Авторская программа элективного курса "Древние и средневековые источники об истории России"
методическая разработка по истории (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Емельянова Ляйсан Мазитовна

Элективный курс  способствует формированию у учащися практических навыков и умений самостоятельно добывать знания, работая с историческими источниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме «Политика и политическая власть».

Цели: сформировать у учащихся научные представления о таких важнейших явлениях общественной жизни как власть, политика, политическая система, государство.

                        План.

  1. Что такое власть?
  2. Политика и политическая власть.
  3. Функции политики.

Литература:                                                                                                                                                                 Л.Н. Боголюбов «Обществознание 10 класс» базовый уровень М. «Просвещение» 2010 г.

Л.Н.Боголюбов «Школьный словарь по обществознанию» М. «Просвещение 2010 г.

Р.Т. Мухаев «Основы политологии» М. «Новая школа» 1999г.

Л.В. Сморгунов «Политология для школьников» СПб 2004г.

Интернет - ресурсы: Википедия; «политика.ru»

Вступление учителя: Мы живем в мире людей. Этот мир называется ОБЩЕСТВО. Но общество не просто хаотическое множество людей, движущихся подобно броуновским частицам. Оно имеет стержень, целостность, у него есть четко организованная внутренняя структура.                       Представим себе общество в виде ДОМА, состоящего из нескольких этажей.

   Прежде чем построить дом строят фундамент – подвал, где находится система коммуникаций, подводящих в дом газ, воду, телефон…т.е. все, что необходимо для жизни в нем людей.

Что представляет собой фундамент общественного здания?

Экономика – производство, распределение, обмен и потребление материальных благ без которых не могут жить люди.

I этаж общественного здания составляют СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Что это за отношения? В этой сфере действуют значительные группы людей, которые формируются не только по экономическим признакам, но, например, демографическим, этническим и т.д.  Экономика и социальные отношения тесно связаны (существенные изменения экономических условий неизменно вызывают и изменения в социальной сфере).

II этаж очень важный т.к. здесь фокусируются все интересы и называется он ПОЛИТИКОЙ.

III этаж. Здесь мы найдем следы всех нижних этажей, здесь собираются наши идеи, знания, фантазии, желания, все, что мы чувствуем, о чем думаем, что хотим, о чем мечтаем и называется он ДУХОВНОЙ СФЕРОЙ.

IV этаж. Какой дом без крыши? Представьте себе здание без крыши. Оно развалится, стены осыплются. Крыша защищает дом от дождя, снега, разрушения.

Что является такой своеобразной крышей в общественном здании? Что необходимо, чтобы все сферы работали без конфликтов, кризисов, сбоев?  Право.

Учитель, по ходу урока, рисует на доске дом (можно использовать мультимедиа).

Отделить друг от друга этажи дома, как и сферы общественной жизни нельзя. Все общество пронизано прочными нитями – отношениями между людьми. Разорвать эти нити невозможно без угрозы для угрозы для целостности общества.

Очень часто связующим звеном в системе общественных отношений служит ПОЛИТИКА.

- Мы говорим о политике экономической, если деятельность государства обращена на сферу хозяйства.

- Мы говорим о социальной политике, если речь идет о ветеранах, пенсионерах, молодежи.

- Мы говорим о культурной политике.  А что такое ПОЛИТИКА?

Тема нашего урока «Политика и политическая власть»  Запишите в тетрадь.

Изучение темы мы начнем с выполнения проблемного задания: каждая группа получает листы с заданием. Внимательно прочтите предложенные ситуации и ответьте на поставленные к ним вопросы. Поработайте и обсудите задание в группе (5 – 7 мин.)

Проблемное задание.

   Проанализируйте следующие ситуации. Что общего можно заметить в отношениях людей, участвующих в них? Чем отличаются эти отношения?

