Авторская программа элективного курса по истории "Решение олимпиадных задач".
элективный курс (история, 7 класс) по теме

Олимпиады по истории позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на изучение истории детей, служат популяризации историческиз знаний. Программа ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений, дает возможность качественно подготовить учащихся к олимпиадам по истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.docelek.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

История России. 7 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение) и адаптирована к учебнику: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. М.: Просвещение, 2010.

Задачи изучения истории России в 7 классе:

– продолжение формирования ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;

– овладение учащимися основными знаниями по истории России XVII-XVIII вв., понимание ими места и роли Московского царства XVII в. и Российской империи XVIII в. во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества;

– воспитание учащихся в духе уважения к истории России XVII-XVIII вв. и гордости за героические свершения предков;

– развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XVII-XVIII вв.

К важнейшим личностным результатам изучения истории России в 7 классе относятся следующие убеждения и качества:

– осознание своей идентичности как гражданина страны – исторической преемницы Русского царства и Российской империи;

– осмысление социально-нравственного опыта России XVII-XVIII вв.;

– уважение к культуре допетровской и послепетровской России.

Результаты изучения истории России в 7 классе выражаются в следующих качествах:

– овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять развернутый план, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;

– способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат).

Предметные результаты изучения истории России в 7 классе включают:

– овладение целостным представлением об историческом пути России, соседних народов и государств в XVII-XVIII вв.;

– способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: Смутное время; формирование абсолютизма; закрепощение крестьян; реформы Петра Великого; дворцовые перевороты; просвещенный абсолютизм Екатерины II.

– умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Смутное время; первые Романовы; эпоха Петра Великого; период дворцовых переворотов; период правления Екатерины II и Павла I);

– расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, К. Минина и Дм. Пожарского, Алексея Михайловича, Никона и Аввакума, Степана Разина и Емельяна Пугачева, царевны Софьи, Петра Великого, А.С. Меншикова, Анны Иоанновны и Бирона, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I, М.В. Ломоносова, выдающихся русских полководцев и флотоводцев XVIII в. и др.;

– готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России XVII-XVIII вв.

Спорные проблемы и их интерпретация. Изучаемый период истории России включает ряд острых проблем, которые интенсивно обсуждаются в средствах массовой информации, публицистике и пр. К числу таких проблем можно отнести:

  1. попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;
  2. присоединение Украины к России (причины и последствия);
  3. фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;
  4. причины, последствия и цена петровских преобразований;
  5. сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия.

По всем этим вопросам учащимся должна быть дана возможность выбирать ту или иную точку зрения и аргументировать ее с помощью фактов. Вместе с тем недопустимы крайние оценки и интерпретации, основанные на идеологической предвзятости, русофобии, незнании фактов или нежелании считаться с ними.

Основное содержание

РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII вв. СМУТНОЕ ВРЕМЯ

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович и Борис Годунов. Указ о «заповедных летах». Учреждение патриаршества. Внешняя политика. Династический кризис, пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Голод 1601—1603 гг. Обострение социальных противоречий. Появление Лжедмитрия I.

Смута. Причины и суть Смутного времени. Царствование Лжедмитрия I, его внутренняя и внешняя политика. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II и Тушинский лагерь. Вторжение войск Польши и Швеции. Начало патриотического подъема.

Окончание Смутного времени. Распад тушинского лагеря. «Семибоярщина». Патриотический подъем народа. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало царствования династии Романовых.

РОССИЯ В XVII в.

Новые явления в экономике. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесла, появление мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур. Рост товарно-денежных отношений, ярмарки. Начало формирования всероссийского рынка. Рост городов.

Основные сословия российского общества. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. и окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Политическое развитие страны. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Приказная система. Местное управление. Соборное уложение 1649 г. и становление абсолютизма.

Власть и церковь. Церковный раскол. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон и его реформы. Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церковный собор 1666—1667 гг. и его решения. Протопоп Аввакум.

Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина. Выступления старообрядцев.

Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1654—1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы. Освоение Сибири.

Образование и культура в XVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование и просвещение. Научные знания. Русские первопроходцы. Литература. Церковное и гражданское зодчество. Живопись. Театр.

Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Крестьянство: повседневный быт и обычаи.

РОССИЯ ПРИ ПЕТРЕ I

Предпосылки петровских преобразований. Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина. Преобразовательные планы В.В. Голицына. Юрий Крижанич.

Петр I. Россия на рубеже веков. Детство Петра. Двоецарствие и царевна Софья. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство 1697 — 1698 гг.

