МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
методическая разработка по обществознанию по теме

Смолъянинова Александра Николаевна

     Методическая карта программы учебного курса общеобразовательной дисциплины «Обществознание» разработана как рекомендация преподавателю для организации проведения занятий со студентами на 2-3 курсах по специальностям НПО и на 1 курсе по специальностям СПО. В данной методической карте применяются современные образовательные технологии для организации занятий с учетом принципа дифференцированности:  форма проведения занятия, модуля программы, категории студентов, техническое обеспечение кабинета и другое. Набор современных образовательных технологий, с учетом модульной структуры рабочей программы  общеобразовательной дисциплины «Обществознание» и выбора методов обучения преподавателем-составителем, предложен в концепции методологии образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.karta_obshch.docx83.1 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Разработал преподаватель:

Смолъянинова Александра Николаевна

специальности НПО

270802.10 «Мастер отделочных работ (маляр -строительный, штукатур)»

150709. 02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»

2.19 «Слесарь по ремонту автомобилей»

курс

2-3

специальности СПО

190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

150415 «Сварочное производство»

190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

курс

1


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

1

МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

5

1.1.

МОДУЛЬ: ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

5

1.2.

МОДУЛЬ: СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9

1.3.

МОДУЛЬ: ЭКОНОМИКА

15

1.4.

МОДУЛЬ:  ПРАВО

25

1.5.

МОДУЛЬ:  ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

31

1.6.

МОДУЛЬ:  ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

37

2

КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

41


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая карта программы учебного курса общеобразовательной дисциплины «Обществознание» разработана как рекомендация преподавателю для организации проведения занятий со студентами на 2-3 курсах по специальностям НПО и на 1 курсе по специальностям СПО. В данной методической карте применяются современные образовательные технологии для организации занятий с учетом принципа дифференцированности:  форма проведения занятия, модуля программы, категории студентов, техническое обеспечение кабинета и другое. Набор современных образовательных технологий, с учетом модульной структуры рабочей программы  общеобразовательной дисциплины «Обществознание» и выбора методов обучения преподавателем-составителем, предложен в концепции методологии образовательного процесса.

Место общеобразовательной дисциплины «Обществознание» в структуре основной профессиональной образовательной программы определено тем, что входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл. Реализация программы направлена на формирование следующих общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 Для реализации рабочей программы преподавателем определены следующие формы организации обучения:

  1. классно-урочная (лекции, наглядно-иллюстрационная беседа, консультация, практическая работа, комбинированный);
  2. индивидуальная и индивидуально-групповая (триада или квартет выполняет подготовку семинара или презентации темы практической, определение проблемных зон);
  3. дальтон-план (система занятий по индивидуальному плану обучения);
  4. кейс-метод (дистанционное обучение с учебно-методическим комплексом).

В процессе обучения по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»,  использую следующие общепринятые дидактические принципы: сознательность, активность,   наглядность,  систематичность и последовательность,  прочность,  доступность, быстрый темп в изучении материала и ведущая роль теоретических знаний. В концепции методологии образовательного процесса определены технология всеобщего уровня, технологии общего уровня и технологии частного уровня. При выборе образовательных технологий преподаватель учитывает следующие критерии:

  • возрастные особенности студентов;
  • их соответствие целям и задачам обучения и развития;
  • соответствие содержанию занятия;
  • соответствие реальным возможностям студентов, стиля преподавания и технического обеспечения техникума;
  • соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени;
  • соответствие возможностям самого преподавателя, уровню его подготовки и образования.

Для реализации рабочих программ по специальностям общеобразовательной дисциплины «Обществознание» преподаватель  формирует выборку образовательных технологий, форм и  методов обучения. Преподавателем проводится диагностика рефлексии студентов, что отражено в анализе профессиональной деятельности преподавателя. Первый анализ преподавателем был проведен в 2011-2013 годы. В данный период профессиональной деятельности преподавателем была смоделирована карта программы учебного курса. В данной карте, по модулям и темам рабочей программы, определены формы обучения, образовательные технологии и методы, предложен учебно-методический комплекс.

За период 2011-2014 годы была проведена диагностика рефлексии студентов методом наблюдения (активность и уровень мировоззрения (сознания) студентов). По итогам диагностики для изучения четырех сфер были выбраны современные образовательные технологии: технология развития критического мышления, технология проблемно-диалогического обучения, технология информационно-коммуникативного обучения, технология проектной деятельности, технологии на основе методов исследования, технологии на основе игровых методов, технология составления логических карт. По данной программе курса преподавателем определены такие методы обучения, как словесные методы, наглядные методы, практические методы, методы по типу познавательной деятельности, метод стимулирования и мотивации, методы образовательных технологий, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.  


1.МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

  1. МОДУЛЬ:  ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

ТЕМА 1. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА, ВРОЖДЁННЫЕ И ПРИОБРЕТЁННЫЕ КАЧЕСТВА

ТЕМА 2. ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ СИСТЕМА 

 ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Учебно-методический комплекс

КОМБИНИРОВАННЫЙ

ЛЕКЦИЯ

СЕМИНАР

Планы занятий

А.Г. Важенин «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей

Методическое пособие для студентов по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»

Использование образовательных технологий с учетом модульной структуры рабочей программы  

общеобразовательной дисциплины «Обществознание»

Технология развития критического мышления

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология составление логических карт

Технология информационно- коммуникативного обучения

Выявление причин и поиск аргументов для объяснения факторов развития человечества, показателей динамики развития сфер общества как системы, поведения человека в той или иной ситуации, оценка качеств личности. Формулирование выводов.

Рефлексия студента: осмысление им собственной учебной деятельности в процессе мониторинга информационных источников, выполнение задания по инструкции, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, целевая ориентация, составление логических таблиц, карт, цепочек.

Технология проблемно-диалогического обучения

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология информационно-коммуникативного обучения

Технология составления логических карт

Преподаватель предлагает обсудить правовую, религиозную, эвристическую, социально-экономическую модели решения проблемных вопросов в деятельности человека или малой группы.

Рефлексия студента: систематизация знаний студентов и обсуждение гипотез, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, высказывание своего отношения и  ощущения, осознание своих достижений, которые способствуют приращению знаний, анализ позиции «здесь и сейчас».

Методы

Применение

Технологии проблемно-диалогического обучения:

Эвристический диалог, решение проблемной ситуации, дискуссия

Синтез информации и знаний. Составление логических таблиц. Рассмотрение проблем общественных систем. Предложение альтернативы решения проблемной ситуации.

Технологии развития критического мышления:

«круглый стол», решение ситуационных задач, метод презентации

Синтез информации и знаний. Составление логических карт. Выработка решения. Представление интеллектуальной работы аудитории.

Словесные методы:

объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция

Формирование теоретических и фактических знаний, так как материал носит преимущественно теоретически- информационный характер

Практические методы:

планирование, синтез, анализ, выполнение работы

Программирование работы студента с информационными источниками, анализ информации, выполнение самостоятельной (практической) работы в аудитории, определение проблемных зон.

Метод стимулирования и мотивации

Студентам представляется дополнительная информация в печатном и электронном виде. Для углубленного изучения вопроса темы студент получает консультацию от преподавателя о ходе самостоятельной работы.

