Методическая разработка для 6 класса по Истории России
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

для аттестации в помощь педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc92.5 КБ
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_drevnyaya_rus.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сергачская общеобразовательная школа №1

Методическая разработка раздела

«Русь Древняя»

учебной программы

«Россия с древнейших времен до XVI века.»(6 класс)

(под ред. авторов: А.А.Данилова, Л. Г. Косулиной)

Работу выполнила:

учитель истории

 и обществознания

МБОУ СОШ№1

г. Сергач Евдокимова.С.В.

Сергач 2014г

Пояснительная записка

Данная разработка посвящена методической разработке раздела программы «Русь Древняя» - 34 часа по учебной программе А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной по истории России для 6 класса «История России с древнейших времен до конца XVI века».  Количество учебных часов в неделю – 1 час. Основной целью истории является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах развития, важнейших событиях и крупных деятелях Отечественной истории. Курс призван внести свой вклад в формирование исторического сознания учащихся как сложной системы, компонентами которой выступают знания и представления об истории, личностные эмоционально-чувственные и ценностные отношения к ней, а также соответствующие им установки и модели поведения. Определенной новизной программы является обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности национальной политике Раздел посвящен периоду образования древнерусского государства, деятельности первых русских князей. Материал раздела даёт представление о происхождении славян, о причинах и предпосылках формирования Древнерусского государства, о Крещении Руси, об основных событиях этого периода, об исторических личностях, о быте Древней Руси. Преподавание ведется по традиционному учебно-методическому комплекту – « История Россия с древнейших времен до конца XVI век . 6 класс» (авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина). Данный учебно-методический комплекс соответствует требованиям, предъявляемым к результатам освоения основной образовательной программы по истории, Федерального компонента Государственного образовательного стандарта 2004 года и возрастным особенностям обучающихся.

Цель и задачи раздела «Русь Древняя».

Цель изучения раздела : формирование знаний у учащихся об основных предпосылках складывания государства у восточных славян и рассмотреть процесс становления Древнерусского государства .

Задачи: 1.Обучающие :

-Должны знать о происхождении восточных славян.

- Знать об устройстве восточнославянского общества до образования государства,

- Знать о деятельности первых киевских князей.

-Знать о предпосылках формирования Древнерусского государства.

-Знать исторические термины

-Усвоение знаний о принятии Крещении Руси.

-Усвоение понятий и терминов: Родоплеменная организация, союз племен,

соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество, государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монах, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, «Русская Правда», усобица, летопись, былина, патриотизм.
- Усвоение имен известных деятелей: Князь Рюрик, Аскольд, Дир, Кий, Щек, Хорив,

князь Олег, князь Игорь, княгиня Ольга, князь Святослав, князь Владимир, князья Борис и Глеб, князь Ярослав Мудрый, Кирилл и Мефодий, Нестор, Илларион.

2. Развивающие:

- Уметь: работать с картами и атласами;

-описывать условия и образ жизни, занятия людей в данную историческую

эпоху;

-ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и

рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.

 сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение

важнейших исторических понятий;

 рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая

знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретённые знания при написании творческих работ, рефератов;

 соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления,

выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

3.Воспитательные:

Воспитание патриотизма;

-Воспитание чувства гордости за героическое прошлое нашего народа;

Воспитание необходимости сохранении культурных и исторических

традиций Отчества.

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями

Подростковый возраст (11-15лет) характеризуется бурной активностью, инициативностью, жаждой деятельности. Развитие логического мышления подростка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что логическое мышление нужно развивать. Подросток осваивает на логическом уровне все мыслительные операции. Главной особенностью развития мышления в данном возрасте является то, что отдельные умственные операции превращаются в единую целостную структуру. В 6-ом классе обучается 19 обучающихся, из них 8 девочек и 11 мальчика. Возрастной состав класса: - обучающихся 2000 года рождения, 1- 1999 года. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, но есть несколько обучающихся: отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, стесняются давать ответы в устной форме. В работе с этими учениками применяется индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям ребенка, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.

В коллективе в основном сформирован познавательный интерес к учебному процессу. 2 ударницы – Митрофанова Екатерина; Буданова Ирина. На уроке, используются различные формы организации деятельности, частые смены видов работы, что повышает эффективность учебного занятия.

Дисциплина на уроках хорошая. К общественно полезным делам относятся добросовестно. Все трудолюбивые. Общий интеллектуальный уровень (умственный, духовный) – средний. Общий уровень способности хороший.