  1. Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и с ужасом слышит вопрос: «Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на этой неделе?»
  2. Один из самых чтимых в католицизме святых Св. Франциск Ассизский, собравшись с последователями своих идей, повелел одному из «братьев»( так называл он верующих) «говорить о Боге все, что внушил тому Дух Святой». И только начал тот исполнять приказание, как Св. Франциск «наложил на него молчание».
  3. В спорах и разногласиях, как вспоминают видные деятели правозащитного движения, мнение академика А.Д. Сахарова часто оказывалось решающим. Главную роль играли его безукоризненная честность и признаваемая всеми порядочность.
  4. Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке, вызванной невыполнением администрацией условий трудового договора. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался.«Я согласен с требованиями профсоюза, но боюсь остаться без работы».
  5. Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства.
  6. Президент подписал Указ об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел возражали против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении.

1 группа. Что общего вы заметили в отношениях людей, участвующих в данных ситуациях?

2 группа. По какому принципу строятся отношения в этих ситуациях?

        По принципу

Господство                         Подчинение

(один главенствует,        (другой подчиняется его воле,

 проявляет свою волю,                                     выполняет приказы или                

утверждает ее)        следует его мнению)

Как это проявляется в отдельных ситуациях?

Кто главенствует?        Кто подчиняется?

  1. Отец ………………………………………………………………….. Сын                                                            

3 группа. Можно ли назвать такие отношения равными или нет? Обоснуйте свой ответ.

( Нет, т.к. их участники не равны между собой: одни главенствует, другие подчиняются.)

Иначе говоря - это волевые отношения, т.к. состоят в возможности одного лица осуществлять свою власть.

На доске и в тетради. Власть – это отношение руководства и подчинения, складывающиеся между людьми в процессе организации общественной жизни.

Подберите синонимы к слову власть (2 мин.) и запишите их на листах.

Группы зачитывают слова, а один учащийся вешает их на доску.

На доске коллаж из слов: МОГУЩЕСТВО, ПРИНУЖДЕНИЕ, ВЛИЯНИЕ,  ВОЛЯ, ГОСПОДСТВО, ПОВЕЛЕНИЕ, СИЛА, УПРАВЛЕНИЕ.

Т. о. содержание власти связано с проявлением воли и навязыванием ее другим людям. Древние резонно замечали, что «высшая из всех властей есть власть над собой».

Что они имели в виду? (т.е. организуйте себя, свое время, свои действия, научитесь координировать свои поступки с поступками других, с внешними обстоятельствами, и вы обретете власть над собой)

Обратимся ко второй части задания. Чем отличаются отношения, описанные в примерах?

Различие состоит в том, от кого исходит власть (отец, профсоюз, святой…), т.е. источниках власти и на кого она распространяется (сын, верующие, рабочий…),т.е. сферы воздействия.

                            Семейная сфера                                                                                                                      

 Отец  ____________________________________________________ Сын

        Власть родителей над детьми

                                            Идеологическая сфера (религия)

СВ. Франциск______________________________________________ Верующие

                                   Власть идеи

                                         Нравственная сфера

А.Д. Сахаров______________________________________________ Деятели правозащиты

        Власть авторитета

                                           Экономическая сфера

Профсоюз________________________________________________ Рабочий

                                       Власть трудового коллектива

        Информационная сфера

Журналист________________________________________________ Деятель правительства

        Власть мнения

                        Государственная сфера

Президент________________________________________________ Министры

        Власть государства

Обратите внимание на последнюю ситуацию, т.к. государственная власть – важнейший элемент политики.

Теперь мы выясним, что такое политика?

Беседа: 1. Вспомните, кто и когда ввел в научный оборот понятие «политика»? (Аристотель)

2. Каково происхождение этого слова? Что оно обозначает? Что имел в виду Аристотель?

 От слова «полис» происходит politike – государственное дело, искусство управления государством. Аристотель обобщил 158 созданных им и его учениками «политий», т.е. описание государственного устройства современных ему государств – полисов.

  1. Известны ли вам общества, в которых политики как сферы жизни не существовало? (первобытное общество – вожди, старейшины, но это власть авторитета)
  2. Как объясняли возникновение политики теоретики «общественного договора»?
  3. Что отличает политическую власть от других форм власти, которые существовали до появления государства? Выскажите свои предположения. Какие институты осуществления власти были в первобытном обществе? (обычаи, табу, религия).

А в государстве?

            Закон – обязательный, принудительный для всех членов общества. Государство обладает правом узаконенного применения силы в отношении общества.

