"Афинская демократия и спартанские нравы"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Полушкина Татьяна Евгеньевна

Урок  по истории 5 класса по программе "Школа 2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.rar159.71 КБ

Предварительный просмотр:

История 5 б классы

Дата:

Урок №

Тема. Афинская демократия и спартанские нравы

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях.

Сравнивая факты истории Афин и Спарты, научить делать выводы об отличительных особенностях этих греческих полисов.

Анализируя способы правления в Афинах и Спарте, научить выделять признаки демократии и аристократии.

Линия 3. Историческое мышление.

Научить выделять причинно-следственные связи противостояния самых больших и знаменитых полисов - Афин и Спарты.

Линия 4. Нравственное самоопределение.

Анализируя порядки в Спарте, научить выявлять гуманистические, нравственные ценности спартанского общества.

Линия 5. Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.

Давать, объясняя, собственную оценку порядкам, существовавшим в Афинах и Спарте.

Линия 6.

Обязательный минимум содержания: демократические Афины, аристократическая Спарта.

План урока:

I. Проблема урока

II. Поиск решения:

Ход урока:

Действия учителя

Действия учеников

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы

  • Рассмотрите «вектор времени» перед § 23 (с. 146). Какой временной промежуток выделен особо (закрашен)?
  • Откройте хронологическую таблицу на с. 122, выберите даты, которые относятся к VII-VI векам до н.э.

—        О каких полисах сегодня пойдет речь на уроке?

Фиксирует на доске тему: Древнегреческие полисы — Афины и Спарта.

-        В древности про Афины и Спарту говорили, что «это две ноги, на которых стоит Эллада», «два коня, запряженные в одну колесницу».

—        Как вы думаете, судя по этим изречениям, как жители Афин и Спарты относились друг к другу?

Записывают в тетрадь.

Фиксирует на доске: 1-й факт: Афины и Спарта - дружественные полисы.

-        Однако историки утверждают, что
Афины и Спарта часто ссорились и
воевали друг с другом.

Фиксирует на доске: 2-й факт: Афины и Спарта часто воевали друг против друга.

        Сравните факты. Какое наблюдаем
противоречие, какой возникает вопрос?

Фиксирует на доске проблему: Почему Афины и Спарта часто ссорились?

VII—VI века до н.э.

650-600 гг. до н.э. - покорение Спартой соседних областей.

 594 г. до н.э. - законы Солона в Афинах и т.д.

Записывают в тетрадь.

 

Предлагают проблемы разные    варианты проблемы.

Могут сказать, что Афины и Спарта часто ссорились из-за земли, из-за того, кто будет главнее, кто сильнее и т.д. Возможно, скажут, что эти полисы были разные, поэтому между ними возникали противоречия.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

        Все необходимые факты мы будем заносить в таблицу, в соответствующую колонку.

  1. Хозяйство Афин и Спарты.

Работа с картой (Приложение 2)

  1. -        Что изображено на карте?
  2. Расскажите, что вы знаете о Греции (географическое положение, природные условия).
  3. А что вы знаете о греческих городах? Были ли они такими же городами, как современные наши города?
  4. В какой части Греции находились Афины?
  5. В какой части Греции находилась Спарта?

Рассказ учителя

В Древней Греции шел  прогресс в развитии техники, определившийся в начале архаической эпохи. В связи с широким распространением железа ремесленное производство постепенно выходило на уровень серийного. Деньги, появившиеся в это время, стимулировали торговлю и ускоряли развитие греческого ремесла. Это, в свою очередь, усиливало деградацию мелких и средних крестьянских хозяйств, увеличивало угрозу долгового рабства. При резком росте численности населения Греции в начале архаического времени очевиден процесс ужесточения борьбы за землю. Крестьянские участки, с одной стороны, дробятся, а с другой — концентрируются в руках представителей прежней родовой знати. В результате этого зреет и набирает силу аграрный кризис. Именно он стал одной из причин, нарушавших стабильное состояние общества и стимулировавших появление тиранических режимов. В новых условиях прогрессивного развития техники ремесленная деятельность оказывалась более независимой как с экономической, так и с социальной точки зрения. Постепенно ремесло приобретало тенденцию объединения с торговлей. В недрах прежнего общества появилась прослойка знати, которая связывала свою хозяйственную деятельность исключительно с торговыми операциями. Именно представители этой знати в ремесле, которое они начинают контролировать, используют труд рабов. Рабский труд — это новая форма богатства, приобретавшая со временем все большую и большую роль. Так как растущее ремесленное производство требовало все большего числа рабов, на фоне аграрного кризиса, приводившего к обезземеливанию и разорению значительной части крестьянства, угроза долгового рабства сородичей усиливалась.

Из выше сказанного запишите кратко в таблице основные занятия афинян.

