МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-КОНКУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ И СРЕДНЕВЕКОВУЮ РОССИЮ»
методическая разработка по истории (11 класс)

Опацкая Алла Ивановна

Предлагаемая разработка позволяет на основе организации групповой работы проконтролировать усвоение материала тем IV; VII; VIII программы курса Истории для СПО. Способствует закреплению сложившиеся у студентов представлений о древней, средневековой и истории России Нового времени.  Активизирует изучение исторических понятий, терминов, хронологии в процессе подготовки к дифференцированному зачёту. Развивает познавательные интересы студентов, способствует формированию исторической памяти и уважения истории Отечества.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики  Крым

«Симферопольский колледж  строительства и компьютерных технологий»

      

      

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  УРОКА-КОНКУРСА

«ИСТОРИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ И СРЕДНЕВЕКОВУЮ РОССИЮ»

ПРОВЕДЁННОГО В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ ИСТОРИИ

Подготовила:

преподаватель высшей категории

Опацкая Алла Ивановна

Симферополь

2016

Цели урока:

1. На основе организации групповой работы, проконтролировать усвоение материала тем IV; VII; VIII курса Истории. Закрепить сложившиеся представления о древней, средневековой и истории России Нового времени для формирования у студентов исторических ориентиров самоидентификации в современном мире.

2. Активизировать изучение исторических понятий, терминов, хронологии в процессе подготовки к дифференцированному зачёту.

 3. Развивать познавательные интересы студентов, формировать историческую память; воспитывать любовь к Отечеству и уважение его истории.

Тип урока: урок контроля и коррекции

Форма урока: урок-конкурс

Методы обучения:

  1. Для мотивации - создание ситуации соревнования и успеха,
  2. Для организации мыслительной деятельности – традуктивные,
  3. Для контроля и коррекции учебно-познавательной деятельности – комплексный контроль.

Содержание урока направлено на достижение студентами следующих результатов:

А. личностных:

  1. Осознание российской гражданской идентичности через понимание прошлого России;
  2. Готовность к самостоятельной и ответственной деятельности;
  3. Способность вести диалог на исторические темы, достигать в нем взаимопонимания;
    Б. метапредметных:
  1. использовать все возможные ресурсы и успешные стратегии для достижения  победы в конкурсе;
  2. продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе соревновательной деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  3. самостоятельно принимать решения с учетом нравственных ценностей;

В. предметных результатов         :

  1. владение комплексом знаний о древней, средневековой и Новой истории России;
  2. сформированность умений применять исторические знания;
  3. сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в
    дискуссии по исторической тематике.

Литература:

  1. Горяйнов С.Г.  Загадки Российской Клио для всех, кто изучает и любит историю. Издание 5-е, переработанное дополненное. Ростов-на-Дону – «Феникс» 2016.
  2. Смирнов С.Г. Задачник по истории России. Москва - «Мирос», 2015.

Ход урока:

1 Вступительное слово преподавателя

Часто историю называют путешествием во времени. Подобно тому, как путь за горизонт открывает идущему новые земли и позволяет лучше понять себя, так и понимание истории – раздвигает временные рамки нашей быстротечной жизни и заставляет совершать более зрелые и ответственные поступки.

Сегодня мы с вами проверим, прочны ли заданные прежними уроками ориентиры на дороге времени, которая соединяет каждого из нас с грандиозным прошлым России. Если дорожная разметка сохранилась, указатели расставлены верно, то значит и на пути из настоящего в будущее России мы не собьёмся с пути.

Нынешний урок по содержанию своему – контрольная работа.

По форме – командный конкурс. Все сидящие на одном ряду на время урока – единая команда. Постарайтесь проявить свои интеллектуальные, волевые, организаторские качества  и нравственные чувства так, чтобы ваш личный успех стал условием победы команды. Чтобы баллы, набранные всеми участниками команды стали общей высокой оценкой.

