Главные вкладки

    Методическая разработка урока музыки "Обряды и традиции Древней Руси"
    методическая разработка по музыке (7 класс) по теме

    Белова Алла Владимировна

    Учитель музыки Белова А.В.

    Тема:  «Обряды и традиции  Древней Руси»

    Подтема: «Рождественские посиделки»

     

     

    Цель: создать  условия  для  ознакомления с древнерусской музыкальной культурой посредствам песни, игры, костюма.

     

    Задачи:

    1.                                выявить  особенности  перехода  культуры русского народа от язычества к христианству на основе  обрядовых песен, игр, инсценирования, истории происхождения русского девичьего костюма

    2.                                воспитывать патриотизм через воздействие на нравственные и эстетические чувства детей

    3.                                развивать интерес к русскому народному фольклору через становление музыкальных традиций 9 -12  веков

     

    Методы, используемые на данном уроке:

    1.     демонстрационный – костюм, маски, атрибуты (звезда)

    2.     моделирования художественно-творческого процесса (игра, музицирование)

    3.     опережение  актуального  момента и возращения к пройденному;

    4.     метод межпредметных связей

    5.     интегрированность (музыка и технология).

     

    Тип  урока: нетрадиционный (урок-игра)

     

    Форма урока – праздник, исследование, практическая  работа, «эврика»

    Класс: 7 "а" 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obryady_i_traditsii_rusi.docx22.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель музыки Белова А.В.

    Тема:  «Обряды и традиции  Руси»

    Подтема: «Рождественские посиделки»

    Цель: создать  условия  для  ознакомления с древнерусской музыкальной культурой посредствам песни, игры, костюма.

    Задачи:

    1. выявить  особенности  перехода  культуры русского народа от язычества к христианству на основе  обрядовых песен, игр, инсценирования, истории происхождения русского девичьего костюма
    2. воспитывать патриотизм через воздействие на нравственные и эстетические чувства детей
    3. развивать интерес к русскому народному фольклору через становление музыкальных традиций 9 -12  веков

    Методы, используемые на данном уроке:

    1. демонстрационный – костюм, маски, атрибуты (звезда)
    2. моделирования художественно-творческого процесса (игра, музицирование)
    3. опережение  актуального  момента и возращения к пройденному;
    4. метод межпредметных связей
    5. интегрированность (музыка и технология).

    Тип  урока: нетрадиционный (урок-игра)

    Форма урока – праздник, исследование, практическая  работа, «эврика»

    Класс: 7 "а" и 8"а".

    Ход  урока.

    1. Организационный  момент  (приветствие, настрой  на  работу, ознакомление  с  темой урока).
    2. Основная  часть  урока:

            Сообщение  о  значении  песни  в  жизни  человека  и  её  месте  в  фольклоре  русского  народа.

    Народ русский с песней рожден. Первая песня, которую слышит младенец - колыбельная. Первая вещь, которая попадает в руки – музыкальная игрушка – погремушка.

    И так с древности ведется, и посей день.

    Всё это нашло своё отражение в фольклоре русского народа. Что такое фольклор – народное творчество.

    В песне, в игре на музыкальных инструментах, в сюжетной игре и конечно же в необычайно прекрасных костюмах.

    С помощью старославянской песни, игре и знакомство с русским девичьим костюмом попробуем перенестись в другую эпоху. Эпоху древности: от язычества к христианству – православия (крещение Руси 988г.-князь Владимир).

    Использование библейского сюжета (иллюстрация) для перехода к истории принятия крещения Руси.

    Один из самых насыщенных зимних месяцев - это январь. Один из самых главных праздник православных в январе?

    Праздник насыщенный многочисленными традициями русского народа? Рождество Христово.

    Библейский сюжет. Помогите восстановить события отраженные на данной иллюстрации. Рождество, рождение....

    Иисус Христос родился более двух тысяч лет назад в городе Вифлееме.

    Мария и Иосиф нашли приют за городом в вертепе - пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества - родился Спаситель мира.

    Рождество Христово - один из самых главных христианских праздников. Русская Православная Церковь отмечает его 7 января.

    Звезда, которая освещала место рождения Христа, названа Вифлеемской (показ семиконечной звезды, как символ праздника).

    Нет такого другого праздника, где бы так причудливо переплелись традиции языческие и христианские.

    Что принято детьми петь в эти дни? Колядки.

    Исполнение колядок в масках (обучающихся 7 а класса).

    Подвести итог содержания колядок.

    Происхождение  и понятие "Коляда-Щедровки"" с языческих времён на Руси и Христославные песни колядки.