Класс работоспособный, активный, инициативный, самостоятельный, подвижный, энергичный, артистичный. Обучающиеся занятия без уважительных причин не пропускают. Активны в учебной и внеурочной деятельности. Все обучающиеся класса вовлечены в кружки по интересам. Активное участие принимают в общешкольных мероприятиях, занимают призовые места. Умеют радоваться успехам друг друга. Все стараются принимать участие в делах класса, интересуются жизнью класса, школы.

Обучающиеся под руководством взрослого осуществляют рефлексию своей деятельности, работают по алгоритму и могут сами составлять план действий, участвуют в олимпиадах. У каждого свои индивидные особенности: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод

Внимание  высокая у 9-х обучающих, средняя у 6-х,  низкая у 4-ых

Высокий уровень развития мышления у 5–х обучающих, средний у -10х, низкий у -4х.

Зрительная память: высокая у – 5х обучающих, средняя –10 ,низкая - 4

Слуховая память высокая – 5х обучающих, средняя – 10, низкая –4 .

Ожидаемые результаты освоения раздела программы

В ходе изучения первого раздела программы, обучающиеся должны прийти к пониманию особенностей становления древнерусского государства ; к пониманию уникальной цельности русской культуры, роли личности в истории . В результате изучения раздела курса истории России в 6-ом классе ученик должен знать/ понимать:

-Учащиеся должны знать и понимать информацию об основных центрах

заселения славян, о создании первого русского свода законов – «Русская Правда». Усвоить следующие понятия и термины: Родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество, государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монах, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, «Русская Правда», усобица, летопись, былина, патриотизм. Обучающиеся разовьют на конкретном историческом материале умения получать знания, сравнивать и анализировать факты и явления, обобщать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность.

-Обучающиеся будут готовы применить исторические знания для выявления

и сохранения исторических и культурных памятников страны.

- Разовьются умения организовывать «презентацию» информации, умение

адекватно оценивать собственные возможности и достижения через рефлексивно-оценочную деятельность.

- Обладать общеучебными умениями:

-сознательно организовывать свою познавательную деятельность(постановка цели, получение, оценка результата)

-осуществлять самостоятельный поиск информации;

-выполнять познавательные и практические задания на уроках. Уметь систематизировать информацию по отдельным темам;

-определять сущностные характеристики исторических деятелей Владимира Мономаха, Ярослава Мудрого.

-поиск нужной информации по заданной теме; перевод информации из одной знаковой системы в другую( из текста в таблицу, из текста в карту)

-объяснение изученного материала на конкретных примерах;

-сравнивать данные разных источников, определять общее и различное;

-определение собственного отношения к изученным событиям;

-уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России в IX-XII веках.

Личностные результаты изучения истории:

-воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви, уважения к Отечеству;

-осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края;

-усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

-понимание культурного многообразия мира, толерантное отношение к другому человеку, его мнению и мировоззрению.

Метапредметные результаты изучения истории:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями(установление причинно-следственных и родовидовых связей);

-использование современных источников информации(Интернет-ресурсов, электронных носителей);

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах(сообщения, эссе, презентация );

-готовность к сотрудничеству с учениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе;

-владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

Предметные результаты изучения истории:

-формирование уважительного отношения к истории Отечества, развития стремления у обучающихся внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;

-овладение целостным представлением об историческом пути народов России;

-формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий;

-развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого;

-создание основы для формирования участи школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

Для развития творческих способностей учащихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приёмов нескольких, что дает большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества. Методические приемы создания проблемных ситуаций:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения, например, «Разрешите противоречие: почему

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос : Принятие христианства Владимиром (привести точки зрения историков). Какой точки зрения придерживаетесь вы? Объясните почему?

- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения и выводы из ситуации, сопоставлять факты : сравните правление в Киеве и Новгородской республике. Сделайте выводы;.

- ставит конкретные вопросы ( на общение, обоснование, конкретизацию)

- определяет проблемные теоретические и практические задания ( например, исследовательские: проведите исследование военных походов Святослава.)

Технология управления процессом самостоятельной деятельности школьников.

Эта технология предполагает, что постепенно учитель перестает быть главным носителем новой учебной информации и организует работу учеников таким образом, чтобы они извлекали новые сведения из различных источников исторических знаний.

