Методическая разработка урока музыки "Обряды и традиции Древней Руси"
методическая разработка по музыке (7 класс) по теме
Учитель музыки Белова А.В.
Тема: «Обряды и традиции Древней Руси»
Подтема: «Рождественские посиделки»
Цель: создать условия для ознакомления с древнерусской музыкальной культурой посредствам песни, игры, костюма.
Задачи:
1. выявить особенности перехода культуры русского народа от язычества к христианству на основе обрядовых песен, игр, инсценирования, истории происхождения русского девичьего костюма
2. воспитывать патриотизм через воздействие на нравственные и эстетические чувства детей
3. развивать интерес к русскому народному фольклору через становление музыкальных традиций 9 -12 веков
Методы, используемые на данном уроке:
1. демонстрационный – костюм, маски, атрибуты (звезда)
2. моделирования художественно-творческого процесса (игра, музицирование)
3. опережение актуального момента и возращения к пройденному;
4. метод межпредметных связей
5. интегрированность (музыка и технология).
Тип урока: нетрадиционный (урок-игра)
Форма урока – праздник, исследование, практическая работа, «эврика»
Класс: 7 "а"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obryady_i_traditsii_rusi.docx | 22.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Учитель музыки Белова А.В.
Тема: «Обряды и традиции Руси»
Подтема: «Рождественские посиделки»
Цель: создать условия для ознакомления с древнерусской музыкальной культурой посредствам песни, игры, костюма.
Задачи:
- выявить особенности перехода культуры русского народа от язычества к христианству на основе обрядовых песен, игр, инсценирования, истории происхождения русского девичьего костюма
- воспитывать патриотизм через воздействие на нравственные и эстетические чувства детей
- развивать интерес к русскому народному фольклору через становление музыкальных традиций 9 -12 веков
Методы, используемые на данном уроке:
- демонстрационный – костюм, маски, атрибуты (звезда)
- моделирования художественно-творческого процесса (игра, музицирование)
- опережение актуального момента и возращения к пройденному;
- метод межпредметных связей
- интегрированность (музыка и технология).
Тип урока: нетрадиционный (урок-игра)
Форма урока – праздник, исследование, практическая работа, «эврика»
Класс: 7 "а" и 8"а".
Ход урока.
- Организационный момент (приветствие, настрой на работу, ознакомление с темой урока).
- Основная часть урока:
Сообщение о значении песни в жизни человека и её месте в фольклоре русского народа.
Народ русский с песней рожден. Первая песня, которую слышит младенец - колыбельная. Первая вещь, которая попадает в руки – музыкальная игрушка – погремушка.
И так с древности ведется, и посей день.
Всё это нашло своё отражение в фольклоре русского народа. Что такое фольклор – народное творчество.
В песне, в игре на музыкальных инструментах, в сюжетной игре и конечно же в необычайно прекрасных костюмах.
С помощью старославянской песни, игре и знакомство с русским девичьим костюмом попробуем перенестись в другую эпоху. Эпоху древности: от язычества к христианству – православия (крещение Руси 988г.-князь Владимир).
Использование библейского сюжета (иллюстрация) для перехода к истории принятия крещения Руси.
Один из самых насыщенных зимних месяцев - это январь. Один из самых главных праздник православных в январе?
Праздник насыщенный многочисленными традициями русского народа? Рождество Христово.
Библейский сюжет. Помогите восстановить события отраженные на данной иллюстрации. Рождество, рождение....
Иисус Христос родился более двух тысяч лет назад в городе Вифлееме.
Мария и Иосиф нашли приют за городом в вертепе - пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества - родился Спаситель мира.
Рождество Христово - один из самых главных христианских праздников. Русская Православная Церковь отмечает его 7 января.
Звезда, которая освещала место рождения Христа, названа Вифлеемской (показ семиконечной звезды, как символ праздника).
Нет такого другого праздника, где бы так причудливо переплелись традиции языческие и христианские.
Что принято детьми петь в эти дни? Колядки.
Исполнение колядок в масках (обучающихся 7 а класса).
Подвести итог содержания колядок.
Происхождение и понятие "Коляда-Щедровки"" с языческих времён на Руси и Христославные песни колядки.
Римское и языческое значение.
Коляда – языческий бог. Символ вечного круговорота жизни: смена дня и ночи, движение от тьмы к свету.
Коленда – название первого месяца года (рим).