Для студентов разработана бальная оценочная шкала, где оценка работы проводится в процентах.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В АУДИТОРИИ

Учебно-методический комплекс

Самостоятельная работа  в аудитории: составление логических таблиц, карт, сеток

«Древние цивилизации»

«Древние верования и религия»

«Функции государства»

План занятия

А.Г.Важенин «Обществознание»

Сборник заданий для самостоятельной работы в аудитории по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»

Ожидаемая рефлексия: демонстрация знаний и умений по основам психологии, навыков рассуждения о философии бытия человека, умение аргументировать свою точку зрения, умение использовать свой опыт и подсказки для построения логичного ответа на вопрос.

Использование образовательных технологий с учетом модульной структуры рабочей программы

 общеобразовательной дисциплины «Обществознание»

Технология информационно-коммуникативного обучения:

метод презентации, кейс-метод

Определение информационного пространства, систематизация полученных знаний. Изучение вопросов темы, используя информационные технологии. Представление студентом результатов самостоятельной работы: общение, блог, презентация, портфолио.

Рефлексия студента: развитие информационно-коммуникационной культуры, навыки самообразования, обработки информации и систематизации, демонстрация умений пользоваться информационными технологиями (построение диаграмм, электронный вид отчета, разработка блога, презентации, графика и др.)

Технология развития критического мышления

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология проблемно-диалогического обучения

Технология составления логических карт

Выявление причин и поиск аргументов для объяснения факторов развития человечества, показателей динамики развития сфер общества как системы, поведения человека в той или иной ситуации, оценка качеств личности. Формулирование выводов.

Рефлексия студента: осмысление им собственной учебной деятельности в процессе мониторинга информационных источников, выполнение задания по инструкции, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, целевая ориентация, составление логических таблиц, карт, цепочек.

Методы

Применение

Технологии развития критического мышления:

решение ситуационных задач, кейс-метод

Синтез информации и знаний. Развитие навыков составления логических сеток, таблиц.

Практические методы:

анализ, синтез, дедукция, индукция, сбор информации, моделирование, проектирование

Программирование работы студента с информационными источниками, анализ информации, выполнение самостоятельной (практической) работы в аудитории, определение проблемных зон, поиск путей решения задач или ситуаций

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: наблюдение, планирование, хронометраж, анализ, оценка

Разработка общего и индивидуального планов выполнения задания студентом самостоятельно. Мотивирование работы студентов по бальной шкале оценки.

Соблюдение этапов по плану, консультация и сдача материала практических (проектно-исследовательских) работ преподавателю.

Самоконтроль студентом за ходом выполнения самостоятельной работы.

Контроль объема и качества выполненной работы преподавателем

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Учебно-методический комплекс

ПР №1 «Формирование мировоззрения человека»

План занятия

А.Г. Важенин «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей

Сборник практических работ для студентов по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»

Ожидаемая рефлексия: поиск информации о вопросе, расширение мировоззрения путем изучения процесса или фактов в системе общественных отношений, качественное выполнение заданий, логическая цепь представления аргументов

Использование образовательных технологий с учетом модульной структуры рабочей программы  

общеобразовательной дисциплины «Обществознание»

Технология информационно-коммуникативного обучения:

метод презентации, кейс-метод

Определение информационного пространства, систематизация полученных знаний. Изучение вопросов темы, используя информационные технологии. Представление студентом результатов самостоятельной работы: общение, блог, презентация, портфолио.

Рефлексия студента: развитие информационно-коммуникационной культуры, навыки самообразования, обработки информации и систематизации, демонстрация умений пользоваться информационными технологиями (построение диаграмм, электронный вид отчета, разработка блога, презентации, графика и др.)

Технология развития критического мышления

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология составление логических карт

Технология информационно- коммуникативного обучения

Выявление причин и поиск аргументов для объяснения факторов развития человечества, показателей динамики развития сфер общества как системы, поведения человека в той или иной ситуации, оценка качеств личности. Формулирование выводов.

Рефлексия студента: осмысление им собственной учебной деятельности в процессе мониторинга информационных источников, выполнение задания по инструкции, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, целевая ориентация, составление логических таблиц, карт, цепочек.

Методы

Применение

Технологии развития критического мышления:

решение ситуационных задач, кейс-метод

Синтез информации и знаний. Составление логических карт. Выработка решения. Представление интеллектуальной работы аудитории.

Формирование сообщений о интересных фактах по сферам деятельности человека.

Методы по типу познавательной деятельности: проблемное изложение, эвристический.

Программирование работы студентов, определение способов добывания   знаний самостоятельно.

Рефлексия студента: умение работать по информационной модели, систематизировать свои знания и формулировать выводы, переводить действия в мышление и результат интеллектуальной деятельности

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Учебно-методический комплекс

Кр №1 «философия и психология бытия человека»

План занятия

А.Г. Важенин «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей

Сборник контрольных работ для студентов по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»

Ожидаемая рефлексия: качественные ответы на вопросы, умение рассуждать о философии и психологии бытия человека, знания об основах психологии и прогнозировании поведения человека в конкретной ситуации

Методы

Применение

Метод стимулирования и мотивации

Студентам представляется дополнительная информация в печатном и электронном виде. Для углубленного изучения вопроса темы студент получает консультацию от преподавателя о ходе самостоятельной работы.

Для студентов разработана бальная оценочная шкала, где оценка работы проводится в процентах.

Практические методы:

анализ, синтез, дедукция, индукция, сбор информации, моделирование, проектирование

Программирование работы студента с информационными источниками, анализ информации, выполнение самостоятельной (практической) работы в аудитории, определение проблемных зон, поиск путей решения задач или ситуаций

 1.2.МОДУЛЬ: СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

ТЕМА 1.СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ И СТРАТИФИКАЦИЯ

ТЕМА 2.СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И КОНФЛИКТЫ.

ТЕМА 3.ВАЖНЕЙШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Учебно-методический комплекс

КОМБИНИРОВАННЫЙ

ЛЕКЦИЯ

СЕМИНАР

Планы занятий

А.Г. Важенин «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей

Методическое пособие для студентов по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»

Использование образовательных технологий с учетом модульной структуры рабочей программы  

общеобразовательной дисциплины «Обществознание»

Технология проблемно-диалогического обучения

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология информационно-коммуникативного обучения

Технология составления логических карт

Преподаватель  предлагает обсудить правовую, социально-экономическую модели решения проблемных вопросов в деятельности человека или малой группы.

Рефлексия студента: систематизация знаний студентов и обсуждение гипотез, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, высказывание своего отношения и  ощущения, осознание своих достижений, которые способствуют приращению знаний, анализ позиции «здесь и сейчас».

Технология развития критического мышления

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология составление логических карт

Технология информационно- коммуникативного обучения

Выявление причин и поиск аргументов для объяснения факторов развития человечества, показателей динамики развития сфер общества как системы, поведения человека в той или иной ситуации, оценка качеств личности. Формулирование выводов.

Рефлексия студента: осмысление им собственной учебной деятельности в процессе мониторинга информационных источников, выполнение задания по инструкции, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, целевая ориентация, составление логических таблиц, карт, цепочек.

Методы

Применение

Технологии проблемно-диалогического обучения:

эвристический диалог, решение проблемной ситуации, дискуссия

Синтез информации и знаний. Составление логических таблиц. Рассмотрение проблем общественных систем. Предложение альтернативы решения проблемной ситуации.

Технологии развития критического мышления:

«круглый стол», решение ситуационных задач

Синтез информации и знаний. Составление логических карт. Выработка решения. Представление интеллектуальной работы аудитории.

