МИР В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Васильева Марина Валерьевна

Разработка интегрированного урока истории и информатики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_v_epokhu_novogo_vremeni.doc535 КБ
Office presentation icon mir_v_epokhu_novogo_vremeni.ppt2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока истории и информационных технологий

Тема: «Мир в эпоху Нового времени»

Класс: 7 гимназический

Учителя: Васильева М.В., учитель истории

                Швырев Е.Г., учитель информатики и информационных технологий

Тип урока – комбинированный урок, урок закрепления знаний.

Материально-техническое обеспечение урока:

Мультимедийный проектор, автоматизированное рабочее место учителя и ученика

Цели:

  • Образовательная – расширить и углубить знания учащихся об индустриальном характере экономики, о процессах, лежащих в основе перехода от аграрной цивилизации к индустриальной, проблемах и противоречиях модернизации, определить ее место в мировом развитии, оценить различные варианты и перспективы развития, показать роль исторических событий в переходе к индустриальному обществу, уловить связь времен.
  • Развивающая – развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные умения и творческие способности.
  • Воспитательная – воспитывать чувство коллективизма и ответственности, терпимое отношение к иной точке зрения.

1. Актуализация знаний учащихся

На экране несколько предложений.

Задание: Определите, что объединяет эти словосочетания?

  1. Промышленный переворот
  2. Технический прогресс, его влияние на жизнь общества.
  3. Новые слои населения, новые проблемы, новые ценности.
  4. Изменения в общественно-политических взглядах.
  5. Влияние процесса модернизации на развитие государственности.

Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня с Вами?

Формулируют тему и цель урока

Главная задача:

показать отличительные особенности между аграрной (доиндустриальной, традиционной) цивилизацией и цивилизацией индустриальной; выявить основные черты современного информационного общества

Проблема урока:

Как повлияло становление индустриального общества на роль человека в обществе, на мировоззрение людей

Ключевыми моментами перехода к индустриальному обществу являются:

- эпоха Возрождения

- эпоха Реформации

- промышленная революция

Работа по группам: Заполнение опорной схемы на ноутбуках. (Приложение 1)

Обсуждение результатов.

Вопрос классу:

Какие еще исторические события могли повлиять на развитие индустриального общества?

II. Изучение нового материала

На экране высказывания ученых.

Задание: Проанализируйте  высказывания ученых.
Какие черты промышленной революции и индустриального общества они позволяют выявить?

«Индустриальное общество – не просто преходящий гость в истории, но, вероятно, останется с ним навсегда»

«Бессмысленно спрашивать, когда промышленная революция закончилась, ибо с тех пор революционные изменения стали нормой. Она продолжается и сейчас»

  1. Особенности информационного общества.

Этапы: компьютеризация и роботизация. Демонстрация робота

Практическая работа. Задание на ноутбуках: Выделить жирным шрифтом основные черты:

1 вариант - традиционного общества

2 вариант – индустриального общества

3 вариант – информационного общества

  1. Машинный труд
  2. Автоматизация
  3. Подчинение природе
  4. Используется энергия от искусственных источников
  5. Производство имеет массовый характер
  6. Научно-технические достижения
  7. Рост значения образования и творчества
  8. Господство религиозных представлений
  9. Мобильность населения
  10.  Смена мануфактур фабриками

 Взаимопроверка

Основные черты индустриального общества. 

  • урбанизация – небывалый рост городов
  • индустриализация – постоянно нарастающее использование машин в производстве
  • демократизация политических структур – предпосылки для становления правового государства
  • стремительный рост знаний о природе и обществе.
  • секуляризация – освобождение духовной и социальной жизни от влияния церкви.

2. Идеи Просвещения – основа индустриального общества

Устно сформулировать ответ на вопрос:

Какие изменения произошли в обществе при складывании индустриального общества? (Работа в парах с учебником с. 219-220)

- в экономической сфере

- в политической сфере

- в социальной сфере

- в духовной сфере

Становление гражданского общества. Защита прав человека. Итог их борьбы:

10.12.1948 – ООН принята Всеобщая Декларация прав человека

Появление человека нового времени. «Рациональный человек».

III. Закрепление полученных знаний

Электронное тестирование

Тест

1. Технические изобретения

А) облегчали труд рабочего

Б) затрудняли труд рабочего

В) служили хозяину предприятия источником прибыли

Г) не служили хозяину предприятия источником прибыли

2. Укажите, когда начался промышленный переворот в Англии

А) 60-е гг.XVII в.

Б) 80-е гг. XVII в.

