методическая разработка урока "Русские православные традиции в романе И.С. Шмелёва "Лето Господне" (гл. "Великий Пост")
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Редчук Ольга Алексеевна

Урок открытия нового знания построен в ТРКМЧП (стратегии "ЗХУ" и "Инсерт") и призван познакомить обучающихся с церковными и бытовыми традициями русского народа в период Великого Поста.

Обычаи чистого понедельника, бытовые ограничения, постное меню - основные аспекты изучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЕРХНЕТОЕМСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН» «АВНЮГСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Русские  православные  традиции  в  романе И.С. Шмелёва «Лето  Господне»

Методическая разработка урока

Автор:       Редчук  Ольга  Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

2016 г.

Пояснительная записка

Предмет:            литература

Целевая аудитория: 8 класс

Автор УМК: В.Я. Коровина

Место урока в изучаемой теме:  1-й урок по творчеству И.С. Шмелёва

Тип урока: урок  открытия нового знания

Форма урока: практикум

Технология:   Технология развития критического мышления через чтение и письмо, стратегии «Знаю – хочу узнать – узнал» (ЗХУ), «Инсерт»; здоровьесберегающая

Методы и приемы: проблемный, исследовательский,  интерактивный

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная,  парная, индивидуальная

Цели:

образовательная:    познакомить учащихся   с творчеством И.С.Шмелёва        (роман  И.С. Шмелёва «Лето Господне», глава «Великий пост»);

развивающая:        развивать общеучебные  навыки  работы с текстовой информацией, аналитические процессы, учиться обобщать изученные факты;

воспитательная:      воспитывать духовную культуру обучающихся  через знакомство с русскими христианскими традициями.

Оборудование: компьютер, мультимедийный  проектор, авторский медиапродукт - презентация  к уроку, толковые словари,  раздаточный текстовый материал, бланки для составления проекта «постное меню»,  картинки-смайлики трёх цветов для распределения по группам

    Урок по теме «Русские православные традиции в романе И.С. Шмелёва «Лето Господне» (глава «Великий пост»)" проводится после изучения рассказа «Как я стал писателем». Он призван не только расширить представление обучающихся о творчестве писателя Русского Зарубежья, но и знакомит с некоторыми забытыми русскими христианскими традициями. Актуальность урока обусловлена ещё и тем, что в календарном планировании уроков литературы в 8 классе по УМК В.Я. Коровиной знакомство с творчеством И.С. Шмелёва приходится на время начала Великого поста.                                                                                                        Занятие построено по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее ТРКМЧП), направленной на развитие самостоятельного оценочного мышления путём наложения новой информации на жизненный личный опыт. Стратегии «Знаю – хочу узнать – узнал» и «Инсерт» формируют  умение соотносить известное и новое,  обеспечивают внимательное, вдумчивое чтение, стимулируют стремление выражать свою позицию, презентовать «открытие».

     Проектная деятельность на уроке  формирует умение  сотрудничать, отстаивать своё мнение и принимать чужое.

      Урок сможет способствовать формированию следующих  УУД:                                                                                          личностных: стимулирование проявления интереса к новому содержанию учебного знания, развитие умения фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях, осознание важности полученного знания для национальной самоидентификации и потребности сохранения  русских традиций;                 регулятивных: способность определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий, осуществление  самопроверки по эталону, способность к самооценке и её корректирование; коммуникативных:  осуществление деятельности  в рамках сотрудничества,  способность  участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета, умение воспроизводить прочитанный текст с разной степенью развёрнутости, стремление к выражению своих мыслей;           познавательных: анализ объекта с целью выделения признака, овладение приёмами отбора  и систематизации материала  на определённую тему.

Ход урока

Среди   зарубежных   русских  писателей  

Шмелёв  –  самый  русский.

Ни на минуту в своём душевном горении

 он не перестаёт думать о России.

                       К. Бальмонт

I. Организационный момент

- Добрый день.