Вместо вопросов и заданий на освоение исторического содержания учитель будет ставить вопросы, связанные с управлением действиями учеников:

- для выбора(поиска) учениками источников своей учебной познавательной деятельности: например, по какому источнику лучше изучать норманнскую теорию?

-для планирования способов своей деятельности: по какому плану лучше изучать теорию?

-для рецензирования результатов работы одноклассников или самоанализа школьниками своей деятельности. Проанализируйте правильность выполнения задания и при необходимости объясните: какие ошибочные действия вы совершили?

В итоге нужно стремиться к тому, чтобы к концу обучения истории в 6 классе логика освоения нового материала сводилась к:

- постановке учителем заданий на определение учащимися целей, планов, темы учебной работы и их выполнение;

- постановка заданий на выбор источников для выполнения работы, их отбор и предъявление;

-постановка заданий на уяснение способов изучения материала;

-постановка заданий на анализ школьниками результатов своей деятельности, их оценка, анализ и коррекция результатов работы.

Проблемные, поисковые, исследовательские методы формируют творческие способности учащихся. Информационные технологии позволяют перенести центр тяжести на самообразование и учение.

В ходе обучения истории можно применять технологию сотрудничества (автор Г.К. Селевко), т.е. партнерские отношения между учителем и учеником. При этом стиль общения будет другой: не запрещать, а направлять, не принуждать, а убеждать, не командовать, а организовывать, не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Здесь учение будет без принуждения, которое характеризуется требовательностью без принуждения, которое основано на доверии: увлеченность, рожденная интересом, желаниями порождает успех; ставка на самостоятельность.

В преподавании истории необходимо применять здоровьесберегающие технологии:

а) рациональная организация труда на уроках истории ( смена видов деятельности, смена преподавания, игровая разминка);

б)соблюдение физиологических основ учебного режима(учитывается время проведения урока, утомляемость, проводятся физкультминутки, игровые моменты на уроках истории)

в)производится гигиеническая оценка условий урока( световой режим, проветривание класса);

г)нравственная атмосфера- дружелюбие и уважение к ученикам, уместное использование юмора, исторический экскурс;

д)психологический комфорт- уважение к чужому мнению, доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности.

Технология дифференцированного обучения предполагает щадящий подход к ученикам. В 6 классе на уроках истории можно использовать эту технологию, но выборочно; например, при изучении « Культура XII века»- 3урока.

Особенностью этой технологии являются:

- блочная подача материала;

- работа с малыми группами на нескольких уровнях;

- наличие УМК.

Основное условие дифференцированной технологии - повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов(автор Фирсов В.В.)

Методы обучения:

- репродуктивные;

- проблемно-поисковые - самостоятельное открытие или через управляемое открытие, наблюдение, выдвижение гипотез интуитивное и аналитическое мышление;

- эвристический метод( обучать, опираясь на интерес);

- логико-алгоритмический метод( компьютерные презентации, самостоятельные задания, использование компьютера при объяснении нового материала.)

Формы работы:

Фронтальная – совместная работа – полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. Происходит соревнование, кто больше задаст вопросов или ответит на них.

Групповая работа- решение проблемных ситуаций через группу. Распределение обязанностей в группе способствует складыванию дружеской атмосферы.

Индивидуальная работа - ученик-книга, ученик-тетрадь, консультация учителя во время выполнения самостоятельной работы.

Парная работа: ученик-ученик, один говорит, другой слушает и наоборот.

Система знаний и система деятельности

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики мотивации и качества знаний учащихся на основе использования личностно-ориентированных приемов и форм учебной деятельности учащихся на уроке истории.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- создать на уроках такую образовательную среды, которая дает возможность при работе с группой учащихся гибко и динамично включать каждого ученика в тематику урока, поощрять самостоятельность, творчество, независимо от их успеваемости, признать за каждым учеником право на ошибку, но с обязательным анализом ее причин, определением путей ее устранения;

- организовать процесс обучения таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило путем актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся;

- использовать разнообразные формы общения;

- создавать для учащихся ситуации успеха, проявляя доверие и толерантность в учебных взаимодействиях;

- стимулировать учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;

- избирать приемы и методы педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке;

- вовлекать учащихся во внеурочную деятельность по предмету.

Обучение можно считать личностно-ориентированным если оно ориентируется на:

- уровень обученности в определенной области знания и степень общего развития, культуры, т.е. приобретенный опыт;

- особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения регулировать свою эмоциональную сферу);

- особенности характера, темперамента.