В) 60-е гг. XVIII в.

3. Признаками промышленного переворота являются:

А) формирование новых классов

Б) переход от рассеянной мануфактуры к централизованной

В) переход от мануфактуры к фабричному производству

4. Что подразумевали деятели Просвещения под «естественным правом человека»?

А) право человека на равное участие в управлении делами общества

Б) право человека самому определять свою принадлежность к той или иной религии

В) совокупность прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий

5. Рационализм – это

А) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей

Б) название одного из религиозных течений

В) движение, направленное на лучшую организацию производства

4. Вывод урока

Все процессы становления индустриального общества, неразрывно связаны друг с другом, меняли облик человека, его систему ценностей. Буржуазные революции ускорили формирование наций, способствовали становлению новой морали, нового стиля жизни т.е. формировали человека нового времени

Вопросы классу:

  1. Могли ли такие изменения произойти в обществе людей с традиционным религиозным сознанием и жизненным укладом, ориентированным только на опыт предков, их культ и почитание старших?
  2. Могли ли подобные изменения у людей, которые не стремились к познанию нового и не готовы были его принять в свою повседневную жизнь?
  3. Могли ли появиться такие изменения среди людей, которые были полностью зависимы от капризов природы, от прихотей правителя или своего хозяина-сеньора?
  4. Каким должен быть человек, чтобы он с готовностью воспринимал новшества и сам принимал участие в их реализации?  

Герои нового времени- буржуа – претензия на роль новой элиты в обществе.

Учащиеся пишут  отзыв об уроке.

5. Домашнее задание

Дифференцированное задание (на выбор учащимся)

  1. пар.21 вопр.3,4 (письменно)
  2. Представьте, что вы – современник Дефо и Свифта. Вы решили померяться с ними литературным талантом и написать роман о яркой личности века Просвещения. Какой сюжет вы бы избрали? Запишите его в виде краткого сочинения (зад.2 с.226-227)
  3. Подготовить сообщение об исторической личности, которую вы считаете человеком нового времени

Описание: DSC00345  Описание: DSC00318

В 7 гимназическом классе был проведен интегрированный урок истории и информационных технологий на основе системно-деятельностного подхода (учителя Васильева М.В. и Швырев Е.Г.) по теме: «Мир в эпоху Нового времени. Становление индустриального общества». Главными интеграционными тематическими понятиями стали следующие термины: «мировоззрение», «информация», «технологии».

Учащиеся с помощью развивающих и творческих заданий решали главную проблему урока: «Как повлияло становление индустриальной цивилизации на роль человека в обществе, на мировоззрение людей?».

Каждый ученик в ходе самостоятельного исследования использовал персональный компьютер. В ходе урока ребята имели возможность поработать  в группах и индивидуально.

Описание: DSC00321   Описание: DSC00317

Во время изучения темы урока была проведена параллель с современным обществом, продемонстрированы научно-технические достижения XX-XXI вв. Ребята с интересом и оживлением наблюдали за действиями робота.

В конце урока учащиеся смогли проверить свои знания электронным тестированием.

ОТЗЫВЫ УЧАЩИХСЯ 7 гим

Нам очень понравился урок с ноутбуками. Очень интересно не только слушать, но и еще проверять свои знания. С помощью теста мы можем увидеть уже с первого задания правильно или неправильно мы выполняем работу. Мне бы хотелось, чтобы уроки с компьютерами были чаще.

Клементе Кристина

Мне очень понравился наш урок истории с использованием компьютерных технологий. Урок был очень необычным, интересным и современным. На уроке мы многое узнали об информационных технологиях, увидели робота.

Снеткова Александра

Урок истории сегодня был необычным и интересным. Нам нравится тот факт, что наши учителя изобретательны и внедряют в школе новые технологии

Терешко Григорий и Синев Михаил


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Промышленный переворот Технический прогресс, его влияние на жизнь общества Новые слои населения , новые ценности Изменения в общественно-политических взглядах

Слайд 2

МИР В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ Становление индустриального общества

Слайд 3

Возрождение в истории Европы ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Слайд 4

Хронологические рамки XIV-XVI вв. Эпоха расцвета – XV- начало XVI вв.

