Штурм крепости
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

 

Повторительно-обобщающий урок по истории средних веков в 6-м классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shturm_kreposti4.doc246 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Штурм крепости

(Повторительно-обобщающий урок по истории средних веков в 6-м классе)

Тип урока: повторительно-обобщающий

Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Средних веков

Цели:

Образовательная  - создать образ средневековья, обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу истории Средних веков; закрепить формирование исторических понятий и знания хронологии истории средних веков; продолжить обучение навыкам обобщения, умению делать выводы, анализировать информацию, выбирать главное.

Развивающая - способствовать дальнейшему развитию умений и навыков работы с историческими понятиями; продолжать развитие речи через ответы на вопросы; развивать мышление: умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать картографические умения и навыки.

Воспитательная - воспитывать любознательность и интерес к истории.                                      

Оборудование: карта “Западная Европа”,

 Рисунок крепости с препятствиями (лес, болото, вал, стены), мяч, чистые листы бумаги, удочка и рыбки с датами.

                                                                Ход урока

. Организационный момент. Эмоциональный настрой детей.

 Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке.

Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставит свой след.

 А теперь улыбнулись друг другу, и мысленно пожелали успехов и себе и своим товарищам.  

. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы с Вами должны подвести итог нашей работы по изучению курса истории Средних веков.

Мы должны выяснить, что дало средневековье истории человечества, повторить и закрепить характерные особенности данного периода.

.Фронтальная беседа (разминка)

              -Как называется курс, который мы изучили? (Средние века.)

              -Что изучает история средних веков? (История средних веков изучает жизнь, быт, культуру людей в средние века, историю различных государств.

              -частью  какой истории является история средних веков  (частью всемирной истории)

              -Какой период охватывает история средних веков?(5-15вв.н.э.)

В ходе изучения истории Средних веков вы узнали о том, как жили люди в этот период времени, что ценили, что нового изобрели, почему воевали между собой. Вы знакомились с историческими источниками- это письма, летописи, хроники, поэмы, а также с вещественными источниками.

Вы готовы показать свои знания? Тогда вперёд, штурмовать крепость.

 У меня в руках флаг, который должен оказаться на самой высокой башне крепости. Для этого вам нужно пройти 5 препятствий.

. Вступление:

                Не на море-океане,

                Не на острове Буяне,

                А в лесу среди болот

                Крепость мощная встаёт.

                Лес болото, вал и стены

                Преграждают путь к врагу.

                Ваши знания помогут

                Штурмом взять её в бою!

                Мы изучили средние века;

                «Слетали» мы в Париж и Лондон,

                Турниры, замки, города,

                Восстания, Крестовые походы.

                Ну, а теперь давайте, господа,

                Мы те события всем классом вспомним.

Первый этап. Лес

                                    «Слови понятие» ( учитель кидает мяч с понятием, дети дают определение)

-оброк

-десятина

-феод

-надел

-коран

-индульгенция

-повинности

-барщина

-ислам

-монархия

-ремесленник

-натуральное хозяйство

-турнир;

Второй этап. Болото

                           Понятия мы с вами повторили,

                           Но это далеко не всё,

                           И даты знать нам тоже нужно,

                           Ведь даты -это слабое звено!

 

  И чтобы нам не оказаться слабым звеном вспомним основные даты.  

                                          «Поймай дату»

     

Лес прошли, теперь видите перед собой речку. Там водятся особые рыбки с датами. Ваша задача их наловить.(поймать на удочку)  

1054,630,1066,1096-1291,1358,1215,1265,1302,1337-1453,1368,1419-1434,500.

Третий этап. Вал

Известные люди средневековья.

                                               Короли, шуты, герои,

                                               Столько лиц прошло сквозь нас.

                                               Эти люди делают историю,

                                               Кто они -вопрос для вас.

Решите такую задачку: противниками или союзниками были эти люди:

  1. Иннокентий 3-крестоносцы(союзники)
  2. Ришелье - французские крестьяне(противники)
  3. Ян Гус -римский папа(противники)
  4. Уот Тайлер -король и английская знать(противники)
  5. Жанна д,Арк- английские феодалы(противники)
  6. Крестоносцы-турки-сельджуки(противники)
  7. Инквизиторы -папа римский(союзники)

 

Четвёртый этап. Частокол

Вы преодолели лес, болото, вал, предстоит сложный штурм крепостных стен.

Работа с картой

                                             Что, когда, в какой стране?

                                             Всегда ответит карта мне.

Проверим, как вы можете работать с картой. Ребята вы должны вспомнить в какой стране происходило событие и показать эту страну на карте.

