МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА МОДУЛЯ ИСТОРИЯ ОГСЭ 0.2
методическая разработка по истории по теме

Смолъянинова Александра Николаевна

Методическая карта программы учебного курса общеобразовательной дисциплины «История ОГСЭ 0.2» разработана как рекомендация преподавателю для организации проведения занятий со студентами на 2 курсе по специальностям СПО технического профиля. В данной методической карте применяются современные образовательные технологии для организации занятий с учетом принципа дифференцированности:  форма проведения занятия, модуля программы, категории студентов, техническое обеспечение кабинета и другое. Набор современных образовательных технологий, с учетом модульной структуры рабочей программы  общеобразовательной дисциплины «Обществознание» и выбора методов обучения преподавателем-составителем, предложен в концепции методологии образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.karta_istoriya_ogse.docx57.38 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ОГСЭ 0.2»

Разработал преподаватель:

Смолъянинова Александра Николаевна

специальности СПО

190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

150415 «Сварочное производство»

190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

курс

2


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

1

МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОГСЭ 02. ИСТОРИЯ

5

1.1.

МОДУЛЬ: РАЗВИТИЕ СССР И ЕГО МЕСТО В МИРЕ В 80-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА

5

1.2.

МОДУЛЬ: РОССИЯ И МИР В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА.

9

2

КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

14


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая карта программы учебного курса общеобразовательной дисциплины «История» разработана как рекомендация преподавателю для организации проведения занятий со студентами на 2 курсе по специальностям СПО. В данной методической карте применяются современные образовательные технологии для организации занятий с учетом принципа дифференцированности:  форма проведения занятия, модуля программы, категории студентов, техническое обеспечение кабинета и другое. Набор современных образовательных технологий, с учетом модульной структуры рабочей программы  общеобразовательной дисциплины «Обществознание» и выбора методов обучения преподавателем-составителем, предложен в концепции методологии образовательного процесса.

Место общеобразовательной дисциплины «История» в структуре основной профессиональной образовательной программы определено тем, что входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл. Реализация программы направлена на формирование следующих общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 Для реализации рабочей программы преподавателем определены следующие формы организации обучения:

  1. классно-урочная (лекции, наглядно-иллюстрационная беседа, консультация, практическая работа, комбинированный);
  2. индивидуальная и индивидуально-групповая (триада или квартет выполняет подготовку семинара или презентации темы практической, определение проблемных зон);
  3. дальтон-план (система занятий по индивидуальному плану обучения);
  4. кейс-метод (дистанционное обучение с учебно-методическим комплексом).

В процессе обучения по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»,  использую следующие общепринятые дидактические принципы: сознательность, активность,   наглядность,  систематичность и последовательность,  прочность,  доступность, быстрый темп в изучении материала и ведущая роль теоретических знаний. В концепции методологии образовательного процесса определены технология всеобщего уровня, технологии общего уровня и технологии частного уровня. При выборе образовательных технологий преподаватель учитывает следующие критерии:

  • возрастные особенности студентов;
  • их соответствие целям и задачам обучения и развития;
  • соответствие содержанию занятия;
  • соответствие реальным возможностям студентов, стиля преподавания и технического обеспечения техникума;
  • соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени;
  • соответствие возможностям самого преподавателя, уровню его подготовки и образования.

Для реализации рабочих программ по специальностям общеобразовательной дисциплины «История» преподаватель  формирует выборку образовательных технологий, форм и  методов обучения. Преподавателем проводится диагностика рефлексии студентов, что отражено в анализе профессиональной деятельности преподавателя. Первый анализ преподавателем был проведен в 2011-2013 годы. В данный период профессиональной деятельности преподавателем была смоделирована карта программы учебного курса. В данной карте, по модулям и темам рабочей программы, определены формы обучения, образовательные технологии и методы, предложен учебно-методический комплекс.

За период 2011-2014 годы была проведена диагностика рефлексии студентов методом наблюдения (активность и уровень мировоззрения (сознания) студентов). По итогам диагностики для изучения четырех сфер были выбраны современные образовательные технологии: технология развития критического мышления, технология проблемно-диалогического обучения, технология информационно-коммуникативного обучения, технология проектной деятельности, технологии на основе методов исследования, технологии на основе игровых методов, технология составления логических карт. По данной программе курса преподавателем определены такие методы обучения, как словесные методы, наглядные методы, практические методы, методы по типу познавательной деятельности, метод стимулирования и мотивации, методы образовательных технологий, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.  