Та команда, что по итогам 4-х конкурсов набирает ≥ 30 баллов, получает «5»

Команда, набравшая от 20 до 29 баллов – «4»

Команда, набравшая от 10 до 19 баллов – «3»

Команда, набравшая от 0 до 9 баллов – «2»

Если студент не принял активного участия ни в одном из конкурсов и не внёс свой вклад в командный результат, он автоматически исключается из членов команды и его контрольная оценка – «н/а».

Честным соревнование считается в том случае, когда используют единственный источник ответов -   собственные знания и понимание Истории. Телефон, конспект, учебник – исключаются.

В случае нарушения правил Честной игры, предварительно набранные баллы команды ликвидируются.

Та же санкция применяется в случае оскорбления (провокации) соперника или создания условий, препятствующих эффективной работе.

Примечание: Протокол конкурса ведётся на классной доске.

Конкурсы

Баллы

I

II

III

1. Разминка

2. История в лицах

3. Найдите соответствие

4. Верю - не верю

Желаю всем достойного соперничества и удачи!

2. Описание конкурсов

Конкурс № 1 «Разминка»

Каждой команде предлагается ответить на 5 простых вопросов. Время подготовки ответа – 5 секунд, без обсуждения в команде.

Каждый верный ответ оценивается в 1 балл. Максимальная сумма баллов –5.

Вопросы для первой команды.

  1. Главное сражение Отечественно войны 1812 года (Бородинское сражение)
  2. Площадь, на которой произошло восстание декабристов (Сенатская)
  3. Как назывался свод законов Московской Руси, положивший начало закрепощению крестьян? (Судебник 1497г.)
  4. Какого российского императора называли «освободителем»? (Александра II)
  5. Первый российский император (Пётр I)

Вопросы для второй команды.

  1. Столица Российской империи (Петербург)
  2. Назовите 3 компонента теории официальной народности (самодержавие, православие, народность)
  3. Какую фамилию носил ПётрI ? (Романов)
  4. Какое ханство не удалось присоединить к России Ивану Грозному в XVI веке? (Крымское)
  5. Главная причина Восточной войны? (необходимость решения Восточного вопроса)

Вопросы для третьей команды.

  1. Командующий русской армией в Бородинском сражении (Кутузов)
  2. В правление какого императора в России начался промышленный переворот? (Николай I)
  3. Назовите 2 течения в либеральном общественном движении России 40-50-х гг. ХIХ века (западники и славянофилы)
  4. Русский хирург, участник Крымской войны, впервые применивший анестезию во время операций. (Пирогов)
  5. Кто создал «Жалованную грамоту дворянству» (Екатерина II)

Итоги конкурса в баллах заносятся в протокол.  

Конкурс № 2 «История в лицах» состоит из 2-х частей А. и Б.

 Задача команд за 5 минут определить по описанию исторических деятелей и записать 2 имени в бланке команды. Каждый правильный ответ оценивается в  5 баллов.

Таким образом, максимальная сумма баллов за конкурс – 10.

Задания первой команды

А. «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владети. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву» И пошли за море к варягам. И избрались трое братьев со своими родами и пришли к славянам, и сел старший в Новгороде»

Как звали этого полу-легендарного родоначальника великокняжеской династии Руси?

 Б. Назовите историческую личность, к которой относятся все эти характеристики:

  1. родился в станице Зимовейской, где за 100 лет до него родился Степан Разин;
  2. с 17 лет славно воевал в Семилетней, затем в русско-турецкой войне и за храбрость получил офицерский чин хорунжего;
  3. воплощая наивные народные представления о добром царе, рассылал «императорские манифесты» с пожалованиями крепостным «вечной вольности» и за 2 года создал боеспособную армию для защиты народных интересов.
  4. Стал воплощением не только русского бунта «бессмысленного и беспощадного», но и примером  силы духа, не сломленного предательством и лютой казнью
  5. Чтобы изгладить в памяти народной воспоминание о масштабах деяний сподвижников этого человека, река Яик была переименована в Урал.