Следовательно, обучение должно быть по дифференцированным, учитывать индивидуальные особенности учащегося.

Личностно-ориентированный урок - это урок, где создаются условия для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его осуществление возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров будут избраны следующие:

— формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъектного опыта;

— оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

— содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания.

Организация такого учебного занятия предполагает включение в процесс обучения нескольких обязательных моментов. К ним относятся следующие:

— проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся;

—применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка;

— использование разнообразных форм общения;

— создание для учащихся ситуации успеха;

— проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;

— стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;

— избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке.

Оценочно-аналитический компонент личностно-ориентированного урока должен, прежде всего, согласовываться с целевыми ориентирами учебного занятия. А это означает, что приоритетное значение имеют анализ и оценка таких сторон полученного результата на уроке, как-то:

а) обогащенность опыта ребенка культурными образцами человеческого опыта;

б) сформированность учебной деятельности учащихся и индивидуального стиля познания;

в) проявление самостоятельности и инициативы учеников, их творческих способностей.

Эти компоненты помогают более осознанно и целенаправленно строить деятельность по подготовке и проведению учебных занятий, направленных на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, способствуют повышению мотивации и в конечном итоге качества знаний.

В результате изучения истории ученик должен знать/ понимать:

-Основные даты и ключевые события истории России с древнейших времен , даты правления первых киевских князей; важнейших событий этого периода.

-Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ.

-Показывать на исторической карте: территории появления славян, места военных действий и походов.

-Составлять описание памятников: предметов быта, памятников культуры этого периода.

-Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

-Называть характерные, существенные черты: особенности социально-экономического развития Руси. Знать пути формирования феодальной собственнсти на землю и ее формы.

-Объяснять значение понятий: Родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество, государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монах, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, «Русская Правда», усобица, летопись, былина, патриотизм

-Сравнивать: правление Андрея Боголюбского с правлением Всеволода Большое Гнездо.

-Излагать суждения о причинах и последствиях: крещение Руси.

-Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности первых русских князей.

-Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей.

-Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

МЕСТО РАЗДЕЛА В ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ.

История России.

(6 кл. 34 ч)

Раздел 1. Русь Древняя – 11 час.

Тема 1. Восточные славяне и Древняя Русь

(VIII – первая треть XII вв.)

Раздел II. Русь средневековая – 13 часов.

Тема 2. Удельная Русь (XII – XIII вв.)

Тема 3. Московская Русь ( XIV – XVI вв.)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «ДРЕВНЯЯ РУСЬ»

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Параграф

1.

Вводное занятие

1

2

Восточные славяне и их соседи

1

1

3

Занятия, быт и нравы, верования восточных славян

1

2

4

Формирование Древнерусского государства

1

3

5

Первые русские князья

1

4

6

Князь Владимир. Крещение Руси

1

5

7

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром, его сыновьях и внуках.

1

6

8

Общественные отношения на Руси

1

7

9

Быт и нравы Древней Руси

1

8

Литература:

1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История 6 – 11 классы.Программы

общеобразовательных учреждений». М.: «Просвещение», 2008.

2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История России с древнейших времён до

конца XVI века» учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2008.

3. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времён до

конца XVI века». Рабочая тетрадь, часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2009.

4. Колесниченко Н. Ю.  «История России с древнейших времён до конца

XVI века. Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной 6 класс». Волгоград: «Учитель», 2008.

5. Колесниченко Н. Ю. История России конец XVI- XVIII в.в.

Дидактический материал. Волгоград, «Учитель», 2009.

6. Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до

конца XVI в. (К учебнику А.А. Данилова Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века».) Волгоград, «Учитель», 2009.

7. Атлас: История России: IX-XVI вв.с контурными картами : 6 класс Изд.

7-е, перераб., доп. М.: Дрофа, 2009.

8. Электронное приложение к учебнику История России : с древнейших

времен до конца XVI века : учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2009.

Дополнительная литература для учителя

1)"Русская Православная Церковь 988-1988" Издание Московской Патриархии 1988 г.

2)Голубинский Е. История русской Церкви. М., 1880. Т. 1. Ч. 1.

3)Е. К. Дулуман А. С. Глушак. Введение христианства на Руси: легенды,события,факты.