Северная война. Причины и начало войны. Реорганизация армии. Первые успехи России, основание Санкт-Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Провозглашение России империей.

Реформы Петра I. Реформа центрального управления. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа. Аристократическая оппозиция реформам Петра I. Значение петровских преобразований, окончательное утверждение абсолютизма.

Экономика России в первой четверти XVIII века. Состояние экономики к началу XVIII в. Экономическая политика Петра I. Мануфактуры, ремесленное производство, торговля. Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная реформа. Налоговая реформа. Итоги экономического развития.

Народные движения первой четверти XVIII века. Причины народных восстаний в петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К.А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в. Образование и наука. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Развитие техники (А. Нартов). Создание Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки.

Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Изобразительное искусство. Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

РОССИЯ В 1725—1762 гг.

Дворцовые перевороты. Причины и сущность дворцовых переворотов. Фаворитизм. Екатерина I и Петр II. Попытка ограничения власти монарха Верховным тайным советом в 1730 г. и ее неудача.

Анна Иоанновна и Иван Антонович. Правление Елизаветы Петровны. Петр III и его свержение.

Внутренняя политика. Изменения в системе центрального управления. Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства.

Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Продвижение России на Восток. Россия в Семилетней войне 1756—1762 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.

РОССИЯ В 1762—1801 гг.

Внутренняя политика Екатерины II. Особенности внутренней политики. Политика «просвещенного абсолютизма»: задачи и значение. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Расширение помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 1770—1790-е гг.: причины и последствия. Губернская реформа.

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы войны. Расправа с восставшими. Особенности войны. Значение и последствия войны.

Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Вольное экономическое общество. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

Внешняя политика Екатерины II. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Г. А. Потемкин. Греческий проект Екатерины II. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Результаты внешней политики Екатерины II.

Россия при Павле I. Личность Павла I. Внутренняя политика. Изменение порядка престолонаследия. Политика в отношении крестьян. Репрессии. Внешняя политика Павла I. Заговор и убийство Павла I.

Наука и образование. Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. Естественные и гуманитарные науки. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. Русские изобретатели И.И. Ползунов, И.П. Кулибин. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета.

Художественная культура. Особенности развития художественной культуры. Литература: основные направления, течения, жанры и писатели (В.К. Тредиаковский, Н.М. Карамзин. Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин). Русские просветители и их взаимоотношения с самодержавием.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Элективный курс  «Решение олимпиадных задач по истории» (34 ч.)

Пояснительная записка

Программа элективного курса  «Решение олимпиадных задач по истории» согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса истории. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. В программе учтены тенденции новых образовательных стандартов, связанных с личностно – ориентированными, деятельными и компетентностными подходами к определению целей, содержания и методов обучения истории.

Целями элективного курса «Решение олимпиадных задач по истории» являются:

  1. вооружить учащихся знанием о прошлом, которое должно помочь им лучше понять особенности современного общества, в котором они живут, и чувствовать возможные перспективы его развития;
  2. развивать такие умения как чувство времени, понимание причинно-следственных связей, сути явлений, знание хронологии;
  3. научить анализировать информацию, понимать социально- экономические и политические процессы в их историческом развитии;
  4. помочь учащимся осознать различия, которые существовали между странами и обществами, и научить понимать эти различия;
  5. формирование самостоятельности мышления;
  6. умение творчески применять исторические знания
  7. умение аргументировать свои высказывания, приводить интересные и обоснованные факты.
  8. дополнительное углубленное изучение предмета;  
  9.  пропаганда исторических знаний и предмета «история»                                                                

Задачи:

  1. активизировать творческие и познавательные способности учащихся;
  2. удовлетворить любопытство учащихся;
  3. выявить одаренных, ориентированных на изучение истории детей;

При изучении данного курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями:

  1. широкое и глубокое понимание исторических фактов и явлений;
  2. умение интерпретировать историческую информацию;
  3. поиск дополнительной информации и ее критический отбор;
  4. знание хронологии;

Тематический план:


п/п

Тема

Кол-во

часов

Примечание,

ЦОР

1,2

Древнерусское государство (формирование основ государственности).

2 ч.

DVD «История государства Российского» просмотр, обсуждение информации

3,4

Становление Московского государства.

2 ч.

Выполнение заданий к тематической олимпиаде «Московское царство в XVI – XVII вв.»

5,6

Российское государство в XVI в.

2 ч.

Исторические исследования («Русская история в пословицах», «Иван IV глазами современников и потомков»)

7,8

Россия в эпоху Смуты (начало XVII в.)

