Нетрадиционный урок в 5 классе "Афинская демократия в V веке до нашей эры"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Михайлова Наталья Владиленовна

Данный урок   относится к разряду нетрадиционных уроков, так в нем присутствуют элементы театральной педагогики.  Данная методика позволяет активизировать  заинтересованных учащихся, вовлечь их в атмосферу  Древней Греции.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Сясьстройская общеобразовательная школа 1»

Волховского  муниципального района Ленинградской области»

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК ИСТОРИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ   ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

5 КЛАСС, КУРС «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»

«АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ В V ВЕКЕ ДО НАШЕЙ ЭРЫ»

                                                                                                 УРОК СОСТАВЛЕН УЧИТЕЛЕМ

        ИСТОРИИ

                                                                                                      МИХАЙЛОВОЙ Н.В.

                                                             Г.Сясьстрой

 

«АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ В V ВЕКЕ ДО НАШЕЙ ЭРЫ»

Цели и задачи урока:

образовательная –  ознакомить учащихся, опираясь на развивающие методические приемы, с основными формами и правилами управления Афинским государством;  отработать понятия  и термины –  «демократия», «гражданин», «метеки», «рабы», «стратег», «Народное собрание», «полис»;

воспитательная - привить  заинтересованность к познавательному процессу , формировать у детей гражданскую позицию .

Оформление урока –  Конституция России, настенная карта,  театральные реквизиты  (имитация лаврового венка каждому ученику, трибуна, разноцветные жетоны для голосования), презентация, красные и желтые жетоны для жеребьевки, плакаты с изображением  архитектурных памятников , карточки с названием и обязанностями выборных должностей в Афинах.

Ход урока

1.Введение. Повторение пройденного.  Что такое демократия. Россия – демократическое государство (Конституция).  Закрепление понятий «гражданин», «аристократ», «демос», пройденные не предыдущих уроках. Особенности управления Афинского государства.

 

2.Путешествие в прошлое, демократические выборы в Древних Афинах .

3.Закрепление пройденного материала, сведение полученных  знаний в  обобщающую таблицу.

План урока

1. Повторение пройденного.

     -Ребята! Вы часто слышите о том, что в нашем государстве строится демократическое общество. Во имя создания демократического государства всегда велась  ожесточенная борьба. Но что же представляет собой такое государство, где, когда и как оно возникло – вот с такими важными проблемами мы сталкиваемся сегодня на уроке.

     Из предыдущих  уроков вы знаете, что  слово «демократия» греческого происхождения. Что означает слово «Демос»? Правильно – «народ».  А вот слово «демократия» дословно переводится как «народовластие». Оказывается, что первое государство, характеризующееся как  демократическое, то есть такое , в котором  осуществился  принцип народовластия, возникло в Древних Афинах. Каким же образом осуществлялась демократия в Афинах? Для того, чтобы понять это , мы с вами осуществим путешествие в прошлое. Но прежде, чем мы это сделаем, давайте,  вспомним, что собой представляло население Афин в V веке до нашей эры.

Вопрос:  на какие две большие группы можно разделить население Афинского государства?

Ответ: свободных и рабов.

Вопрос: были ли  равны в правах свободные афиняне, если нет, то на какие группы они делились?

Ответ: на граждан и метеков. Граждане – это коренные жители города, а метеки – потомки – переселенцев.

Вопрос : отличались ли граждане по  своему имущественному положению?

Ответ: богатые назывались аристократы, а бедные – демос.

     Давайте проведем жеребьевку: кто-то в нашем путешествии станет представителем граждан (красные жетончики), а кто-то представит неграждан  (желтые жетончики).

       Что же собой представляло государственное управление Афинами?

     Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.

     Народное собрание — верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное "собрание ужаса и смятения". Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д. Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства.

     В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Как правило, редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя, начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян.

     Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось главным. Оно проверяло деятельность должностных лиц, обсуждало продовольственное положение и др. Главное собрание шестого месяца, Кроме того, решало вопрос об остракизме, обвинениях должностных лйц. На трех других собраниях месяца рассматривались жалобы граждан, религиозные, административные и другие вопросы. Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник. Практически же с речами выступали главным образом профессиональные ораторы — демагоги, защищавшие интересы отдельных групп свободных. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каждому законопроекту давал заключение. Голосование по законопроекту производилось поднятием руки.