  1. МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОГСЭ 02. ИСТОРИЯ

1.1.МОДУЛЬ: РАЗВИТИЕ СССР И ЕГО МЕСТО В МИРЕ В 80-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА

ТЕМА 1.1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СССР В 80-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА

ТЕМА 1.2. ДЕЗИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ И СТРАНАХ МИРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 80-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Учебно-методический комплекс

КОМБИНИРОВАННЫЙ

ЛЕКЦИЯ

СЕМИНАР

Планы занятий

Чудинов А.В., Гладышева А.В., История: учебник для 11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) – 2-е издание, Москва, 2011.

Методическая рекомендация для студентов по подготовке к семинарам и выполнению самостоятельных работ. Модуль «История» ОГСЭ 02.

Использование образовательных технологий с учетом модульной структуры рабочей программы  

общеобразовательной дисциплины «История ОГСЭ 0.2»

Технология проблемно-диалогического обучения

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология составления логических карт

Преподаватель предлагает обсудить политические, социально-экономические. эвристические модели исторических эпох. Имитация пространства аудитории в пространство исторической эпохи через воздействия на сознание студента посредством визуализации артефактов.

Рефлексия студента: систематизация знаний студентов об исторических фактах, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, высказывание своего отношения и  ощущения,  анализ позиции «здесь и сейчас».

Технология развития критического мышления

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология проблемно-диалогического обучения

Технология составления логических карт

Выявление причин и поиск аргументов для объяснения исторических фактов, динамики развития сфер общества как системы, анализ исторических событий. Формулирование выводов.

Рефлексия студента: осмысление собственной учебной деятельности в процессе мониторинга информационных источников, выполнение задания по инструкции, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, целевая ориентация, составление логических таблиц, карт, цепочек.

Технология информационно-коммуникативного обучения:

метод презентации, кейс-метод

Определение информационного пространства, систематизация полученных знаний. Изучение вопросов темы, используя информационные технологии. Представление студентом результатов самостоятельной работы: общение, блог, презентация, портфолио.

Рефлексия студента: развитие информационно-коммуникационной культуры, навыки самообразования, обработки информации и систематизации, демонстрация умений пользоваться информационными технологиями (построение диаграмм, электронный вид отчета, разработка блога, презентации, графика и др.)

Технология на основе игровых методов

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология составления логических карт

Технология на основе методов исследования

В основе технологии заложен кейс-метод. Основу деятельности участников деловой игры составляет игровое моделирование

Рефлексия студента: активность поведения в рассмотрении ситуации, выбор роли, мотивация к достижению цели,  активность в дискуссиях по вопросам совершенствования социально-экономической модели, свободное представление индивидуальной точки зрения на выработку предложений и принятие решений, активное взаимодействие участников деловой игры с консультантом,  проявление интереса к элементам обучения, демонстрация индивидуальных и интеллектуальных качеств личности в импульсном режиме работы.

Методы

Применение

Технология проблемно-диалогического обучения:

Эвристический диалог, решение проблемной ситуации, дискуссия

Синтез информации и знаний. Составление логических таблиц. Рассмотрение проблем общественных систем. Предложение альтернативы решения проблемной ситуации

Технология развития критического мышления:

«круглый стол», кейс-метод, демонстрационный метод

Синтез информации и знаний. Составление логических карт. Выработка решения. Представление интеллектуальной работы аудитории

Технология на основе игровых методов:

методы ролевой игры, метод игрового проектирования

Рассмотрение основ отраслевого права. На основе игровых методов рассмотреть жизненные ситуации и пути их решения. Определение рисков неправомерного поведения граждан РФ и иностранцев

Технология на основе методов исследования:

теоретический анализ, индуктивный и дедуктивный, анкетирование, синтез, исторический метод познания, метод идеализации

Определение пути достижения цели или задачи в процессе рассмотрения темы. Развитие у студентов умения теоретического и практического освоения действительности. Разработка концепции исследования проблемной зоны

Словесные методы:

объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция

Формирование теоретических и фактических знаний, так как материал носит преимущественно теоретически- информационный характер

Практические методы:

планирование, синтез, анализ, выполнение работы

Программирование работы студента с информационными источниками, анализ информации, выполнение самостоятельной (практической) работы в аудитории, определение проблемных зон, самостоятельная работа за пределами аудитории.