4)Руднев В.А. "Слово о князе Владимире"

5)      Погодин М.П. "Древняя русская история, до монгольского ига"

6)      Костомаров Н.И. "Русская история в жизнеописаниях ее главнейших

деятелей"

7)      Рапов О.М. "Русская церковь в IX-XII вв. Принятие христианства"

8)      Пашуто В.Т. "Внешняя политика Древней Руси"

9)      Карташев А.В. "Очерки по истории русской церкви" т.1

10)      Бутромеев "Русская история для всех"

11)      "История России" под ред. Венкова А.В., Кислицына С.А. и др.

12)  Соловьев С.М. "Сочинения" книга 1

13)  "Русская Православная церковь 988-1988", Издание Московской Патриархии

1988 г.

14)  Журнал "Вопросы истории" №4 - 97

15)  Журнал "Вопросы истории" №8 - 97



Предварительный просмотр:

Разработка урока.

Конспект урока по истории России – 6 класс.

Тема урока: « Правление князя Владимира. Принятие христианства».

Форма проведения урока: урок-презентация , работа с картой.

Цель урока:. формирование у учащихся устойчивого представления о причинах принятия князем  Владимиром  православия в качестве государственной религии..

Задачи :

Обучающие: определить основные направления политики князя Владимира, процесс принятия христианства;

Развивающие: развитие умения самостоятельно мыслить, выделять  главное, работать с картой, с текстом учебника;  высказывать свое мнение; делать сообщения и анализировать его.

Воспитательные: закрепление в сознании учащихся понимания важности

 принятия христианства для дальнейшего развития Руси

Тип урока – комбинированный

Технологии, методы, приемы: применение интерактивного оборудования, приемы  технологии критического мышления, метод сравнительного анализа, опережающее домашнее  задание, работа с картой по новому материалу.

Методические материалы для обучающихся: тексты из «Повести временных лет».

Ожидаемые результаты:

После изучения темы, обучающиеся должны знать:

       1. Князь Владимир

        2. Причины принятия христианства.

        3. Крещение Руси.

        4. Русская православная церковь.

        5. Значение принятия христианства.  

Структура урока

Продолжительность урока – 45 минут

Этапы

Время

1

Организационный этап

1

2

Актуализация знаний

5

3

Введение в тему урока

2

4

Целеполагание

2

5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

Этап усвоения новых знаний

Князь Владимир

Причины принятия христианства.

Крещение Руси.

Русская православная церковь.

Значение принятия христианства.  

20

6

Этап закрепления новых знаний

8

7

Рефлексия  

3

8

Этап подведения итогов урока

2

9

Этап информации и инструктажа домашнего задания

2

Важнейшие даты:  988 год – принятие христианства на Руси.

Основные понятия: церковь, духовенство, приход, миряне

Оборудование и пособия: Учебник. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России с древнейших времен до конца XVI века, рабочие листы с документами, слайдовая презентация урока, конпетентностно-ориентированные задания по теме урока, лист самооценки обучающегося, критерии оценки учебных заданий на уроке.

ТСО: карта «Древнерусское государство в IX-XI», компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Компетенции: коммуникативная, информационная, учебно-познавательная.

План урока:

1.Князь Владимир

2.Причины принятие христианства на Руси.

3.Крещение Руси.

4. Русская православная церковь.

5.Значение принятия христианства.  

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный этап.(1мин).

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим, друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое  состояние не покидало вас в течение всего  урока.

Надеюсь на очень приятную и интересную работу с вами!

Ребята. С чего начинается день? 

А мы начнем с «Исторической зарядки», «Интеллектуальной разминки» - вспомним то, что знаем по предыдущей теме.

Здравствуйте

С физзарядки.

II. Актуализация знаний (5 мин)

  1. ППроверка домашнего задания
  2. ТТестовые задания

Какой князь был убит древлянами во время сбора дани в 945 году:

А) Аскольд; Б) Рюрик; В) Олег; Г) Игорь; Д) Кий.

Какие занятия были у славян основными:

А) бортничество; Б) земледелие; В) торговля; Г) разведение скота.

С именем какого князя связано образование государства Киевская Русь:

А) Игоря Б) Рюрика В) Святослава Г) Олега

Кто осуществлял власть в Киевской Руси:

А) бояре; Б) князь; В) дружина.

Кто из князей, собираясь в военный поход говорил: “иду на Вы”:

А) Игорь; Б) Олег; В) Святослав; Г) Рюрик.

Соотнести имена первых русских князей с заключенными договорами с Византией;

1. Олег; А) договор 944 года;

2. Игорь; Б) договор 911 года.

