Главные вкладки

    Методическая разработка урока по истории в 7 классе "Внешняя политика России при Екатерине Великой".
    методическая разработка по истории (7 класс) на тему

    Попова Татьяна Ивановна

    Данный материал представляет собой нетрадиционный урок по истории России. В рамках урока присутствует театрализованное представление участниками которого являются Екатерина II, Румянцев, Потемкин.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moy_otkryt.urok_po_ekaterine.docx22.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Попова Татьяна Ивановна

    Учитель истории и обществознания

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Октябрьская сош»

    Нетрадиционный урок. Театрализованное представление. Борьба России за выход к Черному морю. 7класс.

    Цели:

    1 .Знакомясь с основным содержанием русско-турецких войн, особое внимание обратить на связь событий войн с иными событиями дипломатическими и внутриполитическими.

    2.Показать героизм русских солдат, полководческий талант русских военачальников.

    3. Продолжить работу над ролью личности в истории.

    4.Содействовать патриотическому воспитанию учащихся.

    Элемент театрализации.

    Автор. Год 1775. 10 июля. С самого утра московские площади были полны народа. По обеим сторонам главных улиц стояли на вытяжку ряды солдат. Раздался гром пушек. И долгий колокольный звон заполнил город(колокольный звон) Государыня в окружении многочисленной свиты из дворца направилась в Успенский собор к обедне. (Демонстрируется Успенский собор.) Она была в короне и порфире, под балдахином, который несли восемь генерал - майоров. Шнуры балдахина держали восемь генерал - поручиков. Походка, выражение лица взгляд Екатерины были полны царственного величия и важности. Впереди императрицы шел герой - победитель, главное лицо торжества - граф Румянцев.

    После обедни и молебна, в Грановитой палате (демонстрируется Грановитая палата) состоялось награждение героев турецкой войны.

    Придворный: Петр Александрович Румянцев, командующий русской армией в турецкую компанию 1768 - 1774 годов.

    Екатерина восседает на троне. Входит Румянцев.

    Екатерина: Ваши успехи знаменитейшая услуга пред нами и Отечеством. Посему они удостаивают вас пред нами особливого признания. В доказательство сего жалуем вас кавалером нашего первого ордена Святого Андрея Первозванного, почетным добавлением к фамилии - Задунайский.

    Румянцев: Ваше величество! Благодарю вас!

    С трепетом целует ей руку. Преклонив колено. Встает перед императрицей.

              Екатерина, чуть приподнявшись, возлагает на его голову лавровый венок (золотые листья, усыпанные бриллиантами). Уходят.

    Учитель. Однако этим торжественным событиям 1775 года, предшествовали долгие годы войны, которую вела Россия с Турцией. К тому же эта война не была единственной. Именно об этом пойдет сегодня разговор на уроке.

    Тема урока. Борьба России за выход к Черному морю.

      План изучения нового материала.

    1. Русско-турецкая война 1768- 1774 годов.

    6.  Русско-турецкая война 1787- 1791 годов.

    1. Русско-турецкая война 1768-1774- годов.

    Учитель предлагает учащимся вспомнить, по какому плану изучают любую войну, что о ней необходимо знать.

    Сегодня мы, следуя плану изучения войны, должны будем узнать, как связаны между собой события военные и внутриполитические. Особое внимание обратим вновь на личностей данного периода.

    Перед учащимися ставится вопрос на установление причинно- следственной связи:

    А) - Почему же началась русско-турецкая война?

    Проводится беседа по следующим вопросам: -Вспомните, каковы основные направления внешней политики Екатерины II? -Какую задачу, на ваш взгляд, предстояло решить России, ведя русско- турецкие войны?

    -Чем объясняется необходимость получения Россией выхода к Черному морю?