Словесные методы:

объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция

 Формирование теоретических и фактических знаний, так как материал носит преимущественно теоретически- информационный характер

Практические методы:

планирование, синтез, анализ, выполнение работы

Программирование работы студента с информационными источниками, анализ информации, выполнение самостоятельной (практической) работы в аудитории, определение проблемных зон.

Метод стимулирования и мотивации

Студентам представляется дополнительная информация в печатном и электронном виде. Для углубленного изучения вопроса темы студент получает консультацию от преподавателя о ходе самостоятельной работы. Для студентов разработана бальная оценочная шкала, где оценка работы проводится в процентах.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В АУДИТОРИИ

Учебно-методический комплекс

Самостоятельная работа: составление логических таблиц, карт, сеток.

«Национальные традиции»

«Нормы морали и религия»

«Конфликт и способы решения конфликтной ситуации»

«Структура конфликта и его решение»

План занятия

А.Г. Важенин «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей

Сборник заданий для самостоятельной работы в аудитории по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»

Ожидаемая рефлексия: умение работать с дополнительной информацией, формулирование выводов, выстраивание логической цепочки на основе предлагаемых подсказках, навыки целеполагания

Использование образовательных технологий с учетом модульной структуры рабочей программы  

общеобразовательной дисциплины «Обществознание»

Технология информационно-коммуникативного обучения:

метод презентации, кейс-метод

Определение информационного пространства, систематизация полученных знаний. Изучение вопросов темы, используя информационные технологии. Представление студентом результатов самостоятельной работы: общение, блог, презентация, портфолио.

Рефлексия студента: развитие информационно-коммуникационной культуры, навыки самообразования, обработки информации и систематизации, демонстрация умений пользоваться информационными технологиями (построение диаграмм, электронный вид отчета, разработка блога, презентации, графика и др.)

Технология развития критического мышления

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология составление логических карт

Технология информационно- коммуникативного обучения

Выявление причин и поиск аргументов для объяснения факторов развития человечества, показателей динамики развития сфер общества как системы, поведения человека в той или иной ситуации, оценка качеств личности. Формулирование выводов.

Рефлексия студента: осмысление им собственной учебной деятельности в процессе мониторинга информационных источников, выполнение задания по инструкции, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, целевая ориентация, составление логических таблиц, карт, цепочек.

Методы

Применение

Технологии развития критического мышления:

решение ситуационных задач, метод презентации

Синтез информации и знаний. Составление логических карт. Выработка решения. Представление интеллектуальной работы аудитории.

Практические методы:

анализ, синтез, дедукция, индукция, сбор информации, моделирование, проектирование

Программирование работы студента с информационными источниками, анализ информации, выполнение самостоятельной (практической) работы в аудитории, определение проблемных зон, поиск путей решения задач или ситуаций

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: наблюдение, планирование, хронометраж, анализ, оценка

Разработка общего и индивидуального планов выполнения задания студентом самостоятельно. Мотивирование работы студентов по бальной шкале оценки.

Соблюдение этапов по плану, консультация и сдача материала практических (проектно-исследовательских) работ преподавателю.

Самоконтроль студентом за ходом выполнения самостоятельной работы.

Контроль объема и качества выполненной работы преподавателем

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Учебно-методический комплекс

Практическое занятие №2

Семьи – первая ступень человека в обществе

План занятия

А.Г. Важенин «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей

Сборник практических работ для студентов по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»

Ожидаемая рефлексия: поиск информации о вопросе, расширение мировоззрения путем изучения процесса или фактов в системе общественных отношений, качественное выполнение заданий, логическая цепь представления аргументов, поиск причинно-следственных процессов

Использование образовательных технологий с учетом модульной структуры рабочей программы  

общеобразовательной дисциплины «Обществознание»

Технология информационно-коммуникативного обучения:

метод презентации, кейс-метод

Определение информационного пространства, систематизация полученных знаний. Изучение вопросов темы, используя информационные технологии. Представление студентом результатов самостоятельной работы: общение, блог, презентация, портфолио.

Рефлексия студента: развитие информационно-коммуникационной культуры, навыки самообразования, обработки информации и систематизации, демонстрация умений пользоваться информационными технологиями (построение диаграмм, электронный вид отчета, разработка блога, презентации, графика и др.)

Технология развития критического мышления

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология составление логических карт

Технология информационно- коммуникативного обучения

Выявление причин и поиск аргументов для объяснения факторов развития человечества, показателей динамики развития сфер общества как системы, поведения человека в той или иной ситуации, оценка качеств личности. Формулирование выводов.

Рефлексия студента: осмысление им собственной учебной деятельности в процессе мониторинга информационных источников, выполнение задания по инструкции, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, целевая ориентация, составление логических таблиц, карт, цепочек.

Методы

Применение

Технологии проблемно-диалогического обучения:

решение проблемной ситуации, метод учебного исследования

Синтез информации и знаний. Составление логических таблиц. Рассмотрение проблем общественных систем. Предложение альтернативы решения проблемной ситуации.

Методы по типу познавательной деятельности: проблемное изложение, эвристический.

Программирование работы студентов, определение способов добывания   знаний самостоятельно.

Рефлексия студента: умение работать по информационной модели, систематизировать свои знания и формулировать выводы, переводить действия в мышление и результат интеллектуальной деятельности

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Учебно-методический комплекс

КР №2 «Организация социально-культурной деятельности в малых группах»

План занятия

А.Г. Важенин «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей

Сборник контрольных работ для студентов по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»

Ожидаемая рефлексия: демонстрация навыков и знаний о организации деятельности малой группы на уровне техникума или проекта, теоретические знания о социально-психологических факторах жизнедеятельности малой группы, умение выявлять проблемные зоны в конфликтной ситуации и предлагать пути решения

Методы

Применение

Метод стимулирования и мотивации

Студентам представляется дополнительная информация в печатном и электронном виде. Для углубленного изучения вопроса темы студент получает консультацию от преподавателя о ходе самостоятельной работы.

Для студентов разработана бальная оценочная шкала, где оценка работы проводится в процентах.

Практические методы:

анализ, синтез, дедукция, индукция, сбор информации, моделирование, проектирование

Программирование работы студента с информационными источниками, анализ информации, выполнение самостоятельной (практической) работы в аудитории, определение проблемных зон, поиск путей решения задач или ситуаций

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА ЗА ПРЕДЕЛАМИ АУДИТОРИИ

Проектно-исследовательская деятельность студентов

Темы проектной деятельности:

  1. Социальная среда и становление личности
  2. Семья – фундамент российского государства
  3. Культурные традиции народа и семейное законодательство РФ.
  4. Имидж человека и этика делового общения
  5. Возможности и успех молодого специалиста.

Рефлексия студента: представление результатов самостоятельной работы в виде продукта интеллектуальной деятельности.

Использование образовательных технологий с учетом модульной структуры рабочей программы  

общеобразовательной дисциплины «Обществознание»

Технология проектной деятельности

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология развития критического мышления

Технология составления логических карт

Технология информационно- коммуникативного обучения

Технология на основе методов исследования

Преподавателем представлены варианты проектно-исследовательских работ теоретического характера. Допускается изучение темы эмпирическими методами исследования.

Студентом проводится сбор и мониторинг информации. Постановка цели и задач. Проведение дальнейшего теоретического исследования  исторических фактов. Представление доклада или презентации аудитории.