Метод стимулирования и мотивации

Студентам представляется дополнительная информация в печатном и электронном виде. Для углубленного изучения вопроса темы студент получает консультацию от преподавателя о ходе самостоятельной работы.

Для студентов разработана бальная оценочная шкала, где оценка работы проводится в процентах.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В АУДИТОРИИ

Учебно-методический комплекс

Самостоятельная работа  в аудитории: составление логических таблиц, карт, сеток; отчетов об исследовании вопросов, презентации, доклады, рефераты

 

ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ, ОПРЕДЕЛЕННЫХ В ТЕМАХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

План занятия

Чудинов А.В., Гладышева А.В., История: учебник для 11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) – 2-е издание, Москва, 2011.

Методическая рекомендация для студентов по подготовке к семинарам и выполнению самостоятельных работ. Модуль «История» ОГСЭ 02.

Ожидаемая рефлексия: демонстрация знаний и умений в по основам психологии, навыков рассуждения о философии бытия человека, умение аргументировать свою точку зрения, умение использовать свой опыт и подсказки для построения логичного ответа на вопрос.

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Учебно-методический комплекс

ПЗ №1 «Внутренняя политика государственной власти в СССР в 70-80-х гг. ХХ века»

ПЗ  №2 «Культурное развитие народов СССР в 70-80-х гг. ХХ века»

ПЗ  №3 «Развитие народной русской культуры в СССР»

ПЗ №4 «Внешняя политика СССР с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира»

ПЗ №5 «Политические события в международных отношениях СССР во второй половине 80-х г. ХХ века»

ПЗ №6 «Образование Российской Федерации и СНГ»

Планы занятий

Чудинов А.В., Гладышева А.В., История: учебник для 11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) – 2-е издание, Москва, 2011.

Методическая рекомендация для студентов по подготовке к семинарам и выполнению самостоятельных работ. Модуль «История» ОГСЭ 02.

Ожидаемая рефлексия: поиск информации о вопросе, расширение мировоззрения путем изучения процесса или исторических фактов в системе общественных отношений, качественное выполнение заданий, логическая цепь представления аргументов. Формулирование выводов.

Использование образовательных технологий с учетом модульной структуры рабочей программы  

общеобразовательной дисциплины «История ОГСЭ 0.2»

Технология информационно-коммуникативного обучения:

метод презентации, кейс-метод

Определение информационного пространства, систематизация полученных знаний. Изучение вопросов темы, используя информационные технологии. Представление студентом результатов самостоятельной работы: общение, блог, презентация, портфолио.

Рефлексия студента: развитие информационно-коммуникационной культуры, навыки самообразования, обработки информации и систематизации, демонстрация умений пользоваться информационными технологиями (построение диаграмм, электронный вид отчета, разработка блога, презентации, графика и др.)

Технология развития критического мышления

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология проблемно-диалогического обучения

Технология составления логических карт

Выявление причин и поиск аргументов для объяснения исторических фактов, динамики развития сфер общества как системы, анализ исторических событий. Формулирование выводов.

Рефлексия студента: осмысление собственной учебной деятельности в процессе мониторинга информационных источников, выполнение задания по инструкции, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, целевая ориентация, составление логических таблиц, карт, цепочек.

Методы

Применение

Технологии развития критического мышления:

решение эвристических задач, кейс-метод, метод портфолио

Синтез информации и знаний. Развитие навыков составления логических сеток, таблиц; отчетов, докладов, презентаций, рефератов

Практические методы:

анализ, синтез, дедукция, индукция, сбор информации, моделирование, проектирование

Программирование работы студента с информационными источниками, анализ информации, выполнение самостоятельной (практической) работы в аудитории, определение проблемных зон, поиск путей решения задач или ситуаций

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: наблюдение, планирование, хронометраж, анализ, оценка

Разработка общего и индивидуального планов выполнения задания студентом самостоятельно. Мотивирование работы студентов по бальной шкале оценки.

Соблюдение этапов по плану, консультация и сдача материала практических (проектно-исследовательских) работ преподавателю.

Самоконтроль студентом за ходом выполнения самостоятельной работы.

Контроль объема и качества выполненной работы преподавателем

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Учебно-методический комплекс

Контрольная работа №1

Суверенитет России и политическая система общества

План занятия

Чудинов А.В., Гладышева А.В., История: учебник для 11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) – 2-е издание, Москва, 2011.