Постарайтесь самостоятельно сформулировать понятие «политика». Запишите его. (3-5 мин.)

Группы обсуждают, записывают и по очереди читают свои определения. Теперь свои определения перестройте так, чтобы в них нашли отражение субъекты политики, а поможет вам схема «Субъекты политики» (экран мультимедиа) (1-2 мин.)

        

Субъекты политики

                                           Классы

Профсоюзы

                                Нации

                    Партии

Социальные группы

Государство

    Общественные организации                                        

Учащиеся снова читают свои определения. Хорошо. Готовясь к уроку я обратилась за информацией в Интернет на сайт «политика.ru» и посмотрела, сколько существует определений политики – их оказалось несколько сотен начиная с той, которую дал Аристотель. За 2,5 тыс. лет в разные эпохи, разными людьми их было сделано немало: древние греки, римляне, много определений появилось в Новое время, а особенно много в XX веке…Естественно все мы не сможем выписать. Поэтому я обратилась к политическому словарю, учебным пособиям и выписала 4 определения этого понятия.

На экране мультимедиа появляются определения «политики»

Политика – это отношение между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие  по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.

Политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.

Политика – сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

Политика – это система отношений между людьми, которые возникают по поводу организации и использования государственной власти в обществе.

Сравните свои определения. Какое из них больше всего совпадает с вашими? Что объединяет эти понятия? (субъект политики, борьба за власть, удержание, использование власти)

Проблемное задание: Вам знакомо высказывание типа: «Какая грязь эта политика. И слышать о политике ничего не хочу! Интриги, жестокость, подлость – это и есть политика». М.б. политика вовсе не нужна обществу? Согласны ли вы с этим мнением. Почему? Подумайте, для чего существует политика? (5-7 мин)

Выступление групп.

Мы выяснили, что политика необходима т.к. выполняет определенные функции в обществе.

На доске или экране мультимедиа:

Функции политики – это совокупность процессов выражающих ее назначение в обществе.

Учащимся раздается материал о функциях политики.

Сравните свои записи с теми функциями, которые приписывают политике современные политологи.

Функции политики.

Политика в современном мире:

- обеспечивает общественный порядок, целостность и стабильность общества;

- обеспечивает поддержание гражданского мира

-  выполняет задачи , связанные с управлением и руководством жизнью общества;

- регулирует отношения между классами, социальными группами, нациями, людьми на принципах социальной справедливости;

- мобилизует на решение важных для общества задач;

- координирует деятельность участников общественной жизни;

- обеспечивает соблюдение прав и свобод людей, формирование их политического сознания и культуры……

Но:

Необходимо помнить, что количество функций и качество их исполнения в разных странах современного мира различно.

Подумайте, что влияет на качество выполнения политикой присущих ей социальных функций?

Вопрос сложный. Но у вас есть подсказка. На экране мультимедиа появляется:

Задание.

Расположите приведенные ниже факторы, влияющие на качество выполнения политикой свойственных ей функций, по степени важности ( от наиболее до наименее существенных). Вы можете последовать мнению политологов, которые расположили факторы по степени значимости, а можете пойти своим путем, показать свое понимание проблемы. (10 мин.)

  1. Сознательность граждан;
  2. уровень профессиональной компетенции политиков;  
  3. наличие эффективного механизма контроля общества за деятельностью государства;
  4. экономическое благополучие;
  5. политическая активность граждан;
  6. высокая степень социальной защищенности населения;
  7. гарантии прав и свобод людей;
  8. возможность проведения регулярных и свободных выборов в высшие органы власти;
  9. готовность населения подчиняться приказам населения.

Группы зачитывают свои варианты.

Большинство на первое место ставит экономическое благополучие и это верно. Существует мнение, что «Политика – есть концентрированное выражение экономики», т.е. экономика во многом определяет политику. Экономические процессы, чаще других, выступают социальной причиной политических действий.

        Приведите примеры из истории.