  1. В какой стране были созваны Генеральные штаты?(Франция)
  2. В какой стране произошло восстание Уота Тайлера? (Англия)
  3. В какой стране было гуситское движение?(Чехия)
  4. В какой стране пешее войско называлось янычары, а правитель государства был султан?(Османская империя)
  5. Историю ещё каких стран мы изучали, покажите их на карте.(Италия, Германия, Испания…)

Пятый этап. Штурм крепости.

Учитель: Итак, вам осталось преодолеть последний этап-штурм башни. Эта башня-основа всей крепости, как понятие «феодализм» является основой курса средних веков.

Дети получают по чистому листу бумаги, на котором должны записать основные черты феодализма.

Учитель: Молодцы ребята, вы преодолели все преграды, взяли крепость. Флаг на вершине башни.

.Итог:

История средних веков прощается с вами. Но знайте, всякий раз когда захотите понять современность, вы вынуждены будете заглядывать в историю средних веков.

   В средние века возникла та Европа, в которой мы живём.

   В это время образовались многие европейские государства, сформировались нации, национальные культуры.

   Средние века появилась самая молодая из современных мировых религии- ислам.

   Мир средневекового европейца был очень ограниченным по своим размерам. Но вскоре европейцы вырвутся из границ своего мира и начнут покорение всего остального, но об этом нам расскажет уже история нового времени.

На этом урок заканчивается. Всем спасибо.

.Оценки за урок.

Оценки за урок .       Повторительно-обобщающий урок по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Средние века: «темные» или «светлые»?"

Никонова Юлия Васильевнаучитель истории и обществознания

Статья отнесена к разделу: Преподавание истории и обществознания

Цель урока:

  • Образовательная: создать образ средневековья, дать временную перспективу развития средневековья, показать развитие общества, человечества; сравнить раннее и классическое средневековье, с опорой на основные понятия по следующему плану: государственное устройство, сельское хозяйство, жизнь общества, культура; подвести учащихся к ответу на проблемный вопрос, который выражен в теме урока.
  • Развивающая: продолжать развитие речи через ответы на вопросы; продолжать развитие текстовых умений и навыков (работа на карточках); осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход (творческие задания, работа по карточкам разной степени сложности); развивать мышление: умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать картографические умения и навыки.
  • Воспитательная: развитие познавательного интереса к предмету; с целью эстетического развития воспитать у учащихся чувство прекрасного, через вопросы культуры, уважительное отношение к культуре разных стран.

Тип урока: повторительно-обощающий.

Оборудование: карта “Западная Европа”, “Развитие ремесла и торговли в Европе в XIVв.” раздаточный материал – карточки, или все это может заменить презентация в программе Power Point.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы с Вами должны подвести итог нашей работы по изучению курса истории средних веков.

Мы должны выяснить, что дало средневековье истории человечества, повторить и закрепить характерные особенности данного периода.

С 15 века существовала точка зрения., что средние века – это темный период в истории человечества (войны, инквизиция, болезни и много др.), а в 18 в. Взгляд на развитее средневековья изменился, его стали считать временем романтизма, благородного рыцарства. Попробуем выяснить какая точка зрения ближе для нас с вами. Ведь не случайно тема урока: Средние века “темные” или “светлые”? (слайд 1).

3. Повторение и обобщение знаний.

                                           Штурм крепости

 (Повторительно-обобщающий урок в 6 классе)

Цели урока:

  • Обеспечить системное усвоение знаний учащихся по характерным чертам средневекового общества.
  • Продолжить формирование умений анализировать и делать выводы, составлять рассказ, выделять главное, систематизировать.
  • Проверить степень усвоение материала по истории средних веков.

Оборудование:

  •  Рисунок крепости с препятствиями (лес, болото, вал, стены)
  • 2 флага.
  • Задания для групп (5 основных и 3 дополнительных)

Информация для учителя: Класс заранее делиться на 2 группы, каждая группа получает флаг. Выполняя задания предложенные учителем, команды преодолевают препятствия, тем самым, продвигаясь к крепости. Группа детей первой справившиеся с заданиями – победитель – оценка “5”, вторая группа – оценка “4.

Если при выполнении заданий какая – то группа детей не справилась или ответила не верно, дается дополнительное задание.

Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами будем штурмовать крепость. Для того чтобы ваш флаг красовался на самой высокой башни замка нужно пройти 5 препятствий. Итак, первое препятствие.

Вступление:

Не на море-океане, не на острове Буяне,

А в лесу среди болот крепость мощная встает.

Лес, болото, вал и стены преграждают путь к врагу,

Ваши знания помогут штурмом взять ее в бою!

