигнута ли цель урока

- У кого остались вопросы по данной теме?

Самооценка: как я усвоил материал: Слайд 24

- получил прочные знания,

 усвоил весь материал -  «5»;

- усвоил материал, но есть над чем еще поработать – «4»;

- усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют дополнительной работы – «3»

Рефлексия   Слайд 25

Составление синквейна (самостоятельная работа учащихся) Слова: ВОВ, «Солдаты», «Ленинградцы», «Партизаны»,

Ребята продолжите выражение

Война это-

ТЕСТ.

Задание: Выбери правильный ответ.

1.Когда Германия напала на Советский Союз?

А) 2сентября 1941г

Б) 30 августа 1944г

В) 22 июня 1941г

2. Как назывался план нападения на Советский Союз, который разработала Германия?

А) план «Тайфун».

Б)  план «Ост»

      В)  план «Барбаросса»

3.Какие три направления выбрал Гитлер для продвижения своих войск?

А) Украина, Белоруссия, Молдавия.

Б) Прибалтика, Ленинград

В) Москва, Киев и Ленинград.

4. Какую войну  хотел провести Гитлер по плану «Барбаросса»?

А) продолжительную

Б) молниеносную

В) героическую

5.Кто руководил действиями фронтов Красной армии?

А) Сталин.

Б)  Гитлер

В) Ленин

6. С чем столкнулось германское командование при нападении на советский Союз?

А) страх, паника

Б) героизм, мужество советских солдат и офицеров

В) равнодушие, безразличие

Кроссворд

  1. Название города-крепости, мужественно оборонявшейся в первые дни войны.
  2. Диверсант, взрывающий вражеские заводы, железнодорожные полотна на территории, захваченной врагом.
  3. Военная машина с башней и пушкой.
  4. Столица СССР.
  5. Государство, напавшее на СССР 22 июня 1941 года.

      6. Военный, охраняющий границу государства


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Степан Щипачёв «22 июня 1941г» Казалось, было холодно цветам, И от росы они слегка поблекли. Зарю, что шла по травам и кустам, Обшарили немецкие бинокли. Цветок, в росинках весь, к цветку приник, И пограничник протянул к ним руки. А немцы, кончив кофе пить, в тот миг Влезали в танки, закрывали люки. Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной, Всего каких-то пять минут остал ось.

Слайд 2

Повторительно – обобщающий урок истории по теме «Великая Отечественная война »

Слайд 4

Мужчин, ушедших на фронт, заменили женщины, старики, подростки. Днем и ночью работали московские заводы. Они готовили оружие для борьбы с врагом.

Слайд 5

Оценив обстановку на фронте к началу января, Ставка приняла решение о переходе советских войск в наступление. Перед войсками ставилась задача окружить и разгромить главные силы немцев

Слайд 6

7 ноября 1941 г. на Красной площади состоялся парад войск по случаю XXIV годовщины Великого Октября. Часть войск сразу после парада отправлялась на фронт.

Слайд 7

А) В результате этого события был образован коридор шириной в 11 км между линией фронта и озером, по которому за 2 недели были проложены автомобильная и железная дороги 1) Курская битва Б) Накануне сражения Гитлер приказал начать тотальную мобилизацию, в ходе которой в армию были призваны ещё 2 млн. солдат. На восточный фронт были переброшены немецкие дивизии из стран Европы. Танковые армии были вооружены новыми видами техники – танками «Тигр» и «Пантера», штурмовыми орудиями «Фердинанд». Немцы собирались использовать фактор внезапности, однако воспользоваться им не смогли. Советская разведка точно определила час немецкого наступления, и командование приняло решение об упреждающем ударе. 2 ) Сражение под Прохоровкой В) В 12 часов противник бросил в бой большие массы пехоты и танков и начал теснить наши части… Несмотря на громадные потери, захватчики лезли напролом. Колонны пехоты на машинах и танках врывались в город. По видимому гитлеровцы считали, что участь их решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги и центра города . 3) Битва за Москву Г) Здесь лоб в лоб столкнулись две лавины танков. С рассвета и до темноты под несмолкающий рёв моторов, грохот взрывов, в удушающих облаках пыли и в дыму пожаров шёл бой, в котором участвовало 1200 бронированных машин 4) Прорыв блокады Ленинграда Д) Для участия в сражении немецкое командование обеспечило на направлениях главных ударов превосходство в живой силе в 3 – 3,5 раза, в танках в 5 – 6 раз, артиллерии – в 4 – 5 раз. 5) Сталинградская битва Ответ:

Слайд 8

А) 4 Б) 1 В) 5 Г) 2 Д) 3 Ответ:

Слайд 9

Курская дуга

Слайд 13

09.05.1945г 16.04 .- 08.1945г 22.06.1941г Июль1942г- 2 февраля1943г Декабрь1941г- апрель1942г 24.06.1945г 02.09 1945 01.09.1939г Условия : квадрат из 8 клеток заполнен датами. Ваша задача расположить даты в восходящем хронологическом порядке, Записать события На выполнение этого задания вам дается 5 минут.

Слайд 14

1) 01.09.1939г. -Начало Второй мировой войны 2) 22.06.1941г .-Начало ВОВ 3) Декабрь-апрель1942г - Московская битва. 4) Июль 1942г- 02.02 1943г- Сталинградская битва. 5) 16.04-08.051945г -Берлинская операция. 6) 09.05.1945г .-Парад победы в Москве 7) 24.06.1945г - День Победы 8) 02.09.1945г .-Окончание Второй мировой войны Окончательный вариант должен выглядеть так:

Слайд 15

В 1943 году он произнес фразу: «Я генералов на солдат не меняю!», тем самым лишив возможности своего сына вернуться из немецкого плена. «Наше дело правое. Враг будет разбит! Победа будет за нами!» Какие знаменитые слова стали девизом защитников Москвы? Кто произнес эти слова? Участники конференции в Тегеране. Лидеры «большой» тройки. О ком идет речь?

Слайд 16

В 1943 году он произнёс фразу: «Я генералов на солдат не меняю!», тем самым лишив возможности своего сына вернуться из немецкого плена ( Сталин И.В.) Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами. ( 22. 06. 41г. Нарком иностранных дел В. М. Молотов, произнеся слова) Какие знаменитые слова стали девизом защитников Москвы? Кто произнес эти слова? ( Слова лейтенанта В. Г. Клочкова , сказанные своим солдатам: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!» ) Участники Тегеранской конференции. Лидеры «большой тройки» (Сталин, Рузвельт, Черчиль ) Ответ:

Слайд 17

Разгром фашизма. Итог войны

Слайд 18

27 миллионов человек 14 миллионов человек – это потери в боевых действиях 13 миллионов человек – это мирные жители. Военные потери Германии – 6,7 миллионов человек Цена победы советского народа в войне

Слайд 19

Самооценка: как я усвоил материал: - получил прочные знания, усвоил весь материал - «5»; усвоил материал, но есть над чем еще поработать – «4»; - усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют ответа Самооценка: как я усвоил материал:

Слайд 20

«Солдаты» «Партизаны» «Ленинградцы» «Великая Отечественная война» Составить синквей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исторические источники для работы на уроках по теме "Великая Отечественная война" 9 класс

Небольшая подборка исторических источников по теме "Великая Отечественная война" позволяет расширить представления учащихся о войне, контролировать усвоение материала, а также готовить учащихся к экза...

Повторительно- обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная война".

Тема: «Великая Отечественная война»(Повторительно-обобщающий урок)проводится в форме урока-конкурса (не ролевая игра)....

Урок по теме Великой Отечественной Войны (ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”). (УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ).

Тема:”ВОЙНА И ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ”.(ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”)....

Повторительно - обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная Война" в 9 классе. (Интегрированный: литература, история, музыка)

Интегрированный повторительно - обобщающий урок по теме " Великая Отечественная война". Нетрадиционная форма проведения урока: урок- спектакль....

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса   Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....