 Сегодня на уроке мы  начинаем знакомиться с творчеством русского писателя Ивана  Сергеевича  Шмелёва.   Прочитайте эпиграф к уроку. Что мы узнаём об этом человеке из высказывания  поэта К. Бальмонта?   (Ответы детей)                                                                          Рассмотрите портрет писателя. Что вы можете сказать о нём? (Ответы детей) Прожив в эмиграции  28 лет, он был и остаётся истинно русским писателем. Роман «Лето Господне» (1933—1948), даёт  широкую картину быта старой, «патриархальной» России, Москвы и любимого писателем Замоскворечья.  Такие  произведения были весьма популярны в среде русского зарубежья.

Запишите тему урока и эпиграф.

II. Целеполагание

Сформулируйте проблемный вопрос, получение ответа на который будет целью нашей работы на уроке.    (Какие  русские традиции связаны со временем Великого поста? Что о русских православных традициях можно узнать из романа  И.С. Шмелёва «Лето Господне»? Выяснить, какие  обычаи Великого поста сохраняются в современном мире.)

III. Вызов   (актуализация проблемы)

Отгуляла широкая масленица, наступил Великий пост.

•        Словарная работа

Какие значения имеет слово «пост»?

- стоять на посту. (Что это значит?)

- занимать высокий пост (строго регламентированная  ответственная должность)

- пост  (время отказа от скоромной пищи)

Что объединяет все толкования? (строгое соблюдение правил)

•        Что вам известно, об этом периоде? Сейчас начнём работу с таблицей «Знаю – хочу узнать – узнал».

(Ученики уже знакомы со стратегией ЗХУ, знают правила заполнения таблицы. Чтобы работа шла быстрее, задаю вопросы.)

Заполните 1 столбец таблицы.

З  (знаю)

Х (хочу узнать)

У (узнал)

1.

2.

3.

Источник информации

(Второй столбец  заполнится во время ответов на вопросы, третий - на этапе рефлексии.)

Вопросы учителя: (на слайде)

  1. Какова продолжительность Великого поста?
  2. Какова цель Великого поста?
  3. Как называется первый день поста и каковы его традиции?
  4. Допускает ли Великий пост отмечание светских праздников?
  5. Каковы  бытовые ограничения в этот период?
  6. Что такое ефимоны?  
  7. Можно ли в Великий пост есть конфеты, сладости, рыбу?

IV. РЕАЛИЗАЦИЯ (осмысление)

   Попытаемся углубить знания о русских христианских традициях, связанных с Великим постом, познакомившись с отрывками из романа Ивана Сергеевича Шмелёва «Лето Господне».

Класс делится на 3 группы по цвету смайликов.                                                                    (Дети перемещаются по классу, меняют положение за столами вместо физкультминутки)

1-я группа  «Лексикографы». Ваша задача в процессе чтения выделить незнакомые слова, определить с помощью толковых словарей их лексические значения, записать и представить результат своей работы.

2-я группа «Хранители традиций»

   (Стратегия «ИНСЕРТ»  обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение.)

 Прочитайте текст, делая маркировку знаками, указанными в таблице.

«V» - уже знал

«+» - новое

«-« думал иначе

«?»- не понял, есть вопросы

     Затем  кратко занесите эти сведения в третий столбец таблицы, и у вас получится отчёт об  изучении новой темы.

3-я группа  « Составители постного меню» (парная работа).                                   

Ваша задача представить проект постного меню на один день. Для этого используйте  названия блюд и продукты из текста главы «Великий пост». Если захотите дополнить рацион своими блюдами,  помните, что нельзя употреблять продукты животного происхождения: мясо, молоко,сливочное масло, сыр, яйца, кстати, майонез сделан на основе яичного желтка – нельзя.

V. Рефлексия (открытие  нового  знания, обмен мнениями)

«Лексикографы»

Говеть – (у верующих) поститься и ходить в церковь, готовясь к исповеди и причастию.

Скоромный - запрещенный церковными правилами к употреблению в постные дни (о мясной, молочной пище).