  • Давайте узнаем, как была организована хозяйственная деятельность спартанцев и связано ли это было с природными условиями территории.
  • Прочитайте первое предложение из второго пункта на с. 148. На что указывают данные факты?

-        Что сказано в тексте о ремесле и торговле?

—        Запишите кратко в таблице, чем
занимались спартанцы.

-        Сравните хозяйственную деятельность Афин и Спарты. Какой можем сделать вывод?

2.        Общественное деление.

Афины: Рассказ учителя

Полис возник в процессе борьбы с пережитками родового строя, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия, обострения социальной борьбы земледельцев-общинников и торгово-ремесленных слоёв с родовой знатью. Экономическим базисом полиса являлась античная форма земельной собственности, которая выступает всегда в противоречивой, двойственной форме - как собственность государственная (общинная) и как собственность частная, причём последняя обычно обусловлена первой. Право частной собственности на землю имел лишь полноправный гражданин полиса (общины), являвшийся таковым благодаря своему происхождению. Наряду с полноправными гражданами территорию полиса населяли свободные, но неполноправные жители - метеки, периэки, вольноотпущенники, которые обычно занимались ремеслом и торговлей, а также лишённые всяких прав рабы.

Полис обеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и на рабов; обязанностью полиса была забота об экономическом поддержании граждан полиса; соответственно внешняя и внутренняя экономическая политика полиса направлялась на восстановление мелкой и средней земельной собственности (выведение колоний и клерухий). В полисе вводились т.н. литургии, раздача зрелищных денег, плата за несение военной и государственной служб.

Все граждане от 17-18 до 60 лет составляли народное ополчение. Богатые и средние слои общества служили всадниками и тяжеловооружёнными пешими воинами (гоплиты), а более бедные - легковооружёнными воинами. Специфика полисных отношений способствовала формированию полисной идеологии, полисного патриотизма.

Политическое устройство полисов при всём их разнообразии представляло некоторое единство. Государственный аппарат полиса состоял из народного собрания (апелла, эклессия) полноправных граждан-мужчин, совета (герусия, ареопаг, сенат) и различных выборных должностных лиц (магистратов). Народное собрание - наиболее демократический орган управления - было атрибутом всякого полиса. Оно осуществляло право гражданина управлять государством. В зависимости от того, какой вес в политической жизни удалось приобрести торгово-ремесленным слоям и земледельцам-общинникам в борьбе с родовой знатью, полис мог быть либо олигархическим (Спарта), либо демократическим (Афины). В экономическом отношении различие между полисами определялось большей или меньшей ролью хоры, т.е. соотношением между земледелием и ремеслом и торговлей. Типичным земледельческим полисом была Спарта; Коринф, имевший незначительную хору, был типичным торгово-ремесленным полисом.

С установлением рабовладельческого строя полис становится формой рабовладельческого государства. Однако рост частной собственности, эксплуатации рабского труда приводят к разорению основной массы земледельцев-общинников, разложению античной формы собственности, а следовательно к кризису полиса. Кризис полиса в Греции (пережившей период наивысшего расцвета полиса в 5в. до н.э.) приходится на начало 4в. до н.э.

- По каким признакам делилось общество Афин?

Рассказ учителя. Социальные классы в спартанском обществе формировались в ходе территориальных захватов. Завоёванное население становилось рабами - илотами или же, сохраняя личную свободу, облагалось налогом и другими повинностями, становясь периэками. В Спарте, тем временем, формировалась «община равных».

Илоты были, скорее всего додорийским населением, которое в результате завоевания утратило основное средство производства - землю ставшую собственностью спартиатов. На этом основывалось порабощение. Вся земля после завоевания Мессении была разделена на примерно равные наделы и каждая семья спартиатов получила свой положенный по жребию земельный  участок - «клер» - размером около 25 - 30 га. «... он [Ликург] разделил Лаконику между периэками, или, иначе говоря жители окрестных мест, на 30 000 участков, а земли, относящиеся к самому городу Спарте - на 9 000 участков, по числу семей спартиатов. Каждый надел был такой величины, чтобы приносить по семидесяти медимнов ячменя на одного мужчину и по двенадцать на женщину и соразмерное количество жидких продуктов».  До периода разложения спартанского строя (конец IV-III вв до н.э.) клеры только наследовались, продавать или дарить их запрещалось. Существование стабильной системы землевладения, основанной на строгом соответствии между числом полноправных граждан и числом наделов, способствовало оформлению «общины равных», существование которой стало одной из характерных отличительных черт спартанского государства. Изменение такой системы землепользования (в IV в до н.э. эфор Эпитадей узаконил свободную передачу клеров, хотя только по завещанию и только среди спартиатов) привело к обогащению одних спартанских родов и обнищанию других, что послужило выделению деклассированного элемента и разложению спартанского строя.