Правильный ответ: А) Рюрик    Б) Е. Пугачёв

Задания второй команды

 А. «В походах же не водил за собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину или зверину, и зажарив на углях, так ел. Не имел он шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. И посылал в иные земли со словами: «Иду на вы»

Б. Назовите историческую личность, к которой относятся все эти характеристики:

1. его можно назвать величайшим реформатором XIX столетия;

2. его обучением руководил известный русский поэт В.А. Жуковский;

3. он сумел вернуть то, что было потеряно его отцом в Крымской войне;

4. благодаря ему Россия получила лучшее в  ХIХ веке судопроизводство, новую армию, прогрессивную печать и образование;

5. на его жизнь было совершено 7 покушений;

 Правильный ответ: А) Святослав Игоревич    б) Александр II

Задания третьей команды

 А. В «Сокровенном сказании» о нём говорится, что:

  1. Имя этого правителя известно меньше, чем его титул;
  2. В раннем детстве он остался без отца, которого убили татары. Вместе с матерью и малолетними братьями он долго скитался и бедствовал;
  3. Он провёл много реформ, самая известная из которых – военная. За малейшее проявление трусости в бою, вместе с нарушителем воинской дисциплины, казнили всё его подразделение;
  4. В конце ХII века ему удалось объяснить многие племена и стать создателем государства;
  5. Именно этот правитель поставил задачу создания единого государства «От моря до моря» и начал завоевание Северного Китая, которое повлекло за собой разгром многих процветающих государств Азии. При его потомках было завоёвано пол- Европы.

  Б. Назовите историческую личность, к которой относятся все эти характеристики:

  1. Этот монарх совершил восхождение к власти в результате дворцового переворота.
  2. Стремясь ввести в стране «просвещённое правление» состоял в переписке с самыми известными философами-просветителями ХVIII века.
  3. Благодаря ему международный авторитет Российской империи вырос настолько, что «без соизволения нашего ни одна пушка в Европе выстрелить не смела»
  4. «Жалованной грамотой дворянству» этот монарх отменил обязательную государственную службу для дворян
  5. Памятник этому монарху, чья деятельность тесно связана с Крымом, был восстановлен в Симферополе в 2016 году

Правильный ответ: А) Чингисхан  Б) Екатерина II

 

Итоги конкурса в баллах заносятся в протокол.

Конкурс № 3 «Найдите соответствия»

Команды получают одинаковые задания. Время работы ограничено 5 минутами. Задание: Определите соответствие терминов и их определений. Ответ нужно оформить в бланке ответов команды в виде соответствия буквы цифре.

Каждый верный ответ оценивается в 1 балл. Максимальная оценка – 10 баллов.

  1. Судебник –

а) свод законов единого Русского государства,

б) рекомендации для судей,

в) документ для решения личных споров.

  1. Урочные лета –

а) годы, которые должен был отработать крепостной, получивший вольную,

 б) годы, когда запрещались крестьянские переходы Юрьев день,

 в) срок сыска беглых крестьян.

  1. Местничество –

а) система получения должностей по принципу знатности,

б) обычай кровной мести, зафиксированный «Русской Правде»,

в) городское сословие.

  1. Земский Собор –

а) храм, сооруженный на средства земских изб,

6) всесословный законосовещательный орган при царе, собиравшийся для решения вопросов государственной важности,

в) совет ближайших советников Ивана Грозного.

  1. Ордынский выход –

а) торжественный выезд ордынских ханов в покоренные земли,

б) ежегодный приезд русских князей Орду подарками для хана,

в) сбор дани русских земель, осуществляемый Ордой.

  1. Боярская Дума –

а) цикл былин и сказаний о боярах Киевской Руси,

б) собрание всех бояр на ежегодное совещание,

в) совещательный орган при царе, великом князе.

  1. Феодальная раздробленность –

 а) закономерный этап в развитии любого государства, когда происходит его распад, вызванный собственническими амбициями князей их нежеланием считаться с интересами государства,

б) этап в развитии государства, вызванный нашествием кочевых племен,

в) закономерный этап в развитии любого государства, вызванный феодальным укладом жизни и производства, когда идет выделение самостоятельных княжеств,  в которых проводится самостоятельная внешняя и внутренняя политика, имеется своя правовая основа,

8.       Избранная рада –

а) собрание запорожских казаков,

 6) совет ближайших соратников Ивана Грозного.

в) совещательный орган при украинском гетмане.

9.       Заповедные лета –

а) запрещение крестьянских переходов от одного землевладельца другому,

б) запрещение вести междоусобные войны местнические споры,

в) срок сыска беглых крестьян.

 10.    Опричнина

а) движение социальных низов в годы Смуты,

6) осо6ый государственный удел, где было особое управление и войско, ставшее карательной организацией,

в) система землевладения, при которой владения феодалов не могли передаваться по наследству.

Ответы:  1-а,     2-в,    3-а,    4-б,     5-в,      6-в,    7-б,   8-б,    9-а,   10-б

Итоги конкурса в баллах заносятся в протокол.

Конкурс № 4 «Верю – не верю»

Одновременно соревнуются все три команды. Вопрос преподавателя начинается со слов: «Верите ли вы, что…». Соперники должны сказать либо «да», либо «нет» и обосновать свой ответ. Каждый аргумент оценивается в 5 баллов. Команда имеет право только на 1 высказывание.

Максимальная оценка –20 баллов

1. Верите ли вы в то, что царь Иван Грозный первого воздухоплавателя крепостного Никиту наградил по-царски и пожаловал ему вольную?

(Нет. Царь сказал: «Человек не птица, крылья не должен иметь. Деревянные крылья противны естеству. То не Божье дело, а от нечистой силы. За сие содружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову, а выдумку огнём сжечь.»)

В основу ответа должно быть положено представление о средневековом сознании, которое религиозно. Это раннему капитализму свойственны гуманизм и рационализм.

2. Верите ли вы, что один из указов Петра I обязывал всех дворян, выступающих публично, не пользоваться заранее подготовленным текстом выступления?

(Да. «Указую на ассамблеях и в присутствии господам говорить токмо словами, а не по писанному, дабы дурь каждого всем видна была. Пётр. 4 октября 1703г.»)

В основу ответа должно быть положено представление о  пришедших в Россию вместе с петровскими преобразованиями идеалах западноевропейского индивидуализма. Интеллект возводится в число гражданских доблестей и добродетелей одновременно с зарождением капитализма.

3. Верите ли вы, что Екатерина II лично контролировала строительство первого российского флота в Воронеже?

 (Нет. Он был создан  в период правления ПетраI )

4. Создавая знаменитую статую Петра «Медный всадник», скульптор Э.М.Фальконе изобразил царя скачущим на коне без седла и стремян. Верите ли вы в то, что скульптору просто не хватило металла?

 (Нет. Э.М.Фальконе, стремясь подчеркнуть величие царя и вечность его славы, изобразил его в одеянии древних римлян. Римляне не пользовались такими удобными для всадников вещами, как седло и стремена.) В качестве верных расцениваются все рассуждения, трактующие сложность задач, решенных Петром без широкой народной поддержки.

3. Подведение итогов.

С помощью Протокола конкурсов устанавливается команда-победитель и все командные баллы превращаются в оценки контрольной работы, согласно критериям.

 

Заключительное слово преподавателя.

Мы проверили прочность своих представлений о далёком прошлом России, закрепив полученные на уроках знания. Мы ещё раз убедились в значимости коллективных усилий и том, как личный вклад каждого влияет на результат общего дела.

У нас лично, и у России впереди интересная историческая дорога. Чем лучше вы готовы к путешествию по ней, тем большую пользу оно может принести.

Сегодня и в будущем.


ЗАДАНИЯ  ПЕРВОЙ  КОМАНДЫ

Конкурс № 2 «История в лицах»

 А.  Назовите имя старшего брата, упомянутого в летописи:

 «В год 6370 (862г.) изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владети. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву» И пошли за море к варягам. И избрались трое братьев со своими родами и пришли к славянам, и сел старший в Новгороде»

 Б. Назовите историческую личность, к которой относятся все эти характеристики:

  1. родился в станице Зимовейской, где за 100 лет до него родился Степан Разин;
  2. с 17 лет славно воевал в Семилетней, затем в русско-турецкой войне и за храбрость получил офицерский чин хорунжего;
  3. воплощая наивные народные представления о добром царе, рассылал «императорские манифесты» с пожалованиями крепостным «вечной вольности» и за 2 года создал боеспособную армию для защиты народных интересов.
  4. Стал воплощением не только русского бунта «бессмысленного и беспощадного», но и примером  силы духа, не сломленного предательством и лютой казнью
  5. Чтобы изгладить в памяти народной воспоминание о масштабах деяний сподвижников этого человека, река Яик была переименована в Урал.

Конкурс № 3 «Найдите соответствия»

  1. Судебник

а) свод законов единого Русского государства,

б) рекомендации для судей,

в) документ для решения личных споров.

  1. Урочные лета –

а) годы, которые должен был отработать крепостной, получивший вольную,

 б) годы, когда запрещались крестьянские переходы Юрьев день,

 в) срок сыска беглых крестьян.

  1. Местничество –

а) система получения должностей по принципу знатности,

б) обычай кровной мести, зафиксированный «Русской Правде»,

в) городское сословие.

  1. Земский Собор –

а) храм, сооруженный на средства земских изб,

6) всесословный законосовещательный орган при царе, собиравшийся для решения вопросов государственной важности,

в) совет ближайших советников Ивана Грозного.

  1. Ордынский выход –

а) торжественный выезд ордынских ханов в покоренные земли,

б) ежегодный приезд русских князей Орду подарками для хана,

в) сбор дани русских земель, осуществляемый Ордой.

  1. Боярская Дума –

а) цикл былин и сказаний о боярах Киевской Руси,

б) собрание всех бояр на ежегодное совещание,

в) совещательный орган при царе, великом князе.

  1. Феодальная раздробленность –

 а) закономерный этап в развитии любого государства, когда происходит его распад, вызванный собственническими амбициями князей их нежеланием считаться с интересами государства,

б) этап в развитии государства, вызванный нашествием кочевых племен,

в) закономерный этап в развитии любого государства, вызванный феодальным укладом жизни и производства, когда идет выделение самостоятельных княжеств,  в которых проводится самостоятельная внешняя и внутренняя политика, имеется своя правовая основа,

8.       Избранная рада –

а) собрание запорожских казаков,

 6) совет ближайших соратников Ивана Грозного.

в) совещательный орган при украинском гетмане.

9.       Заповедные лета –

а) запрещение крестьянских переходов от одного землевладельца другому,

б) запрещение вести междоусобные войны местнические споры,

в) срок сыска беглых крестьян.

 10.    Опричнина

а) движение социальных низов в годы Смуты,

6) осо6ый государственный удел, где было особое управление и войско, ставшее карательной организацией,

в) система землевладения, при которой владения феодалов не могли передаваться по наследству.


ЗАДАНИЯ  ВТОРОЙ  КОМАНДЫ

Конкурс № 2 «История государства в лицах»

Подгруппе  А:

Назовите имя этого князя.

 «В походах же не водил за собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти»

Подгруппе  Б:

Назовите историческую личность, к которой относятся все эти характеристики:

1. его можно назвать величайшим реформатором XIX столетия;

2. его обучением руководил известный русский поэт В.А. Жуковский;

3. он сумел вернуть то, что было потеряно его отцом в Крымской войне;

4. благодаря ему Россия получила лучшее в  ХIХ веке судопроизводство, новую армию, прогрессивную печать и образование;

5. на его жизнь было совершено 7 покушений;

Конкурс № 3  «Рисунок-ребус»

Задание:  найдите и составьте список из 10 исторических ошибок.

Конкурс № 4 «Найдите соответствия»

1. Судебник –

а) свод законов единого Русского государства,

б) рекомендации для судей,

в) документ для решения личных споров.

  1. Урочные лета –

а) годы, которые должен был отработать крепостной, получивший вольную,

 б) годы, когда запрещались крестьянские переходы Юрьев день,

 в) срок сыска беглых крестьян.

  1. Местничество –

а) система получения должностей по принципу знатности,

б) обычай кровной мести, зафиксированный «Русской Правде»,

в) городское сословие.

  1. Земский Собор –

а) храм, сооруженный на средства земских изб,

6) всесословный законосовещательный орган при царе, собиравшийся для решения вопросов государственной важности,

в) совет ближайших советников Ивана Грозного.

  1. Ордынский выход –

а) торжественный выезд ордынских ханов в покоренные земли,

б) ежегодный приезд русских князей Орду подарками для хана,

в) сбор дани русских земель, осуществляемый Ордой.

  1. Боярская Дума –

а) цикл былин и сказаний о боярах Киевской Руси,

б) собрание всех бояр на ежегодное совещание,

в) совещательный орган при царе, великом князе.

  1. Феодальная раздробленность –

 а) закономерный этап в развитии любого государства, когда происходит его распад, вызванный собственническими амбициями князей их нежеланием считаться с интересами государства,

б) этап в развитии государства, вызванный нашествием кочевых племен,

в) закономерный этап в развитии любого государства, вызванный феодальным укладом жизни и производства, когда идет выделение самостоятельных княжеств,  в которых проводится самостоятельная внешняя и внутренняя политика, имеется своя правовая основа,

8.       Избранная рада –

а) собрание запорожских казаков,

 6) совет ближайших соратников Ивана Грозного.

в) совещательный орган при украинском гетмане.

9.       Заповедные лета –

а) запрещение крестьянских переходов от одного землевладельца другому,

б) запрещение вести междоусобные войны местнические споры,

в) срок сыска беглых крестьян.

 10.    Опричнина

а) движение социальных низов в годы Смуты,

6) осо6ый государственный удел, где было особое управление и войско, ставшее карательной организацией,

в) система землевладения, при которой владения феодалов не могли передаваться по наследству.


ЗАДАНИЯ  ТРЕТЬЕЙ  КОМАНДЫ

Конкурс № 2 «История государства в лицах»

Подгруппе  А:

Назовите историческую личность, к которой относятся все эти характеристики:

В «Сокровенном сказании» о нём говорится, что:

  1. Имя этого правителя известно меньше, чем его титул;
  2. В раннем детстве он остался без отца, которого убили татары. Вместе с матерью и малолетними братьями он долго скитался и бедствовал;
  3. Он провёл много реформ, самая известная из которых – военная. За малейшее проявление трусости в бою, вместе с нарушителем воинской дисциплины, казнили всё его подразделение;
  4. В конце ХII века ему удалось объяснить многие племена и стать создателем государства;
  5. Именно этот правитель поставил задачу создания единого государства «От моря до моря» и начал завоевание Северного Китая, которое повлекло за собой разгром многих процветающих государств Азии. При его потомках было завоёвано пол- Европы.

Подгруппе  Б:

Назовите историческую личность, к которой относятся все эти характеристики:

  1. Этот монарх совершил восхождение к власти в результате дворцового переворота.
  2. Стремясь ввести в стране «просвещённое правление» состоял в переписке с самыми известными философами-просветителями ХVIII века.
  3. Благодаря ему международный авторитет Российской империи вырос настолько, что «без соизволения нашего ни одна пушка в Европе выстрелить не смела»
  4. «Жалованной грамотой дворянству» этот монарх отменил обязательную государственную службу для дворян
  5. Памятник этому монарху, чья деятельность тесно связана с Крымом, был восстановлен в Симферополе в 2016 году

Конкурс № 3  «Рисунок-ребус»

Задание:  найдите и составьте список из 10 исторических ошибок.