Для студентов разработана методическая рекомендация по подготовке к семинарам или выполнения практических (проектно-исследовательских) работ. В данной методической рекомендации представлен план по уровням работы студента индивидуально или в группе.

Рефлексия студента: выбор альтернативы, выбор формы обучения, выполнение задания по инструкции, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, целевая ориентация, проявление навыков целеполагания и управления ресурсами.

Технология информационно-коммуникативного обучения:

метод презентации, кейс-метод

Определение информационного пространства, систематизация полученных знаний. Изучение вопросов темы, используя информационные технологии. Представление студентом результатов самостоятельной работы: общение, блог, презентация, портфолио.

Рефлексия студента: развитие информационно-коммуникационной культуры, навыки самообразования, обработки информации и систематизации, демонстрация умений пользоваться информационными технологиями (построение диаграмм, электронный вид отчета, разработка блога, презентации, графика и др.)

Методы

Применение

Технологии проектной деятельности:

демонстрационный, портфолио

Мониторинг информации. Синтез информации и знаний. Выработка гипотезы. Разработка цели и задач. Выполнение работы. Представление интеллектуального труда.

Практические методы:

планирование, синтез, анализ, выполнение работы

Программирование работы студента с информационными источниками, анализ информации, выполнение самостоятельной (практической) работы в аудитории, определение проблемных зон.

Метод стимулирования и мотивации

Студентам представляется дополнительная информация в печатном и электронном виде. Для углубленного изучения вопроса темы студент получает консультацию от преподавателя о ходе самостоятельной работы. Для студентов разработана бальная оценочная шкала, где оценка работы проводится в процентах.

1.3 МОДУЛЬ: ЭКОНОМИКА

ТЕМА 1. ЭКОНОМИКА КАК НАУКА И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТЕМА 2. РЫНКИ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 

ТЕМА 3. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ 

ТЕМА 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РОССИИ

ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Учебно-методический комплекс

КОМБИНИРОВАННЫЙ

ЛЕКЦИЯ

СЕМИНАР

Планы занятий

А.Г. Важенин «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей

Н.П Котерова «Основы маркетинга: учебное пособие нач.проф. образования»

О.Н. Терещенко «Основы экономики: учебник для учащихся учреждений нач.проф. образования»

Методическое пособие для студентов по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»

Использование образовательных технологий с учетом модульной структуры рабочей программы  

общеобразовательной дисциплины «Обществознание»

Технология проблемно-диалогического обучения

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология информационно-коммуникативного обучения

Технология составления логических карт

Преподаватель предлагает обсудить правовую, управленческую, социально-экономическую модели решения проблемных вопросов в деятельности человека или малой группы.

Рефлексия студента: систематизация знаний студентов и обсуждение гипотез, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, высказывание своего отношения и  ощущения, осознание своих достижений, которые способствуют приращению знаний, анализ позиции «здесь и сейчас».

Технология развития критического мышления

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология составление логических карт

Технология информационно- коммуникативного обучения

Выявление причин и поиск аргументов для объяснения факторов развития человечества, показателей динамики развития сфер общества как системы, поведения человека в той или иной ситуации, оценка качеств личности. Формулирование выводов.

Рефлексия студента: осмысление им собственной учебной деятельности в процессе мониторинга информационных источников, выполнение задания по инструкции, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, целевая ориентация, составление логических таблиц, карт, цепочек.

Технология деловых игр

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология проблемно-диалогического обучения

Технология составления логических карт

В основе технологии заложен кейс-метод. Основу деятельности участников деловой игры составляет игровое моделирование

Рефлексия студента: активность поведения в рассмотрении ситуации и выбор роли, мотивация к достижению цели,  активность в дискуссиях по вопросам совершенствования социально-экономической модели, свободное представление индивидуальной точки зрения на выработку предложений и принятие решений, активное взаимодействие участников деловой игры с консультантом,  проявление интереса к элементам обучения, демонстрация индивидуальных и интеллектуальных качеств личности в импульсном режиме работы.

Методы

Применение

Технологии проблемно-диалогического обучения:

«мозговой штурм», решение проблемной ситуации, метод учебного исследования

Синтез информации и знаний. Составление логических таблиц. Рассмотрение проблем общественных систем. Предложение альтернативы решения проблемной ситуации.

Технологии развития критического мышления:

решение ситуационных задач, метод презентации, кейс-метод

Синтез информации и знаний. Составление логических карт. Выработка решения. Представление интеллектуальной работы аудитории.

Словесные методы:

объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция

 Формирование теоретических и фактических знаний, так как материал носит преимущественно теоретико- информационный характер

Практические методы:

планирование, синтез, анализ, выполнение работы

Программирование работы студента с информационными источниками, анализ информации, выполнение самостоятельной (практической) работы в аудитории, определение проблемных зон.

Метод стимулирования и мотивации

Студентам представляется дополнительная информация в печатном и электронном виде. Для углубленного изучения вопроса темы студент получает консультацию от преподавателя о ходе самостоятельной работы. Для студентов разработана бальная оценочная шкала, где оценка работы проводится в процентах.

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Учебно-методический комплекс

Практическое занятие №3

Формы собственности

План занятия

А.Г. Важенин «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей

Сборник практических работ для студентов по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»

Ожидаемая рефлексия: поиск информации о вопросе, расширение мировоззрения путем изучения процесса или фактов в системе общественных отношений, качественное выполнение заданий, логическая цепь представления аргументов, поиск причинно-следственных процессов

ПР №4 «Финансовый маркетинг банков»

Сборник практических работ для студентов по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»

Ожидаемая рефлексия: мониторинг услуг банков в интернете, расширение мировоззрение студента в области банковского менеджмента, получение знаний  в области финансового маркетинга банковских продуктов, представление результатов аудитории в виде диаграмм, схем и таблиц

Использование образовательных технологий с учетом модульной структуры рабочей программы  

общеобразовательной дисциплины «Обществознание»

Технология информационно-коммуникативного обучения:

метод презентации, кейс-метод

Определение информационного пространства, систематизация полученных знаний. Изучение вопросов темы, используя информационные технологии. Представление студентом результатов самостоятельной работы: общение, блог, презентация, портфолио.

Рефлексия студента: развитие информационно-коммуникационной культуры, навыки самообразования, обработки информации и систематизации, демонстрация умений пользоваться информационными технологиями (построение диаграмм, электронный вид отчета, разработка блога, презентации, графика и др.)

Технология развития критического мышления

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология составления логических карт

Выявление причин и поиск аргументов для объяснения факторов развития человечества, показателей динамики развития сфер общества как системы, поведения человека в той или иной ситуации, оценка качеств личности. Формулирование выводов.

Рефлексия студента: осмысление им собственной учебной деятельности в процессе мониторинга информационных источников, выполнение задания по инструкции, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, целевая ориентация, составление логических таблиц, карт, цепочек.

Методы

Применение

Технологии развития критического мышления:

решение ситуационных задач, кейс-метод

Синтез информации и знаний. Составление логических карт. Выработка решения. Представление интеллектуальной работы аудитории.

Методы по типу познавательной деятельности: проблемное изложение, эвристический.

Программирование работы студентов, определение способов добывания   знаний самостоятельно.