Методическая рекомендация для студентов по подготовке к семинарам и выполнению самостоятельных работ. Модуль «История» ОГСЭ 02.

Сборник контрольных работ для студентов по общеобразовательной дисциплине «История»

Ожидаемая рефлексия: качественные ответы на вопросы, умение рассуждать о процессах и фактах исторической эпохи, ориентация во временном пространстве исторической эпохи, синтез информации, формулирование выводов.

Методы

Применение

Метод стимулирования и мотивации

Студентам представляется дополнительная информация в печатном и электронном виде. Для углубленного изучения вопроса темы студент получает консультацию от преподавателя о ходе самостоятельной работы.

Для студентов разработана бальная оценочная шкала, где оценка работы проводится в процентах.

Практические методы:

анализ, синтез, дедукция, индукция, сбор информации, моделирование, проектирование

Программирование работы студента с информационными источниками, анализ информации, выполнение самостоятельной (практической) работы в аудитории, определение проблемных зон, поиск путей решения задач или ситуаций

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА ЗА ПРЕДЕЛАМИ АУДИТОРИИ

Технология проектной деятельности

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология развития критического мышления

Технология составления логических карт

Технология информационно- коммуникативного обучения

Технология на основе методов исследования

Преподавателем представлены варианты проектно-исследовательских работ теоретического характера. Допускается изучение темы эмпирическими методами исследования.

Студентом проводится сбор и мониторинг информации. Постановка цели и задач. Проведение дальнейшего теоретического исследования  исторических фактов. Представление доклада или презентации аудитории.

Для студентов разработана методическая рекомендация по подготовке к семинарам или выполнения практических (проектно-исследовательских) работ. В данной методической рекомендации представлен план по уровням работы студента индивидуально или в группе.

Рефлексия студента: выбор альтернативы, выбор формы обучения, выполнение задания по инструкции, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, целевая ориентация, проявление навыков целеполагания и управления ресурсами.

Проектно-исследовательская деятельность студентов

Темы проектно-исследовательских работ представлены в вариантах.

Темы в вариантах разработаны на основании тем практических занятий. В структурно-логических схемах применения образовательных технологий дано логическое объяснение выполнения самостоятельной работы студентами. Допускается выполнение проектно-исследовательских работ в группе не более 3-4 человек. Проектно-исследовательские работы должны быть представлены в виде презентации с пользованием информационных технологий.

Методическая рекомендация для студентов по подготовке к семинарам и выполнению самостоятельных работ. Модуль «История» ОГСЭ 02.

Рефлексия студента: представление результатов самостоятельной работы в виде продукта интеллектуальной деятельности: презентация, доклад, структурно-логическая схема, логическая сетка, блог, эвристическая модель и др.

1.2.МОДУЛЬ: РОССИЯ И МИР В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА.

  1. ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В 90-Е ГГ. XX ВЕКА.
  2. УКРЕПЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ РОССИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
  3. РОССИЯ И МИРОВЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
  4. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ
  5. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ
  6. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РФ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Учебно-методический комплекс

КОМБИНИРОВАННЫЙ

ЛЕКЦИЯ

СЕМИНАР

Планы занятий

Чудинов А.В., Гладышева А.В., История: учебник для 11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) – 2-е издание, Москва, 2011.

Методическая рекомендация для студентов по подготовке к семинарам и выполнению самостоятельных работ. Модуль «История» ОГСЭ 02.

Использование образовательных технологий с учетом модульной структуры рабочей программы  

общеобразовательной дисциплины «История ОГСЭ 0.2»

Технология проблемно-диалогического обучения

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология составления логических карт

Преподаватель предлагает обсудить политические, социально-экономические. эвристические модели исторических эпох. Имитация пространства аудитории в пространство исторической эпохи через воздействия на сознание студента посредством визуализации артефактов.

Рефлексия студента: систематизация знаний студентов об исторических фактах, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, высказывание своего отношения и  ощущения,  анализ позиции «здесь и сейчас».

Технология развития критического мышления

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология проблемно-диалогического обучения

Технология составления логических карт

Выявление причин и поиск аргументов для объяснения исторических фактов, динамики развития сфер общества как системы, анализ исторических событий. Формулирование выводов.

Рефлексия студента: осмысление собственной учебной деятельности в процессе мониторинга информационных источников, выполнение задания по инструкции, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, целевая ориентация, составление логических таблиц, карт, цепочек.

