Методическая разработка исторического марафона по истории России для учащихся 7 классов.
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Тюлькина Надежда Александровна

Методическая разработка исторического марафона по истории России для учащихся 7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ist_marafon.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА ИСТОРИЧЕСКОГО МАРАФОНА

(ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ.)

Цель: вызвать интерес к предмету и способствовать качественному

         усвоению фактического материала.

Классы: 7-е

Учитель истории: Тюлькина Н. А.

Вопросы:

  1. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге?  (Бумага и фарфор были изобретены в Китае.)

  1. Когда в Древней Греции никто не воевал? (В период Олимпийских игр.)

  1. В какой библиотеке были несгораемые книги? (В библиотеке столицы Ассирии Ниневии были глиняные книги.)

  1. Когда вулкан помог людям? (В период восстания Спартака гладиаторы спрятались на вершине вулкана Везувий, а потом по отвесной скале спустились на веревках, сплетенных из лоз дикого винограда, который там рос.)

  1. Когда войну выиграла всего одна лошадь? (Троянский конь один сделал то, что в течение долгого времени не смогло сделать целое войско.)

  1. В каких странах были длинные стены? (В Китае – Великая Китайская стена; стены, соединяющие афинский порт Пирей с Афинами.)

  1. Когда в истории в особом почете была обувь? (Крестьянская война в Германии в 1525 г., когда восставшие шли поз знаменем, на котором был начертан деревенский башмак. Восстание так и стало называться «Под знаменем башмака».)

  1. Когда и кем открыто восхвалялась глупость? (В книге средневекового ученого Э. Роттердамского «Похвальное слово глупости».)

  1. Где и когда самые мирные домашние животные вдруг «пожирали людей»? (В Англии в период огораживания возникла поговорка «овцы пожирали людей».)

  1.  Кто «основал» государство, которого никогда е было? (Томас Мор описал несуществовавшее государство «Утопия».)

  1.  Каково расстояние между Царьградом и Константинополем? (Это разные названия одного города.)

  1. Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Где их изобрели? (В обиходе мы пользуемся цифрами, которые были изобретены в Индии, а в Европу они пришли с арабами, поэтому получили название «арабские».)

  1. Кто из покровителей Англии оказывал покровительство пиратам и работорговцам? (Елизавета 1.)

  1. Кто был изобретателем печатного станка? (Иоганн Гуттенберг.)

  1. По какой лестнице никто никогда е ходил? (По феодальной.)

  1. Когда в истории воевали цветы? (В Англии, междоусобная война между феодальными родами Белой и Алой розы.)

  1. Как называлась самая продолжительная война в мире? (Столетняя война между Англией и Францией 1337-1453 г.г.)

  1. Кто первый из европейцев морским путем достиг берегов Индии? (Васко да Гама.)

  1. Как называлось восстание крестьян во Франции по самому распространенному мужскому имени? (Жакерия.)

  1. Кому принадлежат изречения: «Государство – это я», «Прав у подданных нет, есть лишь одни обязанности?» (Людовик 14.)

  1. Под чьим руководством была снята осада англичан города Орлеана? (Жаны д Арк.)

  1. Ян Гус и римский папа были противниками или союзниками? (Противниками.)

  1. Как назывался по-древнеславянски хлеб? (Жито.)

  1. Каждые 10 тыс. Воинов  назывались у моголов «тьмою», а во главе их стоял... (Темник.)

  1. Система мер правительства Ивана Грозного, направленная на укрепление самодержавия и дальнейшее закрепощение крестьян? (Опричнина.)

  1. Верхняя одежда на Руси, называвшаяся заимствованным у татар словом. (Армяк.)

  1. У какого русского города был «злой характер»? (У Козельска, татары-моголы прозвали его «злым городом» за отчаянное сопротивление, оказанное им в течение 11-ти недель.)

  1. Откуда произошло слово «брюки»? (Шерсть и сукно, из которых шилась эта одежда, производились в городе Брюгге.)

  1. Какой кровеносный сосуд является столицей европейского государства? (Вена.)

  1. Какую фамилию носил Петр 1? (Он из рода Романовых.)

  1. О ком говорят, что он остановил Солнце и сдвинул Землю? (Учение Николая Коперника перевернуло представление о мире. До этого считалось, что все планеты, в том числе и Солнце, вращаются вокруг Земли.)

  1. Какой город «стоит обедни»? (Генрих 4 так сказал о Париже, когда переходил из одной веры в другую, чтобы получить престол.)