Рефлексия студента: умение работать по информационной модели, систематизировать свои знания и формулировать выводы, переводить действия в мышление и результат интеллектуальной деятельности

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Учебно-методический комплекс

КР  №3 «Производитель и потребитель в системе рыночных отношений»

План занятия

А.Г. Важенин «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей

Сборник контрольных работ для студентов по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»

Ожидаемая рефлексия: активность мышления, навыки поиска решения проблемных зон, изучение законодательства РФ в области защиты прав потребителя, активность в расширении мировоззрения, умение описать факторы развития рынка, решить задачу по экономической деятельности объекта.

КР №4 «Экономические циклы»

Сборник контрольных работ для студентов по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»

Ожидаемая рефлексия: применение знаний по новейшей истории России в выполнении заданий, умение работать с информационными источниками, навыки построения графиков, навыки описание циклов развития предприятия или страны, понимание экономических показателей и умение их расчета, навыки описания этапов экономического цикла развития предприятия, самостоятельность в определении и оценке факторов воздействия на деятельность рассматриваемого объекта, понимание концепции циклического развития глобальных систем общества

Методы

Применение

Метод стимулирования и мотивации

Студентам представляется дополнительная информация в печатном и электронном виде. Для углубленного изучения вопроса темы студент получает консультацию от преподавателя о ходе самостоятельной работы.

Для студентов разработана бальная оценочная шкала, где оценка работы проводится в процентах.

Практические методы:

анализ, синтез, дедукция, индукция, сбор информации, моделирование, проектирование

Программирование работы студента с информационными источниками, анализ информации, выполнение самостоятельной (практической) работы в аудитории, определение проблемных зон, поиск путей решения задач или ситуаций

САМОСТОЯТЕЛЬНА РАБОТА СТУДЕНТА ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Проектно-исследовательская деятельность студентов

Темы проектной деятельности:

  1. Ресурсы малого предприятия
  2. Государственные программы развития малого бизнеса.
  3. Факторы повышения рентабельности малого предприятия
  4. Повышение рентабельности малого бизнеса
  5. Трудовой потенциал малого предприятия

Рефлексия студента: представление результатов самостоятельной работы в виде продукта интеллектуальной деятельности.

Использование образовательных технологий с учетом модульной структуры рабочей программы  

общеобразовательной дисциплины «Обществознание»

Технология проектной деятельности

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология на основе методов исследования

Технология составления логических карт

Технология развития критического мышления

Преподавателем представлены варианты проектно-исследовательских работ теоретического характера. Допускается изучение темы эмпирическими методами исследования.

Студентом проводится сбор и мониторинг информации. Постановка цели и задач. Проведение дальнейшего теоретического исследования  исторических фактов. Представление доклада или презентации аудитории.

Для студентов разработана методическая рекомендация по подготовке к семинарам или выполнения практических (проектно-исследовательских) работ. В данной методической рекомендации представлен план по уровням работы студента индивидуально или в группе.

Рефлексия студента: выбор альтернативы, выбор формы обучения, выполнение задания по инструкции, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, целевая ориентация, проявление навыков целеполагания и управления ресурсами.

Технология информационно-коммуникативного обучения:

метод презентации, кейс-метод

Определение информационного пространства, систематизация полученных знаний. Изучение вопросов темы, используя информационные технологии. Представление студентом результатов самостоятельной работы: общение, блог, презентация, портфолио.

Рефлексия студента: развитие информационно-коммуникационной культуры, навыки самообразования, обработки информации и систематизации, демонстрация умений пользоваться информационными технологиями (построение диаграмм, электронный вид отчета, разработка блога, презентации, графика и др.)

1.4. МОДУЛЬ:  ПРАВО

ТЕМА 1.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

ТЕМА 2.ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕМА 3.ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА

ТЕМА 4.МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Формы проведения занятий

Учебно-методический комплекс

КОМБИНИРОВАННЫЙ

ЛЕКЦИЯ

СЕМИНАР

Планы занятий

А.Г. Важенин «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей»

А.И. Яковлев «Основы правоведения: учебник для учащихся начальных профессиональных учебных заведений»

Методическое пособие для студентов по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»

Использование образовательных технологий с учетом модульной структуры рабочей программы  

общеобразовательной дисциплины «Обществознание»

Технология проблемно-диалогического обучения

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология составления логических карт

Преподаватель предлагает обсудить правовую, управленческую, социальную модели решения проблемных вопросов в деятельности человека или малой группы.

Рефлексия студента: систематизация знаний студентов и обсуждение гипотез, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, высказывание своего отношения и  ощущения, осознание своих достижений, которые способствуют приращению знаний, анализ позиции «здесь и сейчас».

Технология развития критического мышления

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология на основе игровых методов

Технология информационно-коммуникативного обучения

Выявление причин и поиск аргументов для объяснения факторов развития человечества, показателей динамики развития сфер общества как системы, поведения человека в той или иной ситуации, оценка качеств личности. Формулирование выводов.

Рефлексия студента: осмысление им собственной учебной деятельности в процессе мониторинга информационных источников, выполнение задания по инструкции, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, целевая ориентация, составление логических таблиц, карт, цепочек.

Методы

Применение

Технология проблемно-диалогического обучения:

«мозговой штурм», решение проблемной ситуации, дискуссия

Синтез информации и знаний. Составление логических таблиц. Рассмотрение проблем общественных систем. Предложение альтернативы решения проблемной ситуации.

Технология развития критического мышления:

решение ситуационных задач, демонстрационный метод, кейс-метод

Синтез информации и знаний. Составление логических карт. Выработка решения. Представление интеллектуальной работы аудитории.

Технология на основе игровых методов:

Методы ролевой и деловой игры, метод игрового проектирования

Коммуникативные схемы взаимодействия студентов по заданной программе. Совершенствование навыков ведения деловой беседы, принимать решение на основе законодательных актов, выработка интеллектуальных способов защиты в нестандартных ситуациях.

Словесные методы:

объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция

 Формирование теоретических и фактических знаний, так как материал носит преимущественно теоретически- информационный характер

Практические методы:

планирование, синтез, анализ, выполнение работы

Программирование работы студента с информационными источниками, анализ информации, выполнение самостоятельной (практической) работы в аудитории, определение проблемных зон.

Метод стимулирования и мотивации

Студентам представляется дополнительная информация в печатном и электронном виде. Для углубленного изучения вопроса темы студент получает консультацию от преподавателя о ходе самостоятельной работы. Для студентов разработана бальная оценочная шкала, где оценка работы проводится в процентах.

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Учебно-методический комплекс

Практическое занятие №5

Правомерное и противоправное поведение

Сборник практических работ для студентов по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»

Ожидаемая рефлексия: изучение законодательства РФ, выполнение задания с определением правового поля, определение причинно- следственных связей, получение навыков работы с информационно-справочными программами

ПР №6 «Правовое регулирование образования»

Сборник практических работ для студентов по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»

Ожидаемая рефлексия: изучение законодательства РФ, выполнение задания с определением правового поля, определение причинно- следственных связей, получение навыков работы с информационно-справочными программами

Использование образовательных технологий с учетом модульной структуры рабочей программы  

общеобразовательной дисциплины «Обществознание»

Технология информационно-коммуникативного обучения:

метод презентации, кейс-метод

Определение информационного пространства, систематизация полученных знаний. Изучение вопросов темы, используя информационные технологии. Представление студентом результатов самостоятельной работы: общение, блог, презентация, портфолио.