    Римское и языческое значение.

    Коляда – языческий бог. Символ вечного круговорота жизни: смена дня и ночи, движение от тьмы к свету.        

    Коленда – название первого месяца года (рим).

    Показ-исполнение православной Колядки «Эта ночь святая».  

            Сегодня эти песни народом забыты, но в церквях, воскресных школах они звучат.

     На святках славили Христа, молодёжь ходила от одного двора к другому с большой самодельной звездой, песнями-колядками прославляла Рождество Христово, чествовала хозяев дома, желала им всякого добра и здоровья.

    Разучивание и исполнение православной Колядки «Эта ночь святая».  

    Различие и значение "Щедровки" и "Христославные песни".

            В чём различие в "Колядках- Щедровках" и колядках православных?

    "Колядки- Щедровки" оповещают о приходе Коляды, как повод для веселья и шалостей, желая хозяину добра и благополучия.

    В православные колядках славят Христа, поют Христославные песни, в эти песнях и слова нет про Коляду. Славили день, поздравляют с рождением младенца.

            В канун Рождества  - Сочельник. Девушки доставали самые лучшие свои наряды, наряжались, чтобы узнать свою судьбу.

    Показ русского народного девичьего костюма, значение цвета, орнамента (вышивка).

            Обучающиеся 8 а класса представляют свои работы по технологии под руководством учителя технологии Яковлевой Ю.В.

            В ночь на кануне Рождества нарядились, сели в круг в ожидании волшебства.

    Игра-гадание. Поблюдные песни.

    В блюдо собираются мелки вещи детей и накрываются платком.

    Игра песня (вынимая предметы из блюда, пропеть весте фразу-припевку "ой ли шоли тёшеньки")

    1. за дежой сежу, пятернёй вожу, я ещё посижу, я ещё повожу- (поём вместе)- ойли – шоли -тёшеньки про кого пою? (вынимаю из блюда одну из вещей) ---- ещё нескоро замуж выйдешь.

    2.Ходит кошечка да по лавочке. Водит котика да за лапочки. ----ласковый милый муж будет.

    3. Лежит свинья у логова с поросятами с полосатыми.---- много детей будет.

    4.Ой, мышь пищит, казну тащит, ещё попищит, ещё потащит.----жадный муж будет.

    5. У нас мужики богатые, гребут денежки лопатами.---- к богатству.

    6. Стоит корыто, полотенцем накрыто.--- ох что-то скрытное, богатство зарытое.

    7. Улетел воробей на чужую сторону, а с чужой стороны не воротится.----переезд в новый дом или другую сторону.

    8. Летит синица, чтоб воды напиться ---ума прибудет

    9. солнце ясное греет ласково, ветер  дует, поддувает----перемены в будущем сильные

    1. Итог. В  ночь  перед  Рождеством, в  Сочельник, пекли  обрядовое  печенье  с  пожеланиями  для  колядовщиков. Одарим и мы колядовщиков и гостей печеньем.

    Значение  каждой  фигурки:

    • звезда просветление;
    • цветок – к радости;
    • сердечко – любовь и понимание;
    • ёлка – мудрость; благополучие.

    Мудрость вековая русского народа в песне, в танце зарождалась и развивалась веками.

    Знать, помнить историю зарождения и развития культуры посредствам фольклора - это необходимо.

    Без прошлого нет будущего.

    Счастливого Рождества Христова!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока: Местоположение и природа Древней Индии

    Данная разработка урока сделана с использованием мультемидийных ресурсов. Урок комбинированный....

    Методическая разработка урока "Символы и традиции Рождества"

    Данная разработка посвящена символам и традициям Рождества. Это урок-исследование об истории праздника с заданиями для всех видов речевой деятельности. В уроке содержатся интерактивные упражнения для ...

    Методическая разработка урока музыки "Фольклорные традиции Руси"

    Урок  музыки  в  6  классе Тема:  Фольклорные  традиции  Руси.Подтема: «Рождественские посиделки»  Цель: создать  условия  для  ознаком...

    Методическая разработка урока литературы Тема: Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне.«Нам общая слава России солдатской наградой была…» (По произведениям Ю.В. Бондарева, К.Д. Воробьева, Б.Л. Васильева, В.В. Быкова).

    Методическая разработка урока литературы «Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне. «Нам общая слава России солдатской наградой была…»  (по произведениям  Ю.В. Бондарева, К.Д. Воро...

    Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.

    Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...

    Методическая разработка урока по теме "Расцвет Киевской Руси"

                                                          ...