Мы изучили средние века: «Слетали» мы в Париж и Лондон,

Турниры, замки, города, восстания, Крестовые походы.

Ну, а теперь давайте, господа, мы те события всем классом вспомним.

1.Разминка:

  • Как называется курс, который мы изучили? (средние века)
  • Какой период  охватывает история средних веков? (5-15вв.)
  • Здание городского совета в Западной Европе? (Ратуша)
  • Человек, являющийся полной собственностью своего господина? (раб)
  • Воин, вооруженный луком и стрелами? (лучник)
  • Церковная грамота о прощении грехов? (индульгенция)
  • Сословное объединение купцов, защищающее свои интересы? (гильдия)
  • Жилище феодала? (замок)
  • Суд католической церкви, созданный для борьбы с еретиками? (инквизиция)
  • Живописное изображение красками по сырой штукатурке? (фреска)
  • Объединение городских ремесленников одной специальности? (цех)
  • Священная книга мусульман? (коран)
  • Хозяйство, в котором все изготовлялось не для продажи, а для собственного потребления? (натуральное)
  • Как называется государство, имеющее: единую власть короля, единые законы, налоги, армию? (централизованное)
  • Картины, выложенные из цветных камешков или кусочков стекла? (мозаика)

Короли, шуты, герои, столько лиц прошло сквозь нас.

Эти люди делают историю, кто они – вопрос для вас.

2.«Крылатые выражения»:

Написанные на отдельных листках тексты «крылатых выражений» лежат на столе чистой стороной вверх. Команды вытягивают одно из заданий и объясняют его.

  • «Ходить в Каноссу».

Германский император 11в., выступавший против папы, был отлучен от церкви. Он должен был вымаливать прощение, стоя на коленях перед Каноссой, где в замке находился папа. (Употребляется в случае униженного вымаливания чего-либо).

  • «Бросить перчатку».

 Выражение пошло со времен средневекового рыцарства. Вызывая на поединок, рыцарь бросал противнику перчатку. Поднимавший перчатку принимал вызов.  (Сейчас употребляется в значении «вызывать на спор, состязание).

  • Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо фургона, содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и горестно воскликнули: «Что с возу упало, то пропало».

(Эта поговорка возникла в средние века, когда земля и все, что находилось на ней, принадлежало феодалу. Если падал товар в воза, он безвозвратно переходил в собственность владельца земли.)

  • Турнир подходил к концу. Было слышно ржание лошадей, стоны. Воины немало поменяли копий. С тех пор пошло выражение «Копья ломать».

 (В средние века конные рыцари на турнирах сражались на копьях. Противники старались выбить друг друга из седла, ударяя копьем в железные латы. Копья часто ломались.)

(Выражение означает яростную борьбу, ожесточенную схватку.)

    Средневековье – мир особый: тут замки, дамы в париках,

Тут рыцари в турнирах гибнут, за честь сражаясь на мечах.

3.Разгадай чайнворд:

  • Религия, начало которой было положено Мухаммедом. (ислам)
  • Государство, во главе которого стоит один человек. (монархия)
  • Ежегодный торг, в котором принимают участие купцы из разных городов и стран. (ярмарка)
  • Лженаука, целью которой было получение золота путем химических соединений различных веществ. (алхимия)
  • Снаряд для стрельбы. (ядро)
  • Вид повинности крепостных крестьян в пользу феодала. (оброк)
  • Человек, занимающийся обработкой земли. (крестьянин)
  • Сбор в пользу государства. (налог)
  • Титул представителя класса феодалов.(герцог)
  • Крупный феодал, управлявший частью государства и империи Карла Великого. (граф)
  • Земля, которой владел феодал.(феод)
  • Повинность в пользу церкви.( десятина)
  • Представитель знатного рода. (аристократ)
  • Военное состязание рыцарей. (турнир)
  • Человек, занимающийся изготовлением различных изделий. (ремесленник)
  • Человек, наживающий богатство путем эксплуатации наемных рабочих. (капиталист)

Что, когда, в какой стране? Всегда ответит карта мне.

4.Проверим, как вы можете работать с картой. Ребята, вы должны вспомнить в какой стране происходило событие и показать эту страну на карте.

  • В какой стране были созваны Генеральные штаты? (Франция)
  • В какой стране произошло восстание Уота Тайлера? (Англия)
  • В какой стране было гуситское движение? (Чехия)
  • В какой стране пешее войско называлось янычары, а правитель государства был султан? (Османская империя)
  • В какой стране сословно-представительный орган назывался кортесы? (Испания)
  • В какой стране сложились враждебные группировки  гвельфы и гибеллины?  (Италия)

Понятия мы с вами повторили, но это далеко не все,

И даты нам знать тоже нужно, ведь даты – это слабое звено!