Рефлексия студента: развитие информационно-коммуникационной культуры, навыки самообразования, обработки информации и систематизации, демонстрация умений пользоваться информационными технологиями (построение диаграмм, электронный вид отчета, разработка блога, презентации, графика и др.)

Технология развития критического мышления

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология составления логических карт

Выявление причин и поиск аргументов для объяснения факторов развития человечества, показателей динамики развития сфер общества как системы, поведения человека в той или иной ситуации, оценка качеств личности. Формулирование выводов.

Рефлексия студента: осмысление им собственной учебной деятельности в процессе мониторинга информационных источников, выполнение задания по инструкции, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, целевая ориентация, составление логических таблиц, карт, цепочек.

Методы

Применение

Технологии развития критического мышления:

решение ситуационных задач, презентация

Синтез информации и знаний. Составление логических карт. Выработка решения. Представление интеллектуальной работы аудитории.

Методы по типу познавательной деятельности: проблемное изложение, эвристический.

Программирование работы студентов, определение способов добывания   знаний самостоятельно.

Рефлексия студента: умение работать по информационной модели, систематизировать свои знания и формулировать выводы, переводить действия в мышление и результат интеллектуальной деятельности

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Учебно-методический комплекс

Контрольная работа №6

Принципы международного права в законодательстве РФ

Сборник контрольных работ для студентов по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»

Ожидаемая рефлексия: умение работать с правовыми справочными программными продуктами, навыки ориентироваться в федеральных законах с целью составить правовое поле для решения задач, расширение мировоззрения в международном праве, навыки построения структурно-логических схем

Методы

Применение

Метод стимулирования и мотивации

Студентам представляется дополнительная информация в печатном и электронном виде. Для углубленного изучения вопроса темы студент получает консультацию от преподавателя о ходе самостоятельной работы.

Для студентов разработана бальная оценочная шкала, где оценка работы проводится в процентах.

Практические методы:

анализ, синтез, дедукция, индукция, сбор информации, моделирование, проектирование

Программирование работы студента с информационными источниками, анализ информации, выполнение самостоятельной (практической) работы в аудитории, определение проблемных зон, поиск путей решения задач или ситуаций

1.5. МОДУЛЬ:  ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

ТЕМА 1. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

ТЕМА 2. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

ТЕМА 3. МОРАЛЬ, ИСКУССТВО И РЕЛИГИЯ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ДУХОВНОЙ  КУЛЬТУРЫ

Формы проведения занятий

Учебно-методический комплекс

КОМБИНИРОВАННЫЙ

ЛЕКЦИЯ

СЕМИНАР

Планы занятий

А.Г. Важенин «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей

Методическое пособие для студентов по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»

Использование  образовательных технологий с учетом модульной структуры рабочей программы  

общеобразовательной дисциплины «Обществознание»

Технология проблемно-диалогического обучения

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология на основе игровых методов

Преподаватель предлагает обсудить правовую, эвристическую, религиозную, правовую, социальную модели решения проблемных вопросов в деятельности человека или малой группы.

Рефлексия студента: систематизация знаний студентов и обсуждение гипотез, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, высказывание своего отношения и  ощущения, осознание своих достижений, которые способствуют приращению знаний, анализ позиции «здесь и сейчас».

Технология развития критического мышления

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология составления логических карт

Выявление причин и поиск аргументов для объяснения факторов развития человечества, показателей динамики развития сфер общества как системы, поведения человека в той или иной ситуации, оценка качеств личности. Формулирование выводов.

Рефлексия студента: осмысление им собственной учебной деятельности в процессе мониторинга информационных источников, выполнение задания по инструкции, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, целевая ориентация, составление логических таблиц, карт, цепочек.

Технология информационно-коммуникативного обучения:

метод презентации, кейс-метод

Определение информационного пространства, систематизация полученных знаний. Изучение вопросов темы, используя информационные технологии. Представление студентом результатов самостоятельной работы: общение, блог, презентация, портфолио.

Рефлексия студента: развитие информационно-коммуникационной культуры, навыки самообразования, обработки информации и систематизации, демонстрация умений пользоваться информационными технологиями (построение диаграмм, электронный вид отчета, разработка блога, презентации, графика и др.)

Методы

Применение

Технологии проблемно-диалогического обучения:

эвристический диалог, решение ситуационных задач, дискуссия

Синтез информации и знаний. Составление логических таблиц. Рассмотрение проблем общественных систем. Предложение альтернативы решения проблемной ситуации.

Технологии развития критического мышления:

«мозговой штурм», кейс-метод

Синтез информации и знаний. Составление логических карт. Выработка решения. Представление интеллектуальной работы аудитории.

Словесные методы:

объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция

 Формирование теоретических и фактических знаний, так как материал носит преимущественно теоретически- информационный характер

Практические методы:

планирование, синтез, анализ, выполнение работы

Программирование работы студента с информационными источниками, анализ информации, выполнение самостоятельной (практической) работы в аудитории, определение проблемных зон.

Метод стимулирования и мотивации

Студентам представляется дополнительная информация в печатном и электронном виде. Для углубленного изучения вопроса темы студент получает консультацию от преподавателя о ходе самостоятельной работы. Для студентов разработана бальная оценочная шкала, где оценка работы проводится в процентах.

Наглядные методы иллюстрация, демонстрация, показ.  

Для реализации целей и задач занятия наглядные методы наиболее способствуют развитию наблюдательности и повышению внимания к изучаемым вопросам. В связи с тем, что студенческие группы состоят из разного контингента (имеется в виду психологические, физиологические и социальные факторы), то  преподнесение «готовых» знаний помогает студентам получить новые знания и умения, для преподавателя – мотивировать и активизировать деятельность «сложных» студентов.

САМОСТОЯТЕЛЬНА РАБОТА СТУДЕНТА ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Проектно-исследовательская деятельность студентов

Темы проектной деятельности:

  1. Информационно- коммуникационная культура в PR-технологиях
  2. Значение культуры и религии в управлении государством.
  3. Институты культурной сферы
  4. Программы политических партий по вопросам развития г.о.Тольятти

Рефлексия студента: представление результатов самостоятельной работы в виде продукта интеллектуальной деятельности.

Использование образовательных технологий с учетом модульной структуры рабочей программы  

общеобразовательной дисциплины «Обществознание»

Технология проектной деятельности

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология развития критического мышления

Технология на основе методов исследования

Преподавателем представлены варианты проектно-исследовательских работ теоретического характера. Допускается изучение темы эмпирическими методами исследования.

Студентом проводится сбор и мониторинг информации. Постановка цели и задач. Проведение дальнейшего теоретического исследования  исторических фактов. Представление доклада или презентации аудитории.

Для студентов разработана методическая рекомендация по подготовке к семинарам или выполнения практических (проектно-исследовательских) работ. В данной методической рекомендации представлен план по уровням работы студента индивидуально или в группе.

Рефлексия студента: выбор альтернативы, выбор формы обучения, выполнение задания по инструкции, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, целевая ориентация, проявление навыков целеполагания и управления ресурсами.

Технология информационно-коммуникативного обучения:

метод презентации, кейс-метод

Определение информационного пространства, систематизация полученных знаний. Изучение вопросов темы, используя информационные технологии. Представление студентом результатов самостоятельной работы: общение, блог, презентация, портфолио.

Рефлексия студента: развитие информационно-коммуникационной культуры, навыки самообразования, обработки информации и систематизации, демонстрация умений пользоваться информационными технологиями (построение диаграмм, электронный вид отчета, разработка блога, презентации, графика и др.)

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Учебно-методический комплекс

ПР №7  «Нормы морали и религия в сознании современной молодежи»

Сборник практических работ для студентов по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»

Ожидаемая рефлексия: демонстрация умения аргументировать свою точку зрения, иметь потребность расширять мировоззрение в области культуры, проведение логических связей между информационными источниками о культуре (философии народов России) и современным мышлением поколений, излагать в устной форме идеологию религиозного учения (христианство, мусульманство и др.)

Использование образовательных технологий с учетом модульной структуры рабочей программы  

общеобразовательной дисциплины «Обществознание»

Технология информационно-коммуникативного обучения:

метод презентации, кейс-метод

Определение информационного пространства, систематизация полученных знаний. Изучение вопросов темы, используя информационные технологии. Представление студентом результатов самостоятельной работы: общение, блог, презентация, портфолио.

Рефлексия студента: развитие информационно-коммуникационной культуры, навыки самообразования, обработки информации и систематизации, демонстрация умений пользоваться информационными технологиями (построение диаграмм, электронный вид отчета, разработка блога, презентации, графика и др.)

Технология развития критического мышления

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:
Технология составления логических карт

Выявление причин и поиск аргументов для объяснения факторов развития человечества, показателей динамики развития сфер общества как системы, поведения человека в той или иной ситуации, оценка качеств личности. Формулирование выводов.

Рефлексия студента: осмысление им собственной учебной деятельности в процессе мониторинга информационных источников, выполнение задания по инструкции, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, целевая ориентация, составление логических таблиц, карт, цепочек.

Методы

Применение

Технологии развития критического мышления:

решение ситуационных задач

Синтез информации и знаний. Составление логических карт. Выработка решения. Представление интеллектуальной работы аудитории.

Метод стимулирования и мотивации

Студентам представляется дополнительная информация в печатном и электронном виде. Для углубленного изучения вопроса темы студент получает консультацию от преподавателя о ходе самостоятельной работы.

Для студентов разработана бальная оценочная шкала, где оценка работы проводится в процентах.

Практические методы:

анализ, синтез, дедукция, индукция, сбор информации, моделирование, проектирование

Программирование работы студента с информационными источниками, анализ информации, выполнение самостоятельной (практической) работы в аудитории, определение проблемных зон, поиск путей решения задач или ситуаций

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Учебно-методический комплекс

Контрольная работа №7

Мировые религии в современном мире

Сборник заданий для самостоятельной работы в аудитории по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»

Ожидаемая рефлексия: активность в познании о учениях мировых религий, расширение мировоззрения в области традиций и культуры народов России, иметь знания в области современной и элитарной культуры, умение объяснить значение функций религии и культуры в государстве.

Методы

Применение

Словесные методы:

объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция

 Формирование теоретических и фактических знаний, так как материал носит преимущественно теоретико- информационный характер

Практические методы:

планирование, синтез, анализ, выполнение работы

Программирование работы студента с информационными источниками, анализ информации, выполнение самостоятельной (практической) работы в аудитории, определение проблемных зон.

Метод стимулирования и мотивации

Студентам представляется дополнительная информация в печатном и электронном виде. Для углубленного изучения вопроса темы студент получает консультацию от преподавателя о ходе самостоятельной работы. Для студентов разработана бальная оценочная шкала, где оценка работы проводится в процентах.

Наглядные методы иллюстрация, демонстрация, показ.  

Для реализации целей и задач занятия наглядные методы наиболее способствуют развитию наблюдательности и повышению внимания к изучаемым вопросам. В связи с тем, что студенческие группы состоят из разного контингента (имеется в виду психологические, физиологические и социальные факторы), то  преподнесение «готовых» знаний помогает студентам получить новые знания и умения, для преподавателя – мотивировать и активизировать деятельность «сложных» студентов.

1.6. МОДУЛЬ:  ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

ТЕМА 1. ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

ТЕМА 2. УЧАСТНИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Формы проведения занятий

Учебно-методический комплекс

КОМБИНИРОВАННЫЙ

ЛЕКЦИЯ

СЕМИНАР

Планы занятий

А.Г. Важенин «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей

А.И. Яковлев «Основы правоведения: учебник для учащихся начальных профессиональных учебных заведений»

Методическое пособие для студентов по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»

Использование образовательных технологий с учетом модульной структуры рабочей программы  

общеобразовательной дисциплины «Обществознание»

Технология проблемно-диалогического обучения

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология информационно-коммуникативного обучения

Технология на основе игровых методов

Преподаватель  предлагает обсудить правовую, политическую, социально-экономическую модели решения проблемных вопросов в деятельности человека или малой группы.

Рефлексия студента: систематизация знаний студентов и обсуждение гипотез, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, высказывание своего отношения и  ощущения, осознание своих достижений, которые способствуют приращению знаний, анализ позиции «здесь и сейчас».

Технология развития критического мышления

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология составления логических карт

Технология на основе методов исследования

Выявление причин и поиск аргументов для объяснения факторов развития человечества, показателей динамики развития сфер общества как системы, поведения человека в той или иной ситуации, оценка качеств личности. Формулирование выводов.

Рефлексия студента: осмысление им собственной учебной деятельности в процессе мониторинга информационных источников, выполнение задания по инструкции, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, целевая ориентация, составление логических таблиц, карт, цепочек.

Методы

Применение

Технологии проблемно-диалогического обучения:

«мозговой штурм», решение ситуационных задач

Синтез информации и знаний. Составление логических таблиц. Рассмотрение проблем общественных систем. Предложение альтернативы решения проблемной ситуации.

Технологии развития критического мышления:

кейс-метод, дискуссия

Синтез информации и знаний. Составление логических карт. Выработка решения. Представление интеллектуальной работы аудитории.

Словесные методы:

объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция

 Формирование теоретических и фактических знаний, так как материал носит преимущественно теоретически- информационный характер

Практические методы:

планирование, синтез, анализ, выполнение работы

Программирование работы студента с информационными источниками, анализ информации, выполнение самостоятельной (практической) работы в аудитории, определение проблемных зон.

Метод стимулирования и мотивации

Студентам представляется дополнительная информация в печатном и электронном виде. Для углубленного изучения вопроса темы студент получает консультацию от преподавателя о ходе самостоятельной работы. Для студентов разработана бальная оценочная шкала, где оценка работы проводится в процентах.

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Учебно-методический комплекс

Практическое занятие №8

Правовое государство

Сборник практических работ для студентов по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»

Ожидаемая рефлексия: демонстрация умения аргументировать свою точку зрения, иметь потребность расширять мировоззрение в области политики, иметь представление о правовом поле политической сферы, знать свои права гражданина РФ

Использование образовательных технологий с учетом модульной структуры рабочей программы  

общеобразовательной дисциплины «Обществознание»

Технология информационно-коммуникативного обучения:

метод презентации, кейс-метод

Определение информационного пространства, систематизация полученных знаний. Изучение вопросов темы, используя информационные технологии. Представление студентом результатов самостоятельной работы: общение, блог, презентация, портфолио.

Рефлексия студента: развитие информационно-коммуникационной культуры, навыки самообразования, обработки информации и систематизации, демонстрация умений пользоваться информационными технологиями (построение диаграмм, электронный вид отчета, разработка блога, презентации, графика и др.)

