Методическая разработка урока для 5 класса по Истории Древнего мира по теме: "Первый властелин единого Китая"
презентация урока для интерактивной доски по истории (5 класс) по теме

Давиденко Анна Николаевна

конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок для 5 класса по теме:  «ПЕРВЫЙ ВЛАСТЕЛИН ЕДИНОГО КИТАЯ» с применением педагогической технологии «Мозговой штурм»

Тип урока: усвоение и первичное закрепление новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Цель: 

Образовательная:

Получат возможность научиться характеризовать политику Цинь Шихуанди, давать оценку значению китайской культуры; научатся определять термины: компас, бойницы.

Развивающая:

развивать монологическую речь (при устных ответах учеников), развивать мышление; вести диалог, участвовать в дискуссии; принимать другое мнения и позицию, допускать существование различных точек зрения;

Воспитательная:

сформировать положительное отношение к труду, чувство уважения к своим товарищам.

Задачи урока:

1. Формировать у учащихся ориентиры для их самоиндефикации;

2.  Овладеть знаниями об основных этапах развития китайского общества.

Планируемые результаты: 

Личностные требования:

1. Осмысление опыта предшествующих поколений, быть способным определять свою позицию;

2. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов;

Метапредметные требования: 

1. Владеть умениями работать с учебной информацией;

2. Способность решать творческие задачи;

3. Готовность к сотрудничеству с соучениками во время коллективной работы;

Предметные результаты:

1. Овладение целостными представлениями об историческом пути Китая, как основой для  миропонимания современного общества;

2. Способность применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия сущности и значения событий;

3. Умение систематизировать информацию из различных исторических источников;

Дополнительный материал к уроку: презентация, разработанная учителем, карта «Индия и Китай в древности».

Оборудование: проектор, экран, учебник по Истории Древнего мира 5 класс

План урока.

Этап урока

Цель

Время

Методы и приемы

Организационный момент

Подготовить учащихся к работе на уроке, сообщить о цели и задачах урока.

3 мин

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. Инструктивный метод

Домашнее задание

Дать задание на закрепление знаний

2 мин

Запись в дневниках. Консультация по выполнению

Изучение нового материала

I этап

Мотивация. Знакомство с особенностями цивилизации Древнего Китая

5 мин

Подготовка к учебной познавательной деятельности, формирование познавательных мотивов.

Метод «Мозгового штурма»

Класс на группы не делится. Выяснение причины: почему могущество государства связано с его единством.

15 мин

Поиск ответа на проблемный вопрос путем коллективного продуцирования идей и коллективным поиском их решений

Изучение нового материала

II этап

Выяснение причины возмущения народа

10 мин

Рассказ учителя, позволяющий обобщить уже имеющиеся знания. Самостоятельная работа с учебником

Обобщение и систематизация знаний

Проверить уровень усвоения материала по теме урока

5 мин

Выступления учащихся. Беседа. Составления вывода.

Рефлексия

1 мин

Беседа

Домашнее задание

Дать задание на закрепление знаний

2 мин

Запись в дневниках. Консультация по выполнению

Подведение итогов урока

Дать анализ овладения знаниями и способами деятельности

2 мин

Анализ работы учащихся

Ход урока.

1. Организационный момент:

Приветствие учащихся.

Знакомство с новой темой урока – записать в тетрадь

2. Домашнее задание – записать в дневник

3. Изучение нового материала I этап.

Мотивация:

Китай – огромная и самая населенная страна в мире. Там живет множество разных народов, но девять десятых населения составляют китайцы или, как они себя называют, ханьцы – от слова «хань», древнего названия Китая.

Это четвертая по счету цивилизация Древнего Востока, которая возникла в долине великих рек.

Это удивительная страна, которая неоднократно была завоевана разными народами, но смогла сохранить и не утратить свой язык, религию, традиции, культуру, и в отличие от Древнего Египта, Шумер и других древних государств и народов существует до сих пор.

Давайте поближе познакомимся с этим государством.

Зачитать цель урока.

- Чтобы достигнуть цели нам  с вами предстоит преодолеть несколько этапов урока, а именно… (план урока)

4. Метод «мозгового штурма»

Перед нами стоит проблемный вопрос. Давайте вместе найдем ответ на него.

В этом нам помогут знания, которые мы получили на прошлых уроках.

Почему эта страна получила название Срединной и Поднебесной? (центр мира)

? – В какой части света расположен Китай?

? – Какая пустыня отделяет Китай на севере?

? – Какие горы находятся на западной границе Китая?

? – Какие моря омывают Китай на юге и юго-востоке?

? – Какие реки протекают через Китай?

     (сама показываю, а ученики подсказывают какая южнее, а какая севернее)

? – Что такое государство?

? – Какие причины вызывают его появление?

? -  Где возникли первые государства?

Хозяйственная необходимость – потребность в коллективных усилиях для борьбы с наводнениями.

Военные нужды – наступила пора жестоких войн, потому что возросло богатство

? – как называлось деление общества в Китае? (ранги)

? – какое преимущество дает то, что государство едино?

Единые законы

Единые монеты

Вывод:

Только единое государство может вести успешно войны, защищать свое государство, развивать хозяйство и торговлю,

поддерживать порядок при помощи законов,

собирать налоги

Решительный поворот в истории Китая произошел в 221г. до н.э., когда правитель царства     Цинь, которое располагалось в верховьях реки Хуанхэ Ин Чжэн после ряда завоевательных войн покорил соседние царства и объединив их под своей властью, создал империю Цинь. Провозгласив себя «Первым императором династии Цинь» он становится Цинь Шихуанди.

К этому времени китайцы достигли высокого уровня развития хозяйства и культуры. Широко применялись железные изделия. Оросительные каналы помогали получать высокие урожаи. В Китае впервые стали разводить тутового шелкопряда и получать знаменитый шелк.

