Главные вкладки

    Билеты к переводному экзамену в 8 классе по истории России XIX века
    методическая разработка по истории (8 класс) на тему

    Колесникова Елена Васильевна

    Билеты к переводному экзамену в 8 классе по истории России XIX века.

    Билет состоит из трёх вопросов: 1-й - первая половина 19 века; 2-й - вторая половина 19 века. Третий вопрос - работа с историческим источником.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ  БИЛЕТЫ  ПО  ИСТОРИИ  РОССИИ. XIX век

    8-й класс

    Билет 1

    1. Российская империя на рубеже XVIII – XIX вв.: территориальная и национальная структура; сословия в России; сельское хозяйство; промышленность; политический строй.

    2.  Достижения художественной культуры России во второй        половине XIX в.: архитектура, музыка, театр, народное искусство.

    3.   Работа с источником.

    Билет 2

    1. Внутренняя политика Александра I: начало царствования; деятельность «Негласного комитета».
    2. Достижения художественной культуры России во второй половине XIX в.: русская живопись и скульптура.
    3. Работа с источником.

    Билет 3

    1. Внешняя политика Александра I в 1801 – 1812гг.: борьба против наполеоновской Франции (1805 – 1807гг.); Тильзитский мир; война со Швецией; восточная политика императора в 1801 – 1813гг.
    2. Достижения художественной культуры России во второй половине XIX в.: направление критического реализма в литературе.
    3. Работа с источником.

    Билет 4

    1. Реформы М.М. Сперанского: проект политических реформ; причины и последствия отставки.
    2. Внешняя политика Александра III: Россия в новых внешнеполитических условиях; возникновение Антанты; Россия на Балканах; Россия на Дальнем Востоке.
    3. Работа с источником.

    Билет 5

    1. Отечественная война 1812г.: вторжение Наполеона в Россию; Бородинское сражение; Совет в Филях и оставление Москвы; отступление и гибель «Великой армии».
    2. Достижения российской науки и образования во второй половине XIX века: реформа системы образования; грамотность в России; достижения российской науки.
    3. Работа с источником.

    Билет 6

    1. Внешняя политика России в 1813 – 1825гг.: заграничные походы русской армии; поражение Наполеона; Венский конгресс; «Священный союз».
    2. Внутренняя политика Александра III: просвещение и печать; укрепление положения дворянства; национальная и религиозная политика.
    3. Работа с источником.

    Билет 7

    1. Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825гг.: русское общество после войны 1812г.; Конституция Царства Польского; либеральные проекты Александра I; отказ от либеральных преобразований.
    2. Социально-экономическое развитие России в 1880 – 1890-е гг.: сельское хозяйство в России после Крестьянской реформы; промышленное развитие; деятельность С.Ю. Витте; строительство железных дорог; рабочий вопрос в России.
    3. Работа с источником.

    Билет 8

    1. Социально-экономическое развитие России после Отечественной войны 1812г.: экономический кризис 1812 – 1815гг.; военные поселения; развитие промышленности и торговли.
    2. Появление новых течений в общественно-политической жизни в 1880 – 1890-х годах: разгром народнического движения; новое в либеральном движении; начало рабочего движения.
    3. Работа с источником.

    Билет 9

    1. Движение декабристов: возникновение тайных обществ; руководители и их программы.
    2. Внутренняя политика Александра III: начало царствования; попытки решения крестьянского вопроса; начало рабочего законодательства.
    3. Работа с источником.

    Билет 10

    1. Династический кризис 1825г. Выступление декабристов. Значение и последствия восстания декабристов.
    2. Русско-турецкая война 1877 – 1878гг.: предпосылки; силы и планы сторон; ход военных действий; Сан-Стефанский мирный договор; итоги Берлинского конгресса.
    3. Работа с источником.

    Билет 11

    1. Внутренняя политика Николая I: начало царствования; кодификация законов; строгость политического режима –  III отделение и цензура.
    2. Раскол организации «Земля и воля»; первые рабочие организации; убийство Александра II.
    3. Работа с источником.