К участку прикреплялись илоты, местные жители – непосредственные сельхозпроизводители, которым, под контролем специально уполномоченных лиц, надлежало вести хозяйство на клере. Так как спартиатам длительное

пребывание на участке было запрещено - они находились постоянно в состоянии боевой готовности в Спарте - илоты продолжали вести своё хозяйство,

отдавая определенную часть продукции - апофору - государству, не считались

частной собственностью спартиатов и не подвергались непосредственной

эксплуатации. Сначала размер подати составлял половину урожая. После второй Мессенской войны была установлена определенная норма. Ежегодная подать в виде масла, вина, плодов и сыра указывает, что часть клера была занята культурами, которые требовались государству. Кроме того, илоты выпасали скот и иногда участвовали в военных действиях: охраняли провиант, строили лагеря, выносили мертвых и раненых с поля боя. В бою их выставляли в качестве заслона впереди войска, подставляя по первый удар врага. Только государство обладало властью над жизнью и смертью илотов.

Право собственности на землю и население было основано на завоевании.

В целях подавления сопротивления илотов организовывались криптии - дни, в которые самые сильные из илотов умерщвлялись спаритатами. «Днем они [спартанская молодежь] отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью,

покинув свои убежища, умерщвляли илотов, каких захватывали по дорогам.

Нередко они обходили поля, убивая самых крепких и сильных илотов.» Цель

таких тайных убийств - подавление возможного сопротивления илотов. Ежегодно каждому из илотов полагалось определенное количество палочных ударов, даже если он не совершил ни какой провинности. Более того, когда они переходили норму физической силы, которая подобает рабу, их наказывали смертью и на их хозяев налагали штраф за то, что они не сумели задержать физическое развитие илотов.

-

Спарта: граждане-воины, илоты.

-        Какой можем сделать вывод при сравнении?

3.        Управление.

Для того чтобы подвести учеников к понятию «демократия», необходимо обсудить законы Солона, которые заложили основы демократического управления в Афинах.

-        Итак, из предварительного чтения мы знаем, что в Афинах шла борьба за власть между демосом и аристократами.

-        Кто стал единоличным правителем  в 594 г. до н.э.- представитель демоса или аристократии?

-        Как аристократ он должен был провести законы, выгодные аристократии.

-        Что же известно о его законах?

-        Почему первое, что сделал Солон, - приказал убрать с полей земледельцев долговые камни?

  • Как это могло повлиять на могущество Афинского государства?
  • Почему Солон приказал отпустить на волю должников и выкупить тех, кто был продан на чужбину?
  • Можем ли мы сказать, что Солон был патриотом своей страны?
  • Итак, Солон сыграл в конфликте аристократов и демоса роль третейского судьи, не заняв ни одну из крайних позиций. Это был первый опыт компромисса в управлении государством. Как вы понимаете смысл этого слова?

-        Можем ли мы сказать, что деление граждан по уровню дохода носило тоже компромиссный характер?

  • Что нового внес Солон в формирование армии?
  • Почему граждане несли военные обязанности в соответствии со своими - сходами?

-        Считаете ли вы это справедливым? Были ли все представители демоса бедняками?

-        Как вы думаете, почему Солон принял законы, выгодные демосу?

После выводов, сделанных учениками, можно сказать, что в реформах Солона речь не шла о наказании богатых, об отмене рабства вообще. Речь шла о равных правах и обязанностях для всех граждан. Знатные люди перестали пользоваться преимуществами в управлении государством, а в нем начали участвовать все граждане полиса. Вновь собирается народное собрание, более справедливым становится суд. В Афинах появилась демократия, то есть власть народа.

-        По словарю прочитайте, что такое демократия.    Выделите    ключевые признаки этого понятия.

Используя текст на с. 148, докажите, что в Афинах была установлена демократия.

- Запишите кратко в таблице способ управления в Афинах.

  • Сравните с изначальной системой власти в полисе (с.137). Чем отличается афинская демократия?

Рассказ учителя

  • Чем управление в Спарте отличалось от управления в Афинах?
  • В Афинах была демократия. Можно ли назвать Спарту демократическим государством?

—        Найдите в тексте (с. 149) доказательства того, что Спарту нельзя было назвать демократическим государством.

- Таким образом, управление в Спарте принадлежало только представителям знатных родов.

-        Обозначьте одним словом такой способ управления государством, в котором власть принадлежала аристократам.

  • Проверьте себя по словарю.
  • Запишите в таблице кратко способ управления в Спарте.

- Сравните способы управления государством в Афинах и Спарте. Какой можем сделать вывод?

-        Спарта, как известно, не имела крепостных стен. Докажите, что лучшими «стенами» для Спарты были ее граждане.

—        Используя текст (с. 149), составьте список личных качеств, которые воспитывались   у   спартанских   детей.
Можно ли сказать, что все эти качества являлись положительными?

