Россия в XVIII столетии: от Петра Великого до Екатерины Великой
методическая разработка по истории по теме

методическая разработка открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_ot_petra_do_ekateriny.doc704.5 КБ

Предварительный просмотр:

Г(О)БОУ НПО ПУ №14  г. Грязи

Подготовила Чулкова Н.Ю.,

преподаватель истории

2013г.

План урока

Цели урока:

обобщить, систематизировать, актуализировать и углубить знания по истории России в XVIII веке;

достигнуть целостности исторических знаний как главного условия развития интеллекта обучающихся;

развивать умения логического мышления, умения выстраивать причинно-следственные связи, умения аргументировать, определять и объяснять понятия.

пробудить интерес к самостоятельному исследованию прошлого.

Историческая проблема: Какое значение для будущего России имел внешнеполитический и внутриполитический курс Петра Великого и Екатерины Великой?

Оборудование: карта «Россия в первой половине XVIIIв.», карта «Россия во второй половине XVIIIв.», презентация с использованием возможностей интерактивной доски, рабочий лист по теме урока, задания по теме урока 1 и 2 варианты.

Ход урока

I. Организационный момент.

II.Урок обобщения и контроля знаний.

1 кадр «От Петра Великого до Екатерины Великой»

          XVIII век – это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства. На политическом небосклоне ярко блеснули две звезды, два Великих политика – Петр I и Екатерина II.

1. Внешняя политика Пера I

2 кадр  А.С.Пушкин о Петре I

О мощный властелин судьбы,

Не так ли ты над самой бездной

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

                     А.С.Пушкин

3 кадр «Основные направления внешней политики ПетраI»

 Обращение к рабочему листу и карте.

       Петр I учел новую европейскую ситуацию: Россия вошла в Северный союз с польским королем и курфюрстом Саксонии Августом II Сильным (1697—1733) и королем Дании Фридрихом IV (1699—1730). Союз предусматривал совместные военные действия против Швеции, где в 1697 г. корону унаследовал шестнадцатилетний Карл XII (1697—1718). Россия намеревалась вступить в войну только после заключения мира с Османской империей. Таким образом, во внешней политике приоритет был отдан северному направлению. Россия стояла перед началом длительной войны, о влиянии которой на жизнь страны историк Е. В. Анисимов писал: «Если признать завоевание Россией берегов Балтийского моря как обязательное условие для полноценного развития государства и признать, что мирная уступка Швецией выхода к Балтике была исключена, то многое, что предпринимал Петр, было вызвано необходимостью».

Результаты Северной войны внесли изменения в соотношение сил в Европе. Утратила свое положение Швеция. Россия превратилась в мощную морскую державу. Создавались условия для развития торговых отношений с государствами Западной Европы. Фактически Ништадтский мир оформил рождение Российской империи. Внешняя политика России перешла от решения насущных внутренних задач к задачам имперским.

Последней крупной внешнеполитической удачей Петра I стал поход 3-тысячного русского войска на Кавказ и в Иран(1722-1723гг.). В ходе его русскими войсками при поддержке местного населения были заняты западное и южное побережья Каспия. Попытка продвижения русских войск в Центральное Закавказье натолкнулось в 1723 г. на встречную турецкую экспансию Грузии, Армении и Западного Азербайджана. Наметившиеся сферы влияния России и Османской империи на Кавказе закрепил Константинопольский договор 1724 г. Россия утверждалась в Прикаспии, Турция — в Западном Закавказье.

                     Россия получила три морские акватории — Балтийскую, Азовскую и Каспийскую.

 

4 кадр « ОПРЕДЕЛИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ ПЕРИОДА ПЕТРА I»

Выполнение задания у доски.  После  этого обучающиеся выполняют задание №1 в полученных листах.

5 кадр «Реформы ПетраI»

Реформы петровской эпохи были подготовлены всем предшествующим развитием страны в XVII веке. Уже во времена царствования Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича были обозначены те узловые проблемы, от решения которых зависело будущее страны.

Война была главным движущим рычагом петровских преобразований, военная реформа – начальным моментом. Но, постепенно расширяясь, реформы захватили все части государственного строя, коснулись самых  разных сторон народной жизни.       

Выполнение задания у доски и одновременно в рабочем листе.

Военные реформы.

Указ 1696 г. положил начало созданию военно-морского флота.

Введение         рекрутской           повинности в отношении податных сословий в качестве основного принципа комплектования регулярной армии. Просуществовала в России с 1705 по 1874г.

Экономические реформы.

Создание             мануфактурной            промышленности, основанной на крепостническом труде.

Для защиты отечественной промышленности государство осуществляет политику протекционизма____ и меркантилизма.

В 1718-1724 гг. вводится          подушная       подать для крестьян и посадского населения. Подать была тяжёлой и превышала платежеспособность русского народа.

Государственно - административные реформы.

1708-1710гг. - реформа местного управления - образование    губерний__.                                                         

В 1711-1721гг. Петр отменил приказную систему, создал __коллегии_ - прообразы министерств.

Высшим госурарственным органом  в 1711г. становился _Правительствующий_Сенат___, который в случае отсутствия царя выполнял его функции.

Создание карательных органов тотального контроля - фискалов(1714г.) и  прокуратуры                                                      (1722г.).                                              

Во главе государственной власти был _император_     Петр I. Этот титул был учрежден самим  Петром в 1721г. после окончания войны со Швецией.

Социальные реформы.

Указом 1714г. " О единонаследии" ликвидирована разница между поместьем и вотчиной. Этим же указом введен  __майорат    - запрет на дробление поместий при наследовании.

В 1722г. была принята      «Табель о рангах», согласно которой весь чиновный мир делился на 14 разрядов. Принцип происхождения при занятии должностей окончательно был заменен принципом выслуги. Тот, кто дослужился до 8 разряда, становился потомственным дворянином.

6 кадр «Результаты деятельности Петра I»

Положительные:

Создал регулярную армию и флот

Ускорил развитие промышленности и торговли

Способствовал распространению просвещения, наук и искусств

 Отвоевал выход в Балтийское море

Ввёл Россию в семью европейских народов

Укрепил правящий класс, дав возможность людям незнатным, но талантливым подняться по социальной лестнице

Укрепил мощь и авторитет государства

         

  Отрицательные:

  Сверх меры отяготил население налогами и повинностями

Положил бесчисленные людские жертвы на алтарь своих начинаний

Управлял страной деспотически

Создал огромный бюрократический аппарат со всеми присущими ему пороками

Продолжил закрепощение населения России, что впоследствии стало   тормозить развитие экономики

Углубилась пропасть между низшими и высшими слоями обществ

7 кадр

До тех пор пока будут неравнодушные к истории Отечества люди, будут кипеть споры о результатах деятельности Петра I.

8 кадр. « Эпоха дворцовых переворотов»

Предпосылки: ослабление правящей династии в период петровских реформ, строительство новой столицы, создание Петром I гвардии.

Задание у доски и в рабочем листе: правильно обозначить  всех правителей периода дворцовых переворотов: Екатерина I(1725-1727), ПетрII (1727-1730), Анна Иоанновна(1730-1740), ИванVI(1740-1741),  Елизавета Петровна(1741-1761), ПетрIII(1761-1762).

В годы царствования Екатерины I, с 1725 по 1727, и Петра II, с 1727 по 1730, функции императора выполнял Меньшиков. В правление Анны Иоановны,с 1730 по 1740 гг., и Иоана Антоновича, с 1740 по 1741 гг., у власти были разного рода немецкие авантюристы. При Елизавете Петровне, взошедшей на престол в ноябре 1741 г., видную роль играли Шуваловы, Разумовские - фавориты императрицы. Наследником Елизаветы стал Петр III Федорович. Он проводил политику, которую не приемлило русское дворянство.  В результате, в 1762 г. на престол, после очередного переворота, 33 лет от роду взошла жена Петра III - Екатерина II . Было объявлено, что ее мужа Петра убили "случайно".

9 кадр. «Петр II и Петр III». Выполнить задание у доски: определить, какие законы и преобразования относятся ко времени правления Петра II и Петра III. Затем выполняется задание №2 в листе.

Тем не менее страх перед насильственным отстранением от власти довлел над большинством российских самодержцев XIX в. Он порождал не только попытки всемерно усилить систему государственной и личной безопасности, но и своеобразную внутреннюю цензуру, которая действовала в ходе подготовки важнейших актов верховной власти. Тщательная конспирация в разработке реформ, затяжки, проволочки и отступления в их осуществлении характеризовали этот стиль действий. Таким образом, в XIX в. традиция дворцовых переворотов утрачивала положительный заряд и становилась частью механизма правительственного торможения в проведении реформ.

10 кадр «Преобразования XVIII века».  Задание у доски: соотнести исторический термин и определение. Затем выполняется задание №3 в листе.

XVIII век вошел в историю Западной Европы как эпоха Просвещения. Идеи Просвещения вызвали к жизни различные способы создания «царства Разума». Один путь — расшатывание основ абсолютной монархии и попытка революционного переустройства общества (Франция). По другому пути пошли монархи феодальных европейских государств, которые стремились к осуществлению на практике роли «монарха-философа». Это выражалось в преобразовании наиболее устаревших социальных институтов: упразднении некоторых сословных привилегий, подчинении церкви государству; проведении реформ — крестьянской, судебной, школьного обучения; смягчении цензуры; покровительстве промышленности и торговле; развитии «художеств» и просвещения (Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии). Во второй половине XVIII в. абсолютная монархия в России также приняла форму «просвещенного абсолютизма». Традиционно это понятие связывается с царствованием Екатерины II. Основные принципы сословно-правовой политики «просвещенного абсолютизма» получили выражение в «Наказе» Екатерины II Уложенной комиссии (1767) и в Жалованных грамотах дворянству и городам (1785).

   Отрывок из «Записок» Екатерины II  — правила управления, которые она сформулировала для себя при восшествии на престол: «1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям».

       Понимание сущности, исторической роли и идейных особенностей политики «просвещенного абсолютизма» остается дискуссионной проблемой в отечественной исторической науке. Большинство исследователей считают, что «просвещенный абсолютизм» был направлен главным образом на укрепление дворянского государства в эпоху модернизации.

Многие историки, однако, полагают, что в России «просвещенный абсолютизм» был политикой лишь первых лет царствования Екатерины II и затем, после восстания Пугачева, сменился политикой откровенно реакционной. Другие считают, что «просвещенный абсолютизм» вообще, а в России в особенности, был своего рода либеральной маской, в то время как суть политики не менялась. Наконец, третьи утверждают, что понятие «просвещенный абсолютизм» в принципе несовместимо с российским самодержавием. С другой стороны, некоторые историки считают возможным применять понятие «просвещенный абсолютизм» и к царствованию Елизаветы Петровны и даже Петра I.

11 кадр. «Внутренняя политика Петра I и Екатерины II»      Сравнить преобразования   Петра I и Екатерины II.         

Линии сравнения

Петр I

Екатерина II

Преобразования в сфере экономики        

Протекционизм, меркантилизм. К концу царствования Петра Великого Россия полностью удовлетворяла свои потребности в металле и, занимая 3-е место в мире по объему его производства, начала продавать за рубеж. К 1718 г. Россия освободилась от необходимости ввоза текстильной продукции. Всего в стране было основано около 200 мануфактур, которые создавались преимущественно за счет казны, использовали крепостнический труд (появление приписных, посессионных крестьян). Развитие внутренней (ярмарки) и внешней торговли. Введение протекционистского таможенного тарифа (1724), активный торговый баланс России — вывоз товаров в 1726 г. превышал ввоз в 2 раза

«Экономический либерализм» — формально бессословные меры, поощрявшие предпринимательство.

 1762 г. — отмена монополий в торговле и промышленности и многих откупов.

 1770 г. — разрешение заводить ткацкие станы, заявив об этом в Мануфактур-коллегию и заплатив сбор.

 1784 г. — указ о поощрении местной легкой промышленности, и крестьянской, и дворянской.

1775 г. — разрешение представителям всех сословий, включая крепостных, заводить станы и рукоделия, не спрашивая никаких разрешений и без всякой регистрации.

 1757, 1766, 1782 гг. — таможенные тарифы вводили высокие защитительные пошлины на товары, производившиеся в России. Импорт железа, полотна, кож был запрещен.

Преобразования в социальной сфере        

Рост численности дворян, консолидация дворянства в сословие, обязанность служить (указ 1714 г. о единонаследии: юридическое равенство поместья и вотчины, наследование только одним из сыновей; запреты производить в офицеры дворян, не прошедших службу рядовыми в гвардейских полках, жениться, не получив образования; 1722 г. — Табель о рангах).

 Появление государственных крестьян (из бывших черносошных, однодворцев южных уездов, ясачных людей), ликвидация холопства. 1724 г. — введение единой подушной подати (74 к. с помещичьего крестьянина мужского пола, 1 р. 14 к. с посадского или государственного крестьянина)

Дворянство — привилегированное сословие (1762 г. — при Петре III — Манифест о вольности дворянства, 1785 г. — Жалованная грамота дворянству), право владеть землей и крепостными крестьянами, в том числе ссылать их в Сибирь, отдавать их на каторжные работы (1765). Крепостным запретили жаловаться государыне на помещиков, принимать присягу в суде, брать откупа и подряды. В 1783 г. крепостничество оформилось на Украине.

 «Золотой век российского дворянства»

Преобразования в государственном управлении

1708—1710 гг. — страна была разделена на 8 губерний (позже — 11) во главе с генерал-губернаторами и губернаторами, назначавшимися царем из числа особо доверенных лиц.

В 1711 г. создан Сенат (высший распорядительный, судебный и законосовещательный орган), в 1718 г. — коллегии. В 1722 г. была учреждена должность генерал-прокурора Сената. В его обязанности входило наблюдение за выполнением законов и правил, он мог приостановить и оспорить решение Сената

1763 г. — реформа Сената (высшее судебно-апелляционное учреждение). 1775 г. — «Учреждение для управления губерниями»: 50 губерний, каждая из которых, в свою очередь, делилась на 10—15 уездов с населением до 30 тыс. человек. В уезде главным органом управления был низший земский суд во главе с капитан-исправником, который избирался дворянами из местных помещиков. Дворяне получили право создавать уездные и губернские дворянские собрания.

Итоги «просвещенного абсолютизма» во внутренней политике:

       1) Усиление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления.

       2) Расширение прав и свобод дворянства, превращение его в привилегированное сословие — опору самодержавия.

       3) Усиление власти помещиков над крестьянами.

       4) Поощрение экономического развития страны.

12 кадр  «Внешняя политика во второй половине XVIIIв.»

Падение польского государства было скреплено отречением от престола его последнего короля — Станислава Августа Понятовского и конвенцией Австрии, Пруссии, России. Они обязались никогда не употреблять названия «Королевство Польское», «Польша» и совместно выступать против возрождения польской государственности. «Польского государства не стало, но польский вопрос не исчез; напротив, он превратился в одну из наиболее болезненных проблем в европейской политике. Все три части разделенной страны с течением времени зажили самостоятельной жизнью, но стремление к единству и независимости определяло национальное сознание большинства поляков все 123 года, прошедших с момента ликвидации Речи Посполитой до полной катастрофы всех трех империй в Первой мировой войне».

Участие России в разделах Польши.

1 раздел - 1772г. - Восточная Белоруссия и польская часть Лифляндии.

2 раздел - 1793г. - Центральная Белоруссия и Правобережная Украина.

3 раздел - 1795г. - Зап. Белоруссия, Литва, Курляндия.

Борьба с революционной Францией: участие в морской блокаде Франции, союз с Англией и Австрией о совместной борьбе с французской революцией, др.

13 кадр «Русско-турецкие войны»: выполнить задание у доски. Затем выполняется задание №4 в листе.

14 кадр. «Какое историческое событие лежит за этими фразами?»

Промедление смерти подобно (Петр I Сенату)

              Победителя не судят (Екатерина II о А.В.Суворове)

         Потемкинские деревни (Выражение появилось после поездки Екатерины II по только что присоединенному Крыму. Означает стремление создать впечатление благополучия там, где его нет).

15 кадр. "Пётр удивил Европу своими победами, Екатерина приучила её к нашим победам".

                                                                 Н. М. Карамзин.

Таким образом, 18 век в истории России характеризовался следующим:

1. Еще начиная с правления Петра I, установилась традиция, что все реформы проводит государство.

2. Модернизация России осуществляется по догоняющему варианту, и мы берем у Запада то, что нам нравится.

3. Модернизация проводится за счет собственного народа, т.е. Россия – самоколония.

4. Всякая модернизация сопровождается бюрократизацией.

Хотя можно сказать, что это характерно не только для России 18 века, такое положение дел  сохранилось и по сей день.

III. Подведение итогов урока.

№ задания

Вариант 1

Вариант 2

1

326514

642153

2

2346

1578

3

1) абсолютизм

2)меркантилизм

3) подушная подать

4) фаворит

1) мануфактура

2) майорат

3) рекрутская повинность

4) дворцовый переворот

4

1769г.,

1770г., П.А.Румянцев,

Сражение в Чесменской бухте,

А.В.Суворов.

1787г.,

Г.А.Потемкин,

1789г., А.В.Суворов,

Сражение у мыса Калиакрия

Фамилия _________________________________                          № группы__________

Вариант №1

1. Определите последовательность внешнеполитических событий периода правления Петра I:

1) Гангутское сражение

2) поражение под Нарвой

3) Азовские походы

4) завершение Северной войны

5) Полтавская битва

6) взятие крепости Орешек.