    Билет 12

    1. Экономическое развитие России в первой половине XIX в.: промышленный переворот; финансовая реформа; торговля.
    2. Революционное народничество второй половины 60 – начала 80-х годов: народнические организации; идеи Н.Г. Чернышевского; «хождение в народ», «Земля и воля» 60-х гг.
    3. Работа с источником.

    Билет 13

    1. Крымская война 1853 – 1856гг.: причины войны; ход военных действий; оборона Севастополя; Парижский конгресс.
    2. Зарождение революционного народничества и его идеология: цели и состав радикального движения; теория революционного народничества.
    3. Работа с источником.

    Билет 14

    1. Общественное движение в годы правления Николая I: направления русской общественной мысли; первые революционные кружки; западники и славянофилы; первые социалисты в России.
    2. Внешняя политика Александра II: направления российской внешней политики после Крымской войны; расстановка сил в Европе в 60-70-е гг.; триумф российской дипломатии; «Союз трёх императоров»; завоевание Средней Азии; политика России на Дальнем Востоке и продажа Аляски.
    3. Работа с источником.

    Билет 15

    1. Наука и образование первой половины XIX в: система образования, развитие наук.
    2. Социально-экономическое развитие пореформенной России: феодальные и капиталистические черты в обществе и экономике пореформенной России; крестьяне и помещики после реформы; развитие города в пореформенный период.
    3. Работа с источником.

    Билет 16

    1. Русские первооткрыватели и путешественники.
    2. Либеральные реформы 60-70-х гг.: реформа местного самоуправления; судебная, военная реформы.
    3. Работа с источником.

    Билет 17

    1. «Золотой век» российской культуры первой половины XIX в.: система образования, развитие наук.
    2. Отмена крепостного права: подготовка крестьянской реформы; основные положения Манифеста от 19 февраля 1861 года.
    3. Работа с источником.

    Билет 18

    1. Художественная культура первой половины XIX в.: архитектура, живопись, музыка и театр.
    2. Россия накануне отмены крепостного права: либерализация режима при

    Александре II; крестьянский вопрос; проекты крестьянской реформы.

    1. Работа с источником.



    Предварительный просмотр:

    Исторические источники. Задания к третьему вопросу билета.

    1. Чьи взгляды отражены в документе? Объясните, на основании чего вы это определили. 

    «Россия и во внутреннем в своём быте не похожа на европейские народы. Её можно назвать вообще особою частью света. Со своими особыми учреждениями, с древней верой, она сохранила патриархальные добродетели, малоизвестные народам западным. Таково, прежде всего, народное благочестие, полное доверие народа к предержащим властям и безукоризненное повиновение; такова простота нравов и потребностей, не избалованных роскошью и не нуждающихся в ней. Наш быт удивляет иностранцев и иногда вызывает их осуждение. Но он отвечает нашим нравам и свидетельствует о неиспорченности народа. Так, крепостное право (хотя и нуждается в улучшении) сохраняет в себе много патриархального: хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем могли бы они сами, и положение русского крестьянина лучше положения западного рабочего».  

    2. Кто был автором реформы, о которой говорится в тексте? Объясните, на основании чего вы это определили.

    «В июне 1839 г. был издан закон, который устанавливал, что отныне как во всех расчетах казны с населением, так и во всех коммерческих сделках счет должен вестись на серебро. Серебряный рубль тлен был главной монетой, ассигнации хотя и сохранили свое назначение ходячей монеты, но курс их был определен раз и навсегда 350 коп. за рубль».

    3. Прочитайте отрывок из официального документа XIX в., укажите фамилию его автора и название документа.

    «Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца мономахова. Самодержавие составляет главное условие политического существования России... Наряду с сими двумя национальными началами, находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность».  

    4. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в каком году происходили описанные события. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «С сей минуты дом Рылеева сделался сборным местом наших совещаний, а он душою оных. Ввечеру мы сообщили друг другу собранные сведения: они были неблагоприятны. Войско присягнуло Константину холодно, однако, без изъявления неудовольствия. В городе еще не знали, отречётся ли Константин; тайна его прежнего отречения в пользу Николая ещё не распространилась. В Варшаву поскакали курьеры, и все были уверены, что дела останутся в том же положении».

    5.  Прочтите отрывок из книги «Политическая история. Россия – СССР – Российская Федерация» и напишите фамилию идеолога анархизма, о котором идёт речь.

            «… Апостол анархизма, идеолог бунтарского направления. Личность яркая, неординарная… гроза авторитетов и властей, дерзкий революционер и вечный изгнанник… За участие в Дрезденском восстании 1848 г. был приговорён к смертной казни, находился в заточении в тюрьмах Австрии и России, идейный противник Маркса и Энгельса».

    6. Прочтите фрагмент из работы искусствоведа и напишите, о каком художнике в нем говорится.

    «В 1832 году... он приступил к работе над картиной «Последний день Помпеи». Одиннадцать месяцев работы над колоссальным по размеру холстом потребовали напряжения всех душевных и физических сил. Мастер трудился с такой настойчивостью, что иногда его, обессилевшего от работы, выносили на руках из мастерской. А когда картина в 1833 году была окончена и художник распахнул двери своей мастерской перед публикой, старый Рим, видавший многое в искусстве, оказался пораженным. Полотно превзошло все ожидания, и слава о русском живописце загремела по всему миру».

    7. Прочтите отрывок из воспоминаний К.С. Станиславского и укажите имя купца, известнейшего покровителя искусства, о котором идёт речь.

            «Меценатствуя в области оперы и давая артистам ценные указания по вопросам грима, костюма, жеста, даже пения, дал могучий толчок культуре оперного искусства; выдвинул Шаляпина, способствовал популярности Мусоргского, создал в своём театре огромный успех опере Римского-Корсакова «Садко» и содействовал этим созданию «Царской невесты» и «Салтана». Здесь же в его театре, мы впервые увидали собрание замечательных картин кисти Поленова, Васнецова, Серова, Коровина… Наконец, кто знает, может быть, без него и великий Врубель не смог бы пробиться наверх, к славе».

    8. Прочитайте отрывок из депеши, направленной в 1870 г. министром иностранных дел России представителям при дворах держав, подписавших Парижский трактат 1856 г. Напишите фамилию этого выдающегося дипломата, сумевшего к 1870г. в результате сугубо дипломатических усилий добиться отмены унизительных для России условий Парижского мира.

    «Государь-император... повелевает вам объявить: что... не может более считать связанным обстоятельствами трактата... 1856 года, насколько они ограничивают его верховные права в Черном море».

    9.  Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в ходе какой из войн XIX в. произошли описываемые события. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «...Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелем отошли к Севастополю, чтоб грудью защищать его. Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд... Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено наших усилий, чтоб держать корабли, но надобно покориться необходимости...»

    10. Прочтите отрывок из труда современного историка и укажите имя императора, осуществившего реформы, о которых идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

            «Наряду с идеями, межсословного компромисса, судебной защиты личности, выборного представительства, либеральная реформация санкционировала введение в русскую жизнь новых социальных ролей. Согласно законодательству о реформах, помещики должны были выдвигать из своей среды не только дворянских предводителей, но и моровых посредников. На смену подневольным судебным чиновникам пришло свободное сословие присяжных поверенных. Россия стала управляться не одними тайными советниками, но и гласными уездных и губернских земств и городских дум».

    11. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императора, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «Отступление от реформ означало для него, в сущности, крах всего того, что он исповедал с юности, в чём видел своё высокое предназначение. Рушились иллюзии, а мир вокруг становился всё более колеблющимся и тревожным. Революции в Европе и тайные дворянские организации внутри страны... возмущение надёжного из надёжнейших Семёновского полка, который пришлось реформировать, и невозможность далее скрывать от себя собственное бессилие – всё это толкало его к человеку, обладавшему тем, чего ему всё более недоставало, – решительностью и твёрдостью в своих действиях – Аракчееву».

    12. Укажите имя автора приведенного ниже документа. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «Император Николай I... убедился из внезапно открытого заговора, обагрившего кровью первые минуты нового царствования, в необходимости повсеместного, более бдительного надзора, который окончательно стекался бы в одно средоточие, государь избрал меня для образования высшей полиции, которая бы покровительствовала утесненным и наблюдала за злоумышлениями и людьми, к ним склонными...».                                    

    13. По отрывку из документа определите, с кем встретился Александр II. Что вам известно об этом человеке?

            «15 сентября под Харьковом, в городе Чугуеву, имам (при оружии!) предстал перед императором Александром II, приехавшим на традиционный смотр русской армии. «Я очень рад, – сказал император, – что ты, наконец, в России, жалею, что это случилось не ранее! Ты раскаиваться не будешь. Я тебя устрою, и мы будем друзьями!».

    14. Кто был автором цитируемого донесения? Объясните, на основании чего вы это определили.

            «Осмелюсь всеподданнейше донести вам, всемилостивейший государь, что вступление неприятеля в Москву не есть ещё покорение России. Напротив того, с войсками, которых  успел я спасти, делаю я движение на Тульской дороге. Сие приведёт меня в состояние защитить город Тулу, где хранится важнейший оружейный завод… Теперь, в недалёком расстоянии от Москвы, собрав мои войска, твёрдою ногою могу ожидать неприятеля, и пока армия вашего императорского величества цела и движима известною храбростью и нашим усердием, дотоле ещё… потеря Москвы не есть потеря Отечества…».

    15. Как называлось распоряжение, в котором учебному начальству предписывалось допускать в гимназии и прогимназии:

            «… Только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство о правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства… При неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, не следует выводить из среды, к коей принадлежат».

    Как вы можете охарактеризовать данный документ?

    16. Русский писатель XIX в. И.С. Аксаков, характеризуя деятельность Петра I, писал:

            «С Петра начинается Санктпетербургский период русской истории, в котором застаёт нас тысячелетие русского государства. Разрыв с народом, движение России по пути западной цивилизации под воздействием иного прсветительного начала, измена прежним основам жизни, поклонение внешней силе, внешней правде; одним словом – вся ложь, всё насилие дела петрова, – вот окрещён был городок Питербурх при своём основании, вот что легло во главу угла при создании новой столицы».

            К какому направлению общественной мысли середины XIX в. принадлежал Аксаков? Докажите это.

    17.  Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком императоре идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

    «Правление императора началось с подавления восстания на Сенатской площади. Как утверждал сам император, он получил престол «ценою крови своих подданных». Лично участвуя в допросах и следствии, он пытался понять причины этого движения. Как и декабристы, император осознал всю пагубность для страны крепостного права, произвола, недостатка просвещённости. Однако считал, что от правительства должны исходить необходимые реформы. Сделав вывод о неблагоприятном настроении дворянства, он стремился опираться на бюрократию».

    18. Прочитайте слова Г.В. Плеханова и ответьте на вопросы: когда произошёл перелом во взглядах революционеров, о котором пишет автор? В чём причина смены идейных установок?

            «Деятельность в крестьянстве отнюдь не была невозможна; революционеры справились бы с полицейскими препятствиями, если бы их настроение продолжало толкать их в деревню… Однако настроение это изменилось… Произошло это потому, что деятельность в народе не оправдала их радужных, можно сказать почти ребяческих, надежд… Хождение в народ перестало видеться им важнейшим и скорейшим средством повалить существующий порядок. Разочарованные революционеры становились террористами и с гордостью указывали на мнимую практическую плодотворность террора».



    Предварительный просмотр:

    Ответы к 3-му заданию

    1.В документе представлены взгляды русских консерваторов первой половины XIX века. В 30-50-е гг. консервативное направление получило собственную идеологию. Крупнейшими теоретиками консервативного направления были историк Погодин, поэт Кукольник, писатели Греч, Загоскин. Они доказывали исключительность исторического пути России и считали его единственно правильным.

    2.  Автором  денежной реформы, проведённой в 1839 – 1843 гг. был министр финансов Егор Францевич Канкрин. Главным платёжным средством стал серебряный рубль, на который можно было обменять бумажные ассигнации. Государственный бюджет стал бездефицитным. Реформа укрепила денежную систему России, способствовала росту экономики. Но полностью преодолеть финансовый кризис не смогла. Позже вновь началось печатание бумажных денег, не обеспеченных драгоценными бумагами.

    3.    Разработка идеологии российского консерватизма при Николае I является заслугой графа С.С. Уварова, ставшего впоследствии министром народного просвещения. Он считал исконными основами русской жизни православие, самодержавие и народность. Эти черты коренным образом отличали Россию от запада. Самодержавие он мыслил как единство царя и народа и считал его основой жизни русского общества. Под православием Уваров понимал традиционную ориентацию русского человека не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность выражала единство объединённого вокруг царя народа без его разделения на дворян, крестьян, мещан и т.д. между народом и монархом, считал Уваров, всегда существовало неразрывное духовное единство, которое было и будет гарантом успешного развития России. Эта идеология получила название «Теория официальной народности».

    4. События происходили в ноябре 1825 г. Автором документа является один из членов Северного тайного общества. Душой этого общества был поэт К.Ф. Рылеев, именно поэтому в его доме происходили совещания. 19 ноября 1825 г. скончался император Александр I, детей у него не было и войска присягнули брату Константину. Ещё при жизни Александра Константин, являвшийся наместником в Варшаве, отказался от престола. Однако этот отказ держался втайне, поэтому произошла присяга войск. Спустя несколько дней, в день присяги младшему брату Александра  и Константина, члены тайного общества подняли восстание, которое закончилось поражением.

    5. В историческом источнике идёт речь о Михаиле Александровиче Бакунине, который считался идеологом анархического крыла народничества. Бакунин уповал на стихийный народный бунт против самодержавия. Русский народ должна была разбудить интеллигенция – «умственный пролетариат». Теория анархизма отрицает государство и для Бакунина высшим злом являлось государство. Он отвергал централизованное управление и предлагал взамен государства свободную организацию «снизу вверх» – рабочих ассоциаций: групп, общин, волостей, областей и народов. Такой принцип самоуправления соединил бы эти ассоциации между собой в федерацию.

    6. Крупнейшей фигурой классицизма в русской живописи стал Карл Павлович Брюллов. В одной из самых известных и масштабных своих работ – «Последний день Помпеи (1830 – 1833) – он впервые в качестве героя представил народ, передав достоинство, героизм и величие простого человека в условиях природной катастрофы. «И был «Последний день Помпеи» для русской кисти первым днём», – писал поэт-современник. В этой работе Брюллова обозначилось стремление к реализму. Оно проявилось во всех его картинах – «Автопортрете», «Всаднице» и др.

    7. Многие представители буржуазии 80-90-х гг. старались поддержать учёных, представителей творческой интеллигенции, вкладывали деньги в создание библиотек, картинных галерей. Значительную роль в расширении благотворительности и меценатства сыграл Савва Иванович Мамонтов (1841 – 1918). Он был потомственным купцом и предпринимателем. В 1872 году был избран директором общества Московско-Ярославской железной дороги. Правительство предложило ему купить государственный Невский завод в Петербурге, производящий паровозы, вагоны и суда.

    Мамонтов оказывал значительную помощь таким художникам, как В.А. Серов, К.А. Врубель.  Он любил открывать новые имена в искусстве. На сцене созданной им в Москве Частной оперы начал свои выступления великий русский певец Ф.И. Шаляпин.

    В своём имении Абрамцеве Мамонтов создал художественный центр, где хранил предметы народного творчества. Абрамцево стало своеобразным домом творчества талантливых художников России.

    8. Речь идёт о выдающемся дипломате Александре Михайловиче Гочакове. После окончания царскосельского лицея он поступил на дипломатическую службу. Перед началом Крымской войны на Венской конференции послов он приложил немало усилий, чтобы удержать Австрию и другие державы от вступления в войну против России.

    В 1870 году, заручившись поддержкой Пруссии, Горчаков начал атаку на неблагоприятные для России статьи Парижского мирного договора 1856 года. В октябре 1870 г., в самый разгар Франко-прусской войны, он заявил, что Россия больше не считает себя связанной обязательствами Парижского договора в части «нейтрализации» Чёрного моря, которые неоднократно нарушали другие державы. Несмотря на протесты Англии, Австрии и Турции, Россия приступила к созданию на Чёрном море военного флота, восстановлению разрушенных и строительству новых военных укреплений. Т.о., эта внешнеполитическая задача была решена мирным путём.

    9. В источнике говорится о событиях, связанных с Крымской войной 1853 – 1856 гг. России в этой войне противостояла коалиция Англии, Франции и Турции. Начало боевых действий было успешным для России: в ноябре 1853 года русский флот под командование П.С. Нахимова нанёс тяжёлое поражение турецкой эскадре в бухте Синопа. Но в дальнейшем характер войны изменился: инициатива перешла к противникам России. В середине сентября 1854 года английские и французские войска высадились в Крыму в районе Евпатории. Русская армия под руководством главнокомандующего А.С. Меньшикова пыталась остановить продвижение противника к Севастополю – главной базе Черноморского флота. В битве на р. Альме она была разбита. Вскоре началась многомесячная оборона Севастополя, которой руководили адмиралы В.А. Корнилов, П.С. Нахимов и В.И. Истомин. Несколько кораблей пришлось затопить при входе в Большую бухту Севастополя, снятыми с них орудиями были укреплены батареи, оборонявшие город (об этом говорится в источнике). Несмотря на беспримерный героизм русских солдат и офицеров, в конце сентября 1855 г. Севастополь пал. Крымская война закончилась поражением России (при этом на Кавказском фронте русские войска действовали успешно). По условия Парижского мирного договора, подписанного 18 марта 1856 г., Россия теряла право иметь на Чёрном море военный флот.

    10. Самым последовательным преобразованием Александра II стала судебная реформа, проведённая в 1864 году. 

    Были созданы две системы судов – мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Для мировых судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз.

    Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты. Члены окружного суда назначались императором по представлению министра юстиции и рассматривали уголовные и сложные гражданские дела. Рассмотрение уголовных дел происходило с участием двенадцати присяжных заседателей.

    Апелляции по поводу решения окружного суда подавались в судебную палату. Причём апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась.

    Реформа устанавливала гласность ведения судов. Они стали проводиться открыто. Состязательность сторон обеспечивалась присутствием на судебном разбирательстве прокурора – представителя обвинения и адвоката, защищавшего интересы обвиняемого. Судебная система оказалась самой передовой в то время.

    11. Речь идёт об императоре Александре I. В юности он мечтал о проведении в России либеральных конституционных реформ, которые приведут к ограничению абсолютной власти монарха, введению гражданских прав и свобод. Он со своими сподвижниками начал разрабатывать планы преобразований, которые не удалось реализовать. Но он отказывается от первоначальных замыслов. В тексте упоминаются события времени царствования Александра – восстание гвардейского семёновского полка (1820), тайные дворянские организации – общества декабристов (были созданы в 1821 г.). По мере усиления реакционных черт в политике Александра I укреплялись позиции военного министра, председателя Департамента военных дел Государственного совета А.А. Аракчеева, ставшего ключевой фигурой в системе государственного управления.

    12. Автором документа является шеф III отделения полиции генерал А.Х. Бенкендорф. Николай I боролся с любыми проявлениями несогласия с политикой властей. Он по новому организовал деятельность политической полиции и поставил её под свой личный контроль. В 1826 году создано III отделение царской канцелярии. Ему поручались все политические дела и контроль за настроениями умов. В распоряжении шефа III отделения находилась и вооружённая сила корпуса жандармов.

    13.  Александр II встретился с Шамилем. Во время Кавказской войны, начавшейся в 1817 году и продолжавшейся около 40 лет на территории Чечни и Дагестана, среди мусульман было распространено  религиозное учение о «пути к спасению» – мюридизм. На основе мюридизма возникло религиозное государство – имамат. В 1834 году имамом (правителем имамата) стал Шамиль. Ему удалось одержать ряд побед над русскими войсками. Но со временем имамат потерпел поражение. Территория, подвластная Шамилю сокращалась. Окончательная победа над имаматом была одержана во время царствования

    Александра II. Шамиль был пленён и до конца своей жизни пребывал на территории Российской империи в качестве почётного пленника.

    14. Данный документ – письмо генерал-фельдмаршала Кутузова императору АлександруI о принятии решения оставить Москву без боя с целью сохранения армии. Это оказалось единственно верным в тех условиях шагом, спасшим Россию. Русская армия, отступив по Рязанской дороге на восток, внезапно развернулась на юг и стала лагерем у села Тарутина. Кутузов перекрыл пути возможного продвижения неприятеля к Туле с её оружейными заводами и Калуге, где находились склады продовольствия и оружия.

    15.  Речь идёт о распоряжении от 5 июля 1887 г., получившем у либералов название закона «о кухаркиных детях». При Александре III министром народного просвещения был И.И. Делянов. При нём и вышел данный документ. Его смысл состоял в том, чтобы всячески затруднить поступление в гимназии детям из низших слоёв общества. Это было сделано для того, чтобы «освободиться от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек и мелких лавочников и тому подобных людей  детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». С этой же целью повышалась плата за обучение. В гимназиях было увеличено количество уроков, отведённых на изучение религиозных предметов и древних языков.

            Свой вклад в школьное дело внёс и обер-прокурор Синода К.П. Попедоносцев. Он выступил против земских школ, считая, что детям крестьян совершенно не нужны получаемые там знания, оторванные от реальной жизни. Победоносцев способствовал распространению церковно-приходских школ. Единственным учителем в такой школе был приходской священник. Преподавание в большинстве таких школ находилось на очень низком уровне. В 1886 г. по настоянию Победоносцева были закрыты  и Высшие женские курсы.

    16. Аксаков относится к славянофилам, поэтому воспринимает деятельность Петра I крайне отрицательно. Аксаков считал, что Петр I нарушил естественный ход русской истории, уничтожил присущие России «основы жизни» (общинный строй, гармоничное отношение между классами и сословиями, властью и обществом). Движение России по пути западной цивилизации привело к развитию крепостничества, усилению бюрократии, отрыву дворянства от народа в социальном и культурном отношении. Начало тысячелетнего периода русской государственности Аксаков связывает с призванием новгородцами варяжского князя Рюрика (862 г.) и объединением Киева и Новгорода князем Олегом под своей властью (882 г).

    17. В отрывке идёт речь об императоре Николае I (1825 – 1855). Начало его правления было омрачено выступлением членов Северного тайного общества, которые 14 декабря 1825 года вывели на Сенатскую площадь в Петербурге верные им войска с целью совершения государственного переворота. Расследуя причины выступления декабристов, Николай убедился в том, что в стране назрели важные преобразования.

    18.  В конце 1870-х гг. неудача «хождения в народ», которая выразилась в революционной пассивности крестьянства и массовых арестах пропагандистов, заставила народников перейти к политической борьбе и террору. Террор виделся им средством дестабилизации власти, способом «подталкивания» революции, средством самозащиты и орудием для агитации и пропаганды.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века

    Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...

    Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения

    Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...

    "Крымская война 1853-56гг: поражение России или самодержавия?" Урок в 8 классе. История России XIX века.

    Проблемный урок  с использованием ИКТ и ТРКМ.Учатся решать проблемные задания; переносить полученные знания в новые ситуации; анализировать полученную информацию; сравнивать; делать выводы; аргум...

    Билеты к переводному экзамену по физике в 7 классе

    Билеты к переводному экзамену по физике в 7 классе (по Пёрышкину)...

    Билеты для переводного экзамена 7 класс

    Материалы для переводного экзамена по математике 7 класс в устной форме...

    Тест для 7 класса по истории России. Тема "Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века"

    Тест для 7 класса по истории России «Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII века» способствует проверке знаний и умений обучающихся, который...