-        Какие порядки древней Спарты тебе, человеку XXI века, кажутся правильными, а что, напротив, вызывает негодование?

-        Сравните порядки Афин и Спарты.
В каком городе и почему хотели бы жить вы и почему?

4. Культура.

  • Что было свойственно афинянам в культуре?

Обозначьте, одним словом особенности культурного развития афинян.

- Что ценили спартанцы?
Запишите в таблице одним словом.

-        Сравните особенности культурного развития афинян и спартанцев. Какой можно сделать вывод?

Таким образом, на данном этапе урока у учителя на доске и в тетради у учеников появляется следующая «таблица.

Раздаются рабочие листы.

(Приложение 1)

По карте в Приложении 2 уточняют, что Афины находились в Аттике.

В Афинах лучше было развито гончарное ремесло, так как почва была богата глиной. Наличие морской бухты свидетельствует о развитии мореплавания и кораблестроения. Тот факт, что афиняне возили за море продавать вино и масло, говорит о наличии земледелия и развитии морской торговли.

Краткими ключевыми фразами заносят необходимые факты в таблицу.

— Наличие реки Эврот и пахотных земель говорит о развитии земледелия.

  • Мореплавание будет развито хуже, так как от моря спартанцев отделяют высокие горы.

  • Ремесло и торговля были позорным занятием.

Ключевыми фразами записывают в таблице необходимые факты.

- В Афинах и Спарте по-разному была организована хозяйственная деятельность.

Работают с текстом параграфа. Заполняют таблицу.

Делают вывод, что общественное устройство у афинян и спартанцев тоже было разное.

— Солон, аристократ.

Работают с текстом (с. 147—148) во фронтальном диалоге.

Это было необходимо для того, чтобы прекратить борьбу аристократов и демоса.

Работают со словарем.

Работают с текстом учебника.

— Бедняки могли выбирать правителей, свободно обсуждать их действия  и избирать судей.

-        Законы принимались всеми гражданами.

-        Свобода выбора, свобода слова.
Записывают в таблице — «демократия».

Сравнивая схемы, находят отличия.

Работают с текстом учебника нас. 149.

- Совет старейшин, принимавший все решения и законы, состоял только  из представителей аристократических родов. Народное собрание собиралось редко, только для того, чтобы избрать Совет старейшин.

По словарю определяют признаки аристократии.

Записывают в таблице - «аристократия».

Делают вывод, что способы управления разные.

Аргументировано высказывают свое оценочное мнение.

— Умение правильно, красиво про износить свои речи.

Записывают в тетрадь — «ораторы».

- Краткие и точные высказывания.

Записывают в таблице — «лаконизм».

Разное.

Афины

Спарта

Хозяйство. Общественное деление.

Управление. Культура.

Земледелие, ремесло, морская торговля. Граждане-труженики, рабы (чужестранцы). Демократия. Ораторы.

Земледелие.

Граждане-воины,     илоты (рабы с хозяйством). Аристократия. Лаконизм.

Вывод:

Полное отличие во всех сферах общества.

Выражение решения проблемы. Применение знаний. Домашнее задание

  • Итак, мы с вами проанализировали порядки Афин и Спарты.
  • Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
  • Подтвердилась ли версия, выдвинутая в начале урока?

Примерный вывод по проблеме: — Афины и Спарта часто ссорились, так как это были совершенно разные полисы со своими порядками и законами. На это указывает полное отличие во всех сферах общества.

  • Рассмотрите иллюстрации к § 24.
    О чем может говориться в данном параграфе?
  • Прочитайте его и проверьте свое предположение, а также ответьте на вопросы перед ним.

Записывают д.з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционный урок в 5 классе "Афинская демократия в V веке до нашей эры"

Данный урок   относится к разряду нетрадиционных уроков, так в нем присутствуют элементы театральной педагогики.  Данная методика позволяет активизировать  заинтересованных учащихся, во...

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин Игорь Юрьевич, учитель истории

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин  Игорь Юрьевич, учитель истории.  Цель урока: Расширить и дополнить представления школьнико...

Презентация к уроку "Афинская демократия при Перикле", 5 класс

Данная презентация будет хорошим дополнением к уроку...

Афинская демократия при Перикле

Разработка урока по истории Древнего мира для 5 класса....

Презентация урока "Афинская демократия при Перикле"

Презентация урока "Афинская демократия при Перикле" по истории Древнего мира для 5 класса....

Урок Афинская демократия при Перикле

урок для сильного 5 класса. Объем очень большой, но дети у меня очень работоспособные, правда "скелет" таблицы мы делали заранее...

Конспект урока истории в 5 классе на тему: «Афинская демократия и спартанские нравы».

Задачи урока:  Познакомить учащихся с особенностями Спартанского государства, сравнить с Афинским государством с использованием дидактических игр и познавательных заданий....