Главные вкладки

    методы интерактивного обучения
    методическая разработка по истории (9 класс) на тему

    Морозова Татьяна Вячеславовна

    Методический материал включает в себя  активные и интерактивные методы преподавания  на уроках истории и обществоведения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 4_interaktivnye_metody.docx38.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    "Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"

    В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода:

    Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.

    2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.

    3) Интерактивные: От англ. (inter - “между”; act – “действие”) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся.

    Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

    В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ххв. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-егг) - Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других. Особо интересен для нас и опыт американских коллег, поскольку в последние десятилетия хх в. Там проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработаны детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в массовой школе.

    Исследования проведенные в 80-х гг. Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные позволяют резко увеличить % усвоения материала. Результаты этого исследования отражены в таблице, получившей название “пирамида обучения”. Из которой видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 05%, чтение - 10%), а наибольший интерактивные (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других, или немедленное применение - 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”.

    Многие педагоги, в частности и российские, критически оценивают эту “Пирамиду”. Действительно, трудно точно измерить “усвоение материала”. К тому же мы знаем прекрасных преподавателей, чьи лекции, почти дословно запечатлелись в нашей памяти. Бывают также ученики, прекрасно усваивающие материал при чтении (развитая зрительная память). Но можно согласиться, сто в среднем закономерность, выраженную “пирамидой”, могут проследить практически все педагоги.

    С другой стороны, несмотря на свою спорность, “Пирамида” дает богатую пищу для размышлений о роли методов преподавания, обращает внимание на важность интерактивных методов. Тенденция отраженная в “Пирамиде” верно отражает высокий потенциал интерактивных методов, позволяющих вести обсуждение в группах, практиковать и отрабатывать умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс обучения, “целостного человека”.

    Место пассивных, активных и интерактивных методов также хорошо иллюстрирует так называемая “таксономия Блума” - таблица уровней и целей обучения и развития познавательных навыков, разработанная группой американских психологов и педагогов под руководством профессора Бенджамина Блума. Термин “таксономия” означает систематизацию объектов по определенным критериям с целью создания определенной последовательности (иерархии). Блум предложил иерархию учебных целей по их сложности. Таблица используется учителями практиками, и показывает, что уровень знаний (информации) является лишь начальным этапом в обучении (хотя и обязательным, базовым) Обучение должно продолжаться дальше, и педагог должен ставить перед собой и другие цели.

    Проанализировав таблицу, становится ясным, что пассивные методы обучения ориентированы, как правило, лишь на уровни знания и понимания, интерактивные же – задействуют все уровни обучения.

    Использование интерактивного методов в преподавании истории и обществознания.

    Задачи школы:

    • ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;
    • самостоятельно критический мыслить;
    • грамотно работать с информацией;
    • быть коммуникабельными, контактными в разных социальных группах;
    • работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

    Интерактивное обучение - диалоговое обучение

    «Учитель – ученик»

    «Учитель – группа»

    «Ученик – ученик»

    «Ученик- группа учащихся»

    «Ученик – аудитория»

    «Группа учащихся – аудитория»

    «Ученик – компьютер»

    Методы интерактивного обучения:

    • «Мозговой штурм»;
    • Дискуссия;
    • Деловая игра;
    • Ролевая игра;
    • Метод «Синквейна»
    • Игры, игровые элементы

    Мозговой штурм - Это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.

    Цель метода: Поиск путей решения какой либо проблемы.

    Задачи:

    • Включение в работу всех членов группы.
    • Определение уровня знаний и основных интересов участников.
    • Активизация творческого потенциала участников.
    • Правила проведения мозгового штурма:
    • Называя идеи, нельзя повторяться.
    • Чем больше список идей, тем лучше.
    • Разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы.
    • Идеи не оцениваются и не критикуются.

    Роль учителя:

    • Определяет направление и тему мозгового штурма.
    • Фиксирует идеи, высказанные участниками.
    • Держится в стороне от дискуссии.

    Дискуссия - Определяет направление и тему мозгового штурма.

    Фиксирует идеи, высказанные участниками.

    Держится в стороне от дискуссии.

    Формы дискуссионного диалога:

    • круглый стол;
    • экспертные группы;
    • форум;
    • симпозиум;
    • дебаты;
    • «судебное заседание»;
    • «аквариум»

    Цель: Решение групповых задач или воздействие на мнения и установки участников в процессе общения.

