Главные вкладки

    Методическая разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира "Древнее Двуречье"
    методическая разработка по истории (5 класс) на тему

    Иванова Ирина Владимировна

    Данный урок позволит учащимся в полной мере освоить данный материал и даст представление о появление первых государств в древнем Двуречье.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tsar_hammurapi_i_ego_zakony.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

    Цель урока:  

    показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства;

    • подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи;
    • защищая в этих  законах интересы широких слоев населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев;
    • развивать логическое мышление; продолжить работу по формированию исторических понятий.

    Ход урока:

    1.Повторение изученного.

    1. Работа с картой.

    А) С какой древнейшей страной вы познакомились?

    Б)  Где она расположена?

    В) Почему так называется?

    Г) Докажите, что в этой стране сложилась земледельческая цивилизация?

    Д) Что было общего в природных условиях в Египте и Двуречье? В чем различие?

    1. Исторический диктант: Осирис, Урук, иероглифы, астрономия, жрецы, сфинкс, Геродот, саркофаг, Бастет.

    1. Устно:

    А) Расскажите о хозяйстве жителей Двуречья.

    Б) Какую роль играла финиковая пальма? Почему ее называли «деревом жизни»?

    В) Какую роль играла глина?

    Г) Чем отличалось письмо жителей Двуречья от письма египтян? Как оно называлось?

    2. Новая тема.

    1. Город Вавилон.

    Слайд 2

    В результате борьбы между городами-государствами произошло возвышение Вавилона , которому суждено было стать на много веков основным центром в долине Тигра и Евфрата и затмить своим блеском более древние города.

    Задание: Найдите этот город на карте (стр.70 учебника). Определите словами его местоположение.

    Учитель:

    Вавилон было расположен на берегу Евфрата, где обе реки близко подходят друг к другу. Здесь находился перекресток речных и сухопутных дорог. Цари Вавилона богатели в результате торговли.

    Слайд 3

    Если бы мы оказались в речном nopтy Вавилона, то увидели бы множество судов. Уж очень непривычны они для наших глаз!.. Деревянных судов совсем мало (лес дорог), зато много больших лодок из тростника с загнутыми носом и кормой.

    Вот пристает к причалу плот. Однако сделан он не из бревен, а из кожаных мешков, надутых воздухом. Вавилоняне связывали несколько мешков между собой. Поверхность плота выстилали тростником. Такой плот мог выдержать тяжёлый груз.

    Наконец, видны совершенно круглые суда. Их каркас сделан из тростника и обтянут кожаным чехлом. Чтобы вода не проникала внутрь чехла, швы промазывали асфальтом (природной смолой, которую добывали из земли).

    В вавилонском порту шумно и людно: одни суда разгружаются, другие находятся под погрузкой.

    Вопрос: Прочитайте п. 1 и от  и ответьте,  что продавали купцы, приплывшие в Вавилон?

    Что они покупали в Вавилоне?

    2) Царь Хаммурапи.

    Слайд 4

    Наибольшего могущества достигает Вавилон при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который проявил себя опытным и умелым дипломатом, законодателем, мудрым правителем.

    Вопрос: Не зная о его заслугах, можем ли мы подтвердить это мнение, зная годы его правления?

    Каковы же его заслуги?

    При нем территория государства значительно увеличилась.

    Он установил законы, единые для всего Вавилонского царства.

    Слайд 5

    Об этом узнали из находки. Обратите внимание на рис. на с71.  Археологи нашли сделанный из черного камня столб, на котором высечены клинописными знаками законы. На рисунке воспроизведена верхняя часть столба: стоит царь Хаммурапи, а перед ним сидит бог солнца и справедливого суда Шамаш, который вручает царю жезл - знак власти. Получается, что Хаммурапи правит и судит по воле бога.

    Кого же судили и за что наказывали по законам Хаммурапи?
    Кого они защищали? Рассмотрим несколько сюжетов.

    1. Законы Хаммурапи.

    А)   Сюжет первый.        

    Представьте себе, что у городских ворот прямо под открытым небом, в тени пальм заседает суд. Хмурые стражники опираются на боевые топорики. Вокруг стоят обвинители и обвиняемые, толпятся зеваки. Идет разбор жалоб. Жрец с бритой головой привел тощего бедняка.

    -        Это ты похитил одежду богини Иштар? - грозно вопрошает судья.

    -        О,  господин, - еле слышно лепечет несчастный. - Злые демоны помутили мой рассудок. Бедняку лучше умереть, чем жить. Расскажу обо всем без утайки.

    Слайд 6, 7

    Ночью шел я мимо храма богини Иштар и вспоминал. Когда в моем доме был хлеб, то не было соли. Когда была соль, то не было хлеба. Всю жизнь меня терзал голод... «О, смилуйся надо мной, добрая богиня Иштар», - взмолился я и вошел в храм. Внутри было пусто и тихо. Рядом со статуей богини горели светильники. Казалось, сама Иштар источала свет. Мне почудилось, что богиня ласково кивнула головой, словно подала знак. Я подошел поближе и стал снимать со статуи дорогое покрывало. А в голове мелькнула мысль: у богини множество одежд, а я наг и умираю от голода!