Технология развития критического мышления

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология составления логических карт

Выявление причин и поиск аргументов для объяснения факторов развития человечества, показателей динамики развития сфер общества как системы, поведения человека в той или иной ситуации, оценка качеств личности. Формулирование выводов.

Рефлексия студента: осмысление им собственной учебной деятельности в процессе мониторинга информационных источников, выполнение задания по инструкции, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, целевая ориентация, составление логических таблиц, карт, цепочек.

Методы

Применение

Технологии развития критического мышления:

кейс-метод, презентация

Синтез информации и знаний. Составление логических карт. Выработка решения. Представление интеллектуальной работы аудитории.

Метод стимулирования и мотивации

Студентам представляется дополнительная информация в печатном и электронном виде. Для углубленного изучения вопроса темы студент получает консультацию от преподавателя о ходе самостоятельной работы.

Для студентов разработана бальная оценочная шкала, где оценка работы проводится в процентах.

Практические методы:

анализ, синтез, дедукция, индукция, сбор информации, моделирование, проектирование

Программирование работы студента с информационными источниками, анализ информации, выполнение самостоятельной (практической) работы в аудитории, определение проблемных зон, поиск путей решения задач или ситуаций

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Учебно-методический комплекс

ПЗ №6 «PR-менеджмент в политике»

Сборник практических работ для студентов по общеобразовательной дисциплине «Обществознание»

Ожидаемая рефлексия: демонстрация навыков работы с информационными источниками, активное участие в дискуссии, подготовка устного доклада, умение разработать структурно-логическую схему политического процесса, формулирование выводов

Использование современных образовательных технологий с учетом модульной структуры рабочей программы

 общеобразовательной дисциплины «Обществознание»

Технология информационно-коммуникативного обучения:

метод презентации, кейс-метод

Определение информационного пространства, систематизация полученных знаний. Изучение вопросов темы, используя информационные технологии. Представление студентом результатов самостоятельной работы: общение, блог, презентация, портфолио.

Рефлексия студента: развитие информационно-коммуникационной культуры, навыки самообразования, обработки информации и систематизации, демонстрация умений пользоваться информационными технологиями (построение диаграмм, электронный вид отчета, разработка блога, презентации, графика и др.)

Технология развития критического мышления

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:

Технология составления логических карт

Технология на основе игровых методов

Выявление причин и поиск аргументов для объяснения факторов развития человечества, показателей динамики развития сфер общества как системы, поведения человека в той или иной ситуации, оценка качеств личности. Формулирование выводов.

Рефлексия студента: осмысление им собственной учебной деятельности в процессе мониторинга информационных источников, выполнение задания по инструкции, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, целевая ориентация, составление логических таблиц, карт, цепочек.

Методы

Применение

Технологии развития критического мышления:

«мозговой штурм», презентация, кейс-метод

Синтез информации и знаний. Составление логических карт. Выработка решения. Представление интеллектуальной работы аудитории.

Словесные методы:

объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция

 Формирование теоретических и фактических знаний, так как материал носит преимущественно теоретически- информационный характер

Практические методы:

планирование, синтез, анализ, выполнение работы

Программирование работы студента с информационными источниками, анализ информации, выполнение самостоятельной (практической) работы в аудитории, определение проблемных зон.

Метод стимулирования и мотивации

Студентам представляется дополнительная информация в печатном и электронном виде. Для углубленного изучения вопроса темы студент получает консультацию от преподавателя о ходе самостоятельной работы. Для студентов разработана бальная оценочная шкала, где оценка работы проводится в процентах.

Наглядные методы иллюстрация, демонстрация, показ.  

Для реализации целей и задач занятия наглядные методы наиболее способствуют развитию наблюдательности и повышению внимания к изучаемым вопросам. В связи с тем, что студенческие группы состоят из разного контингента (имеется в виду психологические, физиологические и социальные факторы), то  преподнесение «готовых» знаний помогает студентам получить новые знания и умения, для преподавателя – мотивировать и активизировать деятельность «сложных» студентов.

2.КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

На общем уровне в концепции методологии образовательного процесса преподаватель использует технологию адаптивного обучения, технологию программированного обучения, технологию поэтапного формирования умственных действий, личностно- деятельностный подход. Такой выбор технологий определен социальными и психологическими особенностями обучающихся студентов в техникуме.

Для обеспечения получения студентами умений и овладением общими компетенциями при разработке аудиторных и внеаудиторных занятий преподаватель руководствовался концепцией методологии образовательного процесса по общеобразовательным дисциплинам «История» и «Обществознание». В концепцию методологии преподаватель включает такие частные образовательные технологии, как технология развития критического мышления, технология проблемно-диалогического обучения, технология информационно-коммуникативного обучения, технология на основе методов исследования, технология на основе игровых методов, технология составления логических карт, технология проектной деятельности. В таблице рассмотрены возможности применения образовательных технологий для реализации стандартов ФГОС:

Формирование умений ФГОС

Коды формируемых ОК

Концепция методологии образовательного процесса

Характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития

ОК 2, ОК 4, ОК 6, ОК 7

Общий уровень: технология программированного обучения, технология поэтапного формирования умственных действий

Частный уровень: технология проблемно-диалогического обучения, технология информационно-коммуникативного обучения

Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 4, ОК 7

Общий уровень: технология программированного обучения, технология поэтапного формирования умственных действий, технология адаптивного обучения

Частный уровень: технология развития критического мышления, технология на основе методов исследования, технология информационно-коммуникативного обучения, технология проектной деятельности

Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества)

ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 7

Общий уровень: технология программированного обучения, технология поэтапного формирования умственных действий, технология адаптивного обучения, личностно- деятельстный подход

Частный уровень: технология развития критического мышления, технология информационно-коммуникативного обучения, технология составления логических карт, технология на основе игровых методов

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

ОК 2, ОК 4, ОК 6, ОК 7

Общий уровень: технология программированного обучения,  технология адаптивного обучения, личностно- деятельностный подход

Частный уровень: технология развития критического мышления, технология информационно-коммуникативного обучения, технология составления логических карт, технология на основе игровых методов

Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6

Общий уровень: технология программированного обучения,  технология адаптивного обучения, личностно- деятельностный подход

Частный уровень: технология на основе етодов исследования, технология информационно-коммуникативного обучения, технология составления логических карт, технология на основе игровых методов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) образовательными учреждениями, реализующими программы общего образования

Методические рекомендациио структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) образовательными учреждениями, реализующими программы общего...

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)   МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего,...

МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

   Методическая карта программы учебного курса общеобразовательной дисциплины «История» разработана как рекомендация преподавателю для организации проведения занятий со студентами на ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА МОДУЛЯ ИСТОРИЯ ОГСЭ 0.2

Методическая карта программы учебного курса общеобразовательной дисциплины «История ОГСЭ 0.2» разработана как рекомендация преподавателю для организации проведения занятий со студентами на 2 курсе по ...

ПОЛОЖЕНИЕ о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин по ФГОС (НОО и OOO)

ПОЛОЖЕНИЕ о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин по ФГОС (НОО и OOO)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

Программа курса «Актуальные вопросы обществознания» для 7-9 классов направлена на формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценнос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Программа курса «Актуальные вопросы обществознания» для 10-11 классов направлена на формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и поз...