  • Соотнесите даты и события:

475г.       Падение Западной Римской Империи

863г.       Создание Кириллом и Мефодием славянской письменности

1054г.   Разделение христианской церкви на Западную и Восточную

1096-1291гг.     Крестовые походы

1337-1453гг.     Столетняя война

1445г.     Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом

1453г.  Гибель Византийской империи

Вы преодолели лес, болото, вал. И сейчас вам предстоит последний этап – штурм крепостных стен.

  • «О каком событии идет речь?»

Каждая  команда получает карточки с напечатанным текстом, описывающим определенные события. Команда должна угадать о каком событии идет речь.

  • О каком событии идет речь?   Папа прямо сказал: «Освободите ту землю из рук язычников и подчините ее себе, земля та течет молоком и медом. Иерусалим – плодоноснейший пуп земли, второй рай…»        

(призыв папы к крестовым походам).

  • О каком событии идет речь?     « Желая предупредить смуту, Филипп 4 созвал собрание, на которое пригласил не только церковных и светских феодалов, но и по два депутата от каждого города. Собрание состоялось 8 апреля 1302г. В главной церкви Парижа – соборе Парижской богоматери…По свидетельству очевидцев, король: «просил как друг и требовал как господин» помощи у сословий в его борьбе против притязаний папы.

(Созыв первых Генеральных штатов во Франции).

  • Кому принадлежат эти слова, и о каком событии идет речь?   «Бог послал меня для того, чтобы принести спасение, дайте мне людей, и я сниму осаду с Орлеана, а затем поведу вас короноваться в Реймс. Бог хочет, чтобы англичане вернулись в свою страну и оставили в покое наше королевство. Отныне оно будет принадлежать вам…Ведь вы, Ваше высочество – законный наследник французского пристола».

(Жанна д,Арк. Столетняя война).

  • О ком идет речь?  Разорившийся рыцарь, блестящий полководец. В одном из сражений был ранен в голову и ослеп, но продолжал командовать народной армией.

(Ян Жижка).

7.«Оденьте рыцаря»

  • Копье
  • Забрало
  • Шлем
  • Щит
  • Кольчуга, позже латы
  • Палица (тяжелая дубинка)
  • Шпоры

 

8. Штурм крепости.

Учитель: Итак, вам осталось преодолеть последний этап – штурм башни. Эта башня – основа всей крепости, как понятие “феодализм” является основой курса средних веков.

Команды получают по чистому листу бумаги, на которой должны записать основные черты феодализма. Задание на правильность и быстроту. Затем каждая команда по очереди зачитывает по одному признаку.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Литература:

  • . О.В. Арласланова, К. А. Соловьев. Поурочные разработки по истории средних веков. М., “Вако”, 2004г.
  • М.А. Субботина. Игры и занимательные задания по истории. М., “Дрофа”, 2003 г.
  • Т.А. Кулагина. Сто игр по истории. М., “Просвещение”, 1993 г.

      Цели: подвести итоги курса СВ и показать вклад эпохи в мировую историю;

Систематизировать полученные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брестская крепость-крепость герой! Литературно-музыкальная композиция

Сценарий этой литературно-музыкальной композиции был разработан полсе прочтения книги Смирнова "Брестская крепость" и просмотра фильма А. Котта  с аналогичным названием. После постановки данного ...

" Штурм крепости", (повторительно-обобщающий урок в 6 классе)

Урок-игра. Цель-проверить степень усвоения материала по истории средних веков. Класс делится на две команды, которые преодолевая препятствия в виде болота, леса, рва, частокола. показывают свои знания...

открытый урок "Штурм крепости" для 6 класса

Повторительно-обощающий урок по истории Средних веков....

Урок-игра "Штурм крепости"

Материал подготовлен к повторительно-обощающему уроку по истории средних веков....

ШТУРМ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КРЕПОСТИ. 5 КЛАСС

ШТУРМ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КРЕПОСТИ. 5 КЛАСС...

Использование технологии «Мозговой штурм» на уроке английского языка. Урок-игра "Мозговой штурм".

Технология «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») хорошо известна среди преподавателей, однако, поскольку ее часто используют на уроках, целесообразно уточнить не...

презентация внеклассного мероприятия для 5 классов "Штурм математической крепости"

презентация внеклассного мероприятия для 5 классов "Штурм математической крепости". будет актуален и для более старших детей. Задачи логического содержания...