  1. Кто и о ком сказал: «Он шел а моем левом флаге, о был моей правой рукой»? (А. В. Суворов о М. И. Кутузове после взятия Измаила.)

  1. Какой русский царь любил плотничать? (Петр 1.)

  1. У каких людей были круглые головы? (Сторонники парламента в Англии в 1642 г. Одевались просто, не носили париков, и их прозвали за это «круглоголовыми».)

  1. Когда Русью правил «денежный мешок»? (В 14 веке – князь Иван Данилович по прозвищу Калита, т.е. «денежный мешок».)

  1. Когда в военной истории опасность представляла свинья? (В Ледовом побоище войска немецких рыцарей были построены грозным клином – «свиньей».)

  1. Кто сказал: «Каждый вои должен понимать свой маневр. Воюют не числом, а умением»? (А. В. Суворов «Наука побеждать».)

  1. Когда в истории в особом почете была метла? (В России в 16 в. При Иване Грозном в период опричнины. Отличительным знаком опричника были собачья голова и метла, что значило: как собака вынюхивает врагов и выметает их метлой.)

  1. Чем «Урочные лета» отличались от «Заповедных лет»? («Урочные лета» - сроки, в течение которых владелец земли мог возвратить покинувших его крепостных крестьян. «Заповедные лета» - сроки, в течение которых временно запрещался крестьянский переход от одного хозяина к другому в Юрьев день.)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  Р. Ф.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ  № 75

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

РАЗРАБОТКА  ИСТОРИЧЕСКОГО МАРАФОНА

ПО ИСТОРИИ РОССИИ

(ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ.)

 ДАТА: 24. 03. 2010

 КЛАССЫ: 8-е

 ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ ТЮЛЬКИНА Н. А.

                                 

г. ТОЛЬЯТТИ, 2009-2010 учебный год

РАЗРАБОТКА ИСТОРИЧЕСКОГО МАРАФОНА

ПО ИСТОРИИ РОССИИ

(ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ.)

Цель: вызвать интерес учащихся 8-х классов через событийно-проблемные,

           биографические и хрестоматийно-литературные задания к предмету  

           история и способствовать качественному  усвоению фактического  

          материала.

Классы: 8-е

Учитель истории: Тюлькина Н. А.

Вопросы:

1. Княгиня Ольга в отместку за убитого древлянами мужа длительное время проявляла чудеса жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила с жителями столицу древлян Искоростень и т. д. И тем не менее Ольга Православной церковью канонизирована. Почему? Ведь ее за содеянное, казалось бы, казнить мало, а тут – в святые!

(Нельзя забывать, что перечисленные события происходили в 10 веке. Жестокости Ольги оправданы существовавшим тогда законом кровной мести. Церковь же больше привлекает в Ольге то, что она первой среди князей по своей инициативе отправилась в Византию, где и приняла крещение, а также обратила в православие часть киевлян.)

2. По словам А. С. Пушкина, «…вчерашний раб, татарин, зять Малюты». Вступая на престол, обещал: «Никто не будет в моем царстве нищ и беден».

 Освободил сельское население от податей на один год. Преследовал пьянство, закрывал кабаки и питейные заведения. Всех сидевших в тюрьмах выпустил на свободу. Отменил казни. Учредил самостоятельную Московскую патриархию.

 При нем сильно развивалось градостроительство. Появились города Самара, Саратов, Царицын, Тюмень, Сургут, Нарым.

 Царь впервые в истории России послал за границу «для науки разных языков и обучения грамоте». Четырех дворян (никто обратно не вернулся).

 Превосходный оратор. С его ведома на Красной площади было построено Лобное место из камня, сооружен водопровод с насосом в Кремле. Умер внезапно. Кто это?

 (Б. Ф. Годунов.)

3. «Как детей учить и страхом спасать. Наказывай сына своего в юности, и он успокоит тебя в старости и принесет тебе честь. Не будь скуп на удары дитяти, ибо от палочных ударов он не умрет, а поздоровеет; нанося удары телу, ты спасаешь душу от смерти. Не улыбайся ему, не играй с ним; ибо в малом деле посмеявшись , в большом пострадаешь. Не дай ему власти в юности и сокруши ему ребра, пока он растет, чтобы, возмужав, не перестал повиноваться тебе, ибо в таком случае будет больно и досадно твоей душе, убыточно твоему дому, будет погибель имению твоему, укоризна от соседей, перед властью поплатишься и претерпишь разные неприятности». Назовите источник, из которого взято «Поучение о воспитании детей». К какому веку оно относится?

 («Домострой», 16 век.)

4. Петр 1 умер в 1725 году. В отсутствие сына российский трон, по логике вещей, должна была занять его дочь Елизавета, либо внук – сын Алексея. Но никто из, казалось бы, законных преемников на престол не взошел. Императрицей стала жена Петра 1 – Екатерина 1. Почему?

 (После смерти сына Петра 1 царевича Алексея царь издал указ о престолонаследии, согласно которому власть передавалась не от отца к старшему сыну (дочери), как это было принято в монархиях, а в зависимости от желания императора. Однако Петр 1, умирая, не успел назвать имя наследника престола. Когда придворные осторожно настояли, чтобы царь своей рукой написал имя такового, уже слабеющий Петр 1 успел вывести всего два слова: «Отдайте все…» Кому отдать власть, для истории навсегда осталось загадкой.

 Началась борьба за трон. Новая знать, выросшая при Петре 1, выступила за Екатерину 1. Родовая знать – за Петра 2. Сила оказалась на стороне первых во главе с А. Д. Меньшиковым. Так мещанка Марта Скавронская стала императрицей России.)

5. Один из внуков Александра Невского.

 По версии Н. М. Карамзина, свое прозвище получил в связи с тем, что всегда носил сумку с деньгами, одаривая нищих и убогих.

 В борьбе с другими князьями не пренебрегал никакими средствами, раболепствовал перед монголо-татарами, задаривал жен ханов и вельмож. Огнем и мечом опустошал Тверское княжество. По его настоянию митрополит Феогност отлучил от церкви и проклял всех жителей Пскова. При  нем митрополичья кафедра была перенесена из Владимира в Москву.

 В его правление началось возвышение Москвы. Исправно выплачивая дань монголо-татарам, стремился к самостоятельности во внутренних делах Руси.

 Со времени его правления великое княжение на Руси становится наследственным правом московских из его династии. Кто это?

 (Иван Калита.)

6. Один из русских полководцев. За всю историю прошедших им войн был дважды серьезно ранен.

 В 1774 году, «в Крыму, при взятии неприятельского укрепления в деревне Шумнее близ алуштинской пристани, где и ранен пулею навылет в голову позади глаза» - так сообщалось в формулярном списке о первом ранении тогда еще подполковника.

 Через 14 лет уже генерала ранило в голову во второй раз. Это произошло в 1788 году у турецкой крепости Очаков. Пуля снова, как и в  первом случае, попала в голову. Принц де Линь, который был очевидцем ранения, писал: «Вчера опять прострелили голову… Я полагаю, что сегодня или завтра он умрет».

 Но генерал не умер. Врач, лечивший его, писал: «Сей опасный сквозной прорыв нежнейших частей и самых важных по положению височных костей, глазных мышц, зрительных нервов, мимо которых на волосок прошла пуля, прошла и мимо самого мозга, не оставила других последствий, как только, что один глаз несколько искосило!» И добавлял: «Надобно думать, что Провидение сохраняет этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая смертельна».

 Сей генерал вскоре прославил себя, русскую армию и спас Россию от мощного неприятеля. Кто этот достойный сын Отечества?

 (М. И. Кутузов.)

7. Царь Алексей Михайлович, второй царь из династии Романовых, и у современников, и у исследователей получил прозвище Тишайший. Почему?

 (Историк А. М. Панченко считает, что прилагательное «тишайший» - это «титулярный элемент», «имеющий отношение не к лицу, а к его сану, не к характеру монарха, а к его власти». Кроме того, надо помнить, что Михаил Федорович и Алексей Михайлович правили после страшного для России Смутного, мятежного времени. А как известно, в государственной фразеологии «мятеж» противостовляется «тишине». Из всего сказанного следует, что «тишайший монарх» - это «обладатель тишины», т.е. монарх, способный и умеющий поддерживать должный порядок.)

8. До 5 лет жил в женском тереме. К 10 годам хорошо знал чин богослужения, пел на клиросе. В 16 лет стал царем.

 В его царствование произошло воссоединение Украины с Россией.

 Однажды приказал не пускать в Россию послов О. Кромвеля, заявив6 «Что когда они своему Королю осмелились голову отсечь, чего нигде на свете не слыхано, то Царь Русский никакого сообщения с ними иметь не хочет».

 Как-то иностранный офицер на русской службе предложил ввести смертную казнь за бегство с поля боя; царь отказался от такого шага.

 В его царствование произошли крупные восстания, которые были подавлены.

 Любил потешиться соколиной охотой и купанием в проруби тех, кто не поспевал к царскому смотру.

 Прожил 47 лет. Кто это?

 (Алексей Михайлович.)

9. В России произошло событие, которое, как лакмусовая бумажка, показало низкое морально-нравственное состояние значительной части высшего общества. А. И. Герцен в этой связи писал; «Тон общества меняется наглазно; быстрое нравственное падение служило печальным доказательством, как мало развито было между русскими аристократами чувство личного достоинства. Никто (кроме женщин) не смел показать участия, произнести теплого слова о родных, о друзьях, которым еще вчера жали руку, но которые за ночь были взяты. Напротив, являлись дикие фанатки рабства, одни из подлости, а другие хуже – бескорыстно.

 Одни женщины не участвовали в этом позорном отречении от близких…

 Жены сосланных в каторжную работу лишались всех гражданских прав, бросали богатство, общественное положение и ехали на целую жизнь неволи в страшный климат Восточной Сибири, под еще страшнейший гнет тамошней полиции. Сестры, не имевшие права ехать, удалялись от двора…»

 Что за событие, поставившее честь и благородство женщин на несоизмеримую высоту в сравнении с «сильным полом»?

 (Восстание декабристов в 1825 году.)

 

Вопросы:

1. Княгиня Ольга в отместку за убитого древлянами мужа длительное время проявляла чудеса жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила с жителями столицу древлян Искоростень и т. д. И тем не менее Ольга Православной церковью канонизирована. Почему? Ведь ее за содеянное, казалось бы, казнить мало, а тут – в святые!

2. По словам А. С. Пушкина, «…вчерашний раб, татарин, зять Малюты». Вступая на престол, обещал: «Никто не будет в моем царстве нищ и беден».

 Освободил сельское население от податей на один год. Преследовал пьянство, закрывал кабаки и питейные заведения. Всех сидевших в тюрьмах выпустил на свободу. Отменил казни. Учредил самостоятельную Московскую патриархию.

 При нем сильно развивалось градостроительство. Появились города Самара, Саратов, Царицын, Тюмень, Сургут, Нарым.

 Царь впервые в истории России послал за границу «для науки разных языков и обучения грамоте». Четырех дворян (никто обратно не вернулся).

 Превосходный оратор. С его ведома на Красной площади было построено Лобное место из камня, сооружен водопровод с насосом в Кремле.

 Умер внезапно. Кто это?

3. «Как детей учить и страхом спасать. Наказывай сына своего в юности, и он успокоит тебя в старости и принесет тебе честь. Не будь скуп на удары дитяти, ибо от палочных ударов он не умрет, а поздоровеет; нанося удары телу, ты спасаешь душу от смерти. Не улыбайся ему, не играй с ним; ибо в малом деле посмеявшись , в большом пострадаешь. Не дай ему власти в юности и сокруши ему ребра, пока он растет, чтобы, возмужав, не перестал повиноваться тебе, ибо в таком случае будет больно и досадно твоей душе, убыточно твоему дому, будет погибель имению твоему, укоризна от соседей, перед властью поплатишься и претерпишь разные неприятности». Назовите источник, из которого взято «Поучение о воспитании детей». К какому веку оно относится?

4. Петр 1 умер в 1725 году. В отсутствие сына российский трон, по логике вещей, должна была занять его дочь Елизавета, либо внук – сын Алексея. Но никто из, казалось бы, законных преемников на престол не взошел. Императрицей стала жена Петра 1 – Екатерина 1. Почему?

 5. Один из внуков Александра Невского.

 По версии Н. М. Карамзина, свое прозвище получил в связи с тем, что всегда носил сумку с деньгами, одаривая нищих и убогих.

 В борьбе с другими князьями не пренебрегал никакими средствами, раболепствовал перед монголо-татарами, задаривал жен ханов и вельмож. Огнем и мечом опустошал Тверское княжество. По его настоянию митрополит Феогност отлучил от церкви и проклял всех жителей Пскова. При  нем митрополичья кафедра была перенесена из Владимира в Москву.

 В его правление началось возвышение Москвы. Исправно выплачивая дань монголо-татарам, стремился к самостоятельности во внутренних делах Руси.

 Со времени его правления великое княжение на Руси становится наследственным правом московских из его династии. Кто это?

6. Один из русских полководцев. За всю историю прошедших им войн был дважды серьезно ранен.

 В 1774 году, «в Крыму, при взятии неприятельского укрепления в деревне Шумнее близ алуштинской пристани, где и ранен пулею навылет в голову позади глаза» - так сообщалось в формулярном списке о первом ранении тогда еще подполковника.

 Через 14 лет уже генерала ранило в голову во второй раз. Это произошло в 1788 году у турецкой крепости Очаков. Пуля снова, как и в  первом случае, попала в голову. Принц де Линь, который был очевидцем ранения, писал: «Вчера опять прострелили голову… Я полагаю, что сегодня или завтра он умрет».

 Но генерал не умер. Врач, лечивший его, писал: «Сей опасный сквозной прорыв нежнейших частей и самых важных по положению височных костей, глазных мышц, зрительных нервов, мимо которых на волосок прошла пуля, прошла и мимо самого мозга, не оставила других последствий, как только, что один глаз несколько искосило!» И добавлял: «Надобно думать, что Провидение сохраняет этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая смертельна».

 Сей генерал вскоре прославил себя, русскую армию и спас Россию от мощного неприятеля. Кто этот достойный сын Отечества?

7. Царь Алексей Михайлович, второй царь из династии Романовых, и у современников, и у исследователей получил прозвище Тишайший. Почему?

8. До 5 лет жил в женском тереме. К 10 годам хорошо знал чин богослужения, пел на клиросе. В 16 лет стал царем.

 В его царствование произошло воссоединение Украины с Россией.

 Однажды приказал не пускать в Россию послов О. Кромвеля, заявив «Что когда они своему Королю осмелились голову отсечь, чего нигде на свете не слыхано, то Царь Русский никакого сообщения с ними иметь не хочет».

 Как-то иностранный офицер на русской службе предложил ввести смертную казнь за бегство с поля боя; царь отказался от такого шага.

 В его царствование произошли крупные восстания, которые были подавлены.

 Любил потешиться соколиной охотой и купанием в проруби тех, кто не поспевал к царскому смотру.

 Прожил 47 лет. Кто это?

9. В России произошло событие, которое, как лакмусовая бумажка, показало низкое морально-нравственное состояние значительной части высшего общества. А. И. Герцен в этой связи писал; «Тон общества меняется наглазно; быстрое нравственное падение служило печальным доказательством, как мало развито было между русскими аристократами чувство личного достоинства. Никто (кроме женщин) не смел показать участия, произнести теплого слова о родных, о друзьях, которым еще вчера жали руку, но которые за ночь были взяты. Напротив, являлись дикие фанатки рабства, одни из подлости, а другие хуже – бескорыстно.

 Одни женщины не участвовали в этом позорном отречении от близких…

 Жены сосланных в каторжную работу лишались всех гражданских прав, бросали богатство, общественное положение и ехали на целую жизнь неволи в страшный климат Восточной Сибири, под еще страшнейший гнет тамошней полиции. Сестры, не имевшие права ехать, удалялись от двора…»

 Что за событие, поставившее честь и благородство женщин на несоизмеримую высоту в сравнении с «сильным полом»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Рабочая программа по истории России 6 класс"

Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России с древнейших времен до конца XVI века". М. Дрофа, 2011г....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Победами славится Россия" для учащихся 8-10 классов

Данная методическая разработка призвана познакомить юных граждан с военной историей России, ее духовным наследием, приобщить их к боевым традициям российской и советской армий, рассказать о героях, му...

методическая разработка проверочной работы по истории России 9 класс для обучающихся с ОВЗ

Итоговая проверочная работа "Россия в первой половине XIX века"( 9 класс) для обучающихся с ОВЗ. Работа составлена по  учебнику "История России" под редакцией академика А.В. Т...

методическая разработка проверочной работы по истории России 9 класс для обучающихся с ОВЗ

Данный  материал можно использовать на повторительно-обощающем уроке по теме "Россия во второй четверти XIX сека" для обучающихся 9-ых классов с ОВЗ. При составлении  этой работы б...

методическая разработка проверочной работы по истории России 9 класс для обучающихся с ОВЗ

Итоговая проверочная работа "Россия в эпоху великих реформ" (9 класс) для обучающихся с ОВЗ. Работа составлена по учебнику "История России" под редакцией академика А.В. Торкунова с...

методическая разработка проверочной работы по истории России 9 класс для обучающихся с ОВЗ

Итоговая проверочная работа по истории "Россия в эпоху Александра III" (9 класс) составлена по новому  учебнику под редакцией А.В.Торкунова с использованием рабочей тетради и контрольны...

Методическая разработка интегрированного урока по истории России и истории Санкт-Петербурга в 9 классе

Данный урок составлен  с использованием технологии критического мышления по теме " Культура России в первой половине XIX века"...