Технология информационно-коммуникативного обучения:

метод презентации, кейс-метод

Определение информационного пространства, систематизация полученных знаний. Изучение вопросов темы, используя информационные технологии. Представление студентом результатов самостоятельной работы: общение, блог, презентация, портфолио.

Рефлексия студента: развитие информационно-коммуникационной культуры, навыки самообразования, обработки информации и систематизации, демонстрация умений пользоваться информационными технологиями (построение диаграмм, электронный вид отчета, разработка блога, презентации, графика и др.)

Технология на основе игровых методов

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология составления логических карт

Технология на основе методов исследования

В основе технологии заложен кейс-метод. Основу деятельности участников деловой игры составляет игровое моделирование

Рефлексия студента: активность поведения в рассмотрении ситуации, выбор роли, мотивация к достижению цели,  активность в дискуссиях по вопросам совершенствования социально-экономической модели, свободное представление индивидуальной точки зрения на выработку предложений и принятие решений, активное взаимодействие участников деловой игры с консультантом,  проявление интереса к элементам обучения, демонстрация индивидуальных и интеллектуальных качеств личности в импульсном режиме работы.

Методы

Применение

Технология проблемно-диалогического обучения:

«мозговой штурм», эвристический диалог, решение проблемной ситуации, дискуссия, метод учебного  исследования

Синтез информации и знаний. Составление логических таблиц. Рассмотрение проблем общественных систем. Предложение альтернативы решения проблемной ситуации

Технология развития критического мышления:

решение ситуационных задач, презентация, демонстрационный метод, «круглый стол»

Синтез информации и знаний. Составление логических карт. Выработка решения. Представление интеллектуальной работы аудитории

Технология на основе игровых методов:

методы ролевой игры, метод игрового проектирования

Рассмотрение основ отраслевого права. На основе игровых методов рассмотреть жизненные ситуации и пути их решения. Определение рисков неправомерного поведения граждан РФ и иностранцев

Технология на основе методов исследования:

теоретический анализ, индуктивный и дедуктивный, анкетирование, синтез, исторический метод познания, метод идеализации

Определение пути достижения цели или задачи в процессе рассмотрения темы. Развитие у студентов умения теоретического и практического освоения действительности. Разработка концепции исследования проблемной зоны

Словесные методы:

объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция

Формирование теоретических и фактических знаний, так как материал носит преимущественно теоретически- информационный характер

Практические методы:

планирование, синтез, анализ, выполнение работы

Программирование работы студента с информационными источниками, анализ информации, выполнение самостоятельной (практической) работы в аудитории, определение проблемных зон, самостоятельная работа за пределами аудитории.

Метод стимулирования и мотивации

Студентам представляется дополнительная информация в печатном и электронном виде. Для углубленного изучения вопроса темы студент получает консультацию от преподавателя о ходе самостоятельной работы.

Для студентов разработана бальная оценочная шкала, где оценка работы проводится в процентах.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В АУДИТОРИИ

Учебно-методический комплекс

Самостоятельная работа  в аудитории: составление логических таблиц, карт, сеток; отчетов об исследовании вопросов, презентации, доклады, рефераты

 

ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ, ОПРЕДЕЛЕННЫХ В ТЕМАХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

План занятия

Чудинов А.В., Гладышева А.В., История: учебник для 11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) – 2-е издание, Москва, 2011.

Методическая рекомендация для студентов по подготовке к семинарам и выполнению самостоятельных работ. Модуль «История» ОГСЭ 02.

Ожидаемая рефлексия: демонстрация знаний и умений в по основам психологии, навыков рассуждения о философии бытия человека, умение аргументировать свою точку зрения, умение использовать свой опыт и подсказки для построения логичного ответа на вопрос.

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Учебно-методический комплекс

ПЗ №7 «Позиции международных организаций в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве»

ПЗ №8 «Экономические отношения России на мировых рынках в 90-е годы ХХ века»

ПЗ №9 «Реформы территориального устройства РФ»

ПЗ №10 «Результаты сотрудничества России с ближним зарубежьем  в конце ХХ в»

ПЗ №11 «Интеграционные процессы в общественных сферах российского общества»

ПЗ №12 «Экономические реформы в России за период 1992-2011 гг»

ПЗ №13 «Основные тенденции развития российской культуры в ХХ-ХХI в.в»

ПЗ №14 «Молодежные субкультуры в ХХIвеке»

ПЗ №15 «Глобализация проблем в России  в ХХI веке»

ПЗ №16 «Кадровый потенциал России»

ПЗ №17 «Программы развития России в ХХI веке»

Планы занятий

Чудинов А.В., Гладышева А.В., История: учебник для 11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) – 2-е издание, Москва, 2011.