     -Ну, а теперь, начинаем наше путешествие (звучит  музыка, учащиеся на голову одевают веночки, на которых написано их имя, это-  пропуск  в прошлое, выключается свет, машина времени  отправляет нас  в прошлое…)

2.Путешествие в прошлое

     Учитель:  Ранее утро одного из дней 480 года … (Включается свет, замолкает музыка).

     Солнце осветило прекрасные храмы Акрополя:  величественный Парфенон, прекрасный Эрехтейон, легкий храм Ники Бескрылой. Уже первые люди прошли через Пропилеи, чтобы  возложить дары богине мудрости Афине.

     В сердце Афин на Агоре уже достаточно народа. (Учащиеся,  получившие красные жетоны, по приглашению учителя выходят   в центр класса, к возвышению, которое имитирует  Пникс).

     - Всем! Всем! Всем! В полдень начинает работу Народное собрание – высший законодательный  орган власти в Афинах. Сегодня граждане, принимающие участие в работе Народного собрания должны решить, кто станет первым стратегом в течение года.

     -Граждане! Вы все прибыли на Пникс для решения важнейших вопросов, Тот, кого мы выберем, будет руководить не только городом, но войском и флотом.  Наш стратег не будет получать платы за руководство. Десять раз  в течение года, мы Народное собрание, будем решать, справляется ли стратег со своими обязанностями.  Если же он не справится со своими задачами, мы  имеем право  досрочно лишить его  занимаемой должности.

     -Кто выдвигает свою кандидатуру? (учитель  называет имя, указанное на венке).

     -А мы, граждане, должны проголосовать. Если считаем, что  данный кандидат достоин занимать пост  стратега, то поднимаем руки (Иллюстрация «Народное собрание»).

     -Первым стратегом избран гражданин (учитель называет имя, написанное на венке).

Задания.  – Гражданин стратег! Ведь на дворе 480 год до нашей эры. Тяжелое и страшное время наступило для нашей Родины. С какими словами вы сможете обратиться к своим гражданам.

-Граждане! Сегодня мы выбрали первого стратега. Но нам необходимо выбрать граждан на должности по управлению полисом. Если стратег  избирается открыто, мы должны поднятием руки проголосовать за лучшего из лучших , то  государственные чиновники выбираются по жребию (жеребьевка по карточкам, на которых написано название должности и обязанности чиновника – после жеребьевки зачитать  текст карточек.  Карточки находятся на керамической тарелке, поэтому пока ребята проводят жеребьевку и читают   текст карточки, можно задать следующий вопрос:

     -Афиняне! Наверняка кто-то из вас создает подобную посуду? Как она называется и почему?

         Все вопросы сегодняшнего народного собрания исчерпаны. Мы выбрали руководителей города, и мы будем проверять их работу. И, если они не справятся  с обязанностями, то мы их переизберем.

Карточки.

       СУДЬЯ -  согласно реформам Солона, эта должность избирается независимо  от знатности и богатства афинянина. Судья дожжен дать клятву: «Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести! Без пристрастия и ненависти! Я буду выслушивать одинаково благосклонно и  обвинителя и обвиняемого. Я как судья  не буду брать подарков  и никто не примет их от моего имени. Я клянусь Зевсом , Апполоном, Деметрой.»

     СМОТРИТЕЛЬ РЫНКА – член Совета 500. Отвечает за правильность совершения торговых сделок. Порядок на рынке. Контролирует установление цен и точность весов.

     СБОРЩИК ФИНАНСОВ – член Совета 500. Контролирует сбор налогов.

     КАЗНАЧЕЙ – член Совета  500. Отвечает за сохранность  казны города. Контролирует распределение  средств по разным статьям расходов.

     АРХОНТ  – член Совета 500.  Контролирует храмы, жертвоприношения   (9 человек )

     АРХОНТ  – член Совета 500.  Отвечает за проведение праздников.

     АРХОНТ – член Совета 500. Отвечает за проведение Олимпийских игр.

     СТРАТЕГ – член Совета 500. Отвечает за образование, дипломатию, финансовые проблемы, вопросы, связанные с  армией и флотом.(10 человек).  

    СТРАТЕГ – член Совета  500.  Отвечает за  решение дипломатически вопросов.

    СТРАТЕГ – член Совета 500.  Отвечает за вопросы, связанные с армией и флотом.

    СТРАТЕГ – член Совета 500.  Отвечает за  решение финансовых проблем.

 

3.Закрепление пройденного материала.

     Закрепление пройденного материала следует начать с возвращения в настоящее:

Выключается свет, звучит музыка, венки снимаются, затем свет  включается.

     -Ребята! Побывав в Афинах,  мы участвовали в работе Народного собрания – высшего законодательного органа власти полиса.  Мы теперь знаем, как управлялся город.  Именно такое управление, при котором  управляет государством выборный орган власти , и он подотчетен выборщикам, называется демократией.

     Давайте сравним Афины с другим великим государством древности – Египтом.

      На доске таблица, которую заполняют ученики. ( либо на месте , либо у доски).

Кому принадлежала власть                                                        в Египте           в Афинах                

Как правитель получал эту власть

Каким образом власть получали чиновники

Перед кем были подотчетны

      А вот государство, в котором власть принадлежит одному человеку и, она передается по наследству,  называется монархией.

     Какое государство считается более передовым?   Конечно, Афинское, так как  значительно большая часть населения  участвовала в управлении и контролировала  действия правителей.  Однако Афинское государство нельзя считать полностью образцовым, так как оно защищало интересы меньшинства. Но, в условиях, когда в мире господствовали монархические государства, это был первый опыт власти выборных демократических органов власти.

ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ: прочитать параграф, дать письменное определние понятий «демократия», «монархия»; в сценке, представленной на уроке допущены две ошибки, какие ( женское население не принимало участие  в работе Народного собрания, жеребьевка проводилась не карточками, а цветными камешками).

 

 

     



Предварительный просмотр:

МОУ «Сясьстройская общеобразовательная школа 1»

Волховского  муниципального района Ленинградской области»

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК ИСТОРИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ   ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

5 КЛАСС, КУРС «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»

«АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ В V ВЕКЕ ДО НАШЕЙ ЭРЫ»

                                                                                                 УРОК СОСТАВЛЕН УЧИТЕЛЕМ

        ИСТОРИИ

                                                                                                      МИХАЙЛОВОЙ Н.В.

                                                             Г.Сясьстрой

 

«АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ В V ВЕКЕ ДО НАШЕЙ ЭРЫ»

Цели и задачи урока:

образовательная –  ознакомить учащихся, опираясь на развивающие методические приемы, с основными формами и правилами управления Афинским государством;  отработать понятия  и термины –  «демократия», «гражданин», «метеки», «рабы», «стратег», «Народное собрание», «полис»;

воспитательная - привить  заинтересованность к познавательному процессу , формировать у детей гражданскую позицию .

Оформление урока –  Конституция России, настенная карта,  театральные реквизиты  (имитация лаврового венка каждому ученику, трибуна, разноцветные жетоны для голосования), презентация, красные и желтые жетоны для жеребьевки, плакаты с изображением  архитектурных памятников , карточки с названием и обязанностями выборных должностей в Афинах.

Ход урока

1.Введение. Повторение пройденного.  Что такое демократия. Россия – демократическое государство (Конституция).  Закрепление понятий «гражданин», «аристократ», «демос», пройденные не предыдущих уроках. Особенности управления Афинского государства.

 

2.Путешествие в прошлое, демократические выборы в Древних Афинах .

3.Закрепление пройденного материала, сведение полученных  знаний в  обобщающую таблицу.

План урока

1. Повторение пройденного.

     -Ребята! Вы часто слышите о том, что в нашем государстве строится демократическое общество. Во имя создания демократического государства всегда велась  ожесточенная борьба. Но что же представляет собой такое государство, где, когда и как оно возникло – вот с такими важными проблемами мы сталкиваемся сегодня на уроке.

     Из предыдущих  уроков вы знаете, что  слово «демократия» греческого происхождения. Что означает слово «Демос»? Правильно – «народ».  А вот слово «демократия» дословно переводится как «народовластие». Оказывается, что первое государство, характеризующееся как  демократическое, то есть такое , в котором  осуществился  принцип народовластия, возникло в Древних Афинах. Каким же образом осуществлялась демократия в Афинах? Для того, чтобы понять это , мы с вами осуществим путешествие в прошлое. Но прежде, чем мы это сделаем, давайте,  вспомним, что собой представляло население Афин в V веке до нашей эры.

Вопрос:  на какие две большие группы можно разделить население Афинского государства?

Ответ: свободных и рабов.

Вопрос: были ли  равны в правах свободные афиняне, если нет, то на какие группы они делились?

Ответ: на граждан и метеков. Граждане – это коренные жители города, а метеки – потомки – переселенцев.

Вопрос : отличались ли граждане по  своему имущественному положению?

Ответ: богатые назывались аристократы, а бедные – демос.

     Давайте проведем жеребьевку: кто-то в нашем путешествии станет представителем граждан (красные жетончики), а кто-то представит неграждан  (желтые жетончики).

       Что же собой представляло государственное управление Афинами?

     Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.

     Народное собрание — верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное "собрание ужаса и смятения". Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д. Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства.

     В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Как правило, редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя, начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян.

     Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось главным. Оно проверяло деятельность должностных лиц, обсуждало продовольственное положение и др. Главное собрание шестого месяца, Кроме того, решало вопрос об остракизме, обвинениях должностных лйц. На трех других собраниях месяца рассматривались жалобы граждан, религиозные, административные и другие вопросы. Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник. Практически же с речами выступали главным образом профессиональные ораторы — демагоги, защищавшие интересы отдельных групп свободных. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каждому законопроекту давал заключение. Голосование по законопроекту производилось поднятием руки.

     -Ну, а теперь, начинаем наше путешествие (звучит  музыка, учащиеся на голову одевают веночки, на которых написано их имя, это-  пропуск  в прошлое, выключается свет, машина времени  отправляет нас  в прошлое…)

2.Путешествие в прошлое

     Учитель:  Ранее утро одного из дней 480 года … (Включается свет, замолкает музыка).

     Солнце осветило прекрасные храмы Акрополя:  величественный Парфенон, прекрасный Эрехтейон, легкий храм Ники Бескрылой. Уже первые люди прошли через Пропилеи, чтобы  возложить дары богине мудрости Афине.

     В сердце Афин на Агоре уже достаточно народа. (Учащиеся,  получившие красные жетоны, по приглашению учителя выходят   в центр класса, к возвышению, которое имитирует  Пникс).

     - Всем! Всем! Всем! В полдень начинает работу Народное собрание – высший законодательный  орган власти в Афинах. Сегодня граждане, принимающие участие в работе Народного собрания должны решить, кто станет первым стратегом в течение года.

     -Граждане! Вы все прибыли на Пникс для решения важнейших вопросов, Тот, кого мы выберем, будет руководить не только городом, но войском и флотом.  Наш стратег не будет получать платы за руководство. Десять раз  в течение года, мы Народное собрание, будем решать, справляется ли стратег со своими обязанностями.  Если же он не справится со своими задачами, мы  имеем право  досрочно лишить его  занимаемой должности.

     -Кто выдвигает свою кандидатуру? (учитель  называет имя, указанное на венке).

     -А мы, граждане, должны проголосовать. Если считаем, что  данный кандидат достоин занимать пост  стратега, то поднимаем руки (Иллюстрация «Народное собрание»).

     -Первым стратегом избран гражданин (учитель называет имя, написанное на венке).

Задания.  – Гражданин стратег! Ведь на дворе 480 год до нашей эры. Тяжелое и страшное время наступило для нашей Родины. С какими словами вы сможете обратиться к своим гражданам.

-Граждане! Сегодня мы выбрали первого стратега. Но нам необходимо выбрать граждан на должности по управлению полисом. Если стратег  избирается открыто, мы должны поднятием руки проголосовать за лучшего из лучших , то  государственные чиновники выбираются по жребию (жеребьевка по карточкам, на которых написано название должности и обязанности чиновника – после жеребьевки зачитать  текст карточек.  Карточки находятся на керамической тарелке, поэтому пока ребята проводят жеребьевку и читают   текст карточки, можно задать следующий вопрос:

     -Афиняне! Наверняка кто-то из вас создает подобную посуду? Как она называется и почему?