Кто стал править в Киеве после смерти Рюрика, объединив новгородские и киевские земли:

А) Олег; Б) Ольга; В) Игорь; Г) Святослав.

2. Определить историческую личность

В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах… И посыла в иные земли со словами: “Хочу на вас идти”. ( Святослав)

Именно этот человек провел первую в истории России налоговую реформу, установив размеры дани и места ее сборов;

– этот правитель первым принял личное крещение, которое произошло в Византии;

– соблюдая традиции своего времени, жестоко и изощрено отомстил за гибель близкого человека;

– управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним.

(Ольга)

Этому князю летописец уделял много внимания на страницах “Повести временных лет”;

– от своего отца он получил в управление Новгород, где ему помогал княжить его дядя Добрыня;

– киевский престол он отвоевал у своего старшего брата, что считают первой княжеской усобицей на Руси;

– этот князь создал первую оборонительную линию на южных рубежах государства, куда отправил служить воинов из северных земель;

Ребята отвечают на тесты(листы раздать).

III. Введение в тему урока (2мин).

Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам истории нашей Родины, знакомство с правлением первых русских князей.  Нам сегодня тоже очень важно понять те события и тех людей, о которых пойдет речь.  

Вам предстоит узнать, как наша Русь стала христианской. Определить причины принятия христианства на Руси и значения этого события в жизни страны. Выяснить роль личности в истории, как эта личность влияет на ход событий.

IV. Целеполагание

(2мин)

Как вы думаете, ребята, что мы должны изучить на уроке?

 Правильно. Сегодня на уроке мы выясним, что такое христианство, в чем же заключались причины начала принятия христианства  на  Руси, познакомимся с основными событиями этого периода.

Принятие христианства.

V. Изучение нового материала

(20 мин)

  1. Князь владимир

Беседа по вопросам.

-Какие князья после смерти Святослава претендовали на княжеский престол?

– На какую силу опирались князья?

– В чем были сильные и слабые стороны наемного войска?

– Как Владимир решал вопрос о варягах-наемниках? Почему это было важным государственным делом?

Князь Владимир, после того как занял киевский престол, изгнал варягов-наемников и создал русскую княжескую дружину. Это позволило укрепить обороноспособность страны.

А) Работа с картой. Определяем систему мер, проведенных Владимиром для укрепления южных границ Руси. Учащиеся называют эти меры:

– создание мощной системы крепостей на южной границе;

– создание гарнизонов крепостей из жителей северных областей;

– строительство сигнальных башен

2.Причины принятие христианства на Руси.

Владимир пришёл к выводу, что удержать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна была другая сила. Прочитайте материал на стр. 42 – 43 и попытайтесь выделить причины принятия христианства.(работа с текстом учебника)

3.Крещение Руси.

Князь Владимир сыграл в судьбе русского народа особую роль – именно ему удалось обратить в христианство всех русичей и сделать православие государственной религией Древней Руси. Сам Владимир пришел к христианству не сразу. Половину своей жизни он прожил хитрым, воинственным язычником и многоженцем. Несмотря на то, что воспитывался православной княжной Ольгой, к христианскому учению и образу жизни не приобщился. Опираясь на варягов, он захватил государственную власть, убив своего брата Ярополка. Владимир имел 4 жен законных и, согласно летописи, много наложниц. У русичей-язычников многоженство не считалось беззаконием. Завоевав власть, Владимир усердно проявил себя в языческой вере.

Работа источником

(Приложение №1)

Владимир стал все чаще задумываться о вере, проблеме выбора новой религии. Согласно летописи к Владимиру приходили разные проповедники, рассказывая о своей вере.

- Крещению Руси предшествовали следующие события. В 987 году  в войсках византийского императора вспыхнул бунт. И он обратился к Владимиру за помощью. Князь согласился, но потребовал, чтобы император отдал ему в жёны свою сестру Анну. Этот брак укрепил бы международный авторитет киевского князя, но Анна не соглашалась выходить замуж за язычника.  Византийский князь предложил Владимиру принять христианство и окрестить свою страну.

        - Подавив мятеж, византийский император не спешил выполнять своё обещания. Тогда Владимир захватил центр Владений Византии в Крыму  - Херсонес (Корсунь) , и тогда император должен был уступить.

В 988 году Владимир принял крещение, женился на византийской принцессе, отдав Корсунь в качестве выкупа за невесту.

(работа с источником, чтение)

4. Русская православная церковь.