Подведем некоторые итоги. Сегодня на уроке мы узнали, что ПОЛИТИКА – сложное социальное явление, очень многогранное, непременным спутником которой является власть. Она помогает политике сформироваться в качестве особой стороны человеческой деятельности связанной с целенаправленной организацией. Власть обладает способностью организовывать людей на достижение согласованных целей. Власть словно дирижерский пульт в оркестре многообразной общественной жизни. Представьте себе исполнение оперы в театре без дирижера. Хор будет петь сам по себе, солисты не будут знать, когда должны начаться их арии, музыканты оркестра собьются с ритма. В результата – страшная разноголосица, какофония, т.е. хаос звуков. Весь зрительный зал непременно разбежится. И только виртуозно властные руки и палочка дирижера превращает оперное действо в подлинный шедевр музыкального искусства.

Задание на дом:

Стержнем воплощения политической власти является власть государственная. Именно государство является универсальной организацией политической власти. Древнегреческое «политика» и латинское «республика» имели одинаковый смысл. Позднее слово «республика стало переводиться как государство.

Что такое государство? Какие функции оно выполняет, в каких формах выступает, об этом мы узнаем на следующем уроке.

Повторить и найти: 1. Теории возникновения государства.

        2. Кто из философов касался вопросов, связанных с государс



Предварительный просмотр:

МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ»

«ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ»

Программа профилактической работы классных руководителей по предупреждению негативных проявлений в среде несовершеннолетних.

 Составила классный руководитель:

 Емельянова Л.М

2013 год

Пояснительная записка

(Программа профилактической работы классных руководителей по предупреждению негативных проявлений в среде несовершеннолетних).

        Программа разработана для организационно- методической профилактической работы классных руководителей с целью предупреждения негативных проявлений несовершеннолетних работы с категорией детей и подростков «группы риска», в целях раскрытия их возможностей для развития и саморазвития.

    Программа может быть использована для самостоятельного планирования, подготовки к классным часам, родительским собраниям, различным формам воспитательной работы, индивидуальным консультациям. Но больше всего оно поможет в целенаправленной командной работе тем работникам ОУ, которые решили уменьшить количество роста негативных проявлений в среде несовершеннолетних, предупредить рост употребления алкоголя, наркотиков и, соответственно, предупредить проблему роста преступлений, связанных с употреблением психоактивных веществ, и молодежной преступности.

Актуальность проблемы.

Популяционные исследования, проведенные в последнее время, в нашей стране, отмечают рост распространенности среди подростков, а особенно среди  категории детей и подростков «группы риска», таких вредных привычек, как курение, употребление алкоголя и наркотиков. Наркомания и токсикомания быстрыми темпами распространяются в подростковой среде: свыше 70% состоящих на учете – это лицев возрасте до 24 лет. Из общего числа несовершеннолетних,  состоящих на учете более 16 тысяч, имеют диагноз «наркомания» и 9 тысяч токсикомания. Причем 60 %  это дети подростки «группы риска». Возраст «первой пробы» наркотиков  за последние 5 лет снизился  с 17 до 7 лет.

 Приблизительно 1,1 миллиарда человек являются курильщиками. К 2025 году ожидается , что это число увеличится до 1,6 миллиарда.   По результатам социологических исследований, проведенных в г. Москве, Ивановской области и Республике Татарстан в 2012-2013 гг., курение подростков тесно и математически достоверно связано с употреблением наркотиков. Исследования американских ученых показали, что употреблению наркотиков  почти всегда предшествует курение табака и употребление алкоголя, особенно когда дети без контроля. Этот факт объясняется тем, употребление одних психоактивных веществ, в частности табака, фактически снимает запрет  на употребление других. Очевидно, курение в данном случае можно рассматривать как своеобразную инициацию перед употреблением более сильного психоактивного вещества.

Тематическое планирование авторской программы  профилактической работы классных руководителей по предупреждению негативных проявлений среди несовершеннолетних.

«ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ»

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Форма занятий

I этап

Презентации и практические занятия с учащимися.

 ( Информация о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотических средств)

1

Зависимые формы поведения

1

Практические занятия с применением игровых форм

2

Злоупотребление наркотиками

1

Практические занятия с применением игровых форм

3

Наркотики, насилие, закон.

1

Практические занятия с применением игровых форм

4

Пагубные привычки

1

Практические занятия с применением игровых форм

5

Школа жизни или развитие характера.

