Главные вкладки

    Использование методов интерактивного обучения на уроках географии как средство развития коммуникативной компетентности школьников.
    статья по географии по теме

     

    Интерактивное обучение

    - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов, ведущая роль отводится развивающим – частично поисковым, поисковым и исследовательским видам деятельности учащихся

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon interaktivnye_sredstva_ispolzuemye_na_urokah.doc56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование методов интерактивного обучения

     на уроках географии как средство развития коммуникативной компетентности школьников.

    Современная жизнь предъявляет свои требования и требует от учителей активно использовать информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе. Именно их применение способно обеспечить единство образовательных, развивающих и воспитательных функций. Мы живем в интересное, стремительно развивающееся время . И именно поэтому время требует от нас поиска новых форм работы на уроке. В современных школах для решения этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии, в частности – интерактивные, которые позволяют детям самостоятельно решать трудные проблемы, выйдя из привычной роли наблюдателя и потребителя. Поэтому тему для своей работы я выбрала «Использование методов интерактивного обучения на уроках географии…»

    Целю моей работы стало - это создание  условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания.

    Качественная работа в современной школе невозможна без обеспечения  учебно-воспитательного процесса хорошо оснащенной материально-технической базой.

    Кабинет географии школы  оснащен следующими информационными продуктами:

    1.      Модуль по географии с набором карт, иллюстраций, контурной картой  России.

    2.      Электронные учебники и энциклопедии по географии.

    3.      Учебники географии с 5 по 10 классы.

    4.      Дополнительная литература по географии.

    5.      Набор глобусов, компасов, демонстрационных материалов по географии, горных пород.

    6.      Набор атласов по географии с 6 по 10 класс.

    7.     Компьютер, мультимедиа, интерактивная доска.

           В школе имеются 2 компьютерных класса, в которых также можно проводить уроки, создана медиатека, где дети имеют возможность готовиться к уроку, осуществляя поиск дополнительной информации не только на бумажных носителях, но и в Интернет.

    Одним из направлений модернизации системы географического образования в школе является внедрение информационных технологий обучения. Компьютер адекватно и эффективно включается в программы обучения, обеспечивая полноценную организацию учебной деятельности. Это обусловлено, во-первых, требованием к современному выпускнику в умении находить информацию и выбирать из огромного потока необходимую. Во-вторых, повышением интереса к предмету, в стремлении сделать урок более наглядным, интересным, динамичным и современным. В-третьих, использование компьютера на этапе проверки знаний делает этот процесс объективным. В-четвертых,  почти у половины детей есть персональные компьютеры, и они активно используют их при выполнении домашних заданий и творческих работ. 

    Значит свои уроки нужно сделать наиболее яркими, насыщенными и интересными. В то же время, чтобы соответствовали стандарту образования и современному миру.  А как это сделать? Найти что-то новое, т.е. инновационное.

    Инновация (нововведение)-введение одного или нескольких элементов одной образовательной системы в другую.

       Доказательством эффективности инновационного метода  - это мониторинг.

    1. Тестирование

           - любят работать с моделями и схемами – 61%

           - любят «шевелить мозгами» - 59,8

           - любят работать в группах – 82%

           - учитель помощник и собеседник 61%

    Учащимся разного возраста предлагалось ответить на простые вопросы, результаты были положительные.

    2. Динамика результатов 1 четверти 2009 /2010 уч.года и 2008/2009 учебного года в 7х классах.

    3. Сравнительный анализ итогов 1 четверти и учебного года 2008/2009 в 7классах ( 8кл 2009/2010учюгода)

    Мониторинг (образовательный)

    это система организации сбора,  хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозирование её развития.

     

    Мониторинг  показал, что после включения в уроки средств мультимедиа интерес учащихся к географии  значительно вырос. Около 65 % школьников  назвали географию в числе любимых предметов, а свою  деятельность на уроках  географии -  «интересной и увлекательной».

    Ежегодно учащиеся  в качестве выпускного экзамена за курс основного общего и среднего образования выбирают экзамен по географии.  

    За последние два года получены высокие результаты в области исследовательских работ.  2007 – 3 место в НПК за проект «Ландшафтный дизайн». 2008 – 1 место в НПК и в краеведческой конференции за работу «Экологическая тропа»

    Растет число участников и победителей в предметных олимпиадах по географии на школьном и муниципальном уровне.

    Интерактивные средства

    Первое направление – демонстрация материалов из электронных учебников.