Распространение христианства не было мирным процессом. Единобожие вводилось “огнем и мечом” (например в Новгороде). Язычество долго не уступало место христианству.

По мере распространения христианства появляются и служители новой веры – это духовенство: священники, епископы. Архиепископ – старший епископ. Митрополит – одна из высших должностей в церкви, глава крупной епархии, подчинен только патриарху из Константинополя.. В городах стали строиться церкви.

(Запись в тетради даты правления князя)

  1. Объединить и покорить восточнославянские племена можно было, только на основе общей монотеистической религии (то есть веры в одного бога).
  2. Необходимость усиления княжеской власти.
  3. Стремление сблизить Русь с Западной Европой, преодолеть культурную изоляцию Руси.
  4. Социальное расслоение и имущественное неравенство требовало идеологического обоснования.
  5. Стремление укрепить международный авторитет Руси.

Содержание пункта «Развитие просвещения и культуры» дети раскрывают самостоятельно, читая отрывок из «Повести временных лет» вслух   со слов

«… Посылал он собирать…»

Физкультминутка:

Кто согласен - встали

Кто не согласен сели

Вопросы:

1.Перун – это бог грома и молнии?

2.Князь Владимир крестился в Киеве?

3.Крещение князя состоялось в 988 г?

4.Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный?  

5.  Значение принятия христианства.

– В чём значение принятия христианства на Руси?

1)  княжеская власть и власть феодалов укрепилась, что способствовало объединению Руси;
2)  византийская культура распространилась на Руси;
3)  международное положение Руси укрепилось, Русь входила в круг христианских государств.

1-да

2-нет

3-да

4-нет ответы детей

V. Закрепление

(8 мин)

Все поставленные

задачи мы выполнили, достигли ли цели? Проверим.

 Для этого выполним тест  используя ключ, проверьте ответы у соседа  и выставьте  баллы (за каждый правильный ответ 1 балл).

выполняют тестовые задания самостоятельно ипосле выполнения задания и получения ключа к ним, обмениваются между собой листочками для проверки

VI. Рефлексия

(3мин)

Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с одним из самых значительных событий нашей страны.

  • А сейчас поработаем творчески. Создайте синквейн с понятием «Крещение Руи».Представьте свою работу, вы согласны с таким представлением этого периода?
  • Хорошо, поставьте себе по 2 балла.

Итог урока

( 2 мин)

Ребята, а сейчас подведем итоги:

в оценочном листе подсчитайте количество баллов. Поставьте себе соответствующую оценку.

Выставление оценок (с комментариями  в дневники и классный журнал).

Заполняют оценочный лист. И показывают учителю

VII. Домашнее задание

(2 мин)

Параграф №5, ответить на вопросы документа после параграфа, Подготовить сообщение по темам: “Братья Борис и Глеб”, “Ярослав Мудрый”.

Анкета самоанализа урока

 а сейчас оцените свою работу на уроке, заполните небольшую анкету. А теперь, ребята,  покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете этот урок?

Я очень рада плодотворной работе с вами. Большое вам спасибо. И на прощание, давайте подарим друг другу улыбки.

Урок окончен, можете быть свободными. До свидания.

В конце урока ребята заполняют небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

До свидания

Учебно-методический комплект

Содержание раздела программы по истории  России последовательно отражено в учебнике «История России с древнейших времен до конца XVI века» А.А.Данилов, Л.Г.Косулина

УМК по истории России составляют:

  • Программа общеобразовательных учреждений « История 6-11 классы» под редакцией авторов А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной; М.»Просвещение»- 2012г 
  • Учебник   «История России с древнейших времен до конца XVI века »  для   6  класса  авторов   А.А.Данилов, Л.Г.Косулина   . — М: «Просвещение»- 2010.

Список образовательных цифровых и Интернет-ресурсов

Интернет -ресурсы

1.        Презентации по истории России XVII в. на сайте «Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов»:

http://school-collection.edu.ru/

    http//lesson-history.narod.ru

2.        Прочие ресурсы по истории России по различным темам:

http: //art-rus.narod.ru/gallery.html

Приложение№1

“И стал Владимир княжить в Киеве, один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагий бог не хочет гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия.

(Перуну приносились и человеческие жертвы. Ими стали юный Иоанн и его отец Федор. После крещения они станут первыми святыми).

Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу”.