         Все вопросы сегодняшнего народного собрания исчерпаны. Мы выбрали руководителей города, и мы будем проверять их работу. И, если они не справятся  с обязанностями, то мы их переизберем.

Карточки.

       СУДЬЯ -  согласно реформам Солона, эта должность избирается независимо  от знатности и богатства афинянина. Судья дожжен дать клятву: «Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести! Без пристрастия и ненависти! Я буду выслушивать одинаково благосклонно и  обвинителя и обвиняемого. Я как судья  не буду брать подарков  и никто не примет их от моего имени. Я клянусь Зевсом , Апполоном, Деметрой.»

     СМОТРИТЕЛЬ РЫНКА – член Совета 500. Отвечает за правильность совершения торговых сделок. Порядок на рынке. Контролирует установление цен и точность весов.

     СБОРЩИК ФИНАНСОВ – член Совета 500. Контролирует сбор налогов.

     КАЗНАЧЕЙ – член Совета  500. Отвечает за сохранность  казны города. Контролирует распределение  средств по разным статьям расходов.

     АРХОНТ  – член Совета 500.  Контролирует храмы, жертвоприношения   (9 человек )

     АРХОНТ  – член Совета 500.  Отвечает за проведение праздников.

     АРХОНТ – член Совета 500. Отвечает за проведение Олимпийских игр.

     СТРАТЕГ – член Совета 500. Отвечает за образование, дипломатию, финансовые проблемы, вопросы, связанные с  армией и флотом.(10 человек).  

    СТРАТЕГ – член Совета  500.  Отвечает за  решение дипломатически вопросов.

    СТРАТЕГ – член Совета 500.  Отвечает за вопросы, связанные с армией и флотом.

    СТРАТЕГ – член Совета 500.  Отвечает за  решение финансовых проблем.

 

3.Закрепление пройденного материала.

     Закрепление пройденного материала следует начать с возвращения в настоящее:

Выключается свет, звучит музыка, венки снимаются, затем свет  включается.

     -Ребята! Побывав в Афинах,  мы участвовали в работе Народного собрания – высшего законодательного органа власти полиса.  Мы теперь знаем, как управлялся город.  Именно такое управление, при котором  управляет государством выборный орган власти , и он подотчетен выборщикам, называется демократией.

     Давайте сравним Афины с другим великим государством древности – Египтом.

      На доске таблица, которую заполняют ученики. ( либо на месте , либо у доски).

Кому принадлежала власть                                                        в Египте           в Афинах                

Как правитель получал эту власть

Каким образом власть получали чиновники

Перед кем были подотчетны

      А вот государство, в котором власть принадлежит одному человеку и, она передается по наследству,  называется монархией.

     Какое государство считается более передовым?   Конечно, Афинское, так как  значительно большая часть населения  участвовала в управлении и контролировала  действия правителей.  Однако Афинское государство нельзя считать полностью образцовым, так как оно защищало интересы меньшинства. Но, в условиях, когда в мире господствовали монархические государства, это был первый опыт власти выборных демократических органов власти.

ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ: прочитать параграф, дать письменное определние понятий «демократия», «монархия»; в сценке, представленной на уроке допущены две ошибки, какие ( женское население не принимало участие  в работе Народного собрания, жеребьевка проводилась не карточками, а цветными камешками).

 

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционный урок литературы: "Москва - наша столица, Москвой надо гордиться".

Рассказываем о Москве в стихах и песнях и не только......

Урок истории "Зарождение демократии в Афинах"

Презентация и конспект к уроку истории в 5 классе...

Урок по теме "Демократия" 11 класс

Методическая разработка урока по теме "Демократия" в 11 классе....

Интегрированный урок по теме "Демократия - будущее человечества или явление западной демократии?"

Данный урок-дискуссия - это интегрированный урок, который даёт возможность как учителю,  так и ученикам  проверить знания, полученные на уроках обществознания и основ правоведения. Кроме тог...

Урок суд . Зарождение демократии в Древней Греции.

Сюжетно - ролевая игра на тему суд в Древней Греции....

Сценарий нетрадиционного праздника, посвященный Дню матери "Тепло сердец для наших любимых мам" (9 класс)

Прекрасный вечер, посвященный мама в День Матери в шуточной и игровой форме...