2 ч.

Лабораторная работа

9

Правление царя Михаила Федоровича.

1 ч.

Составление исторического портрета

10

Царь Алексей Михайлович

1 ч.

Семинар

11,12

Россия в XVII веке

2 ч.

Тест (СИнТеЗ)

13

Присоединение Украины к России

1 ч.

Выполнение олимпиадных заданий

14

Раскол в Русской Православной Церкви

1 ч.

Практическая работа

15

Народные волнения в 1660 – 1670 гг.

1 ч.

Самостоятельная работа с историческими документами

16

Сибирь в XVII веке.

1 ч.

Выполнение олимпиадных заданий.

17,18

Культура XVII в.

2 ч.

Подготовка и демонстрация слайд-шоу

19,20

Наследники Алексея Михайловича

2 ч.

Работа с историческими документами. Выполнение олимпиадных заданий

21

Петр I. Россия на рубеже веков.

1 ч.

Составить толковый словарь изучаемой темы

22

Северная война 1700 - 1721 гг.

1 ч.

Составить календарь событий

23

Государственные преобразования Петра I.

1 ч.

Составление сравнительно-обобщающей таблицы.

24

Экономика при Петре I.

1 ч.

Тест «СИнТеЗ)

25

Народные движения.

1 ч.

Работа с историческими документами

26

Преобразования в области культуры.

1 ч.

диспут

27

Дворцовые перевороты.

1 ч.

Защита рефератов

28

Внутренняя политика в 1725 – 1762 гг.

1ч.

Выполнение заданий к тематической олимпиаде «Твой восемнадцатый век»

29

Внешняя политика России в 1725 – 1762 гг.

1 ч.

Тест «СИнТеЗ»

30

Внутренняя политика Екатерины II

1 ч.

Выполнение заданий к тематической олимпиаде «Твой восемнадцатый век»

31

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева.

1 ч.

Выполнение заданий к тематической олимпиаде «Твой восемнадцатый век»

32

Внешняя политика Екатерины II

1 ч.

Тест «СИнТеЗ»

33

Россия при Павле I.

1 ч.

Написание эссе «Значение XVIII века в русской истории»

34

Культура XVIII в.

1 ч.

Защита проектов (слайд-презентация)

Учебно-методический комплект:

Примерная программа по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение)

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. М.: Просвещение, 2010.

DVD  «История государства Российского», 2009.

Интернет-ресурсы

Хрестоматия по истории России: В 4 т. М.: МИРОС, 1994 г.

Хрестоматия по истории России : учеб. пособие /А.С.Орлов и др. М. : Проспект, 2004.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре XVIII – XIX гг.

Тимошина Т.М. Экономическая история России. М., 1999.

Чулков Г.Ю. Императоры: психологические портреты. М., 1999.

Уткина Э.В. Школьные олимпиады (история) 5 – 9 кл. М., Айрис-пресс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах

Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...

Авторская программа элективного курса по химии "Решение задач по органической химии" (10 -11 класс)

Элективный курс «Решение задач по органической химии» составлен в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по программе И.И. Новошинской, Н.С. Новошинс...

Авторская программа элективного курса по геометрии для обучающихся 10 - 11 классов по теме: «Решение задач по планиметрии и стереометрии»

Курс содержит теоретическое обоснование к каждому разделу геометрии, являющиеся небольшим справочником по теоретическому материалу, позволяющий систематизировать базовый уровень, теоретические знания ...

Авторская программа элективного курса по химии для 9 класса «Способы решения расчётных задач по химии»

Программой данного курса предусмотрено изучение основных законов и понятий химии, решение расчетных химических задач и проведение расчетно – практических занятий. Содержанием данного курса предусматри...

Авторская программа элективного курса по выбору "Решение генетических задач-как основа выбора профессии"

Программа элективного курса «Решение генетических задач, как основа профессии» ориентирована на учеников 9 класса и рассчитана на 8 часов.Предлагаемая программа элективного курса поможет у...

Авторская программа элективного курса по математике: «Математика. Практикум по решению задач» для 9 класса

Письменный экзамен по математике за курс основной школы является обязательным для выпускников 9-х классов. Программа элективного курса  «Математика. Практикум по подготовке к ОГЭ»...

Авторская программа элективного курса по математике «Нестандартное решение стандартных задач» для 9 класса

Данная программа направлена на предпрофильное обучение математической направленности. Данный курс ориентирован на развитие познавательных интересов, углубление знаний, самоопределения учащихся в выбор...