Методическая рекомендация для студентов по подготовке к семинарам и выполнению самостоятельных работ. Модуль «История» ОГСЭ 02.

Ожидаемая рефлексия: поиск информации о вопросе, расширение мировоззрения путем изучения процесса или исторических фактов в системе общественных отношений, качественное выполнение заданий, логическая цепь представления аргументов. Формулирование выводов.

Использование образовательных технологий с учетом модульной структуры рабочей программы  

общеобразовательной дисциплины «История ОГСЭ 0.2»

Технология информационно-коммуникативного обучения:

метод презентации, кейс-метод

Определение информационного пространства, систематизация полученных знаний. Изучение вопросов темы, используя информационные технологии. Представление студентом результатов самостоятельной работы: общение, блог, презентация, портфолио.

Рефлексия студента: развитие информационно-коммуникационной культуры, навыки самообразования, обработки информации и систематизации, демонстрация умений пользоваться информационными технологиями (построение диаграмм, электронный вид отчета, разработка блога, презентации, графика и др.)

Технология развития критического мышления

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология проблемно-диалогического обучения

Технология составления логических карт

Выявление причин и поиск аргументов для объяснения исторических фактов, динамики развития сфер общества как системы, анализ исторических событий. Формулирование выводов.

Рефлексия студента: осмысление собственной учебной деятельности в процессе мониторинга информационных источников, выполнение задания по инструкции, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, целевая ориентация, составление логических таблиц, карт, цепочек.

Методы

Применение

Технологии развития критического мышления:

решение эвристических и ситуаионных задач, кейс-метод

Синтез информации и знаний. Развитие навыков составления логических сеток, таблиц; отчетов, докладов, презентаций, рефератов

Практические методы:

анализ, синтез, дедукция, индукция, сбор информации, моделирование, проектирование

Программирование работы студента с информационными источниками, анализ информации, выполнение самостоятельной (практической) работы в аудитории, определение проблемных зон, поиск путей решения задач или ситуаций

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: наблюдение, планирование, хронометраж, анализ, оценка

Разработка общего и индивидуального планов выполнения задания студентом самостоятельно. Мотивирование работы студентов по бальной шкале оценки.

Соблюдение этапов по плану, консультация и сдача материала практических (проектно-исследовательских) работ преподавателю.

Самоконтроль студентом за ходом выполнения самостоятельной работы.

Контроль объема и качества выполненной работы преподавателем

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Учебно-методический комплекс

Зачет

План занятия

Чудинов А.В., Гладышева А.В., История: учебник для 11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) – 2-е издание, Москва, 2011.

Методическая рекомендация для студентов по подготовке к семинарам и выполнению самостоятельных работ. Модуль «История» ОГСЭ 02.

Сборник контрольных работ для студентов по общеобразовательной дисциплине «История»

Ожидаемая рефлексия: качественные ответы на вопросы, умение рассуждать о процессах и фактах исторической эпохи, ориентация во временном пространстве исторической эпохи, синтез информации, формулирование выводов.

Методы

Применение

Метод стимулирования и мотивации

Студентам представляется дополнительная информация в печатном и электронном виде. Для углубленного изучения вопроса темы студент получает консультацию от преподавателя о ходе самостоятельной работы.

Для студентов разработана бальная оценочная шкала, где оценка работы проводится в процентах.

Практические методы:

анализ, синтез, дедукция, индукция, сбор информации, моделирование, проектирование

Программирование работы студента с информационными источниками, анализ информации, выполнение самостоятельной (практической) работы в аудитории, определение проблемных зон, поиск путей решения задач или ситуаций

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА ЗА ПРЕДЕЛАМИ АУДИТОРИИ

Технология проектной деятельности

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология развития критического мышления

Технология составления логических карт

Технология информационно- коммуникативного обучения

Технология на основе методов исследования

Преподавателем представлены варианты проектно-исследовательских работ теоретического характера. Допускается изучение темы эмпирическими методами исследования.

Студентом проводится сбор и мониторинг информации. Постановка цели и задач. Проведение дальнейшего теоретического исследования  исторических фактов. Представление доклада или презентации аудитории.