    -Кто, когда пытался решать эту задачу, насколько успешно? (Вспомните Петра Великого, Азовские походы, Прутский поход.) Учитель совместно с учащимися формулирует причины войны:

    -угрозы со стороны крымского хана-вассала турецкого султана (набеги на Украину)

    -Турция вынашивала планы захвата Астрахани, расширения владений на Кавказ, в Причерноморье

    -расширение торговли для России с Европой, с Востоком (работа с картой стр. 303 №10).

    Войну России 25 сентября 1768 г. объявил Турция. Поводом к ней послужило отклонение Россией турецкого ультиматума о выводе русских войск из Польши.

    - Исходя из этого факта, а также из причин войны, определите, какой характер носила война для России? (Какими бывают войны по характеру? От чего  это зависит?)

     Б) Ход и театр военных действий.

    Демонстрируется анимация «Русско-турецкая война 1768-1774 г.» Работа с картой и аппликацией: - Каков театр военных действий? (Где развернулись военные действия?)

    Ход военных действий

    Год сражения

    Место сражения

    Командующий

    В) Результат русско-турецкой войны.

    Кроме Причерноморья, Балкан и Кавказа ареной военных действий стало и Эгейское море (аппликация к карте).

    Именно сюда еще в начале войны, одновременно отправляя сухопутные войска к северным границам Турции, направила Екатерина к южным - из Кронштадта и Архангельска морские силы.

    Эскадра графа Алексея Григорьевича Орлова, достигнув острова Сцио, вступила в бой с турецким флотом. Адмирал Спиридов напал на большой девяносто пушечный корабль турок. Во время боя турки, отступая, ввели свой флот в небольшой залив близ местечка Чесма. (демонстрация Чесменского боя) В ночь суда двинулись на противника, открыв огонь из пушек. По приказу Орлова в середину турецкого флота были введены четыре зажигательные судна - дран деры. Которые и подожгли турецкие корабли. Начался пожар, уничтоживший весь турецкий флот. Лишь один уцелевший линейный корабль противника был беспрепятственно захвачен победителями. Это было знаменитое Чесменское сражение. После этой победы турецкий султан попросил мира.

    В Кючук-Кайнарджи в Болгарии 10 июля 1774 г. Был заключен мирный договор между Россией и Турцией.

    - работа с картой, разрезной таблицей – условия мира.

    2.Русско-турецкая война 1787-1791 годов.

    Прошло более десятилетия с того дня, как заключен, был Кайнарджийский мир. Много успела за это время великая императрица. Слава ее росла вместе со славой России. Знаменитый союз с Австрией, вооруженный нейтралитет, так вознесший русскую царицу в глазах всей Европы, и, наконец, присоединение Крыма к России! В 1783 г. крымский хан отрекся от престола и Крым (Таврида) был присоединен к России.

    В это десятилетие князь Григорий Александрович Потемкин, назначенный губернатором Новороссийской и Азовской губерний, превратил эти безлюдные дикие степи в цветущий край. В 1778 г. был заложен Херсон - первый русский портовый город на Черном море. Кроме Херсона Потемкин основал в самом Крыму, на берегу залива город Севастополь, который становился одним из удобнейших и крупнейших портов мира.

    В 1787 году государыня решила совершить путешествие в Крым. Великолепный поезд императрицы, состоявший из четырнадцати карет и 124 саней, выехал из Петербурга морозным январским днем.

    Государыня делала множество остановок в городах, больших и малых, и лишь в феврале прибыла. Наконец. В Киев.

    Прием, который давала она вскоре, изумил и привел в трепет присутствующих на нем иностранцев. Не только роскошные екатерининские вельможи, гордые дворяне, длиннобородые купцы составляли двор императрицы. Сюда съехались казаки донские, отвагу и удальство которых Европа давно знала, казаки с Урала, и другие запорожские. Тут были послы от бесчисленных орд киргизов, народа кочевого, и дикие калмыки, тут были и ловкие, недавно покорившееся России черкесы, и новые подданные русской царицы - татары. Поодаль от них на почетном месте стоял со свитой царевич грузинский, недавно присягнувший на подданство Екатерине.

    -Как вы думаете, как этот факт характеризует внешнюю политику России? То была Великая империя. Казалось, весь запад и восток собрался здесь, чтобы видеть русскую императрицу.

    Из Киева путь Екатерины лежал в Кременчуг. Здесь ее ждал не только специально построенный для этого дворец, с английским садом и фонтаном.

    Элемент театрализации.

    Потемкин:

    На берегу замерло двенадцатитысячное войско, в новом снаряжении, стройное, блестящее, мощное! Сорок пять эскадронов конницы, и многочисленные отряды пехоты по знаку начали маневры. Перед государыней развернулось удивительное зрелище: бой русских с турками. Била артиллерия, стройно двигались на врага шеренги пехоты. Вдруг, обгоняя их, вылетели вперед стрелки, сминая, опрокидывая неприятеля. А за ними с криками и гиканьем неслись казаки, довершая поражение. Когда умолк гром пушек и рассеялся дым, императрица в порыве искренней радости, сияя глазами, подошла ко мне.

    Екатерина:

    Не могу выразить, Георгий Александрович, как я благодарна, как обязана вам!

    Князь почтительно поклонившись:

    Ваше величество, до самой смерти я буду служить во славу двух имен - России и Екатерины.

    Учитель. Увиденное Екатериной в Кременчуге сражение было лишь инсценировкой. А Россию ждала еще одна война с Турцией. Пять лет с 1787 по 1791 годы. Сражение за сражением. Победа за победой.                                   Демонстрируется анимация «Русско-турецкая война 1787-1791 г.» Пять лет с 1787 по 1791 год Сражение за сражением. Победа за победой. И везде героизм русских солдат, и талант полководцев, их новые приемы в сражениях и тактике ведения боя

    .-Работа учащихся с текстом учебника стр. 257-258. Вопрос классу.

    Используя текст параграфа, найдите подтверждение героизма русских солдат.

    В чем проявился талант полководцев? (при наличии времени)

    В 1791 году в Яссах был заключен мирный договор между Россией и

    Турцией.

    -работа с картой, разрезной таблицей — условия мира

    1. Закрепление изученного материала.

    -Какие задачи ставила Россия в русско-турецких войнах? -Каковы итоги русско-турецких войн? -Решила ли Россия стаявшие перед ней задачи? При наличии времени работа с рабочей тетрадью стр.59 №2.

    1. Итог урока.

    - Какие Вы испытываете чувства по отношению к, услышанному на уроке?

    Домашнее задание: § 27-28, таблица «Русско-турецкая война 1787-1791 г.», по образцу 1-й войны, раб. тет. №3,5,6,8.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

    В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

    Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

    Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...

    Методическа разработка урока по истории "Общественные движения в России во второй половине 19 века"

    Цель урока: выявить особенности общественного движения в России во второй половине 19 века и причины широкого развития радикального революционного движения. Рассмотрены следующие вопросы:1. «Крестьянс...

    Методическая разработка урока по истории России 9 класс. Тема «Экономическая политика красных и белых».

    Цели урока: охарактеризовать сущность и результаты политики «во­енного коммунизма» в промышленности и сельском хозяйстве, а также экономическую политику белых; продолжить определение причин победы кра...

    Методическая разработка урока по истории России на тему: «Внутренняя и внешняя политика Павла I»

    Цель урока:  познакомить обучающихся с новой творческой формой работы на уроке, формировать умение в нестандартной, творческой форме представить свои знания о периоде правления Павла I...

    Методическая разработка урока по истории России в 8 классе по теме "Великая Северная война"

    Урок предполагает познакомить учащихся с событиями Северной войны 1700-1721 гг.; оценить роль реформы армии и флота в достижении победы России в Северной войне; определить причины, основные ...