Кутья́,  коли́во, кану́н - ритуальное поминальное блюдо славян, каша, сваренная из целых зёрен пшеницы (реже ячменя или других круп, последнее время — из риса, или, как его называли, сарацинского пшена), политая мёдом, медовой сытью или сахаром, с добавлением мака, изюма, орехов, молока и даже варенья.

К кутье принято подавать в отдельном соуснике постное молоко (сочиво), которое делается из мака, грецких или лесных орехов, или из их смеси, иногда из миндаля.

Гречишник - печеное изделие, изготовленное из гречневой муки.

Ефимоны - мн. вечерняя церковная служба в великий пост; мефимон (с нами Бог).  (Толковый словарь Даля)

«Хранители традиций» представляют результаты своего исследования, дописываются сведения в 3 столбец таблицы ЗХУ, дополняют ответы товарищей.

1) Какова продолжительность Великого поста?

40 дней

2) Какова цель Великого поста?

Очистить душу

3) Как называется первый день поста и каковы его традиции?

Чистый понедельник: в доме всё чистят, «выкуривают масленицу», до рассвета нужно сходить в баню, намаслить голову

4) Допускает ли Великий пост отмечание светских праздников?

грех смеяться и веселиться,

5) Каковы  бытовые ограничения в этот период?

Нельзя гневаться, одеваются в «затрапезное», », в доме «по-бедному»: снимают красивые шторы, закрывают яркие картины, убирают красивую посуду;

6) Что такое ефимоны?  

Стояние – покаяние со слезьми. Скорбение… Стой и шепчи: «Боже, очисти мя, грешного!»

7)        Можно ли в Великий пост есть конфеты, сладости, рыбу?

«насушил себе чёрных сухариков с солью и весь пост будет с ними пить чай – «за сахар»,

«великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой»

Что ещё нового узнали из текста?

Ответим на один из вопросов, который вы сформулировали в начале занятия:             - Какие христианские обычаи Великого поста сохраняются в современном мире?  (мнения учеников)

«Составители постного меню» представляют проект меню одного дня. Возможны разные варианты.

- Ребята, как вы поняли, обязывает ли пост обычных людей голодать? Так ли страшно ограничение в пище?

VI. Оценочная рефлексия (ученики по цепочке высказывают своё мнение)

Ребята, мне хочется думать, что в ходе работы вы узнали новое, сделали для себя какие-то открытия. Поделитесь своим открытием.

Продолжи фразу:

Сегодня я узнал …

Я понял, что …

Меня удивило, что…

Мне понравилось на уроке …

Мне было интересно …

Свою работу на уроке я оцениваю на …, потому что …

VII.  Домашнее  задание: стр.96-97 (краткий конспект),

Стр.97-105 читать, ответы на вопросы.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 И.С. Шмелёв.  «Лето Господне»  гл. «Великий пост» (в сокращ.)

Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий пост.  Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый понедельник, и всё у нас в доме чистят. Теперь уж «душа начнётся»,-  Горкин  вчера сказывал: «Душу готовить надо» Говеть, поститься, к Светлому дню готовиться. Вчера был Прощённый  день. И Василь Василич  простил всех нас, так и сказал в столовой на коленках: «Всех прощаю!»                                                                                                  Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масленицу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая нянька Домнушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и поднимается кислый пар – священный. Я и теперь слышу его из дали   лет. Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надо мной колышет. Необыкновенный, священный запах. Это пахнет Великий пост.

         И Горкин  совсем особенный  – тоже священный будто. Он ещё до свету сходил в баню, попарился, надел всё чистое – Чистый сегодня понедельник!- только казакинчик старый: сегодня все самое затрапезное наденут, «так по закону надо». И грех смеяться, и голову надо намаслить, как Горкин. Он теперь ест без масла, а голову надо, по закону, для молитвы. Я знаю, что он насушил себе чёрных сухариков с солью и весь пост будет с ними пить чай – «за сахар».                                                

– А почему папаша сердитый… на  Василь  Василича так?                                                                                  – А за грехи… - со вздохом говорит  Горкин. – Тяжело переламываться, теперь всё строго, пост. Ну и сердится. А ты держись, про душу думай. Такое время, всё равно что последние дни пришли… по закону-то! Читай «Господи Владыко живота моего».   И я принимаюсь читать про себя недавно выученную постную молитву.  