Для студентов разработана методическая рекомендация по подготовке к семинарам или выполнения практических (проектно-исследовательских) работ. В данной методической рекомендации представлен план по уровням работы студента индивидуально или в группе.

Рефлексия студента: выбор альтернативы, выбор формы обучения, выполнение задания по инструкции, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, целевая ориентация, проявление навыков целеполагания и управления ресурсами.

Проектно-исследовательская деятельность студентов

Темы проектно-исследовательских работ представлены в вариантах.

Темы в вариантах разработаны на основании тем практических занятий. В структурно-логических схемах применения образовательных технологий дано логическое объяснение выполнения самостоятельной работы студентами. Допускается выполнение проектно-исследовательских работ в группе не более 3-4 человек. Проектно-исследовательские работы должны быть представлены в виде презентации с пользованием информационных технологий.

Методическая рекомендация для студентов по подготовке к семинарам и выполнению самостоятельных работ. Модуль «История» ОГСЭ 02.

Рефлексия студента: представление результатов самостоятельной работы в виде продукта интеллектуальной деятельности: презентация, доклад, структурно-логическая схема, логическая сетка, блог, эвристическая модель и др.

2.КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

На общем уровне в концепции методологии образовательного процесса преподаватель использует технологию адаптивного обучения, технологию программированного обучения, технологию поэтапного формирования умственных действий, личностно- деятельностный подход. Такой выбор технологий определен социальными и психологическими особенностями обучающихся студентов в техникуме.

Для обеспечения получения студентами умений и овладением общими компетенциями при разработке аудиторных и внеаудиторных занятий преподаватель руководствовался концепцией методологии образовательного процесса по общеобразовательным дисциплинам «История» и «История ОГСЭ 0.2.». В концепцию методологии преподаватель включает такие частные образовательные технологии, как технология развития критического мышления, технология проблемно-диалогического обучения, технология информационно-коммуникативного обучения, технология на основе методов исследования, технология на основе игровых методов, технология составления логических карт, технология проектной деятельности. В таблице рассмотрены возможности применения образовательных технологий для реализации стандартов ФГОС:

Формирование умений ФГОС

Коды формируемых ОК

Концепция методологии образовательного процесса

Характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития

ОК 2, ОК 4, ОК 6, ОК 7

Общий уровень: технология программированного обучения, технология поэтапного формирования умственных действий

Частный уровень: технология проблемно-диалогического обучения, технология информационно-коммуникативного обучения

Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 4, ОК 7

Общий уровень: технология программированного обучения, технология поэтапного формирования умственных действий, технология адаптивного обучения

Частный уровень: технология развития критического мышления, технология на основе методов исследования, технология информационно-коммуникативного обучения, технология проектной деятельности

Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества)

ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 7

Общий уровень: технология программированного обучения, технология поэтапного формирования умственных действий, технология адаптивного обучения, личностно- деятельстный подход

Частный уровень: технология развития критического мышления, технология информационно-коммуникативного обучения, технология составления логических карт, технология на основе игровых методов

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

ОК 2, ОК 4, ОК 6, ОК 7

Общий уровень: технология программированного обучения,  технология адаптивного обучения, личностно- деятельностный подход

Частный уровень: технология развития критического мышления, технология информационно-коммуникативного обучения, технология составления логических карт, технология на основе игровых методов

Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6

Общий уровень: технология программированного обучения,  технология адаптивного обучения, личностно- деятельностный подход

Частный уровень: технология на основе етодов исследования, технология информационно-коммуникативного обучения, технология составления логических карт, технология на основе игровых методов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

   Методическая карта программы учебного курса общеобразовательной дисциплины «Обществознание» разработана как рекомендация преподавателю для организации проведения занятий со студент...

МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

   Методическая карта программы учебного курса общеобразовательной дисциплины «История» разработана как рекомендация преподавателю для организации проведения занятий со студентами на ...

Рабочая программа учебного курса по истории для 6 класса «История Средневековья в лицах»

Содержание программы предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе фор...

Рабочая программа учебного курса по истории России

Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по исто¬рии для 5-9 классов образов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Всеобщая история» в 7-х классах на 2019-2020 учебный год

Цель курса:Главная цель школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности. Реализация эт...

Рабочая программа учебного курса по истории России для 9 класса

Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по исто­рии для 5-9 классов обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ»

Программа курса «Военная история России» направлена на формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению...