Методическая разработка "Написано войной"
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Смирнова Анна Юрьевна

Методическая разработка

для проведения внеклассного мероприятия

недели истории, посвященной  Дню  ПобедыI.

Цели урока

 

1) Образовательная: получение учащимися представления о Великой Отечественной войне через дневники и воспоминания участников военных действий ( как советских воинов, так и офицеров германской армии), документальных писем с оккупированной территории.

 

2) Воспитательная: формирование у учащихся понимания какой ценой была достигнута Победа в Великой Отечественной войне, осознание героизма и мужества нашего народа; встреча с ветеранами войны.

3) Развивающая: развитие у учащихся интереса к дополнительному изучению темы Великой Отечественной войны за рамками школьной программы; работа с документальными источниками; погружение в историческую среду.

 

II.  Метод : литературно-музыкальная композиция.

Урок сочетает в себе ролевое « проживание» исторических событий с использованием иконографических, документальных, музыкальных материалов, художественной литературы и встречу с ветеранами войны.

III. Оборудование: элементы школьной музейной экспозиции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне; стенды с военной тематикой; ТСО для музыкального сопровождения и демонстрации видеоматериалов.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_42.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

для проведения внеклассного мероприятия

недели истории, посвященной  Дню  Победы

«НАПИСАНО  ВОЙНОЙ»

                                                                                           УЧИТЕЛЬ:  Смирнова А.Ю.

ГБОУ   школа № 688

Приморский район

Санкт-Петербург

2014

I. Цели урока

1) Образовательная: получение учащимися представления о Великой Отечественной войне через дневники и воспоминания участников военных действий ( как советских воинов, так и офицеров германской армии), документальных писем с оккупированной территории.

2) Воспитательная: формирование у учащихся понимания какой ценой была достигнута Победа в Великой Отечественной войне, осознание героизма и мужества нашего народа; встреча с ветеранами войны.

3) Развивающая: развитие у учащихся интереса к дополнительному изучению темы Великой Отечественной войны за рамками школьной программы; работа с документальными источниками; погружение в историческую среду.

II.  Метод : литературно-музыкальная композиция.

Урок сочетает в себе ролевое « проживание» исторических событий с использованием иконографических, документальных, музыкальных материалов, художественной литературы и встречу с ветеранами войны.

III. Оборудование: элементы школьной музейной экспозиции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне; стенды с военной тематикой; ТСО для музыкального сопровождения и демонстрации видеоматериалов.

Вступление.  Документальные кадры. Ведущий 1: Напоминание о том, что в эти дни наша страна празднует годовщину Великой Победы, поздравление ветеранов.

  Ведущий 2. Стихотворение А.Макаревича « Я не видел войны»

Я не видел войны, я родился значительно позже,

Я ее проходил и читал про нее с детских лет.

Сколько книг про войну, где как будто все очень похоже:

Есть и это и то , только самого главного нет.

Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,

Сомневаюсь в кино – там в кино как-то очень цветно.

Кто всерьез воевал – почему-то не любят об этом:

Может быть от того, что об этом в словах не дано.

Только, слышишь, звучит, проступает из стен Ленинграда,

Тихо-тихо поет и в тебе, и во мне, и вокруг.

Может быть про войну слишком много и громко не надо,

Что бы ревом фанфар не спугнуть , не убить этот звук…

на последних словах стихотворения включается звук метронома.

Ведущий 3. Отрывок из дневника офицера особых поручений при командующем 6-й

армией фельдмаршале фон Рейхенау ( Цит. по кн. : И.Головченко, А.Мусиенко Золотые ворота М., 1965г )    Вступлением и фоном проходит музыкальный фрагмент из Седьмой симфонии Д.Шостаковича.

« Слушай, Германия! Слушайте потомки! День, о котором немцы мечтали веками настал! Полки фюрера наконец выступили на Восток! Началась новая, куда более значительная, нежели египетская, греческая

или римская эра – эра германская. Арийское племя пусть навсегда запомнит, до мелочей запомнит этот день, когда солдаты фюрера начали самый грандиознейший поход… Ночь с 21 на 22 июня.

Ведущий 4. Демонстрируется фотография класса выпуска 1941г.

 

… Это был выпускной класс…, под фотографией осталась подпись –

21 июня 1941г. Они мечтали, надеялись, верили, влюблялись…

Все дороги были открыты перед ними. Они многого хотели и много

могли. Сильные, красивые, молодые. Но война по своему распорядилась

их жизнями.

Звучит песня « Священная война»

Ведущий 5. Из статьи « Дадим сокрушительный отпор фашистским варварам» газета « Правда» от 24 июня 1941г.

…Мы знаем , что враг , напавший на нас , силен. Мы не рассчитываем на

легкую победу, мы знаем, что победа над фашизмом, над иноземными ордами, вторгшимися в нашу страну, будет трудна и потребует от нас

немало жертв. Но мы знаем также, что мы победим. Залог нашей победы – мужество нашего великого народа, на протяжении всей истории неоднократно подвергавшегося многочисленным испытаниям, из которого он всегда выходил с честью…

Ведущий 6.  Стихотворение К.Симонова  

Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать .Сын не простился с ней.

За десять дней на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости , из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть своей земли.

Ведущий 7. Алгазин Д.А. Изучение Великой Отечественной войны на уроках истории

М., « Просвещение», 1970

30 дней героически сражался гарнизон Брестской крепости. С изумительным героизмом отстаивал он небольшой, ставший священным

участок родной земли. Документы, извлеченные из развалин, и рассказы очевидцев, оставшихся в живых, помогли раскрыть все величие духа защитников гарнизона, сражавшихся до последнего патрона.

 А сколько еще было таких безымянных, никому не известных крепостей среди нив, болот, лесов от Черного до Баренцева моря! И сколько было безымянных героев, которые навсегда остались лежать на огневых рубежах! О них ничего не говорилось в сводках Советского информбюро, но они первые стали насмерть.

 Песня « На безымянной высоте»

… А где-то сзади, невпопад,

Проходит детство…

Ведущий 8. Алгазин Д.А. Изучение Великой Отечественной войны на уроках истории

М., « Просвещение», 1970г.

На оккупированных территориях германское правительство установило режим кровавого террора. Воины Красной Армии, освобождая оккупированные территории, сталкивались все с новыми и новыми преступлениями гитлеровцев. О том, как они превращали  людей в рабов рассказывается в письме Кати Сусаниной своему отцу. Письмо было найдено в 1944 году после освобождения белорусского города Лиозно.

Вот это письмо:

На последних словах и фоном к письму проходит

песня из к/ф « В бой идут одни старики»

Ведущий 9. Из книги « Говорят погибшие герои» М.,1966 г.

« Дорогой, добрый папенька! Пишу тебе письмо из немецкой неволи.

Когда ты будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц.

Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы.

Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь – у меня отбили легкие. А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет?

Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: « Расти,

доченька, на радость большой»

 Что толку, что мне исполнилось 15 лет? Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят, голодные, затравленные собаками. Каждый день их уводят и убивают.

 Да, папа, я рабыня немецкого барона. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с «Розой» и  «Кларой» - так зовут хозяйских свиней.

Сегодня я узнала новость: господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц . Они берут и меня с собой. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!...

Ведущий 10 Стихотворение  Н.Майорова « Весеннее»

 Мир только в детстве первозданен

Когда, себя не видя в нем,

Мы бредим морем, поездами,

Раскрытым настежь в сад окном,

Чужою радостью, досадой,

Зеленым льдом Балтийских скал

И чьим-то слишком белым садом,

Где ливень яблоки сбивал

Пусть неуютно в нем, неладно,

Нам снова хочется домой,

В тот мир простой, как лист тетрадный…

Включается метроном и проходит фоном во время прочтения текста и стихотворения .

Ведущий 11  Лицом к Победе. Сборник. М.: Современник, 1985г

Мы ехали по  утреннему Ленинграду. На доме, где когда-то жил Некрасов, начертано: « Не ходите по лестнице с горящей лучиной, с бумажными жгутами и тряпками!»

Одна кирпичная стена огромными буквами кричит: « Не оставляйте детей возле горящих коптилок!»

А рядом частные объявления..

« Всем гражданам! Отвожу ихних покойников до кладбища и другие бытовые перевозки…»

« За ненадобностью продается легкий гроб…»

Да, на фронте тяжело, очень тяжело, Но здесь… Это нереальное существование города и людей в немыслимых условиях, это невозможная жизнь… Но вместе с тем она абсолютно реальна, потому что город жив и сдаваться не находит для себя возможным.

Стихотворение О. Берггольц

 

А город был в дремучий убран иней.

Уездные сугробы , тишина…

Не отыскать в снегах трамвайных линий,

Одних полозьев жалоба слышна.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках, узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных…

Так с декабря кочуют горожане

За много верст, в густой туманной мгле,

В глуши слепых, обледеневших зданий

Отыскивая угол потеплей.

Скрипят полозья в городе, скрипят…

Как многих нам уже не досчитаться!

Но мы не плачем – правду говорят,

Что слезы вымерзли у ленинградцев.

Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.

Нам ненависть заплакать не дает.

Нам ненависть залогом жизни стала:

Объединяет, греет и ведет.

О том, чтоб не прощала, не щадила,

Чтоб мстила, мстила,  мстила как могу,

Ко мне взывает братская могила

На Охтинском, на правом берегу…

Из писем наших воинов. Фоном песня

« Бьется в тесной печурке огонь»

Из кн. В.К.Соловьева  Под Нарофоминском  М., 1966г.

 Я очень не хочу умирать, я хочу жить сто лет. Если же Родина потребует, то отдам свою молодую жизнь, но перед фашистами не отступлю, потому что люблю свою Родину и ненавижу фашистов!

Дорогие родители! Мою смерть не позорьте своими слезами. Работайте в колхозе не покладая рук, помогайте разбить фашистского зверя. Это мой вам наказ на случай моей гибели. Не считайте меня несчастным. Погибнуть за Родину- это великая честь!

Настоящий патриот тот, кто смело смотрит в глаза смерти. Не надо слез, Не надо отчаяния. Наша кровь не прольется даром…Жить для Родины, для русского свободолюбивого народа, бороться за честь и свободу его - в этом вся прелесть жизни, это в данный момент идеал жизни.

 Дорогие товарищи и командиры! Одна у меня к вам от всего сердца просьба: если фашистская пуля оборвет мою жизнь до Берлина, а вам удастся там побывать, напишите мое имя и фамилию на самом высоком здании города вместе с вашими именами, да так, чтобы ни дожди, ни годы не смыли эти буквы. Смерть фашистским захватчикам!

 

Ведущий 8. Стихотворение Г. Суворова « Мы тоскуем и скорбим…»

Мы тоскуем и скорбим. Слезы льем от боли.

Черный ворон, черный дым, выжженное поле.

А за гарью, словно снег, – ландыши без края

Рухнул наземь человек, - приняла родная.

А за гарью тишина… ветер бьет крылатый

Белых ландышей волна

Плещет над солдатом.

Ведущий 3 ( Фон – Седьмая симфония Д.Шостаковича) Из беседы Гитлера с японским послом Осимой. 3 января 1942 г.

 

« Советы уже в следующее лето будут разгромлены. Спасения им больше не существует, большевиков отбросят так далеко, чтобы они никогда не могли касаться культурной почвы Европы… Моей целью будет наступление на южном фронте. Нужно выйти к нефти, к Ирану и Ираку

Конечно, кроме того, я позабочусь о том, чтобы уничтожить Москву и Ленинград…»

Песня из к/ф « Белорусский вокзал»

Ведущий 12. И. Хомич Мы вернулись М., 1959 г.

Из воспоминаний участника обороны Севастополя:

« Мне довелось побывать в самом Севастополе в те дни. Забыть этого нельзя. Весь город был объят пламенем пожаров, то и дело слышались

разрывы авиационных бомб и тяжелых снарядов. Огня уже никто не

тушил, да и тушить его было невозможно. Матери, прижав малышей к груди, с маленькими узелками искали укрытий. Мужчины, подобрав винтовку или автомат убитого бойца, размещались в воронках и вели огонь по врагу. Все делалось молча, без криков, казалось людей покинул страх…»

 Стихотворение Г.Суворова

Еще утрами черный дым клубится

Над развороченным твоим жильем,

И падает обугленная птица,

Застигнутая бешенным огнем.

 Еще ночами белыми нам снятся,

Как вестники потерянной любви,

Живые горы голубых акаций

И в них восторженные соловьи.

Еще война, но мы упрямо верим,

Что будет день , мы выпьем боль до дна,

Широкий мир нам вновь раскроет двери

С рассветом новым встанет тишина.

Последний враг, последний меткий выстрел

И первый проблеск утра, как стекло.

Мой милый друг, а все- таки как быстро,

Как быстро наше время протекло.

В воспоминаньях мы тужить не будем

Зачем туманить грустью ясность дней:

Свой добрый век мы прожили как люди

И для людей.

Ведущий 3. В.Некрасов В окопах Сталинграда М., 1955г.  ( Фон – Седьмая симфония Д.Шостаковича)

Из дневника офицера немецкой армии Вильгельма Гофмана

« Сталинград – это ад! Счастливы те, которые получают только ранения, они, безусловно, будут дома и вместе с родными отпразднуют победу».  Гитлеровец еще верит в победу. Но с каждым днем эта вера падала. Вот еще записи: « В Германии все убеждены, что Сталинград полностью наш. Как они глубоко ошибаются! Если бы они видели, что сделал с нашей армией Сталинград!..»

В декабре он пишет: « Лошадей уже всех съели. Солдаты стали похожи на мертвецов или на обезумевших людей, ищущих что-нибудь сунуть в рот. Они уже не прячутся от снарядов русских, нет сил ходить, сгибаться и прятаться. Будь проклята эта война!»

 Так была сбита воинственная спесь с гитлеровцев под Сталинградом

стойкостью советского воина, который не щадя своей жизни, бился за родную землю.

Ведущий 13. Иоахим Видер Катастрофа на Волге  М., 1965 г.

Из воспоминаний бывшего разведчика 6-ой армии Паулюса  Иоахима Видера:

Армия разваливалась с нарастающей быстротой, она не представляла собой больше военной силы, а была лишь массой измученных людей,

которым каждый новый день приносил новые муки…

 По дороге тащились жалкие, истощенные фигуры, закутанные в шинели, плащ-палатки и тряпье. Опираясь на палки, они едва ковыляли на обмороженных ногах, обернутых соломой и лоскутами одеял. Так выглядели тянувшиеся через снежный буран остатки той некогда могучей армии, которая летом, уверенная в победе, рвалась к Волге…

Да , это были те самые солдаты, которые так недавно самоуверенными победителями шагали по многим странам Европы. Теперь же их попятам преследовал противник и отовсюду подстерегала смерть…

  Мы несли свою тотальную войну вовсе уголки Европы, пагубным образом вторгаясь в судьбу других народов… Мы сеяли горе и смерть, и сейчас

они безжалостно повернулись против нас самих.

Ведущий 1.

Кто-то сеял горе и смерть, а наши солдаты сквозь горе и смерть шли к Великой Победе.

Ведущий 14. Стихотворение П.Когана « Светлая моя звезда»

Светлая моя звезда. Боль  моя старинная

Гарь приносят поезда дальнюю, полынную.

От чужих твоих степей, где теперь начало

Всех начал моих и дней и тоски причалы.

В поле темень, в поле жуть- осень над Россией

Поднимаюсь, подхожу к окнам темно-синим.

Темень. Глухо. Темень. Тишь. Старая тревога.

Научи меня нести мужество в дороге.

Научи меня всегда цель видать сквозь дали.

Утоли моя звезда, все мои печали.

Темень. Глухо. Поезда гарь несут полынную.

Родина моя. Звезда. Боль моя старинная.

Звучит песня « Последний бой»

Ведущий 1. Из книги Краснознаменный Белорусский военный округ    Беларусь 1973г.

 Неизбежная развязка приближалась. Над поверженным Берлином гордо развевалось Знамя Победы. Утром 9 мая перед войсками  наших армий сложили оружие последние немецкие части.

 Бесконечные колонны военнопленных запрудили все дороги. Грязные, равнодушные, с низко опущенными головами, шли они под конвоем советских солдат. Историческое возмездие свершилось.

Ранним майским вечером над, казалось, уже окончательно притихшим побережьем Балтики, поверженным Берлином вновь загремели выстрелы. Винтовочные залпы сливались с автоматными очередями, отрывистые хлопки танковых пушек заглушались могучими раскатами крупных калибров…

А над всем этим оглушительным грохотом, над вспышками артиллерийских зарниц и ракет, над разноцветными трассами, изукрасившими вечернее небо, неслось, усиленное динамиками, вырывающееся из тысяч охрипших глоток, желанное и ликующее слово: «Победа!».

  Это был салют победы. Тот самый, что прогремел от Балтики до Дуная, от Эльбы до Тихого океана вечером 9 мая…

 

Стихотворение А.Твардовского

Я знаю, никакой моей вины

В том , что другие не пришли с войны.

В том, что они – кто старше, кто моложе

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же,

Все же…

Поздравление ветеранов. Предоставление им слова.

В завершении – исполнение песни « День Победы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы, посвященные 68-летию Победы в Великой Отечественной войне. «Отечественная война в моем селе»

Приближается  великий праздник  - День Победы...  Очень важно, чтобы каждое последующее поколение людей стремилось не только узнать как можно больше о суровой правде Великой Отечественн...

Методическая разработка интегрированного урока «Война глазами великого писателя (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" и историческим материалам)

Цели:·         показать историческое значение Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, Бородинской битвы,  её стратегическое значение в ходе Отечественной ...

Методическая разработка "Война в изображении Л.Н. Толстого. От "Севастопольских рассказов" к роману "Война и мир".

Данная работа представляет собой осмысление традиций Л.Н. Толстого в изображении войны. Работа состоит из вступления, двух глав, заключительной части и дидактического материала....

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия для старшеклассников «Кто сказал, что надо бросить песню на войне?» (фольклор в годы войны)

Внеклассное мероприятие посвещено знакомству с фольклором в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг....

Методическая разработка открытого интегрированного урока по истории и литературе на тему: «Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Открытый интегрированный урок по истории и литературе.Тема: "Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир"...