Слайд 5

Географические рамки Родина – Италия Большое влияние имело в Германии, Англии, Франции, Нидерландах

Слайд 6

Крупнейшие представители Живопись: Скульптура: Архитектура: Литература:

Слайд 7

Идейная основа: гуманизм Индивидуализм А нтропоцентризм

Слайд 8

Индивидуализм Человек-личность Он должен оцениваться не по его принадлежности к сословию, а сам по себе Достоинство приобретается не по праву рождения, а достигается собственными усилиями Человек создан для счастья, успеха, благополучия, творчества

Слайд 9

Антропоцентризм Человек, а не Бог, есть центр Вселенной, центр мироздания Человек, достигший совершенства, воплощает в себе и Божественную силу, и земную красоту

Слайд 10

Роль в переходе к индустриальному обществу: Возрождению Европа обязана утверждением таких ценностей, как признание принципов открытости, терпимости, свободы научного поиска, уважения личности и самоценности человека

Слайд 11

Значение европейской Реформации РЕФОРМАЦИЯ

Слайд 12

Хронологические рамки XVI вв. Началась в 1517 г.

Слайд 13

Географические рамки Родина – Германия Реформационное движение охватило большинство стран Европы.

Слайд 14

Крупнейшие представители Основателями основных учений Реформации являются:

Слайд 15

Основные идеи: «спасение верой» «мирское призвание» «абсолютное предопределение»

Слайд 16

«спасение верой» Посмертное спасение человека достигается только верой. Церковь спасения не дает Между Богом и человеком посредников нет. Есть лишь вера

Слайд 17

«абсолютное предопределение» Вопрос о спасении есть великая тайна. Человеку не дано ее познать

Слайд 18

«мирское призвание» Человек не должен пренебрегать «мирским успехом». Успех в делах, слава, богатство – показатель «мирского призвания», знак предызбранности к спасению

Слайд 19

Роль в переходе к индустриальному обществу: Реформация создала этические учение, признававшее ценности личной инициативы, профессионального успеха, стремления к богатству и прибыли, бережливости

Слайд 20

Переход к индустриальному обществу Промышленная революция

Слайд 21

Хронологические рамки 60-80-е гг. XVIII в. – середина и вторая половина XIX вв. (в развитых странах Европы)

Слайд 22

Географические рамки Родина промышленного переворота - Англия

Слайд 23

Последовательность процесса Началась в текстильной промышленности, затем охватила угледобычу, машиностроение, транспорт

Слайд 24

Содержание промышленной революции: Техническая сторона Социальная сторона

Слайд 25

Роль в переходе к индустриальному обществу: Возрождению Европа обязана утверждением таких ценностей, как признание принципов открытости, терпимости, свободы научного поиска, уважения личности и самоценности человека

Слайд 26

Проанализируйте высказывания ученых. Какие черты промышленной революции и индустриального общества они позволяют выявить?

Слайд 27

« Индустриальное общество – не просто преходящий гость в истории, но, вероятно, останется с ним навсегда »

Слайд 28

«Бессмысленно спрашивать, когда промышленная революция закончилась, ибо с тех пор революционные изменения стали нормой. Она продолжается и сейчас»

Слайд 35

Отметить жирным шрифтом основные черты 1 вариант – Традиционного общества 2 вариант – Индустриального общества 3 вариант – Информационного общества

Слайд 36

Основные черты: Машинный труд Автоматизация Подчинение природе Используется энергия от искусственных источников Производство имеет массовый характер Научно-технические достижения Рост значения образования и творчества Господство религиозных представлений Мобильность населения Смена мануфактур фабриками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое повторение по теме «МИР В ЭПОХУ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ».

Работа содержит задания нескольких типов и направлена на комплексное выявление знаний, полученных по итогам курса "История Нового времени" за 7 класс. Подойдет в качестве админитративной сре...

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.

Конспект урока: Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени....

Контрольная работа по истории Нового времени по теме « Эпоха Просвещения. Время преобразований»

Контрольная работа по истории Нового времени  (8 класс).« Эпоха Просвещения. Время преобразований»Выполнила: Учитель истории и обществознания Цыдыпова М.Д....

Презентация к уроку по всеобщей истории Нового времени на тему "США в эпоху "позолоченного века" и "прогрессивной эры"

Данная презентация составлена на основе УМК с использованием учебника Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной Л.М. /Под ред. Искендеровой А.А. История Нового времени. 9 класс....

\Самоанализ урока "Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени".

Анализ урока  по истории "Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени"....

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

Цель: узнать: -как была создана империя Великих Мого́лов и каковы были причины ее исчезновения, познакомиться с правителями, о колонизации Индии англичанами. -выявить, что политическая раздроблен...

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

На уроке приводится сравнительная характеристика традиционных восточных обществ Китая, Индии и Японии по следующим пунктам: способы землевладения, деревенская община, сословия, религия.Цели: -...