    На рыночной площади я отдал драгоценную ткань за мешок сладких фиников. Тут раздался крик: «Вор!.. Ты заплатишь за святотатство!»

    Судья выслушал обвиняемого и вынес приговор.

    Эта грустная история записана более 3,5 тыс. лет назад на глиняной табличке. Правда, конца история не имеет и мы не знаем о дальнейшей участи обвиняемого...

    Задание.

    Попробуйте, пользуясь выдержкой из законов Хаммурапи на стр. 72 (внизу) учебника, предположить, какому наказанию подвергся злосчастный бедняк?

    Учащиеся (читают): «Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен».

    Сюжет второй.

    Представьте себе, что некий купец с севера привез в Вавилон строительный лес. Выгодно его продал и собирается в обратный путь. Перед отплытием идет он по улице и видит: около кабачка стоит молодой раб.

    -        Что ты тут делаешь?

    • Мой господин зашел внутрь выпить холодного пива, а мне приказал дожидаться его в тени пальм.
    • Ты смышленый и послушный раб, - продолжает купец, - но твой господин, как вижу, дурно обращается с тобой. Ай-ай-ай, какой багровый шрам на твоей спине! Неужели от удара?

    Купец наклоняется к рабу и шепчет ему в уши:

    -        Выгодное дельце предлагаю: мне надо отплывать, да болезнь свалила рулевого. Хочешь заменить его? На севере я дам тебе свободу. Раб соглашается. Купец уводит беглого с собой, оба садятся на корабль и отплывают.

    Познакомьтесь со следующим законом:

    «Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен».

    Вопрос: Какое же наказание ждет купца, согласно закону Хаммурапи, если его поймают?

    -Почему же за кражу осла и раба наказывают одинаково? (Раб - чужеземец не считался человеком, он был лишь живой вещью; его называли «не поднимающий глаз»)

    Учитель: Прочитаем вслух п. 4 «Законы о рабах»

    Каково было положение рабов? Считали их за людей? Почему?

    Слайд 8

    Учитель:

    Несколько иным было положение рабов-должников.

    Задание:

    -Давайте прочитаем п. 5 §14 и узнаем, как же бедняки становились рабами - должниками?

    Вопросы:

    -        В чем разница в положении раба-чужеземца и раба-должника?

    -        Почему закон защищает не рабовладельца, а раба-должника, ограничивая срок его рабства?

    Царь не был заинтересован в том, чтобы крестьяне и ремесленники становились рабами, т.к. они платили налоги в царскую казну, служили в армии, работали на сооружении плотин и строительстве зданий и т.д.

    Вывод: законы Хаммурапи устанавливают различия между рабами-чужеземцами и рабами-должниками.

                 Запишите самостоятельно понятие «ростовщик», «аренда», дайте им определения.

    Аренда - часть имущества (земля, сад, скот), даваемая в пользование на время.

    Ростовщик - богач, дававший свое имущество бедняку в долг «в рост».

    Талион.

    Особенностью судебника Хаммурапи стало то обстоятельство, что наряду с различными видами смертной казни и довольно значительными штрафами в нем при назначении наказаний довольно широко использовался принцип равного возмездия, или талион (т.е. «око за око, зуб за зуб» и т.п.)        (

    Задание: Найдите на стр. 72 статьи, где реализуется данный принцип возмездия.

    «Если человек выбил глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз!»

    -        Как вы оцениваете подобное наказание? Кажется ли вам оно справедливым?

    Внешне кажется справедливым, чтобы пострадавшая сторона не причинила большего вреда, чем тот, который понесла сама. Однако такие способы наказания примитивны, ибо двойное зло не может превратиться в добро. Талион способен устрашать, но не реализует другие цели наказания - возмещение вреда и исправление самого правонарушителя. В наши дни правосудие осуществляется только судом и только на основе законов, принятых народными избранниками (депутатами парламента). К тому же в основе законов лежит принцип гуманизма, т.е. наказания, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

    Заключение.

    Среди более чем трех тысяч строк, высеченных на каменном обелиске с текстом Законов и обнаруженных в начале прошлого века французскими археологами, есть и такие слова:

    «Чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость ...чтобы притесненному оказываюсь справедливость, я начертал мои драгоценные слова на моей стеле и поставил перед изображением моим, царя справедливого.

    (...)

    Будущим временем, навеки! Царь, который будет в стране, да соблюдает справедливые слова, написанные мною на моей стеле, да не изменит он судебных решений страны ...пусть истребит в стране своей беззаконных и злых, пусть даст благоденствие своим людям».

    3. Закрепление.

    Учитель: Подведем итоги сегодняшнего занятия:

    1)        Законы Хаммурапи (1792 г. до н.э.) - правила, обязательные

    для всех жителей страны.

    1. Наличие писаных законов - важнейший признак государства.
    2. Законы Хаммурапи регулируют все стороны общественной жизни, защищают права собственности, устанавливают различие между рабами-чужеземцами и рабами-должниками.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

    Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

    методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

    Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

    Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

    Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

    методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"

    данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....

    Презентация к уроку 5 класса по истории Древнего мира :"Древние Афины"

    Презентация к ранее опубликованному конспекту урока в 5 классе по истории Древнего мира: "Древние Афины"...