В городах строились красивые здания и крепостные стены. Много великолепных дворцов было у императора – «Сына Неба», самый роскошный находился в столице. Император боялся за свою жизнь, поэтому каждую ночь ночевал в разных дворцах и в разных комнатах; желал найти напиток дарующий бессмертие, для этого в Восточно-Китайское море был отправлен корабль с детьми на поиски этого снадобья, так как считалось, что дети невинны и боги раскроют им секрет.

Чтение учебника стр. 104.

Строительство Великой Китайской стены.

Крупнейшим строительством в истории было сооружение Великой Китайской стены. Она должна была обезопасить Циньскую империю от набегов с севера воинственных скотоводческих племен гуннов.

Стена тянулась на 6500 км, а ее высота была 10 метров, а ширина – около 5,5 метров, такая, что по ней могли проехать рядом пять всадников.

По преданию, на строительстве стены работало более двух миллионов человек – воинов, земледельцев, государственных рабов и даже женщин, которые должны были готовить пищу. Сотни тысяч (400 000) погибли и были похоронены тут же.

? – Как можно было быстро сообщить о приближении врагов от одной башни к другой?

(при помощи огня)

5. Изучение нового материала II этап.

Возмущение народа

Император держал народ в страхе. За малейшую провинность людей били, отрезали нос, наказывали всю семью и даже соседей. Были уничтожены тысячи почитателей Конфуция, казнил 400 ученых, повелел сжечь старые книги. Чтобы никто не мог подумать, что раньше жилось лучше, чем при нем.

? –Почему? Каким должен быть правитель по учению Конфуция?

Гробница.

В 1974 году археологи вскрыли гробницу Цинь Шихуана. Вечный сон властелина охраняли 6 тысяч воинов, вылепленных из глины в полный человеческий рост. Причем среди них нет даже двух похожим лицом воинов. Они были в полном вооружении(металлическое) и построены в боевые порядки. Пол и стены гробницы были облицованы разноцветными каменными плитами, покрытыми лаком. В гробнице находились уменьшенные копии императорских дворцов, расположенных среди искусственных гор и рощ. Макеты озер и водоемов были наполнены блестящей ртутью, которая изображала воду. По искусственной водной глади плавали птицы, сделанные из золота и серебра. Потолок гробницы украшали небесные светила. Вместе с императором были погребены его жены, слуги, кони.

Его гробница соперничает по роскоши с пирамидами египетских фараонов. Она занимает площадь в несколько квадратных километров и строилась в течение 37 лет 720 тысячами китайцев.

6. Обобщение и систематизация знаний.

Давайте вспомним цель нашего урока (слайд). Совместно мы смогли найти ответ на проблемный вопрос.

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

Теперь вам будет легче справиться с домашним заданием, решить кроссворд и заполнить контурную карту.

9. Подведение итогов урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕРВЫЙ ВЛАСТЕЛИН ЕДИНОГО КИТАЯ

Слайд 2

Домашнее задание: § 23, р/т № 84 (8,9), 88

Слайд 3

Цель урока: Определить предпосылки появления единого государства в Китае Проводить поиск необходимой информации при помощи текста учебника и исторической карты Понять уникальность и необычность китайской культуры

Слайд 4

План урока: Объединение Китая. Завоевательные походы. Великая Китайская стена. Восстание народа.

Слайд 5

Задание на урок: Почему могущество государства связано с его единством?

Слайд 7

221 год до н.э. – объединение Китая Цинь Шихуаном «Первый властелин Цинь»

Слайд 8

? Почему войны на юге страны отличались от войн на севере? стр. 104 абзац 2 и 4

Слайд 9

Великая Китайская стена

Слайд 10

Великая Китайская стена вид из космоса

Слайд 11

Возмущение народа: Чтобы содержать огромную армию, нужно было много средств, поэтому росли налоги Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе Государство, которое не заботиться о своих гражданах, может погибнуть от рук восставшего народа 207 году до н.э. империя Цинь прекратила своё существование

Слайд 12

Гробница Цинь Шихуана

Слайд 13

Культура Китая: Мудрый и талантливый китайский народ изобрел много полезных вещей – фарфор и бумагу, шелк и порох, компас и печатный станок. Даже праздничные фейерверки и чай пришли к нам из Китая. Задолго до нашей эры китайцы создали свое особенное письмо.

Слайд 14

Цель урока: Определить предпосылки появления единого государства в Китае Проводить поиск необходимой информации при помощи текста учебника и исторической карты Понять уникальность и необычность китайской культуры

Слайд 15

Домашнее задание: § 23, р/т № 84 (8,9), 88


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку 5 класса по истории Древнего мира :"Древние Афины"

Презентация к ранее опубликованному конспекту урока в 5 классе по истории Древнего мира: "Древние Афины"...

Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира "Древнейший Рим"

Данная презентация поможет более полно представить изучаемые события и рассказы о жизни древних римлян....

Методическая разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира "Древнее Двуречье"

Данный урок позволит учащимся в полной мере освоить данный материал и даст представление о появление первых государств в древнем Двуречье....

План- конспект по истории на тему "Цинь Шихуан - первый властелин единого Китая"

Цель: формирование представления об одном из этапов исторического развития Древнего Китая – создание единого государства.Задачи:образовательные:– создать представление о Цинь Шихуане-...

Методическая разработка внеурочной работы в 5 классе по истории Древнего мира

Материал разработан в соответствии с ФГОС и представляет собой вариант различных форм внеурочной работы с учащимися 5-х классов по истории...

Методическая разработка. Игра "Крестики-нолики" по истории Древнего мира

Цель: Обобщение и систематизация знаний по истории Древнего мира и их применение в новых ситуациях...