          В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни… по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному до самой Пасхи. В гостиной надеты серые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина  - «Красавица на пиру»- закрыта простынёю. Преосвященный так посоветовал. Покачал головой и прошептал: «Греховная и соблазнительная картинка!» Но отцу очень нравится – такой шик! Все домашние очень строги и в затрапезных платьях с заплатками – и мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно, Великий пост: раскатишься – и сломаешь ногу. В буфете остались самые расхожие тарелки, бурыми пятнышками – щербинками, - великопостные.    

           Я иду к ефимонам с Горкиным. Это первое моё стояние, и оттого мне немножко страшно. То были службы, а теперь стояния.                                                                                                                                      - Стояние – покаяние со слезьми. Скор – бе – ние… Стой и шепчи: «Боже, очисти мя, грешного!»

     В храме как-то особенно пустынно, тихо. Свечи с паникадил убрали, сняли с икон венки и ленты: к Пасхе всё будет новое. Убрали и сукно с приступов, и коврики с амвона. Канун и аналои одеты в  чёрное. И риза на престоле – великопостная, чёрная  с серебром. И на великом Распятии серебряная лента  с чёрным.                                                                                                                         И начались ефимоны, стояние. Я слушаю  страшные  слова: «увы, окаянная моя душе», «конец  приближается»,  «скверная  моя, окаянная моя … душа-блудница … во тьме остави мя, окаянного!..» … Ефимоны кончаются. Выходит на амвон батюшка, долго стоит и слушает, как дьячок читает и читает. И вот начинает воздыхающим голосом:  «Господи и Владыко живота моего…» Все падают трижды на колени и потом замирают, шепчут. Шепчу и я – ровно 12 раз: «Боже, очисти мя,  грешного.» И опять падают.

             Я даю себе слово не скоромиться весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того всё вкусно? Будут варить компот и делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой,  маковый хлеб красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки … Мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох мочёный, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар – лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва…  А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам… , а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселём, а киселёк клюквенный с ванилью, а … великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! …а мочёные яблоки по воскресеньям…, а гречишники с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с тёплою пустотой внутри!..  Неужели  и там, куда все уходят из этой жизни, будет такое постное!        Поедем на Постный рынок, где стон стоит, великий грибной рынок, где я никогда не был. Я начинаю прыгать от радости, но меня останавливают: «Пост, не смей! Сломаешь ногу».

Приложение 2.

Дал Бог ротик, даст и кусочек.

Постное меню

Завтрак:         Каков у хлеба, таков и у дела.

 

Обед:                Ужин не нужен, был бы обед.

Ужин:               Не поужинавши, легче, а поужинавши, лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка внеклассного мероприятия "Традиции русского гостеприимства"

В данном материале представлены примеры обучения детей традициям приёма гостей, проведения прадников....

Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Ф. Стендаля "Красное и черное"

Тип урока: проблемный урок с элементами технологии «Критического мышления»Дидактическая задача урока: осознание учащимися смысла жизненной трагедии Жюльена Сореля, главного героя романа «Красное...

Методическая разработка открытого занятия "Традиции встречи весны. Лепка "жаворонков"

Данный материал является обобщением моего практического опыта знакомства обучающихся в возрасте от 6 до 12 лет с приемами лепки и моделирования "жаворонков" и народными традициями встречи весны. Матер...

Методическая разработка урока (мероприятия): «Традиции народов моего села»

В учебных учреждениях нашего района обучаются дети разных национальностей. Данный урок или мероприятие по воспитанию осознания молодёжью единства российской нации может проводиться в любой школе с уча...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Традиции чаепития в Англии, Германии и России»

Данная методическая разработка представляет собой методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия для студентов 1-го курса СПО, обучающихся по специальности «Технолог продукции общест...

Методическая разработка Урок внеклассного чтения по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»

Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»....