Показ-исполнение православной Колядки «Эта ночь святая».
Сегодня эти песни народом забыты, но в церквях, воскресных школах они звучат.
На святках славили Христа, молодёжь ходила от одного двора к другому с большой самодельной звездой, песнями-колядками прославляла Рождество Христово, чествовала хозяев дома, желала им всякого добра и здоровья.
Разучивание и исполнение православной Колядки «Эта ночь святая».
Различие и значение "Щедровки" и "Христославные песни".
В чём различие в "Колядках- Щедровках" и колядках православных?
"Колядки- Щедровки" оповещают о приходе Коляды, как повод для веселья и шалостей, желая хозяину добра и благополучия.
В православные колядках славят Христа, поют Христославные песни, в эти песнях и слова нет про Коляду. Славили день, поздравляют с рождением младенца.
В канун Рождества - Сочельник. Девушки доставали самые лучшие свои наряды, наряжались, чтобы узнать свою судьбу.
Показ русского народного девичьего костюма, значение цвета, орнамента (вышивка).
Обучающиеся 8 а класса представляют свои работы по технологии под руководством учителя технологии Яковлевой Ю.В.
В ночь на кануне Рождества нарядились, сели в круг в ожидании волшебства.
Игра-гадание. Поблюдные песни.
В блюдо собираются мелки вещи детей и накрываются платком.
Игра песня (вынимая предметы из блюда, пропеть весте фразу-припевку "ой ли шоли тёшеньки")
1. за дежой сежу, пятернёй вожу, я ещё посижу, я ещё повожу- (поём вместе)- ойли – шоли -тёшеньки про кого пою? (вынимаю из блюда одну из вещей) ---- ещё нескоро замуж выйдешь.
2.Ходит кошечка да по лавочке. Водит котика да за лапочки. ----ласковый милый муж будет.
3. Лежит свинья у логова с поросятами с полосатыми.---- много детей будет.
4.Ой, мышь пищит, казну тащит, ещё попищит, ещё потащит.----жадный муж будет.
5. У нас мужики богатые, гребут денежки лопатами.---- к богатству.
6. Стоит корыто, полотенцем накрыто.--- ох что-то скрытное, богатство зарытое.
7. Улетел воробей на чужую сторону, а с чужой стороны не воротится.----переезд в новый дом или другую сторону.
8. Летит синица, чтоб воды напиться ---ума прибудет
9. солнце ясное греет ласково, ветер дует, поддувает----перемены в будущем сильные
- Итог. В ночь перед Рождеством, в Сочельник, пекли обрядовое печенье с пожеланиями для колядовщиков. Одарим и мы колядовщиков и гостей печеньем.
Значение каждой фигурки:
- звезда просветление;
- цветок – к радости;
- сердечко – любовь и понимание;
- ёлка – мудрость; благополучие.
Мудрость вековая русского народа в песне, в танце зарождалась и развивалась веками.
Знать, помнить историю зарождения и развития культуры посредствам фольклора - это необходимо.
Без прошлого нет будущего.
Счастливого Рождества Христова!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока: Местоположение и природа Древней Индии
Данная разработка урока сделана с использованием мультемидийных ресурсов. Урок комбинированный....
Методическая разработка урока музыки "Фольклорные традиции Руси"
Урок музыки в 6 классе Тема: Фольклорные традиции Руси.Подтема: «Рождественские посиделки» Цель: создать условия для ознаком...
Методическая разработка урока литературы Тема: Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне.«Нам общая слава России солдатской наградой была…» (По произведениям Ю.В. Бондарева, К.Д. Воробьева, Б.Л. Васильева, В.В. Быкова).
Методическая разработка урока литературы «Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне. «Нам общая слава России солдатской наградой была…» (по произведениям Ю.В. Бондарева, К.Д. Воро...
Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.
Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...
Методическая разработка урока "Олимпийские игры в Древней Греции и современность".
Разработка урока для 5 класса посвященная олипийским играм. Представлен исторический материал, рассказывается об олимпийских играх 2014....
методическая разработка урока "Русские православные традиции в романе И.С. Шмелёва "Лето Господне" (гл. "Великий Пост")
Урок открытия нового знания построен в ТРКМЧП (стратегии "ЗХУ" и "Инсерт") и призван познакомить обучающихся с церковными и бытовыми традициями русского народа в период Великого Поста.Обычаи чистого п...