1

Практические занятия с применением игровых форм

6

Наркоманы – особые, особенные или..

1

Практические занятия с применением игровых форм

7

Умей сказать «НЕТ»

1

Практические занятия с применением игровых форм

8

Я в мире и мир в моем Я

1

Практические занятия с применением игровых форм

II – этап

Взаимодействие сотрудниками  различных ведомств, работающих над этой проблемой.

1

Дети- наркотики и алкоголь

Лекция сотрудников здравоохранения, тренинги активного отрицания «Навыки жизни»

2

Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних

2

Встреча с сотрудниками правопорядка. Тренинг активного отрицания «Нарконон»

3

Наркотик: зависимость и последствия

2

Семинар с администрацией местного самоуправления, руководителем администрации в социальной сфере, администрацией лицея

4

Психо-сексуальное развитие детей и подростков

1

Лекция школьного психолога. Тренинг активного отрицания «Основы коммуникации»

5

Формирование здорового образа жизни

1

Лекция мед.персонала ШУБ. Тренинг активного отрицания «Программа моей независимости»

6

Наркомания – путь в никуда!

1

Лекция представителей администрации местного самоуправления.  Круглый стол.

7

«Болезни сопутствующие наркомании »

1

Лекция представителей ШУБ.  Круглый стол

III- этап.

Оценка результатов.

(Разработка анкет по оценке эффективности программы, информированности учащихся до и после проведения занятий, пропаганда профилактики по борьбе с наркотиками, акции, проекты, внеклассные мероприятия)

1

Анкетирование по оценке эффективности программы

1

Занятия в классах

2

Анкетирование по информированности учащихся до и после проведения занятий,

1

Занятия в классах

3

Пропаганда профилактики по борьбе с наркотиками через участие в Республиканском проекте «SаМоSтоятельные дети

3

Занятия в классах

4

С детьми и родителями провести разъяснительную работу о целях, задачах и механизмах реализации проекта "SаМоSтоятельные дети".

1

Занятия в классах

5

Тематические информационно- просветительские, культурно-развлекательные, развивающие мероприятия в течение учебного года

1

В школе

6

Заключение индивидуального контракта   между ребенком школьного возраста и руководителем организации.

В течение года

В школе

Ожидаемый результат:

 - предупреждение негативных проявлений несовершеннолетних;

  - заключение индивидуального контракта с детьми ( Минимальная платформа индивидуального контракта: - для ребенка среднего школьного возраста: запрет на употребление табака, пива, иной алкогольной продукции, совершение актов вандализма, насилия и жестокости; - для старшего школьного возраста: запрет на употребление табака, пива, иной алкогольной продукции, психоактивных веществ, совершение актов вандализма, насилия и жестокости и т.п.; - для подростка, имеющего опыт курения: в течение 1-3 месяцев прекратить курить, затем полный запрет на употребление табака, алкогольной продукции и т.д.);

-  отслеживание результатов выполнения программы.

Долгосрочный ожидаемый результат:

 - снижение числа детей школьного возраста, допускающих первую пробу психоактивных веществ;

- раскрытие возможностей  развития и саморазвития  категории детей и подростков «группы риска»;

- распространение и закрепление у детей школьного возраста имиджа уважаемого и успешного человека, жизненной ценностью которого является бережное отношение к своему здоровью.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса

Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...

Авторская программа элективного курса "География на кухне"

Зачем создавать авторские программы элективных курсов?  В настоящее время у меня их две. Это программы элективных курсов по предпрофильной подготовке учащихся: «Будущее моего района в зеркале гло...

источники по истории России

источники по истории России для подготовки к ГИА и ЕГЭ....

Авторская программа элективного курса по истории "Решение олимпиадных задач".

Олимпиады по истории позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на изучение истории детей, служат популяризации историческиз знаний...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

• Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Средних веков» для 6 класса • авторской программы М.А. Бойцова, Н.Г. Петровой «История Средних веков»,

Рабочая программа по Всеобщей истории. История Средних веков" на 2018 - 2019 гг для 6 класса по программе М. А Бойцова, Н. Г. Петровой. ФГОС...

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...