Приложение№2

“Повесть временных лет” о крещении Руси

Владимир повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения… Затем послал Владимир по всему городу сказать: “Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом”. Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря:

“Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре”. На следующий же день вышел Владимир с попами царицынскими и Корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там… Владимир был рад, что познал Бога сам и люди его и приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры (идолы). Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.

Самоанализ проведенного урока по истории в 6 классе

на тему: «Правление князя Владимира. Принятие христианства»

Данный урок имеет достаточно большой информационный блок. Поэтому для эффективности овладения всего комплекса материала и решения заявленных задач было выбрано сочетание рассказа учителя и работы с документами: мнение  историков, работа  с картой.

Широко применяются разнообразные формы работы: индивидуальная, работа с картой. Это сочетание общей и индивидуальной работы повышает заинтересованность каждого обучающегося  в получении результата, и создает положительную мотивацию,  объединяет разноуровневые силы и различные психологические установки для достижения общего результата, развивает коммуникативные способности и стремление работать в команде.

За основу данного урока взята технология критического мышления с ее традиционными стадиями вызова, содержания и рефлексии.  Прием “верные и неверные утверждения” активизирует познавательную деятельность и актуализирует имеющиеся знания без какого-либо давления со стороны учителя, что поощряет самостоятельность обучающихся. Затем происходит построение знаний (вновь самостоятельное). Возврат к утверждениям составляет осмысление деятельности в течение урока и выход на поставленную вначале урока проблему. Самостоятельная работа дает возможность каждому сделать для себя вывод по проблеме и решить главную задачу урока. Стадия рефлексии здесь оправдана необходимостью показать приобретенные знания и умения, дать самооценку проделанной на уроке работе и тем самым вновь обеспечить обратную связь.

Таким образом, кейс - технологии – один из ведущих методов активного обучения на основе деятельностного подхода. В процессе реализации кейс - технологий у обучающихся формируются основные умения: анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программу действий, вносить в неё необходимые коррективы и т.д.

Помимо этого при  применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты. У обучаемых  формируются  коммуникативные навыки,  они развивают презентационные умения, формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения, приобретают экспертные умения и навыки, учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы, изменяют мотивацию к обучению.

В процессе проведения урока складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.

Дополнительная литература

1)Пушкаркв.С.Г. “Обзор русской истории” Москва , Наука 1991 c.142

2)  Ключевский.В.О. “Полный курс лекций в трех книгах” Книга 1 Москва Мысль 1993 c.58-60

3)  Никольский.Н.М. “История русской церкви”  Москва Политиздат 1983гc.84-85

4)  Карамзин.Н.М. “Об истории государства российского” Москва , Просвещение 1990г c.221-224

5) Платонов.С.Ф.”Полный курс лекций по русской истории” c.47-53

6) Гордиенко.Н.С. “Крещение Руси: факты против легенд и мифов”  Ленинград Лениздат 1984г c.147-152


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Рабочая программа по истории России 6 класс"

Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России с древнейших времен до конца XVI века". М. Дрофа, 2011г....

Методическая разработка исторического марафона по истории России для учащихся 7 классов.

Методическая разработка исторического марафона по истории России для учащихся 7 классов....

методическая разработка проверочной работы по истории России 9 класс для обучающихся с ОВЗ

Итоговая проверочная работа "Россия в первой половине XIX века"( 9 класс) для обучающихся с ОВЗ. Работа составлена по  учебнику "История России" под редакцией академика А.В. Т...

методическая разработка проверочной работы по истории России 9 класс для обучающихся с ОВЗ

Данный  материал можно использовать на повторительно-обощающем уроке по теме "Россия во второй четверти XIX сека" для обучающихся 9-ых классов с ОВЗ. При составлении  этой работы б...

методическая разработка проверочной работы по истории России 9 класс для обучающихся с ОВЗ

Итоговая проверочная работа "Россия в эпоху великих реформ" (9 класс) для обучающихся с ОВЗ. Работа составлена по учебнику "История России" под редакцией академика А.В. Торкунова с...

методическая разработка проверочной работы по истории России 9 класс для обучающихся с ОВЗ

Итоговая проверочная работа по истории "Россия в эпоху Александра III" (9 класс) составлена по новому  учебнику под редакцией А.В.Торкунова с использованием рабочей тетради и контрольны...

методическая разработка проверочной работы по истории России 9 класс для обучающихся с ОВЗ

Итоговая проверочная работа по истории "Россия в  начале XX века" (9 класс) составлена по новому  учебнику под редакцией А.В.Торкунова с использованием рабочей тетради и контрольны...