    Современному ребенку интереснее работать с текстом на экране компьютера, чем с текстом учебника. На теоретическом этапе урока изучение нового материала часто сопровождается демонстрацией учебной информации из электронных учебников (например, движение планет Солнечной системы, смена времен года на Земле, подземные воды, реки Земли, население России и др.).  Это позволяет направить внимание школьников на самые важные моменты теоретического материала, помогает учащимся лучше запомнить новое, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса. Также в электронных учебниках заложены видеофильмы с самыми яркими и необходимыми сюжетами, которые идут всего 2-3 минуты, но отражают суть процесса или явления (например,  извержение вулкана).

    Второе направление – использование программы Power Point для презентаций.

     Как бы интересно и захватывающе ни был написан учебник, как бы красиво ни рассказывал учитель, образ территории лучше создается при использовании ярких фотографий и иллюстраций. При этом особенно важным является использование зрительного канала восприятия. Программа разработки презентаций Power Point позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различие средства информации, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. Демонстрация на экране высококачественных иллюстраций позволяет создать более полный образ изучаемого объекта.

    Третье направление – использование Интернет.

           Интернет – ресурсы дают такую информацию, которую из других мест получить очень сложно. Это, прежде всего, статистические материалы для изучения социально-экономической географии России и мира, фотографии и рисунки, показывающие разные уголки Земли. Систему Интернет учащиеся используют при подготовке сообщений, докладов, рефератов, которые сопровождаются демонстрацией презентаций.

    Компьютерные средства обучения называют интерактивными, так как они способны «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ним в диалог. Компьютер можно использовать на всех этапах обучения:

    Конкретно остановлюсь на использовании интерактивной доски на уроках географии. Это еще одно достижение науки и техники, вошедшее в нашу жизнь совсем недавно, но уже заслуженно пользующееся уважением и учителей, и учеников. Интерактивная доска имеет интуитивно понятный, дружественный графический интерфейс. Обучение с помощью интерактивной доски сравнимо с привычными методами преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует учитель.

    Трудно представить урок географии без карты. На своих уроках я использую три основных вида работы с электронной картой:

    Однако, если использовать компьютер как наглядное пособие, то это через время не приносит результата. Из такой ситуации есть выход:   нужна  деятельность   учащихся,   а   не   содержание   готового   продукта.   И   лучше   всего   проектная. Использовать доску можно в течение всего урока, а можно только на одном из этапов урока или нескольких этапах.

    Выводы: Используя методы и формы интерактивного обучения я сделала следующие выводы:

    - значительно повысилась мотивация, особенно это отразилось на «слабых учениках»;

    - повысился уровень усвоения материала, снизилась утомляемость;

    - учащийся не имеет возможности отсидеться, ему надо думать самому, не полагаясь на других. Работают как слабые, так и сильные учащиеся.

    - организованы и включены в работу все учащиеся без исключения, хорошо развивается устная речь, совершенствуется умение работать с различной литературой;

    - развивается умение работать в группе;

    - вырабатываются коммуникативные навыки;

    - возник интерес к собственной педагогической деятельности;

    - появилась возможность анализировать свою деятельность: «появился интерес к тому, как из неинтересного, скучного сделать интересно; хочется делиться своими "находками" и "промахами" с единомышленниками, вместе находить оптимальный выход»;

    В последние годы на моих уроках широкое распространение получила тестовая методика контроля знаний. Особое место среди тестовых программ занимают на моих уроках тесты — критерии, т.е. тесты, по которым проверяют какую-либо узкую область знаний, а для итоговой проверки использую нормативные тесты, которые были использованы на большом числе учащихся. Для нормативного теста даю несколько вариантов тест-билетов с заданиями разной сложности, охватывающими пройденный материал за проверяемый период.

    Критерии оценок

    от 50 — 70% общей суммы баллов — «3»
    от 75 — 80% «4»
    от 80% и выше «5»

    В предлагаемых тестах использую

    задания закрытого типа (выбрать ответ из предложенных вариантов)

    другая форма заданий — краткое дополнение

    задание на соответствие

    Тесты провожу в ходе проверки домашнего задания, закрепление нового материала. Тестовый контроль знаний имеет свой плюс и минус. Минус — Тестовый контроль не позволяет проверить умение учащихся строить развернутый ответ, зато дает возможность за ограниченное время в течении 1 урока проверить усвоение большого объема материала. Учащимся нравится такая форма контроля, требующая работы мысли и небольшого объема писанины.