2. Определите, какие законы и преобразования относятся ко времени царствования Анны Иоанновны

1) открытие Московского университета

2) отмена указа о единонаследии

3) подписание «кондиций»

4) учреждение кабинета министров

5) создание Академии художеств

6) ликвидация Верховного тайного совета

7) вступление России в Семилетнюю войну

8) отмена внутренних таможенных пошлин

Ответ:_________________

3. Преобразования XVIII века. Напишите пропущенное слово (словосочетание).

1) _________________________ - неограниченная монархия, в России такая форма власти называлась самодержавием.

2) _________________________ - экономическая политика государства, проявлявшаяся в поощрении развития отечественного производства и торговли, накоплении средств внутри страны.

3)  ________________________________________ - прямой единый налог, введенный Петром I для большей части мужского населения страны.

Пропущенные элементы:

4) ____________________________ - любимец, человек, пользующийся поддержкой влиятельного лица. Русский эквивалент - временщик.

Пропущенные элементы: мануфактура, меркантилизм, подушная подать,  фискал, фаворит,  абсолютизм.  

4. Русско-турецкая война (1768-1774гг.).   Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.  

Событие

Дата

Командующий (-ие) русскими  армиями или флотом

Взятие крепости Хотин

А.М.Голицын

Сражение у реки Кагул

1770г.

А.Г.Орлов и Г.А.Спиридов

Победа у Козлуджи

1774г.

Фамилия _________________________________                          № группы__________

Вариант №2

1. Определите последовательность внешнеполитических событий периода правления Петра I:

1) Прутский поход  

2) битва при Лесной

3) Ништадтский мир  

4) основание Санкт-Петербурга

5) сражение у острова  Гренгам

6)Великое посольство в Европу.

2. Определите, какие законы и преобразования относятся ко времени царствования

Елизаветы Петровны

1) открытие Московского университета          

2) отмена указа о единонаследии

3) подписание «кондиций»

4) учреждение кабинета министров

5) создание Академии художеств

6) ликвидация Верховного тайного совета

7) вступление России в Семилетнюю войну

8) отмена внутренних таможенных пошлин

Ответ:_________________

3. Преобразования XVIII века. Напишите пропущенное слово (словосочетание).

1) _________________________ - предприятие, основанное на применении ручных орудий с разделением труда на операции.

2) __________________________ - порядок наследования земельных владений, согласно которому все земли в дворянской семье получал старший сын, владения сохранялись в целостности и не дробились.

3)____________________________________________—  способ комплектования вооружённых сил России до 1874 года.

4)_________________________________________________________ - смена власти, совершавшаяся, дворянскими группировками и руками гвардейских полков.

Пропущенные элементы: коллегия, дворцовый переворот, рекрутская повинность, регент, мануфактура, меркантилизм, майорат.  

4. Русско-турецкая война (1787-1791гг.). Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.  

Событие

Дата

Командующий (-ие) русскими  армиями или флотом

Сражение у Кинбурна

А.В. Суворов

Взятие крепости Очаков

1788г.

Сражение на реке Рымник

1791г.

Ф.Ф.Ушаков



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по истории для 7 класса по темам раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История России XVII – XVIII века» Е. В. Пчелова, Москва: «Русская школа».

Методическая разработка контрольной   работы  № 2 для 7 класса по истории охватываеттемы  раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История Рос...

Контрольная работа по истории для 7 класса по темам раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История России XVII – XVIII века» Е. В. Пчелова, Москва: «Русская школа».

Методическая разработка контрольной   работы  № 2 для 7 класса по истории охватываеттемы  раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История Рос...

ТАБЛИЦА УРОКОВ ПО Истории Отечества 8 класс: Великие преобразования России в XVIII веке.

Тематическое  планирование раздела уроков истории (модульная система)  "Великие преобразования России в XVIII веке" для детей с ОВЗ 8 класс...

Методическая разработка урока по истории в 7 классе "Внешняя политика России при Екатерине Великой".

Данный материал представляет собой нетрадиционный урок по истории России. В рамках урока присутствует театрализованное представление участниками которого являются Екатерина II, Румянцев, Потемкин....

Россия при Екатерине Великой

Наглядность для урока...

Контрольная работа по истории России 8 класс по теме" Правление Екатерины Великой"

Контрольная работа в форме тестирования  по теме -   "Россия в эпоху Екатерины Великой " . К УМК История России. 8 класс. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. То...

Россия при Екатерине Великой

Проверочная работа...