    Задачи:

    • Обучение участников анализу реальных ситуаций.
    • Формирование навыков формирования проблемы.
    • Развитие умения воздействовать с другими участниками.
    • Демонстрация многозначимости решения различных проблем.

    Роль учителя:

    • Обозначение проблемы.
    • Побуждение к дискуссии всех участников.
    • Сбор различных мнений и аргументов.
    • Выделение общих точек зрения и важных пунктов.
    • Подведение итога групповой дискуссии.
    • Сообщение объективной информации по теме дискуссии и своего комментария.

    Ролевая игра - ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль.

    • Компоненты ролевой игры:
    • Моделирование
    • Инструктаж
    • Подкрепление

    Моделирование - формирование  эффективного способа поведения каждого участника группы в конкретной разыгрываемой ситуации.

    Инструктаж - вмешательство ведущего (учителя), который помогает участникам группы советами, поддержкой поиска оптимального выхода из трудной ситуации.

    Подкрепление - поощрение, стимулирующее правильное поведение участников группы в разыгрываемой ситуации.

    Задачи:

    • Предоставить участникам возможность применять новые формы поведения в ситуациях, приближенных к реальным.
    • Показать, как поведение участников влияет на окружающих.
    • Дать возможность испытать новые чувства, мысли, идеи.
    • Побудить к работе , обеспечить обратную связь со стороны членов групп.

    Синквейн – это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам.

    1 строка – название темы,

    2 строка – определение темы в двух прилагательных,

    3 строка –  3 глагола, показывающие действия в рамках темы,

    4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме,

    5 строка – завершение темы, синоним первого слова.

    Элементы игровых ситуаций:

    • Кроссворды;
    • «Интервью с историческим героем»;
    • «Найди ошибку»;
    • «Аукцион имен»
    • «Отгадай термин, героя и событие»
    • «Три предложения»

    Использование интерактивного метода помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.

    Но все вышесказанное, конечно, не означает, что нужно использовать только интерактивные методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни познания. Есть “Плюсы” и “минусы” применения пассивных и интерактивных методов. Важно выбрать методы обучения в зависимости от цели и условий работы.

     Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Предлагается очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и тоже название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.

    1. Творческие задания.

    2. Работа в малых группах.

    3. Обучающие игры.

    3.1. Ролевые.

    3.2. Деловые.

    3.3. Образовательные.

    4. Использование общественных ресурсов.

    4.1. Приглашение специалиста.

    4.2. Экскурсии.

    5. Социальные проекты.

    5.1. Соревнования.

    5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.

    6. Разминки (различного рода).

    7. Изучение и закрепление нового информационного материала.

    7.1. Интерактивная лекция.

    7.2. Ученик в роли учителя.

    7.3. Работа с наглядным пособием.

    7.4. Каждый учит каждого.

    8. Работа с документами (а также в ней).

    8.1. Составление документов.

    8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.

    9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а также).

    9.1 ПОПС – формула.

    9.2. Проектный метод.

    9.3 Шкала мнений.

    9.4. Дискуссия.

    9.5. Дебаты.

    9.6. Симпозиум.

    10. Разрешение проблем (а также).

    10.1. Мозговой штурм.

    10.2. Дерево решений.

    10.3. Переговоры и медиация.

    Техника  интерактивного  обучения

    В научно-методической литературе немало статей, посвященных интерактивным методам обучения. Меня, как учителя привлекает нестандартное, основанное на интересе и приносящее удовлетворение всем участникам педагогического процесса обучение.

    Оно проходит в формате  Субъект – Субъект . Существенно меняется роль учителя. Ученики сами работают над учебной задачей, а учитель - КООРДИНАТОР. Он  направляет их работу. Помогает разработать стратегию поиска, контролирует при необходимости промежуточные этапы как индивидуальной работы, так и деятельности учебной группы.

    Коллективный разум способен решить многие проблемы быстрее и эффективнее .Ярким примером данного тезиса являются интеллектуальные командные игры: «Что? Где? Когда?»,  « Брейн - ринг» и другие, когда в считанные минуты группа единомышленников решает сложнейшие задачи, которые одиночке не под силу в течение гораздо более длительного времени. Но дело не только в этом. Решая совместно поставленную задачу, группа занимается СОТРУДНИЧЕСТВОМ, СОТВОРЧЕСТВОМ. Здесь каждый работает на каждого.  Учащиеся в ходе обсуждения  вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера В группе даже отстающие ученики не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества. УЧАТСЯ СЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА.