    Использование элементов занимательности, ТСО стимулируют познавательный интерес, повышает эмоциональный тонус, мобилизует внимание, что особенно важно при контроле за знаниями учащимися. Так, при закреплении знаний по теме «Природные зоны Северной Америки» (7 кл). Я учащимся раздаю карточки по вариантам с учетом индивидуальных способностей.

    Предлагаю ряд высказываний на карточке, если согласны с утверждением пишем 1, если нет 0. Говорю, что у вас должно получиться число. Сдаем карточки. Через кодоскоп показываю правильные ответы. Все, даже очень слабые дети работают с увлечением. Одним из форм контроля знаний являются географические диктанты на знания карты, на знания формулировок, на умения определять причинно-следственные связи (в зависимости от цели урока). С целью развития у учащихся умения ориентироваться на большой карте. И запоминать различные особенности объектов я провожу такую форму работы.

    На вырезанном из ватмана круге, пишу номер по порядку, а на обороте — название географического объекта. По ходу опроса называю учащимся номер объекта, сообщаю его характеристики и прикрепляю булавкой к карте. На листе бумаги учащиеся записывают номер, а рядом название отгаданного объекта.

    № 1 Конго. Задание: Река, которая дважды пересекает экватор.

    № 2 Остров Мадагаскар. Остров, где впервые высадился русский путешественник и этнограф Н.Н. Миклухо-Маклай. Или через кодоскоп контур материка с цифрами изображающие объекты материка. Ребята с удовольствием работают. Они помогают искать интересные факты для характеристик других объектов.

    В 10 кл. после изучения стран: Китай, Индия, Япония провожу итоговый контроль следующим образом. На доске каждая из стран записана под определенной буквой а) Китай б) Индия в) Япония. Учащимся раздаю бланки ответов. Читаю вопросы классу. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся в бланке ответов отмечают букву соответствующей страны каким-либо знаком.

    Вопросы

    Какая из стран имеет самое большое население

    На флаге, какой страны изображено солнце и т д.

    Какая страна самая многонациональная?

    В какой стране у власти монарх?

    В какой стране религией запрещается убивать коров и миллионы старых животных ходят по стране.

    Где имеет место хождение валюты Йены?

    В какой стране мужчин больше чем женщин?

    В какой стране не используются в письменности иероглифы? и.т.д 25 вопросов.

    В целях экономии времени на проверку работ учащихся использую дешифратор, который накладываю на бланки ответов. (Х — правильный ответ — прорезается отверстие) (показ перфокарт).

    Контроль за знаниями и умениями я осуществляю через систему зачетных уроков, особенно в старших классах. Где-то дней за 10 даю вопросы.

    Имеет место на моих уроках и групповая форма контроля за знаниями учащихся. Группам даю индивидуальные карточки — задания, включающие вопросы творческого характера, вопросы, требующие работы с контурной картой и т д Консультант руководит работой в группе, помогает разбирать наиболее сложные вопросы. Позже проверяю поочередно работу группы. Одно из главных условий при такой форме контроля, отвечает в группе слабоуспевающий ученик. Если ответ верен, то вся группа получает оценку «4» или «5». Если ответ был не полным, то товарищи по группе дополняют его, получая разные оценки. Таким образом мне удается проверить уровень знаний всего класса.

    Систематический контроль повышает ответственность ребят за результаты своего труда, способствует получению глубоких знаний. Но надо не забывать, что вся система оценивания знаний должна стимулировать работу учащихся. И в заключении мне хочется сказать, что важен не тот метод, который ты используешь на уроке для осуществления контроля за знаниями учащихся, а его результативность, показатель качества нашей работы. На заседаниях методического объединения мы рассматриваем мониторинг качества знаний учителей естественного цикла


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование методов интерактивного обучения для формирования компетентностей учащихся на уроках математики».

    Использование методов интерактивного обучения позволяет учителю подготовить учащихся к повседневной жизни и развить их личность средствами математики....

    Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.

    Развивающемуся обществу  нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...

    Мастер-класс "Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников"

    Цель класса: Продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании географии,...

    Использование метода проблемного обучения англ.языку как способ формирования межкультурной, коммуникативной компетентности

    •Проблемное обучение    эффективное средство самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка•Основной принцип      принцип коммуникативной направленност...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

    Научно-методическая статья по теме "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ"...

    «Методы активного обучения на уроках экономики как средство формирования социальной компетентности учащихся»

    Педагогический опыт «Методы активного  обучения  на уроках  экономики  как средство формирования социальной  компетентности    учащихся» сформирован...