Конкурс № 4 «Найдите соответствия»

1. Судебник –

а) свод законов единого Русского государства,

б) рекомендации для судей,

в) документ для решения личных споров.

  1. Урочные лета –

а) годы, которые должен был отработать крепостной, получивший вольную,

 б) годы, когда запрещались крестьянские переходы Юрьев день,

 в) срок сыска беглых крестьян.

  1. Местничество –

а) система получения должностей по принципу знатности,

б) обычай кровной мести, зафиксированный «Русской Правде»,

в) городское сословие.

  1. Земский Собор –

а) храм, сооруженный на средства земских изб,

6) всесословный законосовещательный орган при царе, собиравшийся для решения вопросов государственной важности,

в) совет ближайших советников Ивана Грозного.

  1. Ордынский выход –

а) торжественный выезд ордынских ханов в покоренные земли,

б) ежегодный приезд русских князей Орду подарками для хана,

в) сбор дани русских земель, осуществляемый Ордой.

  1. Боярская Дума –

а) цикл былин и сказаний о боярах Киевской Руси,

б) собрание всех бояр на ежегодное совещание,

в) совещательный орган при царе, великом князе.

  1. Феодальная раздробленность –

 а) закономерный этап в развитии любого государства, когда происходит его распад, вызванный собственническими амбициями князей их нежеланием считаться с интересами государства,

б) этап в развитии государства, вызванный нашествием кочевых племен,

в) закономерный этап в развитии любого государства, вызванный феодальным укладом жизни и производства, когда идет выделение самостоятельных княжеств,  в которых проводится самостоятельная внешняя и внутренняя политика, имеется своя правовая основа,

8.       Избранная рада –

а) собрание запорожских казаков,

 6) совет ближайших соратников Ивана Грозного.

в) совещательный орган при украинском гетмане.

9.       Заповедные лета –

а) запрещение крестьянских переходов от одного землевладельца другому,

б) запрещение вести междоусобные войны местнические споры,

в) срок сыска беглых крестьян.

 10.    Опричнина

а) движение социальных низов в годы Смуты,

6) осо6ый государственный удел, где было особое управление и войско, ставшее карательной организацией,

в) система землевладения, при которой владения феодалов не могли передаваться по наследству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра для 6 класса: "Историческое путешествие По Древнему миру"

Математическая игра : "Историческое путешествие в страну Математика" разработана для проведения на предметной неделе или на уроке занимательной математики". Цели игры:Познакомиться с   некоторыми...

Математическая игра: "Историческое путешествие по Древнему миру" - разработка.

Разработка игры для учащихся 6 классов: "Историческое путешествие по Древнему миру" . К разработке приложена презентация....

Историческая викторина "Путешествуя по Древнему Востоку"

Викторину можно проводить как для 5 классов, чтобы систематизировать знания у учащихся по курсу, так и для 6 классов - в качестве повторения.Также викторина помогает развивать у ребят принципы коллект...

Методическая разработка урока Мировой художественной культуры на тему: «Храмовое зодчество древней и средневековой Индии: верность традиции.» 10 класс

Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писатель ...

Исторический турнир в 5 классе "Путешествие в древний мир"

Данная методическая разработка составлена с целью контроля и обобщения знаний учащихся 5 классов по истории древнего мира. Урок организован в форме игры-турнира, для того, чтобы повысить познавательну...

Авторская программа элективного курса "Древние и средневековые источники об истории России"

Элективный курс  способствует формированию у учащися практических навыков и умений самостоятельно добывать знания, работая с историческими источниками...