    С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою  тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха.

    Действительно место учителя принципиально  меняется. Он и арбитр и консультант, и эксперт. Это повышает ответственность, необходимость быть всесторонне готовым к уроку. На уроках зачастую я умышленно создаю перед группами «тупиковые» ситуации, которые иногда требуют вмешательства учителя. В данном случае «запрос» о новых знаниях идет от учеников. Но ни в коем случае, подойдя к группе, учитель не подсказывает, а направляет ее дальнейший поиск.

    Вторая проблема - оценка знаний. Как оценить вклад каждого ученика при работе в группах? Во- первых, необходимо приучить ребят работать не ради оценки, а получать удовлетворение от новых, приобретенных в ходе сотворчества знаний. Во- вторых, регулярные фронтальные опросы, разнообразные формы контроля на последующих уроках дадут возможность оценить каждого персонально.

    Третья проблема – качество приобретенных знаний. В самом деле, если учитель в ходе решения задач занимает позицию стороннего  наблюдателя, не будет постоянно координировать работу группы, то в итоге у учеников появятся «вульгаризированные « знания.

     ОРГАНИЗАЦИЯ  РАБОТЫ  В  ГРУППАХ

    Выполнение учебной задачи требует соблюдения нескольких  условий: 1. Группа получает четко и конкретно сформулированную учебную задачу с вполне предсказуемым результатом. 2.Обеспечение оборудованием для решения задач в виде учебников, документов, дополнительной литературы: справочной, историко-обществоведческой. 3. Заранее задается форма отчета группы: письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы и   т д.

    На мой взгляд, ни в коем случае нельзя допускать авторитарного назначения «сверху» лидера команды. Он определяется самой группой и выявляется в ходе поиска  поставленной учебной цели. «Мотором» команды не обязательно становится «эрудит». Чаще всего такой ученик не обладает организаторскими способностями. Хотя в группе авторитет «эрудита» высок. А новой психологической атмосфере этот ученик уже не стесняется своих знаний и оказывает существенную помощь команде.

    Комплектование групп, особенно в старших классах, также должно проходить по инициативе самих  учеников. Психологический климат в таких группах намного выше.

    Количественный состав группы. Удобнее всего в состав группы включить 4 ученика. Иногда условия учебной задачи выдвигают и другие требования к численному составу группы. Максимальное число участников не должно быть выше шести.

    Итак, группы работают. У учителя есть возможность пообщаться не совсем классом, а с группой из 4-6 человек, что гораздо эффективнее. Иногда нескольких слов достаточно, чтобы помочь ученикам найти более успешное продолжение своей работы. Не готовый ответ. Переходя  от группы к группе необходимо похвалить ребят за оригинальное решение, других пожурить за шаблонность мышления, отдельным ученикам сделать замечание за их пассивность. Главное, чтобы дети поняли :САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ ЗНАНИЯ-  ЭТО  ИНТЕРЕСНО И  НЕОБХОДИМО!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование методов интерактивного обучения на уроках географии как средство развития коммуникативной компетентности школьников.

    Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов, ведущая роль отводится развивающим – частично пои...

    «Использование методов интерактивного обучения для формирования компетентностей учащихся на уроках математики».

    Использование методов интерактивного обучения позволяет учителю подготовить учащихся к повседневной жизни и развить их личность средствами математики....

    Формирование ключевых компетенций учащихся методами интерактивного обучения и воспитания на уроках физики и математики.

    Обобщение опыта работы учителя физики и математики по формированию ключевых компетенций учащихся методами интерактивного обучения и воспитания на уроках физики и математики....

    Использование методов интерактивного обучения для формирования компетентностей учащихся с ОВЗ на уроках математики

    P { margin-bottom: 0.21cm; } Современный урок пронизан духом творческой непредсказуемости. А школа, как и культура, питается талантами. От профессионализма учителя, его компетентности зависит не ...

    методы интерактивного обучения

    Методический материал включает в себя  активные и интерактивные методы преподавания  на уроках истории и обществоведения....

    Мастер класс "Использование методов интерактивного обучения"

    Использование методов интерактивного обучения на уроках химии...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

    Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Использование методов интерактивного обучения необходимо для формирования коммуникативной компетенции и эффектив...